Культура и искусство в предвоенное десятилетие. Культурные преобразования в ссср в межвоенный период Описание презентации культура и искусство ссср в предвоенное десятилетие по слайдам

, наступ-ление фашизма , социальный эксперимент, предпри-нятый в СССР, рост национально-освободительного движения в странах третьего мира , формирование диктаторских режимов во многих государствах нало-жили отпечаток на развитие художественного твор-чества. Войны и преследования со стороны властей заставили сотни и тысячи писателей, скульпторов, артистов и учёных покинуть свои родные страны. Многие из них обосновались в США, Латинской Аме-рике, некоторые выбрали Советский Союз. Это вело к интернационализации искусства .

Период 1920-1930-х гг. стал временем складывания между-народного художественного пространства, взаимовлияние культур разных континентов становится реальным. При этом, конечно, в странах «третьего мира» в творчестве художников продолжали преобладать местные традиции. Антиколониальные и социальные мотивы также нашли своё отражение в искусстве зависимых и по-лусвободных стран.

Экзистенциа-лизм

Для общественной и философской мысли межвоен-ного периода характерной тенденцией стало сохране-ние и даже усиление внимания к человеку и его месту в непростой социальной действительности. В 1920- 1940-е гг. в Европе происходит расцвет экзистенциа-лизма — философии «существования» (от латинского слова «экзистенция»). Экзистенциалистами считают таких непохожих друг на друга по взглядам филосо-фов и писателей, как Хосе Ортега-и-Гассет (Испа-ния), Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер (Германия), Альбер Камю , Жан-Поль Сартр (Франция). Все они рассматривали человека как уникальное духовное существо, способное самостоятельно выбирать свою судьбу, а не слепо следовать божественному предназна-чению. Избрание судьбы предполагало свободу и от-ветственность личного выбора, и опасения по поводу результатов такого решения. Рождение экзистенциа-лизма отразило глубокие искания, в которых пребыва-ли представители духовной элиты западного общества . Материал с сайта

Данный урок посвящен культуре и искусству СССР в 1930-е гг. Несмотря на тоталитарный контроль государства над всеми сферами культурного развития общества, искусство СССР 1930-х гг. не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния с Запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино. В ходе сегодняшнего урока вы узнаете, какие факторы влияли на культуру СССР в 1930-х гг., что нового произошло в сфере образования, науки, живописи, архитектуры, литературы, музыки, театра и кино

Рис. 2. Цветаева М.И. ()

Экономическое развитие также сказывается на развитии культуры, искусства. В стране в 1930-е гг., так же как и в 20-е гг., требуются образованные люди. Страна нуждается в грамотных высококвалифицированных специалистах во всех отраслях, во всех сферах. Образование развивается, как и культура, наука, искусство.

Интересные изменения происходят в социальной сфере. Культура становится более массовой, т. е. большее количество людей получают образование, получают возможность приобщиться к культурным, духовным ценностям. С другой стороны, чтобы угодить этим массам населения, деятели культуры, искусства вынуждены снижать планку, делать искусство доступным и понятным народу. Искусство как метод воздействия на человека, как метод осмысления мира может быть очень важным и мощным союзником власти. Безусловно, искусство 1930-х гг. не столько противостояло власти, сколько помогало, было одним из средств утверждения сталинского режима, методом утверждения коммунистической идеологии, методом утверждения культа личности.

В 30-е гг. еще не прекращаются контакты с другими странами. Взаимный обмен культурными идеями, поездки, выставки происходят не так интенсивно, как в 1920-е гг., но, тем не менее, происходят. СССР был многонациональной страной, и в 1930-е гг. высокого уровня достигает национальная культура, появляется отдельная письменность малых народов Советского Союза.

Культура и искусство продолжала осмыслять события, которые происходили в 1930-е гг. Ярких событий не было, но толчок, данный революцией, продолжал свое действие. В 1930-е гг. большевики продолжали говорить о культурной революции, и первой задачей было повышение уровня образования, ликвидация неграмотности. В начале 30-х гг. вводится всеобщее 4-летнее бесплатное образование, в конце 30-х гг. обязательной становится 7-летка и также бесплатной. Всего средняя школа тогда включала программу 9 классов (см. Рис. 3).

Рис. 3. Советский плакат ()

Более того, строилось огромное количество новых школ, многие из этих школ, построенных в 30-х гг., с большими просторными классами, коридорами до сих пор стоят в наших городах.

Кроме системы среднего образования, развивается также и высшее. К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось несколько тысяч высших учебных заведений. Открывалось огромное количество новых учебных заведений, филиалов высших учебных заведений. Почти миллион человек к 1940 г. имели высшее образование. Изменения происходили и в структуре высшего образования. С сер. 30-х гг. большую роль стали уделять общественным наукам, в первую очередь истории. В 20-30-е гг. сохранялась преемственность в области преподавания математики, физики, других точных и естественных наук, но с гуманитарными предметами все было не так. Можно сказать, что в 1920-х - начале 1930-х гг. истории просто не было, исторические факультеты в Московском и Ленинградском институтах были ликвидированы. С 1934 г. задачи меняются.

В 1933 г. к власти в Германии приходит Адольф Гитлер. Немецкая национальная идея, патриотическая, была извращена фашистами. В связи с этим система образования меняется, больше внимания уделяется тем наукам, которые занимаются воспитанием и развитием в человеке патриотических чувств.

Больших успехов в 30-е гг. добиваются, в частности, такие знаменитые советские физики и химики, как П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, которые работали в разных областях. С.В. Лебедев, знаменитый советский химик, проводя свои опыты, добился получения синтетического каучука (см. Рис. 4, 5, 6).

Рис. 4. П.Л. Капица ()

Рис. 5. А.Ф. Иоффе ()

Рис. 6. С.В. Лебедев ()

В гуманитарных науках все обстояло не так хорошо. В 1930-е гг. прошли несколько дискуссий, в частности, по истории. По итогам этих дискуссий утвердилось мнение, что вся история человечества, согласно теории Карла Маркса, - это сменяющие друг друга последовательно пять формаций: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, плавно переходящий в коммунизм. Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма. Посредством ОЭФ фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной ОЭФ, элементом или продуктом которой оно является. История всех стран и народов стала подгоняться под эту схему, под этот шаблон. Дискуссии были, дискуссии можно было проводить, но, когда дискуссия закачивалась, часто по указанию сверху, дальше спорить запрещалось и признавалась правильной лишь одна точка зрения. Живая научная жизнь стопорилась, ведь наука без дискуссий невозможна. Также науке был нанесен тяжкий урон репрессиями. Репрессированные ученые: Н.И. Вавилов, П.А. Флоренский, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, Д.С. Лихачев. (см. Рис. 7).

Рис. 7. Д.С. Лихачев ()

Искусство и литература также развиваются в 1930-е гг. Надо сказать, что в сфере литературы и искусства происходят более значимые изменения, чем в сфере развития науки и образования. С 1934 г. в стране существует творческая организация, которая объединяет всех писателей - союз писателей Советского Союза. До 1934 г. существовало несколько организаций: ЛЕФ (левый фронт), Союз российских писателей, Организация крестьянских писателей и т. д. В 1934 г. все они объединились, и под руководством Максима Горького была создана новая организация - Союз писателей. В начале 1929 г. объединение ЛЕФ распалось, в состав Союза писателей оно не вошло. Через какое-то время появился Союз композиторов, Союз архитекторов. Советская власть организовывала подобные союзы для того, чтобы взять деятелей литературы, деятелей искусства под контроль. Таким образом, контроль со стороны власти в условиях тоталитарного режима осуществляется разными методами. Во-первых, это чисто административный контроль, во-вторых, через союзы писателей, журналистов, художников, композиторов. Вписаться в эту новую организованную литературную жизнь не смогло достаточно большое количество прекрасных писателей. Практически не печатали М.А. Булгакова, перестали печатать А.П. Платонова, затравили М.И. Цветаеву, погибли в лагерях О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев. Репрессии коснулись многих писателей. В то же время в эти годы продолжали творить А.Н. Толстой, М. Горький, А.А. Фадеев, С.Я. Маршак, А.П. Гайдар, К.М. Симонов, М.А. Шолохов, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, М.М. Пришвин. На стихи советских поэтов М.В. Исаковского, В.И. Лебедева-Кумача сочинялись потрясающие песни (см. Рис. 8, 9, 10).

Рис. 8. Корней Чуковский ()

Рис. 9. Айболит. Корней Чуковский ()

Рис. 10. Агния Барто ()

Интересные процессы происходили и в других сферах искусства. Музыка - трудная сфера для восприятия. 30-е гг. - это годы разной музыки: с одной стороны, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович писали серьезную симфоническую музыку. Но массы советских граждан с удовольствием пели песни А.В. Александрова, например его знаменитую песню «Катюша», которые стали народными. Среди известных исполнителей того времени - Л.П. Орлова, Л.О. Утесов. В 1932 г. был основан Союз советских композиторов.

Искусство - это всегда борьба, это борьба художника с самим собой, это борьба стилей, борьба направлений. В 1930-е гг. продолжает утверждаться социалистический реализм - теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х гг. - начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Постепенно отходит на второй план русский авангард (П. Филонов, Роберт Фальк, Казимир Малевич). В то же время П. Корин, П. Васильев, М. Нестеров продолжали творить, начали писать портреты знаменитых людей, ученых, врачей, деятелей искусства.

Интересные процессы продолжаются в архитектуре. Возникает такое течение, как конструктивизм, авангард в архитектуре. Одно из направлений авангарда говорило о том, что архитектура должна быть функциональной. Дома, помимо того, что они должны быть красивыми, еще должны быть простыми и удобными. В 30-е гг. зарождается советское градостроительство. Большие, просторные, светлые, по возможности удобные города, новые города будущего - их создание стояло на первом месте у советских архитекторов. А. Щусев, К. Мельников, братья Веснины - архитекторы, которые создавали новый облик нашей страны. Кроме домов, кроме жилых кварталов, была идея показать красоту промышленного мира, построить красивые заводы, чтобы человек, глядя на этот индустриальный пейзаж, понимал, что страна идет в светлое будущее.

В конце 30-х гг. во всех отраслях искусства: и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре начинает появляться большой стиль - советский ампир. Это имперский стиль, для него характерны большие красивые мощные дома, картины, изображающие героев. Сталинский ампир - лидирующее направление в советской архитектуре (1933-1935), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И.В. Сталина (см. Рис. 11, 12).

Рис. 11. Сталинский ампир. Гостиница «Украина» ()

Рис. 12. Сталинский ампир. Министерство иностранных дел ()

Символом ампира стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», приготовленная для всемирной выставки в Париже в 1937 г. (см. Рис. 13).

Рис. 13. Скульптура «Рабочий и колхозница». В.И. Мухина ()

Кино

Кино несло важную идеологическую нагрузку. Оно рассказывало о революционной борьбе («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» - режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг); о борьбе с внутренними врагами («Великий гражданин» - режиссер Ф. Эрмлер); о счастливой жизни советских людей (кинокомедии режиссеров Г. Александрова с участием Л. Орловой «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»); о преодолении трудностей («Семеро смелых» - режиссер С. Герасимов). В картине режиссера М. Ромма «Ленин в 1918 году» впервые в кино появился Сталин. По указанию Сталина С. Эйзенштейн в 1938 г. поставил фильм «Александр Невский» с Н. Черкасовым в главной роли. Для кино писали песни композиторы И. Дунаевский, Н. Богословский, В. Соловьев-Седой.

Театр

В сфере театральной жизни главным музыкальным театром считался Большой театр, а главным драматургическим был признан Московский художественный академический театр (МХАТ) им. Чехова. В балете блистала Галина Уланова. Композиторов призывали создать оперные и балетные спектакли на героические темы. В частности, были поставлены балет Р. Глиэра «Пламя Парижа» (о французской революции) и опера А. Чешко «Броненосец Потемкин».

Подведем итоги. Создание большого числа образованных людей, институтов, развитие и расширение филиалов Академии наук привело к повышению уровня образования, созданию нового слоя советской интеллигенции. В образовании, в науке шли в целом положительные процессы, за исключением трагических моментов репрессий. В 1930-е гг. развивалось искусство, живопись, музыка, литература, скульптура, архитектура.

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте процессы развития просвещения, науки и художественной культуры СССР в 1930-е гг.
  2. Как вы думаете, почему в 1930-е гг. особое внимание уделялось преподаванию истории?
  3. Раскройте сущность метода социалистического реализма в искусстве. Какие произведения соцреализма вы знаете?
  4. Кого из репрессированных в 1930-е гг. деятелей науки и культуры вы можете назвать? Подготовьте доклад или сообщение об их деятельности и творчестве.

Список литературы

  1. Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История России,
  2. XX - начало XXI века, 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений; под. ред.
  3. А.Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -
  4. 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 351 с.
  5. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. XX - начало XXI века. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 304 с.
  6. Лежень Е.Е. Плакат как средство политической агитации в 1917-1930-е годы. Вестник Саратовского государственного социально-экономического
  7. университета. - Выпуск № 3. - 2013. - УДК: 93/94.
  8. Брагинский Д.Ю. Спортивные мотивы в отечественном искусстве 1920-1930-х годов. Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. - Выпуск № 69. - 2008. - УДК: 7.
  1. Mobile.studme.org ().
  2. Nado5.ru ().
  3. Countries.ru ().
  4. Russia.rin.ru ().

А. контроль над художественным процессом. Партийность (то есть на первом месте – идеи марксизма и идейные установки ВКП(б).)

Б. наполнение реалистических традиций социалистическим содержанием: пропаганда идеалов социализма, достижений партии, индустриализации и коллективизации, критика буржуазного образа жизни.

В. Август 1934 – I Всесоюзный съезд советских писателей. Создание единой организации литераторов – Союз писателей СССР.

Литература стала мощным орудием пропаганды идей правящей партии. М. Горький, М.А. Шолохов («поднятая целина»), Н.А. Островский («как закалялась сталь»), В.В. Маяковский.

Не публиковались работы: М.А. Булгакова, А.А. Ахматовой др.

В архитектуре – осуждение конструктивизма. Вспомните, что это за стиль?

  1. Воспитание нового человека

А. клубная деятельность (театральные, оперные и т.д.). То есть развитие самодеятельности. Гл. цель – политическое воспитание.

Б. Красные уголки. Создавались на предприятиях, общежитиях, жилых домах. Проводились собрания, на которых разъясняли внутреннюю и внешнюю политику партии, проводились развлекательные мероприятия.

В. Радио. (с 1924 – регулярное радиовещание).

Г. Создавались детские пионерские лагеря (Артек на берегу Черного моря в Крыму).

Д. парки культуры и отдыха, парады физкультурников.

Е. транспаранты призывали к активной трудовой деятельности.

  1. Архитектура и строительство.

Театр Красной Армии в Москве (в форме пятиконечной звезды).

Скульптурная группа «рабочий и колхозница». По замыслу арх. Б.М. Иофана.

1939 – Всесоюзная с/х выставка (ВСХВ, с 1959 – ВДНХ).

  1. Кино. Основные фильмы с. 175 – выписываем. С. 176 – театр, балет. Читаем, самостоятельно выписываем основные имена.

Дополнительный материал.

Всеобъемлющий контроль над духовной жизнью общества. Формирование у людей такого типа сознания, которое заставляет их в важных ситуациях поступать одинаково и так, как это выгодно правящим кругам.

  1. В 1931 – возращение к прежним методам обучения: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина. Переработаны учебники, восстановлено преподавание гражданской истории и географии. 1937 – обязательное 7-летнее обучение.
  2. Приоритет интересов коллектива. Разоблачение членов семьи, друзей.
  3. Все науки, в том числе естественные и математические теперь на службе у политики. Негодными науками стали психология, социология, генетика.

Особое внимание уделялось истории. Контроль над историей – это контроль над памятью народа. Сталин сосредоточился на идее формирования патриотизма, который имел глубокие корни в характере русского народа. Из истории Сталин брал примеры для воспитания нужных в людях качеств: верность государству, самодержцу, воинская отвага. Герой выдергивался из истории и возносился на пьедестал в нужный момент. Иван Грозный: неизбежная расплата с врагами государства. Петр I: величие замыслов вождя. Ал. Невский – в период обострения советско-германских отношений и т.д.


  1. Создание творческих союзов художников, архитекторов, композиторов и др. с целью установления над ними партийного контроля. 1934 – первый всесоюзный съезд писателей. Главное направление в искусстве – социалистический реализм: отображение советской жизни не такой, какой на была в действительности, а какой должна быть в общественном сознании. То есть создавалась иллюзия, что счастливое время уже наступило.
  2. В советском кинематографе распространение получает документальная хроника и худ кинематограф. Историко – революционная тематика («Чапаев» - братья Васильевы, «мы из Кронштадта» - Дзиган). 1931 – первый советский звуковой фильм. «Путевка в жизнь» - о воспитании советского человека. Советский детский и юношеский кинематограф: Катаев «белеет парус одинокий», Гайдар «Тимур и его команда», Толстой «золотой ключик». Историческая тематика – «Минин и Пожарский»- Пудовкин.
  3. Музыкальная жизнь связана с именами Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Дунаевского т др. мажорная, бодрая музыка на стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина.
  4. Развитие монументального искусства. Строительство метрополитена, клубов, театров, санаториев. Очень часто уничтожались здания, имеющие историческую ценность, особенно церкви. 1931 – взрыв храма Христа Спасителя в Москве).

Описание презентации КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО СССР В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ по слайдам

Социальная структура (по данным переписи 1939 г.): колхозники (46, 2%) рабочие (32, 1%) 2, 2% крестьяне-единоличники 2, 2% кооперированные кустари некооперированные кустари - 0, 6% служащие и интеллигенция 14, 1% руководители партийных, государственных и прочих организаций - 2, 5%

Социальная сфера В годы первых пятилеток в города хлынул поток людей из деревни. В составе городского населения преобладала молодежь. Возросла численность промышленных рабочих (4 млн. в 1928 г. , 10 млн. к 1932 г.) С декабря 1932 г. в СССР были введены общегражданские паспорта (заслон бесконтрольному притоку людей в город, ужесточение контроля над городским населением).

Распределительная система В конце 1920 -х гг. вновь ввели распределительную систему: Те, кто работал, прикреплялись к определенным магазинам, выдававшим товары по «заборным книжкам» . Товары в неограниченном количестве можно было купить в появившихся в 1929 г. коммерческих магазинах, но цены здесь были в несколько раз выше гос-ых. Особую категорию составляла сеть магазинов Торгсина, поначалу снабжавшая за валюту иностранцев. Эти магазины открыли двери и для советских граждан, здесь можно было купить отсутствовавшие в обычных магазинах товары, сдав государству золото, ювелирные изделия и антикварные вещи или обменяв бумажные рубли на золотые червонцы по спецкурсу. Социальная сфера

Была организована продажа за границу художественных ценностей. государственные займы. Социальная сфера Пополнение бюджета: Мода: возобладали темные цвета и дешевые светлые полотняные ткани. руководящие работники копировали военизированный стиль одежды высшего партийного руководства В моду вошел полувоенный френч (так называемая «сталинка») и сапоги. Молодежь носила полосатые футболки, брюки клеш, парусиновые туфли Крепдешиновые (крепдешин - вид шелковой ткани) платья были самым желанным предметом женского гардероба, у мужчин признаком социального статуса стал бостоновый (бостон - плотная шерстяная ткань) костюм

Мода: возобладали темные цвета и дешевые светлые полотняные ткани. руководящие работники копировали военизированный стиль одежды высшего партийного руководства в моду вошел полувоенный френч (так называемая «сталинка») и сапоги. молодежь носила полосатые футболки, брюки клеш, парусиновые туфли крепдешиновые (крепдешин - вид шелковой ткани) платья были самым желанным предметом женского гардероба, у мужчин признаком социального статуса стал бостоновый (бостон - плотная шерстяная ткань) костюм

Быт Появились новые слова: «очаг» (детский сад), гопник (хулиган), лишенец (лишенный избирательных прав), стахановец, шамать (есть), жироприказ (квитанция на уплату за квартиру), управдом, блат, заборная книжка. Быт сохранял дореволюционные патриархальные черты: по дворам ходили старьевщики, точильщики, разносчицы молока. в семьях управленцев и служащих было приглашение няни для присмотра за маленькими детьми. нередко все члены семьи жили в одной комнате. значимой фигурой городского быта был всезнающий дворник. Дворы оставались местом повседневного общения

Герои социалистического фронта: В 1932 г. появляется роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь» . Павел Корчагин -новый человек, рожденном и воспитанном революцией. Человек, беззаветно преданный идеалам партии, готовый на жертвенный подвиг во имя светлого будущего, стал символом эпохи. Литература выполняла социальный заказ на героизацию повседневного труда.

Кино оказалось наиболее адекватным инструментом создания оптимистического образа великой страны и ее «знатных людей» . В 1934 г. на советский экран вышли два разительно несхожих между собой фильма, завоевавшие любовь и признание советских зрителей разных поколений. Герои социалистического фронта: Фильм «Чапаев» создал галерею народных героев Гражданской войны, а воплощенный Б. А. Бабочкиным образ красного командира стал хрестоматийным. Комедия «Веселые ребята» (режиссер Г. В. Александров) поведала историю о превращении простой домработницы в певицу, а простого пастуха в дирижера джазового оркестра.

Выходят также фильмы: «Подруги» , «Цирк» «Светлый путь» , «Трактористы» , «Свинарка и пастух» . Эти фильмы создают образ страны победившего социализма как воплощение общественного идеала, оплота дружбы народов, такого общества, где любой преданный идеям социализма человек становится (или может стать) героем. Герои социалистического фронта:

Примером героизма и демонстрацией возможностей социалистической системы стало освоение Арктики (пароход «Челюскин» , 1934 год во главе со Шмидтом). Эпопея спасения челюскинцев приковала внимание всей страны. Летчики, участвовавшие в операции по эвакуации полярников, первыми получили звание Героев Советского Союза, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена А. В. Ляпидевскому, первым снявшему с льдины 12 женщин и детей. Трансарктические беспосадочные перелеты советских экипажей из Москвы в США на самолетах АНТ-25 РД (рекорд дальности) стали триумфом советского человека и победой советской науки и техники. Перелет через Сибирь женского экипажа В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко, М. М. Расковой (сентябрь 1938 г. на самолете ДБ-2 «Родина») установившего мировой рекорд дальности полетов для женщин. Герои социалистического фронта:

Самое главное было убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достичь, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром» . Относительно свободные поездки деятелей культуры за рубеж к середине 1930 -х гг. прекратились.

К нач. 1930 -х г. г. : необходимость руководства художественным процессом ВВ В партийных документах обосновывалась Новые принципы в культуре: 1. партийность литературы и др. форм творчества 2. верный художественный метод – социалистический реализм (сам термин с 1932 г.) Партийность литературы Социалистический реализм (сам термин с 1932 г.) Обязательное руководство в творческих поисках установками ВКП (б) и идеями марксизма Необходимость наполнения реалистических традиций новым социалистическим содержанием

М. Горький выступает на I Всесоюзном съезде советских писателей (август 1934) Первый съезд советских писателей Решение: создание Союза писателей Следствие: создание аналогичных организаций художников, архитекторов, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей

Классикой нового метода признавались… «Лучший, талантливейший поэт эпохи» «Велик ий пролетарск ий писатель»

Не допускались к публикации… Обвинили во «вредительстве» и «формализме» детских писателей и иллюстраторов… Даниил Хармс, В. Введенский – писатели, В. Конашевич, В. Лебедев – детские художники Михаил Афанасьевич Булгаков. Анна Ахматова

«Искусству предстояло взять на себя пропагандистское обеспечение государственного строительства и воспитания нового человека…» Начало работы над романом – 1929 год. Последняя книга романа писалась в военные годы (к работе над ней Толстой приступил в 1943 г.). Тема «Грозного» была предложена Эйзенштейну в январе 1941 года из Кремля.

Оперное и балетное искусство Большой театр в Москве, фото 1910 –е г. г. Театральная площадь, фото 1930 –е г. г. Мариинский театр. Ленинград. До 1930.

Оперное искусство А. В. Нежданова в роли Волховы. Обухова Н. «Русский романс» Иван Козловский Сергей Лемешев

Балетное искусство Галина Сергеевна Уланова в роли Маши, 1934 г. Абдерахман – Алексей Ермолаев Балет «Раймонда» Наталья Михайловна Дудинская в партии Жизели Вахтанг Чабукиани в партии Фрондосо («Лауренсия « А. А. Крейна)

Клубная деятельность – массовая форма пропаганды официальной идеологии Фотографии Армавира — Клуб совторгслужащих. Профинтерн. 1930 -е гг. Газета «Правда» , 1930 -е г. г.

В пионерском лагере, 1930 -е г. г. 1922 г. , 19. 05 – рождение пионерии 1923 г. – образование октябрьских групп при пионерских отрядах. 1925 г. , 6. 03 — первый номер газеты “ Пионерская правда ”. 1925 г. , 16. 06 – создан Всесоюзный пионерлагерь “ Артек”Московский городской дворец пионеров, 1937 1918 г. , октябрь – создание комсомола 1930 -е годы, Артек 1938 г. – реконструкция “Артека”

«Колхозница на велосипеде» , 1935 «На женском собрании» , 1937 Живопись. Александр Дейнека

Живопись. Юрий Пименов «Новая Москва» , 1937 г.

Знак ОСОАВИАХИМа. Ворошиловский стрелок Осоавиахим — общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, массовая добровольная общественная организация граждан Советского Союза, существовавшая в 1927- 48. Основными задачами являлись содействие укреплению обороноспособности страны, распространение военных знаний среди населения, воспитание его в духе советского патриотизма. Массовая мобилизация в ряды физкультурного и военно-спортивного движ ений Значок ГТО 2 ступени Соревнования на значок ГТО

Искусство и государственное строительство 1934 -1940 ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ Центральный театр Красной армии. План это огромное здание Театра Советской армии (ныне Театр Российской армии). Авторы проекта — архитекторы К. Алабян и В. Симбирцев — придали монументальной постройке в плане форму пятиконечной звезды, являющейся главным символом Вооруженных сил СССР. Правда, с земли такой замысел зодчих практически «не читается». Современное здание, Москва

Искусство и государственное строительство В. И. Мухина. Рабочий и колхозница. 1937. Нержавеющая сталь. Высота: около 25 м(высота павильона-постамента - 33 м). Общий вес - 185 тонн. Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937). Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов - серп и молот»

Кинематограф Режиссёр И. А. Пырьев Кадры из фильма «Свинарка и пастух», 1941 г. Семьдесят лет назад режиссер Иван Пырьев решил снимать фильм, которому, казалось бы, не суждено было появиться на экранах. Когда отсняли большую часть картины, началась Великая Отечественная война. Почти вся группа записалась в ополчение, однако по указу Сталина участников съемок вернули на площадку. Было решено: яркий, веселый фильм о высоких чувствах на фоне трудовых свершений – это то, что нужно сейчас народу.

Кинематограф Режиссёр И. А. Пырьев Кадры из фильма «Трактористы», 1939 г. 1938 год. Демобилизованный старшина Клим Ярко возвращается с Дальнего Востока. В вагоне-ресторане он с двумя друзьями-танкистами пьёт пиво и хвалит родную Украину. Клим показывает друзьям газету «Правда» с фотографией своей землячки Марьяны Бажан - бригадира женской тракторной бригады, кавалера Ордена Трудового Красного Знамени. «К ней поеду!» , - смеясь говорит Клим. Трактористы принимают нового бригадира. Вместо положенного по инструкции плуга шириной 240 см Клим цепляет к трактору плуг шириной 330 см. Мощный «Сталинец» справляется!

Кинематограф Режиссёр С. А. Гарасимов Кадры из фильма «Семеро смелых», 1936 г. О семи друзьях — молодых полярниках, уехавших на работу в далекие просторы Арктики, об их стойкости и смелости, проявленных в суровых условиях Заполярья. В заснеженную Арктику на зимовку прибывают шесть исследователей. Пароход уже ушёл и при распаковке груза зимовщики обнаруживают арктического «зайца» - Петра Молибогу (Пётр Алейников). Мужественных зимовщиков становится семеро. Трудности работы в условиях зимовки помогает переносить выдержка и весёлый нрав ее участников. И, в особенности, постоянно комическое поведение Петра Молибоги.

Кадры из фильма «Путёвка в жизнь», 1931 г. Кинематограф Режиссёр Н. И. Экк «Путёвка в жизнь» -драматическая история о перевоспитании подростков в подмосковной Болшевской трудовой коммуне в первые годы советской власти. В Москве орудует одна из многочисленных шаек беспризорников - шайка Жигана. Ребята, собравшиеся в ней, давно живут на улице. В декабре 1923 года силами милиции проведены облавы, пойманы около тысячи беспризорников. Почти все они были распределены по детским домам. Но есть несколько десятков ребят, которые бегут из всех детских домов, в которые их направляют. У одного только Мустафы 8 побегов и 15 приводов. Что с такими делать? Напрашивается решение - отдать их в исправительный дом, то есть в тюрьму для малолетних. Сергеев предлагает другой выход: для таких создать трудовую коммуну. Ребята будут работать столярами, сапожниками, плотниками, оставаясь свободными гражданами, они будут кормить себя сами. Но не воровством, а работой… Добрые намерения, как всегда, были хороши лишь в теории. На практике бывшие беспризорники далеко не сразу становятся честными работягами…

Один из первых советских звуковых фильмов. Премьера фильма состоялась 1 июня 1931 г. В 1932 г. фильм заслужил награду I международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 -и стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу. Куплен 26 -ю странами. Кадры из фильма «Путёвка в жизнь», 1931 г.

Волна репрессий 1930 -х унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции… Среди них… Всее волод Эмие льевич Мейерхое льд - русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель знаменитой актёрской системы, получившей название «биомеханика» . Народный артист РСФСР (1923). 20 июня 1939 года был арестован в Ленинграде. Приговорён к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение. Похоронен на Донском кладбище в Москве в одной из трёх общих могил жертв В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

«Мы живём, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны. Только слышно кремлёвского горца – Душегуба и мужикоборца» … (о. Мандельштам, ноябрь 1933) Одним из первых «самоубийственные стихи» прочёл шеф ОГПУ Г. Ягода и познакомил с ними Бухарина, горячего поклонника поэзии Мандельштама. Возможно, Бухарин, сам испытывавший неприязнь к Сталину, в душе позлорадствовал, но вслух он, конечно же, осудил автора. Поэта арестовали первый раз спустя шесть месяцев, в мае 1934 года. Анна Ахматова, которая была в тот день в гостях у Мандельштамов вспоминает: «Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи. Мы все сидели в одной комнате. Было очень тихо… Его увели в 7 часов утра, было совсем светло. Надя (жена поэта – Л. Б.) пошла к брату, я – к старым друзьям… Вернувшись домой вместе, убрали квартиру, сели завтракать. Опять стук, опять обыск» . Оесип Эмие льевич Мандельштае м - русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века В 1937 году срок ссылки закончился. Вторичный арест — в ночь с 1 на 2 мая 1938 года в профсоюзной здравнице Саматиха (Егорьевский район Московской области). После чего был по этапу отправлен в лагерь на Дальний Восток. Осип Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года - в 1956, по делу 1934 года - в 1987. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно. Волна репрессий 1930 -х унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции… Среди них…

Тема урока: Наука и культура в межвоенное время. (§ 33.)

Цели:

А) образовательные:

Изучить процесс развития науки и культуры в межвоенное время;

Познакомить учащихся с основными направлениями философии, литературы и искусстве в межвоенный период;

Охарактеризовать основные достижения науки и культуры в межвоенный период.

Б) развивающие:

Развивать умение самостоятельной работы с учебником для поиска ответов на поставленные вопросы, давать оценку явлениям культкры.

В) воспитательные:

Способствовать развитию и формированию у учеников чуства прекрасного и эстетического вкуса.

План урока:

1. Организационный момент.

2.Подведение итогов самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итог урока (д/з и выставление отметок).

Оборудование:

Всемирная история ХIX – XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл. общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 2002.;

Конспект лекций «Новейшая литература»;

Иллюстрации.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветственное слово;

Проверка отсутствующих.

2. Подведение результатов самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».

3. Изучение нового материала.

1. Наука и техника. Огромное влияние на развитие западной цивилизации в межвоенное время оказали достижения науки и техники. Наука добилась новых успехов, обогатилась новыми отраслями знаний. Важные шаги в своем развитии сделали естественные науки. Среди них передовые позиции заняла атомная физика, возникшая в начале 30-х гг. Она значительно углубила знания о строении и состоянии атома, о структуре и свойствах его ядра, открыла новые элементарные частицы, искусственную радиоактивность и в конце 30-х гг. вплотную подошла к осуществлению цепной ядерной реакции.

Эти успехи разделили выдающиеся ученые многих стран. Среди них - лауреаты Нобелевской премии Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, супруги Фредерик и Ирен Жолио-Кюри, Джеймс Чедвик, Поль Адриен Морис Дирак и др .

Достижения атомной физики имели универсальный характер. Ее методы проникновения и идеи нашли широкое применение в химии, астрономии, биологии, медицине и других областях естествознания. Они ускорили развитие или появление новых междисциплинарных наук: биофизики и биохимии, биоэнергетики и генетики, геофизики и геохимии, физической химии и химической физики.

Продолжала нарастать тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия предшествующего и нынешнего времени получили широкое практическое применение. Важное значение имела электрификация народного хозяйства. Она стала основой технического прогресса. Поточно-конвейерное производство перешагнуло границы Америки и распространилось на Европу. Оно обеспечило массовый выпуск грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов, тракторов, комбайнов и другой техники новых марок. Благодаря успехам химии было освоено производство искусственных материалов. В медицинскую практику вошли новые лекарственные препараты: витамины, гормоны, антибиотики.

Заметно выросла социальная значимость достижений науки и техники. В повседневную жизнь людей входили автомобили, мотоциклы, велосипеды, телефон, телеграф, радио, а также технические новинки: холодильники, пылесосы, лифты, стиральные машины, газовые плиты. Автомобили стали обслуживать как внутригородские, так и междугородние маршруты, а гражданская авиация - как внутренние, так и международные пути сообщения. Все это значительно облегчило жизнь людей.

В начале 20-х гг. в США, СССР, Франции, Англии, Германии, Италии и других странах вступили в строй радиовещательные станции, и в 30-е гг. радиовещание приобрело всеохватывающий характер. С середины 20-х гг. в жизнь людей вошло телевидение, с конца 20-х гг. вместо немого кино появилось звуковое, а в 30-е гг. - цветное кино.

В развитии науки и техники отчетливо прослеживались милитаристские тенденции. Они заметно усилились в 30-е гг. и особенно после прихода фашистов к власти в Германии. На основе научных достижений развернулась новая гонка вооружений. Быстро совершенствовалась боевая техника, способная поражать людей и на суше, и на море, и в воздухе: разные типы самолетов, танков, бронемашин, надводный и подводный флот, артиллерия и т. д. Кровавый опыт первой мировой войны не образумил человечество. Оно опять стало совершенствовать и накапливать орудия собственного истребления.

2. Общественное сознание и общественная мысль. В начале XXв. общественном сознании абсолютно преобладала вера в бесконечный прогресс и светлое будущее человечества. Однако первая мировая война ее сильно поколебала. Варварское уничтожение людей, материальных и духовных ценностей в годы войны привело к кризису традиционных представлений о гуманизме, добре и справедливости. Оно вызвало у части общества настроения пессимизма и ожидания новых социальных бедствий и катастроф, иррациональное отношение к окружающему миру.

Большое влияние на общественное сознание оказала книга немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», изданная в 1918 - 1922 гг. В ней автор отошел от традиционного изложения истории человечества как поступательного движения от дикости к цивилизации. Он представил ее в виде замкнутых, не связанных друг с другом культур, проходящих определенный жизненный цикл: рождение, расцвет и гибель. Европа, по его мнению, пережила расцвет в XVIII в. и с тех пор катится к своему упадку и гибели. Она якобы повторяет судьбу древних Египта, Индии, Китая, Греции и Рима, о культурах которых остались одни воспоминания. Шпенглер очень точно передал усиливающиеся в общественном сознании настроения и ощущения заката европейской цивилизации.

Общественную мысль в то время характеризовали сосуществование и острая борьба различных точек зрения, концепций и течений. В центре ее внимания опять оказались проблемы быстро изменяющегося мира и места в нем человека. Война поколебала веру во всемогущество разума как главного средства познания окружающего мира. На его место философы стали выдвигать волю, интуицию, жизненный порыв.

В самой философии доминировали три течения: экзистенциализм, неопозитивизм и неотомизм . Все они представляли собой разновидности идеализма.

Экзистенциализм (от лат. еxsistentia - существование) наибольшее развитие получил в Германии. Его сторонники - Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс – выражали иррациональное отношение к окружающему миру, считали его абсурдным. Они утверждали, что и жизнь в таком мире абсурдна, нелепа и трагически бесперспективна. Человек в нем не свободен, он зависит от других людей и в целом от общества, которое навязывает Чуждый ему стандартизированный образ жизни. Однако человек в пограничных ситуациях - в острой борьбе, горьких страданиях, на грани жизни и смерти - - может осознать свою экзистенцию и обрести смысл своей жизни и свободы.

Неопозитивизм (положительный) противопоставлял науку философии. Его сторонники считали, что подлинные знания человеку дают лишь специальные науки, опирающиеся на факты, которые легко можно проверить и использовать в жизни. Философия с ее «абстрактными умозаключениями», не поддающимися проверке, по их мнению, - наука неистинная, и в ней нет нужды.

Неотомизм - от имени средневекового философа Фомы (лат. Тhoma) Аквинского - официальная философия католической церкви. В противоположность материализму неотомизм истолковывал мир на основе христианских догматов и получил широкое распространение в католических странах.

Идеи многих философских течений применялись в других науках, литературе и искусстве. В Германии в 30-е гг. необычайную популярность приобрела философия Фридриха Ницше . Фашистские идеологи извлекли из нее отдельные положения и на их основе создали концепцию о «грядущем сверхчеловеке», который призван повелевать всем миром. Но в отличие от самого Ницше в ранг «сверхчеловека» они возвели только германцев. Фашисты исказили смысл многих положений Ницше и использовали их для идеологической подготовки населения к новой войне.

3. Литература и искусство. Многообразная и противоречивая жизнь западного общества межвоенного времени нашла широкое отражение в художественной культуре. В ней также существовали различные течения, которые стремились по-своему выразить сложные явления современности, глубже проникнуть в их суть. Вместе с тем появился ряд новых течений, объявивших себя авангардными, новейшими, или модернистскими. Они, порвав с традициями реализма, внедряли новые изобразительные средства и формы. В литературе и искусстве они нашли воплощение в таких течениях, как

экспрессионизм (от лат. Expression – выражение),

дадаизм (франц. dadaisme, от dada - конек, деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет),

сюрреализм (франц. surrealisme, букв. – сверхреализм) и др.

Авангардизм - весьма сложное по своему характеру явление в художественной культуре. В нем переплетались различные идеологические воззрения и представления - от пессимизма и иррационализма до яростного протеста против пороков существующего социального строя и осуждения войны. В литературе видными представителями этого течения были француз Марсель Пруст , австриец Франц Кафка , ирландец Джеймс Джойс ; в изобразительном искусстве - испанский художник Сальвадор Дали , немецкий - Отто Дикс , бельгийский - Франс Мазерель . В музыке поиском новых средств выразительности занимались русский композитор И. Ф. Стравинский , француз Артюр Онегер , немец Карл Орф , поляк Кшиштоф Пендерецкий , австриец Арнольд Шенберг , венгр Бела Барток и др.

В первое послевоенное время авангардизм стал весьма влиятельным течением в художественной культуре. Однако основной тенденцией ее исторического развития оставался реализм .

В это же время в литературе творили свои бессмертные произведения корифеи реализма писатели Теодор Драйзер, Эптон Билл Синклер, Эрнест Хемингуэй, Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Ромен Роллан;

в изобразительном искусстве и архитектуре - Альберт Марке, Рокуэлл Кент, Шарль Эдуар Ле Корбюзье ;

в скульптуре - Аристид Майоль ;

в кино - Чарлз Чаплин, Уолт Дисней, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и др .

Большое влияние на духовную жизнь общества в 30-е гг. оказало нарастание угрозы фашизма и войны. Многие произведения выдающихся мастеров культуры того времени стали наполняться тревожными предчувствиями и ощущениями надвигающейся новой катастрофы. В них раскрывались беспощадная правда о национализме, шовинизме и фашизме, картины прошлой войны – гигантской и бездушной мясорубки, звучали предупреждения людей о новой опасности, призывы к объединению в борьбе с фашизмом. Этот лейтмотив пронизывал творчество Теодора Драйзера, Ромена Роллана, Бертольта Брехта, Эриха Марии Ремарка, Эрнеста Хемингуэя, Луи Арагона, Гарсиа Лорки, Паб-ло Пикассо, Франса Мазереля, Отто Дикса и других и насыщал пафосом антифашистской борьбы жизнь общества.

Массовая культура. Важным явлением духовной жизни межвоенного времени стала массовая культура. Ее рождение связано с заметным ростом общеобразовательного уровня и материального благосостояния населения и его потребностей в культурной продукции. С помощью радио, кино, периодической печати, а потом и телевидения массовая культура, получила широкое распространение и постепенно превращалась в индустриально-коммерческую форму производства. В отличие от элитарных авангардистских и модернистских течений, рассчитанных на образованную верхушку общества, массовая культура предназначалась для широких масс, с их недостаточно развитыми, а то и вульгарными вкусами. Для нее были характерны развлекательность, сентиментальность, пропаганда культа успеха, потребительства, насаждение определенного образа жизни, стремление к сенсационности и т. д.

В жизни общества значительно выросла роль газет, журналов и особенно радио и кино. Вместе с радио почти в каждый дом вошли новости, репортажи на злобу дня, эстрадная музыка, прогнозы погоды. «Всенародным достоянием» стали эстрадные песни, звучащие по радио, их исполнители зачастую становились «звездами».

В массовый вид искусства превратилось кино . В США оно стало очень прибыльной отраслью экономики, а район Лос-Анжелеса – Голливуд являлся ее центром. Экраны всех стран мира заполнили комедии Чарлза Чаплина и Бестера Китона , приключенческие фильмы с участием Оливии Де Хэвилленд , сентиментальные – с Мэри Пикфорд , ковбойские - с Томасом Инсом .

В литературе небывалую популярность приобрел детектив с его занимательной интригой и простотой повествования. Миллионы людей зачитывались детективными романами англичан Артура Конан Доила, Гилберта Кита Честертона, Агаты Кристи, француза Жоржа Сименона, американца Рекса Стаута и др. Созданные их фантазией герои Шерлок Холмс, отец Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ, Ниро Вульф приобрели необычайную популярность среди читателей.

Массовая культура многообразна, демократична и общедоступна. Она заполняет досуг населения, способствует приобщению к культуре вообще. Правда, массовую культуру можно использовать в целях манипуляции духовным миром людей. В межвоенное время в фашистских государствах, например, над ней был установлен весьма жесткий контроль. Саму ее превратили в инструмент формирования у населения определенного мировоззрения и укрепления тоталитарных режимов.

Таким образом, основные тенденции развития науки и культуры отражали состояние западной цивилизации в межвоенное время.

5. Закрепление нового материала.

1) Назовите основные достижения науки и техники в межвоенный период?

2) Назовите основные направления в философии?

3) Охарактеризуйте основные течения в искусстве межвоенного периода?

4) Что способствовало появлению в Западной Европе массовой культуры?

6. Д/з и выставление отметок .

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: