Что такое добро? Что такое доброта? Аргументы на тему доброта огэ 15.3

Конспект урока развития речи в 9 классе

Учитель русского языка

и литературы высшей категории

МОУ гимназии № 6

г. Волгограда

Соколова Алла Васильевна

Тема урока : «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему «Что такое доброта?» (задание 15.3)

Цели урока:

    формирование у учащихся навыков написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 15.3);

    выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на заданную тему, приводить примеры-аргументы;

    освоение учащимися понятия «доброта».

Задачи:

- образовательные : расширить и углубить знания учащихся по культуре речи; предупреждать орфографические, речевые и грамматические ошибки, уметь самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

- развивающие : развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, формировать умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

воспитательные : формировать такие нравственные качества учащихся, как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.

Тип урока: урок развития речи.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Актуализация знаний. Работа над построением сочинения - рассуждения.

Структура сочинения-рассуждения (композиция).

Тезис.

Аргументы (доказательства).

Вывод.

Фронтальная беседа.

Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

III. Работа над построением сочинения-рассуждения.

Чтение задания к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

15.3 Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Учитель:

Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики:

Над понятием доброта.

Учитель:

Дайте определение данного слова. (Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо). Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения. Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта - нравственная основа нашей жизни, и мы должны помнить, что человек жив прежде всего не заботой о себе, а стремлением делать добро другим.

Работа над комментарием к тезису: 2-3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Учащиеся приходят к выводу о том, что люди порой забывают о человечности, становятся агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, злыми, что не должно быть в обществе. Они утрачивают чувство доброты.

Примерный текст комментария:

Доброта – одно из важнейших качеств человека. Оно делает его терпимым и отзывчивым, способным проявлять заботу и внимание к другим. Доброта вне времени и пространства.

Словарная работа:

Найти определение слова доброта в Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. (Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.).

Подобрать синонимы к слову доброта. (Добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость).

Чтение текста Н. Гарина-Михайловского учащимися (возможно, учителем или заранее подготовленным учеником).

(1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.

(2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

(10)Жучка, Жучка!

(12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.

(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

(26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28) Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

(По Н. Гарину-Михайловскому)*

Анализ прослушанного текста:

Как связать вступление и основную часть?

Что значит доброта?

Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

1-й аргумент - из прочитанного текста. (Герой рассказа, Тёма, спасает Жучку, которую кто-то бросил в колодец. Мальчик не пугается опасности, напротив, он всячески пытается вытащить животное, думает, что за такой поступок его похвалят родители).

2-й аргумент - из жизненного опыта (это примеры из художественной литературы, в частности, из произведений М.А. Шолохова «Судьба человека», В.Г. Короленко «Дети подземелья», Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», В. Г. Распутина «Уроки французского», из жизни известных людей или знакомых, из собственной жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Примерный вариант 2 примера-аргумента:

В качестве второго аргумента, подтверждающего моё мнение о том, что такое доброта, приведу пример из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, молодая учительница, узнав, в каком трудном положении находится её ученик, старается ему помочь. Помогает она ему не совсем обычным способом. Играя с Валей в «замеряшки», Лидия Михайловна намеренно проигрывает мальчику, чтобы тот мог получить от неё рубль на молоко. Поступок учительницы - пример проявления доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

Приведённые примеры-аргументы подтверждают моё суждение о доброте. Чтобы мир стал светлее, в котором, к сожалению, немало зла, людям надо быть добрее друг к другу. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, как для всеобщей пользы, так и для своей пользы.

Рефлексия.

Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

Домашнее задание.

Написать сочинение – рассуждение на морально- этическую тему «Что такое доброта?», используя предложенный текст.

Примерный вариант сочинения – рассуждения на морально-этическую тему «Что такое доброта?» (задание 15.3).

Что такое доброта? Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. От доброты, действительно, наша жизнь становится светлее и радостнее. Доброта может изменить человека, его отношение к окружающему миру. Это понятие вне времени: доброта будет необходимо людям всегда.

Чтобы подтвердить правильность собственного суждения о доброте, обращусь к тексту Н.Г. Гарина-Михайловского. Герой рассказа, Тёма, превозмогая страх, не страшась опасности, спасает Жучку, своё любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят», - думает в тот момент Тёма.

В качестве второго аргумента, иллюстрирующего моё понимание доброты, приведу пример из жизни. Несколько лет тому назад в нашей стране был создан фонд «Подари жизнь», который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Свой вклад в него может внести каждый, как это сделала, например, одна из его создателей, артистка Чулпан Хаматова. Присуждённую ей Государственную премию она перечислила в благотворительный фонд.

Приведённые в сочинении примеры-аргументы подтверждают моё суждение о доброте и приводят к мысли о том, что доброта - нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек прежде всего жив не заботой о себе, а стремлением делать добро другим.

(По тексту В. Кондратьева)

сочинение-рассуждение

Мне кажется, словами о том, что Сашка не такой, чтобы «над пленным и безоружным издеваться», В. Кондратьев хотел подчеркнуть такие важные качества героя, как великодушие, доброта, умение понять состояние другого человека и посочувствовать ему. Автор показывает способность Сашки увидеть даже во враге человеческое, почти родное, его готовность оправдать и простить его.
Так, в самом начале отрывка показано, что немец

(предл. 2-4).
Герой не может воспользоваться случаем и убить безоружного немца, чтобы с ним свести счёты за своего напарника, попавшего в плен. Так, в предложениях 40-43 автор пишет, что Сашка не видит в немце врага, того, который поднимается из-за пригорка, страшный, просто «нелюдь» какой-то. Он уже видит в нём простого солдата, только в другой форме, одураченного и обманутого.
Подводя итог сказанному, мы можем утверждать, что слова автора о том, как Сашка не может издеваться над пленным и безоружным, являются важнейшей характеристикой героя – показателем его человечности, великодушия.

По моему мнению, доброта – это качество характера, которое можно назвать определяющим в человеке. Это сердечное стремление не принести человеку вреда, не сделать ему больно, не обидеть.
Синонимами к слову «доброта» можно считать такие слова, как «милосердие», «сочувствие», «великодушие», «человечность», а антонимами – «бессердечность», «жестокость», «злость».
Подтверждением сказанному может служить пример из текста В. Кондратьева.

Герой не видит в нём врага именно потому, что он сейчас в полной Сашкиной власти.
Ещё одним примером истинной доброты может служить героиня романа Л.Н. Толстого Наташа Ростова. Девушка, не задумываясь, отдаёт раненым подводы, предназначенные для перевозки вещей из Москвы, которую со дня на день должны занять наполеоновские войска. Для неё тяжело раненные люди намного важнее, чем посуда и мебель. Её искренность устыдила даже мать, которая ранее отдавать подводы никак не хотела.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что доброта – это очень важное качество. Добротой определяется степень человечности в человеке.

Аргументы к сочинению-рассуждению
1.Внутренни
й мир
2.Что
такое
выбор?
Так, в произведении «Герой нашего времени» Лермонтова М. Ю. нам кажется, что Печорин излишне
холоден для роли главного героя. Однако, когда мы читаем дневник Печорина, то узнаем о его чувствах
к Бэле, привязанности к Максиму Максимовичу. За маской безразличия скрывался человек, просто со
стороны нам не ясен смысл его поступков и замыслы. Когда же мы читаем дневник героя, то узнаем его
внутренний мир.
Что такое выбор? Выбор­ это осознанное действие с опорой на разные факты. Порой выбор бывает
очень сложен. От выбора зависит будущая ситуация или жизнь.
Главный герой произведения А.С. Пушкина “Капитанская дочка ‘’­ Петр Гринёв. Герой стоит перед
выбором: остаться верным присяге или стать в ряды Пугачева. Молодой офицер остается верным

подумать и только потом выбрать единственно правильное решение. Часто это решение становится
судьбоносным.
Так, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» мы узнаем о семье Лариных. Татьяна Ларина испытывает
чувства к Евгению Онегину. Девушка первый раз в жизни влюбляется. Она просит совета у няни,
расспрашивает ее о любви. В итоге Татьяна понимает, что долго она ждать не может, она не знает: писать
письмо Онегину или нет. Но эмоции взяли над ней верх, и она сделала выбор – написала письмо. И мы
поддерживаем ее в этом решении, потому что понимаем, что выбор был продиктован чистым чувством,
которое называется искренностью.
3.Доброта Доброта- это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-либо
или чему-либо. Именно это чувство делает нас отзывчивыми и терпимыми,
способными дарить окружающим заботу и любовь. Добро ассоциируется с
милосердием, состраданием, любовью ко всему живому.
И в жизни нередко встречаются примеры проявления доброты. Главная героиня
рассказа А. Платонова «Неизвестный цветок» – девочка Даша. Она заботится о
цветке, выросшем среди камней и глины. Добро возвращается к девочке. Она
наслаждается красотой и благоуханием прекрасных растений, которым дал жизнь
спасенный ею цветок.
Таким образом, настоящее добро бескорыстною. Радуя других людей и ничего
не требуя взамен, мы сами становимся счастливыми. Жаль, что не все это
понимают…
В произведении М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” добро проявляет
Максим Максимыч ко всем и ко всему. Он жалеет Бэлу, помогает Печорину…
Штабс-капитан - очень добрый и искрений человек.
4.Драгоце
нные
книги
Драгоценные книги сопровождали меня с раннего детства. Это и сказки, и
басни, и мифы. Позднее я стал зачитываться произведениями русской и
зарубежной литературы. «Ромео и Джульетта» У. Шекспира-произведение о
любви. Молодые люди так любили друг друга, что предпочли смерть разлуке. Это
творение У. Шекспира показало мне силу большого и искреннего чувства, которое
называется любовь. Произведение, в котором так красиво рассказывается о
любви, для меня бесценно…
5.Дружба О настоящей дружбе рассказывается в произведении И. Пущина «Записки о
Пушкине». Даже когда родная семья отвернулась от поэта, попавшего в
немилость к царю, Пущин не побоялся навестить ссыльного друга в
Михайловском, чтобы приободрить, поддержать, утешить.
В тексте А.И. Солженицына «Матренин двор» мы узнаем о жизни учителя в
послевоенные годы. Желание затеряться где-нибудь подальше от больших
городов привело его в Высокое Поле. В этом селе он жил на квартире у Матрены.

6.Жизнен
ные
ценности.
7.Любовь
8.Матери
нская
любовь
Матрена Васильевна – пожилая одинокая женщина с добрейшим характером. Она
рассказывала квартиранту о своей жизни, о том, что всегда всем помогала.
Учитель и Матрена сблизились, между ними завязались теплые отношения,
дружба. Им было комфортно друг с другом.
Список жизненных ценностей у каждого свой. Главное - понимать, что для тебя действительно важно.
Самая большая жизненная ценность для меня ­ это умение дружить. Иметь настоящего друга –
большое счастье. О настоящей дружбе рассказывается в произведении И. Пущина «Записки о Пушкине».
Даже когда родная семья отвернулась от поэта, попавшего в немилость к царю, Пущин не побоялся
навестить ссыльного друга в Михайловском, чтобы приободрить, поддержать, утешить.
В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» мы узнаем о Чичикове. П.И. Чичиков –
мужчина средних лет, ничем не выделяющийся. Его жизненная цель-получение
прибыли за счет скупки умерших крестьян, мертвых душ. Для этого он делает все:
знакомится с богатыми людьми, помещиками, врет, старается угодить, ездит из
одних уголков города в другие. Им руководит только жажда наживы, простое
желание разбогатеть. Быть богатым – вот что необходимо в жизни Чичикову.
Любовь- это чувство самоотверженной сердечной привязанности. Любовь
свойственна только человеку.
Так, в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка" герой повести Пётр Гринёв
испытывает искренние и глубокие чувства к Маше Мироновой. Ради её любви он
готов драться на дуэли и обмануть Пугачёва. Узнав, что девушка в опасности, он
бросается к ней на помощь, рискуя собственной жизнью.
Таким образом, любовь играет важную роль в нашей жизни. Она делает человека
лучше, сильнее и смелее.
Любовь – это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое
влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет
по­другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже
совершать подвиги.
В романе В.Каверина “Два капитана” Катя Татаринова полюбила молодого пилота Саню Григорьева.
Много испытаний выпало на долю влюбленных: война, непонимание близких, разлука… Когда ее
возлюбленный собрался уезжать, она хотела запомнить его образ в мельчайших подробностях. Находясь
далеко от любимого, испытывая жизненные трудности, девушка мечтала лишь об одном: снова увидеть
любимого человека. И только это чувство помогло ей преодолеть все жизненные невзгоды, выстоять, не
сломаться.
Таким образом, настоящая любовь имеет власть над человеком, она делает его лучше, благороднее,
сильнее.
Любовь – это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Люди,
любящие друг друга, самые счастливые. Они способны на подвиг ради любимого человека.
В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Мария и Пётр любят друг друга. Мария так сильно
любит Гринёва, что не боится ехать к императрице, чтобы уговорить её отпустить Петра, рассказав всю
правду об участии офицера в Пугачевском восстании.
Таким образом, любовь – это самое искреннее чувство одного человека к другому. Люди, которые
любят друг друга, готовы пожертвовать собой, чтобы спасти любимого.
Материнская любовь - это самое прекрасное и сильное чувство. Материнская любовь
многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.
Так, в произведении Бориса Васильева «А зори здесь тихие» Рита Осянина (одна из главных героинь)
вынуждена была оставить маленького сына у своей больной матери. Она очень волновалась за ребенка и
по ночам бегала в город, чтобы увидеть мальчика. В бою с немцами Рита была тяжело ранена. Понимая,
что жить ей осталось недолго, она просит Васкова позаботиться о сыне.
Таким образом, можно сделать вывод, что материнская любовь играет важную
роль в жизни человека. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни,
спасать от опасных болезней. Мать думает о ребенке всегда, заботится о нем,

делает все, чтобы ее ребенок был счастлив.
Материнская любовь­ это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить
чудеса. Мать переживает за своего ребенка, волнуется за него, отдает все силы на то, чтобы ее ребенок
был счастлив.
В произведении Эриха Марии Ремарка ‘’На западном фронте без перемен ” любовь матери Пауля
можно назвать безграничной. Она не спит по ночам, волнуется за своего сына. Когда Пауль приезжает,
заботливая мать готовит ему поесть, несмотря на свою болезнь.
Материнская любовь­ это самая искренняя любовь к своему ребёнку. Мать до последних сил будет
защищать своего ребёнка, пока он не будет в безопасности. Мать будет любить своего ребёнка
всегда.
Читая художественное произведение, человек соприкасается с миром искусства. Хорошее
литературное произведение всегда приоткрывает что­то новое и неизведанное. После прочтения рассказа
«Судьба человека» М. Шолохова я понял значение слова Родина. Родина есть большая и малая. Большая
­ это великая страна, которую защищал А. Соколов, малая – это дом и семья, которые были отняты
войной. Для меня это было маленькое, но все­таки открытие. В этом и заключается сила настоящего
искусства.
Часто неуверенность в себе мешает принять верное решение. Так и случилось с господином NN в
повести «Ася» И.С.Тургенева. Герой не смог отказаться от предрассудков и не сказал о своих чувствах
Асе. Итог – одиночество и лишь мучительные воспоминания о прекрасных моментах, проведенных с
девушкой.
Главный герой произведения А.С. Пушкина “Капитанская дочка ‘’­ Петр Гринёв. Молодой офицер стоит
перед выбором: остаться верным присяге или стать в ряды Пугачева. Дворянин остается верным
присяге, несмотря на то, что его могут убить.
Таким образом, выбор очень важен в жизни человека. Прежде, чем принять решение, необходимо
подумать и только потом выбрать единственно правильный путь. Нравственный выбор часто
определяет дальнейшую судьбу героя.
Так, в произведении Ф. Раззакова «Валерий Харламов. Легенда номер 17» рассказывается про хоккеиста
Валерия Харламова. Он попал в аварию и получил сильные травмы. Врачи говорили, что хоккеистом он
уже не будет. Но Валерий не пал духом. Он продолжил заниматься хоккеем. Валерию пришлось через
многое пройти, проявить силу духа, мужество, выдержку, чтобы попасть на чемпионат мира.
Что такое сила духа? Сила духа ­ это некая сила внутри человека, которая не даёт ему сломаться.
Человек, сильный духом, не отступает ни перед какими жизненными трудностями.
В произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» силой духа обладает П. Гринев. Он не перешел на
сторону Пугачева, не нарушил присягу, несмотря на угрозу смертной казни. На такой поступок способен
только человек, сильный духом.
Таким образом, люди, способные на героические поступки, – это люди, сильные духом. Перед такими
людьми мы приклоняемся и хотим быть похожими на них.
Сила духа помогает иногда выжить. Вспомним поэму «Мцыри» М.Ю.Лермонтова. Ребенку, сбежавшему
из монастыря, удалось не погибнуть, оказавшись в дикой природе. Его вела цель – желание обрести
родной дом. Именно это давало ему жизненные силы.
В повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Жилин ­ яркий пример проявления взаимовыручки. Он
помогает своему сослуживцу Костылину, поддерживает его в плену, организовывает побег для двоих,
переносит товарища на своих плечах.
О счастливых влюбленных рассказывается в произведении О. Генри «Дары волхвов». Несмотря на
неудачу с подарками, Делла и Джим подарили друг другу что­то большее. Они показали, что, несмотря
на все трудности жизни, каждый из них заботится, в первую очередь, о своем любимом человеке, а не о
себе. Каждый из них расстался с самым ценным, что у него было, лишь бы его вторая половина была
счастлива. Я думаю, что это яркий пример того, как людям надо любить, заботиться и не забывать друг о
друге ни на минуту. В мире нет ничего ценнее любви, и никакие подарки, даже самые дорогие, не могут
9.Настоя
щее
искусство
10.Неуверенн
ость в себе
11.Нравсвенн
ый выбор
12.Сила
духа.
13.Взаимовы
ручка
14. Счастье

Понятие «Добро»
Как Вы понимаете значение выражения ДОБРО? Сформулируйте
и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй из Вашего жизненного опыта.

(1)Я что-то не слышал ни об одном мальчишке, который мог бы пробраться на дровяной склад и подойти к Урсу. (2)Но я знаю девчонку Кэт – она может.

(3)Урс огромный. (4)У него шерсть свалялась сосульками. (5)Со лба сосульки спадают на глаза. (6)Урс пострашнее любого волка. (7)У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец. (8)Он с одного жулика сорвал штаны и покусал его будь здоров. (9)Страшно злобный пёс. (10)Но Кэт говорит, что он добряк.

(11)У Кэт не было своей собаки и не было надежды на собаку – она стала присматриваться к Урсу. (12)Расхаживала у дровяного склада и всё посматривала на Урса. (13)А он не обращал на неё внимания. (14)Тогда Кэт подошла к рыжей проволоке и дёрнула так, что раздался звон. (15)В два прыжка Урс очутился рядом. (16)Глаза блестели из-за шерстяных сосулек, и желтоватые клыки грозно обнажились. (17)Он хрипло зарычал, но Кэт стояла на месте. (18)Урс отрывисто залаял и бросился на проволоку, которая прогнулась и зазвенела. (19)В своей злобе он не почувствовал шипов. (20)Кэт приблизила к нему посиневшее лицо и заговорила.

(21)Оказывается, собаку мало кормить. (22)Необходимо, чтобы с ней разговаривали. (23)С Урсом никто не разговаривал. (24)Представьте себе, что мимо вас идёт множество людей и никто вас не замечает, никто с вами не разговаривает. (25)Это потяжелее голода. (26)Честное слово.

(27)Кэт заговорила с Урсом. (28)Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.

(29)Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов. (30)Но он чувствовал в голосе длинноногой девчонки то, чего ему недоставало. (31)Он понимал не слова, а голос. (32)Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе. (33)Он даже наклонил голову набок – это первый признак, что собака слушает, участвует в разговоре.

(34)Злобный пёс стал поджидать Кэт у колючей проволоки. (35)Когда она приходила, Урс неловко махал хвостом, ему это было непривычно.

(36)Она, конечно, приносила ему кое-что, но для такого здорового пса кусок колбасы с хлебом – ровным счётом ничего. (37)Он ждал её не из-за колбасы.

(38)Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и смотрел на неё сквозь шерстяные сосульки. (39)И вместо клыков выпускал кончик языка.

(40)Потом Кэт протянула ему руку. (41)Он зарычал по привычке и тут же поджал хвост – от стыда. (42)Кэт не отдёрнула руку. (43)Она была или очень смелой, или очень доверяла Урсу. (44)Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть. (45)И он зажмурил глаза от счастья.

(46)В один из воскресных дней, когда склад был закрыт, Кэт подлезла под колючую проволоку и двинулась навстречу Урсу. (47)И люди, идущие мимо, заволновались, закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, которая оказалась лицом к лицу со страшным Урсом.

(48)Но она-то знала, что Урс добряк. (49)И он не разорвал её на части, а тёрся кудлатой мордой о её ногу. (50)Кэт усадила огромного пса и стала расчёсывать его гребнем. (51)Она рвала гребень изо всех сил – попробуй расчеши такого! – но Урс не рычал, не огрызался. (52)Терпел. (53)Ему даже было приятно, и он с благодарностью поглядывал на девочку. (54)Она дала Урсу какие-то витамины для глаз. (55)И он лизнул их языком. (56)Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт. (По Ю. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923– 1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Готовое сочинение 15.3 “Что такое добро?”

Что же такое добро? Добро – это все хорошее, положительное, направленное на благо. В нашем современном мире, где итак много зла, добро необходимо абсолютно каждому, будь то человек или животное.

В тексте Ю. Яковлева мы видим, как девчонке Кэт удалось “растопить” сердце кудлатого страшного пса Урса, которого все боялись. Она своими добрыми словами, ласковыми именами, хорошим отношением заслужила доверие и любовь собаки. Пес был рад ее заботе, ее вниманию по отношению к нему, он доверился ей (предложения 41-45), ведь в душе он был добряк и не мог ответить на добро Кэт иначе.

В жизни мы часто встречаемся с проявлением добра. 2018 год объявлен годом волонтера, и мы с одноклассниками решили стать волонтерами. Мы помогаем пенсионерам, у которых никого не осталось: колем дрова, приносим воду, наводим порядок во дворе. Они безгранично благодарны нам за это, а мы счастливы, ведь для нас это несложно. Мир от добрых дел становится чуточку лучше.

Таким образом, добро – это все хорошее, что делает людей счастливыми. Дарите добро окружающим!

Текст для работы
(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (З)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (Ю)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
(13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.
(14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:
(15)- Вон твоя комнатушка.
(16)- Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? - улыбнулся Пряхин. (17)- Каким златом-серебром?
(18)- И-и, милай, - ответила тётя Груня сердито. (19)- Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.
(23)- Почему? - удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела.
(25)- Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?
(По А. Лиханову)

Вариант 1
Доброта - это заботливое, тёплое отношение к другому человеку. Как правило, она проявляется в хороших поступках, цель которых - облегчить или улучшить жизнь людей.
В рассказе А. Лиханова доброту проявляла тётя Груня. Она по собственной инициативе помогала больным и раненым в госпитале (предл. 2). Когда заканчивалось её дежурство, она проводила время рядом с Алексеем, старалась унять его боль (предл. 6). Я считаю главную героиню рассказа очень доброй и чуткой женщиной.
Доброте есть место не только в военное, но и в мирное время.
Недавно я узнал историю девятилетнего мальчика из города Далласа. У него редкое заболевание, и он вскоре потеряет зрение. Этот мальчик составил список мест, которые хотел бы увидеть. Узнав, что у семьи нет денег на осуществление мечты слепнущего сына, на помощь родителям пришли добрые люди. Например, один из пилотов бесплатно отвёз мальчика на Аляску, где тот увидел северное сияние.
Считаю, что доброта - это замечательное качество, благодаря которому все люди становятся лучше.

Вариант 2
Доброта - это качество, которое отличает людей, искренне помогающих другим. Она бескорыстна и часто проявляется в бережном отношении даже к незнакомым людям.
В прочитанном мной тексте А. Лиханова доброта - это отличительное качество тёти Груни. Она делала всё, что было в её силах, чтобы облегчить состояние раненых в госпитале (предл. 4), помогла солдату Алексею победить боль (предл. 11), оставила его у себя жить (предл. 13). Я думаю, тётя Груня - удивительно добрый человек, ведь все её поступки бескорыстны.
Как было бы хорошо, если бы такая доброта жила в каждом нашем действии!

Вариант 3
Доброта - это естественная бескорыстная потребность заботиться об окружающих людях. Для доброго человека не существует «чужих» проблем, потому что он их воспринимает как свои.
Например, в тексте А. Лиханова вахтёрша госпиталя тётя Груня поддерживает и словом, и делом раненого Алексея Пряхина. Она утверждает, что «добро без корысти» (предл. 25), и своим поведением доказывает эти слова. Тётя Груня помогает и Алексею (предл. 6), и остальным больным и раненым (предл. 4), несмотря на то что никто её об этом не просит.
Я знаю и другие примеры доброты. Доктор Янсен из Смоленска погиб, спасая детей из колодца, где скопился метан. Его поступок, я думаю, был продиктован исключительно добротой и заботой о других людях.
Не зря говорят, что из этого качества вырастает красота человеческих поступков.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: