Какие картины художников изучают в детском саду. Ознакомление дошкольников с картинами художников: воспитываем в детях чувство прекрасного. Игры и этюды

Наталья Игнатова

лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства

Заинтересовать детей художественной выставкой не так сложно, как это кажется на первый взгляд. И под силу всем родителям. Чтобы поход в музей стал доброй семейной традицией, учитывайте возраст юного зрителя и изучайте искусство в игровой форме. Зная своего ребенка, вы сможете рассказать ему историю картины ненавязчиво и доступно, а значит, не перегрузите лишней информацией.

Дошкольники

Малышам от 4 до 6 лет не очень интересно, кто написал то или иное живописное полотно и зачем. Для начала им нужно просто объяснить, что такое музей и вообще картины. Большинство детей в этом возрасте уже знакомы с фотографиями. Они наверняка уже пробовали снимать папу и маму или свои игрушки. Поэтому можно сказать, что картины – это что-то вроде фотографий. Просто раньше ни смартфонов, ни фотоаппаратов не было, и люди могли только рисовать – причем не только реальность, но и сказки.

В дошкольном возрасте прежде всего нужно научить ребенка внимательно смотреть на картины. При этом учитывайте, что в галереях висят полотна с изображением и обнаженной натуры, и сцен насилия. Поэтому заранее продумайте маршрут. В Третьяковской галерее лучше всего сразу пойти в зал с картинами Виктора Васнецова (зал № 26). Идеальная работа для восприятия малышей – это «Богатыри».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 168

«Детский сад комбинированного вида»

Конспект НОД

По духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «В гостях у великого художника»

Выполнила:

Ст. воспитатель Родионова И. А.

Кемерово, 2013

НОД по духовно - нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

«В гостях у великого художника»

Цель: воспитывать патриотические чувства на основе интереса к живописи русского художника М. Нестерова

Материал: репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»; портрет художника М. Нестерова; икона Сергия Радонежского.

Воспитатель. Давайте вспомним, как назывался православный праздник, который отмечали на этой неделе все православные люди (ответы детей: сретенье)

Итак, сегодняшнее занятие я начну с вопросов, а их у меня к вам много.

Как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей: Россия, Российская Федерация)

Как называется наш город (ответы детей: Кемерово)

Любите ли вы свою страну, свой родной город? (ответы детей: да)

Скажите, поразмыслив, какая наша Россия? Давайте начну я: миролюбивая. Как вы понимаете это слово? (ответы детей: наш народ не любит воевать, мы любим жить в мире и согласии, наша страна красивая, хорошая, веселая, богатая, могучая, необъятная, большая, огромная, трудолюбивая)

Воспитатель. Что вы можете сделать, чтобы наша страна стала еще краше, могущественнее? (ответы детей: расти послушными, хорошо учиться в школе, слушаться родителей)

Воспитатель. Много было интересного, важного, удивительного и в тоже время печального, страшного в истории нашей страны. Вы сами говорили, что наша страна богатая, огромная и у нашей страны всегда было много врагов, которые хотели захватить ее, но всегда русские люди вставали на защиту своего Отечества и всегда побеждали врагов. Александр Невский недаром говорил: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Русский народ любил свою красавицу – Родину и сложил много о ней пословиц и поговорок. Давайте их вспомним (ответы детей)

* Жить – Родине служить

* Счастье Родины – дороже жизни

* Не тот герой, кто награды ждет, а тот герой, кто за народ идет

* Родина – мать, умей за нее постоять

* Без Родины ты не человек

* Нет ничего краше Родины нашей

* Родной край – сердцу рай.

* Человек без Родины, что соловей без песни.

* На чужой стороне Родина милее вдвойне.

* Если дружба велика, будет Родина крепка.

* Береги Родину, как зеницу ока.

* Родная земля и в горсти мила.

Воспитатель. А сейчас я хочу познакомить вас с человеком, который очень любил свою Родину. Он писал много картин о нашей стране, изображая ее красоту и удивительных людей, также любящих свою Родину. Кто же по профессии этот человек? (ответы детей: художник). Правильно он художник, зовут его Михаил Нестеров. Вот его портрет. А сейчас, ребята, я приглашаю вас на выставку одной картины. Да, бывают и такие выставки – выставки всего одной картины. И люди не только приходят посмотреть на нее, но и приезжают из других городов, деревень, сел, даже стоят в большой очереди, чтобы увидеть это художественное произведение, потому что картина пробуждает сильные чувства, любовь, веру, доброту.

Воспитатель. Ну а вам, дети, повезло: в нашем выставочном зале нет очереди. Картина перед вами и называется она «Видение отроку Варфоломею». Варфоломей – это имя мальчика. Он не такой по возрасту, как вы, он немного постарше, но еще и не взрослый. Детей в таком возрасте называли отроками. Эта картина рассказывает о том, что увидел мальчик Варфоломей, вот поэтому она так и называется «Видение отроку Варфоломею». Мальчика Варфоломея отец послал искать потерявшихся жеребят, он обрадовался этому, потому что мальчик любил одиночество, уединение. Ему нравилось любоваться красотой родного края. По пути Варфоломей встретил незнакомого старца, который стоял под дубом и молился. Мальчик скромно отошел в сторону и ждал, когда незнакомец перестанет читать молитву. Дети, как вы думаете кто этот старец? (ответы детей: монах, старый человек)

Воспитатель. Как вы догадались? (ответы детей: у него нимб над головой). Наконец старец ласково подозвал его и спросил: «Что тебе надо, чадо? Так в старину звали детей. «Хочу научиться читать слово Божье» - ответил Варфоломей, очень из – за этого печалюсь».

Воспитатель. Что такое слово Божие? Это значит, что мальчик хочет научиться читать молитвы, т. е. научиться грамоте. «Помолись за меня Богу! » - просит мальчик. Святой откликнулся на просьбу мальчика и опять долго молился, а закончил молитву словами «Аминь», что означает всё верно. Варфоломей так обрадовался и не напрасно, придя домой, и, взяв молитвенник, он убедился в силе молитвы этого святого. Когда этот мальчик вырос, он стал настоятелем монастыря и стал называться Сергием Радонежским. Это он благословил князя Дмитрия Донского на победу над монголо-татарами.

Воспитатель. Русский народ почитает этого святого – молитвенника за русский народ. Не случайно иконы Сергия Радонежского висят во всех храмах России. И у нас есть в городе храм, построенный в честь этого святого. Вы, наверное, догадались, что святого Сергия еще люди просят помощи в учении. Вот икона с его изображением, давайте ее рассмотрим. Каким видится вам этот человек? (ответы детей: он старый, глаза у него добрые, он умный, честный.) .

Воспитатель. Сергий Радонежский всегда помогает людям, пробуждая в каждом человеке веру в свои силы, в светлое будущее нашей великой страны. Вы, дети, тоже любите свою Родину, только любя свою страну и своих близких можно быть по – настоящему счастливым.

Используемая литература:

Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину. – Аркти-Москва, 2003, с. 5

Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – Аркти-Москва, 2004, с. 109

www.maam.ru

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Юные художники»

ЦЕЛЬ: развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, к профессии художника. Вызвать активное желание участвовать в конкурсах, порадовать и позабавить детей.

Подготовка к развлечению: заучивание стихотворений, песен. Разрезные картинки, схемы рисования по точкам, «половинки» рисунков, изобразительный материал. Обручи с лентами для подвижной игры. Музыкальное сопровождение.

Весь год неплохо мы трудились,

В художников юных теперь превратились!

От всей души поздравляю вас,

Настал и развлечений час!

Начнем наш праздник с загадки

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них не легко,

Те ворота высоко

Постарался мастер тот,

Взял он краски для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать?

Краски сегодня очень устали

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке,

Вся разноцветная – вот красота

Ты полюбуйся какие цвета.

(Дети составляют радугу из цветных полосок на фланелеграфе)

Очень добрым, очень светлым,

Золотистым, ясным днем

Все идем мы в гости к лету,

В гости к солнышку идем.

Ведь Солнышко верный друг Радуги.

ИГРА «СОЛНЫШКО».

Дети распределяются на команды. Каждая команда получает обруч с ленточками. В центре обруча ребёнок, остальные держат ленточки. На 1-4 строчки игры идут вправо. На 5-7 строчки – идут влево, а на 8 строчку поднимают обруч вверх и бегают по кругу.

Встало утром Солнышко

И гулять отправилось,

И на нашей улице

Всё уме понравилось.

Побежало Солнце

Золотой дорожкой

И попало Солнце

Прямо к нам в окошко.

Е. Серова.

К нам в гости пришли радужные гномики. Они поспорили, кто из них главный в радужке. Мы прочитаем стихотворения про краски и поможем гномикам разобраться. (Дети читают стихотворение по ролям)

Л. Шкилева

Поспорили краски, какая важнее,

Какая, художнику, краска нужнее?

Кричала зеленая - Я! Это я!

Я - травка, я листья! Ну как без меня?

Воскликнула синяя - Чем же я хуже?

Я - море и речка! Я - небо и лужи!

А звезды и солнце раскрасите чем?

Я, желтая, тоже, полезная всем!

Обиделась красная: - Знаете сестры,

Конечно, нужны нам и небо и звезды,

Но красную, если ребята забудут,

Рисунки их, очень уж скучными будут.

Добавьте вы к желтому чуточку красной-

Оранжевый будет, весёлый и ясный.

А красного каплю добавите в синий,

То цвет фиолетовым станет, красивым…

Задумались краски: Какая важнее?

Вот с белым, конечно, рисунки нежнее,

И черная краска всегда пригодится:

Машины, деревья, дороги и птицы…

И кто же, скажите, спор наш рассудит:

Какая из красок здесь главная будет?

Сказала им кисточка - знаю ответ:

Из вас, ни одной, самой главной тут нет!

Любые цвета: зеленый, лиловый,

Сиреневый, белый и даже бордовый,

Оранжевый, розовый и голубой

Всегда пригодятся в палитре любой!

Гномики приготовили вам интересные задания, с которыми, я надеюсь, мы справимся.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ от Красного гномика.

Когда человек работает, он использует инструменты. Угадайте, какими инструментами пользуется художник? (загадывает загадки)

Черный Ивашка-

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет. (карандаш)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (кисточка и краски)

Нанесет она узор

Очень трепетный и нежный

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит. (акварель)

На асфальте детвора

Нарисует нам с утра

Солнце, облако, машину,

Птичку, рыбку, Буратино,

Домик, бабочку, цветок.

Рисовать помог. (мелок)

Если ей работу дашь –

Зря работал карандаш. (резинка)

Нарисует он картину

И раскрасит Буратино,

Он напишет объявленье

И открытку-поздравленье.

Рисовать плакаты мастер

Яркий тоненький. (фломастер)

Назовите другие инструменты и материалы художника, которые им известны (бумага, палитра, гуашь, уголь, тушь, перо, пастель, фломастеры и т. д.) .

Задание Оранжевого гномика

Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы разбираетесь в красках.

Друзья, какой я получу цвет, если смешаю на палитре красную и синюю краски?

Желтую и красную

Белую и синею

Желтую и синею

А теперь попробуйте сами смешать цвета и получить новые.

Задание от Желтого гномика

«Нарисуй по точкам».

«Симметрия»: дорисовать вторую половину рисунка, повторяя первую.

НАРИСУЙ ПО ТОЧКАМ

Художники – большие фантазеры. Проведем конкурс «Подумай и дорисуй». Участники этого конкурса получают листочки, на которых изображены различные линии и фигуры. Участники конкурса должны дорисовать их до каких-нибудь предметов.

Задание от Зеленого гномика Загадки о жанрах изобразительного искусства. (стихи о жанрах изобразительного искусства, которые ребята должны закончить словами: «натюрморт», «портрет», «пейзаж».

Нарисую для ребят

Вазу, фрукты, шоколад,

А еще букет и торт.

Это будет. (натюрморт)

Брата я изображу,

Хоть ему пять лет.

С акварелью я дружу,

Делаю. (портрет)

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …. (портрет)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или море в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это – натюрморт.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Задание от Голубого Гномика.

Участники данного конкурса собирают натюрморт из разрезанных частей (репродукции известных картин) .

Задание от Синего гномика «Кто быстрее соберет карандаши в коробку».

Ведущий. А сейчас порадуем гномиков и исполним песенку «Горошинки цветные»

Ну а Фиолетовый гномик приготовил вам цветные мелки и просит

нарисовать на асфальте лето.

И в 10 лет, и в 7, и в 5 –

Все люди любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски,

Все нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!

Развлечение заканчивается коллективным рисованием на асфальте, дети в подарок получают коробку с цветными мелками.

Список литературы

1. Агеева, И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству, /И. Д, Агеева. - М. : Творческий центр, 2007.

2. Каменева, Е. О. Какого цвета радуга. /Е. О. Каменева. - М. : Детская литература, 1971.

3. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду: Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М. : Карапуз, 2008. – 192с

www.maam.ru

Авторская песня «Осень- художник» для детей старшего дошкольного возраста

"Осень- художник"

1. Снова птицы в стаи собираются,

Снова наступают холода.

Осень золотая приближается, -

Лето будем вспоминать всегда!

Припев. Осень- художник,

Нарисует дождик,

Разрисует листья все вокруг.

Осень - художник,

Снова звонкий дождик

К нам в окно стучится - тук, тук, тук.

2. Много разных красок есть у осени,

Очень любит осень рисовать!

А за ней зима придет с морозами, -

Так же будем мы ее встречать.

Припев тот же.

(Музыка и слова Дмитриевой О. П.)

www.maam.ru

Знакомство с профессией искусства - занятие по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста Детский сад

Ответы детей. Художник

Правильно, ребята, это загадка про художника, молодцы!

Мы с вами побывали в выставочном зале. Рассмотрели живописные, графические и скульптурные работы, а также произведения декоративно – прикладного искусства. Мы узнали, что профессии искусства бывают разные (живописцы, скульпторы, архитекторы, графики) .

Кто же такой художник?

Ответы детей.

Правильно, художник – человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения. Изобразительное искусство появилось в давние времена, ещё древние люди украшали стены своих пещер росписями с изображением животных, людей.

Художник обладает талантом изображать разнообразный мир в своих произведениях. Он может показать события далёкого прошлого, изобразить героев сказок и романов, передать в красках изображение человека, его черты лица, его настроение, характер.

Чтобы написать картину художнику нужно собрать материал, представить себе картину, сделать множество набросков. Художником может стать только тот, кто хорошо рисует, потому, что рисунок – это основа любого изображения.

Профессия художника имеет много разновидностей.

Ребята кто такой живописец, портретист, реставратор, театральный художник, художник по костюмам, художник-мультипликатор?

Ответы детей.

Правильно, живописец любит рисовать пейзажи – это любимые уголки природы, разные времена года.

Портретист рисует лицо человека или во весь рост, передаёт черты лица человека, его характер.

Реставратор – это человек, который обновляет старые или испорченные предметы старины, картины. При помощи этих людей мы можем увидеть картины, которые были нарисованы несколько столетий назад.

Театральный художник. Без его работы не проходит не одно представление в театре. Только он умеет и знает, как оформить сцену.

Увидев сцену, мы с вами понимаем, в какое время года, внутри здания или на улице идёт действие.

Художник по костюмам придумывает новые модели разнообразных и красивых костюм.

Художник-мультипликатор для создания новых мультфильмов рисует интересную историю на бумаге.

При помощи этих людей мы на экранах телевизоров видим очень много сказок.

(показ иллюстраций) .

Итак, мы с вами узнали, как на протяжении многих столетий художники изображали в свих картинах окружающий их мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека и его жизнь. Отсюда возникло деление картин по жанрам.

Картины, изображающие природу, называли жанром пейзажа;

Изображение красивых вещей и предметов – жанром натюрморта;

Рисование человека – жанр портрета; а изображение животных – жанром анималистки.

Ребята, а где хранят свои работы художники?

Правильно, некоторые произведения художников хранятся в музеях и картинных галереях.

Ребята как вы думаете, какими качествами должен обладать художник, чтобы нарисовать картину?

Ответы детей.

Правильно, художник должен быть аккуратным, усидчивым, терпеливым, наблюдательным, творческим.

Рассматривание репродукции картин: И. Левитан “Золотая осень”; Ф. П. Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”; И. И. Шишкин “Перед грозой”; И. Е. Репин “Автопортрет”.

Физминутка.

Ребята, чтобы художниками быть, надо чтобы мы были здоровыми и наши руки никогда не уставали, в этом нам поможет физминутка “Юные волшебники”.

Раз – подняться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

Сценарий досуга «Юные художники» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий досуга «Юные художники»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создать условия для восприятия детьми окружающего мира во всем разнообразии и волшебстве и желания отражать свои впечатления в творческой продуктивной деятельности.

Задачи:

Пробуждать у детей чувствительность к цветовым оттенкам в природе;

Обучать тому, как строить композицию в своей работе, выделять главное, существенное цветом, величиной, расположением предметов;

Расширять представления детей о нетрадиционных техниках рисования.

Материалы. Мольберты, ободки разного цвета (теплых и холодных) , картины с изображением луга и радуги, природы; рисунки-заготовки по теме «Что бывает теплого и холодного цвета?» для двух команд, рисунки-заготовки «Африка» и «Северное море»; заготовки лепестков для граттажа; колокольчик, наборы красок и кистей, зубочистки; костюм Карандаша для взрослого; два платочка теплого и холодного цветов; сувениры: блокноты, медали «Лучшему художнику».

Порядок проведения.

Дети с воспитателями собираются на прогулочной площадке. На нее выходит взрослый в костюме Карандаша.

Карандаш. Я самый веселый из всех Карандашей,

Здесь учиться рисовать будут ребятишки.

Ведущий. Здравствуй Карандаш! Мы рады тебя видеть и учиться в твоей художественной школе.

Карандаш. Очень хорошо, только в моей школе стряслась беда. Волшебные краски поссорились, и теперь невозможно нарисовать ни одной картинки.

Надеюсь вы мне поможите помирить краски.

Ведущий. Мы с ребятами будем очень стараться. Бери свой волшебный колокольчик, пусть все ребята соберутся вокруг тебя.

Карандаш звонит в колокольчик.

Карандаш. Чем удивить, что показать

Гостям веселым нашим?

Быть может, дружно мы споем

Или вместе спляшем?

Ведущий. Карандаш, наши ребята знают песню про лето, сейчас мы ее исполним.

Дети исполняют песню «Какого цвета лето» (муз. А. Бауэр, сл. А. Ануфриев) , после исполнения садятся на скамейку.

Карандаш. А сейчс я раскажу вам сказку. Она поможет вам узнать, почему одни краски называются теплыми, а другие холодными (авт. сказки О. Нерсесова) .

Живут-поживают на свете краски: красная, оранжевая, желтая. По цвету они напоминают огонь и солнце, оттого и прозвали их теплыми. Этими красками рисуют землянику, морковку, цыплят и многое другое.

Карандаш предлагает детям и педагогам в ободках теплого цвета прочитать стихотворения про теплые краски.

Карандаш. А вот голубую, синюю и фиолетовую называют холодными за то, что они похожи на цвет льда, снега, грозовой тучи. Ими раскрашивают небо, васильки, колокольчики и многое другое...

Карандаш предлагает детям и педагогам в ободках холодного цвета прочитать стихотворения про холодные краски.

Карандаш. Теплые и холодные краски все время спорили друг с другом: «Мы самые лучшие! Мы самые красивые!»

Голубая Речка с зелеными берегами разнесла весть об этих спорах по всему свету. Услыхали про то Солнышко и Тучка. Стали думать, как объяснить, что все краски красивы и нужны.

И придумали.

Холодным краскам они подарили картину с очертаниями знойной Африки. А теплым - картину Северного моря. И предложили раскрасить.

Карандаш прикрепляет две черно-белые картинки к мольбертам и просит детей раскрасить их только холодными или теплыми красками. При этом предлагается закрасить Африку холодными красками, а Северное море теплыми тонами. После того как дети закончат работу, Карандаш демонстрирует всем получившиеся рисунки.

Карандаш. Похожа ли синяя Африка на настоящую? Конечно нет. Вот и у красок ничего хорошего в одиночку не получилось.

Поняли они, что ошибались, и помирились. С тех пор живут дружно. А художники пишут картины и холодными, и теплыми красками.

В царстве Красок теперь всегда царит спокойствие. А в небе сияет разноцветная радуга!

Карандаш. Ребята, а какими красками вы рисуете свои работы? У вас краски дружат?

Дети демонстрируют Карандашу альбомы с рисунками «Я художник».

Карандаш. Какие вы молодцы так старательно выполняете задания ваших педагогов.

Ведущий. Дорогой Карандаш, давай вместе с ребятами поиграем в игру «Собери кружок» и узнаем, запомнили ли ребята, какие цвета относятся к теплым, а какие к холодным.

Дети и взрослые играют в игру «Собери кружок».

Дети берут по желанию платочки теплых или холодных цветов. Из числа игроков выбирается ведущий у него платочек теплого цвета, у Карандаша - холодного. Под музыку игроки выполняют импровизационные ритмические движения.

Когда музыка прекратится, дети должны найти свое место в кругу в соответствии с цветом платочка: теплые краски собираются возле ведущего, холодные - возле Карандаша. При повторе игры участники меняются платками.

Карандаш. Ну что ж, вы вполне готовы к первому уроку в художественной школе. Вот для вас первое задание. У меня есть лепестки от цветика-многоцветика.

Их нужно украсить процарапанными рисунками, а затем собрать в один общий цветок.

Дети украшают лепестки, создавая узоры в технике гратажж. Они работают за столом при помощи зубочисток. Затем собирают цветик-многоцветик, закрепляя лепестки на общем стебельке.

Карандаш. (Проводит анализ детских работ, отмечая самые выразительные и декоративные) . Какие вы, ребята, молодцы. Теперь я вижу, что действительно все краски помирились, и вы рисовать научились.

Примите теперь от меня эти медали и сувениры.

Карандаш вручает детям медали и сувениры. Прощается, уходит. Дети по желанию могут продолжить рисовать.

Яркина Елена Юрьевна,

воспитатель детского сада №7 "Полянка",

город Заринск, Алтайский край.

Художественная литература

Цель: продолжить процесс установления связи ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, миром искусства.

Развивающая: продолжать развивать монологическую, диалогическую речь; развивать умение использовать средства выразительности.

Обучающая: обобщить знания детей о творчестве И. И. Шишкина; развивать умение соотносить художественный образ с поэтическим.

Воспитывающая: воспитывать любовь к родной природе, интерес к русской живописи.

Оборудование и материалы: видеопрезентация, мультимедийное оборудование.

Предварительная работа: беседа «О чем говорит живопись»; выбор произведений живописи и создание в групповом пространстве «Зала искусства»; выставки детских работ «Мы взяли краски в руки», «Как прекрасен этот мир»; прогулка-экскурсия в парк; экскурсия в музей-дачу П. П. Чистякова; посещение с родителями Русского музея; составление творческих рассказов «Что понравилось в музее», «Самая красивая картина», разучивание стихов русских поэтов

Жизнь русских людей издавна была связана с лесом. Как вы думаете, как лес помогал людям? (Люди рубили дрова, строили избы, резали посуду, ходили по грибы, ягоды) , (Слайд: деятельность людей в лесу) .

Но не было человека, который мог бы нарисовать эту красоту. (CD – звучит музыка) .

И наконец, дождался русский лес своего художника. И фамилия у него лесная – Шишкин. И звали его по-русски Иван, сын Ивана. Жил художник в городе Елабуга, город был окружен непроходимыми лесами. Впечатления детства отразились в живописных работах художника.

Да и после, до конца своей жизни он больше всего любил лес, находил в нем радость и красоту. Поэтому Шишкина называли лесным богатырем: «лесище уволок целиком из натуры да и вставил в картину». Целыми днями бродил Иван Иванович Шишкин с этюдником по лесу, изучал и рисовал русскую природу.

В одной из таких прогулок рядом с Шишкиным был другой известный художник Иван Николаевич Крамской. Он написал об этом картину (Слайд: репродукция портрета Шишкина И. И.) .

Как вы думаете, мог ли этот портрет быть создан в родных местах Шишкина, под Елабугой? (Мог, потому, что изображен огромный, большой и дремучий лес) .

Что этот портрет помогает узнать о Шишкине? Каким вы его представляете художником? (Он внимательный, наблюдательный, любуется природой) Каким вы представляете его человеком? (Сильным, большим) .

Наверное, сейчас он задумал новую картину. А что же художник будет делать потом?

Дальше пойдет в лес, выберет место, расчистит кустарники, обрубит сучья, отогнет ветки деревьев, чтобы ничего ему не мешало видеть выбранную картину. Так вот создавалась эта картина (слайд: картина «Утро в сосновом лесу») .

Какое настроение вызывает эта картина, что вы видите, ощущаете? (Сырость, холод, туман, нет ярких цветов. Человеку неуютно, страшно, не радостно. Едва освещены солнцем верхушки деревьев сосен. Только медведям хорошо в глухом лесу)

Как бы вы её назвали? Почему? («Утро в сосновом лесу», «Медведи в чаще», «Утренняя чаща») .

Кто знает секрет этой картины? (Медведей написал художник К. А. Савицкий) .

В Москве, в Третьяковской галерее рядом с картиной «Утро в сосновом лесу находится другая картина»

Сейчас Маша словами напишет вам картину, а вы её представьте и скажите название (Жаркое солнце, просторы полей, голубое небо, золотая рожь, травка, цветочки, сосны-великаны посреди поля) (слайд: картина «Рожь») .

Подберите красивые слова к слову «поле». (Бескрайнее поле, раздолье, простор, поле-море, русское поле, золотое поле, златогривое поле.)

Иногда темы для картин подсказывала Шишкину поэзия. (Слайд: картина «На Севере диком») . Картина «На Севере диком» создана по мотивам стихотворения М. Ю. Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Похожи ли настроения у картины и стихотворения? (Сосна одинокая на горе и в стихотворении и на картине) .

Посмотрите и скажите как художник изобразил ночь. (Темные краски, небо, луна) .

Какие краски использовал И. И. Шишкин. (Холодные, голубой снег, розовый, фиолетовый, зеленоватый) .

Что снится сосне? (Жаркое лето, подруги с картины «Корабельная роща», звери, которые играют у сосны) .

(Слайд: картина «Корабельная роща»)Вот знакомая вам репродукция.

Давайте устроим конкурс: «Кто задаст самый интересный вопрос к этой картине» (В каком музее находится картина? Почему корабельная роща? Как можно назвать сосны? Почему день солнечный, а в середине леса темно?)

Чей вопрос был интереснее?

И. И. Шишкина называют поэтом природы. Почему? Он же не стихи писал, а картины. (Смог поэтично, необычно изобразить простые вещи: деревья, колосья, травинки.

Прорисовывал каждую веточку. Создавал картину красками, как поэт - стихи) .

Давайте еще раз полюбуемся на репродукции картин И. И. Шишкина и почитаем известные вам стихи русских поэтов (дети читают наизусть стихи А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, С. Есенина, М. Исаковского) (Слайды с изображением репродукций – см.выше) .

1 . Пояснительная записка.

Концепция программы.

Техническое развитие детей целенаправленно формируется на занятиях изодеятельностью, познавательного развития, ознакомления с окружающим миром. Перед детьми ставятся задачи на « выразительность» , материала. Ребёнок осваивает « Технологию» искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. В ребёнке пробуждается личностная заинтересованность в искусстве, он выполняет задания, требующие выражения собственного чувства отношения, настроения, замысла. Ребёнок приобщается к мировой художественной культуре посредством знакомства с видами искусства, жанрами живописи, творчеством художников. В процессе занятий ребёнок погружается в творческую атмосферу с помощью художественного слова, музыки, игр - превращений. В результате развивается творческий потенциал детей, индивидуальность, познавательные и умственные способности.

Система творческих заданий является оптимальным средством педагогического воздействия на развитие мышления, воображения и речи дошкольника.

Актуальность

Духовная жизнь ребёнка полноценна тогда,

Когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,

Фантазии, творчества.

Без этого - он засушенный цветок.

В. А. Сухомлинский.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди Но, увы, массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. А в ведь неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству, а наоборот, раскрыться творческой личности более ярче. Именно такие творческие упражнения на занятиях по изодеятельности через элементы нетрадиционного рисования.

В современном мире интерес к произведениям изобразительного искусства постоянно повышается, но вместе с тем, сложилось несколько пренебрежительное отношение к занятиям детей изодеятельностью, недооценивается значимость изодеятельности, в частности рисования, в общем развитии дошкольников. Между тем (по Выготскому JI.) психологическая особенность детей дошкольного возраста такова,что « именно рисование предоставляет ребёнку возможность легко выразить то, что им владеет...»

Через рисование, через знакомства с миром искусства, можно влиять на формирование у дошкольников художественной культуры, как части духовной; развивать творческие способности, эстетическое восприятие окружающего мира, воспитать гармонично развитую творческую личность.

Использование в работе методике нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малышам отразить свои мечты, отобразить фантазии через изобразительную деятельность, формируя тем самым положительное отношение к ней.

Изменение позиции педагога, его личностно - ориентирования направленность.

Отход от образца - шаблона, от общего анализа работ (Каждая детская работа - индивидуальная, хороша по своему) .

Нетрадиционность технических приёмов в изобразительной деятельности.

« Игра в сказку» по средствам изобразительной деятельности.

Цель программы

Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными приёмами рисования.

Задачи программы

Обучающая. Учить детей осваивать нетрадиционные техники рисования Развивающая. Развивать творческое воображение, творческие способности, расширять художественной опыт.

Воспитательная. Формировать положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира, художественный вкус, положительный интерес к изодеятельности.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 3 - 7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Продолжительность реализации программы.

Продолжительность реализации программы - 4 года. Предусматривается 4 этапа работы:

1 - С детьми 3-4 лет (младшая группа)

С детьми 4-5 лет (средняя группа)

С детьми 5-6 лет (старшая группа)

С детьми 6-7 лет (подготовительная группа)

1.8 . Формы и режимы деятельности.

Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируются индивидуально.

Продолжительность занятий с группой - не более 10-15 минут - в младшей группе, 15 минут - в средней группе, не более 20 минут - в старшей группе, 25 минут - в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского творчества в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками рисования, нахождение на данном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковою гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия; подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное рисование нетрадиционными методами, обсуждение и выбор приёма рисования, вручение готовых работ родителям, детям в качестве подарков.

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными, нетрадиционными методами рисования, знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребёнком своих способностей.

После 1 этапа (младшая группа) .

Дети владеют элементарными приёмами нетрадиционного рисования при работе с краской пальчиками, печатками из пробки, тычком жесткой полусухой кистью.

После 2 этапа (средняя группа) .

Дети владеют более сложными техниками:

оттиск поролоном;

Требования к отбору картин

Задача по ознакомлению детей с живописью

Рассматривание картин с детьми в детском саду

Заключение

Список литературы

1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание.-2000. - №1. - С.8-11.

2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О. С., Парамоновой Л. А. - М.: Просвещение, 2001. - 160с.

3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224с.

4. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество.-- М.: Просвещение, 2005. - 146с.

5. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208с.

Введение

Изобразительная деятельность -- одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.

Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Уже начиная с первой младшей группы, на рисование отводится два занятия в неделю. Постепенно количество их увеличивается, и в старших группах занятия по рисованию проводятся четыре раза в неделю.

Цель данной работы - рассмотреть методику ознакомления детей дошкольного возраста с живописью.

Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного.

Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина) , к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию

различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью

К каким произведениям живописи дети проявляют большой интерес и почему?

Опыт показывает: из различных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту – они созвучны опыту детей.

Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом.

Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый– эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, эмоции и интерес (например: «Мне нравится эта картина. Она рассказывает о строительстве красивых домов. Мне понравилась потому, в этой картине все заняты, кажется, что всё движется – люди, машины. Красиво») .

Второй– когда старшие дошкольники проявляю эстетическое отношение к произведению искусства, дают оценку содержания, нравственно-эстетическое отношение изображённых на картине людей. (например: «Мне понравилась картина…, потому что я увидел, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Это было нелегко. Они мужественные, Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она сильная») .

Опыт показывает, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чём рассказал художник в своей картине.

Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью. Но иногда эмоциональная реакция исходит от красивого сочетания красок произведения.

Дети способны определить нравственную ценность содержания картины. Но им сложно уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями детей.

Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью

Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, воспитатель интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.

1. Для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»

2. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

3. Для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей,

изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

4. Для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.

5. Детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «покажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

6. Для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».

7. Приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарём. Это требует от воспитателя искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства.

Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает) , определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Восприятие произведений живописи требует от дошкольников не только пользоваться определённым изобразительным словарём, интонационно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине.

Основным приёмом в развитии монологической речи является рассказ, используемый в различных ситуациях.

Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.

Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью

Пояснение– широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете.

Сравнение– повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

Акцентирование деталей– усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том. что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.) . Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа.

Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета.

Тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

Сегодня вашему вниманию представляем двадцать картин, которые достойны внимания и узнаваемости. Эти картины написали знаменитые художники, и их должен знать не только тот человек, кто занимается искусством, но и просты смертные люди, так как искусство красит нашу жизнь, эстетика углубляет наш взгляд на мир. Дайте должное место в своей жизни искусству…

1. «Тайная вечеря». Леонардо Да Винчи, 1495 - 1498

Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Считается, что в этой картине скрыто множество секретов и намёков - например, есть предположение, что образ Иисуса и Иуды списаны с одного человека. Когда Да Винчи писал картину, в его видении Иисус олицетворял добро, в то время как Иуда был сущим злом. И когда мастер нашёл «своего Иуду» (пьяницу с улицы) оказалось, что, согласно историкам, этот пьяница за несколько лет до этого послужил прототипом для написания образа Иисуса. Таким образом, можно сказать, что эта картина запечатлела человека в разные периоды его жизни.

2. “Подсолнухи”. Винсент Ван Гог, 1887 год

Название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.

Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе – сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.

3. “Девятый вал”. Иван Константинович Айвазовскии?, 1850 год.

Одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее.

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них - девятый вал - готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I.

4. «Маха обнажённая». Франциско Гойя, 1797-1800 гг.

Картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная около 1797-1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха - испанская горожанка XVIII-XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха обнажённая» является одним из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций.

5. “Полет влюблённых”. Марк Шагал, 1914-1918 гг.

Работа над картиной «Над городом» началась ещё в 1914, а последние штрихи мастер нанёс только в 1918 году. За это время Белла из возлюбленной превратилась не только в обожаемую супругу, но и мать их дочери Иды, навсегда став главной музой живописца. Союз богатой дочери потомственного ювелира и простого еврейского юноши, чей отец зарабатывал на жизнь, разгружая селёдку, иначе как мезальянсом не назовёшь, но любовь была сильнее, и поборола все условности. Именно эта любовь и окрыляла их, вознося к небесам.

Карина изображает сразу две любви Шагала – Беллу и дорогой сердцу Витебск. Улицы представлены в виде домиков, разделённых высоким тёмным забором. Не сразу зритель заметит козла, пасущегося в левой стороне от центра картины, и простого мужика со спущенными штанами на переднем плане – юморок от живописца, вырывающийся из общего контекста и романтического настроения работы, но в этом весь Шагал…

6. “Лицо войны”. Сальвадор Дали, 1940 год.

Картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1940 году.

Картина была создана по дороге в США. Впечатленный трагедией, разыгравшейся в мире, кровожадностью политиков, мастер приступает к работе еще на пароходе. Находится в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

Потеряв всякую надежду на нормальную жизнь в Европе, художник из любимого Парижа уезжает в Америку. Война накрывает Старый Свет и стремится захватить весь оставшийся мир. Мастер еще не знает, что пребывание в Новом Свете на протяжении восьми лет сделают его по-настоящему знаменитым, а его работы – шедеврами мировой живописи.

7. «Крик». Эдвард Мунк, 1893 год

«Крик» (норв. Skrik) - созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.

Красное, огненно горячее небо накрыло холодный фьорд, который, в свою очередь, рождает фантастическую тень, схожую с неким морским чудовищем. Напряжение исказило пространство, линии сломались, цвета не согласуются, перспектива уничтожается.

Многие критики полагают, что сюжет картины – плод больной фантазии психически нездорового человека. Кто-то видит в работе предчувствие экологической катастрофы, кто-то решает вопрос о том, какая именно мумия вдохновила автора на эту работу.

8. «Девушка с жемчужной серёжкой». Ян Вермеер, 1665

Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie.

Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой».

9. «Вавилонская башня». Питер Брейгель, 1563 год

Известная картина художника Питера Брейгеля. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Картина находится – Музей истории искусств, Вена.

В Библии есть рассказ о том, как жители Вавилона попытались выстроить высокую башню, чтобы добраться до неба, но бог сделал так, что они заговорили на различных языках, перестали понимать друг друга, и башня осталась недостроенной.

10. «Алжирские женщины». Пабло Пикассо, 1955 год

«Алжирские женщины» - серия из 15 полотен, созданная Пикассо в 1954–1955 годах по мотивам живописи Эжена Делакруа; картины различаются по присвоенным художником литерам от А до О. «Версия О» была написана 14 февраля 1955 года; какое-то время она принадлежала известному американскому собирателю искусства XX века Виктору Ганцу.

Картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» была продана за $180 млн.

11. «Новая планета». Константин Юон, 1921 год

Русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени. Член ВКП с 1951 года.

Это удивительная, созданная в 1921 году и совсем не характерная для художника-реалиста Юона, картина “Новая планета” – одна из ярких работ, воплотивших образ перемен, которыми во втором десятилетии XX века стала Октябрьская революция. Новый строй, новый лад и новый образ мышления только что зародившегося советского общества. Что ждет теперь человечество? Светлое будущее? Об этом тогда еще не думали, но то, что Советская Россия и весь мир вступает в эпоху перемен очевидно, как и стремительное рождение новой планеты.

12. «Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти, 1754 год

Картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

Огромное по размерам (265 ? 196 см, так обозначен размер картины в каталоге Дрезденской галереи) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Существует гипотеза, что картина была написана в 1512-1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

13. “Кающаяся Мария Магдалина”. Тициан (Тициано Вечеллио), написанная около 1565 году

Картина, написанная около 1565 года итальянским художником Тицианом Вечеллио. Принадлежит Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Иногда дата создания указывается как «1560-е годы».

Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Готовое полотно сильно впечатлило герцога Гонзага, и он решил заказать его копию. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ.

14. «Мона Лиза». Леонардо Да Винчи, 1503-1505 гг.

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, (итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo ) - картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503-1505 года.

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника.

15. “Утро в сосновом лесу”, Шишкин Иван Иванович, 1889 год.

Картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один.

Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным.

16. «Не ждали». Илья Репин, 1884-1888 гг.

Картина русского художника Ильи Репина (1844-1930), написанная в 1884-1888 годах. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Картина, показанная на XII передвижной выставке, входит в повествовательный цикл, посвященный судьбе русского революционера-народника.

17. «Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер Огюст Ренуар, 1876 год.

Картина, написанная французским художником Пьером Огюстом Ренуаром в 1876 году.

Место где находится картина – Музей д’Орсе. Мулен де ла Галетт это недорогой кабачок на Монмартре, где собирались студенты и трудовая молодежь Парижа.

18. «Звёздная ночь». Винсент Ван Гог, 1889 год.

De sterrennacht - картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, написанная в июне 1889 года, с видом предрассветного неба над вымышленным городком из восточного окна жилища художника в Сен-Реми-де-Прованс. С 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Считается одной из лучших работ Ван Гога и одним из самых значительных произведений западной живописи.

19. «Сотворение Адама». Микеланджело, 1511 год.

Фреска Микеланджело, написанная около 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы.

«Сотворение Адама» - одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

20. «Поцелуй в звёздном небе». Густав Климт, 1905-1907 гг.

Картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1907-1908 годах. Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым», последнее произведение автора в его «золотом периоде».

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.

Источник – Википедия, muzei-mira.com, say-hi.me

20 картин, которые должен знать каждый (история живописи) обновлено: 23 ноября, 2016 автором: сайт

Елена Улимова

Картина А. Пластова «Первый снег»

Может быть вечером, а может быть, и ранним утром лег на землю первый снег. И дети, проснувшись, увидели это белоснежное чудо и выбежали на крыльцо своего дома, что бы поближе увидеть волшебство кружащихся на ветру снежинок. Девочка просто накинула на голову платок, даже не надев пальто. И валенки у нее, должно быть, обуты на босую ногу. Её братишка одет более основательно: он и пальто надел, и шапку – ушанку, и брюки, и валенки.

Стоят они на пороге дома и как завороженные смотрят на колышущиеся на ветру ветки березы, на хлопья падающего с неба снега.

Только вороне, кажется, все равно, что творится вокруг. Она только следит за детьми, чтобы при их приближении сразу же улететь.

Вопросы:

Какое настроение навевает вам эта картина?

Видели ли вы первый снег?

Опишите одежду девочки и ее брата.

Словарь -помощник. Знакомство с новыми и сложными словами (в свободной деятельности, в общении, на прогулке)

Работа с текстами.

К. Д. Ушинский «Из детских воспоминаний».

Можно ли назвать этот рассказ «Первый снег»? Почему?

Как вы думаете, такие же чувства испытывали дети с картины как и дети из рассказа Ушинского?

Расскажите, как вы увидели первый снег?

Какие чувства были у вас?

Разучивание стихотворений .

И. Никитин

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

…В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем…

Игры и этюды.

Разгадывание загадок о зиме, снежинках, зимних забавах.

П/упр. «Изобрази».

Дети изображают движения лыжников, конькобежцев, игру в снежки.

В мастерской художника.

Дети рисуют снежинки в технике «свеча+акварель»

Картина Б. М. Кустодиева «Масленица»

Знаком вам праздник Масленица?

Этот праздник всегда широко праздновали в городах и селах нашей страны. Вот и художник Борис Михайлович Кустодиев любил этот праздника. На своей картине он запечатлел один из дней масленичной недели. Он очень гармонично переедает красоту русского праздника. Картина захватывает своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками: купола церквей одеты в снежные шубы и шапки…Катят навстречу друг другу сани: разрумянились лица людей, сверкают на солнце медные бляшки сбруи; лоснятся упругие, сильные спины лошадей, бодро, весело и резво бегущий по сугробам.

Следы на снегу, деревья в снежных сугробах… Все радуется и празднует Масленицу.

Беседа по содержанию

Какое настроение создает эта картина?

Какие зимние забавы изобразил художник на картине?

Как художник передает в картине красоту русской природы?

Как принарядился зимний город, церкви на заднем плане?

Словарик –помощник.

Работа над текстом.

Разучивание стихотворения А. Блока «Снег да снег» (отрывки)По выбору воспитателя

Игры и этюды.

Русская народная игра «Гори, ягори ясно». ("Знакомство с рнт. ", "Детство- пресс", С- Пб, 2004)

В мастерской художника.

Рисование снеговика в технике простой карандаш + ластик.

Картина Д. Я. Александрова «Московский дворик»

На картине художника Дмитрия Яковлевича Александрова изображен обычный городской дворик, который волшебница-зима сделала сказочно нарядным. Серебром искрится снег, голубоватое мерцание наполняет воздух.

Внутри четного прямоугольника зданий – среди них выделяется школа – в огороженном дворике играют дети. Пригревает солнце, и погода станет мягче. Дети перебрасываются снежками, лепят снежных баб. Их яркие фигурки разнообразят цветовой строй картины.

На картине изображены прохожие, женщина с собакой, засыпанные снегом автомобили.

На фоне строгих линий зданий причудливо изгибаются стволы и ветви деревьев.

Беседа по содержанию.

Почему художник назвал свою картину «Московский дворик»?

Чем занимаются дети на картине?

Что еще создает на картине образ зимы?

Какие зимние забавы нравятся вам?

Работа над текстом. По выбору воспитателя.

Разучивание стихотворений «На катке», «На лыжах».(автор Шорыгина)

Игры и этюды. Хороводная игра «Ой, жги, - жги, - жги…»("Знакомство детей с русским народным творчеством", "Детство-пресс", С-Пб, 2004г.)

Отгадывание загадок.

Какие месяцы в году?

В мастерской художника.

Рисование морозных узоров в технике свеча + акварель.

Картина А. Моравова «Зимний спорт».

Любите ли вы зиму? Что вас привлекает в этом времени года?

Все дети любят зимой кататься на коньках, лыжах, санках. Веселое катание с горки изобразил художник А. Моравов на своей картине «Зимний спорт». Простые деревенские мальчишки со смехом и громким криком катятся с горы. Трое ребят сели на санки и понеслись вниз. Но одному не повезло, он упал в снег, рукавица с руки у него слетела, шапка надвинулась на глаза. И двое других сейчас тоже упадут: санки наклонились набок, и мальчишки уже почти свалились с санок, у того, кто сидел сзади шапка вообще соскочила.

Те ребята, которые наблюдали за друзьями, весело хохочут. А на заднем плане еще двое пацанов приготовились скатиться вниз, а трое других забираются на горку.

Белый снег придает картине чистое, радостное настроение.

Хотите и вы покататься с горки вместе с этими мальчишками? Кто из них вам больше других запомнился? Опишите его.

Как одеты деревенские ребята?

Работа над текстом. По выбору воспитателя.

Разучивание стихотворений.

На катке

Вечер. Музыка играет,

Много на катке ребят

Ель нарядная сияет,

Фонари кругом горят.

Режу острыми коньками

Синеватый гладкий лед

И сверкает огоньками

Снежных хлопьев хоровод.

На лыжах

Солнце ходит выше

С каждым днем

Мы наденем лыжи -

В лес пойдем.

Словно терем белый,

Замер бор.

Мы на лыжах смело

Мчимся с гор.

Игры и этюды.

Отгадывание загадок.

Сперва с горы летишь на них, А после в гору тянешь их. (санки)

Льется речка – мы лежим. Лед на речке мы бежим. (коньки)

Две курносые подружки Не отстали друг от дружки

Обе по снегу бегут, Обе песенки поют.

Обе ленты на снегу Оставляют на бегу. (лыжи)

В мастерской художника.

Рисование снеговика в технике простой карандаш +ластик

Картина А. Гуляева «Новый год»

На картине А. Гуляева «Новый год» мы видим предпраздничные хлопоты одной простой семьи.

Зимний вечер. За окном в заснеженном городе загораются огоньки в домах. А в квартире тепло и уютно. В углу примостилась виновница торжества- елка, а вся семья занята ее украшением.

На переднем плане мама с сыном и дочкой рассматривают новогоднюю игрушку. По-моему, это шпиль для украшения верхушки ели. Эту игрушку они достали из коробки, а может быть купили в магазине новую.

Мама опустилась на колени, так ей удобнее общаться с маленьким сыном. Дочка чуть постарше, она, наверное, ходит в школу. Они очень увлечены украшением зеленой красавицы, улыбаются друг другу и не замечают, что из-за письменного стола, оторвавшись на несколько минут от своей работы, на них с теплотой и любовью во взгляде смотрит отец.

Напоминает ли эта картина о предновогодних хлопотах в вашей семье?

Кто занимается у вас в семье украшением елки?

Опишите детей с картины, дайте им имена.

b]Работа с текстами.

Л. Воронкова. Солнечный денек.

«Танин пирожок» Хрестоматия стр. 347.

С кем жила Таня?

Как дедушка подшутил над Таней?

Разучивание стихотворения. По выбору воспитателя.

Игры и этюды.

Д/и «Собери букет для мамы» на знание теплых и холодных оттенков.

В мастерской художника.

Дети рисуют членов своей семьи.

Каким должен быть рисунок ребенка-дошкольника? Соответствует ли рисунок ребенка его возрасту? Как различить проявления индивидуальных особенностей и признаки отставания в развитии? Материал консультации поможет ответить на все вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно- оздоровительного развития воспитанников №24 «Искорки»

Маленькие художники, или что нужно знать
об особенностях рисования дошколят

Подготовила

Воспитатель высшей категории

Шаповалова Валентина Петровна

Г. Зеленогорск

«Маленькие художники, или что нужно знать
об особенностях рисования дошколят»


Рисование - самый распространенный вид детского творчества. Уже в возрасте 8-9 месяцев здоровый карапуз способен создать свой первый шедевр. Рисование для детей - увлекательная игра, возможность самовыражения, один из способов познания окружающего мира. Считается, что до трех лет рисование - это отражение новых открытий. Ребенок учится соотносить палочку у него в руках со следом, оставленным ей на бумаге, он любит экспериментировать с цветами, смешивать их (если покажет взрослый), рисуя то все в красном цвете, то в зелёном цвете.
По мере взросления ребенка меняются и его рисунки. Психологи доказали, что рисование отражает эмоциональное состояние ребенка, уровень его развития. Именно поэтому психологи для диагностики различных нарушений в развитии ребенка, для выявления проблем используют проективные тесты (
"Моя семья" , "Дом, дерево и человек", " Человек", "Нарисуй свой страх" и так далее). Рисование также применяется и в коррекции, например, для преодоления страха, тревожности.

Каким должен быть рисунок ребенка-дошкольника? Соответствует ли рисунок Вашего ребенка его возрасту? Как различить проявления индивидуальных особенностей и признаки отставания в развитии?

· В возрасте около года начинается период хаотических каракулей. Малышу нравится оставлять след на бумаге.

· 1-2 года. Ребенок уже может управлять своей рукой и следить за результатом. Он начинает повторять "следы", может исписать ни один лист похожими каракулями. Малыш уже стремится подражать письму взрослых, с помощью каракулей и закорючек "пишет" письма.

· 2-2,5 года. Ребенок обнаруживает, что у листа есть границы, теперь нарисованное им не выходит за край бумаги.

· 3 года. С этого возраста ребенок начинает выражать в процессе рисования свои эмоции, с помощью закорючек, точек, линий он может рассказать целую историю, появляется замысел. Рисунки еще примитивны, чаще всего изображается один предмет или объект. Ребенок при изображении чего-либо сосредоточен на отдельных частях, а не предмете в целом, т.е. кошка может изображаться в виде овала, «усов» и «хвоста». Главное, чтобы малыш мог объяснить, что же он изобразил. Замысел может легко меняться, т.е., начав рисовать машину, в конце ребенок заявляет, что это дом. Чаще всего в этом возрасте дети рисуют: дом, человека, кошку, собаку, машину - здесь многое зависит от кругозора. В основном изображаются простые геометрические фигуры, но уже могут появиться и детали: усы у кошки, глаза у человека, руль у машины, хоть они и могут быть нарисованы не там, где «должны быть». Реалистичность рисования, как и точное соответствие цветов (морковка может быть синей, собака – красной) вовсе не главное для этого возраста.

· 4-5 лет. Ребенок большое внимание уделяет деталям. Особенности изображения – нет объема (рука изображается в виде палочки), несоответствие величины (человек ростом с дом, кошка больше слона), появляется сюжет (изображаются несколько фигур, которые взаимодействуют). Если ребенок в пять лет изображает человека с пальцами на руках, глазами, ушами, с различением пола по одежде (платье, брюки, шляпы), то он отлично развивается!

· 5-6 лет. Тем для рисования множество, новые впечатления, праздники, все изображается на бумаге. Ребенок с удовольствием рисует и старые сюжеты, и новые. Могут создаваться иллюстрации к сказкам, к историям, к собственной жизни. Теперь ребенок стремится нарисовать предмет так, чтобы он был узнаваемым окружающими, начинает пользоваться общими шаблонами (самые распространенные – изображение домика, солнышко в углу листа), следит за соответствием цвета (солнышко должно быть желтым). Ребенок начинает учитывать пропорции, пытается отобразить объем, движение. Рисунки часто исправляются или начинаются заново.

· 6-7 лет. Ребенок любит рисовать окружающую его действительность, начинает создавать собственные истории, стремится передать настроение, движение, объем, особенности одежды. Фигуры на листе уже не выстраиваются в один ряд, как раньше, кто-то находится ближе, кто-то дальше, выше, ниже. Рисунок уже не напоминает схему – это КАРТИНА!

· После семи лет развитие изобразительных навыков, как правило, происходит под руководством взрослых, из игры превращаясь в занятие, учебу.

Рисунок является творчеством, познавательной игрой и отражением внутреннего мира ребенка, если ребенок рисует САМ, без помощи и указаний взрослого.
Приведенные выше признаки развития рисования как игры примерны, всегда нужно учитывать особенности ребенка, его интересы, кругозор, развитие моторики. Но если рисунки Вашего ребенка сильно отличаются от предложенных норм, стоит задуматься и обратить внимание на уровень развития мышления, воображения малыша. Не зря при поступлении в школу проводятся такие тесты, как рисунок человека, это хороший показатель общего развития ребенка.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: