Конституционный проект 1710 г ф орлика. Конституция, опередившая время. Основные положения статей

Существует мнение, что «золотая» эпоха Мазепы (украинский культурный ренессанс) была отмечена попытками синтезировать достижения восточной и западной культур, поскольку именно Украине-Руси суждено стать мостиком между ними. Одним из проявлений такого синтеза в политико-правовой сфере стала Конституция 1710 года - как форма этнополитического документа, который выпало воплотить Пилипу Орлику - ученику и продолжателю дел прославленного гетмана Ивана Мазепы.

Этот памятник политико-философской и правовой мысли был одобрен 5(16) апреля 1710 года на собрании казачества у местечка Тягина на правом берегу реки Днестр (турецкое название - Бендеры; ныне это территория Молдовы). Поэтому ее иногда называют Бендеровской конституцией. Полное же название акта - «Договор и Установление прав и вольностей Войска Запорожского и всего свободного народа Малороссийского между Ясновельможным гетманом Пилипом Орликом и между Генеральной старшиной, полковниками, а также названным Войском Запорожским, которые по давнему обычаю и по военным правилам одобрены обеими сторонами свободным голосованием, и скреплены ясным гетманом торжественной присягой». Однако чаще употребляется сокращенное название - Конституция Пилипа Орлика. Среди юридического сообщества этот документ известен в древнеукраинском и латинском языковых вариантах (сокращенное название акта на латинском языке - Pacta et Constitutiones legum libertatumque exercitus zaporoviensis).

Конституция Пилипа Орлика вызывает гордость за украинство - и в то же время горечь по поводу огромной интеллектуальной потери. Почти трехсотлетнее забвение, к которому приложили усилия представители «культурной прослойки» сначала российской, а потом большевистской империи сделали свое черное дело. Отдельные слабые усилия с целью реанимации этого документа в период эпизодического восстановления украинской государственности в 1917-1920 годах или «оттепели» периода «национального коммунизма» во второй половине 20-х годов ХХ века или в исследованиях украинцев диаспоры не дали нужного результата. После возрождения государственной независимости украинского народа в 1991 г. Конституция Пилипа Орлика приобрела статус памятника украинской философской и правовой мысли, но ее величие все еще остается недостаточно известным и мало оцененным основной массой, даже теми, кто представляет себя как «украинскую элиту». Хотя о Конституции Пилипа Орлика уже давно надо говорить не только как о памятнике украинской политико- правовой мысли, но и как о памятнике мировой политико-правовой и философской мысли, которую подарила цивилизованному миру украинская культурная элита.

Анализ документа доказывает, что основания для такого утверждения есть хотя бы потому, что в нормах этого правового акта уже содержались элементы теории естественного права, а главное - положения теории разделения власти в организации государственного управления по трем направлениям, которые функционируют самостоятельно, - законодательное, исполнительное, судебное.

Прежде, чем обосновать сказанное, стоит даже кратко сказать о личности Пилипа Орлика и о состоянии философской и правовой мысли той далекой поры. Родился Орлик 21(31) октября 1672 года в с. Косут ныне Ошмянского района Гродненской области государства Республика Беларусь, а умер 24 апреля (4 мая) 1742 в г. Яссы (сейчас - Румыния). Был он потомком литовско-белорусского рода (герб Новость). Образование получил в Киево-Могилянской коллегии. С 1692 года служил кафедральным писарем в канцелярии киевского митрополита, а с 1700 года - в Генеральной военной канцелярии канцеляристом, регентом (управляющим делами). С 1706 г. Пилип Орлик - генеральный писарь в правительстве гетмана Ивана Мазепы. Принимал участие в его тайной дипломатической деятельности. Гетманом Украины Орлика избрали 5 апреля 1710 года. Известно, что он владел многими языками; основные литературные и философские произведения писал на латыни.

Может возникнуть вопрос: являются ли те идеи, которые воплощены в нормах текста Конституции, идеями собственно Пилипа Орлика? Или может, они были позаимствованы у других философов и законодателей Западной Европы? Имею в виду такие два направления: теория естественного права и ее составная теория «естественных» (божьих) человеческих прав; а также теория «разделения власти» как принципа конструирования институтов государственного управления.

Что касается разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, то пальма первенства здесь давно отдана великому французскому мыслителю и юристу Монтескъе, который в своих философско-эпистолярных трудах остро критиковал порядки абсолютистской Франции. Если же посмотреть на исторические истоки теории Монтескъе, то они берут начало во взглядах левеллеров (англ. leveler - уравнители). Дж. Локк (1632-1704) развернул их: законодательная власть(парламент), исполнительная (король), федеральная (король). Власть короля была распространена на решение вопросов войны, мира, внешней политики. В такой конструкции король имел бы две из трех властных функций, а о судебной власти упоминания нет вообще.

Цивилизованный мир воспринял в качестве идеальной ту конфигурацию устройства государственной власти, которую приписывают Монтескъе, с делением на функционально автономные институты: парламент - правительство - суд. Но были ли взгляды Монтескъе вполне оригинальными? И здесь мы опять возвращаемся к Конституции, принятой в 1710 г. представительным собранием украинского казачества. Отдать преимущество Монтескъе нельзя уже по той простой причине, что он родился в 1689 г., т.е. в 1710 г. ему был двадцать один год и он только начал работать адвокатом после получения университетского юридического образования. Философские труды с изложением идеи разделения власти он начал печатать только впоследствии («Персидские письма» - 1721, «Размышления о причинах величия и падениях римлян» - 1734, «О духе закона…» - 1748). Следовательно, идеи Монтескъе отнюдь не могли обусловить взгляды Пилипа Орлика на организацию законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти. Можно допустить, что, наоборот, у Монтескъе была возможность ознакомиться с трудами и документами Пилиппа Орлика, написанными на латыни.

Великому же Вольтеру в 1710 г. было всего шестнадцать. Другие известные французские философы и просветители, а также «отцы» американской конституции еще в то время не родились. Объективно получается, что само появление идеи разделения власти могло быть связано именно с именем Пилипа Орлика; что же касается политико-нормативной ее реализации, то первенство здесь безусловно принадлежит украинскому гетману.

Когда же речь идет о реализации в нормах конституции идей, которые базируются на теории естественного права и его института прав человека в «естественном состоянии» (свобода, равенство, собственность), о чем обстоятельно речь идет в самых известных произведениях английского философа и правоведа Дж. Локка «Два трактата о государственном правлении» и «Опыт о человеческом разуме» (оба - 1690 г.), то можно допустить, что такие идеи могли быть позаимствованы Пилипом Орликом и соответствующим образом творчески усовершенствованы в период подготовки его произведений и указанного конституционного проекта. В этом смысле на Пилипа Орлика могли также произвести впечатление взгляды голландцев Г. Гроция и Б. Спинозы, немцев С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Т. Лау.

Конституция Пилипа Орлика состоит из преамбулы и 16 статей. В тексте документа авторы называют Украинское государство Украиной, Малой Русью, Войском Запорожским. Государственное правление предложено сформировать таким способом. Законодательная власть предоставляется Генеральной Раде (парламенту), в которую входят генеральные старшины, гражданские полковники от городов, генеральные советники (делегаты от полков из людей рассудительных и заслуженных), полковые старшины, сотники и представители от Запорожской Сечи (ст. 6). Генеральной Раде положено было работать сессионно, трижды в год - в январе (на Рождество Христово), апреле (на Пасху) и октябре (на Покрову). На своих собраниях Генеральная Рада рассматривает вопросы о безопасности государства, общем благе, других общественных делах, заслушивает отчеты гетмана, вопросы о недоверии ему, по представлению гетмана выбирает генеральную старшину.

Таким образом, была заложена определенная форма постоянного парламентаризма, - хотя и с эпизодическими сессионными собраниями, в отличие от традиционных для Гетьманщины черных (общих военных) и совещательных старшинских радах. Такое образование преследовало цель контролировать деятельность исполнительной власти. Впервые было предусмотрено введение в законодательный орган выборных представителей от полков (административно-территориальных единиц) и Запорожской Сечи. Однако нормы их представительства в конституции не были установлены. Через процедуры выборности генеральной и другой старшины конституция частично унаследовала и нормировала обычную практику общего казацкого (народного) непосредственного парламентаризма Запорожской Сечи, введя парламентаризм представительный и обеспечив при этом независимое положение избранников от воли гетмана.

В период между сессионными собраниями Генеральной Рады ее полномочия исполнял гетман вместе с Радой генеральной старшины (ст. 6). Эти институты олицетворяли высшую исполнительную власть. Однако абсолютистские возможности гетмана и его властные полномочия были существенно сужены (статьи 6, 7, 8). Гетман был лишен права распоряжаться государственной казной и землями, проводить собственную кадровую политику, вести самостоятельную внешнюю политику, создавать администрацию, которая была бы подчинена лично ему, наказывать виновных. На период выполнения службы гетману для его важного положения предоставлялись ранговые имения с четко определенными доходами.

Как в документе, который устанавливает универсальные правовые основы функционирования государства и общества, в конституции впервые в истории фактически предусмотрено отделение полномочий судебной власти от других институтов государственной власти, ее независимость в заключениях во время принятия решений, а также обязательная для всех юрисдикция этих решений. Такой «переворот» произвела очень небольшая по объему статья 7 документа: «В случае, когда кто-либо из генеральных старшин, полковников, генеральных советников, известного общества или других военных должностных лиц, а также из нешляхетской прослойки народа совершил проступок, оскорбив гетманскую честь, или оказался виновным в совершении любого другого преступления, то сам ясновельможный гетман не имеет права наказывать такого виновника своей властью. Такое дело - уголовное или любое другое - должно быть передано для производства военному Генеральному суду. Каждый должен подчиниться беспристрастному (непредубежденному) решению суда, каким бы оно не было бы неприятным». Не исключено, что такая идея могла быть общим взглядом гетманов Ивана Мазепы и Пилипа Орлика, который постепенно формировался благодаря определенным ситуациям. Скажем, еще в 1692 году гетман И. Мазепа в письме к московским царям Ивану и Петру акцентировал внимание на ограничение функций царского правительства в вопросах деятельности власти в Украине, в частности, относительно юрисдикции над гетманом только Генерального суда Войска Запорожского, а не царских судов.

Конституция П. Орлика была, следовательно, не просто философским взглядом ученого-одиночки, а огромным нормативным шагом к введению в цивилизационное обращение теории разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную через юридический акт, принятый учредительным собранием представителей украинского казачества.

Важнейшим шагом этого акта были положения, поднимающие до конституционного уровня местное самоуправление. Нормы международного (магдебургского) права имплементировались в Конституционный акт страны. Стоит напомнить, что города тогдашней Украины, в отличие от Московии, уже несколько веков жили по магдебургскому праву. Ущемления этого права постепенно начались со времени присоединения Украины к Московскому государству и набирали стремительные обороты с усилением абсолютистской монархии царя Петра I. Поэтому конституционное обеспечение прав местного самоуправления для городов Украины можно рассматривать как реакцию на монархическую политику. В статье 13 акта отмечено: «Город-столица Киев и другие украинские города со своими магистратами (один из признаков магдебургского права. - В. Ш. ) пусть нерушимо хранят свои права и привилегии, которые им справедливо были предоставлены, об этом с уважением к этому акту постановляет учредительное собрание, после чего подтверждение их поручается гетманской власти». Отдельно выделены вопросы, связанные с Запорожской Сечью, что дает основания для вывода в отношении конституирования автономии Сечи в пределах Украинского государства.

Местная администрация должна быть представлена выборными гражданскими полковниками и полковой старшиной. Выборы полковника необходимо было согласовывать с гетманом, который должен утверждать новоизбранного полковника, но не мог влиять на ход самих выборов, - их проводил состав полка (ст. 8). Введение должностей гражданских полковников, применение в тексте акта термина «уезд» в замен термина «полк» в совокупности с другими положениями можно рассматривать как намерение авторов конституции создать рядом с военно- мобилизационным строем Войска Запорожского - гражданский территориальный строй Государства Украина и отделить военные должности от гражданских (ст. 10). Положение о том, что полковых подскарбиев (полковых старшин) должны выбирать два социальных сословия населения - казаки и «простой люд» (крестьяне и мещане), было значительным шагом к введению общего избирательного права (пока что исключительно для мужчин).

Поражает то, что на этапе позднего феодализма и раннего капитализма в Конституции Пилипа Орлика уже определялись социальные подходы к жизненным проблемам определенных прослоек украинского населения (статьи 9-12, 14-16), в частности, запрещение излишней эксплуатации крестьян и другого трудового населения. Выписаны они, кстати, необычным способом, если учитывать современную методику написания (подготовки) нормативно-правовых документов, которые касаются человеческих прав. В положениях конституции нет декларирования прав человека, а на соответствующие должностные лица возложены определенные обязательства по реализации прав соответствующих групп населения. Полковому старшине было прописано добросовестно заботится о казне, следить за мельницами и доходами и использовать их на общественные потребности, а не по собственной выгоде. Сам же гетман не должен был иметь права посягать ни на военное имущество, ни на поступления в военную казну, обращая их в свою пользу. Он должен был довольствоваться собственными доходами, предусмотренными для гетманского лица и булавы (ст. 9). На гетмана возлагалось обязательство неусыпно следить и особо стараться, чтобы простые казаки и крестьяне излишне не ущемлялись, не совершать опустошительных поборов и вымогательств; военным и гражданским должностным лицам запрещалось привлекать к панщине и другим частным работам казаков и простых людей, если они не являются их слугами. Не разрешалось также привлекать без оплаты ремесленников к выполнению панам-чиновникам домашних работ, а казаков освобождать от службы для частных панских поручений (ст. 10).

Определенные привилегии были предоставлены тем социальным прослойкам, которые в этом нуждались, - преимущественно из «простого люда». От каких-либо повинностей и общественных работ освобождались семьи, из состава которых в военные походы отправлены казаки, или в этих семьях есть осиротелые дети вследствие гибели казака в походе (ст. 11). Отмечено много положений относительно освобождения трудового населения от налогов, выполнения повинностей за пользование угодьями или имениями Войска (государственное имущество) и других различных повинностей (почта, сопровождение, заступничество), аренды или ограничения объема налогов и повинностей (статьи 12, 14-16).

Необходимо отметить, что положение статей 9, 10, 12, 14-16 документа можно также рассматривать как антикоррупционные, направленные на установление справедливого и ответственного правления в стране.

Уделено внимание культурно- образовательным вопросом, в частности, украинская церковь должна высвободиться из подчинения Московскому патриарху и быть непосредственно под рукой Константинопольского патриарха (ст. 1).

Урегулирован вопрос относительно военного дела. Положение статьи 8 указывают на то, что ясновельможный гетман имеет статус главнокомандующего войск государства, а Генеральная старшина является, по современной терминологии, Генеральным штабом; гетман обязан решать все военные дела именно с нею, а не со своей дворовой прислугой.

Среди приоритетов внешней политики Украины названа необходимость протекции со стороны Швеции как гаранта независимости и территориальной целостности страны и побратимские отношения с Крымским государством (ст. 2).

Сквозной в конституции является идея государственной независимости малороссийского народа - с демократической формой правления и ограждением от посягательств со стороны Московского государства на собственно русские земли. Легитимацию идеи независимой Украины Пилип Орлик заложил еще в произведении «Hippоmenes sarmacki…» (1698 г.) и впоследствии вместе с гетманом Иваном Мазепой пытался воспользоваться возможностью реализовать ее на практике.

Досадным фактом истории является то, что Конституции Пилипа Орлика не повезло: все хорошо знают Конституцию США 1787 года и Франции 1791 года, и даже помнят Конституцию Польши 1791 года, поскольку эти документы были приняты представительной властью существующих государств и поддерживались авторитетом государственной власти. Даже разделы Польши в 1793 и 1795 годах, которые похоронили на 120 лет государственность польского народа, не сняли в жизни Европы «польский вопрос», как и упоминание о польской - первой в Европе - Конституции 1791 года. Конституция же Пилипа Орлика была принята представителями только части украинского казачества, правительством в изгнании, с которым никто из «сильных мира сего» не имел намерений серьезно контактировать. Европа в то время была напугана экспансией мощной Швеции более, чем усилением петровской Московии, которая тогда играла для Европы позитивную роль, поскольку создавала угрозу Османский империи. Кроме того, в Европе набирали обороты монархо-имперские тенденции. Установившиеся монархические дворы разрывали и поглощали малые и слабые страны (Венгрию, Ливонию, Италию, Польшу), поэтому они совсем не были заинтересованы в появлении новых государств, к тому же - с республиканско-демократической формой устройства и правления.

И все же, такая прихоть фортуны отнюдь не преуменьшает историческое значение Конституции Пилипа Орлика: этот памятник и до сих пор очень интересен и важен с точки зрения конституционных устремлений современной Украины.

Отношение к личности Пилипа (Филиппа) Орлика в украинской и российской историографии крайне неоднозначное. Если в украинской истории его личность стоит в одном ряду с такими символами, как Аскольдова могила, Киево-Печерская лавра, крещение Киевской Руси, Запорожская Сечь, то в российской истории его имя тесно связано с именем одиозного для многих гетмана Украины - Ивана Мазепы и теми событиями, которые выпали на его судьбу: верная двадцатилетняя служба российскому престолу, борьба за полную независимость Украины, предательство по отношению к русскому царю Петру I, подстрекательство украинского казачества к измене, бегство в Турцию, бесславная кончина, длительное забвение.

Как бы там ни было, но Пилип Степанович Орлик - одна из интереснейших фигур в украинской истории. Родился он в 1672 г. в селе Косути Ошмянского повета, что недалеко от Вильно. Отец его был наследником старинного рода чешских баронов, мать же происходила из известного белорусско-литовского дворянского рода. Пилипу еще не было и года, когда его отец погиб под Хотином, и Орлику пришлось в жизни добиваться всего своим собственным трудом.

После окончания иезуитской школы в Вильно он поступил в Киево-Могилянский коллегиум, который вскоре получил статус академии. Как отмечали его биографы, в академии Пилип Орлик особенно интересовался философско-богословскими проблемами и, как подавляющее большинство студентов, прекрасно владел латынью, также свободно разговаривал на многих европейских языках - польском, шведском, французском, болгарском, сербском, итальянском, немецком и греческом; обладал пышным красноречием, присущим стилю барокко; умел в ясной и логичной форме писать письма, мемориалы, обращения, манифесты и прочие документы. Как тогда говорили, он от Бога был одарен писательским талантом.

По окончании академии образованного и грамотного студента сразу заметили и по протекции преподавателей учебного учреждения взяли на должность кафедрального писаря Киевской митрополии. Впоследствии он становится писарем в Генеральной канцелярии войска Запорожского. На способности Орлика обращает внимание гетман Украины Иван Мазепа, и с этого момента карьера Орлика стремительно идет вверх. Он становится одним из ближайших помощников гетмана, занимает пост старшего канцеляриста, а затем управляющего делами генеральной войсковой канцелярии и, наконец, в 1706 г. становится генеральным писарем войска Запорожского. Далее Орлик, как и опальный гетман И. Мазепа, попадает в вихрь военных и личных потрясений. В 1709 г. после поражения в Полтавской битве Пилип Орлик вместе с остатками шведской армии и запорожскими казаками прибывает в город Бендеры, где в 1710 г., после смерти Мазепы, выбирается гетманом Украины и остается им фактически в изгнании до конца своих дней. 5 апреля 1710 г. П. Орлик все поставил на карту - свое будущее, будущее своей семьи, жены и пятерых детей, свое имущество, обрек себя на вечные злоключения и лишения.

Имя Орлика не забыто в Украине: учреждена премия имени Пилипа Орлика, Государственный банк Украины выпустил монету с его изображением. В 1993 г. в Киеве одна из улиц названа его именем. В 1997 г. выпущена марка с изображением Орлика, она издана в серии, посвященной гетманам Украины. В 2006 г. Орлику был заложен памятник. В Белоруссии, в селе, где он родился, установлена памятная плита, открыт посвященный ему музей-часовня.

5 апреля 1710 г., у стен Бендерской крепости (по одной из версий во втором лагере Карла XII - в излучине Днестра), в присутствии шведских военачальников и турецкого гарнизона крепости, казацкой старшиной Пилип Орлик был объявлен гетманом Украины. После окончания церемонии он изложил текст документа, известного в истории как "Пакты" или "Бендерская конституция", на самом деле озаглавленного как "Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского". По своей сути этот документ являлся договором между монархом-гетманом и свободным украинским казачеством. По своему духу и демократизму в ту эпоху, когда даже в самых прогрессивных европейских странах главным принципом государственного устройства являлась абсолютная монархия, конституцию Орлика можно назвать уникальной. Уникальна она, в первую очередь, тем, что идея разделения власти на три ветви (законодательную, судебную и исполнительную) была сформулирована не известными европейскими философами, а достаточно молодым новоизбранным гетманом малоизвестной Малороссии.

По утверждению украинских историков, конституция Пилипа Орлика явилась первой в мире писаной конституцией, которая на 77 лет опередила конституцию США и на 81 год - конституцию Франции, гораздо позже появились конституции Польши и Испании. К слову сказать, конституция в России появилась только в советский период ее истории.

Непросто сложились судьбы и самого Орлика и его детища, которое дошло до нас в двух вариантах - на латыни и на староукраинском языке. В настоящее время оригинал латинского варианта конституции хранится в историческом архиве Швеции.

Сам Орлик, если оценивать объективно, гораздо больше сделал или, по крайней мере, попытался сделать для независимости Украины, чем его учитель Иван Мазепа, которому в современной Украине отдается намного больше почестей. Нельзя забывать о том, что и Мазепа, и Орлик всегда будут спорными фигурами во взаимоотношениях официальных властей Украины и России, так как в истории двух этих государств существуют как бы две версии совместных исторических связей.

Первая, наиболее широко трактуемая - это версия развития Украины под крылом старшего брата - России, т. е. того брата, который спас "Окраину" славянского православного мира от поглощения ее католическими Польшей и Литвой, а также мусульманской Турцией. И по этой версии, Малороссия вынуждена была исторически стать автономией России и впоследствии одной из ее неотъемлемых частей. Возможно, эта версия и является наиболее подтвержденной временем и фактическими данными и, возможно, именно такое развитие событий определило само существование современной Украины. Но нельзя игнорировать вторую версию, которая в настоящее время широко и подробно представлена в украинской историографии: несмотря на помощь братского народа России, Украина всегда стремилась к полной независимости не только от Польши, Литвы или Турции, но и от соседней России. Исходя из этого оцениваются поступки того же Пилипа Орлика.

Начиная с 1708 г., когда усилилось российское давление на гетманщину и стали известны планы Петра I по ликвидации и закрепощению украинского казачества и передачи всей Малороссии в вотчину князю Меншикову, Пилип Орлик становится одним из активных участников создания украинско-шведского союза. После поражения шведов в Полтавской битве, бегства в турецкие Бендеры и уже после того, как Орлик был избран гетманом правобережной Украины, помимо конституции он еще огласил подписанную им присягу, в которой обязался все силы положить на борьбу за независимость Украины от иноземного ига, подразумевая, в том числе, и петровскую Московию. Именно этим и объясняются его дальнейшие поступки.

Находясь в Бендерах, Орлик, опираясь на поддержку запорожцев и союз со шведским королем Карлом XII, подтвержденный соответствующим дипломом от 10 мая 1710 г., заключил украинско-крымский союзный договор 1711 г. и украинско-турецкий договор 1712 г., на основе которых попытался организовать антимосковскую коалицию с участием также донских казаков-булавинцев, казанских татар и башкир. После неудачного похода на Белую Церковь и изгнания шведского короля из Бендер, в 1714 г., по просьбе Карла Орлик перебирается в Швецию, а в 1720 г. - в Германию. Инкогнито он некоторое время проживает в Польше и Франции, а уже с 1722 г. и до своей смерти на территории Османской империи - в Греции, Буджаке, Молдове. Всю свою эмигрантскую жизнь Орлик искал поддержки во Франции, Швеции, Польше, Саксонии, Британии, Ганновере, Голштинии, Ватикане в разрешении политического вопроса признания Украины независимым от Московии государством. Даже попытался сформировать собственные вооруженные силы и поднять против Российской империи Новую Сечь. Однако все его попытки потерпели неудачу, т. е. несмотря на все свои неимоверные усилия, перенесенные в эмиграции лишения и невзгоды, загубленные судьбы своих близких, Пи-лип Степанович Орлик никакого реального вреда Российской империи не причинил. Видимо, поэтому на его имя не так болезненно реагируют в России, как на имя "официального" предателя Ивана Мазепы. К чести Орлика, несмотря на все, клятвы, данной им под стенами Бендерской крепости 5 апреля 1710 г. в присутствии своих единомышленников, он ни разу не нарушил.

Конституция Орлика создавала возможность компромисса трех основных политических сил, что соревновались между собой на Украине и теперь, после поражения в войне с Москвой, в эмиграции. Это гетманат как основной институт власти; старшина как ее ведущий слой; Запорожье как единственная военная сила. Противоречивые интересы сторон были гармонично согласованы в этом государственно-правовом акте, который должен был быть конституцией Украины и вместе с тем манифестом государственной воли украинской нации перед всем цивилизованным миром. С этой точки зрения Бендерская конституция 1710 г. была творением коллективной украинской политической мысли, итогом тех обсуждений и дискуссий, которые осуществлялись в изгнании зимой 1709-1710 гг., а может, еще и при жизни Мазепы. Есть все основания думать, что главным редактором Бендерской конституции был все же сам Пилип Орлик.

Текст Бендерской конституции состоит из вступления (преамбулы) и 16 пактов. Преамбула являет собой интересный историко-политический трактат, в котором выражена идея исконного тяготения к украинской государственности, пересказывается история украинско-московских отношений, начиная с Переяславского соглашения 1654 г. и кончая "революцией" Мазепы.

Конституция определяет независимое государство "Войска Запорожского и Народа Русского" как сословную выборную гетманскую монархию парламентского типа и определяет его границы. Бендерская конституция обеспечивала государственно-территориальные, военно-политические и экономические права, а также интересы Запорожья. Гетманская власть принимала на себя основные обязательства по защите рубежей государства, а также очищению городов Украины от московских гарнизонов и различных внешних налогов.

Главное внимание в Бендерской конституции уделено было обеспечению политических интересов большой старшины ("годных и заслуженных в Войску Запорожском особ"), т. е. своеобразного парламента, выступавшего против гетманского абсолютизма, что отмечено уже в преамбуле к конституции, где осуждена практика "прежних гетманов Войска Запорожского", которые шли на союз с Московией.

Парламент должен был собираться "у резиденции гетманской" трижды в год: на Рождество, Пасху и Покров. На эти советы приглашались не только господа полковники со старшиной своей и сотниками, не только ото всех полков генеральные советники, но и от Войска Запорожского Низового депутаты.

Каждый из постоянных членов Генерального совета должен был уважать гетмана, а гетман, соответственно, членов парламента, т. е. "держать их за общество, а не за прислугу". Конституция ограничивала также права гетмана в области судопроизводства, расширяла компетенцию генерального Военного Суда. Финансы, землевладение - все передавалось в управление Генерального совета, при этом решительно запрещалась любая коррупция. Гетман имел право "довольствоваться своими оброками и приходами, на булаву и лицо его гетманскую належачими...", т. е. гетману запрещалось получать доход с других земель, помимо своих вотчинных.

Бендерская конституция уделила внимание также положению широких народных масс и вообще социально-экономическим проблемам той Украины-Гетманщины. Гетман был обязан "не делать тяжести, налоги, утеменженья и здырства" для простого казачества. Вообще обещано было облегчить положение казаков и посполитых - "людей убогих".

Таково основное содержание Бендерской конституции 1710 г. Она не стала государственным законом Украины-Гетманщины. Дальнейшее развитие исторических событий не позволило осуществиться планам и мечтам авторов этого эпохального документа, который стал синтезом государственного политического творчества мазепинских единомышленников, но влияние Бендерской конституции на украинскую политическую идеологию XVIII в. бесспорно. Гетман Пилип Орлик и другие лидеры украинской эмиграции всегда, до конца своей жизни, признавали основные принципы этой конституции законом для себя и своей политической деятельности. Последний, кто остался в живых, член мазепинского правительства Федор Мирович писал Григорию Орлику, что "древние права Казацкой нации утверждены в Бендерах при выборе Вашего славного отца, были и в дальнейшем остаются наивысшим законом украинской государственности".

Изучая современные критические публикации, посвященные Конституции Орлика, приходишь к выводу, что этот документ критики однозначно оценивают с современных позиций, т. е. берут за основу современное конституционное право, положение и структуру современных конституций. Однако событие это произошло 300 лет назад и рассматривать его нужно с позиций тех времен и тех политических и исторических реалий, которые существенно отличались от современных.

9 апреля 2010 г. на территории Бендерской крепости, у восточной стены Цитадели торжественно открыт памятник, изготовленный в виде книги, посвященный 300-летию подписания Конституции Орлика. На мероприятии присутствовали представители руководства Приднестровской Молдавской Республики, руководство Верховной Рады Украины, представители многочисленных общественных организаций Украины и Приднестровья. В музее крепости хранится фотокопия оригинала Конституции Орлика, сделанная в Киеве во время экспозиции музеев и библиотек Швеции, посвященной "полтавскому" периоду шведской истории.

Интересна в этом контексте и сама история Бендерской крепости, в стенах которой переплелись судьбы исторических персонажей Турции, Украины, России и других государств. Постепенно в ее стенах вырастает мемориальный ансамбль, посвященный военачальникам Русской императорской армии, оказавшим влияние на судьбы города и крепости или же сложивших свои головы у ее стен. Планируется строительство небольшого мемориального ансамбля, посвященного турецким строителям крепости, шведскому королю Карлу XII, украинскому казачеству.

Конечно же, не той малой части казачества, которое пришло под стены Бендерской крепости после поражения шведской армии под Полтавой, а той большой части, которая оказала существенное влияние на развитие истории приднестровского края, которая впервые, задолго до П.И. Панина, штурмовала турецкую крепость вместе с молдавскими отрядами, той части, которая в составе многочисленных малороссийских и кампанейских полков в составе русской армии, в 1770 г. приняла участие в штурме крепости и отдала свои жизни за ее освобождение от турецкого владычества.



5 апреля 2010 года исполняется 300 лет со дня подписания исторического документа, получившего называние как «Конституция Пилипа Орлика». Это событие состоялось в стенах Бендерской крепости в 1710 году. Считается что Конституция («Пакты») П. Орлика является первой в мире демократической Конституцией. 9 апреля 2010 года на эскарпе Бендерской крепости в Приднестровье состоится открытие памятного знака, посвященного этому событию.

Отношение к личности Филиппа (Пилипа) Орлика в украинской и российской историографии крайне противоречивое. Если в украинской истории его личность стоит в одном ряду с такими символами украинской истории как Аскольдова могила, Киево-Печерская лавра, крещение Киевской Руси, Запорожская Сечь, то в российской истории его имя плотно ассоциируется с именем одиозного для многих гетмана Украины — герб Ивана Мазепы и темы событиями, которые выпали на судьбу этой личности: верная двадцатилетняя служба российскому престолу, борьба за полную независимость Украины, предательство русского царя Петра I, подстрекательство украинского казачества к измене, бегство в Турцию, бесславная кончина, длительное забвение.

Задача истинного историка-исследователя это установление объективной исторической истины, независимой от сиюминутных политических течений и взглядов.

Как бы там ни было, но Пилип Степанович Орлик — одна из интереснейших фигур в украинской истории. Родился он в 1672 году в селе Косути, Ошмянского повета, что недалеко от Вильно. Отец его был наследником старинного рода чешских баронов, мать же происходила из известного белорусско-литовского дворянского рода. Пилипу еще не было и года когда его отец погиб под Хотином и Орлику пришлось в жизни добиваться всего своим собственным трудом. С самого начала все свое будущее Пилип связал с Украиной. После окончания иезуитской школы в Вильно он поступил Киево-Могилянский коллегиум, который вскоре получил статус академии. Как отмечали его биографы, « в академии Пилип Орлик особенно интересовался философско-богословскими проблемами и, как подавляющее большинство студентов, прекрасно владел латынью, также свободно владел многими европейскими языками- польским, шведским, французским, болгарским, сербским, итальянским, немецким и греческим языками. Обладал пышным красноречием, присущим стилю барокко. Умел в ясной и логичной форме писать письма, мемориалы, обращения, манифесты и прочие документы». Как тогда говорили, он от Бога был одарен писательским талантом. По окончании академии образованного и грамотного студента сразу заметили и по протекции преподавателей учебного учреждения взяли на должность кафедрального писаря Киевской митрополии. Впоследствии он становится писарем в Генеральной канцелярии Войска Запорожского. На способности Орлика обращает внимание гетман Украины Иван Мазепа и с этого момента карьера Орлика стремительно идет вверх. Он становится одним из ближайших помощников гетмана, занимает пост старшего канцеляриста, а затем управляющими делами генеральной войсковой канцелярии и, наконец, в 1706 году становиться генеральным писарем Войска Запорожского.

Далее судьба Орлика, как и судьба опального гетмана И. Мазепы попадает в вихрь военных и личных потрясений. В 1709 году после поражения в Полтавской битве, Пилип Орлик вместе с остатками шведской армии и Запорожскими казаками прибывает в город Бендеры, где в 1710 году, после смерти Мазепы выбирается гетманом Украины и остается им фактически в изгнании до конца своих дней. П. Орлик, тогда 5 апреля 1710 года фактически все поставил на карту — свое будущее, будущее своей семьи — жены и пятерых детей, свое имущество, обрек себя на вечные злоключения и лишения. Помимо памяти о себе, Пилип Орлик подарил Франции название одного из крупнейших аэропортов мира — аэропорта «Орли», построенного на месте поместья сына Пилипа Орлика- Григория, замка, подаренного ему французским королем, переименованного из Орлика на французский манер в Орли. Не забыто имя Орлика и в украинской историографии- на Украине учреждена премия имени Пилипа Орлика, Государственный Банк Украины выпустил монету с его изображением. В Киеве в 1993 года одна из улиц названа его именем. В 1997 году выпущена марка с изображением Орлика, изданной в серии, посвященной гетманам Украины. В 2006 году Орлику был заложен памятник. В Белоруссии, в селе, где он родился, Орлику установлена памятная плита, открыта посвященная ему музей-часовня.

5 апреля 1710 года, у стен Бендерской крепости (по одной из версий во втором лагере Карла XII- в излучине Днестра, по второй в самой крепости), в присутствии шведских военноначальников и турецкого гарнизона крепости, казацкой старшиной Пилип Орлик был объявлен гетманом Украины. После окончания церемонии он изложил текст документа, названного в истории как «Пакты» или «Бендерская конституция», фактически озаглавленного как «Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского». По своей сути этот документ являлся договором между монархом- гетманом и свободным украинским казачеством. По своему духу и демократизму, на тот период времени, когда даже в самых прогрессивных европейских странах главным принципом государственного устройства являлась абсолютная монархия, конституцию Орлика можно назвать уникальной. Уникальная она, в первую очередь тем, что новая идея разделения власти на три ветви — законодательную, судебную и исполнительную родилась в головах не известных европейских политологов, а в голове достаточно молодого новоизбранного гетмана малоизвестной на то время Малороссии. Гораздо позднее, только в середине и в конце XVIII века эту идею, присвоив ее новаторство себе, продекларируют известные французские просветители Монтескье и Вольтер. Конечно, до Бендерской конституции Орлика уже существовали английский Билль о правах 1689 года и британская Великая Хартия Вольностей еще 1215 года, однако данные документы носили декларативный характер, так как не имели утвержденного текстового содержания, никем официально не подписывались, довольно свободно и вольно трактовались и, соответственно, не имели обязательной для исполнения силы. Об этом свидетельствует вся кровавая средневековая история Англии.

Конституция же Пилипа Орлика явилось первой в мире писанной конституцией, которая на 77 лет опередила конституцию США и на 81 год конституцию Франции. Гораздо позже появились конституции у Польши и Испании. Фундаментом краеугольных положений этих конституций явились именно статьи «Пактов» Орлика. К слову сказать, конституция в России появилась только в советский период ее истории в 1918 году и, демократической ее назвать не повернется язык ни одного из политологов.

Сложно сложилась судьба и у самого Орлика и у его детища, которое дошло до нас в двух вариантах- на латыни и на староукраинских языках. В настоящее время оригинал латинского варианта конституции хранится в историческом архиве Швеции.

Сам Орлик, если говорить объективно, гораздо больше сделал или, по крайней мере, попытался сделать для независимости Украины, чем его учитель Иван Мазепа, которому в современной Украине отдается гораздо больше почестей. Никогда нельзя забывать о том, что и Мазепа и Орлик всегда будут спорными фигурами во взаимоотношениях официальных властей Украины и России, так как в истории двух этих государств существуют как бы две версии развития совместных исторических связей. Первая, наиболее широко трактуемая- это версия развития Украины под крылом старшего брата — России, т.е. того брата, который спас Окраину славянского православного мира от поглощения ее католической Польшей и Литвой, а также мусульманской Турцией. И по этой версии Малороссия вынуждена была исторически стать автономией России и впоследствии одной из ее неотъемлемых частей. Возможно, эта версия и является наиболее правдивой и многочисленно подтвержденной временем и фактическими данными и, возможно, такое развитие событий повлияло на само существование такого государства как современная Украина. Но нельзя забывать и о второй версии, которая в настоящее время очень широко и подробно представлена в украинской историографии. Т.е. несмотря на помощь братского народа России, Украина всегда стремилась к полной своей независимости, не только от Польши, Литвы или Турции, но и от соседней России в том числе. Исходя из этого и оцениваются поступки того же Пилипа Орлика. Начиная с 1708 года, когда усилилось российское давление на гетманщину и стали известны планы Петра I о ликвидации и закрепощении украинского казачества и передачи всей Малороссии в вотчину князю Меньшикову, Пилип Орлик становится одним из активных участников создания украинско- шведского союза.

После поражения шведов в Полтавской битве и бегства Мазепы с Орликом в турецкие Бендеры и, после того как Орлик был избран гетманом правобережной Украины, помимо конституции, Орлик еще огласил подписанную им присягу, в которой обязался все силы положить на борьбу за независимость Украины от иноземного ига, подразумевая в том числе и петровскую Московию. Именно этим и трактуются его дальнейшие поступки. Находясь в Бендерах Орлик, опираясь на поддержку запорожцев и союз со шведским королем Карлом XII (подтвержденный соответствующим дипломом от 10.05.1710 года) заключил украинско- крымский союзный договор 1711 года и украинско-турецкий договор 1712 года, на основе которых попытался организовать антимосковскую коалицию с участием также донских казаков- булавинцев, казанских татар и башкир. После неудачного похода на Белую церковь и изгнания шведского короля из Бендер, в 1714 году, по просьбе Карла Орлик перебирается в Швецию, а в 1720 году в Германию. Также инкогнито он одно время проживает в Польше и Франции, а уже с 1722 года и до своей смерти в странах — вассалах Османской империи- в Греции, Буджаке, Молдове. Всю свою эмигрантскую жизнь Орлик искал поддержки во Франции (через сына Григория), Швеции, Польше, Саксонии, Британии, Ганновере, Голштинии, Ватикане в разрешении политического вопроса признания Украины независимым от Московии государством. Даже попытался сформировать собственные вооруженные силы и поднять против Российской империи Новую Сечь. Однако все его попытки потерпели неудачу. Т.е. несмотря на все свои неимоверные усилия, перенесенные в эмиграции лишения и невзгоды, загубленные судьбы своих близких, Пилип Степанович Орлик никакого реального вреда Российской империи не причинил. Видимо поэтому на его имя не так болезненно реагируют российские историки, как на имя «официального» предателя Ивана Мазепу. К чести Орлика, несмотря на все, клятвы, данной им под стенами Бендерской крепости 5 апреля 1710 года в присутствии своих единомышленников, он ни разу не нарушил.

Вернемся же к конституции Орлика. Принятием ее Орлик создавал возможность компромисса трех основных украинских политических сил, что длинные века соревновались между собой на родине и теперь, после поражения в войне с Москвой, в эмиграции. Это- гетманат, как основная власть Украинского Государства; старшина, как ее ведущий слой; Запорожье, как ее — на то время единственная — военная сила. Противоречивые интересы этих факторов были гармонично согласованы в этом государственно-правовом акте, который должен был быть конституцией Украины и, вместе с тем, манифестом государственной воли украинской нации перед целым культурным миром. С этой точки зрения, Бендерская конституция 1710 года была творением коллективной украинской политической мысли, итогом тех обсуждений и дискуссий, которые осуществлялись на эмиграции зимой в 1709-1710 году, а может, еще и при жизни Мазепы. Есть все основания думать, что главным редактором Бендерской конституции был все же сам Филипп Орлик.

Текст Бендерской конституции состоит из вступления (преамбулы) и 16 пактов. Преамбула являет собой интересный исторически политический трактат, в котором выраженная идея исконного тяготения к украинской государственности. Дальше пересказывается история украинско-московских отношений, начиная с Переяславского соглашения 1654 года и кончая революцией Мазепы.

Конституция определяет независимое государство Войска Запорожского и Народа Русского (здесь-украинского, прим. авт.), как сословную выборную гетманскую монархию парламентарного типа и определяет его границы.

Бендерская конституция обеспечивала государственно- территориальные, военно-политические и экономические права, а также интересы Запорожья. Гетманская власть принимала на себя основные обязательства по защите рубежей государства, а также очищению городов Украины от московских гарнизонов и различных внешних налогов.

Главное внимание в Бендерский конституции уделено было обеспечению политических интересов большой старшины («годных и заслуженных в Войску Запорожском особ»), т.е. своеобразного парламента против гетманского абсолютизма, что выразительно отмечено уже в преамбуле к конституции, где осуждена практика «прежних гетманов Войска Запорожского», которые шли на союз с Московией.

Парламент должен был собираться «у резиденций гетманской» трижды на год — на Рождество, на Пасху и на Покрову. На эти советы приглашались не только господа полковники со старшиной своей и сотниками, не только ото всех полков генеральные советники, но и от Войска Запорожского Низового депутаты.

Каждый из постоянных членов Генерального совета должен был уважать гетмана, а гетман соответственно членов парламента, т.е. «держать их за общество, а не за прислугу». Конституция ограничивала также права гетмана в области судопроизводства, расширяла компетенцию генерального Военного Суда. Финансы, землевладение- все передавалось в управление Генерального совета, при этом решительно запрещалась любая коррупция. Гетман имел право «довольствоваться своими оброками и приходами, на булаву и лицо его гетьманскую належачими…», т.е. гетману запрещалось получать доход с других земель, кроме своих вотчинных.

Бендерская конституция уделила внимание также положению широких народных масс и вообще социально-экономическим проблемам той Украины-Гетьманщины. Гетман был обязан «не делать тяжести, налоги, утеменженья и здырства» для простого казачества. Вообще обещано было облегчить положение казаков и посполитых — «людей убогих».

Такое основное содержание Бендерской конституции 1710 года. Она не стала государственным законом Украины-Гетьманщины. Дальнейшее развитие исторических событий не позволило осуществиться планам и мечтам творцов этого эпохального документа, который был синтезом украинского государственного политического мнения мазепинских единомышленников. Но влияние Бендерской конституции на украинскую политическую идеологию XVIII столетия бесспорно. И гетман Пилип Орлик и другие лидеры украинской эмиграции всегда, до конца своей жизни, признавали основные принципы этой конституции законом для себя и своей политической деятельности. Последний, что остался среди живых, член Мазепинского правительства, Федор Мирович писал к Григорию Орлику, что «древние права Казацкой нации утверждены в Бендерах при выборе Вашего славного отца, были и в дальнейшем остаются наивысшим законом украинской государственности».

Читая современные критические статьи Конституции Орлика различных историков и политологов, делая их анализ, приходишь к выводу, что этот документ критики оценивают с современных позиций, т.е. берут за основу современное конституционное право, положение и структуру современных конституций, чего, по моему мнению, категорически делать нельзя. Напоминаю, что событие это произошло 300!!! лет назад и рассматривать его нужно с позиций тех времен и тех политических и исторических реалий, которые существенно отличались от современных. Практически во всех публикациях такого рода упоминаются вышеуказанные и Билль о правах и Хартия вольностей, как демократические документы возникшие раньше конституции Орлика, но при этом никто не удосужился дать им хоть краткую характеристику. Если сравнить их с современными демократическими актами, то от Билля и Хартии не останется камня на камне.

Поэтому прав в своей статье, особенно в ее заключительной части профессор Бабилунга, который хоть и основательно прошелся и по Орлику и по его «Пактам», признает, что это событие все же имеет значительное общественно- историческое значение и культурное значение. Особенно если его не политизировать.

1.

Одним из мифов, созданных украинскими националистами, является миф о так называемой «Конституции Пилипа Орлика».

Вкратце напомним предысторию. Пилип, а если по-русски - Филипп Орлик (1672-1742), после того как гетман Мазепа уничтожил Василия Кочубея, стал одним из самых влиятельных людей в Украине. Он занимал пост генерального писаря. Это сейчас, во времена всеобщей грамотности, работа писаря не кажется престижной. А в те годы писарь и особенно генеральный был очень важным человеком.

Орлик был в курсе всех дел Ивана Мазепы. Знал он среди прочего и о том, что гетман задумал предать царя Петра и перейти на сторону шведских захватчиков. Когда из этого ничего хорошего не вышло, Пилип вместе с Мазепой и небольшой группой верных им казаков бежали в земли, принадлежавшие Османской империи. Они обосновались возле города Бендеры, где Мазепа и умер 22 сентября 1709 года. То есть менее чем через три месяца после разгрома под Полтавой. А уже 5 апреля 1710 года, состоялось комическое действо, когда кучка беглецов избирала преемника Мазепы, гетмана Украины (Войска Запорожского), которая им никак не принадлежала. Гетманом был избран Пилип Орлик.

Нелегитимность этого избрания вытекает хотя бы из того, что на полтора года раньше гетманом стал Иван Скоропадский, который в отличие от Орлика был избран старшиной, представлявшим большую часть Украины, и был реальным правителем. Во время избрания Пилипа Орлика гетманом им был подписан так называемый «Расtа еt Соnstitutiones legum libertatumge Ехercitus Zaporoviensis» договор о взаимоотношениях гетмана с казачьей старшиной, который в современной Украине называют не иначе как «первой в истории человечества конституцией». Этот документ и будет объектом исторического расследования, изложенного в нашей статье.

Причём, обратите внимание, документ был составлен на двух языках. На староукраинском и латинском, который в то время был в Западной Европе языком науки. Что касается Орлика, то он окончил свои дни в эмиграции, до конца жизни надеясь получить власть в Украине и подбивая иностранные государства к вмешательству в её внутренние дела.

2.

Так бы и был забыт незадачливый самозваный гетман, если бы через много лет после его смерти украинские националисты не извлекли из архивов «Расtа еt Соnstitutiones legum libertatumge Ехercitus Zaporoviensis» и не объявили этот документ первой конституцией мира, дав ему задним числом пышное название - «Конституция Пилипа Орлика».

Вот что говорил об этом Виктор Ющенко, бывший в 2005-2010 годах президентом Украины: "Когда речь идет об украинской Конституции, я вспоминаю Пилипа Орлика, знаменитого гетмана, который первым в истории человечества в 1710 году выписал первую конституцию. Она на девяносто лет старше Конституции Польши и на семьдесят лет Конституции Америки. Это была первая украинская Конституция, поэтому мы - европейцы, мы в центре Европы, мы - сердце Европы, мы диктовали демократию Европе ". Из приведённого ниже текста следует, что Ющенко даже не знает времени появления конституций, о которых говорит: США (17 сентября 1787 года) и Польши (3 мая 1791 года), принятых с интервалом в 4 года.

В высказываниях и статьях многих националистов можно найти подобные заявления о том, что именно соратники Мазепы, изгнанные с Украины после того как они переметнулись на сторону шведов, создали первую в мире (!) конституцию. Такие бредовые утверждения в другое время вызвали бы просто смех, но их на полном серьёзе навязывают жителям целой страны, их изучают в школах и вузах. Более того, именно Пилипа Орлика украинские националисты объявили создателем теории разделения властей, столь популярной на Западе.

Судья Конституционного Суда Украины Виктор Шишкин заявил, что даже идею разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную француз Монтескье мог заимствовать у Орлика!

В этом ключе вспоминаются писания некоторых совсем уж «продвинутых» националистов, которые утверждают, что предки украинцев, древние укры, самые первые люди на Земле, появились миллионы лет назад, изобрели колесо и телегу, а Христос был гуцулом. Конечно, никто в мире не обращает внимания на этот бред, вызванный исключительно комплексом неполноценности украинских националистов. Так 3 мая 2011 года поляки отметили 120-летие своей конституции 1791 года, заявляя, что она первая в Европе. Да и американцы не отказываются от утверждения, что именно их Конституция первая в мире, так как она принята в 1787 году. Но почему же украинским детям должны прививаться безумные идеи националистов!?

Уж не потому ли, что и при новой, далеко не «оранжевой», власти продуцируется все тот же миф украинских националистов о легендарной конституции Орлика. В 2010 году вновь избранный президент Украины Виктор Янукович в своем обращении к украинскому народу по случаю Дня Конституции заявил, что современная Конституция Украины опирается в т.ч. на Конституцию Пилипа Орлика, «которая, по мнению историков, является первым европейским конституционным актом в современном понимании и которой исполнилось 300 лет».

Так, может быть, и на самом деле «непросвещенная» Европа училась у Пилипа Орлика азам демократии?

3.

Давайте рассмотрим акт Орлика детальнее . Вначале проанализируем внешний аспект, не касаясь сути документа. Жила ли Украина по нормам «Конституции Пилипа Орлика»? Нет, не жила. Когда был провозглашен текст этой «конституции», в Украине были совсем другие власти, а приняли её несколько сотен изгнанников. Правда, под прикрытием турок и шведов шайки недобитых мазепинцев ненадолго вторгались на территорию Украины. В связи с чем некоторые националисты заявили, что «Конституция Орлика» действовала вплоть до 1714 года.

Но эти утверждения были настолько смешными, что даже национально ориентированные учёные не поддержали сей посыл. Более того, кумир украинских националистов историк М.С.Грушевский сожалел, что постановления, принятые под Бендерами, не были осуществлены, так как Орлику и его соратникам не удалось возглавить Украину. Любому здравомыслящему человеку ясно, что шайки мародёров, разоряющие хутора и сёла, мало похожи на конституционалистов, озабоченных соблюдением прав человека. Таким образом, акт Орлика нельзя рассматривать как действующий нормативный документ и тем более называть его первой в мире конституцией.

4.

Теперь перейдём к названию. Когда я набрал в поисковике Интернета латинское название «Конституции Пилипа Орлика» - «Расtа еt Соnstitutiones legum libertatumge Ехercitus Zaporoviensis», то оказалось, что переводят эти слова очень странно. Практически на 99 процентов сайтов, включая «Википедию», приведён следующий перевод - «Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского».

Перевод явно невнятен. Давайте сами проделаем работу переводчика, заглянув в соответствующий словарь. Итак, если переводить буквально, то первое слово обозначает «договор», слово «еt» переводится как «и», слово «cоnstitutiones» от латинского «cоnstitutio» - «установление, учреждение, организация, постановление». Причём первое и третье слово во множественном числе. «Legum» можно перевести как «закон, норма, правило, право». «Libertatumge» от «liberto» - «освобождать», переводится как «свобода» или «вольность». «Ехercitus», это «обученное войско, армия». Слова «Zaporoviensis» в справочнике не оказалось, но и так ясно, что здесь речь идёт о «запорожцах», то есть о запорожских казаках. Значит, грамотный перевод словосочетания «Расtа еt Соnstitutiones legum libertatumge Ехercitus Zaporoviensis» будет выглядеть так - «Договоры и постановления прав и вольностей Войска Запорожского». Точнее «Договоры и постановления, обеспечивающие права и свободы Войска Запорожского».

В документе 16 пунктов, не считая преамбулы и присяги гетмана. Пункты - это и есть «договоры и постановления». А раз их 16, а не один, то используется множественное число.

В те времена слова понимали буквальнее, чем теперь. То есть старшины ДОГОВОРИЛИСЬ с новоизбранным гетманом - заключили с ним пакт. И ПОСТАНОВИЛИ, как он будет обеспечивать их права и вольности. А гетман принёс присягу в том, что он будет это выполнять. К тому же в гаранты взяли того, кто в данный момент был повелителем казаков-изменников - шведского короля Карла ХІІ.

Тем, кто пишет о «Конституции Пилипа Орлика», особенно в научных изданиях или на исторических интернет-сайтах, я бы рекомендовал использовать правильный перевод этого документа - «Договоры и постановления прав и вольностей Войска Запорожского». Потому что в переводе, который с подачи украинских националистов заполонил Интернет, ощущается мелкое жульничество. Ведь переводили так только для того, чтобы в названии осталось слово «конституция». То есть подтасовывали перевод для того, чтобы потом доказывать, что изменники мазепинцы и есть авторы первой в мире конституции. Ведь фраза «Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского» составлена из двух частей - первая часть оставлена практически без перевода, вторая переведена.

Раз не перевели слова «пакт» и «конституция», то почему же перевели остальные? Надо было и их оставить без перевода. Тогда название документа выглядело бы так - «Пакты и Конституции легумов и либертатум эксерцитума Запорожского». А на жульничество пошли потому, что слово «конституция» можно выудить лишь из латинской версии, оставив его без перевода, вернее переведя неправильно. Слова «конституция» нет в оригинале на староукраинском. О том, что махинация готовилось давно, свидетельствует украиноязычный текст «Конституции Пилипа Орлика», с которым я работал, готовя эту статью. Его выпустило издательство «ВЕСЕЛКА» ещё в 1994 году. Издание называется так - «Перша Конституція України гетьмана Пилипа Орлика. 1710 р.».

В выходных данных было сказано, что перевод выполнен Мирославом Трончуком. Выполнен с латыни, а не со староукраинского языка. Здесь название «Конституции Пилипа Орлика» переведено так: «Правовий уклад та конституції відносно прав і вольностей війська запорозького». То есть непереведённым осталось всего ОДНО слово. И это слово «соnstitutiones». А если точнее, то оно переведено неправильно, как и в вышеупомянутых переводах.

Вместо того, чтобы перевести его как «постанова», М.Трончук перевёл его как «конституция», которое у современного читателя вызывает ассоциацию с основным законом государства. Вот так, благодаря мошенничеству с переводом, и родилась легенда о «Конституции Пилипа Орлика», первой конституции в мире.

5.

То, что это так, подтверждает и староукраинский оригинал документа. До недавних пор он был известен лишь в копиях. Только в самом конце 2008 года документ был обнаружен в российских архивах, куда его передали в 1800 году. До того с ним ознакомилась императрица Екатерина ІІ, благодаря своему фавориту Платону Зубову, которому, в свою очередь, документ передали в 1792 году запорожские казаки. Дело в том, что многие из тех запорожцев, кто бежал в пределы Османской империи вместе с Мазепой, через 20 с лишним лет всё же вернулись на родину. По-видимому, они и привезли с собой оригинал «Конституции Пилипа Орлика». Кстати, снять копии с оригинала удалось из-за бюрократической волокиты только в конце 2009, и совсем недавно он появился в печати.

Вот как в оригинале выглядит заглавие «Конституции Пилипа Орлика». «Договоры и постановления правъ и волностей войсковыхъ межи ясневелможнымъ его милостю паномъ Филиппомъ Орликомъ новоизбраннымъ войска Запорожского гетманомъ, и межи енеральними особами, полковниками и тимъ же войском Запорожским ». Как видите, никаких «конституций» здесь нет и близко. Вообще сам документ читать поучительно. Оказывается, староукраинский язык, на котором он составлен, очень близок к русскому, вернее к тому языку, на котором говорили тогда в России. И Орлика, оказывается, тогдашние украинцы называли вовсе не Пилипом, а вполне по-русски - Филиппом. Это на заметку тем, кто доказывает, что между украинцами и русскими нет никакого родства.

6.

Вернёмся к латинской версии. Может быть, слова «cоnstitutio», «cоnstitutiones» не встречались в официальных документах до того, как Орлик подписал договор с казаками, и на этом основании украинские националисты назвали его первой конституцией мира? Да нет же! Встречались сплошь и рядом. Приведём хотя бы знаменитую «Каролину», уголовно-судебное уложение «Священной Римской империи», которое было принято в 1532 году и получило своё название от имени императора Карла V. На латинском этот документ называется «Constitutio Criminalis Carolina». Причём в немецком переводе слово «cоnstitutio», как и следовало ожидать, отсутствует.

Конституция Орлика - документ, официально озаглавленный, как «Договоры и постановления Прав и вольностей войсковых между Ясне вельможным Его милости Паном Филиппом Орликом новоизбранным войска Запорожского Гетманом, и между Енеральными особами Полковниками и тым же войском Запорожским с полною з обоих сторон обрадою Утверженные При вольной Елекции формальною присягою от того же Ясне вельможнаго Гетмана Потверженные. Року от рождества Христова αψί Месяца Априля ε:» известный также, как «Пакты и Конституция прав и вольностей Войска Запорожского» (укр. «Пакти й конституції законів і вольностей Війська Запорозького» , лат. «Pacta et Constitutiones legum libertatumqe Exercitus Zaporoviensis» ), «Конституция Филиппа Орлика» (укр. «Конституція Пилипа Орлика» ) - правовой документ конституционного характера, оглашенный 5 апреля 1710 года в городе Бендеры (Османская Империя) (ныне Молдавия , Приднестровье) по соглашению между гетманом Филиппом Орликом и несколькими старшинами, оставшимися верными ему после смерти гетмана Ивана Мазепы .

Язык документа

Документ был составлен в двух экземплярах - на староукраинском языке и на латыни . На латыни слово "постановление" звучит как "constitution".

Состав документа

Состоял из преамбулы и 16 статей.

В преамбуле трактовалась история и путь становления Киевской Руси, а в дальнейшем Малой Руси (Украины). Излагалась история казачества с позиций хазарской теории происхождения казаков, очень популярной теории в XVIII-XIX веках. А именно: «Удивления достойный и непостижимый Бог в своих приговорах, милосердный и беспредельно терпеливый, справедливый в наказаниях. Испокон века, еще от создания этого видимого мира, Он одним державам и народам воздает на праведных весах Своего промысла, а других покоряет за грехи и беззаконие, одних неволит - других освобождает, одних возвеличивает - других повергает. Так и воинствующий прадавний казацкий народ, раньше званый хозарским, Господь сперва возвеличил рыцарским характером, просторными владениями и вечною славой. Тот народ своими упорными походами морем и сухопутью не только окружающие племена, а и самую Восточную империю (Византия) потрясал таким страхом, что восточный император, стремя жить с ним в мире, заручился прочной супружеской связью с его главой - нарек своему сыну дочь кагана, а именно князя казаков…»

Названия территорий

В документе Орлика чередуются названия территории государства как Войско Запорожское , Малая Русь и Украина . Территория определяется как "Малая Русь, Отчизна наша" (статья 2), "Отчизна Запорожская" (статья 10), "Украина" (статья 14), а жители как "малороссийские обыватели" (статья 15). Киев именуется "стольным градом" и вместе с другими "украинскими городами" сохраняет все свои права (статья 13).

Основные положения статей

Провозглашалась независимость Малой Руси от Московии и Речи Посполитой ; при этом оговаривалась протекция шведского короля:

Должен также светлейший гетман после успешного окончания, дай Бог, войны просить у королевского величества шведского такого трактата, чтобы его величество и его наследники, светлейшие короли шведские, титуловались постоянными протекторами Украины и оставались такими на самом деле для большей мощности Отчизны нашей и для сохранности ее целостности в предоставленных правах и границах.

Территория Войска Запорожского определялась согласно Зборовскому договору 1649 года.

Договор значительно ограничивал права гетмана в пользу генеральных старшин-магнатов и предусматривал создание представительского органа - Генеральной рады. В нём был закреплен принцип разделения власти на судебную и исполнительную, также принцип выборности должностей - полковников, сотников с последующим утверждением гетманом.

Создавалась Генеральная рада - совещательный орган при гетмане, имеющая законодательную власть. Собиралась она на несколько дней трижды в год: на Рождество, Пасху и Покрову, чтобы давать гетману советы и обсудить его инициативы.

Дела о нанесении вреда гетману рассматривал Генеральный суд, в дела которого гетман не имел права вмешиваться. Казна и госимущество были в ведении Генерального подскарбия. На содержание гетмана выделялись отдельные земли.

Гетман обязывался защищать всё население от чрезмерных налогов и повинностей, помогать вдовам и сиротам.

Гарантии соблюдения документа

Гарантировал соблюдение документа сюзерен Карл XII .

Итог

«Писание Филипа Орлика» иногда называют первой современной конституцией . Хронологический приоритет в мифологизации «конституции» Орлика иногда отдают Ильку Борщаку

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: