Тайны «клада Наполеона»: куда исчезли трофеи французских войск. Где награбленные Наполеоном ценности? Какой памятник отлили из серебра награбленного наполеоном

Историю Красной площади, ее архитектурно-художественный облик нельзя рассматривать изолированно от Московского Кремля. Именно эта площадь принимала первые удары врагов, подходивших к стенам Кремля обычно с восточной и южной сторон. Здесь зарождались народные волнения и восстания, участники которых не раз громили дворы феодальной знати в Кремле. С Кремлем связаны такие культурные начинания, как открытие музеев (один из первых в Москве - Оружейная палата, превращенная в музей в 1806 году) и театра (Потешный дворец, перестроенный под придворный театр в 1679 году).

Архитектурное ядро ансамбля Красной площади составляет именно Кремль, величественно-торжественная панорама которого ограничивает ее с запада. Многообразны исторические, художественные и иные связи площади и Кремля, нерасторжимо их единство в современной жизни страны и Москвы. Вот почему рассказ о Красной площади был бы неполон без упоминания о Кремле - сердце Москвы и России.

Если пройти с площади вдоль стен древнейшей московской крепости, можно увидеть все 20 башен, надстроенных в XVII веке шатровыми верхами. Три из них круглые. Они особенно прочны и когда-то позволяли вести огонь, используя широкий спектр обстрела. Пять башен - проездные и одна башня - отводная, Кутафья. Ее соединял с входом в Кремль древний мост над рекой Неглинной. Первая по времени постройки башня - Тай-ницкая (1485 год), под ней был тайный подземный ход к Москве-реке, а последняя (1495 год) и самая высокая из кремлевских башен (80 метров) - Троицкая.

Стены имеют внизу откос, толщина их от 3 до 5 метров при высоте от 6 до 17 метров в зависимости от рельефа местности. Общая протяженность стен 2235 метров.

Завершаются стены зубцами в форме "ласточкина хвоста", характерными для итальянского крепостного зодчества.

С внутренней стороны проходит аркада, которая встречается во многих русских крепостях, а снаружи стены украшены белокаменным поясом. Ходовая площадка имеет ширину от 2 до 4 метров. Бойницы подошвенного и верхнего боя расположены на различной высоте. Кроме того, стены и башни имеют машикули - навесные бойницы-стоки. К проездным башням примыкали отводные стрельницы, в которых устраивались "вылазы", погреба и "слухи". Ворота были оснащены герсами - опускающимися из пазов металлическими решетками - и ограждались мощными, окованными металлом створами.

За краснокирпичными зубчатыми стенами и башнями с Красной площади хорошо видны неповторимые древние памятники, составляющие прославленный архитектурный ансамбль Кремля: над много-купольем Соборной площади возвышается гигантский столп колокольни Ивана Великого, который объединяет многообразные здания; среди них постройки конца XV - начала XVI века, ровесники кремлевских оборонительных сооружений.

С южной стороны от Москвы-реки, куда выходит Красная площадь, над стенами Кремля видны могучие золотые шлемы величественного Успенского собора - главного на Руси, сыгравшего значительную роль в отечественной истории. В нем оглашались государственные акты, удельные князья приносили присягу верности Москве, позже венчались на царство русские князья и цари, короновались императоры. Здесь же возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов "всея Руси", а также предавали анафеме отлученных от православной церкви, в числе которых был и великий русский писатель Лев Толстой.

Через парадный южный вход участники торжественных церемоний и празднеств выходили на Соборную площадь Кремля и через ворота Спасской башни - на Красную площадь.

Успенский собор не только первоклассный исторический памятник, но и выдающееся явление в отечественной и мировой художественной культуре. Не только торжественной монументальностью и строгостью, но и необычностью поражала современников его архитектура. Строил Успенский собор в 1475-1479 годах итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Дав уже известному в то время мастеру столь ответственное задание, Иван III в качестве образца указал Успенский собор во Владимире. Поэтому, прежде чем приступить к строительству, Фиораванти изучил образец в натуре. Повторив формы оригинала, зодчий украсил фасады своего творения аркатурным поясом, а завершил их характерными для русского зодчества полукружиями закомар. Над ними величаво и торжественно поднялись на световых барабанах пять шлемовидных куполов, как бы подхватывая вертикальный строй пилястр, членящих стены.

Отдавая дань владимирской архитектурной традиции, итальянский зодчий вместе с тем внес в архитектуру Успенского собора много нового. Непривычным для москвичей того времени было геометрическое членение объемов и фасадов собора, равные размеры закомар, пять, а не три алтарные апсиды, лишь совсем незначительно выступающие из глади стены. Оценивая цельность художественного образа здания и примененные в нем новшества, летописец отмечал, что Успенский собор подобен монолиту - "яко един камень", возведен "палатным образом", то есть больше напоминает светское, чем культовое, сооружение.

Значение собора подчеркивалось и его убранством. Он был внутри богато расписан. В алтарной части сохранились фрагменты фресок конца XV века, а также фрески, относящиеся к XVII столетию. Исключительную ценность представляют иконы собора ("Владимирская богоматерь" - византийского письма XI века ныне в Третьяковской галерее; "Георгии" - работы новгородского художника АИ века, икона "Спас Ярое Око" - начала XIV века и др.).

В соборе хранятся и ценные образцы декоративного искусства. В их числе узорчатый Мономахов трон в виде шатра, выполненный из дерева в 1551 году для Ивана Грозного, впервые принявшего царский титул; центральное паникадило "Урожай" с изображением Георгиевских крестов - своеобразный памятник победы в Отечественной войне 1812 года. Оно отлито из серебра, отбитого у войск Наполеона, ограбивших Кремль. К 500-летию, которое собор отметил в 1979 году, в нем проведены реставрационные работы.

Справа на бровке Кремлевского холма расположен белоснежный Архангельский собор (1505-1508) - усыпальница московских князей и русских царей. В его облике явственно выступают черты итальянского палаццо эпохи Возрождения, несмотря на то что строивший его зодчий Алевиз Новый в большей степени, чем Фиораванти, воспроизвел особенности композиции и конструкции русского крестово-купольного храма. Впервые в Древней Руси Алевиз применил пилястровый ордер с капителями и карнизом полного профиля, а в тимпанах закомар различного размера поместил раковины - декоративный прием, получивший впоследствии широкое распространение.

Стены собора покрывают фрески, впечатляющие своим мажорным колоритом. Собор расписан в 1652-1666 годах русскими художниками во главе со Степаном Резанцем, Яковом Казанцем, Федором Козловым. Большинство икон украшенного великолепной резьбой иконостаса написано Дорофеем Ермолаевым и Золотаревым. Наиболее интересна икона "Архангел Михаил"начала XV века.

В соборе 54 захоронения, над которыми установлено 46 надгробий в форме саркофагов (после переноса столицы в 1712 году русских императоров, начиная с Петра I, хоронили в Петербурге). Это один из самых древних некрополей города. У стены со стороны южного входа - первое по времени погребение XIV века - строителя дубового "града" московского князя Ивана Калиты; во втором ряду - средняя гробница героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, соорудившего первый каменный Кремль. У самого иконостаса в центре - гробница Ивана III, при котором Москва стала столицей Руси и построен существующий ныне Кремль. За иконостасом - могила Ивана Грозного. Во время реставрационных работ в 1962- 1965 годах под металлическим полом был обнаруженбелокаменныйпол XVI века.

Выявились новые детали первоначального интерьера усыпальницы. Тогда же были вскрыты и исследованы гробницы Ивана Грозного и его сыновей - убитого им Ивана и ставшего впоследствии царем Федора, а также полководца М. Скопина-Шуйского. Скульптор-антрополог М. М. Герасимов воссоздал портрет Ивана Грозного,который экспонируется всоборе.

За Архангельским собором фронт застройки Кремлевского холма продолжает Благовещенский собор, возведенный в 1489 году псковскими мастерами. Он служил домовой церковью московским князьям, а позже царям. Вначале это был небольшой трехкупольный храм на высоком подклете, под сводами которого хранилась казна государства. После перестроек в середине XVI века собор стал девятикупольным, его порталы были покрыты обильной резьбой. Витые колонки с "дыньками" на алтарных апсидах, перекликаясь с аркатурным поясом Успенского собора, тем самым усиливают впечатление единства архитектурного ансамбля площади - старейшей в Москве. Нарядный храм сейчас оправдывает древнее народное прозвище - Златоверхий, так как купола и кровли собора во время реставрации вновь покрыли золотом. Они особенно хорошо видны с Москворецкого моста, ведущего с Красной площади в Замоскворечье.

По образцу древних княжеских храмов собор имеет хоры, на которые ведет лестница в толще стены. Поражает убранство интерьера: пол, выложенный плитками полированной агатовидной яшмы, металлические двери с рисунками золотой насечкой, фрески на стенах, выполненные в начале XVI столетия художником Феодосием "с братией". В иконостасе, чеканенном из позолоченной бронзы уже значительно позднее, сохранились работы знаменитых художников Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублева.

С богатством сложного силуэта и золотым многокупольем собора вступает в контраст соседствующий с ним геометрически четкий парадный фасад Большого Кремлевского дворца. Он вытянут вдоль кремлевских стен и как бы венчает их зубчатую широкую полосу. Красный цвет кирпича подчеркивает традиционное сочетание белого и желтого цветов этой постройки XIX века. Дворец, до революции служивший царской резиденцией в Москве, возведен в 1838-1849 годах по проекту группы архитекторов во главе с К. А. Тоном.

Парадный фасад здания обращен на Москву-реку. Он имеет три ряда окон, но сама постройка двухэтажная: верхний этаж двусветный. Здесь располагается Зал заседаний, созданный в результате реконструкции Андреевского и Александровского залов в 1934 году. К нему примыкают Георгиевский, Владимирский, Екатерининский залы, названные, как и Андреевский и Александровский, в память о старых русских орденах.

Среди этих парадных помещений особой торжественностью и красотой отличается Георгиевский зал, посвященный победам русского оружия. На его стенах - мраморные доски с наименованиями воинских частей и именами офицеров, награжденных высшей военной наградой в царской России - орденом Георгия Победоносца.

На цилиндрическом своде зала, так же как и в простенках, изображены знаки ордена, а на торцах - его патрон Георгий Победоносец. Реставраторы обновили великолепный паркет, восстановили детали художественной отделки и позолоту декора.

В первые годы Советской власти в Георгиевском зале созывались съезды Коммунистической партии, международные конгрессы В наши дни в нем вручаются ордена и медали награжденным, проходят правительственные приемы. В 1945 году в зале состоялся прием участников парада Победы на Красной площади, в апреле 1961 года праздновалась победа человека над космосом - полет первого космонавта Юрия Гагарина. Здесь же проходили международные совещания коммунистическихирабочих партий.

Богато отделаны комнаты так называемой Собственной половины, предназначавшиеся для императора и императрицы. В наши дни они используются для официальных приемов.

За дворцом, ближе к Боровицким воротам, расположено монументальное здание с декоративными резными колоннами белогокамня. Оно воздвигнуто архитектором Константином Тоном два года спустя после окончания строительства царской резиденции и перекликается с ним рядом архитектурных элементов. Это Государственная Оружейная палата - бывшая сокровищница великих князей и царей, ныне старейший музей страны. Здесь хранятся древнее оружие, боевые доспехи, уникальные изделия из золота, серебра и драгоценных камней, редчайшая коллекция одежды и тканей, посольских даров русским князьям и царям, парадные экипажи и великолепная конская упряжь. Богата и разнообразна представленная в Оружейной палате коллекция царских тронов: трон Ивана Грозного, облицованный слоновой костью, золотые троны Бориса Годунова и Михаила Федоровича, алмазный трон царя Алексея Михайловича, единственный в России двойной трон, выполненный из серебра, для соправителей - Петра I и Ивана V.

В этом же здании размещается уникальная выставка "Алмазный фонд России". В ее экспозиции крупнейшие драгоценные камни, золотые и платиновые самородки, лучшие изделия советских ювелиров: колье, броши, серьги, кольца, ордена, украшенные бриллиантами. Великолепны именные алмазы:"Великий почин", "Звезда Якутии", "60 лет Октября", "Мария" и др.

Специальный раздел выставки отведен всемирно известным драгоценным камням; здесь представлены алмазы "Шах", "Орлов", самый большой в мире изумруд, царские регалии и другие сокровища бывшейцарскойказны.

Фасады всех этих зданий, входящих в древнейший архитектурный ансамбль, раскрыты к Москве-реке. С ее противоположного берега можно увидеть и древнейшую из сохранившихся в Москве гражданских построек - Грановитую палату. Она была заложена в 1487 году Марко Фрязиным (Руффо), а завершена спустя четыре года Пьетро Антонио Солари. Палата составляла часть каменного дворца великого князя. Она получила свое название по граненому камню - русту, которым облицованфасад,обращенный к Соборной площади. Квадратный в плане зал, служивший для парадных дворцовых церемоний, имеет оригинальную конструкцию, которая уже была известна на Руси, а позднее получила чрезвычайно широкое распространение. Четыре крестовых свода опираются на стены и каменный могучий столб, расположенный в центре. Стены этого самого большого и высокого помещения древней Москвы были расписаны фресками, которые погибли в огне пожара 1812 года. Существующая стенопись относится к концу прошлого века и выполнена палешанами братьями Белоусовыми в их традиционной манере.

В Грановитой палате в старину проходили торжественные церемонии приема иностранных посольств, заседали Земские соборы. Иван Грозный праздновал здесь присоединение Казани к Русскому государству, а Петр I - победу русских войск над Карлом XII под Полтавой в 1709 году. В Грановитой палате проходили заседания Совета Старейшин Верховного Совета СССР, ныне в дни праздников устраиваются официальные приемы.

Советским реставраторам удалось восстановить первоначальный облик интерьера палаты, существовавший до перестройки ее фасадов в XVII столетии.

Над невысоким объемом Грановитой палаты возвышаются хорошо просматриваемые с юго-востока и востока 11 позолоченных куполов и покрытые изразцами барабаны Верхоспасского собора, который примыкает к Теремному дворцу. Последний возвели в 1635 -1636 годах Важен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков по образцу деревянных хором. Дворец имеет ярусное построение: на подклете с гульбищем располагаются царские горницы, а над ними златоверхий теремок со смотрильной башенкой. Наличники окон с характерными "гирьками" украшены прекрасной резьбой по белому камню. Все помещения дворца с его низкими потолками, толстыми стенами, изразцовыми печами расписаны растительно-травным орнаментом.

Теремной дворец входит в комплекс зданий Большого Кремлевского дворца, так же как и древнейший архитектурный памятник Москвы - церковь Рождества Богородицы в Кремле, сложенная из белого камня. Ее построила в 1393- 1394 годах вдова московского великого князя Дмитрия Донского, по-видимому, в память победы русских войск над ханом Мамаем на Куликовом поле; 600-летие этой победы было широко отмечено в 1980 году.

Рождественскую церковь снаружи увидеть невозможно. Она неоднократно перестраивалась, и в середине прошлого столетия над ней была возведена церковь, позолоченный купол которой возвышается над пестрой кровлей Теремного дворца.

В архитектурный ансамбль Кремля входят и другие памятники. Это одноглавая церковь Ризположения, возведенная в 1484-1488 годах псковскими мастерами в память о спасении Москвы от нападения хана Мазовши; Потешный дворец, Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов - памятники XVII века. Почти во всех этих зданиях открыты музеи, знакомящие с бытом и искусством прошлого.

Хорошо видна с Красной площади столп-колокольня, прозванная Иваном Великим. Наиболее впечатляющее и самое высокое сооружение старой Москвы, она возведена Боном Фрязиным в 1505-1508 годах и надстроена почти столетие спустя по указанию царя Бориса Годунова. Об этом свидетельствует надпись славянской вязью из золота, опоясывающая верхний ярус под куполом. Гигантские восьмигранники, тремя ярусами плавно нарастая ввысь, переходят в цилиндр, который завершается луковичной главкой. Колокольня, одновременно служившая боевой дозорной вышкой, в течение веков господствовала в застройке Москвы - ее высота 81 метр - и в значительной степени определяла силуэт города. Указом царя Михаила Федоровича в столице запрещалось возводить храмы выше "Ивана Великого".

Внутренние лестницы колокольни имеют 329 ступеней и ведут на террасы и галереи, откуда открывается великолепная панорама. В арках висят колокола, всего их 21. Каждому дано характерное прозвище: Медведь, Ревун, Голодарь (великопостный) и др. Самый большой из них, весом 4 тысячи пудов,- Успенский - отлит мастерами Я. Завьяловым и Русиновым в прошлом столетии. На первом ярусе звонницы, примыкающей к столпу Ивана Великого, размещается выставочный зал. В нем периодически устраиваются экспозиции, знакомящие с произведениями искусства из собраний и фондов музеев Московского Кремля.

Много легенд сложено об удивительной прочности колокольни Ивана Великого, которую не смог разрушить даже взрыв колоссального порохового заряда, заложенного войсками Наполеона перед бегством из Москвы. Были разрушены только звонница, построенная рядом Петро-ком Малым в 1532-1543 годах, и Филаретова пристройка начала XVII века (они были восстановлены вскоре после войны 1812 года архитектором Д. Жилярди по проекту Л. Руска). При реставрационных работах удалось выяснить конструктивную особенность основания столпа. Оказалось, что оно имеет глубину всего 4,3 метра. Тем самым было опровергнуто мнение, что фундамент заложен на большой глубине. Исследования показали, что колокольня покоится на восьмигранном каменном основании и сваях.

У подножия колокольни возвышается на постаменте самый большой металлический колокол в мире - Царь-колокол. Он отлит Иваном и Михаилом Моториными в 1733-1735 годах. Колокол поражает своими размерами и сейчас. Диаметр его (в основании) 6 метров 60 сантиметров, а вес достигает 200 тонн. Памятник художественного литья украшен рельефными царскими портретами и орнаментом. В 1979 году специалисты провели реставрацию Царь-колокола: расчистили его поверхность, отремонтировали постамент, а основание отколовшейся части колокола весом одиннадцать с половиной тонн полностью подняли на поверхность и очистили от земли.

По соседству с Царь-колоколом расположен другой выдающийся образец русского литья - Царь-пушка (как уже было сказано, первоначально ее установили на Красной площади). Ее калибр 890 миллиметров, длина ствола 5 метров 34 сантиметра, вес 40 тонн. Пушка была отлита Андреем Чоховым в Москве на Пушечном дворе в 1586 году и предназначалась для обороны Спасских ворот Кремля. В судьбе Царь-пушки и Царь-колокола много общего: в колокол ни разу не звонили, а из пушки ни разу не выстрелили. Декоративный лафет пушки и ядра, весом около тонны каждое, отлиты из чугуна в XIX веке. В 1980 году Царь-пушку и ее лафет тщательно реставрировали; при этом были восстановлены утраченные детали орнамента.

Вдоль фасада Арсенала можно увидеть еще около 40 пушек XVI-XVII веков. Каждая имеет свое название: "Троил" (отлита А. Чоховым), "Волк", "Лев", "Гамаюн" и др. Рядом с ними - трофейные орудия, захваченные у войск Наполеона в 1812 году.

Колокольня Ивана Великого придала законченность ансамблю Московского Кремля, художественное единство которого сохранилось, хотя каждое столетие оставляло в нем свой след. Исполнен могучей силы, ясности и соразмерности фасад Успенского собора XV века. Каменное кружево и буйство красок XVII века запечатлели Теремной дворец и его домовые церкви. Гармония и торжественное величие классицизма представлены архитектурой зданий Арсенала и Сената, построенных в XVIII веке. Черты эклектики прошлого столетия, которая возвела в ранг художественного идеала компиляцию и подражательность, в известной мере сказались на архитектуре Большого Кремлевского дворца.

Среди сооружений кремлевского ансамбля особую роль в формировании облика Красной площади играет здание бывшего Сената. Его гигантский купол с развевающимся красным флагом стал неотъемлемым элементом ансамбля главной площади страны.

Сооруженное в 1776-1787 годах первое монументальное произведение М. Ф. Казакова свидетельствует о блестящем мастерстве архитектора, выдвигавшего на первый план интересы развития городского ансамбля: здание Сената органично вошло в облик Красной площади, отчетливо выявив его градостроительную роль. Купол этого "русского Пантеона" подчеркнул поперечную ось площади, проходящую по ее середине. Позднейшая застройка территории к северо-востоку от Кремля закрепила эту градостроительную идею Казакова.

Зодчий мастерски использовал отведенный для строительства Сената участок. План здания имеет форму равнобедренного треугольника со срезанными углами, в который вписаны три двора геометрических форм: пятигранный - в центре, а по сторонам два треугольных. Фасады здания решены в классическом стиле. Нижний этаж рустован, второй и третий объединяют лопатки дорического ордера. В центре главного фасада, обращенного к Арсеналу,- портик ионического ордера, напоминающий триумфальную арку. Он обрамляет вход на парадный двор. Отсюда особенно эффектно выглядит полукруглый фасад купольного зала, являющегося центром всей композиции. Высок трехсветный белоснежный Свердловский зал (ранее Екатерининский); его стены украшают пышная коринфская колоннада и барельефы нааллегорическиесюжеты.

Кессонированный купол, самый большой в то время в России (24,6 метра), и сейчас поражает формой и размерами. Он служит гармоничным завершением одного из лучших русских интерьеров XVIII века. Благодаря многочисленным окнам в основании купол кажется парящим в воздухе.

За Никольской башней над стенами Кремля возвышается верхний этаж монументальной постройки Арсенала, который возводился и восстанавливался после пожара почти в течение всего XVIII столетия (архитекторы X. Конрад и Д. Иванов). Превращенное в руины французскими войсками при отступлении из Москвы в 1812 году, оно было восстановлено по проекту О. И. Бове в 1816-1828 годах.

На фасаде - мемориальная доска с именами солдат 56-го запасного пехотного полка, расстрелянных в 1917 году юнкерами, другая - напоминает о воинах, погибших при защите Москвы и Кремля от налетов фашистской авиации. В сквере справа от Арсенала установлен памятник командирам и курсантам Кремля, павшим в боях под Ореховом и Синельниковом в годы гражданской войны.

По другую сторону сквера, напротив Арсенала, возвышается Кремлевский Дворец съездов, завершенный в 1961 году.

Для того чтобы Дворец не подавил своей высотой окружающие его памятники и не нарушил живописный силуэт Кремля, новое здание углублено в землю на 15- 16 метров. Благодаря этому горизонтальная линия кровли Дворца продолжает горизонталь кровли Арсенала и зубцов кремлевских стен, контрастируя с вертикалями соборов и башен. Беломраморные трехгранные пилоны украшают каждый из фасадов Дворца. Своим строгим ритмом эти пилоны, чередующиеся со стеклянными витражами оконных проемов, придают вертикальный строй всему сооружению. Фасады Дворца пластичны, благодаря чему на них возникают своеобразные сочетания света и тени. Многоцветье древних построек Кремля, окружающих Дворец, создает в его витражах и на белом мраморе облицовки целую палитру различных оттенков. Главный вход в здание подчеркнут свободно вынесенным козырьком и стеклянным тамбуром.

При формировании художественного образа Дворца учитывались традиции древнего московского зодчества (уступчатый силуэт, сочетание белого и красного цветов с позолотой и т. д.). Авторам удалось органично вписать огромный объем здания в кремлевский ансамбль. Соседство с прославленными образцами древнерусского зодчества и русским "узорочьем" XVII столетия ярче выявило особенности архитектуры нового здания.

Стремясь органически связать Дворец с архитектурной средой, зодчие широко использовали зеркальное стекло, что раскрыло интерьеры нового сооружения на замечательные памятники Кремля и создало дополнительный художественный эффект. Главный фасад несколько отодвинут от проезда в глубь участка. Тем самым открылся вид на Троицкую башню, высокий шатер которой служит великолепным завершением перспективы. Сохранена возможность обозрения со стороны Никольской башни куполов Успенского собора, Патриарших палат, собора Двенадцати апостолов и живописной группы золоченых главок Верхоспасского собора. Постройка Дворца съездов придала новое значение ансамблю Кремля, архитектурно связав с современной эпохой. Во Дворце съездов работали начиная с XXII все съезды Коммунистической партии.

Здесь в декабре 1982 года торжественно отмечалось 60-летие образования СССР. 8мая 1985года воДворцесъездовсостоялось торжественное собрание, посвященное 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Кремлевский Дворец съездов, с которым связано так много памятных событий в жизни страны и народа, вместе с тем один из столичных центров искусства; на его сцене выступают лучшие театральные коллективы,даются праздничные концерты.

Возведение Дворца съездов, столь разнообразного по назначению, обогатило и сделало более многогранной жизнь Московского Кремля.

Начав рассказ о Кремле с его стен и башен, мы завершаем его возвращением к ним же. Кремлевские башни, входящие в ансамбль Красной площади, в равной степени принадлежат как Кремлю, так и ей. Поэтому именно с них мы и начинаем следующую главу.

1812. Полководцы Отечественной войны Бояринцев Владимир Иванович

Где награбленные Наполеоном ценности?

По самым скромным оценкам французы вывезли из Кремля 18 пудов золота, 325 пудов серебра, тысячи украшений с драгоценными каменьями, старинное оружие, тонны церковной посуды, золотые и серебряные оклады с эмалью, жемчугом, самоцветами. Многие уникальные изделия из золота и серебра французы переплавляли в слитки, для чего в Успенском соборе Кремля были поставлены плавильные печи. Помимо общего обоза с добычей личные обозы с трофеями имел каждый из наполеоновских маршалов. Кроме того, каждый солдат нёс в ранце личную добычу. Писатель Стендаль, который участвовал в русской кампании, позднее вспоминал, что он, как и его сослуживцы, зашил в своей шинели золотые российские монеты.

Известно, что большую часть награбленных ценностей французы с территории России не вывезли.

С местом трагической переправы остатков Великой Армии через реку Березина связана одна из самых интригующих загадок истории – о так называемых кладах, другими словами, об украденных Наполеоном в России ценностях, которые там, якобы, были утеряны отступавшими.

Граф Сегюр, педантично фиксировавший весь драматичный путь следования Великой Армии из Москвы свидетельствует: основная часть обоза с сокровищами дошла до границ Белоруссии, но, ни одна повозка с ними не вышла за её пределы. Именно награбленные сокровища словно сквозь землю провалились.

Первые попытки найти «сокровища Наполеона» на Березине были предприняты сразу же после войны 1812-го года по приказу Александра I. Но результатов они не дали, впоследствии не раз к месту бывшей переправы приезжали иностранцы в сопровождении представителей местной власти. При поиске сокровищ они пользовались картами и планами, но обнаружить что-либо удавалось редко. За минувшие 200 лет история «сокровищ Наполеона» обросла сотнями всевозможных небылиц и легенд, но некоторые из них, по мнению специалистов, требуют к себе серьёзного отношения.

В конце ХIХ-го столетия многие газеты Европы опубликовали сенсационное сообщение – в России найден последний из оставшихся в живых офицер наполеоновской армии, принимавший участие в походе на Россию в 1812-м году, по имени Жан Батист Савен, который якобы знает место захоронения части «сокровищ Наполеона».

Во время трагической переправы через Березину капитану Савену поручили с небольшим отрядом охранять повозки с казначейством главного штаба армии. В ящиках было более 4-х миллионов золотых монет. Повозки с казначейством взошли на мост вместе с орудиями тяжелой артиллерии, и в эту минуту мост, не выдержав перегрузки, рухнул. Вся казна оказалась в ледяной воде. Савен чудом выбрался на берег и тут же попал в плен.

Судьба забросила капитана в российский город Саратов, где он и прожил всю оставшуюся жизнь под именем Николая Савина. Не раз он обращался к властям с прошениями о поиске клада, но те никак не реагировали.

И только через несколько лет какой-то чиновник заинтересовался его найденными в архиве прошениями. В район переправы на Березине выехала большая экспедиция, работы по поиску продолжались больше месяца, но результатов не дали.

Поиск сокровищ на Березине возобновился уже в годы советской власти, несколько раз туда выезжали специальные экспедиции, самой масштабной из которых была экспедиция Государственного музея Белоруссии в начале 60-х годов XX-го столетия. Русло Березины в районе бывшей переправы Наполеона исследовали с помощью техники и водолазов, результата не было.

По официальной справке русского Министерства внутренних дел, «московская добыча» Наполеона составила 18 пудов золота, 325 пудов серебра и неустановленное количество церковной утвари, драгоценных камней, старинного оружия, посуды, мехов и др. Всё это было вывезено из Москвы и частично осталось в тайниках на Смоленской дороге.

Главная часть «московской добычи» Наполеона составила несколько десятков подвод (по одним источникам – двадцать пять, по другим – около сорока) и состояла из утвари соборов Кремля, старинного оружия, предметов искусства и драгоценностей. Часть изделий из драгоценных металлов была перелита в слитки. Для этого в Успенском соборе Кремля были оборудованы плавильные печи. Адъютант генерала Нарбонна де Костелан вспоминает, как французы «забрали и расплавили серебряную утварь кремлевских церквей, пополнив этим кассу армии». Плавильные горны работали и в других местах города.

Упоминания о «московской добыче» можно встретить в мемуарах многих французских участников кампании 1812-го года.

Офицер Маренгоне: «Наполеон велел забрать бриллианты, жемчуг, золото и серебро, которые были в церквах. Он велел даже снять позолоченный крест с купола Ивана Великого. Велел вывезти все трофеи Кремля. Ими нагрузили 25 телег».

В эти дни М. И. Кутузов в одном из приказов отмечал: «Неприятель в бегстве своём оставляет обозы, взрывает ящики со снарядами и покидает сокровища, из храмов Божиих похищенные»

Известно, что после ухода Наполеона из Москвы много ценных вещей было найдено на территории Кремля. Бесценные для русских иконы французы бросали на землю, срывая с них лишь оклады. Нашлись бронзовые двуглавые орлы с кремлёвских башен, большой крест с колокольни Ивана Великого.

Есть версия, что Наполеон, не имея возможности вывезти такое количество ценностей, решил утопить сокровища в окрестных болотах, благо, их там имеется большое количество.

Из книги 1812. Всё было не так! автора Суданов Георгий

Глава 6 Миф о том, что с Наполеоном воевали только армии Барклая де Толли и Багратиона Читаешь многие книги о войне 1812 года, и складывается впечатление, что с Наполеоном воевали только армии Барклая де Толли и Багратиона, которые потом соединились под Смоленском. А дальше

Из книги Описание Отечественной войны в 1812 году автора Михайловский-Данилевский Александр Иванович

От начала войны императора Александра с Наполеоном до 1811 года Первая война в 1805-м. – Вторая война в 1806-м и 1807-м. – Сношения с Австрией. – Сношения с Англией. – Причины Тильзитского мира. – Разрыв России с Англией и Швецией. – Свидание в Эрфурте. – Война 1809-го. –

Из книги Северная война, или Блицкриг по-русски автора Красиков Вячеслав Анатольевич

Император Александр отвергает предложенный Наполеоном мир Отправление Лористона к Князю Кутузову. – Свидание Князя Волконского с Лористоном. – Разговор Князя Кутузова с Французским посланным. – Письмо Наполеона. – Продолжение разговора с Лористоном. – Высочайший

Из книги Жуков. Мастер побед или кровавый палач? автора Громов Алекс

ФАКТ ПЯТЫЙ. Годность по ценности в финансовом эквиваленте ЭПИЗОД 12. Размеры царского жалованья морякам в годы Северной войны.В период организации первых подразделений русского флота, когда все офицеры поголовно являлись иностранцами, деньги им выплачивались согласно Из книги Шпионские истории автора Терещенко Анатолий Степанович

Глава 1. Обоснование войны: ценности, интересы и стратегии Современная война не является исключительным делом специально обученных людей – солдат и офицеров. Она охватывает все сферы жизнедеятельности, а причинами ее служат далеко не узконаправленные цели, как было в

Из книги автора

Игры Наполеона и с Наполеоном Тяжелый 1812 год - год начала Первой Отечественной войны императорской России с Францией и ее союзниками - вассалами Наполеона Бонапарта, создавшего почти что полутора миллионную армию для покорения России. В Европе он уже хозяйничал,

Тайна «несметных сокровищ» по сегодняшний день не дает покоя энтузиастам и авантюристам. По легендам, трофеи из сожженной Москвы вывозили огромными обозами. Куда исчезли трофеи, награбленные французскими войсками в России в XIX веке никто не знает.
Создание мифа Обоз, построенный в четыре ряда, тянулся от Москвы на несколько десятков верст. «Можно было подумать, что видишь перед собой какой-то караван... ...Или древнюю армию, возвращающуюся после большого набега с пленными и добычей», - писал в воспоминаниях адъютант Наполеона Филипп Сегюр.Куда делись все награбленные богатства? Этот вопрос до сих пор не дает покоя кладоискателям.Одна из версий гласит, что награбленные в Москве сокровища по распоряжению Наполеона были сброшены в Семлевское озеро под Вязьмой. Первым об этом заявил Сегюр: «...Нам пришлось бросить в Семлевском озере вывезенную из Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшения Кремля и крест Ивана Великого. Трофеи стали нас тяготить». Затем легенду повторил писатель Вальтер Скотт в своем сочинении «О жизни Наполеона Бонапарта, императора французов».Миф был создан. Начались поиски «клада Наполеона», продолжающиеся и по сей день.Неудачные поиски Самым первым попытался раскрыть тайну «клада Наполеона» смоленский гражданский
губернатор Николай Хмельницкий. В январе 1836 года в Семлевском озере были произведены дорогостоящие изыскательские и инженерные работы, но они не увенчались успехом.Следующую попытку в 1911 году предприняла археолог Екатерина Клетнова. Она обратила внимание на то, что в Семлеве существовало два озера. По версии Клетновой, обоз, скорее всего, затопили в запруде либо в речке Осьме. Запруженное озеро было спущено, но его обследование ничего не дало.В 30-е годы XIX века побывавший в Париже помещик из Могилевской губернии Гурко добился встречи с французским министром Тюно, служившим поручиком в армии Наполеона в 1812 году. Тюно рассказал, что сокровища были сброшены в другое озеро - между Смоленском и Оршей или Оршей и Борисовом. Гурко, не считаясь с расходами, обследовал все озера вдоль дороги Смоленск - Орша - Борисов, но безрезультатно.В советские времена также было несколько экспедиций в Семлево. В 1979 году туда прибыли 45 человек, оснащенных современной техникой. Однако и их постигла неудача: озеро оказалось глубоким - до 24 метров, на дне слой ила толщиной 15 метров, что делает какие-либо поиски невозможными. Хотя выяснилось, что в семлевской воде тоже повышенное содержание драгоценного металла.Клада больше нет? Существует также версия о том, что французы специально подбросили в Россию дезу, чтобы отвлечь внимание от настоящего места клада. Эту версию подтверждает сенсационный рассказ Ореста Петровича Никитина, исследователя из Красноярска, жившего во время Великой Отечественной войны в Смоленской области.По мнению Никитина, приблизительно в 40 километрах от Семлева, на берегу реки Угры, рядом с селом Вознесенье, находилось кладбище, называемое Курганниками. Здесь в разное время хоронили французских гвардейцев, которые остались в Вознесенье после войны 1812 года. Один гвардеец влюбился в крестьянку из Вознесенья и женился на ней. Через несколько лет умер и похоронен был на Курганниках. Жена поставила ему памятник - большой камень. Этот камень можно было видеть еще перед Великой Отечественной войной.Жена француза прожила очень долго и умерла в возрасте более ста лет. Перед смертью она рассказала односельчанам, что ее муж попросил похоронить его в указанном месте, а памятник поставить из большого камня. Рядом с этим камнем якобы и спрятаны сокровища. Никто из односельчан в это не поверил, так как думали, что бабка просто выжила из ума.Перед войной в этих местах появился странный немец по фамилии Мозер, выдававший себя за представителя знаменитой фирмы «Зингер». Как выяснилось позже, он был классическим шпионом - сотрудником Абвера. Мозер собирал различную информацию и, видимо, случайно узнал легенду о спрятанных где-то в Вознесенье сокровищах.В 1942 году он возглавлял отряд гестаповцев во время окружения 33-й армии генерала Ефремова под Вязьмой. Затем с командой саперов занялся поисками награбленных Наполеоном ценностей.«Однажды Мозер, - вспоминает Никитин, - посетил наш дом в городе Гжатске, ныне Гагарине, и похвастался: ценности Наполеона найдены в нескольких метрах от камня - памятника наполеоновскому гвардейцу. Найденные ценности я видел лично. Золотые монеты различного достоинства в 4 кожаных мешках, несколько (не более 20) различных золотых блюд, чаши, кубки, множество золотой и серебряной церковной утвари, среди которой выделялся большой золотой крест. Может быть, немцы показали только часть ценностей, а все другие скрыли от взора ненужных свидетелей».Поэтому Никитин утверждает, что тайны наполеоновского клада с 1942 года больше не существует. Так это или не так, сказать трудно. Но думается, что независимо от результатов поисков «клад Наполеона» будет искать еще не одно поколение россиян. Просто так устроены люди.Текст: Дмитрий Тихонов

Почти два столетия неприметное озеро в Вяземском районе Смоленской области приковывает внимание историков, учёных и... кладоискателей. Здесь покоятся несметные сокровища, вывезенные Наполеоном из Москвы. По крайней мере, так утверждали французский генерал де Сегюр и английский романист Вальтер Скотт.

19 октября 1812 г. «великая армия» Наполеона покидала разорённую Москву. За войсками тянулись бесконечные вереницы повозок, доверху забитые награбленным добром. Впоследствии чиновники русского МВД подсчитали: французы захватили в Москве 18 пудов золота, 325 пудов серебра, множество церковной утвари, драгоценных камней, старинного оружия, мехов и т.п. Сняли даже позолоченный крест с колокольни Ивана Великого и двуглавых орлов с башен Кремля. Самую ценную добычу Наполеон, разумеется, оставил себе, разместив в «золотом обозе» под охраной гвардии. Но до Парижа трофеи не добрались - исчезли.

В 1824 г. французский генерал де Сегюр опубликовал мемуары. Вряд ли бы кто помнил о них сегодня, если бы не одна фраза: «Пришлось бросить в Семлёвское озеро вывезенную из Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшения Кремля и крест с колокольни Ивана Великого». Сегюру вторит Вальтер Скотт в биографии Бонапарта: «Он (Наполеон – Д.К.) повелел, чтобы московская добыча - древние доспехи, пушки и большой крест с Ивана Великого - были брошены в Семлёвское озеро как трофеи… которые он не имел возможности везти с собою».

В 1835 г. смоленский губернатор Николай Хмельницкий, коротая время за чтением Скотта, обратил внимание на эти строки. Энергичный чиновник загорелся желанием найти клад, благо Семлёвское озеро находилось на территории его губернии. Хмельницкий немедля выехал в Вяземский уезд, добрался до лесного озера в паре вёрст от села Семлёво, и три недели тщательно его «обыскивал». Тщетно. Затем, в 1911 г., попытали счастья члены Вяземского комитета по увековечению памяти Отечественной войны. На свет божий извлекли лошадиные кости, обломки повозки, ржавую саблю - но не сокровища.

Позднее, в 1960 и в 1979 гг. дно Семлёвского озера и его окрестности изучали две научные экспедиции: учёные исследовали берега, проводили анализы воды. Как же они обрадовались, обнаружив в северо-западной части озера повышенное содержание драгоценных металлов! Но нет – очередное разочарование: ничего кроме камней и строительного мусора не нашли. После очередного фиаско учёные призадумались: а был ли клад?..

О затоплении московских сокровищ в Семлёвском озере мы знаем лишь со слов де Сегюра и Вальтера Скотта. Стоит ли им доверять? Британец с Наполеоном в Россию не ходил, книгу свою писал по документам и воспоминаниям очевидцев. Скорее всего, Скотт просто повторил версию «главного свидетеля» - де Сегюра. Некоторые исследователи обвиняют генерала во лжи, но справедливо ли?

Двести лет назад ландшафт в районе Семлёво сильно отличался от сегодняшнего: кроме Семлёвского озера существовало множество других водоёмов. Французские военные карты не отличались безупречной точностью, ведь GPS ещё не изобрели. Поэтому «Семлёвским» де Сегюр мог назвать любое из здешних озёр, запруд и даже болот. Кроме того, попавшим в «историю» не до географии с топонимикой: русские шли по пятам, и французы в спешке могли затопить ценности где угодно.

Впрочем, слова «где угодно» можно отнести не только к семлёвским водоёмам: голодные, усталые солдаты «великой армии» разбросали добычу от Малоярославца до Березины. Об этом писал Кутузов: «Неприятель в бегстве своем оставляет обозы, взрывает ящики со снарядами и покидает сокровища, из храмов Божиих похищенные». Старая Смоленская дорога была усыпана ценностями, немало добра сбрасывалось в реки. Вся Россия превращалась в огромное, бескрайнее «семлёвское озеро», затягивая на дно «великую армию» и её доселе непобедимого императора.

Отменно били французов лихие казаки. Однажды они захватили у неприятеля знатную добычу - 20 пудов серебра, Кутузов отослал его в Казанский собор Петербурга. Активно участвуя в «исчезновении» наполеоновского «золотого обоза», донские станичники добыли изрядное количество драгоценных металлов, пожертвованных затем храму в Новочеркасске.

Итак, картина ясна. Но никакие доводы не могут убедить энтузиастов, по сей день разыскивающих легендарный «клад Семлёвского озера». И зачем только обмолвился о нём генерал де Сегюр?

Сокровища «великой армии»

Впервые историю о том, что Наполеон «закопал» награбленное в Москве добро на дне озера, поведали французский генерал де Сегюр и английский писатель Вальтер Скотт. Мол, когда «великая армия» отступала, за ней тянулись многочисленные обозы с драгоценными металлами и камнями. По подсчетам специалистов, которые провели «инвентаризацию» спустя некоторое время после захватал Наполеоном Москвы, французы вывезли из города около 20 пудов золота, более 300 пудов серебра, несчетное количество драгоценных камней, церковных принадлежностей, мехов и оружия. Более того, на них же повесили и исчезновение позолоченного креста с колокольни Ивана Великого, а также пропажу кремлевского двуглавого орла.

По легенде в Семлевском озере затоплены сокровища Наполеона

Точно известно, что караван покинул сожженную и разоренную Москву. Но вот до Парижа все это добро так и не добралось — где-то сгинуло. На этом и успокоились.

Правда, не надолго. Дело в том, что уже в 1824 году генерал де Сегюр издал мемуары о русской кампании. Сами по себе они ничего интересного не представляли. Но! Там была одна фраза, которая крепко засела в умах любителей поживиться сокровищами: «Пришлось бросить в Семлёвское озеро вывезенную из Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшения Кремля и крест с колокольни Ивана Великого». Подлил масла в огонь и Скотт, написавший в биографии французского императора следующее: «Он повелел, чтобы московская добыча — древние доспехи, пушки и большой крест с Ивана Великого — были брошены в Семлёвское озеро как трофеи… которые он не имел возможности везти с собою».

Творение Скотта в 1835 году оказалось в руках тогдашнего губернатора Смоленщины Николая Хмельницкого. И чиновник, конечно же, решил разыскать сокровища. Что интересно, в свои планы он никого посвящать не стал, отправился на поиски один. Около месяца чиновник барахтался в лесном озере возле села Семлево, но ничего обнаружить не сумел.

Миссия невыполнима

Неудача Хмельницкого заставила на некоторое время забыть о сокровищах Наполеона. Вспомнили о них лишь в 1911 году. Тогда члены Вяземского комитета решали вопрос о том, как лучше увековечить память об Отечественной войне 1812 года. И придумали — найти сокровища, спрятанные агрессором. Целая делегация вдоль и поперек изучало озеро. Они обнаружили остатки сгнивших телег, лошадиных костей, даже ржавую саблю той эпохи… В общем, все, что угодно, кроме драгоценностей.

Затем в поисках вновь последовал перерыв, растянувшийся на полвека — банально не то было время. Сначала гражданская война, потом Вторая Мировая. Когда в стране ситуация стабилизировалась, о кладе вновь вспомнили.

В советское время было организовано две научных экспедиции

Сначала в 1960, а затем в 1979 годах на Семлевское озеро поочередно отправились две научные экспедиции. Специалисты разных мастей, проявив дотошность, изучали все. Начиная от берегового грунта, заканчивая химическим составом воды. Но и их ждала неудача. А в находках значились лишь камни да мусор. И тогда на повестке дня появился вполне логичный вопрос: а был ли мальчик, в смысле клад?


Можно, конечно, поверить на слово французскому генералу, но кто поручиться, что он не соврал или не перепутал? Ведь Семлевским озером он мог назвать другой водоем, которых в начале 19-го века было довольно много на территории Смоленской губернии. Вполне возможно, что де Сегюр имел ввиду какое-нибудь болото или пруд. Кроме этого, у него точно не было времени, чтобы со стопроцентной точностью определить свое местоположение — русские войска буквально дышали в спину. Поэтому французы могли скидывать награбленное по мере своего отступления.

Де Сегюр и Скотт могли ошибаться

Кстати, косвенно это подтверждает в своих воспоминаниях и Михаил Илларионович Кутузов: «Неприятель в бегстве своем оставляет обозы, взрывает ящики со снарядами и покидает сокровища, из храмов Божиих похищенные». По оценкам историков, испуганные, уставшие французы в панике побросали награбленное на территории от Малоярославца до Березины. К такому мнению их опять же подтолкнул фельдмаршал: «Старая Смоленская дорога была усыпана ценностями, немало добра сбрасывалось в реки. Вся Россия превращалась в огромное, бескрайнее «семлёвское озеро», затягивая на дно «великую армию» и её доселе непобедимого императора».


А вот к словам Скотта, как считают многие историки, вообще не стоит относиться серьезно. Шотландский писатель под ручку с Наполеоном в Россию не приходил, а книгу писал, опираясь на архивные документы и воспоминания солдат. Поэтому он, скорее всего, просто переписал версию де Сегюра — она же красивая и романтичная.

Сокровища могли быть разграблены в том же 1812 году

Кстати, по версии Виктора Михайловича Безотосного, военного историка, доктора исторических наук, сокровищ в том озере никогда и не было. По его мнению, большую часть добра была отбита казаками во время их многочисленных налетов на потрепанную французскую армию. А то, что осталось, Наполеон, вполне возможно, зарыл где-то в районе белорусской Орши. Есть у него и вторая версия, тоже вполне жизнеспособная — это Понарская гора, что недалеко от современного Вильнуса. Там французы вместе с подоспевшими русскими солдатами забыли о том, что воюют и принялись совместно разграблять обозы. Вот что об этом инциденте говорится в энциклопедии «Отечественная война и Русское общество» 1911 года: «Преследователи при этом присоединились к преследуемым и приняли участие в грабеже. Видели русских и французов, забывших о войне и грабивших вместе один и тот же ящик. Пропало на 10 000 000 золота и серебра!». Так что, вполне возможно, что сокровища Наполеона исчезли уже тогда. А кладоискатели двести лет искали просто красивую легенду.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: