Повсюду блеск повсюду яркий свет автор. Изображение леса в русской литературе и живописи. Анализ стихотворения «Детство» Бунина

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

Рецензии

В последней строке этого превосходного стихотворения допущена неточность. Напечатано: " А зной и сухость солнечного лета " Должно быть: " А зной и сухость солнечного света ".

Так как подлинная поэзия дорожит каждым словом, а тем более - поэзия Ивана Алексеевича Бунина, то эту строку следовало бы исправить. Эту неточность можно проверить по наиболее полному 9-ти томному изданию стихов Бунина (1965 г.). Том 1-й, стр. 243.

Спасибо тем, кто, вспомнив о замечательном поэте, выложил на Стихире его стихотворения.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Одно из самых известных стихотворений раннего творчества Бунина - "Детство" - написано в молодой поре, когда детство, кажется, ушло еще недалеко, однако уже, очевидно, безвозвратно. В этой статье представлен анализ стихотворения, а также история его создания и использованные выразительные средства.

"Чем жарче день, тем сладостней в бору..."

Прежде чем анализировать это стихотворение, необходимо освежить в памяти его строки. Стихотворение знакомо многим с юных лет:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

История создания

Стихотворение "Детство" Бунин написал в 1895 году в возрасте 25 лет. Это время в биографии поэта характеризуется началом серьезного творчества, первыми публикациями и участием Бунина в литературном кружке "Среда", завсегдатаями которого были также Максим Горький и Леонид Андреев. Первые поэтические признания, серьезные коллеги - и вдруг Бунин пишет это стихотворение, наполненное торжеством свежести детских впечатлений и тоской по времени, когда "деревья были большими".

Детство Ивана Бунина было счастливым. Когда мальчику исполнилось четыре года, семейство Буниных переехало в свое родовое поместье, расположенное в Елецком уезде. С малых лет Иван был окружен любовью, хорошим воспитанием и богатой природой. Словно с картин Шишкина, выступали перед мальчиком густые хвойные леса, сияющие в проблесках солнечного света. С детства одаренный тонким восприятием и богатым воображением, Иван нередко проводил время в лесу - один, с неизменной книгой под мышкой или в сопровождении гувернера - Николая Ромашкова, оказавшего значительное влияние на раннее образование будущего поэта. Маленький Бунин - на фото ниже.

Скорее всего, стоя на пороге между двадцатилетней юностью и тридцатилетним началом зрелости, между безвестностью начинающего поэта и славой знаменитого, Иван Бунин с особой ностальгией предался воспоминаниям о своем детстве. Тогда все было еще впереди, а сосновый бор мог стать надежным укрытием от любых неурядиц, которые могли случиться в его детской жизни.

Первая публикация этого стихотворения состоялась лишь в 1906 году, спустя одиннадцать лет после написания.

Анализ произведения

Темой стихотворения Бунина "Детство" является ностальгия по прошлому, по времени, когда целые дни можно было беззаботно проводить в лесу, а о взрослой жизни, кажущейся очень далекой, и вовсе не задумываться. Стихотворение написано в жанре лирического произведения с использованием перекрестной рифмы и в размере четырехстопного ямба - благодаря ему стихотворение звучит весело и легко, позволяя представить беззаботного мальчишку, радостно шагающего по утреннему лесу. Лирическим героем произведения является сам автор, его сверхзадача - рассказать о своей любви к природе, к летнему солнцу, но именно так, как он чувствовал это в детстве.

Выразительные средства

Основным средством художественной выразительности в стихотворении Бунина "Детство" является аллитерация: в каждой строке используется несколько шипящих и глухих звуков, позволяющих услышать шелест песка, скрип тяжелых стволов, хруст коры. Также обильно использованы твердые и мягкие звуки "л" - благодаря этому чувствуется, как сквозь деревья льется яркий свет, как горячая смола стекает по стволам сосен.

Помимо этого к выразительным средствам следует отнести метафору ("солнечные палаты"), сравнение ("песок - как шелк"), олицетворение ("величавый ствол"), лексический повторы ("повсюду блеск, повсюду яркий свет", "как тепла, как солнцем вся прогрета") и огромное количество восторженных эпитетов ("смолистый аромат", "солнечные палаты", "блеск и яркий свет", "ствол - тяжелый, величавый", "солнечное лето"). Именно преувеличенная восторженность позволяет почувствовать неподдельный, искренний восторг, на который человеческая душа способна только в детстве.

Многие поэты русской литературы подарили нам возможность общения с природой, с пленительным очарованием русского леса.

Притягательную силу леса мы чувствуем, читая стихи поэтов XIX и XX веков и рассматривая полотна великого русского живописца Ивана Шишкина.

У Ивана Алексеевича Бунина есть стихотворение «Детство»:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк

Прильну к сосне корявой –

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета,

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Настроение у этого стихотворения радостное, приподнятое, и рождается оно, наверное, ясным солнечным утром, когда жизнь кажется бесконечной и прекрасной, обещает новые открытия, и все лучшее кажется еще впереди.

Картины, представляющиеся в этом стихотворении, все пронизаны светом. Молодая зеленая хвоя весело блестит на солнце, а старая, рыжая, тускло мерцает на сухих ветках, виднеется кое- где среди подлеска: на земле еще можно увидеть почерневшие раскрытые старые шишки. В бору оживленно перекликается бодрая дробь дятла. Мне лес представляется прекрасным Дворцом Природы.

Не случайно поэт называет его «солнечными палатами». Высокие и прямые сосны, уходящие своими кудрявыми верхушками прямо в синее небо, кажутся величественными колоннами, на которых радостно играют блики солнца. Все стихотворение пронизано солнечным светом и запахом хвои, как и сам сосновый бор. С самых первых строк стихотворения входит в наше воображение свет солнца и запах нагретой хвои. Поэт говорит о «солнечных палатах», лужайках света по всему лесу («Повсюду блеск, повсюду яркий свет»), о нагретых солнцем стволах деревьев («Кора груба, морщиниста, красна, / Но как тепла, как солнцем вся прогрета»), о «зное и сухости солнечного света», о том, как сладостно «дышать сухим смолистым ароматом».

Создается впечатление праздничности соснового бора. Это впечатление возникает благодаря все тому же солнечному свету, « который предает всему праздничный «блеск».

Сравнение бора с «палатами», песка с шелком («песок как шелк»), сосен с величавыми «гигантами» создает ощущение чего- то необыкновенно прекрасного, радостного и царственного.

Лес поражает своим величием и красотой не только И. А. Бунина.

Великолепным певцом русского леса был замечательный художник Иван Иванович Шишкин. Этот выдающийся живописец был не -превзойденным знатоком родной природы. Русскую природу И. И. Шишкин узнал и полюбил еще в детстве и ранней молодости, бродя по лесам, любуясь из окон отчего дома широкими далями.

Все произведения художника посвящены русской природе. Он руководствовался твердыми убеждениями, что природа сама по себе, а задача художника состоит в том, чтобы неутомимо и любовно ее изучать, и как можно точнее передавать. Никто до Шишкина не изучал так тщательно, во всех деталях, деревья лесов среднерусской полосы. «Лесной богатырь» - так называли Шишкина товарищи художники. На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Сосновый лес», «Сосны, освещенные солнцем», «Хвойный лес. Солнечный день», «Корабельная роща».

Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению Бунина: все они пронизаны светом, теплом и радостным мироощущением. Но все же особенно выделяется картина «Хвойный лес. Солнечный день» (1895), «На песчаном грунте. Этюд» (1889 или 1890) и «Сосны освещенные солнцем. Этюд»(1886) Первую («Хвойный лес. Солнечный день») выделяем, потому что именно в ней лес напоминает солнечные палаты в своем выверенном чередовании стройных стволов, которые выстраиваются перед нами, приглашая в глубь леса, на солнечные яркие поляны. Картина, «На песчаном грунте», нравится ощущением свежего чистого хвойного воздуха, который льется сквозь деревья и играет на мягком золотистом песке (невольно вспоминается бунинская строка: «Песок – как шелк»), кажется, будто стоишь в низинке и смотришь на возвышенность, по которой убегают к небу пригретые солнцем веселые сосны. Ну, а «Сосны, освещенные солнцем» настолько объемны, осязаемо, теплы, что хочется прижаться щекой к их коре и почувствовать от тепла, аромата хвои и света головокружительное блаженство и счастье жить. Две высокие сосны, от которых тянутся длинные сочные тени, являющиеся центром всей композиции, кажутся похожими на величественный вход в «солнечные палаты».

А вот еще одно стихотворение И. Бунина – «В лесу»

Тропинкой темною лесною,

Где колокольчики цветут,

Под тенью легкой и сквозною

Меня кустарники ведут.

Здесь полусвет и запах пряный

Сухой листвы, а вдалеке

Лес расступается поляной

К долине мирной и реке.

(«В лесу»)

Поэтический образ леса в бунинском стихотворении похож на лес, что на картине И. Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

Еще один русский поэт, Иван Суриков, воспевает лес, как место, где есть раздолье разноцветным травам, тишине, таинственности. По сути, это гимн лету с его сочной зеленью деревьев, веселым солнцем, душистым чудом земляничных лесных полянок.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Все кругом светло.

На лугу пестреют

Яркие цветы;

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес:

Ни звука –

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

Это стихотворение ярко перекликается с картиной Ивана Шишкина «Опушка лиственного леса», где мы видим душистую лесную полянку, по которой так и хочется побегать, отдохнуть и насладиться свежим лесным воздухом.

У Афанасия Фета в стихотворении «Дождь» слышится тревожное настроение от приближающейся грозы с ливнем в лесу.

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в лицо,

И что - то к лесу подошло,

По свежим листьям барабанит.

(«Дождь»)

На картине И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу» мы с тревогой смотрим на темную – синюю грозовую тучу, затянувшую небо. Съежившись под зонтом, бредем вместе с другими людьми под проливным дождем по сырой, размокшей лесной дороге.

Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова А. Фета лес изображен с сочной зеленью деревьев, то в стихотворении М. Лермонтова «На севере диком» видится зимняя, одинокая сосна.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем.

Прекрасная пальма растет.

Стихотворение навевает грустное, печальное и лирическое настроение. Это подчеркивается словами «На севере диком стоит одиноко на голой вершине».

Мне представляется картина: одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над вершинами северных лесов. В лунном свете серебрится снег. Сосне холодно и одиноко. Эти поэтические строки М. Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И. И. Шишкина на создание картины «На севере диком»

Художник умело передал настроение, созданное в стихотворении. На картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато – зеленых оттенков.

Если сравнивать сосны, описанные у Бунина, с сосной, созданной воображением Лермонтова, то надо отметить, что бунинские сосны приносят человеку радость, в лесу весело и ярко, везде солнечный свет, блеск. Бунинские сосны хотя и огромны, но величавы, стволы их теплы, приятен их смолистый аромат. Они тесно связаны с прекрасными воспоминаниями детства и лета. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее, но не принес радости. Человеку тоже было бы очень грустно и одиноко рядом с этой сосной.

Каждый поэт по-своему показывает нам сосны. Поэтические и художественные образы этих деревьев создают у нас разное настроение. Мы убеждаемся, как воздействует на нас поэтическое слово И. А. Бунина, И. Сурикова, А. Фета. А художник И. И. Шишкин своими картинами усилил звучание поэтических строчек.

Русский лес в прозе и живописи И. Шишкина.

Наблюдая за жизнью русского леса, нельзя не вспомнить картину Шишкина «Утро в сосновом лесу» и рассказы Г. Скребицкого, В. Бианки отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Неожиданное знакомство»

« Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка.

Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки

Медвежонок тянет к ней лапу, лягушка делает в сторону большой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка прыгает в воду, а медвежонок сует туда лапу, отдергивает, трясет его и с удивлением смотрит, куда же делся его новый приятель. Я не могу оторвать глаз - до чего же хорош такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый. Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с котенком. Не верится, что это дикий зверь».

После прочтения этого отрывка представляется веселый, неугомонный и неповоротливый медвежонок. А. И. Шишкин изобразил своих медвежат ранним летним утром, среди могучих сосен. Они вылезли из – под поваленного дерева. Двое из них играют, кувыркаются на поваленном бурей дереве. А третий медвежонок не играет с братьями. Он самый неуклюжий и косолапый. Взобрался на ствол другого поваленного дерева и всматривается вдаль, прислушивается к чему-то. Медвежата, изображенные Шишкиным и Скребицким очень наблюдательны, мы увидели их характеры и повадки зверей.

А вот как рассказывал о сосновом боре писатель И. Соколов – Микитов, наш земляк. «Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь ли, едешь, бывало, по старому сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные сосны, возвышаются над головой стволы старых деревьев. Через высокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Светлые, золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корой. Пахнет смолой и землей. Тихо в старом сосновом бору, изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кедровые вершины».

Сосновые боры у И. Соколова – Микитова и И. Шишкина похожи, ибо на картине тоже видно, как солнечные лучи золотят верхушки могучих сосен. Эти деревья высокие и могучие, кажется, что они задевают своими кривыми и раскинутыми ветвями солнце. Прохладно, светло в пустой сосновой чаще.

Для своей картины «Утро в сосновом бору» И. Шишкин выбрал именно такую глушь, потому что только здесь медвежата могут играть беззаботно, их охраняет дремучий, пустой лес, сюда не ступала нога человека. Первоначально на картине не было медвежат, художник нарисовал их гораздо позже, тем самым он оживил свою картину, она наполнилась не только светом, но еще и звуками. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.

В «Записках охотника» И. С. Тургенева природа подчиняет человека не только своей загадочностью, не только своим равнодушием, но и своей жизненной силой, здоровьем и мощью. Такова природа в рассказе «Лес и степь», замыкающем цикл. Рассказ о лесе и степи с разнообразными, важными и торжественными событиями в их жизни, со сменой времен года, дня и ночи, зноя и грез - это в то же время рассказ о человеке, чей духовный образ, определяется этой природной жизнью.

В описании леса Тургенев использует много красок: темно-серое небо; деревья, облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах кранным огнем горят лучины.

Помимо красок в лесу много разнообразных звуков: слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит, громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за вами и т. д.

В этом и есть мастерство И. Тургенева. Он умеет «вглядываться и вслушиваться» в природу.

«Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы!

Они держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свисток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шуму»

Такой русский лес, в котором «лепечут статные осины», шевелятся длинные висячие ветки берез и могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы есть и на картине И. Шишкина «Опушка лиственного леса»

Заключение.

Мы увидели поэтический и художественный образ леса. Каждый поэт по-своему показывает нам лес, образы деревьев создают у нас разные настроения. Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова создается впечатление праздничности от соснового бора, то от стихотворения М. Лермонтова, И. Фета навевает грустным, печальным настроением.

Своим величием лес поражал и замечательного художника Ивана Шишкина, чьи полотна с изображением усиливают звучание поэтических строк. Мы видим суровые и таинственные, сказочные и дремучие леса, с вековыми и раскидистыми, прямыми и золотистыми соснами.

В русской литературе и живописи есть еще достаточно много поэтических строк, посвященных лесу, и картин с изображением леса. Я с интересом продолжу наблюдения за тайнами и величием русского леса в поэзии и живописи.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

Анализ стихотворения «Детство» Бунина

Детство - лучшая пора человеческой жизни. Именно в детском возрасте люди учатся открывать свою душу прекрасному. Стихотворение И. А. Бунина «Детство» передаёт искренний восторг от ощущения единства с природой.

Произведение написано двадцатипятилетним писателем в 1895 году, а опубликовано оно было лишь спустя 11 лет. Этот период его творчества был очень плодотворен и богат на события, но всё-таки И. А. Бунин тосковал по собственной детской непосредственности и лёгкому восприятию мира.

Жанр, тема и идея

По жанру стихотворение относится к пейзажной лирике. Его темой является описание впечатлений от прогулки в солнечном бору. Идея Бунина - показать, как природа может вернуть детское мироощущение и чувствительность.

Основной мотив и образы

Стихотворение проникнуто весёлым настроением. Это подтверждают слова: «весело мне было…». В «Детстве» можно выделить два основных образа:

  • образ лирического героя, который на миг возвращается в детство;
  • образ сосны, который выступает символом всей родной природы.

Эти два образа противопоставлены по возрасту («…мне только десять лет, // А ствол - гигант, тяжёлый, величавый»). Несмотря на это, они единое целое: «Прильну к сосне…».

Композиция

«Детство» состоит из трёх четверостиший:

  • в первой строфе описывается солнечный бор, в котором гуляет лирический герой;
  • во второй строфе рассказывается, как он прильнул «к сосне корявой»;
  • третья строфа описывает грубый, но тёплый ствол сосны.

Ритмический строй

Произведение написано пятистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Этот двусложный размер лёгок для восприятия и осмысления.

Художественные средства

  • слова, передающие запахи: «сухим смолистым ароматом», «пахнет»;
  • слова, передающие солнечный свет и тепло: «жарче», «по … солнечным палатам», «повсюду блеск», «повсюду яркий свет», «Кора … тепла, так солнцем вся прогрета!», «зной … солнечного света»;
  • звукопись: повтор шипящих и звуков [с] и [т];
  • сравнения: «Песок - как шёлк…»;
  • метафору: лес сравнивается со дворцом («по этим солнечным палатам»);
  • эпитеты: «тяжёлый, величавый», «сладостней», «весело»;
  • восклицательные предложения в первой и третьей строфах.

Таким образом, И. А. Бунин намеренно создал в стихотворении атмосферу преувеличенной восторженности, позволяющую почувствовать непритворное восхищение природой. На такое любование человеческая душа способна только в детстве.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру




Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

Школьный анализ стихотворения Бунина И. А. "Детство"

Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина "Детство" написано в зрелом возрасте и содержит воспоминания из детства поэта. Автор является героем произведения. Погружаясь в воспоминания, он делится с читателями чувствами, которые ему очень дороги.

Стихотворение наполнено яркими впечатлениями от общения с природой.

Особенностью данного произведения является увлекательный сюжет. Иван Алексеевич Бунин гуляет в лесу. Чувство ностальгии переносит его в детские годы, когда он ещё мальчишкой часто прогуливался между высоких сосен.

Рассказывая историю о походе в лес, Иван Алексеевич Бунин использует средства художественной изобразительности. Его речь остаётся простой, доступной, и вместе с тем поэт украшает свой рассказ необычными словами.

Метафора, которая появляется в первом четверостишии, передаёт настроение поэта. Он говорит о богатстве и красоте природы, сравнивая лес с дворцом:

И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Теперь, когда молодой человек, раскрывший в себе талант поэта, снова приходит в лес, он может передать сладкие мгновения общения с природой. Эти чувства заставляют его вернуться в прошлое:

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Приём антитезы, используемый в третьем четверостишии, говорит о силе связи поэта с родной землёй. Его не печалит грубость коры сосны. Он полон светлых переживаний, замечая как всё вокруг прекрасно.

Идея данного произведения - показать нетронутую красоту природы. Пусть в жизни человека происходит множество событий, он взрослеет, узнаёт многое об окружающем мире, приобретает новые знакомства, становится частью общества. Но с ним остаются сладкие мечты об уютном уголке природы, где лето, зной, высокие сосны и приятный тёплый аромат.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: