Теория восприятия в психологии презентация. Восприятие. Классификация основных видов восприятия

«Познавательные процессы» - Память. Качества внимания. Восприятие. Эмоциональный интеллект. Вербальный интеллект. Основные качества мышления. Виды памяти. Произвольное и непроизвольное внимание. Мышление. Типы интеллекта. Виды внимания. Основные операции мышления. Процессы памяти. Основные формы рационального мышления. Качества интеллекта.

«Развитие воображения» - Агглютинация. Развитие воображения младших школьников. Развитие воссоздающего воображения. Сочинение загадок по алгоритму. Типизация – выделение существенного, повторяющегося. Игра «Путешествие по географической карте». Чтение чертежей. Схематизация – отдельные представления сливаются. Создание образа целого по его части, детали.

«Ощущение и восприятие» - Ощущение с мультисенсорным характером. Сенсорная адаптация. Классификация ощущений. Свойства образов восприятия. Последовательный образ. Виды образных явлений. Свойства ощущений. Общая психология. Далеко не все физические параметры стимулов могут ощущаться человеком. Схема (образ) тела – представление о собственном теле.

«Творческое воображение» - Воображение, игра и самосознание. Зигмунд Фрейд. Критика чистого разума. Разуму очень нравилось свое «одеяние». Paracelsus. 1775-1825: Политические революции в Америке и Франции. Архетипы. Образ как первый принцип. Платон и Аристотель. Типичный неподписанный средневековый потрет Христа. Творческое воображение.

«Восприятие в психологии» - Внушенные встречаются при алкогольном делирии. Суждение о способе запечатления. Чувство «сделанности». Психическая гипестезия. Классификация галлюцинаций по анализаторам. Переход в галлюцинации. Варианты галлюцинаций по содержанию. Проекция галлюцинаторного образа. Проприоцептивные ощущения. Расстройства восприятия при употреблении каннабиноидов.

«Ощущение» - Настроечная. Движения. Восприятие темпа и ритма. Функции. Свойства восприятий. Представления воображения. Состояние внутренних органов. Восприятие формы, объёмности и величины предметов. Основные внешние признаки предметов и явлений. В зависимости от степени организации. Качество. Объёмность. Свойства ощущений.

Всего в теме 10 презентаций

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ощущение, чувственный опыт - психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний, внутренних или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.

3 слайд

Описание слайда:

Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, совершающиеся в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами. Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший тончайший анализ» (Павлов), который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды. Анализаторы имеют сложное строение, в котором различают рецепторы, проводящие пути и центральные отделы анализаторов.

4 слайд

Описание слайда:

Закономерности ощущений К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия. Пороги чувствительности. Ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности. Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

5 слайд

Описание слайда:

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

6 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

7 слайд

Описание слайда:

Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

8 слайд

Описание слайда:

Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.

9 слайд

Описание слайда:

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств. В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

10 слайд

Описание слайда:

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: 1-й - образуемые в пределах одного анализатора; 2-й - межанализаторные. Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

11 слайд

Описание слайда:

Свойства восприятия: Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В О С П Р И Я Т И Е

Восприятие Восприятие (перцепция)-это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Результатом восприятия являются: 1.Формирование субъективного образа (психической копии воспринимаемого объекта, пространства и временной последовательности событий, включая и мир в целом) 2.Узнавание ранее знакомого объекта (путем сопоставления реально воспринимаемого объекта с его идеальной моделью, которая хранится в долговременной памяти) Восприятие представляет собой систему процессов приема и переработки информации.

Классификация восприятия Вид восприятия по ведущему анализатору: -зрительное -слуховое - осязательное - обонятельное - вкусовое - кинестетическое

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ ПО ФОРМЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ ПО СТРУКТУРЕ Преднамеренно е Непреднамеренн о е Симультанное Сукцессивное восприятие Пространства восприятие Времени восприятие Движений

Свойства восприятия 1. Осмысленность и обобщенность 2. Предметность восприятия 3. Целостность восприятия 4. Структурность восприятия 5. Избирательность внимания 6. Константность

Расстройства восприятия Возникают: -в результате психических заболеваний; - в результате поражения коры головного мозга. К ним относятся: -Агнозии -Галлюцинации -Псевдогаллюцинации -Психосенсорные расстройства -Иллюзии

Агнозии Агнозии - возникают при органическом поражении некоторых участков коры больших полушарий мозга. Для агнозий характерно то, что больной видит, слышит и т.д., но на фоне относительно сохранного интеллекта либо не идентифицирует объект, либо вообще не понимает, с чем имеет дело. В легких случаях узнавание воспринимаемого объекта происходит, но период между его предъявлением и опознаванием в несколько раз увеличивается по сравнению с нормой. Различают виды агнозий Зрительная Слуховая Кожно-кинестетическая

Симптомы зрительных агнозий 1. Предметная агнозия -если больной, правильно оценивая отдельные элементы объекта (или его изображения), не может понять его смысла в целом. 2. Лицевая агнозия - если он не различает человеческие лица (или фотографии). 3 Оптико-пространственная агнозия - если он плохо ориентируется в пространственных признаках изображения. 4. Буквенная агнозия- если он, правильно копируя буквы, не может их читать. 5. Цветовая агнозия - если он различает цвета, но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, т. е. не может вспомнить цвет знакомых предметов. 6. Симультанная агнозия - больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, причем этот дефект наблюдается и при сохранности полей зрения.

Симптомы слуховых агнозий Слуховой анализатор разделен на 2 подсистемы - речевой и не речевой слух, каждый из которых обрабатывается разными полушариями. Поэтому поражение коркового представительства речевого слуха(связанного с работой левого полушария) рассматривается не как агнозии, а как предпосылки речевых расстройств (афазий). Слуховые агнозии возникают при поражении правого полушария, к ним относятся Простая предметная агнозия - неспособность понимать смысл и значение самых простых предметных звуков(льющейся воды, звона ключей) Амузия - утрата способности узнавать и воспроизводить ранее знакомые мелодии. Аритмия - неспособность воспроизводить простые ритмы.

Симптомы кожно-кинестетических агнозий При ощупывании с закрытыми глазами больные не узнают величину и форму предмета, а также затрудняются в оценке его функционального предназначения или не опознают предмет в целом- тактильная предметная агнозия. Нарушение способности определять ощупыванием качество материала, из которого сделан предмет, и характер его поверхности, хотя форма этого предмета больным описывается верно - тактильная агнозия текстуры объекта. Различают две формы соматоагнозий (развал схемы тела) Расстройство узнавания частей тела и их расположения по отношению друг к другу, появление ощущения увеличения или уменьшения части тела, удвоения конечности, отделения ее от тела – аутотопагнозия. Неосознание или недооценка дефектов, вызванных патологическим процессом (например парезом, параличом), или игнорирование левой половины тела при поражении правого полушария мозга – анозагнозия.

Галлюцинации Это вид нарушения восприятия, при котором возникающие и вынесенные вовне образы и представления не имеют под собой реального внешнего раздражителя (восприятие без объекта). Из-за своей интенсивности, чувственности и конкретности пространственно-временного расположения они становятся для больного неотличимыми от реальности.

Классификация галлюцинаций - По принадлежности к анализатору: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельный, вкусовые - истинные и ложные - простые и сложные Причины галлюцинаций- психические заболевания, отравления, высокая температура, переутомление, органические заболевания мозга и т.д, всех их объединяют нарушения в работе ц.н.с. Механизмы галлюцинаций слабо изучены, но считается что в их структуре всегда присутствуют два нарушенных компонента- само восприятие и суждение о воспринимаемом.

Симптомы галлюцинаций Зрительные галлюцинации (человек видит нечто простое, например, пятна, зигзаги, вспышки света или сложные образы, имеющие предметное содержание такие, как люди, неизвестные несуществующие существа, а также целые сцены и панорамы, разворачивающиеся перед его глазами, как в кино). Слуховые галлюцинации (например, человек слышит голоса, речь или просто отдельные звуки). Звуки могут быть громкими или тихими, эпизодическими или постоянными, невнятными или четкими, принадлежать знакомым или незнакомым людям. Вкусовые галлюцинации (человек ощущает несуществующий вкус, например, сладость от жевания резины и т. д.). Обонятельные галлюцинации (человек ощущает несуществующие в реальности запахи, например, тухлого мяса, прекрасных духов женщины и т. д.). Они нередко ассоциируются с бредовыми идеями(например,с бредом отравления)

Висцеральные галлюцинации (человек ощущает некие предметы внутри своего тела). При данных галлюцинациях человек может видеть собственные внутренние органы в нормальном или измененном виде, ощущать их перемещение внутри тела. Вестибулярные галлюцинации (ощущение несоответствующего реальности положения тела в пространстве, например, чувство полета). Комплексные галлюцинации (ощущения, касающиеся одновременно нескольких анализаторов, например, чувство сладкого вкуса от пятна, сидящего на стуле и т. д.). Тактильные (осязательные) галлюцинации (ощущение каких-либо прикосновений к коже, жара, холода и т. д.). Они могут локализоваться на поверхности кожи или под ней, человек может ощущать предметы, насекомых, животных, веревки, жар, холод, прикосновения, влагу или схватывание.

Псевдогаллюцинации Псевдогаллюцинации чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове ("голос" звучит внутри головы); Псевдогаллюцинации, впервые описанные В. Кандинским, обладают следующими особенностями: 1) независимостью от воли человека; 2) навязчивостью, насильственностью; 3) законченностью, оформленностью псевдогаллюцинаторных образов. Если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела (что бывает гораздо реже), то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой. Больные с истинными галлюцинациями уверены, что и окружающие испытывают те же переживания, а больные с псевдогаллюцинациями считают свои переживания сугубо личными.

Психосенсорные расстройства Это различные по своей структуре искажения сложных восприятий в следствии нарушений сенсорного синтеза при сохранности ощущений, идущих от органов чувств. Психосенсорные расстройства могут возникать: -при психических заболеваниях(эпилепсии, шизофрении); -при органических поражениях головного мозга; -у психически нормальных людей, под воздействием интоксикации; Для психосенсорных расстройств характерно: искаженное восприятие метрических, пространственных(форма, размер, локализация) качеств объектов при общем их узнавании и сохранении критического отношения к ним, а также расстройства восприятия и оценки времени.

К психосенсорным расстройствам относятся: 1. Метаморфопсия- искажение формы и величины окружающих предметов, которые могут казаться уменьшенными, увеличенными, искаженными, приближенными или удаленными. 2. Дереализация -тягостное чувство нереальности, призрачности, чуждости больному окружающего мира.(дежавю, жемавю) 3. Расстройства оценки времени- сочетаются с изменением восприятия реального мира.Время может(останавливаться, замедлятся, ускорятся, растягиватся и т. д. 4. Деперсонализация - системные искажения восприятия собственных психических процессов и собственного тела.

Иллюзии Ошибочное, ложное восприятие реально существующих в данный момент предметов и явлений. Иллюзии могут возникать на почве противоречия признаков перспективы, глубины, формы и величины воспринимаемых объектов. Иллюзии -неосознанное явление.

Классификация иллюзий: 1. Физические (миражи, преломление предметов на границе двух сред) 2. Физиологические (ощуще-ние движения окружающих предметов после остановки поезда) 3. Психические (вызванные колебаниями настроения, экстазом, повышенным эффективным тоном(куст в темноте принимается за притаившегося человека)

Иллюзии широко распространенное явление среди здоровых людей, вследствии усталости, истощения, подозрительного отношения к окружающему или страха. Они могут встречаться в следствии психических заболеваний или органического поражения г.м.

Вывод Восприятие является сложным психическим процессом, в работе которого задействованы мышление, память, эмоции, чувства, опыт, интересы и установки личности воспринимающего. Расстройства восприятия затрудняет нам возможность воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии, реагировать на происходящее в окружающем нас мире, корректировать свое поведение в соответствии с изменениями в этом мире и познавать окружающую действительность



Константность - независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер воспринимаются как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Грегори Р. Мир остается стабилен, не смотря на то, что наши глаза двигаются.




Почему мир остается стабильным когда наши глаза двигаются? Согласно афферентной теории, сигналы движения, поступающие от сетчатки, тормозятся сигналами, идущими от глазных мышц (афферентными). Согласно эфферентной теории, сетчаточные сигналы движения тормозятся сигналами команды, управляющими самими движениями глаз, сигналами (эфферентными), которые в свою очередь, регулируются внутренней замкнутой системой мозга.


Предметность - объект воспринимается как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.




Принципы, лежащие в основе организации восприятия. АВС А. мозг распознает лицо по нескольким штрихам по принципу заполнения пробелов; В. знаки группируются в столбики по принципу сходства; С. здесь воспринимаются 3 группы квадратов, по принципу близости.


Правила группировки частей в целостный образ: Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимается целостно. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. Правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.


Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. Классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Это свойство позволяет не только воспринимать предметы, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. См. Дж. Бруннер. Восприятие как процесс категоризации. Перцептивная готовность.


Восприятие как процесс категоризации. Стадии процесса категоризации 1. Первичная категоризация 2. Поиск признаков 3. Подтверждающая проверка 4. Завершение проверки Восприятие есть процесс принятия решения, основанный на использовании отличительных признаков. Свойства стимулов дают возможность отнести их к соответствующей категории. Категории различаются по их готовности. Перцептивная готовность минимизирует неожиданность внешней среды и максимизирует успех в опознании объектов.




Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и формируются в течении жизни человека. Острота зрения у младенца достигает того же уровня, как у взрослого человека только к концу первого года жизни. С 4-ех месячного возраста ребенок различает цвета: синий, зеленый, желтый и красный, но предпочтение отдает синему и красному. Гибсон и Уок с помощью «зрительного обрыва» показали, что восприятие глубины у ребенка имеется уже с самого раннего детства. Константность восприятия только к 10 годам достигает уровня восприятия взрослого человека. У 2-3 летнего ребенка воспринимаемая величина уменьшается с удаленностью предметов.




Активное движение глаз эксперименты Хелда и Хейна на котятах: зрительная стимуляция сама по себе недостаточна для развития восприятия, необходимо активное движение; эксперименты Хелда и Хейна на котятах: исследование движений глаз при зрительном восприятии: человек осматривает объект не по случайной траектории, а как бы последовательно ощупывает взглядом наиболее значимые элементы фигуры; исследование движений глаз при зрительном восприятии:






Обратная связь Эксперименты Стрэттона с искажающими очками. Если испытуемому не предоставлять возможности практического взаимодействия с окружающей средой во время ношения очков, то его восприятие либо не перестраивается вообще, либо незначительно. Но если человек активно взаимодействует с окружающими объектами, то неискаженное восприятие мира восстанавливается.


Минимум информации. Исследования по изоляции испытуемых от раздражителей (сенсорная и перцептивная депривация). При сенсорной депривации происходит утрата константности восприятия, нарушение цветового зрения, искажение восприятия формы и т.д. Это свидетельствует о том, что для нормального восприятия необходим определенный поток сигналов из внешней среды. ВОСПРИЯТИЕ НЕ СВОДИТСЯ К ПАССИВНОМУ ПРИЕМУ ИНФОРМАЦИИ См. восприятие в условиях сенсорного дефицита


Восприятие в условиях сенсорного дефицита Наблюдения за восприятием космонавтов (в условиях невесомости). изменение восприятия положения собственного тела в пространстве; значительные ошибки в визуальной оценке расстояния; Повышение разрешающей способности зрения и слуха в условиях дефицита информации может быть объяснено не только повышением чувствительности, но и тем, что изменяется степень доступности различных гипотез из-за нарушения соотношения потока информации из центра и периферии в сторону центра. ? Иллюзии и галлюцинации.


Структурированность получаемой информации Человек живет в мире вещей и явлений, ограниченных в пространстве и во времени и находящихся между собой в определенных связях. Попав в условия, где в поле восприятия нет привычной расчленности и организованности, человек не может не только адекватно и длительно воспринимать такой окружающий мир, но и испытывает нарушения других психических функций. ? Привести примеры


Восприятие процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).действийобразаанализаторыощущенийОбраз восприятиясинтезаА.Н. Леонтьева филогенезезрительноеслуховоевкусовоеобонятельноекинестезические ощущениядвижения глаза
























1 из 23

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Константность - независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер воспринимаются как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Грегори Р. Мир остается стабилен, не смотря на то, что наши глаза двигаются.

№ слайда 5

№ слайда 6

Описание слайда:

Почему мир остается стабильным когда наши глаза двигаются? Согласно афферентной теории, сигналы движения, поступающие от сетчатки, тормозятся сигналами, идущими от глазных мышц (афферентными). Согласно эфферентной теории, сетчаточные сигналы движения тормозятся сигналами команды, управляющими самими движениями глаз, сигналами (эфферентными), которые в свою очередь, регулируются внутренней замкнутой системой мозга.

№ слайда 7

Описание слайда:

Предметность - объект воспринимается как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Правила группировки частей в целостный образ: Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимается целостно. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. Правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

№ слайда 11

Описание слайда:

Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. Классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Это свойство позволяет не только воспринимать предметы, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. См. Дж. Бруннер. Восприятие как процесс категоризации. Перцептивная готовность.

№ слайда 12

Описание слайда:

Восприятие как процесс категоризации. Стадии процесса категоризации Первичная категоризация Поиск признаков Подтверждающая проверка Завершение проверки Восприятие есть процесс принятия решения, основанный на использовании отличительных признаков. Свойства стимулов дают возможность отнести их к соответствующей категории. Категории различаются по их готовности. Перцептивная готовность минимизирует неожиданность внешней среды и максимизирует успех в опознании объектов.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и формируются в течении жизни человека. Острота зрения у младенца достигает того же уровня, как у взрослого человека только к концу первого года жизни. С 4-ех месячного возраста ребенок различает цвета: синий, зеленый, желтый и красный, но предпочтение отдает синему и красному. Гибсон и Уок с помощью «зрительного обрыва» показали, что восприятие глубины у ребенка имеется уже с самого раннего детства. Константность восприятия только к 10 годам достигает уровня восприятия взрослого человека. У 2-3 летнего ребенка воспринимаемая величина уменьшается с удаленностью предметов.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Активное движение глаз эксперименты Хелда и Хейна на котятах: зрительная стимуляция сама по себе недостаточна для развития восприятия, необходимо активное движение; исследование движений глаз при зрительном восприятии: человек осматривает объект не по случайной траектории, а как бы последовательно ощупывает взглядом наиболее значимые элементы фигуры;

№ слайда 17

Описание слайда:

Восприятие в условиях сенсорного дефицита Наблюдения за восприятием космонавтов (в условиях невесомости). изменение восприятия положения собственного тела в пространстве; значительные ошибки в визуальной оценке расстояния; Повышение разрешающей способности зрения и слуха в условиях дефицита информации может быть объяснено не только повышением чувствительности, но и тем, что изменяется степень доступности различных гипотез из-за нарушения соотношения потока информации из центра и периферии в сторону центра. ? Иллюзии и галлюцинации.

№ слайда 22

Описание слайда:

Структурированность получаемой информации Человек живет в мире вещей и явлений, ограниченных в пространстве и во времени и находящихся между собой в определенных связях. Попав в условия, где в поле восприятия нет привычной расчленности и организованности, человек не может не только адекватно и длительно воспринимать такой окружающий мир, но и испытывает нарушения других психических функций. ? Привести примеры

№ слайда 23

Описание слайда:

Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: