Анализ урока по фгос: образец, советы и пояснения. Анализ урока по фгос (выступление на педагогическом совете) Схема анализа урока по фгос основная школа

Анализ урока с позиций требований ФГОС.

1. Целеполагание.

а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.

б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.

в). Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).

а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.

б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.

в). Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.

4. Методы организации УД.

а). Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.

б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.

в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально

стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД.

а). Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.

б). Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)

в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

6. Организация контрольно-оценочной деятельности.

а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер.

б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.

в) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

7. Результаты проведенного урока.

а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.

б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.

в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.

Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

Количественные показатели оценки урока:

а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла;

АНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Учитель начальных классов
Дрезненской гимназии
Гусева Ирина Евгеньевна

АНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
К.Д. Ушинский.
Анализ (самоанализ) урока (системы уроков) это детальное и всестороннее рассмотрение его как единого целого под определенным углом зрения (аспектом). Выбор аспектов зависит как от аналитической потребности, так и от возникшей практической необходимости.
Способы посещения уроков
1. Выборочное.
2. Тематическое.
3. Параллельное.
4. Комплексное изучение отдельных классов.
5. Целевое посещение урока с приглашением специалиста.
В образовательном учреждении применяются следующие формы ана¬лиза и самоанализа урока:
1. Краткий (оценочный) анализ — общая оценка функций урока, характе¬ризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач.
2. Структурный (поэтапный) анализ — выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся.
Урок по ФГОС состоит из 9 обязательных этапов:
Организационный момент, самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Постановка учебной задачи
Построение проекта выхода из затруднений
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия учебной деятельности на уроке,информация о домашнем задании и выполнении.
3. Полный анализ — система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержания и видов учебной деятельности учащих¬ся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и спо¬собов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.
4. Структурно-временной анализ — оценка использования времени урока по каждому его этапу.
5. Комбинированный анализ — оценка (одновременная) основной дидак¬тической цели урока и структурных элементов.
6. Психологический анализ — изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
7. Дидактический анализ — анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обуче¬ния и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятель¬ностью учащихся и т. п.).
8. Аспектный анализ — рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели/задачи урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Примеры аспектов урока:
использование развивающих методов на уроке;
изучение способов активизации познавательной деятельности уча-щихся;
пути развития познавательного интереса;
формирование у школьников общеучебных умений и навыков;
проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;
обеспечение здоровьесберегающей функции урока;
психологический климат на уроке;
уровень и характер использования ИКТ на уроке;
организация проблемного обучения на уроке и т. п.
9. Комплексный анализ — одновременный анализ дидактических, психо¬логических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
10. Наиболее оптимальным и объективным может быть только системный анализ — совокупность взаимосвязанных приемов и процедур, используемых для изучения объектов и процессов, представляющих собой сложные целост¬ные системы.
Аспекты системного анализа:
метафизический (декомпозиция — расчленение);
структурный (взаимосвязи);
функциональный (обеспечение функций);

Генетический (происхождение и возможность дальнейшего развития).
Требования по подготовке и посещению урока
1. Изучить классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по данному предмету за определенный период.
2. Определить тему, которая изучалась на предыдущем уроке.
3. Обращать внимание на регулярность и своевременность оценки знаний учащихся.
4. Проводить анализ каждого урока индивидуально с каждым учителем.
5. Проводить обсуждение урока принципиально и требовательно, но корректно и доброжелательно.
6. Аргументировать неприятные для учителя замечания фактами и положениями из теории педагогики и психологии.
Общие рекомендации для проведения анализа урока
1. Нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации (что годится для одного, то нецелесообразно для другого).
2. Любые рекомендации по улучшению работы учителя должны опираться на его достижения и сильные стороны.
3. Нужно поощрять творческое проведение урока, побуждать учителя к самостоятельной разработке его структуры и методики.
4. Следует оценить, насколько рационально были использованы избранные учителем приемы и методы обучения, например, насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы.
5. Замечания и рекомендации учителю должны быть четко сформулированы и записаны в справку по итогам анализа урока.
Схема анализа урока по ФГОС
Класс__________________________________________________________________
Предмет_______________________________________________________________
Учитель _______________________________________________________________
(ФИО, категория)
Автор учебника_________________________________________________________
Тема урока_____________________________________________________________
Тип урока_______________________________________________________________
Количество учащихся в классе_____________________________________________
Присутствовало на уроке___________________________________________
Этапы анализа Баллы
1. Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.
3. Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал)
4. Соответствие урока требованиям ФГОС:
4.1. Ориентация на новые образовательные стандарты.
4.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД
4.3. Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.
5. Содержание урока:
5.1. Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям
5.2. Соответствие содержания урока требованиям программы.
5.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
5.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.
6. Методика проведения урока:
6.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.
6.2. Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера(«докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)
6.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.
6.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)
6.5. Применение диалоговых форм общения.
6.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.
6.7. Осуществление обратной связи: ученик-учитель.
6.8 Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
6.9 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.
6.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.
6.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.
6.12. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
7. Психологические основы урока:
7.1. Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.
7.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
7.3. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
7.4. Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.
8. Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..
9. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

Итого: За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный урок — это синтез традиций и новаций. Это про¬цесс и результат деятельности педагога, освоившего и продолжающего осваивать продукты традиционных и инновационных методик.
На современном уроке:
1. Педагог не только признает право учащегося на собственное суждение, но и заинтересован в нем.
2. Новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета препо¬давателя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его ис¬тинности системой рассуждений.
3. Материал урока включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику содержания урока, показы¬вает способы применения на практике изучаемого знания.
4. Общение с учащимися строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения знаний и вариантов его использования.
5. Педагог строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у учащихся и стимулирует самостоятельный поиск ответов по ходу урока. Добивается того, что ученик думает совместно с ним.
Схема анализа урока помогает как в построении учебного занятия, так и при самоанализе открытого урока. Ориентируясь на требования, можно скорректировать свою работу таким образом, чтобы не допустить нарушений в структуре современного урока.

Анализ урока учителя начальных классов

Урок окружающего мира во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века») в рамках педагогического совета: Обеспечение качества образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
Тема: «Царства природы. Грибы».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с царством грибов
Задачи:
- познакомить учащихся со строением гриба,
-учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе родного края.
Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Все этапы урока выдержаны, прослеживался плавный переход от этапа к этапу.
Урок учитель начала с эмоционального настроя детей, на успех и уверенность в их знаниях.
Была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу, учитель настроила детей на виртуальное путешествие в мир природы. Предложила отправиться в некоторое царство. Не в тридевятое царство, а в царство природы.
Опираясь на ранее приобретённые знания о признаках живой природы и внешнем строении растения, ученики «выходят» на тему «Грибы».
Этому способствовала одна из форм игровых технологий – загадка.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек, Шляпа есть, нет головы. (Гриб).
Учитель ставит проблемный вопрос:
- А как вы думаете, всё ли о царствах живой природы мы знаем?
При помощи наводящих вопросов учитель добивается того, чтобы дети сформулировали тему и цель урока.
Учебный материал не давался в готовом виде. На протяжении всего урока дети «добывали» знания сами, благодаря умелому использованию учителем современных педагогических технологий. Учитель предлагает кратковременный проект, подсказывает источники информации.
Она предложила 3 варианта ответа. Поставила задачу – доказать истинность или ложность высказывания, опираясь на уже имеющиеся у детей знания.
Работая в парах, дети сделали вывод, что грибы - это особое царство живой природы.
Учитель применяла ИКТ для повышения мотивации учащихся, для выявления особенностей материала урока.
На уроке были реализованы принцип наглядности (использование презентации, муляж гриба,)
Принцип научности (учитель давал дополнительный материал, дети оперировали научными понятиями, работали с Атласом – определителем) (для получения новых знаний),
Принцип доступности прослеживался в подборе материала. После рассмотрения муляжа гриба, учитель предлагает отыскать информацию в учебнике. Ставит вопрос:
Что нового вы узнали? Учитель опять же не дает материал в готовом виде, а побуждает добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. В результате работы дети узнали строение гриба, что такое грибница.
Учитель умело использует игровые технологии. На этапе обобщения она провела тематические игры: «Грибница или плодовое тело», Инсценировку «Сказка Благородный гриб», игра «Сбор грибов» сопровождалась загадками, которые развивали мыслительную деятельность. Здесь еще один удачный момент - межпредметная связь (окружающий мир – русский язык).
Подберите однокоренные слова к слову гриб. _
Удачно подобрана физминутка, она соответствовала теме урока.
В течение урока преподносился дополнительный научный материал, который вызывал интерес.
Работая в парах из предложенных вариантов, детям удалось составить правила сбора грибов.
В результате практической работы учащиеся поняли, какое отношение плесень имеет к уроку? После наблюдения плесени под микроскопом они узнали, что еще есть грибы – плесневые.
Делают вывод: грибы бывают шляпочные и плесневые.
Заключительным этапом проверки знаний был письменный экспресс - опрос.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена поз, видов деятельности,
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.
На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу. (Смайлики)
Домашнюю работу учитель дала дифференцированно - по группам.
В конце анализа, мне еще раз хочется отметить, что дети не в готовом виде получали знания, а добывали их совместно под чутким руководством учителя.
Урок соответствует требованиям ФГОС
Учителю удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.

Включение начальных классов в общую образовательную парадигму, обусловленное реформированием системы обучения детей, затронуло все аспекты ведения педагогической практики - от порядка планирования и организации занятий до системы оценивания достижений школьников.

В свете этого особенно актуальным является утверждение порядка проведения анализа уроков начальных классов по ФГОС - реализации аналитического процесса, который позволяет:

  • систематически контролировать качество учебно-воспитательного процесса, целесообразность использования различных педагогических методов и приемов;
  • определять ценностные ориентиры и установки, а также факторы, которые могут препятствовать воплощению принципов системно-деятельностного подхода;
  • способствовать последовательному профессиональному росту учителей начальной школы.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Проконтролируйте, как учителя проводят самоанализ уроков - воспользуйтесь шаблоном в журнале «Справочник заместителя директора школы»

Скачайте шаблон

Анализ урока в начальной школе по ФГОС: основные требования и особенности

Уроки, которые разрабатываются согласно новым требованиям ФГОС, имеют ряд существенных отличий от традиционных форм занятий. В связи с этим аналитическое оценивание такого урока будет иметь ряд отличительных особенностей, с которыми нужно ознакомиться, а также узнать, как выглядит рабочая карта эксперта. Принципиальным отличием современных занятий от традиционных является то, что куда большее количество внимания педагогом должно уделяться самостоятельным умозаключениям детей, их личному мнению и активному участию в уроке.

Анализ открытого урока в начальной школе по ФГОС, пример которого приводится ниже, значительно изменился с момента введения новых требований.

Согласно вновь принятым нормам, урок организуется с учетом следующих моментов:

  1. Тему занятия формулируют ученики, педагог лишь подводит детей к нужному выводу.
  2. Цель и задачи занятия также озвучивают школьники, опираясь на вопросы учителя и акцентирование ранее полученного образовательного опыта.
  3. В ходе планирования учебно деятельности педагог совместно с детьми проектирует пошаговое выполнение учебных действий - составляет план, необходимый для достижения целей занятия.
  4. На уроке выполняется организация индивидуальной, парной или работы в группах, консультирование учеников. Педагог выступает в роли советчика и помощника, оставляя учебную инициативу за детьми, но при этом направляя образовательную активность классного коллектива.
  5. В ходе урочного занятия реализуется самоконтроль, взаимоконтроль или иные регулятивные действия, способствующие осознанию детьми собственного уровня учебных достижений и актуальных образовательных требований.
  6. Ученики самостоятельно справляются с возникшими трудностями и исправляют ошибки.
  7. На завершающем этапе урочной деятельности школьники обсуждают свои успехи, оценивают результат своей работы и работы одноклассников; проводится рефлексия.
  8. Педагог задает домашнее задание, которое учитывает индивидуальные особенности детей, предполагающее разные уровни сложности.

Во время занятия педагог должен играть роль советчика, который помогает детям и консультирует их, но не навязывает им информацию на основании своего авторитета. В связи с обновленными требованиями к уроку изменился и образец анализа урока в начальной школе по ФГОС , который теперь должен учитывать новые составляющие занятия.

Педагогический анализ урока в начальной школе

Схема, разработка которой выполнялась в качестве образца анализа урока в начальной школе по ФГОС , имеет ряд характерных особенностей. Оценка занятия в соответствии с новыми требованиями должна включать наличие целей, действий, направленных на организацию учебного процесса, а также мотивацию учащихся, что особенно важно применимо к учащимся младших классов, у которых ввиду возрастного фактора акцентирование и удержание внимание остается проблемным моментом.

Конструктивно аналитическое оценивание урока реализуется в соответствии с экспертной картой, в которой должны быть указаны данные об учителе, проводившем открытый урок, наименование учреждения НОО, предмет, методкомплект и дидактические материалы, тема и дата проведения занятия. При анализе открытых уроков в начальной школе для педагогов с опытом и молодых специалистов используются разные типы экспертных карт, что способствует оптимизации планового мониторинга учебно-воспитательного процесса. Пример стандартизированного бланка, который содержит базовые критерии анализа, представлен ниже.

Образец схемы анализа урока в начальной школе

Структурные этапы анализа занятия по ФГОС На что следует обратить внимание Количество баллов
Цели и задачи При проведении первоочередно оценивается, насколько полно сформирована тема и задача занятия, что в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода выполняется в ходе мотивационного этапа через постановку учебной проблемы и актуализацию ранее изученного.
Дополнительно указывают, была ли достигнута цель занятия, сформулированная педагогам и представленная в документации по планированию, а также практические задачи, озвученные учащимися.
Общая структура занятия В рамках данного блока целесообразно оценить, какой тип занятия был выбран за основу (урок открытия новых знаний, урок систематизации изученного, комбинированный урок и т.д.), насколько структура соответствует поставленной цели, а также указать, удачно ли были определены и реализованы методы и приемы педагогической работы (способствовали ли они достижению практических задач).
Способы актуализации внимания учащихся и мотивации на активную учебную деятельность Ввиду того, что самостоятельная учебная деятельность учащихся становится основой успешного освоения знаний согласно ФГОС, данный аспект работы учителя начальных классов становится особо значимым. Этап актуализации ранее изученного и постановки учебных проблем базируется на раннем учебном опыте детей, поэтому в младших классах данный аспект может выражаться слабо или практически не учитываться, что следует учитывать при проведении анализа.
Соответствие урока требованиям ФГОС С целью оптимизации образовательного процесса важно поурочное оценивания действий педагога, направленных на реализацию стандартов нового поколения, а именно мер, предпринятых для развития не только предметных, но и метапредметных компетенций учащихся. Дополнительно оценивается использование современных методов обучения - ИКТ, метода проектов, исследовательских и экспериментальных методик.
Содержание занятия В рамках данного структурного блока целесообразно анализировать полноту и правильность изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей учащихся начальной школы, соответствие содержания занятия требованиям образовательных программ, реализацию практики создания «ситуаций успеха» и характер индивидуальной отработки ключевых навыков, обеспечение условий, при которых дети могут применить полученные знания на практике, а также обеспечение взаимосвязи между ранее полученным и новым учебным опытом.
Методика проведения урока Оценивается поэтапно, с учетом следующих компонентов педагогической деятельности:
  1. Основные методы организации образовательной работы на занятии, соотношение репродуктивных и продуктивных форм деятельности (оптимальный показатель определяет с учетом возраста учащихся, а потому для начальной школы остается минимальным).
  2. Оценить реализуемые учителем методы «открытия знаний» - поиск информации, опыты, наблюдение, сравнения.
  3. Соотношение диалогичной формы общения с классом к монологичным высказываниям учителя.
  4. Имеет ли место применение нестандартных учебных ситуаций, способствующих актуализации внимания детей и повышению эффективности учебной работы?
  5. Сформированность обратной связи с младшеклассниками.
  6. Сочетание различных форм учебной работы (групповой, парной, индивидуальной).
  7. Использование демонстрационных и раздаточных материалов, а также средств ИКТ с обязательным оцениванием их содержания.
  8. Применение приемов организации самоконтроля и само- и взаимооценки учеников.
Психологический анализ занятия С целью обеспечения оптимальных условий для формирования учебных компетенций учащихся начальной школы дополнительно требуется оценить:
  1. Принимать ли педагог во внимание уровень знаний и индивидуальные проявления личности каждого ребенка?
  2. Способствует ли реализуемая учебная активность общему развитию и формированию надпредметных компетенций?
  3. Обеспечивается ли последовательная интенсивность уровня сложности заданий и наращивания темпа их выполнения?
  4. Организуются ли во время занятия паузы, способствующие физической и эмоциональной разгрузке школьников?
  5. Соответствует ли объем и уровень сложности домашнего задания возрасту детей? Обеспечивается ли возможность для выбора задания с учетом способностей (дифференциация домашних упражнений)?

Работа над анализом уроков в начальной школе по ФГОС выполняется при взаимодействии учителя и экспертов. Экспертами, которые посещают открытые занятия и заполняют листы анализа, могут являться представители администрации МОУ, педагоги-психологи и иные педагоги, в том числе и из других учебных учреждений.

Предварительно важно ознакомить педагога с параметрами листа анализа для того чтобы он понимал, что именно от него требуется и по каким критериям будет оцениваться его работа. Если учитель ориентируется на системно-деятельностный подход, он сможет работать с листом анализа в полной мере.

Экспертная оценка может производится прямо на уроке. Если структура урока полностью соответствует требованиям карты, педагог получает максимальное количество баллов – 2. В том случае, если цели были реализованы частично или не достигнуты вовсе, в соответствующей графе выставляется оценка в 1 или 0 баллов.

Дополнительно следует отметить:

  1. Должностным лицам, уполномоченным оценивать занятия, недостаточно поставить баллы в соответствующей графе. Необходимо также предоставить дополнительные пояснения по каждому моменту урока и привести примеры корректности занятияпо ФГОС.
  2. Представители школьной администрации также обращают пристальное внимание на целесообразность УУД и их эффективность. Они оцениваются в зависимости от того, к какой они принадлежат группе – регулятивные, познавательные, направленные на воспитание ребенка, развитие его личностных качеств, коммуникации и т.д., а также от того, насколько они соответствуют целям занятия.

С результатами оценивания педагога можно ознакомить после того, как он произведет самоанализ. Нередко наблюдение за уроком и его анализ вызывает трудности не только у молодых экспертов, но и у специалистов с опытом работы, поэтому работе по саморегулированию следует отвести достаточно внимания.

При заполнении образца анализа урока по ФГОС в начальной школе эксперты в обязательном порядке учитывают многообразие вариантов проведения занятий и отдельно оценивают:

  • усвоение учениками новых знаний, развитие новых умений;
  • использование учениками универсальных учебных действий (УУД);
  • актуализацию усвоенных ранее знаний;
  • обобщение навыков и умений;
  • контроль деятельности учеников различными способами – самоконтроль и взаимоконтроль;
  • коррекцию знаний и их закрепление.

Оценочные листы анализа со времени накапливаются и позволяют оценить динамику учебной деятельности, успех реализации учебной программы, а также выявить проблемные моменты. Также листы анализа могут понадобиться для самообразования педагога, приобретения им новых знаний и умений или при прохождении курсов повышения квалификации.

Скачать пример экспертных карт для анализа урока по ФГОС
Скачать в.pdf

Как провести анализ посещенного урока в начальной школе

Основным пространством, в котором протекает деятельность учителя в школе, - это урочная деятельность во всех ее проявлениях. В свою очередь посещение урочных занятий с их последующим обсуждением является основной обязанностью представителей административного состава ОУ. Традиционная система внутришкольного контроля хорошо адаптирована к процессу плановому мониторингу занятий в старшей школе. Но как следует проводить анализ урока по конспекту в начальной школе в условиях, когда осуществляется повсеместное внедрение новых образовательных технологий? Этот вопрос остается предметом повсеместного методического обсуждения, что важно учитывать всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Администрация школы, методисты хорошо знают, как психологически сложно разбирать урок, даже если он удался. Если же занятия содержит принципиально много ошибок, то анализировать его еще сложнее ввиду возникновения неприятных профессиональных ситуаций. Ввиду того, что механизм анализа урока в начальной школе остается до конца не отлаженным, что связано со сложностью соотнесения возрастного фактора учащихся и принципов системно-деятельностного подхода, целесообразно упомянуть основные принципы ведения экспертной мониторинговой деятельности, к числу которых относится:

  1. Безоговорочное уважение к личностному достоинству педагога, что благотворно сказывается на профессиональном самоощущении даже в ситуациях ведения конструктивной критики.
  2. Создание атмосферы доверия, которая базируется на взаимодоверии и взаимоуважение.
  3. Проявление доверия к педагогическому потенциалу учителя, который ищет пути всестороннего развития детей посредством ведения экспериментальной образовательной деятельности.
  4. Поощрение достижений является обязательным.

Важно помнить, что анализ открытых уроков в начальной школе является одним из основных средств обучения педагогического состава МОУ системно-деятельностному подходу, реализация которого способствует повышению квалификации специалистов. Занимается этой работой, как правило, директор или заместитель директора. Вместе с тем умение анализировать свою деятельность позволит преподавателям заняться самостоятельным образованием, выявить проблемные места и способы их устранения. Поэтому принципы проведения экспертного мониторинга занятий должны быть прозрачными и хорошо известными как представителям административного состава ОУ, так и учителям.

Условия проведения конструктивного анализа урока в начальной школе:

  1. Оповещение учителя о времени и цели посещения урока осуществляется заранее, в порядке, предусмотренном внутренними локальными актами организации.
  2. Ответственный администратор или методист должен уточнить, понятна ли педагогу цель посещения занятия, если нет - доступно разъяснить ее во избежание недоразумений.
  3. Непосредственное проведение анализа урока выполняют не на перемене, а после окончания занятий. Такое организационное решение способствует созданию доверительной обстановки, когда проверяющий может справиться с мыслями и конструктивно, без лишних эмоций, оформить свои мысли и замечания, а учитель, в свою очередь, - справится с волнением и подготовиться к проведению самоанализа.

Модели и примеры анализа урока по ФГОС в начальной школе

Оценивание уроков происходит определенному алгоритму, выбор которого обусловлен не только структурными элементами урока, но и пониманием проверяющим лицом уровня квалификации и педагогического таланта ответственного педагога. При проведении анализа урока в начальных классах по образцу целесообразно выбирать одну из двух моделей организации экспертного мониторинга, особенности которых представлены ниже.

Традиционная модель анализа урока используется в случаях, когда администрация школы только знакомится с деятельностью учителя начальных классов, когда оценивается педагогический опыт специалиста, или когда реализуется фронтальная оценка деятельности педработников представителями методобъединения. В таком случае форма анализа не столь важна, главное - обеспечить реализацию мониторинговых целей, а именно организовать рефлексию наиболее и наименее успешных моментов занятия, как следствие - подвести педагогога к объективной и профессиональной самооценке.

  1. Были ли озвучены воспитательная, образовательная и развивающая цели занятия, насколько грамотно они реализовывались.
  2. Соблюдалась ли структура и хронометраж урока?
  3. Какие приемы использовались для мотивации детей к изучению нового материала? Были ли выбранные педагогические приемы успешными?
  4. Насколько проведенное занятие соответствует измененным требованиям ФГОС (учет новых стандартов образования, формирование у детей УУД, применение на уроке современных технологий обучения)?
  5. Соответствует ли материал занятия возрасту учеников и требованиям программы, является ли верным с научной точки зрения, связана ли теория с практикой?
  6. Как актуализируются знания детей, создаются проблемные и нестандартные ситуации, сделан ли упор на исследовательскую деятельность учеников? Сколько времени на уроке уделялось самостоятельной работе, какие методы познания были использованы, удалось ли получить обратную связь от детей?
  7. Какие средства и наглядные материалы оказались наиболее эффективными?
  8. Насколько сформировано у детей умение самоконтроля и самооценки?
  9. Удалось ли уделить достаточное внимание психологическим паузам и разрядке эмоционального состояния детей?
  10. Было ли выделено в структуре урока место для принципиально новых образовательных элементов?

На этапе заполнения бланка для анализа урока в начальной школе можно спросить у педагога, остался ли он удовлетворен проведенным занятием, что из выполненного понравилось больше всего и что хотелось бы сделать иначе, сколько времени потребовалось на подготовку и является ли работа в классе комфортной. Такие вопросы способствуют проведению рефлексии и повышают как эффективность оценочных действий, так и готовность учителя к ведению дальнейшего профессионального поиска.

Скачать схему анализа урока по ФГОС
Скачать в.docx

Вторая (узкоцелевая) модель методического анализа урока в начальной школе применима в случаях, когда необходима точечная индивидуальная работа с учителем с целью контроля актуального уровня педагогического мастерства и дальнейшего его усовершенствования. К основным задачам проверяющего должностного лица относится выявление приемов, способствующих повышению уровня мотивации учащихся на различных этапах урока, а также обсуждение целесообразности и эффективности используемых приемов работы.

Для большинства случаев, когда необходимо выявить уровень сформированности компетенций педагога в области инновационных приемов обучения и воспитания, в качестве экспертного листа может использоваться опросник такого типа:

  1. Как Вы считаете, важна ли мотивация для успеха учебной деятельности младших школьников?
  2. Каким средствами может достигаться активизация образовательной активности учащихся начальной школы на уроке (с учетом возрастных особенностей)?
  3. Бывают ли на Ваших уроках случаи, когда успешная мотивация повлияла на ход занятия и позволила обеспечить достижение поставленных целей?
  4. По каким критериям Вы бы могли оценить влияние мотивационной деятельности на общий ход урока?

Важно отметить, что использование дополнительных опросников, способствующих выполнению продуктивного анализа урока в соответствии с положениями ФГОС, целесообразно только в рамках оказания методической поддержки педагогам, имеющим большой опыт практической деятельности и стремящимся к реализации инновационных принципов организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Общая схема анализа компетнтностно-ориентированного урока может выглядеть следующим образом.

Схема анализа компетентностно-ориентированного урока

Предмет, класс

Тема урока

Целеполагание

Отсутствует

Цель формулирует учитель

Совместное с учащимися

Цели урока

Нельзя измерить, продиагностировать

Диагностичны, измеряемы

Создание мотивационного поля

Отсутствует

На этапе целеполагания

На отдельных этапах урока

Нет связи с жизнью, практической деятельностью.

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания.

Формы организации деятельности учащихся на уроке

Неактивные

Активные

Интерактивные

Фронтальные

Групповые

Индивидуальные

Использование методов, приемов

Использование не оправдано, методы и приемы - репродуктивные

Выбор оправдан, соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные

Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный

Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный

Использование технологий

Рефлексивность

Отсутствует

Эмоциональная рефлексия

Оценка деятельности

Оценка результата

Рефлексия учителя

Результативность урока

Результат не достигнут или достигнут учителем

Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися.

Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата.

Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности (указать, какие);

Результат достигнут каждым учащимся.

Оценивание

Традиционное, по 5-бальной шкале

Качественная, словесная оценка деятельности

Другие виды оценивания

Критерии анализа инновационного урока.

В условиях инновационного урока учитель, кроме того, что он делает на традиционном уроке, дополнительно осуществляет какое-либо нововведение:

вводит новое содержание, новую методику обучения или воспитания,

ведет экспериментально-исследовательскую работу на основе предварительно разработанной концепции и т.д.

Поэтому при проведении инновационного урока, кроме тех показателей, которые применяются к оценке эффективности традиционного урока, дополнительно используются показатели и критерии инновационного урока.

При оценке эффективности урока могут быть использованы как 5-, так и 10- балльные шкалы. Это зависит от того, какой шкале вы отдаете предпочтение.

Показатели и критерии инновационного урока

Показатели эффективности

Критерии
оценки

Степень оригинальности и новизны методики (технологии) урока

Оригинальность,
новизна

Гибкость сочетания традиционных и инновационных форм, методов обучения, содержания урока.

гибкость,
системность

Степень использования средств педагогической диагностики, позволяющих выявить эффективность педагогической инновации

диагностичность

Технологичность, возможности для воспроизведения педагогической инновации другими учителями

воспроизводимость

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: