Классный час с презентацией космонавты кубани. Тема: «Кубанские космонавты. Конструктор от бога

Вывод: В этом проекте я ответила на все поставленные передо мной задачи. В этой работе изучены судьбы кубанских космонавтов и летчиков, также кратко рассмотрена история космонавтики. После написания этой работы, я поняла, что наша страна уделяет большое внимание развитию космонавтики (также музеям, посвященным космосу, учрежденьям, которые готовят космонавтов и др.), но подростки мало знают о космонавтике(этот вывод я сделала из опроса). Для того чтобы заинтересовать людей нужно предпринимать действия повышающие кругозор их знаний в области космонавтики.(Я внесла некоторые предложения по поводу этого вопроса, смотреть приложение.) Были произведены исследования, и я убедилась, что космическая тема актуальна в наши дни и будет таковой всегда. Мой проект поможет людям расширить кругозор своих знаний в области космонавтики и возможно даже выбрать будущую профессию, связанную с космосом. Я считаю, что изучение космоса всегда интересно и полезно для всех людей, независимо от их возраста.

Кубанские космонавты

Сценарий


Сл 1-2. Кубань и космонавтика.

ознаменовал начало новой эпохи в истории человечества – эпохи освоения человеком космического пространства.

Полет Гагарина вправе считать подвигом одного человека, но и всего советского народа – конструкторов, ученых, летчиков-испытателей, рабочих конструкторских бюро, внесших свой вклад в становление и развитие отечественной космической науки и техники.

Среди них были и наши земляки, те, кто родился, вырос или трудился

На кубанской земле и прославил ее своими подвигами.

Значительный вклад кубанцев в историю развития отечественной космонавтики сегодня очевиден.







Наш край с космических высот

Во-первых, с Кубанью связана жизнь и деятельность отечественных ученых, работавших в области ракетостроения. Имена Н.Г. Чернышева

(советский ученый-химик, разработчик ракетного топлива, уроженец ст. Казанской), Ю.В. Кондратюка

(один из пионеров теоретической космонавтики, работавший на Крыловском элеваторе ) Г.Я. Бахчиванджи

(испытатель первого самолета с реактивным двигателем, уроженец ст. Бриньковской) были признаны мировым сообществом –

Их именами названы кратеры на обратной стороне Луны Наш край гордится и генеральным конструктором Дмитрием Ильичом Козловым, уроженцем г. Тихорецка.

Во-вторых, по праву сынами Кубани являются космонавты

В. Горбатко, Н. Березовой, В. Севастьянов, Г. Падалка С. Трещёв

В третьих, в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков им. А. Серова и Ейском авиаучилище в свое время прошли подготовку многие летчики-космонавты. Десятки космонавтов бывшего СССР, современной России и зарубежья прошли подготовку в Институте мониторинга земель и экосистем, находящегося в Краснодаре. Первая группа космонавтов СССР, в числе которых был и Ю.А. Гагарин, проходила предполетную практику в Краснодарском аэропорту.

Помимо этого, предприятия Краснодарского края работали

на развивающуюся космическую отрасль страны. «Сатурн» и сейчас производит солнечные батареи, используемые в современной космонавтике.

Тысячью нитей связан наш край с историей развития

23 февраля 1987 года при участии руководства края и поддержке центральных органов в Краснодаре был образован краевой комитет космонавтики, председателем его стал Э.М. Трахов,директор Южнороссийского института мониторингa земель и экосистем, заслуженный деятель науки Кубани и Республики Адыгея,

академик Адыгейской Международной академии наук.

К звездным рейсам ведут нелегкие дороги. Но уже ничто не заставит человечество свернуть с проторенной в космос дороги.

Мы с интересом перечитываем книги о начале космической эры.

Среди звездных имен первого отряда есть имена кубанцев.

Сл 14. Козлов Д.И.

Дмитрий Ильич Козлов родился 1 октября 1919 года в городе Тихорецке Краснодарского края в семье рабочего.

После окончания в Пятигорске в 1937 году средней школы поступил в Ленинградский военно-механический институт.Во время Великой Отечественной войны с 1 июля 1941 года — доброволец Ленинградского народного ополчения, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах в составе 71-й отдельной морской стрелковой бригады. В сентябре 1944 года после третьего ранения, в результате которого он потерял руку, был демобилизован, вернулся в институт и окончил его в декабре 1945 года. За все время работы Д. И. Козлова в «ЦСКБ-Прогресс» было разработано, изготовлено и запущено свыше 1700 ракет-носителей типа Р-7 и около одной тысячи космических аппаратов различного назначения.

Сл 17. Награды

Д. И. Козлов лауреат Ленинской премии, награжден 4 орденами Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, орденом Октябрьской революции, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

В 1989 году удостоен звания «Заслуженный работник промышленности СССР» (нагрудный знак № 1). Д. И. Козлов — почётный академик Инженерной академии РФ, почётный академик Академии технологических наук РФ, заслуженный деятель науки и техники РФ, почётный гражданин города Самары и города Тихорецка.

Сл 18. Чернышев Н. Г.

В ряду крупных ученых в области космонавтики находится исследователь химии ракетных топлив Николай Гаврилович Чернышев — доктор технических наук, инженер-полковник. Его именем назван один из кратеров на Луне.

Один из наших пионеров ракетной техники И.А. Меркулов назвал Н.Г. Чернышева "главным химиком космонавтики«. Основными направлениями его научной деятельности стали исследования новых жидких топлив

Н.Г. Чернышев родился 9 сентября 1906 г. в семье учителей сельской школы станицы Казанской Кавказского отдела Кубанской области. . В 1922 г. он самостоятельно, уезжает для продолжения учебы в Краснодар. В 1924 г. ему вручают удостоверение об окончании 7-й советской школы II ступени (ныне средняя школа № 36). . В августе 1926 г. он становится студентом Донского политехнического института Новочеркасска. Николай Гаврилович активно боролся за установление отечественных приоритетов в области ракетной техники.

Сл 21. Горбатко В.В..

Космонавт России. Родился 3 декабря 1934 года в поселке Венцы-Заря Кавказского района Краснодарского края.

Детство, школьные годы, юность прошли в поселке конезавода "Восход" Новокубанского района Краснодарского края.

После окончания в 1952 году средней школы был призван в Советскую Армию и направлен в авиацию.

Окончил школу первоначального обучения пилотов, а затем в 1956 году Батайское военное авиационное училище летчиков имени А.К.Серова. Служил в авиационных частях Военно-воздушных сил СССР.

В 1960 году зачислен в состав отряда советских космонавтов (1960 Группа ВВС № 1). Проходил подготовку к полетам на кораблях типа Восток и Восход.

С 12 по 17 октября 1969 года совершил первый космический полет в качестве инженера-исследователя космического корабля Союз-7.

После первого космического полета проходил подготовку к полетам на военной орбитальной станции типа "Алмаз".

Свой второй космический полет совершил с 7 по 25 февраля 1977 года в качестве командира космического корабля Союз-24.

Работал на борту орбитальной станции Салют-5 (военная орбитальная станция типа Алмаз).

Свой третий космический полет совершил с 23 по 31 июля 1980 года в качестве командира советско-вьетнамского экипажа на космическом корабле Союз-37

Дважды Герой Советского Союза.

Награжден тремя орденами Ленина,

орденом Красной Звезды, медалями.

Награжден Золотой медалью имени К.Э.Циолковского АН СССР.

Герой Монгольской Народной Республики. Герой Социалистической Республики Вьетнам.

Награжден двумя орденами Сухэ-Батора (Монголия) и орденом Хо Ши Мина (Вьетнам).

Почетный гражданин городов Калуга, Гагарин, Краснодар, Армавир, Терек (Россия), Караганда, Аркалык, Кустанай (Казахстан), Смолян, Сливен (Болгария), Чойбалсан (Монголия

Сл 27-28. Трещев С.Е.

Родился 18 августа 1958 года в поселке Красный Кустарь Волынского района Липецкой области, РСФСР

В 1975 году окончил среднюю школу №15 поселка Холмский Абинского района Краснодарского края.

В 1976 году окончил с отличием техническое училище №78 города Москвы, и получил специальность газоэлектросварщика.

В 1982 году окончил Московский энергетический институт (МЭИ), получил специальность «инженер-преподаватель электроэнергетических дисциплин». Поступил в институт только со второй попытки, в 1976 году.

С 16 сентября 1986 года до зачисления в отряд космонавтов работал инженером 292 отдела ГКБ НПО «Энергия». Участвовал в подготовке космонавтов и проведении эксперимента «Пилот». Испытывал модуль «Квант-2» в качестве испытателя, занимался технической подготовкой и бортовыми тренировками

С 5 июня по 7 декабря 2002 года в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ» и 5-й основной экспедиции МКС вместе с В.Корзуном и Пегги Уитсон.

Во время полета выполнил один выход в открытый космос:
26.08.2002 - продолжительностью 5 часов 21 минута.

Герой Российской Федерации. Летчик-космонавт Российской Федерации.

Награжден

Медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации

Среди наград есть медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» (2003).

Награжден также медалью НАСА «За космический полет»

Сл 33. Кондратюк Ю.В.

В работе, вывел основное уравнение движения ракеты, привёл схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многого другого.

Им было предложено:

использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива;

при полётах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлётно-посадочный корабль (предложение реализовано американским агентством NASA в программе «Apollo»);

использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения КА при полете в Солнечной системе («пертурбационный манёвр»).

Сл 36. Севастьянов В.И.

В 1959 году окончил Московский авиационный институт (МАИ) им.С.Орджоникидзе и получил диплом инженера-механика по самолетостроению. Работал инженером 9-го отдела ОКБ-1.

31 января 1967 года был зачислен в 731-й отдел ЦКБЭМ испытателем (кандидатом в космонавты-испытатели).

С 1 по 19 июля 1970 года в качестве бортинженера КК «Союз-9» вместе с Андрияном Николаевым
Экипаж установил новый мировой рекорд продолжительности полета. Позывной: «Сокол-2».
Продолжительность полета составила 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд.

С 24 мая по 26 июля 1975 года в качестве бортинженера КК «Союз-18» и ОС «Салют-4» (ДОС-4), вместе с Петром Климуком.
Позывной: «Кавказ-2».

Дважды Герой Советского Союза (03.07.1970, 27.07.1975),

Летчик-космонавт СССР (03.07.1970),

Заслуженный мастер спорта СССР (1970).

Награжден

двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (03.07.1970, 27.07.1975), двумя орденами Ленина (03.07.1970, 27.07.1975), медалью «За доблестный труд.

лауреат Государственных премий СССР (1978) и Эстонской ССР (1979).

Орденом «Ожерелье Нила» (Объединённая Арабская Республика, 1970)

орденом Православной Церкви «Преподобный московский князь Даниил» II степени (2000).

общественным орденом Петра Великого (2008), присуждаемым Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка.

Сл 41 Бахчиванджи Г.Я.

Родился 20 февраля по новому стилю 1908 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Грек по происхождению.

Трудовую деятельность начал с 1925 года, в городеПриморско-Ахтарске, где работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолете МиГ-3, провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолёта.

В августе 1941 года откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён двумя орденами Ленина и медалями.

Сл 45 Падалка Г.И.

89-й космонавт России и 384-й космонавт мира, командир космического корабля «Союз ТМ-28» и орбитального научно-исследовательского комплекса «Мир», лётчик-космонавт РФ, подполковник.
В октябре 1979 года окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.М.Комарова. С декабря 1979 служил лётчиком 559-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков в составе 105-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков 61-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 16-й Воздушной армии ВВС Группы Советских войск в Германии.

Краснодарский край, Северский район, хутор Коваленко

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №8

УРОК МУЖЕСТВА

Космонавты Кубани

Классный руководитель

Морозова С.В .

2018 г.

«Кубанские космонавты»

ЦЕЛИ:

Познакомить с космонавтами Кубани;

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, уважение к кубанцам и их достижениям.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    Вступительное слово учителя:

Сегодня мы поговорим о наших земляках – кубанцах, которые внесли свой вклад в развитие Космонавтики и покоряли космические пространства.

II. Человеку звезды расти помогают

Хоть недавно совсем Век Космический начат,

А во многом уже по - развеялась тьма.

и уже мы на многое смотрим иначе,

и наука свои дополняет тома.

Проникает Земля (пусть ей светит удача!)

в мудрый Космос (он полон огня и ума!)

и становится с каждой победой сама

необъятней и ярче, сильней и богаче.

Ковш Медведицы - что экскаватора ковш,

он снести может горы до самых подошв,

на другой материк занести Гималаи...

Как бы ни были звезды от нас далеки,

но их сила вливается в мышцы руки,

человечеству звезды расти помогают!

III. Кубань и космонавтика

«Тысячью нитями связан наш край с историей развития отечественной космической науки и техники. Здесь родились, выросли или трудились многие отечественные ученые, работавшие в области ракетостроения, летчики-космонавты, труженики космодромов Байконур, Плесецк и полигона Капустин Яр. В 1966 году комиссия Академии наук СССР по лунным наименованиям присвоила имена ученых и конструкторов, разрабатывавших пороховые и жидкостные ракетные двигатели, десяти кратерам на обратной стороне Луны. Кратеру № 136 было присвоено имя Н.Г. Чернышева. Так имя казака, рожденное в бескрайних просторах кубанских степей, достигло космических высот. До середины 1980-х годов деятельность ученого - создателя ракетного топлива - было известно лишь в узких кругах специалистов-химиков и ракетчиков. В 1988 году после публикации статьи профессора Т.И. Агаповой «Имя на карте Луны» в газете «Советская Кубань» кубанцы впервые узнали о достижениях своего земляка, фактах из его биографии. Но мало кто знает сегодня о судьбе Чернышева-воина, ушедшего добровольцем на фронт в самом начале Великой Отечественной войны.

Предприятия Кубани еще в советскую эпоху работали на развивающуюся космическую отрасль страны. Краснодарский «Сатурн», например, сейчас производит солнечные батареи, используемые в современной космонавтике.
Десятки космонавтов бывшего СССР, современной России и зарубежья прошли подготовку в Южнороссийском институте мониторинга земель и экосистем, Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков имени А. Серова и Ейском авиационном училище. Первая группа космонавтов СССР проходила предполетную практику в Краснодарском аэропорту. Примечательно и то, что первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин позже передал космическую эстафету кубанским коллегам: в общей сложности, наши земляки дважды Герой Советского Союза В. В Горбатко, дважды Герой Советского Союза В. И. Севастьянов, Герой Советского Союза А. Н. Березовой, Герой Российской Федерации Г. И. Падалка, Герой Российской Федерации С. Е. Трещев почти два года провели в космосе.
Кубань также подарила планете Земля и выдающихся ученых космической эры- Ю. В. Кондратюка, Д. И. Козлова, Н. Г. Чернышева».

Сергей Евгеньевич Трещев – космонавт, Герой Российской Федерации.

Будущий космонавт родился 18 августа 1958г. в селе Красный кустарь,Волынского района, Липецкой области. В 1964 году Трещевы переехали в Краснодарский край. Родители Сергея – Евгений Георгиевич и Нина Давыдовна решились поменять прописку, узнав от родственников, что на Кубани высокие зарплаты и чудесный климат. Глава семейства устроился механизатором в огромной станице Холмская, а мать – кондуктором автобуса.
Первый раз Трещевы поняли, что их сынишка растет неординарным человеком, когда ему исполнилось пять лет. В этом возрасте маленький Сережа пришел учиться в школу. Попытки учительницы выгнать из класса мальчика с пальчик закончились ее полной капитуляцией.

Со второй попытки в 1976 году поступил в Московский энергетический институт (МЭИ), который успешно закончил в 1982, получив специальность «инженера-преподавателя электроэнергетических дисциплин». После два года служил в Советской Армии в должности техника группы регламентных работ по авиационному оборудованию в расквартированной в городе Овруч Житомирской области. С 29 августа работал мастером по энергооборудованию на заводе экспериментального машиностроения.

Награды

    (2004)

    (2003).

    (NASA Space Flight Medal)

Севастьянов Виталий Иванович.

Севастьянов Виталий Иванович (р. 8.7.1935, Красноуральск Свердловской области), лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (3.7.1970, 27.7.1975). Член КПСС с 1963. В 1959 окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе и начал работать в КБ. Кандидат технических наук (1965). В отряде космонавтов с 1967. 1-19 июня 1970 совершил (совместно с А. Г. ) полёт на космическом корабле в качестве бортинженера. Корабль сделал более 286 оборотов вокруг Земли за 424 ч 59 мин, пролетев около 11,9 млн. км. 24 мая - 26 июля 1975 совместно с П. И. Климуком совершил полёт на космическом корабле "Союз-18" в качестве бортинженера. 26 мая 1975 "Союз-18" произвёл стыковку с находившейся на орбите с 26 декабря 1974 научной станцией . Общее время полёта около 63 сут. Находясь в космических полётах (всего 80 сут 15 ч 59 мин ) , С. выполнял программу научно-технических и медико-биологических исследований, а также отрабатывал методику проведения прикладных работ по исследованию природных ресурсов Земли. Действительный член Международной академии астронавтики. Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями.

Летчик-космонавт Виталий Иванович Севастьянов скончался 5 апреля 2010 года на 75-м году жизни в Москве после тяжелой продолжительной болезни. Похоронен на Останкинском кладбище 8 апреля рядом с могилой жены.

В 1970 году В. Севастьянов и А.Николаев на корабле «Союз-9″ осуществили рекордный на то время по продолжительности 18-суточный полет вокруг Земли . Это был 16 запуск советского космического корабля с космонавтами на борту.

Березовой Анатолий Николаевич .

С 1970 года в отряде космонавтов под порядковым номером 107.Единственный полёт совершил с 13 мая по 10 декабря 1982 года на станции Салют-7 (командир экспедиции), взлёт - Союз Т-5, посадка - Союз Т-7. Продолжительность полёта - 211 суток 09 часов 04 минуты 31 секунда. Число выходов в открытый космос - 1. Продолжительность работ в открытом космосе - 2 часа 33 минуты. Отчислен из отряда космонавтов 31октября 1992 года в связи с увольнением из вооружённых сил по возрасту.

Имеет многочисленные награды:

    (1982)

    III степени

    9 юбилейных медалей

    Офицер ( , 1982)

    ( , 1984)

    ( , 1988)

Александр Владимирович Щукин.

Родился 19 января 1946 года в городе Вен, Австрия, в семье военнослужащего.

В связи с постоянными переводами отца по службе учился в различных школах, в том числе в городах Петропавловск-Камчатский и Ленинград.

С 1962 по1964 г. обучался в средней политехнической общеобразовательной трудовой школе №60 с производственным обучением г. Краснодара. По окончании которой, получил свидетельство о присвоении профессии радиомонтёра по ремонту наземной авиаэлектрорадиоаппаратуры.

В 1980 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, получив специальность инженер-механик.

Профессиональная деятельность:

Работал слесарем-монтажником, электрослесарем.В 1966 году работал радиомехаником Краснодарского авиаотряда.

Погиб 18 августа 1988 года в испытательном полете на спортивном самолете Су-26М. Похоронен на Быковском кладбище в г.Жуковском Московской области.

Герой Российской федерации летчик-космонавт Геннадий Падалка.

Геннадий Иванович Падалка закончил в 1979 году. Женат, отец трех дочерей. В свободное время увлекается театром, парашютным спортом и дайвингом.

Порядковый номер – 384 (89)
Количество полетов – 3

Общая продолжительность – 585 суток 06 ч 29 мин 53 с
Число выходов в открытый космос – 8
Продолжительность работ в открытом космосе – 27 ч 14 мин

Дата и место рождения: 21 июня 1958 года, город Краснодар, СССР.

Семейное положение: жена – Ирина Анатольевна, дочери – Юлия, Екатерина, Софья.

Образование: высшее.

В 1979 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) имени В. М. Комарова по специальности «Командно-тактическая истребительно-бомбардировочная авиация».

В 1994 года окончил Международный Центр обучающих систем ЮНЕСКО на факультете «Аэрокосмоэкология» Государственной академии нефти и газа, присвоена квалификация «инженер-эколог» и степень магистра экологического менеджмента.

В 2009 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление», специализация «Государственное управление и национальная безопасность».

Опыт работы: после окончания авиационного училища с декабря 1979 года по апрель 1989 года проходил службу в качестве военного лётчика в частях Военно-Воздушных Сил МО СССР.

К моменту зачисления в отряд космонавтов освоил самолёты Л-29, МиГ-15УТИ, МиГ-17, Су-7Б, Су-7У, Су-7БМ, Су-24. Общий налёт составлял около 1200 часов.

22 апреля 1989 года приказом МО был зачислен кандидатом в космонавты-испытатели в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК.

С июня 1989 по январь 1991 года проходил обще-космическую подготовку в ЦПК. 1 февраля 1991 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С апреля 1991 по февраль 1996 года проходил подготовку по программе полетов на ОК «Мир» в составе группы.

9 февраля 1996 года был назначен командиром дублирующего экипажа по программе 24-й экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-24) и командиром основного экипажа 26-й экспедиции (ЭО-26).

С сентября 1996 по июль 1997 года проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа Э0-24 вместе с Сергеем Авдеевым и Жан-Пьером Эньере (Франция). С октября 1997 года приступил к подготовке в составе основного экипажа Э0-26 вместе с Сергеем Авдеевым. 23 марта 1998 года к подготовке в этом экипаже приступил космонавт-исследователь Юрий Батурин.

Классность: военный лётчик 1-го класса. Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса.

Почетные звания и награды:

Герой Российской Федерации (05.04.1999). Летчик-космонавт РФ (05.04.1999).

Награжден медалью «Золотая звезда» Героя РФ (05.04.1999), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (23.02.2005), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (02.04.2010), лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Горбатко Виктор Васильевич

Горбатко родился 3 декабря 1934 года в поселке Венцы-Заря Гулькевичского района Краснодарского края. После окончания средней школы в 1952 году он поступил и в 1953 году окончил военную авиационную школу первоначального обучения пилотов, а в 1956 году Батайское военное авиационное училище им. А.К. Серова. Далее служба в истребительном авиационном полку 48-й Воздушной армии Одесского военного округа, откуда в 1959 году по собственному желанию был направлен в Москву для отбора в отряд космонавтов. Пройдя все этапы отбора, Виктор Васильевич был зачислен в отряд 7 марта 1960 года на должность слушателя-космонавта Центра подготовки космонавтов ВВС в числе космонавтов первого, "гагаринского" набора. Начались этапы общекосмической и предполетной подготовки.

В 1968 году без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов он окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского.

Свой первый полет в космос В.В. Горбатко совершил 12-17 октября 1969 года по программе группового полета трех кораблей "Союз-6", "Союз-7", "Союз-8" на КК "Союз-7" в качестве инженера-исследователя (позывной "Буран-3") в экипаже: командир корабля А.В. Филипченко, бортинженер В.Н. Волков.

Второй космический полет В.В. Горбатко совершил с 7 по 25 февраля 1977 года по программе "Алмаз" в качестве командира экипажа КК "Союз-24" и орбитальной станции "Салют-5" (позывной "Терек-1") вместе с бортинженером Ю.Н. Глазковым.

23-31 июля 1980 года В.В. Горбатко в качестве командира международного экипажа корабля "Союз-37" (позывной "Терек-1") вместе с космонавтом-исследователем, гражданином Социалистической Республики Вьетнам Фам Туаном совершил свой третий космический полет на орбитальную станцию "Салют-6" по программе экспедиции посещения.

После того как экипаж «Союз – 37″ перешел в помещение станции и немного отдохнул, начался эксперимент «Азола». Азолла, вьетнамский водяной папоротник, самое мелкое из высших растений. Это делает его удобным для опытов по влиянию невесомости на процессы роста и развитие растений, ведь в исследовательский прибор можно было поместить до 20 азол, что повышало достоверность получаемых данных. Кроме того, азолла быстро размножается, и за короткий срок можно исследовать полную смену поколений этих растений. Азолла, растущая на полях, повышает плодородие почвы. Это происходит оттого, что в воздушных пазухах живет одна их разновидностей синезеленой водоросли, которая может связывать атмосферный азот, переводить его в соединения, пригодные для питания растений. Такие качества могут позволить применять азоллу на долговременных станциях для создания экологических систем.

В рамках подготовки к полетам в космос летал на самолетах Як-11, УТИ МиГ-15бис, Л-29, МиГ-17, Ил-14, вертолете Ми-8.

Виктор Васильевич награжден двумя медалями "Золотая Звезда" Героя Советского Союза (1969, 1977), тремя орденами Ленина (1969, 1976, 1980), орденом Красной Звезды (1961), медалью "Золотая Звезда" Героя Монгольской Народной Республики (1971), медалью "Золотая Звезда" Героя Социалистической Республики Вьетнам (1981), орденами и медалями МНР, СРВ, НРБ, ГДР, ПНР, КНДР. Звание "Летчик-космонавт СССР" он получил в 1969 году после первого полета в космос.

Суммарный налет – 30 сут 12 час 48 мин.
Виктор Васильевич женат, имеет двух дочерей.

В Краснодарском историко-археологическом музее имени Е. Д. Фелицына сегодня открылась выставка «Космические маршруты кубанцев» . «Она посвящается 50-летию полета Юрия Гагарина и Году российской космонавтики»,- сообщил корр. ИТАР-ТАСС президент Краснодарской федерации космонавтики Энвер Трахов.
В экспозиции представлены личные вещи кубанских летчиков-космонавтов
Виктора Горбатко, Анатолия Березового, Александра Щукина и Геннадия Падалки , книги и письма ученых Константина Циолковского и Юрия Кондратюка, костюмы. В рамках выставки представлена экспозиция космического питания. «Космические разносолы» любезно предоставили на выставку сотрудники единственного в России Бирюлевского экспериментального завода космического питания. В центре экспозиции личные вещи дважды героя Советского Союза, побывавшего в космосе, Виктора Горбатко. Выступивший на церемонии открытия выставки Горбатко отметил, что «в Краснодаре и на Кубани для космоса делалось многое».

Мерцают созвездья.

Мерцают созвездья в космической мгле,

Заманчиво светят и ясно,

Но люди привыкли жить на земле,

И эта привычка прекрасна.

Космос как море, но берег -

Земля, Равнины ее и откосы.

Что значит земля для людей с корабля,

Вам охотно расскажут матросы.

О море мечтают в тавернах они,

Как узники, ищут свободы.

Но все же на море проходят лишь дни,

А берегу отданы годы.

Я тоже хотел бы на борт корабля,

Созвездия дальние манят.

Но пусть меня ждет дорогая Земля,

Она никогда не обманет.

Итог:

На этом наше мероприятие заканчивается. Но, я надеюсь, не закончится список космонавтов Кубани. Может быть, когда вы вырастите, кто – то из вас станет продолжателем начатого космического дела и прославит новыми подвигами нашу малую Родину – нашу Кубань.

Ольга Давыденко
Интеллектуальная игра-викторина «Вклад кубанцев в отечественную космонавтику»

Интеллектуальная игра-викторина

«»

Цель : выявление у обучающихся полученных знаний в области аэрокосмического образования с учетом регионального компонента.

Задачи :

Пропаганда и популяризация вклада кубанцев в развитие космонавтики и ракетно- космической техники ;

Расширение кругозора обучающихся в области аэрокосмических знаний ;

Воспитание подрастающего поколения на основе лучших традиций и образцов достижений отечественной космонавтики , на примерах и подвигах наших славных земляков;

Формирование и развитие воображения, интеллектуальных и творческих качеств обучающихся.

Применяемые технологии : здоровъесберегающие, игровые, использующие ИКТ

Оборудование : плакаты, мультимедийное оборудование, журналы «Кубань и космонавтика » , портреты кубанских ученых и космонавтов , жетоны.

Ход занятия:

1. Организационный этап (5 мин)

Задачи : эмоционально настроить обучающихся на тему занятия. Обозначить цель и определить его задачи.

/Звучит музыка/

Педагог : Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами занятие пройдет не в традиционной форме, а в форме игры - викторины «Вклад кубанцев в отечественную космонавтику » . Примечательно, что наша игра -викторина проходит в музее авиации и космонавтики .

Выходят ребята с монтажом :

«34 года музею!

Он с каждым годом душой молодеет,

Музей – о науке, о космосе знанья ,

О нашей Земле, и о всем мирозданье!

О космонавтах , кто к нам приезжает,

О людях труда, чьи подвиги знают!

О Горбатко В. В., Севастьянове В. И. знают!

Ими гордятся в родном нашем крае,

Трещеве С. Е., и Падалке Г. И., Березовом А. Н.

И в космос позвал Байконур – космодром .

И ветераны в музей к нам приходят.

В ребячьих сердцах они отклик находят.

И пусть проходят новые вехи,

Мы все желаем музею успеха!

Пусть о музее помнят и знают,

Пусть наш музей в делах процветает!»

Педагог : Космос – мужество , мечта, фантастика, романтика, гордость и патриотизм. Мы с вами создаем модели космических кораблей , рисуем космос и вы познаете радость от сделанной ракеты или марсохода. Вы исследователи, открыватели мира, так пусть перед вами открывается мир космоса через наши виртуальные экскурсии. В ходе викторины вы узнаете о небе, о звездах, о людях, посвятивших себя космосу .

2. Основной этап (время 40 минут)

Задачи : закрепить знания о деятельности ученых и космонавтах в области отечественной космонавтики , расширить кругозор.

Педагог : Сегодня мы с вами вспомним, кто из наших кубанцев внес достойный вклад в развитие космонавтики и ракетно- космической техники . И мы отправимся с вами в увлекательный космический полет . Надеть скафандры.

Ребята : Есть надеть скафандры (ребята делают движение руками сверху вниз)

Педагог : Включить моторы.

Ребята : Есть включить моторы (поворачивают правую руку)

Педагог : Сделать продувку.

Ребята : Есть сделать продувку (поднимают правую ногу и опускают)

Педагог : Включить зажигание.

Ребята : Есть включить зажигание (поднимают левую ногу и опускают)

Педагог : Ракету на старт. Начинаем отсчет. (Звучит музыка)

Педагог : Пуск! (Звучит музыка)

Начинается показ презентации «Кубань и космонавтика » .

Педагог : И так, мы начинаем нашу викторину. За каждый правильный ответ Вам выдается жетон. За неправильные ответы жетоны вычитаться не будут. В конце викторины мы подведем итог и наградим самых умных.

Викторина (Приложение)

1. В 2011 году исполнилось 40 лет общественному движению «Кубань и космонавтика » . Кто стоял у его истоков? Кто являлся научным руководителем?

Ответ : Идея создания движения, так же как и его название «Кубань и космонавтика » принадлежит известному ученому академику АНСССР В. П. Глушко. С 1971 года его вдохновителем, научным руководителем стала профессор, доктор исторических наук Т. И. Агапова (фото)

2. Кратеры на Луне названы именами ученых и космонавтов , трех из них называют «Лунными братьями» . Назовите их.

Ответ : Кратер имени Н. Г. Чернышева – создателя ракетного топлива. Кратер имени Г. Я. Бахчиванджи – летчика-испытателя БИ-1, первого в мире самолета с жидкостным реактивным двигателем. Кратер имени Ю. В. Кондратюка – физика-теоретика (фото)

3. Когда была создана на Кубани Краснодарская региональная общественная организация «Федерация космонавтики Кубани » ?

Ответ : 2 июня 2005 года была создана «Федерация космонавтики Кубани » , ставшая наследницей и продолжателем движения «Кубань и космонавтика » . Возглавил ее президент академик Э. М. Трахов (фото)

4. Назовите космонавтов Кубани .

Ответ : Горбатко В. В. – дважды Герой Советского Союза, Севастьянов В. И. - дважды Герой Советского Союза, Березовой А. Н. - Герой Советского Союза, Падалка Г. И. и Трещев С. Е. – Герои Российской Федерации (фото)

5. Кто из космонавтов Кубани несколько раз летал в космос ?

Ответ : Горбатко В. В. (3 раза, Севастьянов В. И. (2раза, Падалка Г. И. (5раз) (фото)

6. Кто из космонавтов Кубани совершил самый длительный в истории космонавтики полет ?

Ответ : 12 мая 1982 года в космос полетел А . Н. Березовой, он 211 суток пробыл в космосе на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют-7» - «Союз» . В истории космонавтики в то время это был самый 1 длительный полет (фото)

7. Какие уникальные эксперименты проводил наш земляк, Герой России Г. И. Падалка на орбитальной станции «Мир» и МКС?

Ответ : На станции «Мир» Г. И. Падалка выращивал пшеницу (вместо 100 зерен целых 508) . На Землю привез перепелят, вылупившихся в космосе . А на МКС вырастил овощи (фото)

8. Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. А. К. Серова (КВВАУЛ) дало путевку в космос многим российским и зарубежным космонавтам . Перечислите космонавтов-выпускников КВВАУЛ .

Ответ : Отечественные - В . М. Комаров, В. В. Горбатко, Е. В. Хрунов, Г. С. Шонин. Зарубежные – Берталан Фаркаш (ВНР, Фам Туан (Вьетнам, Абдул Ахад Моманд (Афганистан) (фото)

9. Как связаны космодромы Байконур , Плесецк и Капустин Яр с Кубанью ?

Ответ : Ветераны космодромов Байконур , Плесецк и Капустин Яр живут на Кубани и активно пропагандируют достижения Отечественной космонавтики .

10. Кто из космонавтов- кубанцев удостоен звания ?

Ответ : в 1969 году В. В. Горбатко было присвоено звание «Почетный гражданин города Краснодара» с удостоверением №1. В 1998 году Г. И. Падалка так же был удостоен этого звания.

11. Как связан первый космонавт планеты Ю . А. Гагарин с Кубанью ?

Ответ : В 1960 году вместе с Быковским В. Ф., Нелюбовым Г. Г., Николаевым А. Г., Поповичем П. Р., Титовым Г. С. проходил свою практику в Краснодарском аэропорту. 27.09.2001 года там была открыта мемориальная доска с барельефом Ю. А. Гагарина в год 40-летия космической эры , созданная краснодарским скульптором В. А. Ждановым. Она была установлена на доме, где в 1960 году жил первый космонавт планеты . 11.04.2011 года на улице Гагарина (с 2.04.1968 г. улица Совхозная переименована в улицу имени Ю. А. Гагарина) на здании ЗАГСа установлена мемориальная доска. Ежегодно на Кубани проходят городские и краевые Гагаринские чтения. В Сочи, где Ю. А. отдыхал с семьей, растет дерево Дружбы, первую прививку цитрусовым сделал именно он.

12. Именами наших земляков-исследователей космоса названы улицы Краснодара. Перечислите улицы, и когда произошло переименование.

Ответ : 6 июня 1996 года решением городской Думы было присвоено в год 90-летия создателя ракетного топлива уроженца станицы Казанской имя Н. Г. Чернышева. Решением городской Думы одна из новых улиц города Краснодара с 18 мая 1995 года стала носить имя летчика-испытателя Г. Я. Бахчиванджи (фото)

13. Как была увековечена память кубанцев-исследователей космоса и авиации в их родных станицах?

Ответ : В станице Крыловской был создан мемориальный комплекс физику-теоретику Е. В. Кондратюку, в 1925-1926 годах он работал здесь на Крыловском элеваторе и создал свои основные труды. В станице Казанской мемориальный комплекс создателю ракетного топлива Н. Г. Чернышеву. В станице Бриньковской – летчику-испытателю Г. Я. Бахчиванджи, совершившему первый полет на первом советском реактивном самолете

14. В каких краснодарских школах учились кубанцы исследователи космоса ?

Ответ : Н. Г. Чернышев в 7 трудовой школе (ныне гимназия № 36, Г. И. Падалка в СОШ № 7, 57 поселка Пашковский г. Краснодара.

15. Кому из выдающихся исследователей космоса принадлежат слова : «Космонавтика сегодня – это передний край не только научного и технического прогресса, но и политики и международных отношений. Именно поэтому мы высоко ценим и всемирно поддерживаем работу, проводимую в крае»?

Ответ : академику В. П. Глушко.

16. Когда был открыт музей авиации и космонавтики гимназии № 72 имени В. П. Глушко? Ответ : 27 октября 1977 года к 20-летию запуска первого искусственного спутника Земли.

17. Назовите кубанских поэтов , композиторов, отразивших в своем творчестве космическую тематику .

Ответ : поэты - К. А. Обойщиков, В. А. Бакалдин, В. А. Домбровский, Г. С. Гоц, А. Г. Богданович, В. М. Лукашенко, В. Г. Саакова. Композиторы – А. Г. Попов, В. Д. Пономарев, В. С. Левашов.

18. Где с 1957 года в городе Краснодаре через телескопы велись наблюдения за искусственными спутниками Земли?

Ответ : В Краснодарской станции, расположенной на крыше Кубанского государственного университета. Она стала одной из лучших в стране визуально-оптических станций наблюдения искусственных спутников Земли.

19. Какие предприятия города Краснодара работали и работают на космонавтику ?

Ответ : ОАО «Сатурн» (изготавливают аккумуляторы, солнечные батареи, РИП и ЗИП (изготавливают измерительные приборы, завод «Каскад» (создание передвижных КУНГИ – закрытые машины для всех видов радиосвязи, завод «Тензоприбор» (выпускал электропневматические клапаны для авиации и ракетостроения, «Компрессорный завод» (изготовление компрессов различных видов и мощности, «завод им. М. Седина» (изготовление деталей к электронным вычислительным машинам) .

Педагог : Внимание! Внимание! Приготовиться к полету на Землю! (Звучит музыка)

Педагог : Справа астероиды.

Ребята делают наклон налево.

Педагог : Астероиды слева.

Ребята делают наклон вправо.

Педагог : Внимание Черная дыра!

Ребята делают поворот вокруг оси.

(Звучит музыка)

3. Заключительный этап : (время 5 мин.)

Задачи : Подвести итог игры-викторины. Оценить деятельность каждого обучающегося.

Педагог : Наше космическое путешествие подошло к концу, вы все сегодня себя проявили настоящими знатоками вклада кубанцев в отечественную космонавтику . Давайте подведем итоги нашей викторины и наградим лучших знатоков.

(Идет награждение победителей) .

Педагог : Ребята, Вы отлично справились с сегодняшним заданием. Вас можно принимать в отряд космонавтов . До новых встреч, дорогие друзья!

(Звучит музыка)

Сегодня – День космонавтики. 52 года прошло с момента исторического первого полета Юрия Гагарина.

Сейчас своими космонавтами гордится и Кубань – это Виктор Горбатко, Виталий Севастьянов, Анатолий Березовой, Геннадий Падалка, Сергей Трещев.

Так повелось, что миром правят штампы. Россия в понимании иностранца – медведь, водка и матрешка. А наш край представляется некубанцам только житницей, здравницей и местом проведения в скором времени Олимпиады. Такой угол зрения не подразумевает, что наша земля дала не только стране, но и всему миру людей, без которых трудно, а может быть, и нереально представить, например, современную космонавтику. Вы тоже этого не знали? Тогда разрешите представить вам еще одну сторону Кубани – космическую.

Где может начаться знакомство с космонавтом? Конечно, в аэропорту. Под мелким противным дождем мы, ежась, пробегаем в зал прилета. Для нас это особенный день. Мы встречаем летчика-космонавта, Героя Советского Союза Анатолия Березового, который прилетает на празднование Дня космонавтики на малую родину, на Кубань. Мы – это корреспонденты и президент Федерации космонавтики Кубани, академик Российской академии космонавтики им. К. Циолковского и Нью-Йоркской академии наук, близкий друг Анатолия Березового и многих других советских, российских и иностранных космонавтов Энвер Трахов.

– Рейс не задерживается. Так что все в порядке, – Энвер Махмудович внешне спокоен, как пилот перед полетом. Но тут оборачивается, и его лицо озаряется улыбкой:

– Какие люди! Сам Григорий Хаустов прибыл.

Для Героя Советского Союза, летчика, на счету которого только боевых вылетов 734 (Египет, Мадагаскар, Афганистан прошел), полковника запаса Хаустова эта встреча так же неожиданна.

– Я в Москву лечу. А ты, Энвер, что в аэропорту делаешь? Толика встречаешь?! А я и не знал, что он прилетает. Вот так дела. Я тоже успею его увидеть, – радуется Григорий Павлович и тут же немного огорчается. – Эх, знал бы, что однокашника встречу, обязательно захватил бы по «пятьдесят».

И Березовой, и Хаустов окончили легендарное Качинское летное училище и знают друг друга уже полвека. Тем временем самолет сел. Если бы не друзья высокого, в прямом смысле, гостя, то я не узнал бы в скромном, невысоком мужчине с военной выправкой прославленного кубанского космонавта.

– Здравствуйте. Спасибо, что встретили. Можно я с Гришей и Энвером немного поговорю, а потом поедем в федерацию, там и пообщаемся, – улыбается Анатолий Николаевич.

Кажется, что для этих людей время остановилось. Воспоминания, рассказы об общих знакомых, планы на празднование 12 апреля. Только объявление на рейс до Москвы, которым улетал Григорий Хаустов, смогло прервать душевный разговор.

– Гриша писал рапорт с просьбой принять его в отряд космонавтов. Как он говорит, указал, что согласен лететь на Луну даже без возвращения, если Родине надо будет. Но по здоровью не прошел, – провожает глазами друга Анатолий Березовой. – А вообще, летчики не делят небо – оно общее для всех.

– Но ведь космонавты – это элита. Разве нет? – недоумеваю я.

– Самые, как принято сегодня говорить, крутые – это испытатели. Их работа – постоянный риск. Без них никакие полеты в космос невозможны, – о том, что он сам летчик-испытатель, Анатолий Березовой тактично умалчивает.

Помещение в Доме ученых, где располагается краевая Федерация космонавтики, – это место, где можно по-настоящему оценить вклад кубанцев в освоение просторов Вселенной. Фотографии, журналы, плакаты, кипы папок архивных документов – концентрированная история.

Пятерых космонавтов дала миру наша Кубань. Как же не сказать о каждом отдельно! Ведь даже за скупыми строчками биографий просматриваются неповторимые и героические судьбы.

Безусловно, космонавты – это наша гордость. Но, как говорят сами покорители пространств, за каждым полетом стоит труд тысяч людей. Они не так знамениты, а порой и вовсе неизвестны. Но без них ничего бы не было. Например, как можно оценить вклад в освоение космоса Юрия КОНДРАТЮКА? Он родился еще в конце позапрошлого века. Хлебнул горя в Первую мировую. Прошел через хаос революции и Гражданской войны. Всю жизнь боялся, что кто-то узнает о его звании прапорщика царской армии, – тогда репрессии не избежать. На Кубани Юрий Васильевич оказался в середине 1920-х годов. Здесь работал смазчиком и прицепщиком вагонов, потом трудился на элеваторе. Но тяжелая жизнь не сломала Кондратюка. Даже не зная о трудах Циолковского, он сам вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе. Он на несколько десятилетий раньше американских спецов из МАБА обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полет на орбиту Луны – старт на Луну с орбиты – возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем – полет на Землю. Чего стоит хотя бы тот факт, что после полета на Луну американский астронавт Нил Армстронг специально приехал в Новосибирск и у стены дома, где в последние годы жил и работал Юрий Кондратюк, набрал горсть земли: «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт». Когда началась война, Юрий Кондратюк пошел добровольцем на фронт и 25 февраля 1942 года погибу деревни Кривцово Калужской области.

Имя Николая ЧЕРНЫШЕВА, уроженца станицы Казанской Кавказского района, стоит в одном ряду с такими великими людьми, как Королев, Тихонравов, Лангемак, Галушко. Николай Чернышев считается одним из основателей химии ракетного топлива. Его жизнь прошла в постоянной борьбе, в которой он доказывал жизнеспособность своих изобретений. А вокруг шли репрессии. Даже неосторожное слово, не то что смелое научное решение могло стоить жизни исследователям. Но, несмотря на это, Чернышев участвовал в разработке реактивных снарядов для «Катюши». Вместе с неугодным власти академиком Михаилом Тихонравовым защищал новые подходы в ракетостроении, которые впоследствии и были приняты на вооружение. В конце концов время расставило все по своим местам. И правы оказались те коллеги, которые называли Николая Гавриловича главным химиком космонавтики.

«Без полетов Григория БАХЧИВАНДЖИ, возможно, не было бы и 12 апреля 1961 года», – эти слова Юрия Гагарина выложены на стене средней школы в станице Бриньковской Приморско-Ахтарского района. Григорий Яковлевич – первый испытатель ракетного истребителя БИ-1. Мало кто знает, но всего за полтора месяца, которые успел повоевать Григорий Бахчиванджи с начала войны до того момента, как его отозвали для испытаний новой техники, он успел совершить 70 боевых вылетов и сбить шесть самолетов противника. Это в начале войны, когда в небе безраздельно властвовали фашистские асы! 15 мая 1942 года летчик-испытатель Бахчиванджи выполнил первый полет на истребителе с жидкостно-реактивным двигателем – прототипом того, который вывел корабль Гагарина на орбиту нашей планеты. Погиб Григорий Яковлевич 26 марта 1943 года, когда при испытательном полете машина неожиданно вошла в пике и врезалась в землю.

Еще один наш земляк, летчик-испытатель Александр ЩУКИН погиб 18 августа 1988 года во время тестового полета на Су-26. Александр Владимирович тоже мечтал о космосе. После окончания 60-й школы в Краснодаре он поступил в Качинское авиационное училище. После службы в армии, где освоил более полусотни типов самолетов, он пошел в летчики-испытатели. А в июле 1977 года был зачислен в группу специальной космической подготовки по программе «Буран». Он жил только небом. Постоянно участвовал в испытаниях техники, предназначенной для полетов в космос, и ждал своего звездного часа. Но тот испытательный полет на Су-26 стал роковым.

Уроженец Тихорецка Дмитрий КОЗЛОВ известен как ведущий конструктор знаменитой ракеты Р-7. Чтобы перечислить все достижения и награды этого человека, потребуется специальный выпуск нашей газеты. Ограничимся лишь несколькими званиями, которые скажутсами за себя: дважды Герой Социалистического Труда, членкорреспондент РАН, профессор, бывший начальник и Генеральный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро и так далее.

– Интересно? Еще бы. Такие люди, такие личности – дух захватывает. И кто скажет, что Кубань – не космический регион? – прерывает мое изучение истории Кубани во вселенских масштабах Энвер Трахов. – Кстати, наши земляки уже давно застолбили места в космосе. На Луне есть кратеры имени Бахчиванджи и Кондратюка. Правда, и заплатили за место в истории они сполна. Но небо того стоит.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: