Образ героя хлестакова из ревизора. Краткий образ Хлестакова в комедии «Ревизор»: человек без моральных принципов. Типичный человек своей эпохи

В 1835 году Н.В. Гоголь замыслил написать острую комедию, которая обличала бы чиновничество в России тех времён. Он обратился с просьбой к Пушкину, который и подсказал сюжет его будущей комедии. В 1836 г. на сцене Петербуржского театра впервые показали комедию «Ревизор».

События в пьесе происходят вокруг центрального персонажа, Ивана Александровича Хлестакова. Хлестаков не противопоставлен остальным героям, потому что он – представитель той же чиновничьей касты. В табели о рангах он занимает низшую ступень: коллежский регистратор (по сути, переписчик бумаг). Гоголь так характеризует своего главного героя: «…молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове… Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли».

По сюжету, Хлестаков направляется из Петербурга в Саратовскую губернию к отцу, по дороге полностью проигрывается, поэтому совсем не имеет денег и живет в трактире города N в долг. Власти города ждут тайного прибытия ревизора из столицы и по ошибке принимают Ивана Александровича за проверяющего. Хлестаков же считает, что повышенное внимание и благосклонность к нему местных чиновников, готовность дать взаймы денег объясняется их человечностью и гостеприимностью. К Хлестакову начинаются «просительные» визиты чиновников и купечества города, и он, постепенно наглея, берет у всех подряд деньги взаймы. Лишь после этого он догадывается, что его принимают за кого-то другого. Вжившись в роль «высокого лица», он чувствует себя комфортно, ведь очень приятно быть тем, кому раньше мог только завидовать и кем никогда не стал бы в настоящей жизни. Хлестаков придумывает себе самые фантастические образы, поражая чиновников, и так увлекается своей ролью, что готов оставаться в городе сколь угодно долго, не боясь быть разоблаченным.

Хлестаков врет и хвастается вдохновенно и бескорыстно, просто не помня, что сказал минуту назад. Он — человек пустышка, который обладает необыкновенным свойством приспосабливаться к окружающим, не затрачивая на это никаких усилий, абсолютно неспособный ни на какие самостоятельные решения и осознанные намерения.

Хлестаков — пустой, легкомысленный баловень и транжира. У него «легкость необыкновенная в мыслях». Как писал сам Гоголь, «он просто глуп, болтает потому только, что видит, что его расположены слушать; врет, потому что плотно позавтракал и выпил порядочно вина. Вертляв он тогда только, когда подъезжает к дамам». Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза.

По характеристике автора, он «и лгунишка, и подляшка, и трусишка, и щелкопер во всех отношениях». Лишенный какого-либо понятия о добре и зле, постоянно готовый приспосабливаться и изворачиваться, он может совершить любую подлость, легко переходит от заносчивости к унижению, от самолюбования к трусости. Характер героя не представляет собой ничего цельного и постоянного. Да и стремления у него низкие и мелочные: все время просаживает отцовские деньги на кутеж, карты и другие развлечения.

Своим поведением герой претендует на «светскую» образованность. На самом деле он говорит и действует без всякого соображения, не способен ни на минуту остановить на чем-то свое внимание. И в этом вдохновенном вранье дает полную волю своей беспорядочной фантазии, в чем в большей степени проявляется его действительная внутренняя нищета и бедность натуры. При этом азартный игрок, пошлый волокита и наглый взяточник — он несет в себе задатки всего того, что воспитывало в людях крепостническое общество.

С явным превосходством, презрением и грубостью обращается Хлестаков с людьми низшего положения в обществе. Слугу Осипа называет исключительно бранными словами: скотина, дурак, грубое животное; трактирного слугу обзывает дураком, скверным поросенком; людей бедного сословия зовет мошенниками, бездельниками, подлецами.

«Что такое, если разобрать, в самом деле, Хлестаков? — говорит автор. — Молодой человек, чиновник, заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет называет пустыми…».

Комичность ситуации в том, что чем больше Хлестаков приписывает себе связей, чем выше забирается в своем вранье, чем менее достойно выглядит, тем больше чиновники убеждаются в том, что он именно и есть петербургский ревизор. Тот факт, что он «не платит и не едет», заставляет превратно истолковывать каждый его шаг, каждое слово: значит, крупный чин. Таким образом, главная мысль, которую писатель воплотил в своем герое: Хлестаков — не просто смешной и глуповатый «елистратишка», «фитюлька», которого ошибочно приняли за ревизора, он — порождение всего бюрократического режима, пустоты и упадка крепостнического общества.

К сожалению, Хлестаковых можно увидеть и сегодня. Фамилия Хлестаков превратилась в нарицательную. «Микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» – так определил В.Г.Белинский основные черты хлестаковщины. Хлестаковщина – это ложь, безудержное хвастовство и фразерство в сочетании с несерьезностью. Это зазнайство, внутренняя пустота, легкомыслие и никчемность.

Пьеса «Ревизор» – одно из первых творений Н. В. Гоголя для сцены. Вдохновленный самим Пушкиным, Николай Васильевич написал, без преувеличения, шедевр, который можно как лицезреть на сцене, так и с упоением читать.

Каждый персонаж пьесы обладает своим неповторимым характером. Иван Александрович Хлестаков – один из ярчайших персонажей произведения.

Знакомимся мы с Хлестаковым как с молодым мужчиной несерьезного характера, который случайно оказался в провинциальном городке Н. Одновременно с прибытием И. Хлестакова, чиновники городка получают известия из Санкт-Петербурга – в городок направляется некий ревизор, личность которого покрыта мраком. Именно Хлестакова и принимают за того самого ревизора.

Хлестаков предстает перед читателем как моложавый мужчина, около 23 лет, стройной конституции. При этом герой не блещет умственными способностями:

«Говорит…действует без всякого соображения.»
«Язык мой – враг мой».

Хлестаков, будучи человеком ветреным, не следит за своими словами. Говорит быстрей, чем думает:

«Речь…отрывиста…слова вылетают…совершенно неожиданно.»

Одет Иван Хлестаков по-щегольски:

«И сукно…важное, аглицкое…рублев полтораста ему один фрак станет…»

Даже по отношению к своей одежде Иван Александрович – личность легкомысленная:

«...на рынке спустит рублей за двадцать…о брюках и говорить нечего…нипочем идут.»
"...все до последней рубашки спустит…останется сюртучишка да шинелишка…"

При всем своем легкомыслии, Иван Хлестаков – человек благородных помещичьих кровей:

«…еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню…»

Ситуации, сопровождающие героя, лишь подогревают интерес читателя к его очаровывающей легкомысленности. Обладает Хлестаков неким безумием, присущим в пьесе только ему.

По дороге в отцовскую губернию герой проигрывается в карты, из-за чего ему приходится жить в трактире в долг; перекочевав к Сквозник-Духмановскому, Хлестаков начинает серию визитов к местным чиновникам, опять же, с целью взять в долг. И ему дают взаймы.

Однако Иван Александрович, будучи человеком, привыкшим поступать необдуманно, догадывается, что принимают его за кого-то другого. И начинает пользоваться своим положением, что говорит о доли хитрости, пусть и недалекой.

При всем переплетении линий взаимоотношений между персонажами, Иван Хлестаков не по своей воле начинает играть роль своеобразного «детектора лжи». Все темные дела местных чиновников начинают быть явными после того, как те связываются с Хлестаковым.

Образ Хлестакова уникален в русской литературе и носит выраженный типичный гоголевский стиль. Будучи неидеальным, сам образ вскрывает пороки других персонажей-образов пьесы, в чем есть его особая красота.

Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков - самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет собой этот герой. Хлестаков - мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип. Может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.
Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин - тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло - и ты директор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том, что он откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И, несомненно бы, провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной выдумке, недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе; ...мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!” Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного - чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.
А между тем это одна из основных черт Хлестакова. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым; в каждый данный момент он ведет себя так, как “получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста - и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед - и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. “Ну, хозяин, хозяин... Я плевал на твоего хозяина!”
В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека: “...Поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!” Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и Сквознкк-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают.

Задачи и тесты по теме "Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»"

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс
  • Вид, возвратность и переходность глаголов - Глагол 5 класс

    Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1

Н. В. Гоголь в своих пьесах хотел показать настоящий «русский характер». И «Ревизор» был одним из первых таких произведений. Главный герой пьесы Хлестаков отображает в себе худшие черты, присущие чиновникам его времени. Это взяточничество, казнокрадство, лихоимство и другие свойства.

Знакомство с персонажем

Краткий образ Хлестакова в комедии «Ревизор» составить несложно. Хлестаков - это молодой человек, который практически постоянно страдает от нехватки денежных средств. При этом он является плутом и мошенником. Основная характерная черта Хлестакова - это постоянное вранье. Сам Гоголь не раз предупреждал театральных актеров: Хлестаков, несмотря на кажущуюся простоту, является сложнейшим персонажем во всей пьесе. Он совершенно ничтожный и всеми презираемый человек. Хлестакова не уважает даже его собственный слуга, Осип.

Пустые надежды и глупость

Знакомство с кратким образом Хлестакова в комедии «Ревизор» раскрывает другие грани этого персонажа. Главный герой не способен заработать денег на то, чтобы приобрести самое необходимое. Он бессознательно презирает сам себя. Однако его собственная недалекость не позволяет ему осмыслить причины своих бед, предпринять какие-то попытки, чтобы изменить жизнь. Ему постоянно кажется, что должен произойти некий счастливый случай, который сделает его существование безбедным. Эта пустая надежда и позволяет Хлестакову ощущать себя значительным лицом.

Удача в понимании Хлестакова

Подготавливая материал о кратком образе Хлестакова в комедии «Ревизор», учащийся может отметить: вселенная, в которой обитает Хлестаков, представляет собой для него абсолютную загадку. Он не имеет никакого понятия о том, чем занимаются министры, как ведет себя его «друг» Пушкин. Последний является для него тем же Хлестаковым - за исключением того, что он более удачлив. Интересно заметить, что городничий вместе с приближенными, хотя и представляют собой сообразительных людей, не смутились наглым враньем главного героя. Им тоже кажется, что все решает его величество случай.

Кому-то повезло, и он стал директором департамента. Для этого, считают они, не требуется никаких умственных и душевных заслуг. Все, что нужно сделать - это помочь случаю осуществиться; как это обычно бывает в чиновничьих кулуарах, подсидеть собственного коллегу. И разница между этими людьми и Хлестаковым заключается в том, что главный герой откровенно глуп. Если бы он был хотя бы на йоту поумнее, то смог бы распознать заблуждение окружающих, начать им сознательно подыгрывать.

Непредсказуемость линии поведения героя

В кратком образе Хлестакова в комедии «Ревизор» учащийся может отметить, что одной из основных черт данного персонажа является непредсказуемость его поведения. В каждой конкретно взятой ситуации этот герой ведет себя «как получится». Его морят голодом в гостинице, он находится под угрозой ареста - и он льстит слуге, умоляя его принести что-нибудь поесть. Приносят обед - он начинает прыгать на стуле от нетерпения. При виде тарелки с едой он напрочь забывает о том, как клянчил еду у хозяина. Теперь он превращается в важного господина: «Плевал я на твоего хозяина!». Эти слова можно использовать в цитатной характеристике Хлестакова в комедии «Ревизор». Персонаж постоянно ведет себя заносчиво. Его основные черты - это бахвальство, безответственность.

Грубость

Характеристика образа Хлестакова в комедии «Ревизор» может содержать в себе информацию и о грубости этого персонажа. В этом герое постоянно дает о себе знать показная барственность. Он употребляет слово «мужик» с презрением, как будто говорит о чем-то недостойном. Не щадит Хлестаков и помещиков, называя их «пентюхи». Даже своего отца он называет «старый хрен». Только когда приходит нужда, совершенно другие интонации просыпаются в речи этого героя.

Мотовство Хлестакова

Чтобы подготовить кратко образ Хлестакова в комедии «Ревизор», необходимо дать небольшое описание основным чертам этого персонажа. Одной из его ключевых черт, как было указано, является мотовство. Этот герой постоянно проматывает последние деньги. Он жаждет развлечений, хочет доставлять себе удовольствие - снимать самые лучшие апартаменты, получать лучшее питание. Не брезгует Хлестаков игрой в картишки, каждый день любит посещать театр. Он стремится впечатлить жителей города, произвести фурор.

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» кратко: ложь персонажа

Вранье Хлестакова не знает границ. Н. В. Гоголь мастерски описал своего героя. Хлестаков сначала говорит, и только после этого начинает думать. Окончательно погрязнув во лжи, главный герой начинает и сам верить в собственную значимость. Его речь отрывочна, сбивчива. В беседах с другими он постоянно оговаривается, что ему нечем заплатить за свое жилье. Однако никто не слушает Хлестакова. Например, во время своего разговора с Хлестаковым городничий совершенно не слышит, о чем тот ему стремится поведать. Городничий озабочен только лишь тем, каким образом дать взятку и умаслить «важного гостя». Создается впечатление, что, чем правдивее говорит Хлестаков, тем меньше ему веры со стороны других.

Иван Хлестаков один из главных героев комедии Гоголя Ревизор. Благодаря его образу автору удалось показать нам жизнь в прошлую эпоху, когда в стране судят человека не по качествам его и заслугам перед Отечеством, а по положению. Сейчас мы попробуем описать в образ Хлестакова, главного героя, который стал творческой удачей для писателя.

Хлестаков Иван — это противоречивый и неоднозначный герой, чей образ оказался очень удачен и точен. С одной стороны, Хлестакова трудно назвать мошенником, ведь он не специально называется ревизором, а лишь воспользовался случаем. Но с другой стороны, честный человек никогда бы так не поступил и сразу бы опроверг ошибочное мнение. Но нет же, из-за ошибки высшего уездного начальства, из-за местных трусливых мошенников и воров, была освобождена подлая натура, которая сразу же разгулялась. Причем разыгрался и азарт. Поэтому герой полностью погружается в приписанную ему роль. Другой бы расчетливый человек на его месте получил выгоду и тот час же уехал, особенно если его станут подозревать в обмане, но это не о Хлестакове, который по жизни был азартен и играл до последнего, проматывая все свое состояние.

Каким же предстает перед нами образ Хлестакова?

Автор его описывает как мелкого человека, незначительного чиновника низкого ранга. Это бедный парень двадцати четырех лет, который мог проиграть даже то незначительное состояние, что у него имелось. пишет, что это глуповатый человек, без царя в голове. Он хотел попытать своего счастья в столице, но потерпел неудачу, По дороге домой он проиграл все деньги и ему приходится жить в неком городке, где как раз ждут приезда ревизора. Хлестакова и приняли за него. А тот быстро стал подыгрывать, тем более, ему всегда хотелось быть значительным лицом.

Хлестаков фантазер, лживый человек, который мыслит поверхностно и не думает о последствиях. Заигравшись в ревизора, Иван врет о себе, придумывая небывалые рассказы. В своих рассказах он воплощает свои мечты, придавая им некую реальность. Делает он это с таким убеждением, что даже многоопытный городничий не раскусил лжеревизора и верит ему до конца. Да и сам Иван верит в свою ложь.

Герой — мастер лжи, который без зазрения совести берет у всех деньги, обещая все вернуть. Это человек, который одновременно может ухаживать за дочкой и ее матерью и неизвестно, чем бы вся та история завершилась, если бы Хлестаков не уехал раньше, чем раскрыли обман.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: