Первый выход человека в открытый космос: дата, интересные факты. Первый выход человека в открытый космос Первый мире выход человека в космос

Алексей Леонов первым шагнул в открытый космос / Фото: rusevik.ru

18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Архипович Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос. Эта миссия была важнейшим этапом в развитии космонавтики. За ней следила вся страна!

Дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 г. в селе Листвянка Кемеровской области в семье шахтёра. После окончания Чугуевского военного училища лётчиков А. А. Леонов проходил службу в авиационных частях Военно-Воздушных сил СССР.

7 марта 1960 г. А. А. Леонов был зачислен в первый отряд советских космонавтов. В 1965 г. Государственная комиссия утвердила Алексея Леонова вторым пилотом корабля «Восход-2». 18 марта 1965 г. «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Для выполнения выхода человека в открытый космос корабль «Восход-2» был снабжён шлюзовой камерой. Для космонавта был разработан специальный скафандр с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа для того, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космическое пространство.

18 марта 1965 г. в 11 ч. 30 мин. по московскому времени Алексей Архипович Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос. Время пребывания космонавта вне космического корабля (с момента выхода из шлюзовой камеры до входа в неё) составило 12 мин. 09 сек. Отход от корабля производился на расстояние до 5,35 метров, на полную длину фала. Свободное плавание в космосе выполнялось в течение нескольких отходов и подходов к кораблю. В это время космонавт производил наблюдения и видеосъёмку.

Во время полёта космического корабля «Восход-2» неоднократно возникали нештатные ситуации на борту и во время нахождения А. А. Леонова в открытом космическом пространстве. Из-за повышения давления в скафандре у космонавта возникли сложности при возвращении в корабль. Из-за отказа системы автоматического управления спуском посадка корабля впервые осуществлялась в ручном режиме.

Первый выход в открытый космос / Рисунок: Алексей Леонов

20 октября 1965 г. ФАИ (Международная авиационная федерация) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 мин. 9 сек., и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 км. Международная авиационная федерация присудила Алексею Леонову высшую награду — Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР П. И. Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.

Алексей Архипович Леонов – летчик-испытатель, космонавт, художник, первый землянин, вышедший в открытый космос, лауреат множества премий и наград.

Детство и юность

Родился Алексей Леонов 30 мая 1934 года в селе Листвянка. Сюда за участие в событиях 1905 года сослали его деда, чуть позже в Сибирь перебрались и родители будущего космонавта, до того жившие на Донбассе. Отцу Алексея, Архипу Алексеевичу, пришлось сменить профессию шахтера на крестьянскую долю, а мать, Евдокия Минаевна, работала учительницей.

View this post on Instagram

Алексей Леонов в молодости

В семье Леоновых было много детей, Алексей – младший, девятый ребенок по счету. Семейное счастье и быт нарушили сталинские репрессии. В 1936 году Архипа Леонова, уважаемого человека, председателя сельсовета, арестовали по подложному обвинению. Жену и детей власти лишили имущества и выгнали из дома, а детям запретили ходить в школу. К счастью, Леонову-старшему удалось выжить в лагерях, а в 1939 году отец многочисленного семейства был оправдан и вернулся домой.

К тому времени Евдокия Минаевна, отчаявшись в одиночку прокормить детей, потеряв работу и кров над головой, переехала в Кемерово, к старшей дочери. У той была комната в бараке, где около года и ютилась большая семья Леоновых. Через год вернулся отец, и семья потихоньку стала подниматься на ноги. Сначала им выделили еще две комнаты в том же бараке, а в 1948 году Архип Алексеевич получил назначение на новое место работы в Калининграде, куда и переехали Леоновы.

Читайте также "Поехали?": как полететь в космос, и сколько это стоит

По воле судьбы маленький Алеша пошел в школу только в 9 лет, в Кемерово. В начальной школе мальчик увлекся рисованием. Среднюю школу Леонов заканчивал уже в Калининграде. К моменту получения аттестата в 1953 году Алексей вполне освоил устройство самолетных двигателей, самолетов и теорию полета. Эти знания юноша получил, зачитываясь конспектами старшего брата, некогда учившегося на авиационного техника.

1953 год стал поворотным в биографии и судьбе будущего космонавта: он колебался в выборе профессий между художественным и авиационным направлением. Алексей подал документы в рижскую академию художеств, но, узнав, что общежитие студентам предоставляется только с третьего года обучения, ушел с первого курса.

Космонавтика

После неудачи с академией художеств Леонов поступил в начальную авиационную школу в Кременчуге, куда как раз проводился комсомольский набор. По завершению обучения в 1955 году юный летчик продолжил образование в высшем Чугуевском авиационном училище, где и получил специальность летчика-истребителя. После окончания училища с 1957 года по 1959 год Алексей Леонов служил в десятой гвардейской авиационной дивизии в Кременчуге, с 1959 по 1960 годы – в Германии, в составе советских войск.

View this post on Instagram

Космонавт Алексей Леонов

Осенью 1959 года Алексею Архиповичу было суждено еще раз круто изменить судьбу. Именно тогда он познакомился с руководителем Центра подготовки космонавтов (ЦПК), полковником Карповым. На первой отборочной комиссии в Сокольниках Леонов впервые встретился с Юрием Гагариным , с которым впоследствии его связала крепкая дружба.

В 1960 году Алексея Леонова зачислили в особый отряд. Далее последовали курсы ЦПК и бесчисленные тренировки. В 1964 году конструкторское бюро под руководством Королева начало постройку нового космического корабля, позволявшего космонавтам выходить в безвоздушное пространство. Этим кораблем стал «Восход-2».

View this post on Instagram

Первые космонавты СССР: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Валентина Терешкова, Константин Феоктистов, Владимир Комаров, Борис Егоров, Павел Беляев, Алексей Леонов

К полету готовились два экипажа. В основном составе числились Алексей Ленов и Павел Беляев , их дублерами были космонавты Хрунов и Горбатко. Исторический полет и первый выход человека в космос состоялся 18 марта 1965 года.

После полета на «Восходе-2» Леонов входил в группу космонавтов, которых готовили для полета и высадки на Луну, но в итоге программа была закрыта. Очередной выход Леонова на земную орбиту состоялся в 1975 году, когда была произведена легендарная состыковка советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона».

В 1982-1991 годах Леонов был первым замом начальника ЦПК, в 1992 году вышел в отставку.

Первый выход в открытый космос

Старт корабля с "Байконура" прошел успешно и далее полет проходил в штатном режиме. Планировалось, что «Восток-2»должен сделать семнадцать витков вокруг Земли. На втором витке Леонов должен был выйти в безвоздушное пространство через специальный шлюз. Так все и произошло. Напарник Алексея, капитан корабля Павел Беляев, оставался на борту и наблюдал за происходящим при помощи телекамер.

Памятник Алексею Леонову в Кемерово / Nick Patrin, "Википедия "

Алексей Леонов 12 минут 9 секунд. Космонавта снимали две статичные камеры, еще одна камера была у него в руках. Наряду с восторгом от увиденного и значимости совершенного подвига Алексей Архипович испытывал и неприятные ощущения.

В скафандре было невыносимо жарко, пот заливал глаза, у космонавта началась тахикардия, поднялась температура. При возвращении на корабль тоже возникли проблемы. От пребывания в вакууме скафандр Леонова раздулся, и протиснуться в отверстие шлюзовой камеры было невозможно. Ему пришлось стравливать давление, чтобы объемы костюма пришли в норму. Учитывая, что руки у него были заняты камерой и страховочным тросом, это было нелегко.

Наконец космонавт попал в шлюзовой отсек, но тут его ждала очередная неприятность. При отсоединении шлюзовой камеры произошла разгерметизация корабля. Решить эту проблему удалось подачей кислорода, в результате чего у экипажа началось перенасыщение.

Справившись с неисправностями, космонавты приготовились совершить автоматическую посадку в штатном режиме, но не тут-то было. Корабль должен был пойти на снижение на семнадцатом витке вокруг Земли, однако система вышла из строя. Павлу Беляеву пришлось срочно взять управление на себя. Капитан уложился в 22 секунды, но и этой разницы во времени хватило, чтобы экипаж приземлился в 75 километрах от запланированного места. Произошло это в 200 км от Перми, в тайге, что весьма затруднило работу поисковиков.

Алексей Леонов в открытом космосе

Спустя четыре часа пребывания в снегу, на морозе, космонавтов обнаружили спасатели. Героям помогли добраться до ближайшего деревянного дома в лесу, затем расчистили площадку для посадки вертолета, и только спустя двое суток экипаж «Востока-2» был благополучно эвакуирован и перевезен в Москву.

В 2017 году на экраны страны вышел фильм « », посвященный подвигам и будням советской космонавтики, с и в главных ролях.

Личная жизнь

Алексей Архипович Леонов познакомился с будущей женой Светланой в 1957 году. Спустя три дня после знакомства они поженились, чтобы уже не расставаться. У Леоновых родилось две дочери.

Космос – огромное и неизведанное пространство .Однако человеческое любопытство безгранично, и люди изучают все больше . Особенно это касается нашей солнечной системы . С момента первого выхода человека в открытый космос прошло уже порядка 50 лет .

Когда был совершен первый выход в открытый космос?

18 марта 1965 года был совершен первый выход в открытый космос Алексеем Леоновым. С борта корабля “Восход-2” и в скафандре “Беркут” Леонов впервые покорил “открытое пространство”. К слову, из-за разницы в давлении, скафандр очень сильно раздувался и мешал Леонову вернуться на борт корабля. Было сделано несколько безрезультатных попыток вернуться на борт. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего лишь на 20 минут. Леонов сбросил давление в скафандре до аварийного, что привело к уменьшению скафандра. К тому же, вопреки инструкции, Леонову пришлось протискиваться в шлюз вперед головой.

Подготовка и выход в открытый космос

Подготовка к полету проводилась очень тщательно. Были отработаны все действия Леонова, а также проиграны все аварийные ситуации, которые могли случиться с космонавтом при попытке выйти в открытый космос, еще на космодроме, однако, это не помогло полностью избежать внештатных ситуаций.
С космодрома Байконур, в 10 часов утра по московскому времени, 18 марта 1965 года успешно стартовал корабль “Восход -2”. После подъема на орбиту экипаж стал готовиться к выходу Алексея Леонова в космос.
Общее время первого выхода в космос составило 23 минуты, 12 из которых Леонов провел в открытом космосе в скафандре. По итогам чего был сделан вывод о том, что человек способен выполнять работу в открытом космосе.


Несмотря на уверения американских космонавтов, советские космонавты совершили выход в открытый космос на 2.5 месяца раньше, чем американцы. Эдвард Уайт вышел в открытое пространство 3 июня 1965 года. И продолжительность его пребывания составила всего лишь 22 минуты.

Данный шаг позволил советским ученым улучшить скафандры, что в итоге увеличило продолжительность нахождения в открытом космосе человека. А для науки это было огромным шагом для установки нового оборудования, запуска спутников и многому другому.

18 марта 1965 года – На орбиту был выведен космический корабль «Восход-2» с космонавтами: Командир корабля - Павел Иванович Беляев , пилот - Алексей Архипович Леонов. В процессе полета корабля «Восход-2» космонавтом А.А. Леоновым был осуществлен первый выход человека в открытый космос продолжительностью 12 минут.

Корабль был оснащен надувной шлюзовой камерой «Волга». Перед стартом камера складывалась и имела размеры 70 см в диаметре и 77 - в длину. В космосе камера надувалась и имела следующие размеры: 2,5 метра в длину, внутренний диаметр - 1 метр, внешний - 1,2 метра. Масса камеры - 250 кг. Перед сходом с орбиты камера отстреливалась от корабля. Для выхода в космос был разработан скафандр «Беркут» . Он обеспечивал пребывание в открытом космосе в течение 30 минут. Первый же выход занял 23 минуту 41 секунду (вне корабля 12 минут 9 секунд) .

Интересно, что тренировки перед этим полетом проводились на борту самолета Ту-104АК, в котором был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину с реальной шлюзовой камерой (именно она и полетела в космос позже). При полете самолета по параболической траектории, когда на несколько минут в салоне наступала невесомость, космонавты отрабатывали выход в скафандре через шлюзовую камеру.

«Восход-2» стартовал 18 марта 1965 г. в 10:00 по Москве. Шлюзовая камера была надута уже на первом витке. Оба космонавта были в скафандрах. По программе Беляев должен был помочь Леонову вернуться в корабль в случае возникновения нештатной ситуации.

Выход в космос начался на втором витке. Леонов перебрался в шлюзовую камеру и Беляев закрыл за ним люк. Затем воздух из камеры был стравлен и в 11:32:54 Беляев со своего пульта в корабле открыл наружный люк шлюзовой камеры. В 11:34:51 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе. Леонов мягко оттолкнулся и почувствовал, что корабль дрогнул от его толчка. Первое, что он увидел, было черное небо. Тут же послышался голос Беляева:

- «Алмаз-2» начал выход. Кинокамера включена? - этот вопрос командир адресовал своему товарищу.
- Понял. Я «Алмаз-2». Снимаю крышку. Выбрасываю. Кавказ! Кавказ! Кавказ вижу под собой! Начал отход (от корабля).
Прежде чем выбросить крышку, Леонов на секунду задумался, куда ее направить - на орбиту спутника или вниз, к Земле. Бросил к Земле. Пульс космонавта составлял 164 удара в минуту, момент выхода был очень напряженным.
Беляев передал на Землю:
-Внимание! Человек вышел в космическое пространство!
Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Леонова транслировалась по всем телеканалам.

Общий вес «выходного костюма» был приблизился 100 кг… Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался на фале, длиной 5,35 м..
Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до –100°С…

Полет “Востока-2″ вошел в историю дважды.

В первой , официальной и открытой, говорилось, что все прошло блестяще.

Сообщение ТАСС от 18 марта 1965 года:
Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.


Во второй
, которая раскрывалась постепенно и в деталях так и не была опубликована, насчитывается по крайней мере три ЧП.
Леонова наблюдали по телевидению и транслировали изображение в Москву. При выходе из корабля на пять метров он помахивал рукой в
открытом космосе. Вне шлюза Леонов находился 12 минут и 9 секунд. Но оказалось, что выйти было легче, чем вернуться обратно. Скафандр в космосе раздулся и никак не втискивался в шлюз. Леонов вынужден был сбросить давление, чтобы “похудеть” и сделать его мягче. Все-таки ему пришлось лезть обратно не ногами, как это было предусмотрено, а головой. Все перипетии происходившего при возвращении в корабль мы узнали только после приземления космонавтов. Скафандр А.А.Леонова после пребывания в космосе потерял свою гибкость и не позволял космонавту войти в люк. А.А.Леонов делал попытку за попыткой, но безрезультатно. Положение осложнялось тем, что запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на двадцать минут, и каждая неудача повышала степень риска для жизни космонавта. Леонов ограничил расход кислорода, но от волнения и нагрузок его пульс и частота дыхания резко возросли, а значит, и кислорода требовалось больше. С.П.Королев пытался его успокоить, вселить уверенность. На Земле слышали доклады А.А.Леонова: «Я не могу, я снова не смог».

По циклограмме Алексей должен был вплыть в камеру ногами, затем, полностью войдя в шлюз, закрыть за собой люк и загерметизировать его. В реальности ему пришлось стравить воздух из скафандра почти до критического давления. После нескольких попыток космонавт решил
«вплыть» в кабину лицом вперед. Это ему удалось, но при этом он ударился стеклом гермошлема о ее стенку. Это было страшно - ведь стекло могло лопнуть. В 08:49 UTC выходной люк шлюзовой камеры был закрыт а в 08:52 UTC начался наддув шлюзовой камеры.

После возвращения в корабль неприятности продолжились. Вторым ЧП было непонятное падение давления в баллонах наддува кабины с 75 до 25 атмосфер после возвращения Леонова. Надо было производить посадку не позднее 17 витка, хотя Григорий Воронин – главный конструктор этой части системы жизнедеятельности – успокоил, что кислорода хватит еще на сутки. Вот как описывает события Алексей Архипович:

…начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм - это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом… Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10-12°). А давление растет… Малейшая искра - и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули… видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува… Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация; ведь с одной стороны охлаждение до -140°С, с другой нагрев до +150°С… Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять… Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк - и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах.

Дальше больше. ТДУ (тормозная двигательная установка) не сработала в автоматическом режиме и корабль продолжал полет. Экипажу дали команду сажать корабль в ручном режиме на 18 или 22 витке. Далее снова цитата Леонова:

Мы шли над Москвой, наклонение 65°. Надо было садиться именно на этом витке, и мы сами выбрали район для посадки - в 150 км от Соликамска с курсовым углом 270°, потому что там была тайга. Никаких предприятий, никаких линий электропередач. Могли сесть в Харькове, в Казани, в Москве, но это было опасно. Версия, что мы туда попали из-за нарушения балансировки, - полная ерунда. Мы сами выбрали место посадки, так как это было безопаснее и возможные отклонения в работе двигателя смещали точку посадки тоже в безопасные районы. Только в Китай нельзя было садиться - тогда отношения были очень напряженными. В результате при скорости 28000 км/ч мы сели всего в 80 км от нами же рассчитанной точки. Это хороший результат. А резервных мест посадки тогда не было. И нас там не ждали…

Наконец поступил доклад от поискового вертолета. Он обнаружил красный парашют и двух космонавтов в 30 километрах юго-западнее города Березняки. Густой лес и глубокий снег не давали возможности вертолетам совершить посадку вблизи космонавтов. Населенных пунктов поблизости тоже не было. Посадка в глухой тайге была последним ЧП в истории “Восхода-2″. Космонавты ночевали в лесу Северного Урала. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”.
С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Группа лыжников с врачом, высадившаяся в полутора километрах, добралась до них по снегу за четыре часа, но вывести из тайги не решилась. За спасение космонавтов развернулось настоящее соревнование.
Служба полигона, подогреваемая Тюлиным и Королевым, выслала в Пермь свою спасательную экспедицию во главе с подполковником Беляевым и мастером нашего завода Лыгиным. Из Перми они на вертолете добрались до площадки в двух километрах от “Восхода-2″ и вскоре обнимались с космонавтами. Маршал Руденко запретил своей спасательной службе эвакуировать космонавтов с земли на зависающий вертолет. Они остались в тайге на вторую холодную ночевку, правда теперь у них была палатка, теплое меховое обмундирование и вдоволь продовольствия. Дело дошло до Брежнева. Его убедили, что подъем космонавтов в зависший у земли вертолет – дело опасное.

Брежнев согласился и одобрил предложение вырубить поблизости деревья для подготовки посадочной площадки. Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие.
Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была. 21 марта была подготовлена площадка для посадки вертолета. И в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета. И все же, несмотря на все проблемы, возникшие во время полета, это был первый, самый первый выход человека в космическое пространство. Вот как Алексей Леонов описывает свои впечатления:

Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе - на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне, как раскаленный огненный диск…

60-е годы 20 века - время разгара «холодной войны» двух супер-держав: США и Советского Союза. Борьба ведется и в освоении космического пространства. Первый шаг делает СССР, 12 апреля 1961 г. совершает первый полет. Следующий шаг - первый человек в открытом космосе, кто же возьмет эту высоту? Страны дали ответ на этот вопрос лишь спустя 4 года.

Первый человек в открытом космосе

Политическая и научная схватка была нешуточная: советские космонавты и американские астронавты совершали регулярные полеты в космическое пространство, но вся работа осуществлялась внутри корабля. И, наконец, наступил тот исторический день, когда СССР снова вырвался вперед. 18 марта 1965 года советский летчик-космонавт вышел в открытый космос.

Полет состоялся на космическом корабле «Восход-2». Командиром был напарник Леонова - . Достигнув орбиты, космонавты стали готовиться. Алексей Леонов облачился в специально разработанный скафандр «Беркут», а Павел Беляев занялся установкой шлюзовой камеры, через которую предстоял выход. Камера была цилиндрической формы и состояла из трех изолированных друг от друга отсеков с 12-ю надувными секциями в каждом. При выходе в космическое пространство совершалась разгерметизация шлюзовой камеры.


Космический корабль "Восход-2"

Как только космонавт оказывался в вакууме внутри отсеков, начинался отсчет его пребывания вне корабля. Моментом окончания выхода в открытый космос принято считать время, когда был закрыт люк шлюзовой камеры. Таким образом, первый выход в космос Алексея Леонова продлился 23 минуты 41 секунду. Полностью вне корабля и камеры он провел 12 минут 9 секунд. За это время Леонов 5 раз удалялся от корабля и приближался к нему. Прикреплен к «Восходу-2» он был специальным фалом длиной 5,35 м.


Но не все было так безоблачно. Скафандр «Беркут» был вентиляционного типа с общим запасом кислорода в 1666 литров. Расход воздуха на каждую минуту составлял 30-35 литров, в зависимости от частоты дыхания космонавта, т.е. запаса кислорода хватило бы максимум на 45 минут. Когда космонавт Леонов вышел в открытое пространство, из-за разницы давления скафандр раздуло. Возвращаясь на корабль, он понял, что не сможет пройти через шлюз, внутренний диаметр которого всего 1 метр.

Сначала Алексей Леонов хотел сообщить о случившемся в штаб на Земле, но решил не тратить на это драгоценное время, ведь таких ситуаций раньше не возникало, попросту из-за того, что именно он - первый космонавт, вышедший в открытое пространство. Леонов принял решение, которое спасло ему жизнь, - стал стравливать кислород из скафандра, тем самым сдувая его. Постепенно космонавт все же вернулся обратно на корабль.


Это была победа! Но, как всегда, беда не приходит одна. Сначала у «Восхода-2» отказала система ориентации, и Беляеву с Леоновым пришлось управлять кораблем в ручном режиме. Затем, войдя в атмосферу Земли, орбитальный модуль не отделился от посадочного. И пока не сгорел соединительный кабель, космонавты вращались, испытывая перегрузку до 10G.

Из-за всех технических трудностей посадка произошла далеко от предполагаемого места. Команда приземлилась в глухой заснеженной тайге, в 200 км севернее Перми. Ночью температура достигала -30 градусов. Спасатели добрались до героев только через 2 дня.


Это был исторический момент не только для СССР, но и для всего мира. Главные полосы всех газет пестрели фото и рассказами о достижении советских космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева. Обоим были присвоены звания Героев Советского Союза. В 2017 году Алексею Архиповичу Леонову исполнилось 83 года. Он живет в Москве. Всю свою жизнь, до выхода на пенсию, он посвятил космонавтике, а также стал художником: совместно с фантастом А. Соколовым создал серию почтовых марок на тему «История космоса». К сожалению, Павел Беляев скончался в 1970 году от болезни. Ему было всего 44 года.

Первый американец в открытом космосе

Американцы отстали от СССР на 2,5 месяца. Первый выход в открытый космос астронавта США состоялся 3 июня 1965 года. Это был астронавт НАСА, подполковник ВВС Эдвард Уайт. Полет совершался на космическом корабле «Джемини-4». Корабль такого типа не имел шлюзовой камеры, поэтому для выхода в открытое пространство требовалась разгерметизация всего корабля.


Началом выхода в космос у американцев считался момент, когда голова астронавта выступала за пределы корабля, даже если все остальное тело было еще внутри. Окончанием выхода в открытый космос был момент, когда астронавт полностью оказывался внутри «Джемини-4». Таким образом Эдвард Уайт провел в открытом космосе 36 минут. Через 2 года после этого события, в возрасте 36 лет, астронавт погиб во время пожара при испытании корабля «Аполлон-1» и был посмертно награжден медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».


С тех пор космонавты регулярно совершают выходы в открытое космическое пространство, чтобы выполнить работу за пределами корабля. Конечно, такая деятельность рискованна. В первую очередь опасность представляет космический мусор, столкновение с которым может стоит космонавту жизни или серьезного повреждения скафандра. Опасно и непреднамеренное удаление от корабля. Чтобы обезопасить работу космических сотрудников, ученые трудятся над созданием роботов, которые смогут выполнять действия за пределами корабля без участия человека.


В космонавтике наша страна всегда занимала лидирующие позиции: первый полет в космос, первый выход в открытое пространство, запуск первого искусственного спутника Земли и первого искусственного спутника Солнца, даже запуск в космос первого животного - собаки Лайки. Все это наша история и наша гордость!

В 2017 году в память о подвиге Алексея Леонова и Павла Беляева был снят художественный фильм, основанный на реальных событиях, - «Время первых». Главные роли в нем сыграли и . В фильме можно увидеть не только технические факты самого полета и его подготовки, но и личные переживания героев и их семей. И в очередной раз восхититься героизмом и отвагой великих космонавтов, которые внесли бесценный вклад в освоение космоса.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: