Что значит вертеть очаг кругом жаркова. М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Роды и жанры литературы. Анализ стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру» Ломоносова

Читать стих “Случились вместе два астронома в пиру” Ломоносоав Михаила Васильевича нужно как притчу – именно такую форму своему произведению дал великий поэт. Два спорщика – это Птолемей и Коперник, предмет их спора – вращение планет. Изучая это стихотворение на уроке литературы в классе, можно также узнать точки зрения двух ученых о Солнце и Земле. Поэт использует необычный прием, сталкивая личностей из двух эпох для выяснения истины.

Текст стихотворения Ломоносова “Случились вместе два астронома в пиру” интересен тем, что точку в ученом споре ставит обычный повар с помощью простой аналогии с жарким и вертелом. Прочтя это познавательное и остроумное произведение онлайн, легко увидеть отход от канонов классицизма. Стоит учить его полностью, чтобы понять, что здравый смысл – это то, что используется для окончательной победы в словесной дуэли.

Случились вместе два Астро́нома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье разсуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

Здесь вы можете слушать онлайн произведение Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру", написанное в 1761 году. В нем два астронома, Птолемей и Коперник, спорили о том, планеты вращаются вокруг солнца или наоборот. Но спор разрешил повар, сказав, что не может очаг костра вращаться вокруг жаркова. На самом деле в реальном мире эти астрономы никак не могли встретиться из-за "небольшой" разницы в возрасте 1373 года, так как Птолемей жил во II веке, а Коперник в XV-XVI веках.

Читать "Случились вместе два астронома в пиру"

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?"

Ломоносов писал не только научные труды, но и стихотворные произведения. Значительное место в его творчестве занимают оды различного содержания, а также другие стихи, в которых повествуется как о возвышенных, так и об обы­денных предметах.

Так, в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…», написанном в 1761 году, автор рассуждает о сложной научной проблеме, прибегая к форме притчи.

Случились вместе два Астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птоломей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

Притча как короткий символический рас­сказ, в котором скрыт глубокий философский смысл, зародилась в древности и существовала у многих народов. На Востоке очень популярны притчи о Хаджи-Насреддине, в которых герой выступает то как философ и мудрец, то выгля­дит довольно глупо.

Ломоносов в своей импровизированной сти­хотворной притче вводит персонажей, которые в реальной жизни никогда бы не могли встре­титься и беседовать, так как жили в разные ис­торические эпохи, разделенные несколькими сотнями лет.

Один из них - Николай Коперник, польский астроном, который жил на рубеже XV-XVI ве­ков и научно обосновал гелиоцентрическую тео­рию мироздания, доказав, что Земля вращается вокруг Солнца.

Другой персонаж стихотворения Ломоносова - Клавдий Птолемей, греческий ученый, живший во II веке нашей эры, который полагал, что Солнце движется вокруг Земли. Его взгляды очень долго господствовали в астрономии, и ка­толическая церковь сурово преследовала тех, кто пытался их опровергнуть.

Вводя в стихотворение образ повара, который и решает спор двух великих ученых, Ломоносов снижает возвышенный тон произведения.

«Случились вместе два Астронома в пиру…» - небольшое сатирическое произведение. Согласно правилам классицизма в «высоких» произведени­ях не допускалось «низкое», но благодаря этому приему стихотворение обретает сатирическое зву­чание. Таким образом оно становится понятно и близко не только ученым, но и простым людям, так как сложная научная проблема разрешается на основе обыкновенного здравого смысла.

Литературоведы впоследствии установили, что аргумент, который приводит повар в пользу теории Коперника, мог быть заимствован Ломо­носовым из книги французского писателя Сира­но де Бержерака «Иной свет, или Государства и империи Луны». Однако это нисколько не ума­ляет своеобразия этого небольшого остроумного стихотворения, в котором Ломоносов не только в несколько фантастической форме показывает многовековой конфликт сторонников двух раз­личных теорий мироздания. Автор также дает понять читателю, каковы собственные взгляды автора на эту проблему.

ЛИТЕРАТУРА ЛОМОНОСОВ

«Случились вместе 2 астронома в пиру..»

  1. Оргмомент
  2. Повторение

О чем говорили на прошлом уроке?

Какая лит-ра называется ДР?

С каким событием связано появление ДРЛ?

Какие жанры выделяют в ДРЛ?

Какой жанр самый распр?

В чем заключается смысл жанра летописи? (запись по годам )

Назовите 2 самых известных летописцев 10-12 веков (Никон и Нестор )

3) Проверка домашнего задания

Текст для 1-го раза непонятен, поэтому давайте послушаем его еще раз и потом побеседуем по его содержанию. (видеоролик )

Итак, кто может сказать вкратце, о чем этот текст? (как на русскую землю напали печенеги и люди не могли выйти из города. Тогда один подросток-отрок решился выйти из Киева и пройти мимо печенегов за помощью. Он знал печенежский язык, поэтому печенеги его не тронули. Отрок перебрался на другую сторону Днепра и позвал на помощь воеводу. Воевода Претич приблизился к Киеву и сказал печенегам, что он их друг, что позади идет со своей дружиной Святослав, чтобы разгромить печенегов. Печенеги отступили, а Святослав, вернувшись в город, прогнал окончательно врагов )

В этом тексте очень много непонятных слов. Давайте посмотрим в презентации, что они означают. (просмотр презентации )

Скажите, поучителен ли этот рассказ Повести? (да )

Чему он нас учит? (быть патриотом своей страны, уметь защитить себя и свой народ )

4) Физминутка

5) Новая тема

Сегодня мы с вами начинаем знакомство с произведениями, у которых есть автор в лице одного какого-то человека. И первым представителем среди писателей является Михаил Васильевич Ломоносов (171101765). Запишем тему урока …..

Что вы знаете об этом человеке? Кто он такой? (ответы детей )

Ребята, М.В.Ломоносов – не только писатель, но и ученый в области химии, физики, ин.языков, математики, геометрии и многих других наук. Внимание на слайд (презентация о жизни Ломоносова )

6) Знакомство с произведением

Сегодня мы познакомимся с его произведением «Случились вместе 2 астронома в пиру…» (читает учитель )

Что значит «случились 2 астронома»? (встретились )

«спорили в жару»? (вели жаркий спор, громкий, серьезный )

“Круг Солнца ходит» (вокруг Солнца ходит )

«Как ты о сем сомненье рассуждаешь»? (Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? )

«Такова» (прил.) (такого )

«Жаркова» (сущ.) - жаркóго (жаркóе - жареное кушанье, обычно мясное ).

Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?

Дети учатся работать со сносками.

Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).

Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?

Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.

В чем противоположность взглядов ученых?

К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?

Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.

Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот .

В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?

7) Итог урока

О чем сегодня узнали?

Что понравилось на уроке?

Кто такие Коперник и Птолемей?

О чем говорил Коперник?А Птолемей?

Чья теория в настоящее время вернее?

8) Инструктаж домашнего задания

Стр 53 – выразительное чтение


Тест по литературе Случились вместе два астронома в пиру… (М.В. Ломоносов) для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и одно общее задание с развернутым ответом.

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.



Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Когда было написано стихотворение? Укажите век.

2. Назовите род литературы, которому принадлежит это произведе­ние.

3. Что в данном тексте означает словосочетание случились вместе ?

4. Как называется обмен репликами героев литературного произве­дения?
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав…»

5. Выпишите слово, употреблённое поэтом в переносном значении:
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит…»

Задание с развернутым ответом

6.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. В каком веке родился Коперник?

2. Как называется вопрос, не требующий ответа, использующийся для привлечения внимания собеседника?
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?

3. Что в данном тексте означает слово в жару (спорили)?

4. Как называется вид комического, заключающийся в добродуш­ной насмешке?

5. Выпишите слово, употреблённое поэтом в переносном значении: Другой, что Солнце все с собой планеты водит.

Задание с развернутым ответом

6. Согласны ли вы с теми исследователями, которые называют это произведение басней? Объясните вашу позицию.

Ответы на тест по литературе Случились вместе два астронома в пиру… (М.В. Ломоносов)
1 вариант
1. XVIII
2. лирика
3. встретились
4. диалог
5. ходит
2 вариант
1. XV
2. риторический
3. горячо
4. юмор
5. водит

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: