Хозяйственная деятельность. Экономические науки. Предмет и функции экономической теории. Экономика и экономическая деятельность Экономика хозяйственная деятельность людей обществе

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой сочетание двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. экономика международная интеграция Фишер

В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а то и три разных значения.

Во-первых, экономика - это само хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика - это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение их потребностей.

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т.д., а с другой - в соответствующем восполнении жизненных затрат, при этом экономический субъект (человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т.е. путем сопоставления затрат и выгод (что не исключает ошибок в принятии хозяйственных решений).

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и такой форме, что пользование ими оказывается для человека доступным всюду, во все времена. Удовлетворение потребностей в них не требует никаких усилий и пожертвований. Это свободные и даровые блага. Пока сохраняются такие условия, эти блага и потребности в них не являются предметом заботы человека.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.

Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение - процесс определения доли (количества, пропорции), в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в произведенном продукте.

Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен веществ.

Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Согласно марксистскому учению, соотношение и взаимосвязь четырех стадий хозяйственной деятельности выражаются следующим образом.

Производство - основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества, исходный пункт хозяйственной деятельности; потребление - конечный пункт; распределение и обмен - сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается; оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством - появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность в этом продукте и его потреблении.

Хозяйственная деятельность отдельного человека, их групп и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.

Учение о хозяйственной деятельности человека выделяет естественную и социальную среду. Это объясняется тем, что в своей хозяйственной деятельности люди ограничены и обусловлены, во-первых, природой, во-вторых, общественной организацией.

В специальной литературе по экономическому анализу можно встретить десятки самых разных его формулировок. Все определения предмета хозяйственной деятельности можно сгруппировать следующим образом:

  • – хозяйственная деятельность предприятий;
  • – хозяйственные процессы и явления.

При более внимательном рассмотрении этих определений можно заметить, что анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических процессов. Поэтому в последнее время большинство исследователей этой проблемы предметом хозяйственной деятельности считают экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности.

Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем над их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения мероприятий по их использованию.

Вопросы для обсуждения.

1. Известно высказывание Д.Б. Шоу: «Даже если всех экономистов сковать единой цепью, то и тогда они не придут к единому мнению». Что общего и какие различия вы видите в определении предмета науки представителями основных течений экономической мысли?

2. Экономическое моделирование – это один из методов экономики. Если модели считают упрощённой формой выражения реальности, то почему моделирование является необходимым и важным методом современной науки?

3. Определите, какое заключение является позитивным, а какое – нормативным:

· «…в ходе экономических реформ в России особенно сильно цпали инвестиции в экономику…».

· «…реформы в России должны были проводиться постепенно, поэтапно, в течение длительного времени. Поэтапно – чтобы не было таких тяжёлых социальных последствий…».

ЛЕКЦИЯ 2.

Экономика как хозяйственная деятельность. Центральная проблема экономики.

План.

1. Экономика как хозяйственная деятельность.

2. Центральная проблема экономики.

Аннотация лекции.

Хозяйственная деятельность представляет собой объект экономической теории. Само понятие рассматривается с разных точек зрения. Так, хозяйственная деятельность может считаться:

· Процессом общественного производства. То есть процессом превращения экономических ресурсов в товары и услуги. Этот процесс включает в себя труд, предметы труда, средства труда. Такая деятельность отражает взаимодействие человека и природы (производительные силы) и взаимодействие людей между собой в процессе производства (производственные отношения). Объектом науки считаются производственные отношения.

· Некоторые авторы предлагают понятия «хозяйственная среда», которая включает в себя естественную среду (природные ресурсы, трудовые ресурсы) и «социальная среда» (отношения собственности и социальное устройство общества).

· Также экономику можно представить как совокупность видов экономической деятельности и её подвидов (отраслей).

Чаще всего объектом экономической теории считают производственные отношения, которые делятся на организационно-экономические (складываются при организации производства: разделение труда, кооперация, концентрация труда и так далее) и социально-экономические (складываются на базе условий труда, результатов труда и определяются формой собственности).

Цель хозяйственной деятельности – удовлетворение потребностей (материальных, социальных). Удовлетворение потребностей невозможно без экономических ресурсов – труда, земли, капитала и предпринимательства.

Результатом хозяйственной деятельности является благо или продукт труда, предмет, имеющий полезность и удовлетворяющий потребности. Существует сложная классификация благ, но прежде всего это свободные (неэкономические) и экономические блага.



Свободные блага – это блага, доступный объём которых больше потребности в них. Они неограниченны и поэтому бесплатны (воздух, вода, солнечный свет).

Экономические блага относительно ограничены и имеют цену (это невозобновляемые ресурсы и часть возобновляемых).

Значительно место среди благ, необходимых человеку, занимают услуги. Услуги – целесообразная деятельность человека, результат которой проявляется в полезном эффекте. Специфика услуги в том, что она не имеет вещественной формы, но, тем не менее, является результатом деятельности человека.

Экономические блага в своём движении проходят через четыре сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство – превращение ресурсов в товары и услуги.

Распределение – движение товаров и услуг от производителя к потребителю.

Обмен – определяет форму, в которой реализуются продукты труда.

Потребление – использование товаров и услуг для удовлетворения потребностей.

В широком смысле производство – превращение ресурсов в экономические блага. В повседневной жизни это – создание конкретного продукта – сборка компьютера, строительство корабля и т.д. Конкретное производство использует не все ресурсы, а лишь необходимые и доступные.

Факторы производства – это та часть ресурсов, которая используется в производстве. В экономической науке сегодня для характеристики факторов применяют подход неоклассиков, которые выделяют 4 главных фактора : земля, капитал, труд, предпринимательство.

Земля – земли сельскохозяйственного назначения, земли предприятий, лесные и водные ресурсы, полезные ископаемые (возобновляемые и невозобновляемые).

Капитал – накопленные физические ресурсы (здания, оборудование, машины) и финансирование производства экономических благ.

Труд – физическая и умственная деятельность людей, их способность производить блага. Есть близкое понятие – «человеческий капитал» (приобретённые человеком умения, навыки, энергия).

Предпринимательские способности – способность наиболее эффективно использовать все остальные факторы производства, удачно находить возможности создавать новые товары и услуги, новые технологии, новые рынки.

Процесс производства возможен только при условии объединения ресурсов (факторов) производства.

Свойства ресурсов (факторов) производства : они могут обладать взаимозаменяемостью. Очень важно достичь такого соотношения факторов, при котором можно получить максимальный объём выпуска. Например, чтобы добиться максимального урожая зерна, надо комбинировать земельные площади с затратами труда и капитала. Математически это выражается в экономической модели – производственной функции :

Q = f (a1, a2, a3…аⁿ)

Q – количество продукции.

f – функция.

a1, a2, a3 – факторы производства.

Таким образом, производственная функция отражает соотношение между объёмом выпуска и совокупными факторами производства.

В современной науке к вышеназванным факторам добавились новые: информационные и экологические.

Важной особенностью ресурсов является их ограниченность – нехватка ресурсов для одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей в любой момент.

Экономика

Тема: «Экономика, как хозяйственная деятельность и наука о хозяйстве. Предмет экономической теории».

Введение

    Предмет экономической теории

    История развития предмета экономической теории

Заключение

Список использованных источников

Введение

Экономика - сложнейшая сфера жизни общества. Многочисленные и разнообразные ее проявления затрудняют точное определение понятия «экономика». Попробуем рассмотреть наиболее общие представления об этой области общественной жизни, отражающие взгляды ученых-теоретиков и практиков.

В понятии «экономика» необходимо различать его двойное значение. Этим словом принято характеризовать как хозяйственную деятельность, так и науку о закономерностях такой деятельности. Сравните два разных определения, используемых для характеристики одного слова «экономика».

Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономика - наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов. Чтобы лучше понять и усвоить значение каждого из определений, рассмотрим их более подробно, начав со второго.

    Экономика, как хозяйственная деятельность и наука о хозяйстве

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой сочетание двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт, которого принято считать автором популярного термина, вошедшего во все языки мира.

В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а то и три разных значения.

Во-первых, экономика – это само хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того, чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика» и «экономикс». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе – экономическую науку, а точнее – экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Отметим, что прямое употребление англоязычного термина «экономикс» в его рукописном написании не только неудачно, но и даже некорректно. Ведь никто не называет по-русски физическую науку «физикс», а математическую – «математикс», хотя названия этих наук иностранного происхождения. Следовало бы взамен термина «экономикс» употреблять словосочетание «экономическая теория».

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственно системы и представлением об экономики как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение.

Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству, как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использовании средств существования, удовлетворения жизненных потребностей.

    Предмет экономической теории

Экономическая наука зародилась много позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и социология.

Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия – предвестник будущей экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности за последний 150 лет, представления о предмете экономической науки значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» - творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые – экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить, по крайней мере, три заметно отличающихся подхода к формулированию предмета экономики как науки.

Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей создание и использование материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца экономики А. Смита и явно отражены в следующем определении, принадлежащем перу выдающего английского экономиста А. Маршалла: «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния». Спустя 100 лет ограниченность подобной формулировки с позиции современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же, согласно приводимому определению экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обращение, обмен, потребление товаров остаются вне ее поля зрения.

В последние годы получил широкое распространение подход к формулированию предмета экономической науки, основанный на использовании понятия «ограниченность ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и соответствует им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств.

Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский профессор П. Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, автор получившего мировую известность учебника «Экономика», кратко характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и осуществление потребления и производства», «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми», приводя одновременно и другие определения и подчеркивая тем самым, что формулировка предмета экономической науки не может быть ни единственной, ни точной.

Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, уже упоминавшийся профессор П. Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:

    Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

    Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного значения, например машины, технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

    Наука о деловой повседневной жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств.

    Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

    Наука о богатстве.

Соединяя разные подходы, можно придти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П. Самуэльсона и В. Нордхауса выглядит следующим образом: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества». Определение несколько громоздкое, но достаточно всеобъемлющее.

Думается, что можно обойтись более лаконичной формулировкой, определяя экономическую науку как изучающую, каким образом разнообразные ограниченные ресурсы преобразуются в необходимые людям блага, как производятся, распределяются, обмениваются средства жизнеобеспечения.

Существует еще одно оригинальное определение экономической науки. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

    Что следует производить и в каком количестве?

    Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

    Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?

Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как? Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй – технологию, на третий – сферу потребления производимого продукта.

Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произведенный продукт, как увязать производство и потребление.

Так что число вопросов, на которые призвана отвечать экономическая наука, можно увеличить до пяти, как это делают остальные ученые – экономисты: что, как и зачем производить, как распределять и как потреблять продукт производства, использовать его.

Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные, гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство, обращение, потребление товаров) экономические знания глубоко пронизываю всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений – в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе. Экономика тесно взаимодействует с философией, социологией, психологией, правом, историей, географией, информатикой, математикой, с рядом естественных наук.

В повседневной жизни люди сталкиваются с необходимостью покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и государственные бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мало кого оставляют равнодушными изменение цен и инфляционные процессы. Материальное положение людей во многом зависит от состояния дел на биржах, валютных курсов и процентных ставок. Все эти многообразные явления и образуют экономическую жизнь общества. Экономика – это особая сфера общественной жизни. Она функционирует и развивается по собственным законам, отличным от тех, которые реализуют другие формы общественной деятельности – политика, право, культура. Экономика не является сферой приложения сил только профессиональных экономистов, - в ней участвуют все члены общества. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальные потребности людей. Чтобы создать такое богатство, люди используют имеющиеся у них для этого возможности (ресурсы). При этом они вступают во взаимодействия друг с другом.

Люди не только участвуют в экономических отношениях непосредственно, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Таким образом, экономическую науку можно отнести к разряду общественных (социальных) наук, поскольку экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми.

Во всех социальных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не представляет исключения и экономическая наука, ее определяют как науку:

  1. о богатстве;
  2. о видах деятельности, связанных с денежными сделками;
  3. об отношениях при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
  4. о деловой повседневной жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;
  5. об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления.

Если предмет науки раскрывает «что» познается, то метод – «как» познается. Метод не может быть производным, он должен соответствовать особенностям предмета соответствующей науки. Экономические явления нельзя измерить на весах, положить под микроскоп, просветить рентгеновским лучом, их нельзя поместить в лабораторные условия, чтобы провести над ними эксперимент. Экономические процессы не протекают в «чистом» виде. Они вплетены в сложную ткань реальной общественной жизни, оказываясь «окрашенными» в цвета политических, социальных, психологических и многих других явлений. Поэтому в качестве основного средства их познания применяют абстракцию, то есть отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого предмета. Абстракция не уводит от действительности, а напротив, приближает к ней, к тому истинному порядку, который скрывается за нагромождением отдельных фактов и различных событий. В этом состоит практическое значение абстракции и полученных на основе абстрактного анализа понятий, отражающих содержание экономических явлений (экономические категории).

«Товар», «деньги», «цена», «капитал», «заработная плата», «прибыль» - это экономические категории. Каждая из категорий занимает свое место в экономической теории, находясь во взаимосвязи с другими категориями.

Абстрактный подход исходит из необходимости изучения реальных экономических явлений. Факты – исходная база познания экономической реальности. Они могут выступать в виде данных статистики, информации о событиях, поведении людей, различных организаций. Можно взять какую-то ограниченную совокупность фактов и описать их, сравнив между собой. В результате возникнет знание о какой-то отдельной стороне экономической действительности. Такое знание называется относительным (эмпирическим) . Если подвергнуть изучению значительный массив фактов, имеющих отношение к различным сторонам экономической реальности, выявить их внутренние связи и зависимости, то полученное знание будет иметь теоретический характер. Теория – это целостное (системное) знание о предмете науки, выраженное системой категорий, принципов и законов. Теория – более развитая форма знания, чем знание эмпирическое. В экономической науке оба эти вида знания находятся в неразрывном единстве.

Изучая действительность, экономическая мысль общества движется от фактов, их накопления, систематизации и обобщения к формулировке теоретических положений и принципов. Это метод индукции – выведение теоретических положений и принципов из фактов, движение мысли от частного к общему. Работая с фактами, в силу их значительного множества, представляет большую сложность. Чтобы не утонуть в море фактов, осуществить их правильную группировку. Обычно, используют сформулированные, принципы, и, теоретические, предположения, которые называются «гипотезами» . Такой познавательный прием носит название «дедукция» , что означает движения познания от теории к фактам, от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в реальном познавательном процессе их трудно разделить. Они взаимодополняют друг друга, обеспечивая тем самым действенность метода науки.

В экономике особую роль играют количественные зависимости. Они образуют содержание многих экономических явлений. Например, такое явление «доход», возникает только как обязательное превышение над расходами, «спрос» выражается в количестве товаров, которое способны приобрести покупатели по определенной цене. Такая особенность предмета экономической науки обуславливает необходимость широкого применения в ней математики.

Абстрактные обобщения экономических фактов, основанные на применении математики, находят воплощение в моделях . Моделирование – наиболее практичная сторона метода экономической науки.

Экономическая наука имеет сложную структуру . Это отражает сложное строение экономической действительности. Современную экономическую науку можно уподобить дереву, стволом которого является общая теория, а кроной – совокупность частных дисциплин, которые изучают отдельные стороны экономической системы, прежде всего ее отраслевой, функциональный и региональный аспекты.

Отраслевая организация народного хозяйства предопределяет существование таких экономических наук, как:

  1. экономика промышленности;
  2. экономика сельского хозяйства;
  3. экономика транспорта;
  4. экономика строительства.

Особое место в этом ряду занимает «экономика природопользования», поскольку экологические процессы имеют межотраслевой характер.
К функциональным экономическим наукам относятся:

  1. экономическая кибернетика;
  2. бухгалтерский учет;
  3. финансы и кредит;
  4. маркетинг;
  5. менеджмент;
  6. экономическая статистика.

В ряде стран с большой территорией имеются регионы с особыми и иногда весьма различными условиями экономического развития. Это вызывает потребность в региональной экономике как особой науке.

Есть еще один аспект экономического знания – исторический. Он представлен такими науками, как «история народного хозяйства» и « история экономической мысли».

Общая экономическая теория и частные экономические науки неразрывно связаны друг с другом. Теория обеспечивает частные науки принципами, которые воплощают точку зрения экономики в целом и используются в качестве средства познания тех или иных сторон экономической действительности. В свою очередь, знания, добытые частными науками, служат для экономической теории материалом новых принципиальных обобщений.
Вопрос о функциях экономической теории – это вопрос о ее непосредственной применимости, как и любая другая отрасль научного знания, экономическая теория направлена на познание реальных экономических процессов, то есть на раскрытие законов развития экономики, она изучает экономику в целом. Поэтому экономическая теория не раскрывает секретов о способах получения крупных доходов, достижении делового успеха, приемах домашнего счетоводства. Тем не менее, знание экономических основ общества является важным элементом его высокого образовательного и культурного уровня, непременным условием проведения эффективной экономической политики. В этом ее познавательная функция.

Экономическая теория не есть набор готовых правил, рекомендаций, которые люди применяют во всех случаях жизни, сталкиваясь с экономическими проблемами. Скорее всего, она является методом, ориентирующим знанием о соответствующем предмете (методологическая функция). Экономическая теория всегда используется для выработки практической экономической политики. Экономические исследования необходимы для создания различных программ, которые направлены на осуществление проводимой экономической политики, выявление основных тенденций в развитии экономики страны, разработку стратегических экономических прогнозов (практическая функция).

Обобщая эти определения, можно считать, что экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Человечеству и каждому отдельному человеку необходимы определённые условия существования, без которых невозможна жизнь. В 5 классе вы узнали, что всё, что нужно людям для жизни, то, в чём они нуждаются, называется потребностями.

Самые первостепенные из них - потребности в пище, одежде, жилище, т.е. в материальных благах.

    Материальное благо - всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить пользу. Например, одежда, которую мы носим, или вода, которую мы пьём.

Количество потребностей постоянно растёт, они становятся разнообразнее. Человек в XXI веке стремится удовлетворить потребности в получении образования, в медицинском обслуживании, в общении с другими людьми, в различных формах досуга и отдыха и др. Кроме того, он нуждается в услугах продавцов, парикмахеров, мастеров по пошиву одежды, ремонту техники и др. Все эти потребности удовлетворяет экономика.

Слово «экономика» появилось в Древней Греции. У древних греков оно обозначало «искусство вести домашнее хозяйство».

В наше время под экономикой понимают хозяйство в широком смысле этого слова. Экономика - это и домашнее хозяйство, и хозяйство предприятия (фирмы), и хозяйство города, и хозяйство целого государства, и мировое хозяйство. Итак, понятие «экономика» имеет несколько значений.

    Экономика - сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;

    система хозяйствования; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание предметов, товаров или услуг, удовлетворяющих потребности людей.

Главная цель экономической деятельности - удовлетворение потребностей человека. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя потребности людей. Для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению.

Экономика требует от людей рационального (разумного) поведения, умения делать выбор, отвечая на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Именно поэтому экономику всегда называли и называют до сих пор способом рациональной организации хозяйственной деятельности.

Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из четырёх сфер: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Между собой эти четыре сферы связаны экономической деятельностью. К ней относятся множество действий - усилия предпринимателя, работа сталевара или шахтёра, выращивание и сбор зерновых, оказание стоматологических услуг, перевозка грузов и товаров, финансовая или посредническая деятельность и т.д.

Таким образом, у экономической (хозяйственной) деятельности есть важная отличительная черта - это совокупность организованных действий большого числа людей, нацеленных на производство товаров либо оказание услуг с целью получения прибыли.

Виды экономической деятельности

Производство товаров и услуг - основа любой экономики.

    Производство - процесс создания различных товаров и услуг, предназначенных для продажи.

Все виды экономической деятельности подразделяются на производство товаров и производство услуг.

В производство товаров входит большое число подвидов экономической деятельности. Например, обрабатывающие производства включают свыше двух десятков подвидов - от производства продуктов питания до производства мебели, машин и оборудования. И в каждом подвиде производства работают тысячи и сотни тысяч предприятий, фабрик, заводов, фирм и организаций.

В современном обществе значительное место занимает сфера услуг. В развитых экономических странах в ней занято больше людей, чем в сфере производства.

Дополнительное чтение

    Подростки тоже могут участвовать в экономической деятельности. Те, кому исполнилось 14 лет, имеют право устраиваться на работу, заниматься предпринимательской деятельностью. Но только с письменного согласия родителей или тех, кто их заменяет.

    Объясните, почему подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия взрослых.

Производство - это только начало экономических отношений. Необходимо, чтобы товар дошёл до потребителя. Происходит это благодаря распределению и обмену.

Распределение, обмен и потребление

    Отношения распределения - это те отношения, в которые люди вступают в процессе уплаты налогов, получения пенсий, социальных льгот и субсидий, выплаты заработной платы и т.д.

Например, распределение происходит следующим образом. Государство собирает с граждан, предприятий и учреждений налоги, которые поступают в государственный бюджет, а также в специальные организации - фонды. Есть, например, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования. Деньги из Пенсионного фонда выплачиваются пенсионерам в виде пенсий (кстати, в России сейчас 40 млн пенсионеров из 142,9 млн жителей). Деньги из Фонда медицинского страхования поступают в больницы и поликлиники. Из этих денег врачи, медицинские сёстры, другой персонал получают заработную плату; оплачивается пользование электричеством, водой и т.д.; покупаются лекарства, специальное медицинское оборудование.

К отношениям обмена относятся внутренняя и международная торговля. Предметом торговли являются в том числе изобретения, информация, услуги. В процессе обмена заключаются сделки, договоры, контракты. Нанимаясь на работу, человек заключает с предприятием договор: свой труд он обменивает на соответствующее вознаграждение (заработная плата).

В сфере обмена господствует рынок.

    Обмен - купля-продажа товаров и услуг.

    Рынок - общественный механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги.

Рынком движут два механизма - спрос и предложение. Предложение - желание и способность продавцов поставлять на рынок блага для продажи.

Спрос - способность и желание потребителей купить блага.

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся (рыночным) ценам. Рынки бывают разные: небольшой овощной базар, крупный магазин одежды или электроники, рынок ценных бумаг - акций и т.д.

Таким образом, рынок непосредственно связывает производителя с потребителем.

Наконец, в процессе обмена товар (компьютер, трактор, джинсы, пшеница, нефть или газ и т.д.) доходит до потребителя.

    Потребление - использование материальных благ, созданных в процессе производства для удовлетворения потребностей населения.

Таким образом, производство - начало цепочки, а потребление - её конец. Человек потребляет не только пищу или одежду (изнашивая её), но и знания. Сегодня они играют такую важную роль, что современную экономику стали называть экономикой знаний.

Двигателем экономики выступают деньги - всеобщее средство обмена. То есть деньги - это такой товар, на который можно обменять любой другой товар.

Продажа товара - это обмен его на деньги, а покупка - обмен денег на товар. Количество денег определяет желания, потребности, интересы человека и многое другое.

    Интересные факты

    Первоначально роль денег у разных народов выполняли различные товары, например: меха, зерно, скот, позднее - металлы: серебро, золото, медь и др. Со временем начали выпускать бумажные деньги. В XX веке роль денег стали выполнять не только купюры или монеты, но и чеки, банковские карты.

Подведем итоги

В экономической сфере общества происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей.

Основные термины и понятия

Экономика, экономическая деятельность, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение понятий: «экономика», «экономическая деятельность», «производство», «распределение», «обмен», «потребление», «рынок».
  2. В чём состоит значение экономики в жизни общества? Покажите на примерах, как экономика служит людям.
  3. Почему производство считается основой экономики?
  4. Назовите основные виды экономической деятельности. Какова роль сферы услуг в современной экономике? 5*. Как вы думаете, люди вступают в экономические отношения как индивиды или как представители больших социальных групп? Объясните свой ответ.

Практикум


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: