Пересечение границы с монголией на автомобиле. Как мы проходили монгольскую границу. Медицинская помощь и страхование

2 0

Степь - открытая всем ветрам, безбрежная и бесконечная. В своём древнем величии она чем-то похожа на море. Даже травы здесь колышутся, как волны, а степные птицы парят, словно чайки над водной гладью. Именно здесь, в этих местах, близь небольшой речки Аги, и родился мальчик по имени Алдар. Ему суждено было стать военным матросом и совершить подвиг, о котором заговорила страна.

- Привет всем! У меня всё отлично. Служба идёт понемногу. Попал я во Владивосток, в 51-ую учебную школу, в доблестную девятую роту. Определили меня на корабль. Много писать нечего. Короче жив, здоров. Ваш Алдар.

Трагедия на эскадренном миноносце "Быстрый" случилась 24 сентября 2010 года. В то раннее утро корабль готовился к боевому походу. До выхода в море оставалось всего два часа. В четыре утра вахтенные заступили на дежурство, командиры отдавали последние распоряжения. И вдруг топливо хлынуло в машинное отделение. Как выяснилось позднее, один из матросов накануне не докрутил заглушку на трубопроводе. Горючее под высоким давлением вырвалось наружу и запылало, достав до светильника. Машинисты котельной команды, среди которых был и Алдар Цыденжапов, начали экстренно выводить энергоустановку из работы. Алдар находился в самом эпицентре пожара. На нём горела одежда, в дыму нечем было дышать, но он продолжал перекрывать клапан питания водой главного котла, чтобы предотвратить его взрыв.

Павел Осетров, матрос эсминца "Быстрый": "Он последний выходил, потому что не легко этот клапан крутится. Там давление воды давит. И сложновато, усилия надо. До сих пор всё это в голове крутится. Этот весь пожар, эти действия наши. Потом он в медблоке говорил "Мне до дома два месяца осталось".

В машинном отделении матрос Цыденжапов задержался всего на девять секунд дольше, чем остальные. Но именно эти секунды и спасли эсминец "Быстрый" и более 300 членов его экипажа от неминуемой гибели. Сам же Алдар получил ожоги, не совместимые с жизнью, и через четыре дня скончался в главном госпитале Тихоокеанского флота.

Владимир Пискайкин, заместитель командира 36 дивизии ракетных кораблей Тихоокеанского флота по воспитательной работе, капитан первого ранга: "Горя в огне, выполнить то, что тебе предписано, спасти других, не думая о себе - это очень сложно. Это практически, невозможно, а он смог. Он смог, и в этом величие его подвига. Он навечно внесён в списки воинской части, в списки эскадренного миноносца "Быстрый".

На последних армейских фотографиях он в тельняшке и бескозырке. Матрос и герой, но взгляд совсем ещё детский. Именно таким, 19-летним мальчиком его теперь и будут вспоминать и через 10 лет, и через 20, и даже через 50.

"Каждый вечер фотографии с папой смотрим, вспоминаем... Какой он рассудительный был всегда, прежде чем что-то сказать, всегда подумает. Бывает, дети что не попадя говорят, ляпнут, а Алдарка почему-то совсем другой был, не знаю. Отличался от детей остальных".

Всю свою жизнь Билигма Цыденжапова проработала медицинской сестрой в детском саду "Солнышко", что в посёлке Агинское. У неё на глазах выросли и собственные дети - Ирина, Булат, Арюна и Алдар, а сейчас подрастают внуки - трёхлетняя Сандита и пятимесячный Жаргал. Характер, считает Билигма, у каждого ребёнка свой. Даже двойняшки Арюна и Алдар хоть и родились в один день 4 августа, всегда отличались друг от друга, как небо и земля. Арюна - шустрая, общительная и хулиганистая: то новую тюль в лапшу изрежет, то мастикой стены вымажет. Алдар же напротив, спокойный и скромный, но за сестру всегда заступался.

Билигма Цыденжапова, мама Алдара: "Всегда обижался, когда начнут её ругать. Глаза большие, полные слёз".

У них был общий день рождения, общие интересы и общие друзья. И они почти никогда не расставались. Вот и в армию, в далёкий Владивосток брата на Читинском вокзале провожала сестра, успевшая стать студенткой.

"Было такое, как будто, я в последний раз его вижу. Заплакала. А он: "Ты что плачешь, я же скоро, через год уже вернусь". А сам друзьям говорил, у него такое предчувствие что ли было: "Защищайте Арюнку, пока меня нет. А вдруг меня не будет, если что-то случится будьте рядом всегда с ней".

В средней школе №1 посёлка Агинское младших Цыденжаповых запомнили очень дружными. На уроки брат и сестра всегда шли вместе, из школы тоже. Алдар помогал Арюне нести портфель.

Валентина Черникова, учительница начальных классов: "Он запомнился таким живым, маленьким, как живчик такой. Не могу сказать, что ему давалось всё легко. Поэтому он очень был упорный, настойчивый и всего-всего добивался".

Как говорят и одноклассники, и учителя, парнем Алдар был довольно скромным и не очень-то разговорчивым. Несмотря на застенчивость, друзей у Алдара было много. И если кому-то нужна была помощь, он всегда отзывался. Потому и к нему в дом ребята приходили с удовольствием и не только на праздники. К примеру, колоть дрова к Цыденжаповым могло собраться человек 10.

"Большая куча. Со всех сторон обойдут, у всех колуны свои есть. И они буквально там за час-полтора большую машину расколят. И ещё два часа давалось на то, чтобы они всю эту машину сложили. А папа просто выходил на улицу, смотрел. Или, например, кушать готовил, чтобы их накормить".

"Он мне везде помогал. И снег убрать, и дрова занести, и по хозяйству, полностью он помогал. Я выйду работать, и они со мной вместе были. Что в лес мы по ягоду поедем, он с нами с удовольствием ездил, ягоду собирать и по грибы, и на рыбалку ездили раньше".

Любое начатое дело, говорит отец, Алдар обычно доводил до конца. Если уж начнёт складывать поленницу, то пока не закончит, никуда не уйдёт.

Батор Цыденжапов, папа Алдара: "Я в детстве такой - же был. Если начал убираться, родители меня зовут на обед, я пока не сделаю, не уходил никуда. Всё до конца делал. И он такой же упёртый. Сделает, а потом уходил куда-нибудь".

Крепость характера чувствовалась в Алдаре уже с детских лет, если что задумал, никогда не отступит. Поэтому и с мнением его, вспоминают учителя, одноклассники всегда считались.

Туяна Балданова, классный руководитель: "Всегда к нему прислушивались, хотя я и не могу сказать, что он был отличником. Обыкновенный ребёнок - и двойки были, и пятёрки. Но вот сейчас хочу сказать, что он отличался. Он был настойчивее, терпимее. Всегда имел мнение на что-то. Все хотели поступать, все хотели в хорошие вузы. А он всегда говорил: "Я сразу поступать не пойду, я пойду служить в армию. У него желание было - пойти в армию. И не просто так, а в элитные войска - военно-воздушные или морской флот".

Старший брат Алдара говорит, что у них дома до сих пор лежит жетон с надписью "Вооружённые силы", братишка нашёл его ещё маленьким, играя у реки и берёг, потому что с детства мечтал об армии. Парнем был крепким и спортивным. Летом играл в теннис и футбол, зимой любимым занятием для Алдара и его друзей становился хоккей. Свидетели хоккейных баталий - старенькие коньки, до сих пор хранятся у родителей.

Булат Цыденжапов, брат Алдара: "Постоянно на каток ходили. Снег, когда упадёт, они всё уберут. Там администратор есть у хоккейной коробки, они ему говорили: "Мы снег уберём, а ты нам хотя бы на час дашь, чтобы покататься, коньки". Они уберут - человек восемь-десять было друзей хороших таких, близких, и зимой постоянно в хоккей играли".

Накануне Дня защитника Отечества в посёлке Агинское теперь каждый год будет проходить турнир по хоккею памяти Героя России Алдара Цыденжапова. И уже новые, подрастающие мальчишки смогут испытать себя на выносливость и силу духа.

Ананда Дондоков, глава городского округа "Посёлок Агинское": "Конечно же, Алдара не вернёшь, но, наверное, он стал своего рода флагманом для нынешнего поколения. Показал, что есть ребята, которые могут достойно защитить честь Родины. Это не пустые слова. Мы гордимся".

А между тем, родные вспоминают, что когда Алдара призывали в армию, то в моряки поначалу не брали, не было возможности. Но он настоял и даже отца к решению вопроса подключил, чтобы попасть служить не куда-нибудь, а только на военный корабль, как дедушка - Зыдыга Ванчиков, который в своё время был матросом Тихоокеанского флота четыре года.

Зыдыга Ванчиков, дедушка Алдара: "На море служить, конечно, это не на суше - сложно. Но, который на корабле не плавал, волна это вишь тяжело, конечно. Но когда маленько отслужишь, привыкнешь, всё своим чередом идёт, конечно. Внук пошёл по следам дедушки. В семье, думал, два моряка будет, день ВМФ, думал, вместе отмечать будем".

Мечте не суждено было исполниться, но День военно-морского флота теперь уж точно станет для Цыденжаповых и одним из главных праздников и днём памяти о сыне и брате. Вспоминать об Алдаре всю свою жизнь будут и его сослуживцы.

Эдуард Кононенко, матрос эсминца "Быстрый": "Я очень благодарен Алдару за то, что сейчас я вернулся домой со службы. И от лица товарищей хочу сказать спасибо Алдару за наше будущее".

Билигме Цыденжаповой на улицу, которая по странному стечению обстоятельств называется Портовой, и сегодня пишут матери матросов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ангарска и Кирова. И в каждом письме не только соболезнование, но и благодарность за то что, Алдар помог вернуться их детям домой живыми.

Она читает и плачет, вспоминая своего Алдарку, кудрявого и улыбчивого. Плачет, потому что он уже никогда не ступит на порог дома, никогда не зайдёт в родную школу и никогда не приведёт молодую жену на улицу своего имени.

Билигма Цыденжапова, мама Алдара: "Когда проводины были, я спрашивала: "Сын, у тебя девушка есть?" Нет, говорит, мама, зачем, переживать в армии. Но я говорю же, рассудительный был. Приеду, говорит, из армии, всё ещё впереди, всё успею".

Родным всё никак не верится, что Алдара уже нет. В мобильном телефоне у мамы до сих пор его номер, а сестре Арюне временами кажется, что брат её просто куда-то далеко-далеко уехал и обязательно вернётся. Она невольно ищет его глазами, среди ребят, вернувшихся со службы.

Арюна Цыденжапова, сестра Алдара: "Говорят, люди живы до тех пор, пока мы их помним. А Алдарку я любила, люблю и буду любить. Он всегда со мной останется, в сердце моём. Я его никогда не забуду. Во снах он всё время такой счастливый, довольный, я не переживаю".

Для родителей Алдара эсминец "Быстрый" теперь почти как родной. Всё здесь, словно напоминание о сыне и самых последних его флотских днях. Узенькие переборки, крутые лестницы и кровать в матросском кубрике.

На сложности службы, говорит мама, Алдар никогда не сетовал. Наоборот, общаясь по телефону, всегда был в хорошем настроении и собирался служить дальше.

Билигма Цыденжапова, мама Алдара: "Никогда не жаловался. Мама, всё хорошо, вы не переживайте. У меня друзей здесь много, кормят хорошо. Быстро, говорит, год пройдёт. Отдохну месяц и снова вернусь - на контракт".

Алдар мечтал о военной карьере и дальних морских походах. Самый обычный парень, но очень надёжный.

Александр Козачук, командир БЧ-5 эсминца "Быстрый", капитан второго ранга: "Трудолюбивый, аккуратный, умный мальчик с хорошими задатками. Он и сам хотел, и мы планировали также оставить его на контракт. Знаете, про таких говорят "соль земли". На них всё стоит, на них всё держится".

Цыденжаповы и на "Быстром", и во Владивостоке теперь всегда желанные гости. Их сын Алдар стал первым матросом надводного флота, который получил высокое звание Героя России уже после Великой Отечественной войны. И память о его подвиге, говорят командиры, будет передаваться теперь от призыва к призыву, от экипажа к экипажу. Мемориальная доска открыта в одном из корабельных переходов.

Виктор Соколов, командующий Приморской Флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота, капитан первого ранга: "Здесь тесно, но в этом коридоре постоянно проходят матросы, офицеры, когда разбегаются по боевым постам, когда идут отдыхать в столовую, когда идут принимать пищу. Они всегда будут проходить около этой памятной доски и вспоминать героя, своего товарища".

Рассказывать о подвиге Алдара будет и памятный знак в приморской бухте Абрек. Строгий камень на обрывистом берегу у самого причала. В день трагедии именно здесь стоял эсминец "Быстрый". И именно здесь мальчик, родившийся в степном Забайкалье, вдали от морских ветров и солёных волн, нёс свою последнюю огненную вахту.

Он вернётся,

А небо порошей дорогу ему устилает.
Это значит, что душу Алдара с почётом к себе принимает.
Он вернётся,
Грохочут прощальные гулкие залпы.
Он вернётся не раз к нам
Сегодня и завтра.
И эхо над степью, как чайка несётся.
Он вернётся к нам,
Совестью нашей вернётся.
И эхо над всей, над Россией несётся.
Он вернётся, вернётся, вернётся...

Алдар Цыденжапов, ставший героем, смотрит на нас с фотографий и мемориальных досок. Но, хочется верить, что совсем скоро его звучным именем, которое в переводе с бурятского означает "слава", наверняка будут называть не только улицы, но и детей. И кто-то из новых мальчишек непременно пойдёт служить на Тихоокеанский флот, и постарается быть достойным памяти своего тезки. Потому что агинская степь так похожа на безбрежное море.

Просмотреть все новости из этой рубрики: Забайкальцы

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКАЯ ГРАНИЦА

КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНЫЕ ПУНКТЫ

Дружественные пограничные отношения между Монголией и Россией имеют давнюю историю. Нынешняя граница между Монголией и Россией установлена на основе договора «О государственной границе между МНР и СССР» от 1958 и 1976 годов.Управление пограничной службы Монголии ведет совместную работу с Пограничной службой ФСБ РФ на основе Договора между правительствами Монголии и РФ о сотрудничестве по пограничным вопросам от 1994 года в области охраны государственной границы, обмена информацией и опытом, а также подготовки профессиональных кадров.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

    Общая длина границ Монголии 8162 километра (из них 3543 километров с Россией).

    По суше 2863 км., водные участки - 680 километров.

    Российско-Монгольская государственная граница отмечена на местности 1925 пограничными знаками (основные - 964, промежуточные - 961).

    В среднем за год Российско-Монгольскую границу пересекают 526074 пассажиров и 232282 единицы транспорта.

КПП на Российско-Монгольской границе

На Российско-Монгольской границе действуют 29 КПП. (Это по информации с официального сайта Посольства Монголии в России). Из них:

    Международные: Цагааннуур, Боршоо, Алтанбулаг, Сухэбатор, Эрээнцав

    Двухсторонний, постоянный: Тэс, Арц уурь, Ханх, Бига-Илэнх, Зэлтэр, Агацын Гол, Ульхан, Эрээнцав

    Сезонные пункты пропуска: Баянзурх, Хээгт, Шишгэд гол, Хонгор овоо, Цагаан арал, Хутаг-Ондор, Худэр, Тогтор, Ямалхын гол.

    Транзитные: Асгатын гол, Харигий гол, Бох морон, Тээл, Хандгайт, давст, Тэс.

На российско-монгольской границе открыто 8 автомобильных переходов и два железнодорожных, работающих круглый год. Для граждан третьих стран возможен переход только на автомобильных КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай), Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия) и на железнодорожном переходе: Наушки – Сухэ-Батор (Бурятия). Если в группе, например, окажутся граждане бывших союзных республик, их как граждан третьих стран через границу не пропустят. Пропуск граждан третьих стран на этом переходе планируется открыть только после реконструкции КПП Монды – Ханх.

Для граждан России возможен переход также через автомобильные КПП: Монды – Ханх, Соловьевск – Эренцав, Хандагайты – Боршо, Цаган-Догород – Арц-Суры, Шара-Сур – Тэс, Верхний Ульхун – Ульхун и на железнодорожном – Соловьевск – Эренцав.

Для жителей приграничных районов определен упрощенный переход границы без оформления виз, по паспорту с местной пропиской. Так жители Тункинской долины могут совершить поездку в Монголию, на озеро Хубсугул без получения визы.

При пересечении границы взимаются местные сборы. На автомобильном КПП «Кяхта – Алтанбулаг» российская сторона взимает деньги за оформление документов на выезде из России и санитарную обработку машин при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт – около $10 и страховку автомобиля – $20–25.

На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕХОДЫ НА ГРАНИЦЕ РОССИЯ - МОНГОЛИЯ
КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай)

    Автомобильный пропускной пункт на Алтае в Ташанте находится в горах. Между российским и монгольским КПП более 20 км грунтовой дороги и перевал Дурбэт-Даба высотой 2400 м. Здесь существует правило: на нейтральной полосе не должен оставаться никто. Этот участок надо проехать до закрытия монгольского КПП. Работают же пропускные пункты с 9 утра до 6 вечера.

КПП Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия)

    На автомобильном КПП "Кяхта - Алтанбулаг" российская сторона взимает деньги за оформление документов (около 90 р.) на выезде из России и санитарную обработку машин $5-7 при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт - около $10 и страховку автомобиля - $20-25.

    На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день. Современный терминал рассчитан на пропуск до 500 автомобилей в сутки, но на практике, даже если приехать рано утром, это не значит перейти границу до обеда.

КПП: Монды – Ханх

    Пересечение границы гражданами третьих стран на КПП Монды – Ханх (оз. Хубсугул) не предусмотрено межправительственным соглашением между Россией и Монголией и возможно только для жителей Монголии и России.

  • Автомобильный пункт пропуска Монды-Ханх (302 км от Иркутска) расположен на перевале Мунгийн-Даба (1830 м.) Имеет статус двухстороннего. Это значит, что сегодня пересекать здесь границу могут только граждане Монголии и России. Работает летом с 15 апреля по 15 сентября - с 10:00 до 18:00, зимой - с 10:00 до 17:00. В выходные и праздничные дни не работает.

    До границы с Российской стороны идет вполне приличная асфальтовая дорога. От поселка Монды дорога хорошего качества постоянно идет вверх. Перевал Мунгийн-Даба и одновременно граница. После прохождения границы начинается стандартная монгольская грунтовая дорога. Лес пропал - вокруг степь, с рощицами по склонам гор. От границы, дорога идет с общим понижением. Не доезжая до поселка Ханх необходимо оплатить сбор за въезд в Хубсугульский национальный парк.

    В настоящее время Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ прорабатывает вопрос об изменении статуса международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний. Уже в 2010 году начнется реконструкция автомобильного пункта пропуска «Монды». Положительное заключение этому проекту было дано в Росгранице. Планируется, что проектно-сметная документация будет сделана в 2010 году, а сама реконструкция начнется годом позже. (По другим источникам проектная документация уже готова).

КПП Соловьевск – Эренцав

    Работает 7 дней в неделю с 9 до 18 с перерывом на обед с 14:00 до 15:00 по Читинскому времени.

КПП Хандагайты – Боршо

    Пограничный пункт Хандагайты - Боршоо на российско-монгольской границе в ближайшее время будет обустраиваться для практического перевода его статуса с двустороннего на многосторонний. На эти цели Росграница выделяет 15 миллионов рублей. Реконструкция пограничного пункта на тувинском участке российско-монгольской границы позволит увеличить вдвое возможности пропуска людей и автомашин.

    Генеральный консул Монголии в Кызыле Базарсад сообщил о принятом руководством Монголии решении открывать до 3-4 раз в месяц данный пункт для пропуска представителей третьих стран еще до завершения реконструкции, которая обычно растягивается на несколько лет.

    Пока же пункт пропуска Хандагайты-Боршоо работает в двустороннем режиме и открыт для граждан и юридических лиц России и Монголии. Прибывающие в Туву многочисленные иностранцы пересечь госграницу на тувинском участке не могут и вынуждены пользоваться КПП Кяхта в Бурятии или Ташанта в Республике Алтай.

Много я повидал границ, чертовски много. Где-то все происходит быстро и четко, как в Европе и США, где-то травматично для психики и содержимого вашего кошелька, как в или Гамбии. Но такую прикольную границу, как между Китаем и Монголией не пересекал никогда. Как вы помните, из-за в южном Китае я застрял в аэропорту города Чангша на долгие 8 часов, прилетел в Пекин с огромным опозданием и поезд «Пекин — Улан-Батор» благополучно ушел без меня. Обидно? Еще бы. Но духом не пал и погнялся за ушедшим поездом на самолете, перелетев из Пекина в пограничный с Монголией Эренхот, где все поезда идущие в Улан-Батор и Москву делают остановку. И я поймал свой поезд, но испытал повторный облом — меня в него на этой пограничной станции. Но и на этот раз я не потерял бесконечный оптимизм и решил перейти границу в Монголию своим ходом и с первой же пограничной монгольской станции Замун-Ууд уехать местным поездом в Улан-Батор.

Но даже не предполагал, что переход границы превратится в безумную гонку сотен старых УАЗиков через пустыню Гоби, причем в каждой машине будет по 7-10 человек и еще у всех этих ездоков на головах и на коленях будут баулы с вещами. Настоящее трансграничное ралли, только не Париж-Дакар, а скорее Эренхот — Замун-Ууд. Это было потрясающе -

Про китайский рассказывал отдельной статьей, там весьма интересно. Если очень кратко, то оба городка живут исключительной границей. Абсолютное большинство торговли и пассажирского трафика между Китаем и Монголией идет именно по этой транспортной нити. За какие-то 10 лет богом забытый аул Эренхот превратился в довольно большой современный город с 15-и этажными домами, торговые центрами, отелями и даже аэропортом. Пусть Монголия и мала населением, зато целиком отоваривается именно в Эренхоте. Как хабаровчане ездят в Фуюань, а владивостокцы в Суйфеньхэ, так и монголы освоили китайское приграничье.

Если до Эренхота можно легко добраться пятью ежедневными поездами, десятком автобусов из Пекина и других городов, либо самолетом, то что касается монгольского Замун-Ууда, то там все сложнее. Нет у монголов тех громадных ресурсов, что есть у Китая. Десять лет назад оба городка были натуральными аулами, но нынче аулом остался лишь монгольский брат-близнец. Один ежедневный поезд связывает Замун-Ууд с Улан-Батором. Есть еще два проходящих, один «Пекин — Улан-Батор» (который уехал без меня) и «Пекин — Москва». Но они лишь проходят мимо городка, посадки в них нет. Есть еще один поезд, идущий из Китая и делающий здесь остановку, это «Эренхот — Улан-Батор», но монголы его не любят. Дорогой, говорят, собака. Так и есть. Поскольку он считается международным и фирменным, то стоит ровно вдвое дороже обычного. Именно на нем я в данный момент и еду, сидя в купе под светом ночника и пишу эти строки. Все равно не спится, уж больно сильно мотает вагон и все жутко скрипит. Ну, по нашим с вами меркам даже сильно дорогой монгольский поезд достаточно дешев. Считайте сами, купейный вагон, 750 километров пути, стоит 32 тысячи тугриков, что соответствует ровно 700 рублям. Разве это дорого? Но тот, первый поезд, он вдвое дешевле.

Так вот, все мелкие коммерсанты почти двухмиллионного Улан-Батора мотаются на поездах в Эренхот за товаром и затем везут этим же поездом товар назад, в столицу. Так что с местами проблема всегда, в любой день, в любой сезон. При этом, в Монголии все еще нельзя заранее купить билет на проходящий поезд. Помните, так было раньше в СССР? Когда люди дежурили возле касс вокзала, в надежде, что в проходящем поезде окажутся места. Тоже самое в Монголии. Поскольку второй поезд из Эренхота (тот, что дороже) является проходящим, то билеты на него не продают, пока он не отправится из китайского Эренхота. Разумеется, что коммерсанты такой расклад не любят. Мало того, что дорого, так еще и до самого конца непонятно, будут билеты, или нет. Соответственно, все стремятся попасть на дешевый поезд, на который можно взять билеты заранее. С другой стороны, далеко не всегда люди едущие за товаром знают, сколько времени работа займет. Это я вас подвожу к тому, что немалая часть монголов возвращающихся из Китая с товаром стремится скорее пересечь границу, добежать до вокзала в Замуун-Ууд и успеть купить билеты. Внимательный читатель заметит, что если второй поезд идет из Эренхота, то почему сразу в него и не загрузиться? Зачем гнать через границу и пытаться перехватить билеты на другой поезд? Неужели ради экономии 15 долларов? Отвечаю: из экономии, да, но не 15 долларов, а 100 долларов. Расклад таков: Эренхот и Замун-Ууд разделяют всего 7 километров и граница, но билет из Эренхота в Удан-Батор считается международным и стоит больше ста долларов, а билет на этот же поезд из Замун-Ууда стоит 20 долларов. Ощутите разницу.

Гонки сотен старых УАЗиков

Чем раньше перейдешь границу и окажешься на вокзале — тем больше шанс, что уедешь дешевым поездом. И если даже не повезет и билетов не будет, то возможно уедешь вторым, более дорогим. Граница открывается в 8:30 утра, пропускать начинают к девяти. Дешевый поезд отправляется в Улан-Батор в 17:35 монгольского времени.

Не знаю чем этот обьясняется, но пересечь границу можно только на монгольском автомобиле, причем 95% этих автомобилей имеют марку УАЗ-469. Есть еще проходящие автобусы из Пекина и пары других городов в Улан-Батор, но их мы не обсуждаем, поскольку ходят они дважды в день, почти всегда полные и шанс поймать такой автобус на границе невелик. Видел я два таких автобуса сегодня, оба под завязку. Плюс, монгольским коммерсантам автобусы невыгодны, туда много товара не загрузишь. По идее, попытать счастья с автобусом можно, особенно если никуда не спешишь и готов в случае неудачи остаться еще на день на границе. Если так, то автобус обойдется в 50 юаней ($7,5). Просто граница закрывается в 17:30 и слишком длительное ождание автобуса чревато последствиями. Монголы говорят, что вот-вот пустят прямые автобусы из Эренхота в Замун-Ууд, но когда именно — непонятно.

На старт, внимание, марш!

Саша был бы не Саша, если бы заставил себя встать в 7 утра и бежать ловить попутный УАЗ в Монголию. Поэтому досмотрел сны и вышел из отеля ровно в полдень, не отказав себе в удовольствии еще и перекусить по пути. УАЗики тусуются прямо в центре Эренхота, рядом с целующимися динозаврами -

Вы УАЗики не можете пропустить, их там сотни -

Я не преувеличиваю, такого количества старых автомобилей одной отдельно взятой модели редко где встретишь. Все торопливо грузятся и выезжают один за другим на границу.

Оптимизация максимальна, в каждую машину набиваются по 7-10 человек, сидя друг у друга на головах. Туда же запихивают товар. Проезд стоит 100 юаней ($15), что весьма недешево для семи километров пути. Мафия! Знают водилы, что нет у вас выбора, границу нельзя пересекать пешком. Торг уместен, но окончательная цена как раз и будет 100 юаней; изначально могут запросить и больше — торгуйтесь.

Товар засовывают даже под капот -



Вы упаковались в машину? Тогда вперед, ваш путь лежит на... таможню. Смотрите, какая колоритная тетенька наш шофер -

Да, странным образом китайская таможня расположена в центре города. УАЗики утремляются туда, проходят проверку, их «опечатывают» методом обклеивания клейкой лентой и потом вы едете на границу. Нет, ну не сразу на границу. Вы по пути заезжаете еще в пару торговых мест, где умельцы ленту аккуратно отклеивают, засовывают в машину еще товар и приклеивают ленту назад -

На оставшихся нескольких километрах прямой как стрела дороги происходят гонки между древними и безбожно перегруженными УАЗиками. Старые добрые машины страшно тарахтят и скрипят всеми своими деталями, но монгольские Шумахеры твердо держат руль и правят железных коней на границу -

Теперь пассажиры бегут ставить выездные печати, а машины их ждут на стоянке. Все нервничают, спешат, задержавшихся никто ждать не станет! Закон джунглей, там впереди еще и монгольская таможня, времени мало.

Перед вьездом в Монголию шлагбаум и солдатики в НАТОвской форме — монгольская армия несколько лет назад начала постепенно уходить от формы и вооружений советского образца. Насчет вооружений не знаю, но форму уже сменили, равно как и замечены винтовки М-16, а вовсе не Калашников. Сфотографировать их не удалось — сердито замахали руками, едва заметив камеру. Там сотни УАЗиков простояли часа полтора -

Потом всех запустили. Причем всех сразу, от чего возле таможни образовался адский хаос из сотен автомобилей и бегающих туда-сюда коммерсантов -

Глядите, куда хитрецы прицепили товар, неужели таможенникам лень нагнуться -

Очередь на паспортный контроль имела несколько хвостов, которые соединялись перед тремя работающими будками, где происходило выяснений отношений в духе «вас тут не стояло». Правда, монголы — люди спокойные и немного пошумев успокаивались.

На данном этапе я покинул УАЗик, поскольку в отличии от китайцев, монгольская таможня шерстила соотечественников весьма тщательно. Оно и логично: китайцы заинтересованы, чтобы их товар вывозился за границу, а вот монголы видят в засилье китайских товаров угрозу собственному производителю.

Пешком вышел за пределы пограничного терминала, поймал попутку и оставшиеся несколько километров прокатился с ветерком на очередном УАЗике, куда без них.

Замун-Ууд и билеты на поезд

Первым делом купил билеты на поезд. Как следовало ожидать, на дешевый все раскупили, зато на дорогой было полно свободных мест, что в купе, что в плацкарт. Здание вокзала в Замун-Ууд -

До отправления остается порядка 4 часов, самое время погулять по городочку, расположенному в сердце пустыни Гоби? Но об этом будет в следующей статье.

Любителям в копилку: монгольская въездная печать и билет на поезд -

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: