Особенность любовной лирики Есенина. Сочинение на тему любовной лирики Есенина. Тема любви в творчестве, лирике есенина сочинение Мое восприятие темы любви в лирике есенина

Тема любви занимает значительное место в лирике Есенина. В стихотворениях поэт передает различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике богатая образность и разнообразные интонации служили воспеванию красоты светлых чувств. Поэт воспринимает любовь как чудо: «кто выдумал твой гибкий стан и плечи – к светлой тайне приложил уста».
Есенин был очень любим женщинами, но интимная лирика поэта зачастую окрашена трагизмом. В книгу Есенина «Москва кабацкая» вошли два цикла: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана». В них описывается не любовь в высоком смысле, а чувства, характерные для подростков, когда женщина и притягивает, и раздражает одновременно. В юношеской незрелости проступают надрывные интонации. Не имеющий «средь людей… дружбы», поэт сравнивает любовь со страшной, неизлечимой болезнью:

Я не знал, что любовь – зараза,
Я не знал, что любовь – чума.

В Москве кабацкой и любовь – кабацкая, продажная, лживая, жалкая имитация настоящего чувства, в котором лирическому герою видится «гибель»:

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Есенин, познавший горечь такой «любви», не смог пройти мимо этой темы и отразил в своем творчестве любовь-отчаяние, любовь-бред, любовь на уровне животного инстинкта. Понимая несостоятельность такой любви, разочарованный лирический герой стихотворного цикла просит у своей подруги прощения. Душа героя жива, полна доброты и человечности:

Дорогая, я плачу,
Прости… Прости…

Восхищение женщиной, ее красотой и тайной возникает в цикле «Любовь хулигана». Герою уже не хочется ходить по кабакам, «пить и плясать» и «терять свою жизнь без оглядки». Он рад смотреть на любимую, видеть «златокарий омут» ее глаз и «тонко касаться руки и волос» ее «цветом в осень».
В стихотворении «Заметался пожар голубой» поэт признается: «В первый раз я пишу про любовь», подчеркивая, что не считает любовью то, о чем писал в цикле «Москва кабацкая». Голубой пожар – метафора любви, передающая надежду поэта на воскресение. Но очень скоро герою становится грустно, и он начинает сомневаться в себе и своих чувствах:

Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог -
Сумасшедшее сердце поэта.

В следующих стихотворениях цикла трагедийная интонация усиливается, появляются мотивы ревности. Герой сочувствует любимой, у которой тяжелая жизнь:

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!

Ему представляется, что в жизни уже «не осталось ничего, как только желтый тлен и сырость».

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Поэт, мечтавший о высоком чувстве, о духовной близости, находит лишь страсть. Такая любовь не просветляет, а опустошает человека.
Цикл стихотворений «Персидские мотивы» считал лучшим из всего написанного. Создавались «Персидские мотивы» на Кавказе в 1924–1925 годах. Цикл представляет собой лирико-философские раздумья, в которых слияние трагического и философского начал достигло своей завершенности. В нем Есенин вдохновенно создал воображаемую Персию, в которой ему хотелось побывать. Важнейшей чертой «Персидских мотивов» является их музыкальность, создающаяся повторением рефренов.
Наиболее характерно в этом отношении стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», в котором поэт обращается к конкретной девушке, молодой учительнице по имени Шаганэ Тальян, с которой поэт встретился в декабре 1924 года. Он часто посещал ее, дарил ей цветы и читал стихи. Расставаясь, поэт подарил ей книгу с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». Девушке в ту пору было 24 года, по происхождению она была армянка, отличалась необыкновенной красотой, и с нее поэт писал свою персиянку.
Рефрен «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» усиливает восхищение красотой любимой. Есенин рассказывает девушке о своей единственной любви, о любви к родной земле.

Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.

Поэт не в состоянии забыть свою русскую подругу:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…

Многие любовные стихотворения Есенина посвящены конкретным женщинам. Например, цикл «Любовь хулигана» посвящен актрисе Камерного театра Августе Леонардовне Миклашевской, а в стихотворениях «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Собаке Качалова» говорится о сложных взаимоотношениях поэта с его самой любимой женщиной – первой женой Зинаидой Николаевной Райх:

Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое в лицо бросали мне.

В последний год жизни Есенин создал стихотворения о любви, в которых осуждает ложь в человеческих отношениях, с тоской пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Эти стихи необыкновенно трагичны. Себя он считает уже неспособным любить, это справедливая расплата за неразборчивость чувств в молодости. Единственная надежда, что любимая женщина вспомнит о нем хоть когда-нибудь. В стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь…» он пишет:

Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Есенинский герой проходит путь от восторженного восприятия любви, восхищения женской красотой до мысли о невозможности гармонических отношений между двумя людьми.

Тема любви в лирике С. А. Есенина

Творчество С. А. Есенина неразрывно связано с те-мой любви, оно как бы и не существует без этого высо-кого чувства. Душа поэта не может не любить, не восхищаться, не пылать страстью. Она дышит любовью, живет ею, что и находит свое отражение в лирике.

Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относя-щиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными пес-нями, полны деревенской мелодичности и напевно-сти. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы («Подражанье песне», 1910г.). С ранних лет в душу С. А. Есенина запали народные сказания, поговорки, загадки. Поэтому первые его стихи отличаются пол-нотой красок, звуков, запахов. В его стихах — мягкая зелень полей, алый свет зари, белый дым черемухи, голубой песок неба.

Любовная лирика занимает значительное место в поэзии С. А. Есенина. В его стихотворениях нашли свое отражение разнообразные переживания поэта — радость встреч с любимой, тоска в разлуке, грусть, от-чаяние. Но тема любви в его стихах тесно переплета-ется с главной есенинской темой — темой любви к Ро-дине. Любовь к женщине раскрывается у него через любовь к родной земле. Он с поразительной способно-стью одушевляет природу отчего края:

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Березка — его любимый образ, становится берез-кой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; горящая своими плодами рябина; осины, смотрящие в розовую воду; рожь с ле-бединой шеей и множество других удивительных ме-тафор и образов создают в творчестве С. А. Есенина свой особый мир — мир живой и одухотворенной при-роды, в котором жил он сам.

Поэзия любви, сливаясь воедино с поэзией приро-ды, черпает из нее целомудренность весеннего цвете-ния, чувственность летнего зноя.

Возлюбленная поэта — это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом во-лос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа. Так С А. Есенин описывает свою любимую в стихотворе-нии «Не ходить, не мять в кустах багряных...», напи-санном в 1916 году.

В стихотворении «Зеленая прячется...» девушка предстает перед нами в любимом образе поэта — в об-разе тонкой березки, что «загляделась в пруд». Сама березка нам рассказывает, как «ночью звездной» «за голые колени... обнимал» ее пастух и «слезы лил», прощаясь с ней «до новых журавлей ».

В начале двадцатых годов происходит резкая сме-на настроения поэта в стихотворениях о любви. Есе-нин, став свидетелем событий революции, видя изме-нения, происходящие в стране, глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цик-ле стихотворений «Москва кабацкая», где деревен-ский песенный лиризм заменяется отчетливым рез-ким ритмом. Поэт, переживая вместе с народом тяже-лые перемены в России, не может определить своего места в жизни, глубоко страдает от сознания душев-ной раздвоенности. Он ждал от революции осуществ-ления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, сча-стливой жизни на земле. Но на самом деле произошло разорение деревенской «голубой Руси». С. А. Есенин почувствовал, что происходит разрушение гармонии с природой. В одном из своих писем этого времени он писал: «Трогает меня... только грусть за уходящее ми-лое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, ме-ханического... Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о ко-тором я думал». Это тяжелое настроение выражается и в любовной лирике. Здесь мы уже не встретим слов о возвышенной любви, нет того любования природой, что всегда присутствовало в ранних стихах. Поэт «без возврата» покидает «родные поля». «Да! Теперь ре-шено. Без возврата...», — пишет он в 1922 году. Чувст-ва попраны, на первый план выходят сиюминутные влечения: «Когда... светит месяц... черт знает как», он идет «переулком в знакомый кабак». Нет красоты розового заката, есть только «шум и гам в этом логове жутком».

Отношение к женщине резко изменяется: она уже не стройная березка-девушка, а «паршивая» прости-тутка, которую «излюбили», и «замызгали». Она грязна, глупа, а вместо любви вызывает только нена-висть. Такое настроение поэта выражается в стихо-творении «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», напи-санном в 1923 году. Однако подобные образы являют-ся демонстративным выражением подавленного состояния внутреннего мира поэта. Порочная «кабац-кая » любовь — это отчаянный поэтический крик о гу-бительной страсти кабаков. И все же через тягостный душевный настрой поэтических произведений проби-вается присущий С. А. Есенину лиризм, вырывается на страницы стихотворений задушевность, которые еще больше подчеркивают глубокую трагичность со-стояния души поэта: Дорогая, я плачу, Прости... прости...

В 1923 году поэт возвращается из большого зару-бежного путешествия, которое сыграло значитель-ную роль в его творчестве. Он разочаровывается в бур-жуазно-демократических началах западного мира, разочаровывается и в прошлых идеалах. С. А. Есенин убеждается, «до чего прекрасна и богата Россия. Ка-жется, нет еще такой страны и быть не может». Он не пишет стихотворений о заграничных впечатлениях, ничто не вдохновляет его на творчество вдали от род-ной земли. В его лирике звучит мотив грусти, сожале-ние об ушедшей молодости, о прожитых впустую го-дах, растраченных силах и времени в кабаках среди бродяг и проституток. Теперь поэт снова «запел про любовь», зарекаясь скандалить. В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он пишет: Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Лирический герой снова окутан «голубым пожа-ром», его разжигает «поступь нежная, легкий стан» и, конечно же, волосы «цветом в осень». Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых -

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

В стихотворении «Сукин сын», написанном в 1924 году, С. А. Есенин вспоминает забытую «девуш-ку в белом», и душа его снова оживает: Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе... В памяти возрождаются мысли о светлой, чистой деревенской юности. Но разгульная кабацкая жизнь уже успела наложить свой отпечаток на судьбу поэта и вернуть «песню былую» уже невозможно: Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. В этот же период Есенин создает цикл стихотворе-ний «Персидские мотивы», наиболее известным из которых является «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». В нем говорится о том, как, находясь вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщине о несравненной красоте рязанских раздолий, наполнивших его жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями:

... Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне...

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий...

Как и весь цикл стихов, оно наполнено романтиче-ским настроением и светлой грустью:

Там на севере, девушка тоже,

Может, думает обо мне...

«Видно, так заведено навеки...» — в этом стихотво-рении, написанном в 1925 году, изливается грусть не-сбывшихся надежд на счастье «к тридцати годам». Лирический герой был готов гореть «розовым огнем», «сгорая» вместе с любимой. И хотя она сердце «со сме-хом» другому отдала, но, тем не менее, эта любовь, безответная и трагичная, «глупого поэта привела... к чувственным стихам». Будучи отвергнутым, лириче-ский герой остается верен прежнему чувству. Он на-ходит снова верного посланника — это «милый Джим»:

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Стихи С. А. Есенина продолжают нас волновать своим драматизмом лирических переживаний спустя много лет со времени их написания. Это связано с тем, что есенинский лиризм, трагичный и возвышено-романтический, вызывает в читателе чувства, которые близки и понятны каждому.

Любовная лирика С.А. Есенина прослеживается в нескольких циклах его творчества: городском цикле «Москва кабацкая», циклы «Любовь хулигана» и «Персидские мотивы».

Чистота, нежность, искренность - так можно охарактеризовать есенинскую любовь. Это чувство воспринимается им как возрождение, пробуждение всего прекрасного в человеке, как гибель всех отрицательных черт. Это стремление от тьмы к свету под воздействием этого волшебного чувства. Это перерождение мы видим во многих его стихах, но особенно точно, ярко выразилось это в стихотворении «Заметался пожар голубой»…

В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить…

Есенин подчеркивает, что он так сильно любит впервые, что возлюбленная ему очень дорога и нужна. Он говорит, что «отрекается скандалить», а это большой шаг для поэта, который в скандалах, кабаках пытался спрятаться от русского «шторма». Видно, Есенин понимал, что любовь сильнее всяких невзгод, что она может спасти человека, оградив его от тревог нежной, но могущей рукой. Поэт не скрывает, что «на женщин и зелие падок », но обещает возлюбленной, что бросит «пить и плясать ». Бросит, чтобы она, Айседора, была рядом с ним, чтобы жила настоящим, а не прошлым.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий,
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
… И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Любовь к Августе Миклашевской была так сильна, что Есенин обещает бросить писать стихи, а это большой шаг для поэта, он готов пожертвовать самым дорогим - литературным творчеством.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи писать забросил,
Только б тонкой касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Любовь Есенина к Дункан безбрежна и так нежна, что мы даже можем уловить дуновение легких, но пьянящих духов. Легкий шлейф аромата мы ощущаем благодаря ассонансу, используемому Есениным:

Только б тонкой касаться руки…

В первой строфе мне показалось, что разбился где-то недалеко бокал. Это можно услышать благодаря явно выраженной аллитерации:

В первый раз я запел про любовь
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Слышится звон разбитого бокала, который становится олицетворением готовности поэта меняться ради любимой женщины.
Легкость, выразительность, мелодичность всему стихотворению придает перекрестная рифма.

Поступь нежная, легкий ста´н,
Если б знала ты сердцем упо´рным, Ж.
Как умеет любить хулига´н, М.
Как умеет он быть поко´рным.

Есенин, чтобы показать, что он умеет быть не только хулиганом. Но и романтиком, использует анафору.

С помощью употребленных в стихотворении изобразительно-выразительных средств - тропов Есенин увеличивает эстетическое воздействие на читателя, подчеркивает великолепие языка. Эпитеты (пожар голубой, запущенный сад, злато-карий омут, сердце упорное, покорный хулиган, чужие дали ) в лирике Есенина существует не сами по себе, ради формы, а для того, чтобы полнее и глубже раскрыть мысль, показать, что вообще значит для него Айседора. По-моему, у Есенина был один самый любимый троп - олицетворение, с помощью которого он оживляет весь мир, наделяя его душой. В стихотворении «Заметался пожар голубой» олицетворение «заметался пожар» в образе пожара Есенин показывает свое неугомонное сердце, которое не находит себе покоя.

Используя трехсложный размер стиха, анапест, Есенин передает в стихотворении сложные, но сильные чувства.

Заметался пожар голубой
_ _ / _ _ / _ _ /
Позабылись родимые дали.
_ _ / _ _ / _ _ / _

Любовь, способная изменить мир, не победила тягу Есенина к женщинам, вину. Совместная жизнь с Айседорой стала гранью, переступив которую, Есенин начал гулять еще сильней. Он не сдержал данное обещание. При этом он понимал, что любовь для него уже не то сильное чувство, она утратила свою силу и стала лишь «чувственной дрожью».

В стихотворении, датированном 13 декабря 1925, «Может, поздно, может, слишком рано…» Есенин сам признается читателю, что стал похож на Дон-Жуана и бросает ему вызов:

Что случилось? Что со мною сталось?
Каждый день я у других колен…
…Принимай же вызов, Дон-Жуан.

Есенин презирает с каждым днем себя все сильнее и сильнее за свою разгульную жизнь.

Каждый день к себе теряю жалость,
Не смиряясь с горечью измен…
…Удержи меня, мое презренье,
Я всегда отмечен был тобой…

Но, в то же время презирал себя, он ясно осознавал, что сгубила его любовь. Он считал, что она лишала его песенной отваги, говорил, что пел бы «нежнее и чудесней» , если бы не «руки милой - пара лебедей» .
Есенин познал столько настоящих чувств за свои недолгие 30 лет, сколько не могут прочувствовать за более длительный срок. Поэтому к концу жизни его сердце, так много познавшее горя и счастья, стало «глыбой золотой»

Если душу вылюбить до дна
Сердце станет глыбой золотою…

Любовная лирика Есенина - это маленькая частичка его богатого литературного наследия. При этом стоит отметить, что даже сам Есенин отмечал, что любовь к женщинам не была главной темой его творчества. Есенин видел своей главной темой любовь, но любовь к Родине и родной земле.

Любовная тематика красной нитью проходит через все этапы творческого пути великого русского поэта. Сергей Александрович Есенин в каждую сочиненную строку словно вкладывал частичку своей души, выражая искреннюю любовь к родному краю, к природе, к людям. Его чувства, переживания, раздумья близки каждому читателю. Именно поэтому лирика Сергея Есенина по сей день остается горячо любимой и почитаемой среди представителей разных поколений.

С самого начала творческого пути в лирике поэта прочно закрепился образ родного края: любимого и незаменимого, согревающего сердце в самые тяжелые времена. Сельская жизнь, русский фольклор, девичий смех и красота российской природы – все это вдохновляло поэта, благодаря чему на свет появилось множество чудесных сочинений.

Любовь к родному краю стала основной темой творчества поэта. В стихотворении «Запели тесаные дроги» теплая искренняя любовь носит немного печальный оттенок, а вот в знаменитом «Гой ты, Русь моя родная» Есенин выражает восторг, радость и преданность Родине. Сергей Александрович не любил городскую жизнь, а воспевал лишь то, что близко к природе, к истокам культуры народа. В позднем творчестве такая любовь выражается в сожалении об ушедшем, а также в презрении к безбожию и нежелании жить по новым законам общества («Возвращение на Родину», «Русь советская»).

Любовь к России тесно перекликается в лирике Есенина с любовью к матери. Знаменитое стихотворение «Письмо матери» является напряженным лирическим монологом. В этом письме-послании, используя разговорную лексику, просторечья, жаргонизмы, метафоры в сочетании с высоким книжным стилем, автор выражает множество чувств, переполняющих его ранимое сердце: тревогу, боль, нежность, доверие, тоску. И это неудивительно, ведь порой только матери можно довериться и открыться.

В философской лирике Есенина прослеживается любовь к животному миру. Трагическое стихотворение «Лисица» показывает, как безжалостны люди к беззащитным животным. В произведениях «Корова», «Песнь о собаке» автор передает трагизм через восприятие самих животных. Для поэта животный мир – это важная часть природы, часть родного края, а значит его невозможно не любить.

Любовная лирика Сергея Есенина наполнена как радостными, так и печальными чувствами. Многие стихи посвящены конкретной женщине. Несмотря на то, что прекрасный пол не обделял вниманием талантливого поэта, а сам он трижды был женат, любовные стихотворения Есенина в большинстве своем носят трагический характер. Таковы «Письмо к женщине», «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Ну целуй меня, целуй» и другие.

Любовь для поэта становится не просто источником вдохновения, но и смыслом жизни. Это проявляется во всех сферах его творчества, наполненного гаммой истинно человеческих чувств, которые переживал сам Сергей Есенин и которые переживает каждый человек, познакомившись с его лирикой. Поэт воспевал искреннюю, чистую, возвышенную любовь, и, наверняка, верил, что именно она победит все печали и невзгоды.

Сочинение Любовь в творчестве и лирике Есенина

Великий поэт, который родился в России того времени, был очень талантливым. Есенин, так как это был он, с того самого момента, как стал писать свои прекрасные произведения, вкладывал в них всю свою душу. Он любил свой край, любил родных людей, а также, часто питал возвышенные чувства просто ко всем людям на земле, так как он был немного гуманист. Когда он писал о чем либо, о своих чувствах, или о чем-либо другом, все свои эмоции, которые он передавал в строках, он адресовывал к своим читателям.

Любовь – это была самая главная тема во всех произведениях Есенина. Потому что,как было сказано выше, он был очень гуманным, то есть любил людей, природу и все вокруг, и не питал ненависти ко всему миру, как иногда преследуется это у некоторых поэтов и писателей. Но больше всего наверно, он любил собственный край – такой красивый, такой процветающий, всю природу вокруг, такую романтичную и таинственную.

Родной край для Есенина был очень важным фактором в жизни, именно потому он часто упоминает в своих стихотворениях природу вокруг, описывая все ее красоты, а также, те эмоции и чувства, которые он питает по отношению к ней. Именно потому, читая его произведения, на душе становиться как-то более радостно, намного милее. Начинаешь представлять этот, как будто бы неземной край – такой родной поэту. Природа – всегда была родной поэту Есенину. Ведь даже она была –как оживленный герой в его стихотворениях. Она жила, чувствовала боль, радость и спокойствие.

Иногда в произведениях Есенина преследуется такие эмоции, как печаль, горесть по отношению к природе Руси. Не всегда, как оказалось, Есенин выражал восторг и радость, иногда в его строках в стихотворениях проскальзывает печаль, и даже иногда – боль.

Кроме темы любви по отношению к природе, Есенин высказывал в своих произведениях любовь и к Руси, такой величественной, и вместе с тем – простой. Россия для чувствительного поэта была отождествлена с образом матери, нежной и любящей. Именно потому Есенин иногда печалиться о том, что прошлое ушло, и не вернется никогда.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Значение Имен в романе Преступление и наказание Достоевского

    Данное произведение Достоевского просто пестрит различными символами. Портреты и пейзажи, имена и фамилии героев, вещи, все это - символы.

  • Герои романа В списках не значился Васильева (характеристика)

    Произведение является одним из самых значимых сочинений, основанных на реально происходящих во время Великой Отечественной войны событиях.

  • Может ли доброта причинить вред человеку сочинение

    Доброта - это значит быть внимательным и полезным по отношению к другим людям. Доброта - это ключ к изменению восприятия людей друг к другу. Это помогает людям развивать сочувствие к другим людям. Доброта важна не только в небольших сообществах

  • Сочинение по комедии Грибоедова Горе от ума (9 класс)

    «Горе от ума» - комедия, написанная великим и знаменитым драматургом А.С. Грибоедовым, показывает то, как общество не готово принимать людей, которые способны выражать свое мнение.

  • Анализ произведения Быкова Его батальон

    В своем произведении «Его батальон» Быков рассказывает о трудностях военных будней. Он старается донести до читателя о поступках и героизме вымышленных героев, основанных на реальных событиях на фронте

Тема любви в лирике Есенина занимает особое место. Настоящих ценителей русской литературы никак не могут оставить равнодушными эти проникновенные строки, наполненные живым светлым чувством. Читаешь их и, кажется, прикасаешься к вечности, поскольку они пробуждают в душе самые сокровенные чувства. Адресаты любовной лирики Есенина - это женщины, которыми он восхищался и которых боготворил. Надо заметить, с какой искренней нежностью он обращается к ним, насколько чарующие эпитеты подбирает. Стихи Есенина про любовь невероятно мелодичны и красивы. Их хочется читать вслух, вдумываясь в каждое слово.

Никто не может остаться равнодушным к этим потрясающим строкам. В данной статье мы рассмотрим тему любви в лирике Есенина. Чем она отличается? Что в ней можно найти по-настоящему удивительного обычному человеку?

Особенности любовной лирики Есенина

Когда знакомишься с этими завораживающими стихами, создается впечатление, что они затрагивают каждую струну вашей души. Происходит полное погружение в процесс созерцания этих проникновенных строк. Читаешь их и наполняешься какой-то величественной красотой, приносящей радость и моральное удовлетворение. Особенности любовной лирики Есенина заключаются в том, что она очень легко ложится на музыку.

Вот почему так много прекрасных и душевных песен появилось на стихи этого замечательного поэта. Сергея Есенина литературоведы справедливо называют «стихотворным певцом», который умел сказать многое, выразив свои чувства в рифме.

«Заметался пожар голубой»

Одно из самых красивых лирических произведений. Стихотворение проникнуто нежными чувствами и отражает переоценку ценностей, которая происходит в душе лирического героя. Кажется, он готов безраздельно покориться судьбе, отказаться от вредных привычек и даже «перестать скандалить». Сердце лирического героя наполнено светлыми эмоциями, он чувствует в себе возможность многое изменить в жизни, исправить ошибки прошлого.

Сергей Есенин использует очень красивые средства художественной выразительности для выражения своего состояния: «пожар голубой», «злато-карий омут», «волос цветом в осень». По всему видно, что переживание чувства пробуждает в его душе чувства, ведущие к изменению. Стихотворение оставляет приятное ощущение нежной грусти по нереализованным мечтам и помогает вспомнить настоящие цели.

«Ты меня не любишь, не жалеешь»

Стихотворение достаточно известное и красивое. Эти строки пленяют воображение, заставляют душу сжиматься от восторга. Лирический герой находится в состоянии смятения. Ключевой здесь является строка «Кто любил, уж тот любить не может». Сердце лирического героя еще не готово к переживанию новой любви. Слишком много рубцов в душе, которые не дают возможность почувствовать себя по-настоящему счастливым. Может показаться, что он слишком замкнут и опасается наступления дополнительных переживаний. Моральные терзания доставляют много душевной боли, от которой иногда невозможно найти избавления. Лирический герой в какой-то степени разочарован в жизни.

Он одновременно и хочет что-то изменить, и боится принять в свою судьбу значимые события, вот почему в стихотворении появляются слова: «Кто любил, уж тот любить не может». Ведь всегда есть вероятность того, что окажешься обманутым и покинутым. Именно такие чувства испытывает лирический герой, боясь наступления нового разочарования.

«Руки милой - пара лебедей»

Стихотворение невероятно нежное, трепетное и исполненное душевной теплоты. Лирический герой Сергея Есенина восторгается женской красотой, оказывается пленен ею. Он хочет обрести свое истинное счастье, однако конфликт неизбежен: в его душе слишком много сожалений, которые препятствуют счастливому самоощущению. Велика сосредоточенность на проживании субъективного чувства.

«Я не знаю, как мне жизнь прожить» - это выражение растерянности, тревоги и незримого одиночества. Лирического героя беспокоит мысль о том, что большая часть жизни прожита напрасно. Ему трудно определиться с выбором направления, в котором ему нужно следовать. Чувство любви манит его покорять неизведанные вершины, однако он опасается испытать разочарование, боится оказаться обманутым. Лирический герой часто обращается к своему прежнему опыту для того, чтобы сопоставить некоторые вещи, понять, как следует поступить.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре...»

Стихотворение невероятно чувственное и посвящено проживанию страстного чувства. Лирический герой ощущает себя безоружным рыцарем, который пустился в захватывающее приключение. Его манят прекрасные порывы и в то же время настораживают. Это одно из самых проникновенных произведений Сергея Есенина.

«Я не знал, что любовь - зараза» - эта строка показывает, насколько мы иногда оказываемся не готовы к проживанию чувства любви. Многих оно страшит, потому что приходится сталкиваться с чем-то доселе неизведанным, отправляться в непознанные дали. Лирический герой понимает любовь как «погибель», которая неизбежно наступает, когда речь идет о красивой женщине. Он уже внутренне готов к разочарованию.

«Глупое сердце, не бейся»

Стихотворение отражает состояние лирического героя, переживающего экзистенциальный кризис. Лирический герой не верит в любовь, называет ее обманом, потому что само чувство всегда заставляет его страдать. Он уже прошел через многочисленные испытания в результате прошлых отношений и не желает повторять совершенные когда-то ошибки. Произведение окутано нотой печали, однако в ней не чувствуется безысходность. Тема любви в лирике Есенина занимает центральное место.

«Я помню, любимая, помню»

Стихотворение проникнуто нотой ностальгии. Лирический герой тоскует по тому времени, когда он был другим: не задумываясь ни о чем, заводил отношения, при этом не накладывал на себя определенных обязательств. Он тоскует по прошлому и, кажется, на мгновение хочет в него вернуться. Вместе с тем какие-то обстоятельства жизни не позволяют туда возвратиться.

Герой сожалеет о каких-то ошибках прошлого, но в то же время понимает, что уже не остается дополнительного времени для того, чтобы попытаться их исправить. Стихи Есенина про любовь проникнуты небывалой нежностью, воодушевлением и светлой печалью. Сильные чувства охватывают душу читателя и долго не отпускают. Эти лирические произведения хочется перечитывать вновь, чтобы ощутить всю их прелесть и величие.

Вместо заключения

Таким образом, тема любви в лирике Есенина - это особенное направление в творчестве поэта. Здесь большое значение имеют чувства и их развитие. Лирический герой раскрывается с неожиданной и прекрасной стороны. Ему предстоит многое узнать о самом себе, научиться принимать собственное эмоциональное состояние.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: