Й она какая. «Согласный звук, буква й. Что такое звук

Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения.

Вконтакте

Звуки разделены на:

  • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
  • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

Согласные разделяют на:

  • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
  • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

Буквы, обозначающие согласные звуки

Глухие

Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом - том, суд - зуд, код - год.

Парные согласные

Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Непарные согласные

Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

Непарные согласные разделяются на:

  • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
  • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

Непарные согласные

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка .

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

[Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
  • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове.

Твердые и мягкие звуки

Оглушение

Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.

Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, [г] в речи часто заменяется на [х]. Это относится к дефекту, так как [г], приближенное к [х], считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

Правила и примеры:

  • буква стоит последней в слове: зуб – [зуп], прорубь – [п р о р у п’];
  • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – [с ы р о е Ш к а].

Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие . Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – [з д’ э л к а].

Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

"Й", то есть "и краткое" это гласная или согласная буква Или какая?

  1. Мягкий согласный звук.
  2. Согласная конечно! Гласная буква это когда звук не меняется например "О... о", а у Й слышится и.
  3. та к та к так
  4. й гласная
  5. Ни гласная ни согласная. Но скорее всего можно сказать полугласная.
  6. Я офигеваю, такое впечатление, что все прогуливали школу, начиная с 1 класса.
    Гласные буквы - это А О У Ы Э Я Ю Е. Все остальные - согласные, кроме мягкого и твердого знаков.
    Й - это согласная буква!! ! Те, кто говорят "иииииииЙ", и думают что она тянется, не правы. Нет такой буквы "ииий". Это много И и одна Й в конце. Буква Й согласная, товарищи двоечники....
  7. Множительная: Буй... Буи..
  8. Согласная
  9. Понятия "буква" и "звук" различаются. Буква - это всего лишь знак для обозначения звука. Звуки речи делятся на гласные и согласные. Главное отличие гласных звуков от согласных состоит в том, что при произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречая препятствий (звук будет длиться так долго, как позволяет Ваше дыхание) , а при произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает препятствие. С этой точки зрения, й - это мягкий согласный звук, а буква Й - это знак для обозначения этого звука.
  10. согласная была в школе.. . :))) а сейчас как больше нравится.. . хочу гласная, хочу согласная....:))))) выбирай любой вариант! 🙂
  11. Й не является ни гласной, ни согласной.. .
  12. согласная
  13. В древности буква И обозначала не только обычный гласный и, но также неслоговой краткий гласный звук и близкий к нему согласный й; для их различения с XVI века на Руси применяется особый диакритический знак, так называемая краткая. В церковнославянском языке последовательное и обязательно разграничение употребления начертаний И и Й узаконено с середины XVII века; перевод русского письма на гражданский шрифт в 17081711 гг. упразднил было надстрочные знаки и вновь объединил И и Й; восстановлено же Й было в 1735 году (хотя отдельной буквой азбуки до XX века не считалось) .

    В болгарской и македонской письменности используется также начертание и#768; оно служит для различения омонимов, например: и союз и; и#768; местоимение ей, и т. п. В некоторых компьютерных шрифтах и кодировках и#768; существует как отдельный знак, хотя самостоятельной буквой в настоящее время не является.

  14. согласная...
  15. гласная
  16. согласная.
  17. согласная канечноже
  1. Загрузка... Алканы, алкены, алкины, алкадиены, формулы которых отличаются количеством атомов водорода, относятся к углеводородам. Рассмотрим отличительные особенности каждого класса, тип гибридизации, характерные свойства. Парафины Предельные...
  2. Загрузка... Законодательный акт, или Манифест 17 октября 1905 года, который был разработан правительством и подписан императором Николаем II, до сих пор вызывает споры. Почему создан...
  3. Загрузка... На обширных территориях Северной Америки и Евразии располагаются смешанные и широколиственные леса. Зоны этих зеленых массивов находятся в умеренном географическом поясе Земли. В перечень...
  4. Загрузка... В принципе, о том, как написать изложение, весьма подробно рассказывают ученикам в школе, на уроках, перед тем как дать такое задание. Но не всем...
  5. Загрузка... Женские образы романа "Тихий Дон" необычайно выразительны: гордая и смелая Аксинья, трудолюбивая и кроткая Наталья, величественная и мудрая Ильинична, непосредственная и юная Дуняша. Произведение...

Класс: 1

Задачи:

  • Познакомить с новым звуком [й,] и буквой («и краткое»).
  • Учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
  • Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
  • Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
  • Воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к старшему поколению.

Оборудование: учебник «Русская азбука»/В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов – М.: Просвещение, 2007 год, карточки со словами и слогами, картинки животных, плакат «9 Мая», линейка, бутылочка с йодом, каравай.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Сядьте удобно. Впереди нас ждёт интересная работа, поэтому будьте на уроке внимательны. Я думаю, что своими ответами на уроке вы будете радовать и себя, и меня, и наших дорогих гостей.

II. Повторение

Выделение звука [й,]

Учитель: Отгадайте загадку:

Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется (Трамвай)

Это вид транспорта. К сожалению, в нашем городе трамваев нет, но может быть появятся в будущем. (Приложение . Рисунок 1)

Учитель: Какой звук услышали в конце слова?
Предполагаемый ответ учащихся: Звук [й,]
Учитель: Этот звук вам уже знаком. Мы встречали его, когда изучали буквы «е», «я», «ё». Прочитайте слова и вспомните, в каких случаях буквы «е», «ё», «я» обозначают два звука.
Слова для чтения: енот, маяк, ружьё
В начале, после гласной, после разделительного Ь

III. Объяснение нового материала

Постановка цели

Учитель: Сегодня мы научимся распознавать звук [й] и обозначать его новой буквой « и краткое». А также научимся читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Работа со звуком

Учитель: Произнесём звук [й] и поймаем его ладошкой. Обратите внимание: при произношении этого звука мы улыбаемся, язык упирается, верхние и нижние зубы обнажены.

Вопросы учащимся:

  • Дайте характеристику звуку [й] (Согласный)
  • Докажите (Не поётся, есть преграда во рту)
  • Закройте уши, произнесите звук [й]
  • Что услышали? (Звук)
  • Сделайте вывод: звук звонкий или глухой. (Звонкий)
  • Определите, твёрдый или мягкий.
  • Повторите характеристику звука [й]

(1 учащийся дает полную характеристику звука [й,], затем все повторяют хором, далее учащимся предлагается игра «Найди звук»)

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите звук [й]. Если звука нет, молчите.

Лиса, копьё, майка, игрок, лицо, троллейбус, имя, чай, сильный, яма, машина, чайка.

– Молодцы! Большинство из вас правильно нашли звук. А кто ошибался, не огорчайтесь. Мы учимся.

Знакомство с новой буквой

Учитель: Какой буквой на письме обозначается звук [й]. (И краткое)
– Посмотрите внимательно. На что похожа буква?

Учитель показывает карточку с буквами Й й

– Чтобы Й (и краткое) не путать с И, сверху галочку пиши.
– Посмотрите, на что ещё похожа буква.

Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится. (Приложение . Рисунок 2)

Учитель: Чтобы букву вы хорошо запомнили, напечатаем её на спинке друг у друга.

Работа в парах

Дети печатают на спине друг друга заглавную букву Й, маленькую букву й.

Учитель: Я думаю все запомнили эту букву.

IV. Закрепление нового материала

Отгадывание сказочных героев

Учитель: (по мере отгадывания загадок учитель крепит слова на доску)

1. В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный (Бармалей)

3. Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку
От холода спасла. (Дюймовочка)

2. Я – великий умывальник
Знаменитый (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.

4. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Добрый доктор (Айболит)

– Почему эти слова пишутся с большой буквы? (Имена сказочных героев)

Работа со слогами, словами

Учитель: Заглянем в больницу к Айболиту. На приёме у него посетители невесёлые, больные. Пусть Доктор Айболит их послушает трубочкой. (Приложение . Рисунок 3) А мы будем отправлять к доктору других пациентов.
– Сегодня день особенный. На приём к доктору могут придти только те больные, в названии которых есть буква Й. Кто может придти к Айболиту?
Предполагаемые ответы учащихся: Воробей, соловей, чайка, Незнайка, муравей, змей, лентяй, Гадкий утёнок
Учитель: Достаточно на сегодня посетителей.
Ребята, а вам интересно узнать, какой диагноз Айболит поставил больным?

Всех послушал Айболит
И животным говорит:
«Ваша хитрая семейка
Заболела «неумейкой».
Помогать вам не хочу,
Я лентяев не лечу.»

Учитель: Почему доктор не захотел лечить, ведь он был такой добрый? (Звери – лентяи, притворщики)

Учитель: Давайте поможем, ребята, вылечить болезнь «неумейку» и вернём животным доброе имя.

1) Кто был первым посетителем? (Приложение . Рисунок 4)

ОЙ АЙ ЫЙ ИЙ

свой – свои
мой – мои
твой – твои

Учитель: В чём отличие каждой пары слов?
– На какую букву оканчиваются слова в 1 столбике? А во втором?
– Сколько слогов имеют слова в 1 столбике? Почему? А во втором?

2) И Зайка слёзы льёт. Он не может написать правильно своё имя.

ЗАИКА (карточка со словом)

– Прочитаем, в кого он превратился. Что надо сделать, чтобы вернуть зайке имя?

Предполагаемые ответы учащихся: Дописать галочку сверху. (Приложение . Рисунок 5)

3) Поможем попугаю подобрать противоположные по смыслу слова: узкий, высокий, добрый, большой, здоровый, далёкий. (Приложение . Рисунок 6)

4) Научим Белого медведя делить слова на слоги. (Приложение . Рисунок 7)

ЛИ – НЕЙ – КА, КА – РА – ВАЙ, ЙОД [ёд], ГЕ – РОЙ, ВОЙ – НА

Задания детям: (учащиеся выполняют задания по каждому слову)

1. Прочитайте слово.
2. Разделите на слоги. Какое правило знаете?
3. Растолкуйте значение этого слова.

ЛИ – НЕЙ – КА: (показ предмета)

а) прямая черта на бумаге. В тетрадях в узкую линейку вы пишете на уроках письма

б) инструмент для измерения и чертежа. (на математике – отрезки чертим по линейке)

в) строй в шеренгу (на физкультуре)

КА – РА – ВАЙ: большой круглый хлеб (показ предмета)
ЙОД: лекарство, которым смазывают царапины (показ предмета)
– А знаете ли вы? Йод есть в воздухе, воде, пище. Если его не будет, то люди будут болеть. Больше всего йода в морских водорослях. Из них и делают на фабрике йод.
ГЕ – РОЙ: человек, который совершает подвиги. Он храбрый, доблестный.
ВОЙ – НА: вооруженная борьба между государствами, народами.

V. Физминутка

Учитель: Молодцы! Вылечили всех больных. Можно и отдохнуть.

Учитель проводит игру «Если нравится тебе, делай так…».

VI. Работа с учебником (работа с текстом)

Учитель:

Дети, а вы здоровы?
Тогда отвечайте дружно мне
С какой буквой сегодня знакомы?
С буквой «И краткое». Молодцы!

– Откройте азбуку на странице 158-159.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию.

Учитель: Какое страшное слово «война». В течение столетий русскому государству приходилось вести войны с оружием в руках, защищать мирную жизнь людей. К счастью, мы не были участниками того тяжёлого времени. Не знаем, что такое война. Мы живём мирной жизнью.

Задание детям: У кого есть бабушки и дедушки, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 года, поинтересуйтесь, как жили они в военное время. А потом расскажете об этом в классе.

Работа со словами

Учащиеся читают текст самостоятельно, затем хором: одно предложение громко, другое вполголоса .

Вопросы детям: Из чего состоит текст? Что выражает предложение?

Вопросы детям по прочитанному тексту :

– Кем был дедушка на войне? (Солдатом)
– Какую награду получил дедушка на войне? (Медаль за отвагу)
– Как вы понимаете слово «отвага»? (Смелость, храбрость, бесстрашие)
– Какой подвиг мог совершить дедушка? (Мог подорвать танк гранатой, мог сбить самолёт, взять в плен немецкого офицера…)
– Прочитайте из текста, что сказала мама о дедушке. (дедушка стар, а душа у него молодая.) (Приложение )
– Как понимаете слова мамы? (В пожилом возрасте дедушка чувствует себя молодым, энергичным, жизнерадостным, ощущает прилив новых сил)

Учащиеся читают еще раз текст («жужжащее чтение») и готовятся к пересказу.

Задания учащимся: Найдите в тексте слова, в которых есть буква Й (Война)

Учитель: А вы бы хотели, чтобы сейчас наступила война? Почему? (Война всё разрушает, гибнут люди)

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда будет МИР!

VII. Подведение итогов урока

Учитель: С какой буквой познакомились на уроке?
– Обратимся к алфавиту, между какими буквами стоит Й?
– Какой звук эта буква обозначает?
– Поднимите руку, кто порадовал себя своими ответами.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: