Особенности разрешения детских конфликтов в образовательном процессе доу. Детские конфликты и способы их преодоления Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

Общество не может развиваться без столкновения интересов. Именно при разрешении противоречий рождается истина. Педагогический конфликт не является исключением. В споре каждая из сторон пытается доказать именно свою правоту, отстаивает собственную точку зрения в процессе инцидента, который и провоцирует столкновение интересов.

При создании и ее разрешении большое значение имеют возраст, и статус ее участников. Также успешное или деструктивное решение будет зависеть от того, насколько участники владеют стратегиями его погашения.

Педагогический конфликт имеет свою специфику и особенности:

Профессиональная ответственность педагога за правильный выход из спорной ситуации, потому что учреждения образования являются малой моделью общества;

Участники конфликта имеют неодинаковый определяющий поведение сторон в нем;

Имеющаяся разница в жизненном опыте и возрасте разводит позиции участников в конфликте и создает разную ответственность за ошибки при его разрешении;

Различное понимание событий и их причин участниками спорной ситуации: детям сложно справиться со своими эмоциями, а педагог не всегда понимает позицию ребенка;

Педагогический конфликт, в котором присутствуют свидетели, имеет воспитательное значение, о чем следует помнить взрослому;

Профессиональная позиция педагога в спорной ситуации обязывает его быть инициативным при его разрешении;

Если в процессе педагог допустил промашку или ошибку, это ведет к возникновению новых инцидентов, в которые включаются и другие участники.

Основными противоречиями в сфере образования были и остаются подпадающие под категорию «чему и как учить». Именно в этом плане часто происходят «столкновения» между педагогами и законными представителями ребенка, поскольку последние считают, что их чадо недоучили или неправильно объяснили материал.

Педагогический конфликт - неизбежная часть образовательного процесса, потому что всегда найдутся люди, недовольные действиями друг друга: не все учителя и воспитатели разделяют позиции родителей, так же как и последние далеко не в каждом вопросе согласны с педагогом.

Главное в этом споре - попытаться найти компромиссное решение, которое бы устраивало всех, потому что от того, насколько комфортным будет психологический климат, зависят деятельность учителя и работа воспитателя.

Способы разрешения педагогических конфликтов - достаточно непростая процедура для любого представителя данной профессии. При их выборе следует руководствоваться некоторыми основными правилами:

Попытаться погасить конфликт, то есть перевести его из эмоциональной части к деловой, к спокойной, чтобы существовала возможность договориться;

Следует попытаться предупредить конфликтную ситуацию, поскольку это сделать легче, нежели потом искать пути для ее решения;

Разрешить спорную ситуацию «здесь и сейчас», чтобы не усугублять ее. Даже если это удалось сделать лишь частично, проделанная работа открывает двери для дальнейшей позитивной договоренности.

Конфликты в педагогической деятельности - вещь обыденная. Это сфера поэтому они неизбежны. Педагогический коллектив школы, а в особенности детского сада в большей степени состоит из лиц женского пола, и им приходится каждый день "уживаться" друг с другом. И кроме внутренних взаимодействий есть еще и разговоры с родителями детей, не всегда доброжелательно настроенными. Поэтому неизбежны, главное, чтобы они не были деструктивными.

воспитатель конфликт дошкольный педагогический

Конфликт(от лат. сonflictus- столкновение сторон) мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом.

Конфликт - сложное социальное явление. Он оказывает существенное влияние на процесс становления и развития личности и общества в целом. Он нарушает привычный ход событий, может привести к серьезным сбоям педагогического процесса, но в то же время открывает возможность для развития отношений, опыта участников конфликта, для выхода на новый уровень их взаимодействия. В профессиональной деятельности педагога конфликты неизбежны, они нарушают привычный ход событий и могут приводить к серьёзным сбоям педагогического процесса.

Конфликтные ситуации в педагогическом процессе это не просто столкновение и противоборство несовпадающих целей, стремлений и интересов, а ситуация, которая позволяет ребенку выявить свои позиции, утвердить положительные черты характера, проявить самостоятельность в принятии решений; воспитателю - конфликтная ситуация предоставляет возможность управлять нравственным развитием воспитанника, формированием его нравственного опыта.

С конфликтами в среде взаимодействия детей разного возраста педагоги сталкиваются довольно рано.

Вместе с тем, неумение воспитателя разрешать конфликты или преднамеренное обострение их с целью подавить личность, заставить подчиниться, приняв «ошибки», приводит к потере у ребенка веры в свои силы, в справедливость, утверждению равнодушия и безразличия к происходящим событиям.

Несомненно, конфликт - это острейший педагогический инструмент, способствующий выявлению направленности личности и ее формированию. Следовательно, очень важно воспитателю не только умение видеть и правильно понимать сущность детского конфликта, но готовность разрешать его так, чтобы участники конфликтной ситуации учились лучше понимать друг друга, проявлять внимание и уважение друг к другу.

Следует отметить и то, что в педагогической деятельности нет четкой границы между ситуацией и конфликтом, так как дети не всегда могут открыто заявить о своих позициях.

Американский педагог - исследователь В. Крайдлер Все конфликты разделил на три вида по причинам их возникновения:

· Из-за недостатка ресурсов (чего-то не хватает на всех: мячика, внимания педагога, дружбы сверстников);

· Конфликты, связанные с желаниями, стремлениями, потребностями;

· Конфликты между ценностями, целями.

Первый вид конфликтов разрешается легко, стоит понять причину, устранить ее; второй - сложнее, так как причины скрыты; и третий - главным критерием его воспитанности… он предлагает пути разрешения этих ситуаций:

· создание эмоционального фона;

· паралельный анализ конфликта вместе с детьми.

Алгоритм анализа конфликтных ситуаций следующий:

· Учет условий возникновения;

· Учет объективных данных о личности, о сложившейся обстановке;

· Учет особенностей психического склада ребенка.

Психолог Ш.А. Анцупов считает, что основной источник конфликтов у педагога с ребенком, является неизбежность учебно-воспитательного процесса, поскольку его цель, содержание и методы обучения задаются обществом, определяются его потребностями. Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, он разделял на характерологические и ситуативные. К характеорологическим относятся устойчивые качества личности, к ситуативным - переутомление, плохое настроение, неудовлетворенность, ощущение ненужности.

В свою очередь Б.А.Шульгин полагает, что конфликтная ситуация поможет воспитателю определить уровень развития воспитуемых, даст ценный материал для изучения нравственной устойчивости личности.

А. В. Зосимовский считает, что причиной конфликтов может быть поступок, если позиция, занятая личностью, идет в противоречие с позицией, занимаемой другой личностью или группой лиц, руководствующихся иной системой ценностей. При этом поступок может быть выражен действием или бездействием (молчанием, равнодушием, пассивностью), а так же позицией, высказанной в словах; отношением, оформленным в виде жеста, взгляда, тона, речи смыслового подтекста.

Педагоги чаще сталкиваются с детскими конфликтами, которые обусловлены влиянием окружающей среды и особенностью личности воспитателя, стилем его руководства детским коллективом.

В частности, причины конфликтов у детей дошкольного возраста анализируются в работах А.А. Рояк, Я.Л. Коломинского, Б.П. Жизневского, А.И.Захарова, Г.Т. и др.

Так, Б.П.Жизневский, в своем исследовании, выделил причины возникновения детских конфликтов:

· «Разрушение игры» -- сюда входили такие действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры,-- например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

· «По поводу выбора общей темы игры» -- в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.

· «По поводу состава участников игры» -- здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.

· «Из-за ролей» -- данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.

· «Из-за игрушек» -- сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

· «По поводу сюжета игры» -- в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

· «По поводу правильности игровых действий» -- это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Необходимо также отметить и следующее обстоятельство: в свое время Д.Б. Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста -- из-за ролей, а в более старшем возрасте--из-за правил игры .

Особенности разрешения детских игровых конфликтов при рассмотрении исхода конфликта у детей в игре анализируется прежде всего как соотношение благополучно и неблагополучно разрешенных конфликтов. При этом под благополучным разрешением конфликта понимается продолжение игры в том же составе участников, которые смогли тем или иным образом договориться, т.е. решить спорный вопрос, возникший по ходу игры. Выяснение этого вопроса особенно важно для изучения процесса совместной деятельности на ранних этапах онтогенеза, поскольку результаты подобных исследований показывают возрастную динамику овладения детьми разнообразными коммуникативными умениями, с помощью которых они вступают в общение со сверстниками.

Если рассмотреть отдельные виды конфликтов, в частности наиболее часто встречающийся, то их возрастная динамика будет выглядеть следующим образом: с возрастом резко уменьшается количество конфликтов из-за игрушек. Так же существенно снижается число конфликтов из-за разрушения игры, снижаются и конфликты по поводу распределения ролей. Наконец, конфликты по поводу правильности игровых действий, появились позже других, неуклонно возрастают в общем числе конфликтов.

Вместе с тем конфликты по поводу игрушек и ролей не исчезают даже у старших дошкольников. Они существуют вместе с новыми видами конфликтов: по поводу выбора общей темы игры, определения состава участников, уточнение игрового сюжета. Более того, в возрасте 5-6 лет наблюдается определенный регресс, т.е. новое повторное увеличение числа таких конфликтов, как конфликты из-за разрушения игры и из-за игрушек.

По мнению А.А. Рояк, открытый конфликт между ребенком и средой возникает, в случае если ребенок не может привести свои поступки и действия в соответствие с общественными требованиями, или не хочет выполнять эти требования в силу сложившегося отрицательного отношения к ним.

Открытые конфликты относительно редки.

Нас более всего интересует конфликтные ситуации в отношениях воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, так в исследованиях (Б.П.Жизневского, В.Я Зедгенидзе, Я.Л.Коломенского, А.А.Рояк и др.), анализируются конфликты детей старшего дошкольного возраста в ходе различных игр и выделяются типичные причины конфликтов между детьми разного возраста..

Сюда относится ряд организационных задач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, определение состава ее участников, распределение ролей и др.

Конфликты могут возникать и в таких ситуациях: отсутствие взаимопонимание; борьба за лидерство; у девочек из-за мальчика; оскорбление, сплетни, зависть, доносы и др.

Основными причинами ненависти к сверстникам являются: подлость и предательство; личная обида; ложь и высокомерие; соперничество между детьми и др. .

К старшему дошкольному возрасту, ребенок значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, усложняются, развиваются его отношения с окружающими. Это дает возможность для полного и глубоко осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников.

Активно развивается в этот период и самооценка - важная форма проявления самопознания

В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов у дошкольников:

Во-первых, специфика конфликтов у дошкольников определяется возрастной психологией. Возраст детей оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.

Возраст - опреденная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида.

Конфликты у детей дошкольного возраста, несомненно, отличаются от конфликтов у детей школьного возраста и взрослых.

Основным конфликтным параметром, определяющим особенности конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, является процесс социализации детей. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидуального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Одним из способов проявлений социализации у дошкольников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликта ребенок понимает, как можно и нельзя поступать по отношению к сверстникам.

Во-вторых, особенности конфликтов у дошкольников определяются характером их деятельности в детском саду. Причина в большей степени конфликтов у детей заключается в общей раздражительности и неспособности выдерживать психологические нагрузки без агрессивной реакции на источник раздражения. Продолжительность конфликтов носит сиюминутный характер. Во многих случаях бывает не ясно, кто стал виновником ссоры. Чаще всего, конфликты у детей возникают:

Кто-то кого-то дразнит;

Кто-то кого-то нечаянно толкнул или задевает;

Кто-то к кому-то пристает;

Кто-то кому -то сознательно причиняет боль;

Кто-то без спросу берет чужие вещи;

Кто-то кого-то «достает»

Реакция на эти действия (толкания, крики, шлепки, шутки и т.д.), часто носит открытый агрессивный характер и влечет за собой дальнейшие физические или вербальные проявления агрессии. Особенно в щекотливой ситуации оказывается воспитатель перед другими детьми, которые сознательно причиняют другим боль, очень трудно обращаться к их разуму и пытаться пробудить чувство сострадания.

В процессе совместной деятельности дети оказывают друг другу и личные услуги. К ним относятся: бескорыстная помощь в выполнении срочного задания, помощь в игре и т.д. Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии чревато конфликтами и ссорами. Кроме того, можно говорить о балансе ущерба: если ребенку нанести ущерб, он испытывает желание причинить ответный ущерб тому, по чьей вине он пострадал. Другими словами дошкольникам свойственно чувство мести, а это чревато так же конфликтом.

А.Я. Анцупов, утверждает, что окончание конфликта может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга и считает, что завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращения конфликта по любым причинам.

Завершение конфликта имеет следующие формы:

· Разрешение - совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению;

· Урегулирование - устранение противоречия между оппонентами третьей стороной;

· Затухание - временное прекращение конфликта при сохранении основных признаков конфликта;

· Устранение - воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта;

· Переход в другой конфликт - в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта.

Нас интересует такая форма завершения конфликта как его разрешение.

Особенности разрешения дошкольниками конфликтов выявлялись в исследованиях Л.Н.Абрамовой, Б.П. Жизневского, Я.Л. Коломинского, А.Г.Рузской, С.Г.Якобсон, В.Я Зедгенидзе и др.

Так, В.Я. Зедгенидзе использует термин «разрешение» конфликта и понимает его минимизацию проблем, разделяющих стороны, обычно осуществляющуюся через поиск компромисса, достижение согласия.

По ее мнению, существуют два основных способа разрешения конфликтной ситуации: деструктивный и конструктивный. Деструктивный способ предполагает либо уход от ситуации, либо агрессивное разрешение, либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта. Конструктивный выход из конфликта предполагает продвижение в ситуации и ее разрешение.

Критерием конструктивного разрешения конфликта является степень разрешенности противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.

Важно чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем более разрешено противоречие, тем больше шансов на нормализацию отношений между участниками, меньше вероятность перерастания в другой конфликт. Одним из условий разрешения конфликта является выбор стратегии: сотрудничество, компромисс, приспособление, уход от решения проблемы, соперничество.

Н.В. Гришина понимает разрешение конфликта как, во-первых, устранение и минимизацию проблем, разделяющих стороны; во-вторых, достижение согласия между участниками. Разрешение конфликта у детей, наиболее желательная и вместе с тем наиболее сложная форма завершения противоборства конфликтующих .

Для выбора способа разрешения необходимы не только знания педагога, его психологический настрой, но и практическая готовность к поиску и определению более продуктивных способов, которые помогут использовать конфликт в воспитательных целях.

С.М. Емельянов рассматривает процесс управления конфликтами как взаимосвязанные виды деятельности: прогнозирование, предупреждение или профилактика конфликтов, регулирование и разрешение. Рассмотрим подробнее их содержание.

Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектов в социальной личности ребенка.

Воспитатель, родитель и любой взрослый, кто вмешивается в развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще.

Необходимо иметь максимально подробную и содержательную информацию о конкретной конфликтной ситуации. Управлять и регулировать можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление и регулирование может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий. Вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми.

Регулирование конфликтов требует соблюдения следующего принципа -попытаться заставить оппонентов отказаться от своих намерений, не допускать противостояния. Лучше всего же создать условия дошкольникам для защиты своих интересов. Путем сотрудничества, компромисса, без явной конфронтации и даже путем уступок. Желательно не менять радикальным образом содержание событий в группе, а сделать так, чтобы форма разрешения противостояния была конструктивной, мирной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтами - это сознательная деятельность, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороны. Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют и такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта .

Управление конфликтами более эффективно, если осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньше усилия необходимо приложить, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием.

Прогнозирование конфликтов заключается в предположении их возможного возникновения и особенностях развития. Оно основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий. Разработка методик прогнозирования конфликтов возможна при достаточно высоком уровне развития конфликтологии.

Во-первых, необходима разработка описательных моделей различных видов конфликтов. Следует также определить сущность конфликтов, дать их классификацию, раскрыть структуру, функцию, описать эволюцию и динамику.

Во-вторых, должны быть разработаны объяснительные модели конфликтов. Тогда проявятся движение силы конфликтов, их детерминанты и причины. Только после того как конфликтология пройдет описательный и объяснительный этапы развития, она сможет в полном объеме реализовать свою прогностическую функцию . Важна профилактика конфликтов, которая заключается в организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, исключающей или сводящей к минимальному вероятность возникновения конфликтов между ними.

Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами дети, воспитатели и родители. Она может вестись по следующим направлениям:

· Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Исключить развитие предконфликтных и конфликтных ситуаций в ДОУ невозможно. Создать объективные условия для минимализации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо;

· Оптимизация организационно-управленческих условий работы ДОУ - важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов;

· Устранение социально-психологических и личностных причин возникновения конфликтов.

Так, А.Я.Анцупов выделяет условия, способствующие профилактике деструктивных конфликтов в ДОУ:

· Создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей. Это, несомненно, важное условие предупреждения конфликтов. Если условия, в которых находится ребенок, а к ним относится в первую очередь: материальная база, возможность самореализации в учебной деятельности, условия в которых пребывают дети, взаимоотношения между детьми в группе - будут не сформированы, конфликтов будет больше.

· Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди дошкольников. Анализ конфликтов между детьми показал, что типичной объективной причиной их возникновения является недостаток материальных благ (т.е. игрушек и других атрибутов) и их несправедливое распределение. Реже причиной конфликтов бывает несправедливое распределение поощрений, наград.

· Успокаивающая среда, окружающая ребенка. К материальным факторам, способствующим уменьшению вероятности конфликтов, можно отнести: удобную планировку групповых комнат, оптимальные характеристики воздушной среды, освещения, электромагнитных и других полей, окраску помещений в спокойных тонах, наличие комнатных растений, аквариум, оборудование комнат психологической разгрузки, отсутствие раздражающих шумов и т.д. .

Эти условия оказывают заметное влияние на конфликт, и поэтому их изменение вызывает существенные перемены в процессе развития социального противоречия.

Роль педагога в конфликтных ситуациях весьма неоднозначна. Так, И.Ф. Слепцова, предлагает правила участия взрослого, педагога при конфликтных ситуациях в детском коллективе:

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в "речевое" русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.

Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и грубиян!".

Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится. Также позаботьтесь о том, чтобы у детей не возникало сомнений в крепости отношений, если решаете конфликт между ними. .

Таким образом, особенности конфликтов между детьми определяются, прежде всего, особенностями образовательного процесса ДОУ, возрастными особенностями развития дошкольников и организацией учебно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Следующий фактор, воздействия на конфликты, заключается во взаимоотношениях детей их отношения в игровой деятельности. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что с возрастом увеличивается доля совместных действий детей, когда они выступают не как отдельные индивиды, а как играющая группа, объединенная общей целью и принимающая определенные средства для регуляции своего группового поведения.

Отсюда те нормы и правила, которые используются детьми для разрешения конфликтных ситуаций, представляют собой определенную социально-психологическую форму знаковых средств, вырабатываемых в процессе общения и являющихся правилами детей для самих себя.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что, изменилось отношение к детским конфликтам. Это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые педагоги - практики будут готовы к правильному руководству подобными ситуациями, во многом будет зависеть полное развитие детей. А для этого необходимо знать возможные причины возникновения и особенности детских конфликтов, прогнозировать поведение детей в соответствии с возрастом, подсказывать и даже специально обучать детей наиболее оптимальным способам общения в них.

Итак, особенности педагогических конфликтов, и в частности конфликтов у дошкольников, в том, что их протекание непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Объектом детских конфликтов может выступать конкретная материальная (вещь, игрушка, книга и др.) или духовно-нравственная ценность (внимание, дружба, признание и др.), к обладанию или отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.

Большинство авторов используют понятие «разрешить» конфликт, под которым понимают выбор определенной стратегии поведения. В определение термина «разрешить конфликт» включают в себя прекращение противоборства, решение проблемы, достижение согласия сторонами, ориентацию оппонентов на интересы и потребности друг друга.

Профилактика конфликтогенности воспитателя обеспечивается соблюдением администрацией ДОУ режима труда, полноценном отдыхе, о благоприятном нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе.

Профилактике конфликтов способствует и сохранение баланса между самооценкой и внешней оценкой. В процессе социального взаимодействия в ДОУ дети постоянно оценивают друг друга. И при негативной оценке товарищами может завязаться ссора. Заметную роль в предотвращении конфликтов играет нравственное воспитание, гуманные представления, чувства, нормы. Это направляет поведение ребенка, его поступки не только по отношению к сверстникам, но и к старшим дошкольникам..

Управление конфликтом включает не только профилактику и предупреждение конфликтов, но и их преодоление.

Преодоление включает признание существования конфликта, определение предмета конфликта и поиск вариантов разрешения конфликта.

И.И. Рыданова, исследователь педагогических конфликтов, считает, что успешное преодоление конфликта предполагает выбор адекватной технологии управления как единства стратегии и тактики. Стратегия определяет принципиальную линию поведения воспитателя, направленную на реализацию долговременных учебно- воспитательных целей. Тактика, как ее основная часть, детерминирует алгоритм непосредственного взаимодействия, выбор педагогических реакций в конфликтной ситуации.

Эти условия оказывают заметное влияние на конфликт, и поэтому их изменение вызывает существенные перемены в процессе развития социального противоречия .

Нашему исследованию соответствует определение А.Я Анцупова «преодолеть конфликт, значит разрешить его путем сотрудничества сторон в процессе поиска и реализации взаимовыгодного решения проблемы, путем ориентации оппонентов на интересы и потребности друг друга».

Преодоление конкретного конфликта - не самоцель, а очередной этап в совершенствовании системы взаимоотношений и личностного развития воспитанников. Лишь единство стратегии и тактики обеспечивает оптимальный выбор технологии управления педагогическими конфликтами.

Признать существование конфликта между детьми - это, значит, признать наличие противоположных целей, интересов, средств достижения целей, правил поведения участников столкновения. При этом важно определить самих участников конфликта (открытых и скрытых).

Определить предмет конфликта, т.е. выявить, что конкретно выступает: материальная (игрушка, вещь, книга и т.д.) или духовно - нравственная ценность (дружеские отношения, чье - то внимание, признание и т.д.) к обладанию или отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны. Поиск вариантов разрешения - это совместная деятельность его участников, направленная на взаимовыгодное решение проблемы, которая привела к столкновению, на снятие противоречия, вызвавшего столкновение противоборствующих сторон .

Таким образом, психолого-педагогической литературе мы встречаем большое количество рекомендаций по предотвращению конфликтов у детей. Некоторые из авторов (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, И.И. Рыдановой и др.) предлагают контроль эмоций, выяснения причины, поиск приемлимых методов разрешения конфликтных ситуаций. При этом И.И. Рыданова, Н.В. Вишневская и др., рассматривают индивидуальные стратегии и тактики поведения педагога в конфликтных ситуациях.

Выявляя, особенности разрешения конфликтов у дошкольников мы придерживаемся точки зрения (А.Я Анцупова, Б.П. Жизневского, Я.Л. Коломинского, В.Я. Зедгенидзе), которые делают акцент на действиях педагога направленных на организацию эффективного общения и уменьшения конфликтных взаимодействий дошкольников, а также построения отношений между детьми в условиях конфликта и выхода из него. К особенностям разрешения конфликтов у старших дошкольников следует отнести:

· целенаправленное воздействие воспитателя на устранение (или ликвидацию) причин породивших конфликт;

· коррекция поведения участников конфликта, обеспечивающая нормальный обмен вербальными действиями (чтобы слушали и слышали друг друга и воспитателя);

· создание атмосферы позитивного внимания к интересам участникаов конфликта;

· а главная особенность, на наш взгляд, профессиональная ответственность воспитателя за правильное разрешение конфликтов, поскольку детский сад для ребенка - модель общества, где он усваивает социальные нормы отношений между людьми. Кроме того разница в возрасте и жизненном опыте педагога порождает высокую степень ответственности в разрешении конфликтов у детей, требующей на первое место ставить интересы формирующейся личности.

консультация: Конфликты детей дошкольного возраста.

Детские конфликты, их причины.

Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками — это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же, общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие, дети очень любят играть вместе, но не всегда их игра проходит мирно. Часто в ней возникают конфликты, обиды и ссоры.

Рассматривают два типа конфликтов у дошкольников: внутренние и внешние.

Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы , как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность , на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей.

Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых

Причинами возникновения конфликтов могут быть:

— недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками;

— отсутствие между играющими эмоциональных устремлений;

— различные умения и возможности.

В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться.

Д.Б.Эльконин пишет о том, что у дошкольников младшего возраста конфликты чаще возникают из-за игрушек, у дошкольников среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.

Я.Л.Коломенский и Б.П.Жизневский дополняют причины конфликтов в игре и выделяют следующее:

— «разрушение игры» — разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации;

— «по поводу выбора общей темы игры» — спор из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети;

— «из-за ролей» — разногласия между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную, или наоборот, малопривлекательную роль;

-« из-за игрушек» — споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами;

— «по поводу сюжета игры» — разногласия из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей;

— «по поводу правильности игровых действий» — споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Конфликт – это «ситуация разрыва» отношений, поэтому он ставит детей перед необходимостью осознания сути этих отношений и, следовательно, перед выбором средств их восстановления.

Почти все дети время от времени конфликтуют между собой, но только с одними это случается редко, с другими – довольно часто. Одни дети, как правило, бурно реагируют на недоразумения, возникающие в совместной со сверстниками деятельности и сами инициируют конфликт; у других дело доходит до конфликта лишь в чрезвычайных обстоятельствах; третьи – включаются в конфликт, только вовлекаемые в него партнером и практически сразу пытаются из него выйти.

  1. Характеристика конфликтных дошкольников.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

    Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают

    Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются

    Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно

    Сверхпокладистые – со всеми соглашаются

    Всезнайки – считают себя выше, умнее других

    Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться

    Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас

    Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика

    Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Существует и такая характеристика конфликтных дошкольников:

    «Я всегда прав» эти дети

— чаще других инициируют острое столкновение;

— никогда не играют одни, им нужен партнер;

— открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка;

— ревниво следят за успехами других детей, стремятся обязательно их превзойти, стать предметом всеобщего внимания.

    «Я лучше других» эти дети

— конфликтуют часто, остро, активно и эмоционально;

— демонстрируют свое превосходство, высокомерие по отношению к сверстнику;

— навязывают партнеру по игре свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление

— стремятся привлечь внимание к себе, своим знаниям, своей деятельности.

    « Я взрослый,- главный» эти дети

— вожаки, командиры, лидеры;

— претендуют на главные роли во всем, но дипломатично;

— к ровеснику относятся в основном критически, особенно если у них самих что-то не получается;

— знают, что, где и как надо делать поэтому во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам;

— принимают предложения сверстника только в том случае, если они им полезны.

    «Я за себя постою» эти дети

— чувствительны к отношению к себе сверстников, стремятся к контактам;

— очень осторожны, боятся ущемления своих интересов;

— стремятся показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность;

— стремятся к равенству с ровесниками и справедливости во взаимоотношениях с ними, ценят в них внимание и интерес к себе.

    «Я хороший» эти дети

— наименее конфликтные из самых конфликтных дошкольников;

— заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок;

— стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками;

— при любой удаче стараются привлечь к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их удачу.

Для всех конфликтных дошкольников характерны высокая активность в стремлении к взаимодействию с ровесниками и одновременно неумение делать это без конфликтов, а также явное самоутверждение.

  1. Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.

Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера, находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта.

Разрешение конфликта – это:

    минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия

    устранение полностью или частично причин, породивших конфликт

    изменение целей участников конфликта

    достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

    При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.

    Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении

    Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки

    Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному

    Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл

    Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

    Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть
Авторитарным –этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».

Демократическим – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы

Анархически-попустительский – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

В педагогической практике можно выделить три основные стратегии по разрешению конфликтами .

    Стратегия игнорирования. Несомненно, что дошкольники получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются. Драка – это предельно ожесточенная точка конфликта, и абсолютное большинство драчунов сами не понимают, почему их тянет драться. Так что если детские драки игнорировать, они будут возобновляться снова и снова. А главное – детские души будет разъедать растущее чувство взаимной ненависти.

    Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать, вызвать родителей. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дошкольники делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. Конфликт, не законченный в группе, будет продолжен за её границей. И для каких-то детей драка будет признаком дополнительного геройства: это уже не только драка друг с другом, но и заочная драка с наказывающим их взрослым .

    Стратегия сотрудничества . Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к конфликту, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения. Можно, конечно, ситуативно примирить ссорящихся детей каким-то универсальным педагогическим ходом – например, увлечь игрой или каким-то по-настоящему интересным совместным делом. Но только тогда, когда конфликт не с лишком глубок. Правда, в любом случае опыт такого примирения заведомо поверхностный и помогает лишь ситуативно. Ведь конфликт – всего лишь маркер каких-то внутренних напряжений, которые переживают дошкольники. Особенно если конфликты возобновляются снова и снова, если ребенок отличается повышенной конфликтностью.

Педагогу при разрешении конфликта необходимо:

— во-первых признать наличие противоположных целей у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликте дошкольники очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.

— во-вторых выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах , что является предметом конфликта, а что – нет. На этом этапе вырабатываются подходы к конфликту, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад – модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.

Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами педагога и детей видится по-разному. Присутствие других дошкольников при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

Профессиональная позиция педагога – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности. Но всё-таки детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить. Так как, педагогу отводится роль наблюдателя-посредника, то его главная цель – целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, профилактика поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для педагога в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность.

Вывод:


Итак, в результате теоретического анализа литературы по проблеме конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности, мы приходим к следующим выводам:


    Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.


    Среди причин возникновения конфликтов между дошкольниками в игре отмечают следующие: разрушение игры, по поводу выбора общей темы игры, по поводу состава участников игры, из-за ролей, из-за игрушек, по поводу сюжета игры, по поводу правильности игровых действий.
    Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры).


    Разобрав более подробно возникновение и развитие типов конфликта у дошкольников, вникнув более глубоко в их суть, можно судить о том, какие методики можно более эффективно использовать для разрешения данного явления и какие игровые методы могут быть наиболее эффективно использованы с этой целью в педагогической психологии.

Игры

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

Цель игры : развить внимание, физическую выносливость, координацию движений, целеустремленность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: длинная и крепкая веревка, 2 игрушки, веселая музыка.
Ход игры
В этой игре могут принимать участие 2 игрока. Она является вариацией на известную басню. Участники привязываются друг к другу веревкой за пояс. При этом они располагаются спина к спине. На расстоянии метра от них нужно положить игрушку или любой другой предмет. По команде ведущего участники должны достать игрушку. Каждому из них необходимо перетянуть на свою сторону соперника. Игра заканчивается в том случае, когда кто-то из участников достанет свою игрушку.

РАССЛЕДОВАНИЕ

Цель игры : развить внимание, память, коммуникативные и аналитические способности, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: слегка прозрачная занавеска.
Ход игры
Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание. Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать, кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у пего волосы и т. д.), т. е. должны дать как можно более точный его портрет. Когда ребята выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может выйти, а все остальные увидят, насколько томным было их описание.
Если участники игры совсем маленького возраста, то правила игры можно объяснить до того, как они закроют глаза. Так они смогут уже целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить гораздо больше отличительных качеств.

ВЕСЕЛАЯ СОРОКОНОЖКА

Цель игры : развить коммуникативные способности, координацию, внимание, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: веселая музыка.
Ход игры
В этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество игроков только приветствуется.
Все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и водящим. Ребята должны наблюдать за водящим и идти строго по его следам. С помощью музыки можно ускорять и замедлять движение. Если ребята справляются с этим заданием, его можно усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие-то замысловатые движения. Например, передвижение на одной ноге, передвижение в ритме ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь манипуляции руками и т. д. Те участники, которые не справились с заданием, выбывают из цепочки.

ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТОМ

Цель игры : развить коммуникативные навыки, внимание, координацию, аналитические способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья для каждого участника, кроме одного.
Ход игры
Эта игра подходит для первоначального знакомства. Она помогает наладить контакт между детьми, способствует возникновению неформальной обстановки.
Все участники, кроме одного (он будет первым водящим), должны сесть на стулья. В это время ведущий должен назвать какой-нибудь признак, общий для всех (или для некоторых) участников. Это может быть цвет волос, половая принадлежность, детали гардероба и др. После того как он его назовет, те участники, к которым относится названное определение, должны поменяться местами. При этом цель ведущего - самому успеть занять стул. Тот участник, который не успел сесть на стул, становится новым водящим. Он должен назвать новое качество, способное объединить нескольких участников. Теперь по команде они должны поменяться местами.
Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место.

Восковая палочка

Цель: Закреплять умение действовать сообща с другими детьми, развивать навыки эмпатии, доверия к окружающим.

Ход игры: Все участники группы встают плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников. Тот кто стоит в центре(восковая палочка), закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники группы. Желательно, чтобы на месте «восковой палочки» побывал каждый ребенок в групп

Литература:

    Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет.- М,1992г

    Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998г.

    Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. – М, 2011г.

    Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками.-М,2000г.

    Д.В.№1 2003г. Т.Павленко, А.Рузская Почему они конфликтуют?

Вечные проблемы педагогического процесса - чему учить и как учить являются глобальными проблемами для всей мировой системы образования. Особенно они обострились в преддверии ХХI века. В настоящее время вся мировая система образования переживает кризис. Сущность кризиса заключается в том, что сложившаяся система образования и воспитания не в состоянии эффективно выполнять функции социализации новых поколений. Одним из вариантов выхода из глобального кризиса является создание новой системы образования и воспитания, соответствующей требованиям современного общества

Рассмотрим наиболее характерные для российской системы образования проблемы и причины возникновения различного рода конфликтов.

На уровне взаимодействия общество - образование можно выделить следующие противоречия:

  • 1. Отсутствие целостной и последовательной концепции новой образовательной политики (стратегии развития системы образования);
  • 2. Недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы образования (экономика России находится в упадке и не в состоянии выделять необходимые ресурсы на нужды образования);
  • 3. Скудность выделяемых средств ведет к таким негативным последствиям, как:
    • социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование государственных учреждений, голодовки и другие формы протеста;
    • закрытие учебных заведений из-за нехватки средств на их содержание (отопление, электричество, ремонт и т.д.);
    • сокращение государственных дотаций на школьные обеды, учебники, оборудование и другие нужды;
    • крайняя неудовлетворенность работников образования материальным вознаграждением своего труда. Низкий уровень заработной платы вынуждает работников образования искать дополнительные заработки, что негативно сказывается на педагогическом процессе .

Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками.

В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.

Приведем примеры причин конфликтов:

  • малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников;
  • неожиданность их поступков, часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать "помехи";
  • недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;
  • свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
  • учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);
  • оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
  • учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;
  • немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками;
  • личностные качества и нестандартное поведение учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними;
  • личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.)

Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают многие учителя.

Многие из учителей затрудняются в проведении диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.

Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем (в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении.

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных уровней: директор, завучи и др.) .

Можно выделить 10 видов противостояний:

  • ученик - ученик;
  • ученик - учитель;
  • ученик - родители;
  • ученик - администратор;
  • учитель - учитель;
  • учитель - родители;
  • учитель - администратор;
  • родители - родители;
  • родители - администраторы;
  • администратор - администратор.

Конфликты среди учеников происходят довольно часто. Основными поводами конфликтов между учениками являются грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Но наиболее часто такого рода конфликты встречаются у учеников начальной и средней школы. Конфликты между учащимися старшего звена редкость; они старше и переросли различные обиды; более дружны со своими школьными товарищами; у них хватает других проблем . Причиной таких конфликтов имеют следующие основания:

  • личная неприязнь друг друга;
  • неадекватность оценок и самооценок;
  • бестактность в общении, зависть к успехам другого и др.

Наиболее распространены среди "ученик - ученик" конфликты лидерства, в средних классах конфликтуют группы мальчиков и девочек.

Второй вид конфликта "ученик - учитель". Причинами таких противостояний и конфликтов являются:

  • оскорбления со стороны учеников;
  • нетактичное поведение;
  • неуважительное отношение к учителям;
  • неподготовленность домашнего задания;
  • систематические (без уважительных причин) пропуски занятий;
  • различия в ценностных ориентациях;
  • иждивенческое отношение к учебе, лень, нежелание учиться;
  • слабая подготовка к урокам, отсутствие самостоятельного мышления, нижний уровень общей образованности;
  • отсутствие интереса к учебе;
  • нарушение дисциплины на уроке и др.

А если рассмотреть конфликт с точки зрения учеников, то причины могут быть следующие:

  • оскорбления со стороны учителей;
  • нетактичное поведение;
  • необъективность при выставлении оценок;
  • завышение требований;
  • неинтересное ведение урока учителем и др.

Конфликты во взаимодействиях "учитель - ученик" помимо мотивационных, могут вспыхнуть конфликты нравственно-этического характера. Большинство конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, характеризуется несовпадением, а иногда и прямой противоположностью их позиций в отношении учебы и правил поведения в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя - основные причины острых межличностных столкновений.

Причиной многих конфликтов также является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание или неспособность увидеть в ученике союзника и партнера по совместной деятельности. Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация и т.д.) предполагает различного рода конфликты не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления - "учитель - ученик", "старший - младший", "сильный - слабый", "успевающий - неуспевающий" - а это все стимулирует детскую конфликтность, которая порождает жестокость, озлобленность, грубость в групповых и межличностных отношениях школьников.

Конфликт "ученик - родитель". Конфликты такого рода чаще всего возникают из-за непонимания со стороны родителей или неблагоприятная обстановка в семье (пьянство, драки между родителями). Причинами таких ссор могут быть:

  • дети мало учат уроки дома;
  • не всегда слушаются родителей, делают все по-своему;
  • из-за плохой учебы;
  • дети много времени проводят на улице или во дворе;
  • много слушают магнитофон, смотрят телевизор;
  • плохо ведут себя в школе;
  • из-за выбора будущей профессии;
  • не убирают свои вещи;
  • мало читают и др.

Как видно, главными причинами конфликтов детей с родителями является учеба и непонимание друг друга.

Конфликты в учительской среде: "учитель - учитель", "учитель - администратор", "администратор - администратор". Данные типы конфликтов проходят скрытно, незаметно для окружающих. По сути, представляют собой типичные организационные конфликты. Они могут возникнуть по следующим причинам:

  • нетактичное отношение друг к другу;
  • из-за неудобного расписания занятий;
  • перекладывание обязанностей друг на друга;
  • административные злоупотребления;
  • неравномерное распределение педагогической нагрузки.

Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. Учителя считают ее главной причиной внутри школьных конфликтов, при этом их не устраивает как избыток, так и ее недостаток.

Причиной роста напряженности и конфликтов в учительской среде является также незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников и самих учащихся. При этом учителя, проявляющие глубокий интерес к своему делу, чаще вступают в конфликт с представителями администрации и другими коллегами, которые формально относятся к своим обязанностям, а последнее чаще конфликтуют со школьниками и их родителями и, соответственно, своими более "добросовестными" коллегами.

Напряженную обстановку и конфликты в школьных коллективах создают и необоснованные льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников. Ими могут быть: "любимчики" директора или завуча; те, кто настойчивее требует; учителя, имеющие звания; тот, кто лучше работает; члены школьных профкомов и др. .

Если обобщить причины конфликтов, имеющих место в учительской среде, то их можно свести к двум основаниям:

  • Проблемы общения, например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;
  • Устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу "начальник - подчиненный", в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.

Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личностного порядка.

Во взаимодействии "учитель-администрация" возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.

Конфликты между учителями и родителями. Причиной данного противостояния являются дети (учащиеся школы). В этом конфликте, как правило, не обходится без вмешательства администратора. Чаше всего родители считают, что с их ребенком учитель плохо обращается; необъективно оценивает: придирается, занижает оценки. Нередко родители обвиняют учителей в некомпетентности. Учителя, в свою очередь, обвиняют семью, родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания, т.е. все общение и воспитание родители перекладывают на плечи учителей.

Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и учащимися, по своему содержанию могут быть деловыми и личными.

Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации . В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы. В этом случае имеют место по преимуществу деловые конфликты между педагогом и учащимися, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности. Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффективных путей достижения обще групповой цели. Однако и такой конфликт не исключает эмоциональной напряженности, ярко выраженного личного отношения к предмету разногласий. Но личная заинтересованность в общем, успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, само утверждаться путем унижения другого. В отличие от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются .

Конфликт – это становление противоположных интересов, взглядов, споров, грозящих осложнениями.

Детский конфликт – когда кто – либо из детей стремится удовлетворить свои желания, не считая с потребностью других.

Конфликты неизбежны, так как ребёнку очень трудно ориентироваться на желания сверстников, понять, что он чувствует. Жить без конфликтов невозможно, их необходимо предвидеть, уметь конструктивно из них выходить. Детей необходимо научить правильно действовать в конфликтной ситуации.

Возможные причины конфликтов:

1. эмоциональные трудности

2. если у ребёнка не развита произвольность

3. дефицит воспитанности, доброты, культуры

4. неустойчивые нравственные критерии в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях

5. неумение управлять своим поведением

6. не знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими

Можно сделать следующий вывод: у конфликтных детей отсутствует (+) социально – эмоциональный опыт для конструктивного общения в обществе. Усвоение (+) социально эмоционального опыта происходит, прежде всего, через взаимодействие ребёнок – взрослый (педагоги, родители).

Моделирование полученного, путём наблюдения и взаимодействия ребёнок переносит опыт сначала в сюжетно ролевую игру, только потом во взаимоотношения со сверстниками. Один из методов профилактики – сюжетно ролевая игра. Педагог путём наблюдения за данным видом игры, обязательно увидит пробел в поведении ребёнка, далее с помощью направлений, необходимо скорректировать на месте поведение ребёнка, в дальнейшем, учитывая увиденное, воспитатель способен направлять ребёнка в необходимое русло.

Любая коллективная игра, является тем экраном, на котором высвечивается недостатки и особенности личности ребёнка, следовательно, роль взрослого – уметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребёнку справиться с ними. Должное внимание в воспитательно – образовательной работе должно уделяться становлению межличностного общения со сверстниками. Необходимость раннего формирования (+) опыта обуславливается тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, т.е., к конфликту.

Педагогу необходимо создавать условия для профилактики возникновения конфликтных ситуаций; помнить, что эффективную помощь можно оказать только находясь в непосредственном взаимодействии с ребёнком:

1. постоянные этические беседы

2. игры – драматизации, драматизация сказок

3. анализ конфликтных ситуаций, которые случались в прошлом с детьми, анализ аналогичного, конфликтного поведения сказочных персонажей; обсуждение последствий действий ребёнка для чувств другого человека;

Необходимо научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным окружающим людям, т.е. спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей.

4. очень важно создавать условия для игр, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, сотрудничество, решение проблемных и жизненных ситуаций, требующих проявления взаимопонимания и умения разрешать конфликты. Объясняйте, что, в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример. Выделяйте моменты, в которых дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи.

5. очень важно, научить ребёнка владеть этикетными формулами:

приветствие

прощание

благодарение

6. научить устанавливать контакт с помощью речевых (по имени, уменьшительно ласкательное имя, другие добрые слова), неречевых средств (тактильный контакт, глаза в глаза);

7. …конструктивно выражать своё настроение – уметь проговаривать своё настроение (работа с уголками настроения), т.о., мы учим ребёнка анализировать своё настроение...…принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения, мимика, жесты, тактильные прикосновения);

8. …умению сопереживать, сочувствовать, понимать эмоциональное состояние другого ребёнка;

9. воспитателю, педагогу необходимо помнить, что стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребёнка. Выражать эмоции необходимо, но адекватно, в социально – приемлемой форме;

10. …не ограждать детей от отрицательных переживаний – «тепличное воспитание» выливается в более острые последствия;

11. …учитывать не просто модальность эмоций (положительные, отрицательные), а их интенсивность;

12. …изобилие однотипных эмоций, пусть и положительных, может привести к «эмоциональному отупению»;

13. поощряйте стремление детей договариваться, если возникают проблемы и конфликты, высказывать свои мысли и чувства, вместо того, чтобы решать проблемы силой;

14. но не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты, наказания, ясно и точно формулируйте правила поведения.

Вывод: работа с детьми преследует цель обучить детей умениям межличностного общения со сверстниками, культурного поведения ребёнка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом родителей, воспитателей, педагогов.

«Воспитывать не значит наставлять и назидать,

а прежде всего жить самому по – человечески.

Кто хочет исполнить свой долг относительно детей,

тот должен начать воспитание с самого себя».

А.Н. Острогорский.

Работа со взрослыми сводится к подготовке их собственного общения с детьми и к обучению детей умениям межличностного общения.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: