Синтаксис слайд. Презентация "Синтаксис сложного предложения" презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему. Типы связи слов в предложении

Слайд 1

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Слайд 2

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Синтаксис (от греч. syntaxis - составление) - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словосочетание и предложение (простое и сложное). Пунктуация (от лат. рunktum - точка) - система знаков препинания и правил их употребления, необходимый компонент письменной формы речи. В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа: 1) л о г и ч е с к и й (смысловой) - знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме; 2) с т р у к т у р н о - с и н т а к с и ч е с к и й - знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части; 3) и н т о н а ц и о н н ы й - знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.

Слайд 3

В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков, факультативное их употребление. По своей функции знаки препинания делятся на две группы: 1) р а з д е л и т е л ь н ы е(отделительные); к ним относятся: точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире; 2) в ы д е л и т е л ь н ы е; к ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые.

Слайд 4

Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически. Как и слово, словосочетание выполняет назывную функцию, но в отличие от слова служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий. Словосочетание участвует в по строении предложения, но в отличие от предложения не обладает смысловой и интонационной законченностью.

Слайд 5

1. В зависимости от вида синтаксической связи между словами различают словосочетания: 1) сочинительные (слова синтаксически равноправны, не зависят друг от друга, в предложении бывают однородными главными или второстепенными членами): На пригорке то сыро, то жарко, вздохи дня есть в дыханье ночном, но зарница уж теплится ярко голубым и зелёным огнем (А. Фет); 2) подчинительные (слова синтаксически неравноправны, одно зависит от другого); выделяют три типа подчинительной связи:

Слайд 6

Согласование управление примыкание
зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово: в дыханье ночном, голубым и зелёным огнём зависимое слово ставится в той падежной форме, какую требует главное слово: вздохи дня, теплится огнём связь неизменяе- мого слова с главным словом по смыслу: теплится ярко, желание учиться, говорил улыбаясь

Слайд 7

Сочинительные и подчинительные словосочетания называются свободными, т. к. каждое слово в них выступает в качестве определённого члена предложения; 3) цельные словосочетания. В них главное слово имеет смысловую полноту только в сочетании с зависимым словом. Цельные словосочетания являются несвободными, т. к. выступают в качестве единого члена предложения: Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг и тёмный бред души, и трав неясный запах... (А. Фет)

Слайд 8

2. В зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи различают словосочетания: 1) именные: интересная книга (сущ.), весьма зани- мательный (прил.), двое из мальчиков (числ.), первый из очередников (числ.), некто из присутствующих (мест.) 2) глагольные: заниматься спортом, делающий зарядку, отвечая невпопад 3) наречные: очень близко, незадолго до отъезда

Слайд 9

Неср..вненное кокетство, кто-то из р..весников, дифференцируя ур..внение, пор..внявшись с коллегами, зар..внять канаву, ур..внять шансы, ур..внять дорожку, удивительно ур..вновешенный, непром..каемая пелерина, пром..чить кроссовки, вым..кший до нитки, м..кать в соус, три пром..кашки, подм..чив репутацию, вым..кать всё содержимое.

Слайд 10

Предупреждение ошибок, связанных с употреблением слов в словосочетании и предложении (таблица)

Слайд 11

В разговорном, литературно-художественном и публицистическом стилях речи нередко наблюдаются отступления от норм слово- употребления. Это делается с целью создания каламбура (игра слов), выделения определенного смысла, экспрессивной окрашенности содержания. Приведем пример комического переосмысления фразеологизмов: «Если я умру раньше Вас, то шкаф благоволите выдать моим прямым наследникам, которые на его полки положат свои зубы». (Из письма А. П. Чехова)

Слайд 12

Трудные случаи управления I. Серьёзного внимания заслуживает управление при синонимических и однокоренных словах, обычно глаголах, в тех случаях, когда они требуют употребления разных падежей, например: вера в о ч т о - уверенность в ч ё м; обращать внимание н а ч т о - уделять внимание ч е м у; отзыв о ч ё м - рецензия н а ч т о; полный ч е г о - наполненный ч ё м; различать ч т о и ч т о - отличать ч т о о т ч е г о; заплатить з а ч т о - оплатить ч т о и т. д. Во избежание ошибок необходимо обращаться к словарю управлений.

Слайд 13

Незнание норм управления приводит к нередким в устной речи контаминациям двух подобных оборотов - совмещению компонентов двух различных, хотя и близких по смыслу сочетаний слов. Например, неверно: превосходство перед соперником, опираться на фактах. Исправить подобные ошибки можно двумя способами: 1. Сохранить управляющее слово и заменить падеж (превосходство над соперником, опираться на факты). 2. Оставить падеж и подыскать синоним, требующий этого падежа (преимущество перед соперником, основываться на фактах).

Иногда встречается омонимия управления и согласования. Во избежание двусмысленности предложение необходимо перестроить, например: Сестра Валерия отвечала тихо, но твёрдо. (Сестра человека по имени Валерий или женщина по имени Валерия?) - Валерия отвечала тихо, но твёрдо. Его сестра отвечала тихо, но твёрдо. V. Понимание смысла высказывания затрудняет скопление падежей. Яркие примеры подобных ошибок приведены в трудах известных лингвистов, например: Дом племянника жены кучера брата доктора. (А. М. Пешковский) В связи с вопросом необходимости увеличения продолжительности действия аппарата лаборатории спасательного дела МНИИ нами был поставлен ряд опытов... (Н. И. Былинский) Во избежание ошибок нужно сокращать цепь падежей, применяя другие синтаксические конструкции.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

) Синтаксис сложного предложения (презентация к урокам в 5 классе)

Цели: 1) закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; 2) проверить готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация»; Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для правил, творческие задания, презентация по теме "Синтаксис и пунктуация". Синтаксис сложного предложения

Термины. предложение, в котором есть только один главный член предложения слово, которое называет того, к кому обращаются с речью. раздел науки о языке, который изучает предложение и словосочетание в простом предложении только одна грамматическая основа подлежащее и сказуемое Синтаксис Обращение Односоставное предложение Пунктуация раздел науки о языке, который изучает знаки препинания Простое предложение Основа предложения

Сложное предложение Сложное предложение состоит из двух или более основ сложносочиненное , и [ Царь с Царицею простился, В путь-дорогу снарядился ] , И [ царица у окна Села ждать его одна ] . сложноподчиненное , (что) [ Видит девица ] , (что тут Люди добрые живут) . бессоюзное , [ И молва трезвонить стала ] : [ дочка царская пропала ] союзные

Сочинительные союзы И, ИЛИ, ЛИБО. Их роль в предложении. Соединяют однородные члены предложения [ О И О ] [ И О, И О, И О ] [ О, И О, И О ] [ О И О, О И О ] [ О ИЛИ О ] [ О ЛИБО О ] Соединяют два (или несколько простых) предложения в сложное [ ….. ] , И [ ….. ] [ ….. ] , ИЛИ [ ….. ] [ ….. ] , ЛИБО [ ….. ]

Сложное предложение Мир строит война разрушает Герой умирает а его слава живет Красота приглядится а ум пригодится Тяжко жить тому кто от работы бежит Самым дорогим кажется то во что вложен твой труд

Сложное и простое предложение Продолжите предложения так, чтобы получились предложения с однородными членами и сложные. 1. Бабушка подоила корову, и___________ . Бабушка подоила корову и ___________ . 2. Мы повесили кормушку, и___________ . Мы повесили кормушку, но _________ . 3. Папа хотел лететь самолётом, и_____ . Папа хотел лететь самолётом, а ________ .

Сложное предложение Скоро сказка сказывается. Просыпается купец. Войско у царя Гороха было большое. Старичок пустился разыскивать зайцев. И воеводы были у него отличные. Но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Да не скоро дело делается. А солнце уже взошло выше дерева стоячего. К простым предложениям первого столбика подберите подходящее продолжение из второго столбика и составьте сложные предложения.

Сложноподчиненное предложение Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните слова,которые соединяют простые предложения в составе сложного. 1. Шофёр закрич..л снизу что пора ехать. 2. Обнаружили дощатый павильон где прод..вали м..линовое м..роженое. 3. Неопытный человек скаж..т что все с..лов..и поют одинаково. 4. Есть в Ро..ии места где с..лов..и п..ют особенно х..рошо. 5. Всем было инт..ресно посм..треть как п..р..ход будут стаскивать с мел.. .

Сложное предложение Войско у царя Гороха было большое, и воеводы были у него отличные. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Просыпается купец, а солнце уже взошло выше дерева стоячего. Старичок пустился разыскивать зайцев, но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Проверяем домашнее задание Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти основы предложений, поставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений в составе сложного.

Сложное предложение Я н…чую в старой б…се…ке потому что она заросла диким в…ноградом. По утрам со..нце б…ет скво…ь л…ству и в..р..б…и с уд…влением заглядывают в б…се…ку. Их привл…кают ч…сы которые тикают на круглом столе. Проверяем домашнее задание Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти основы предложений, поставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений в составе сложного.

Если добрый ты сл. М. Пляцковский, муз. Б.Савельев - м/ф "День рождения Леопольда" Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал… Если ясный день, это хорошо, А когда наоборот - плохо. Слышишь, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны? Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот - трудно. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно… Если песни петь, с ними веселей, А когда наоборот - скучно! Домашнее задание. (подготовиться к письму по памяти)

1.Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, М. «Просвещение», 2004 год 2. Фролова Т.Я. Сборник таблиц для изучения русского языка экспресс-методом. – Симферополь: «Таврида», 1998. 3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2003, стр.142. 4. Мультимедийное приложение к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. 5. http://images.yandex.ru/ - картинки для презентаций 6. shopedu.ruТаблицыstar/125 7. «Если добрый ты» сл. М. Пляцковский, муз. Б.Савельев - м/ф "День рождения Леопольда" Использованные ресурсы


Тема урока:

  • Тема урока:
  • Понятие о
  • синтаксисе и
  • пунктуации .
  • Презентацию подготовила: Чалая М.В.,
  • учитель русского языка и литературы
  • МОАУ СОШ с. Светиловки
  • Белогорского района Амурской области
Цели урока:
  • на основе информации, полученной на уроке, понять, с чего начинается синтаксис и пунктуация, для чего нужно изучать эти разделы;
  • познакомиться с новыми терминами, научиться правильно произносить и писать их;
  • научиться пользоваться знаками препинания; составлять словосочетания и предложения;
  • развивать внимание, тренировать память, учиться размышлять.
Эпиграф:
  • Ещё Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание». Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
  • К. Г. Паустовский.
  • С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ,
  • РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ,
  • ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО,
  • ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ,
  • ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И,
  • СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.
  • Составьте предложение из данных слов:
  • Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно
  • сделай же её интересной и полезной.
  • но отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.
  • Что вы сделали для того, чтобы правильно составить предложение?
  • Всё ли вы сделали для того, чтобы предложение было правильно оформлено? Чего в нём не хватает?
  • Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!
Что такое синтаксис?
  • Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: «построение», «сочетание», «порядок». Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.
Синтаксис -
  • греч. «составление», «построение» - наука о строении словосочетаний и предложений.
С И Н Т А К С И С
  • С И Н Т А К С И С
  • Связь слов
  • средства
  • Изменение формы слова
  • Служебные слова
  • Порядок слов
  • Интонация
С и н т а к с и с
  • С и н т а к с и с
  • и з у ч а е т
  • Предложений
  • Словосочетаний
  • строение
Потренируемся?
  • Упр. 132
Физкультминутка Казнить нельзя помиловать Пунктуация
  • Пунктуация
  • Знаки препинания
  • Точка
  • Двоеточие
  • Точка с запятой
  • Запятая
  • Восклицательный знак
  • Вопросительный знак
  • Кавычки
Что такое пунктуация?
  • Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой /лат. «пунктум» – точка, греч. «грамма» – знак, буква/.Пунктуация /лат. «пунктум» – точка/ - раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки.
Пунктуация -
  • лат., пунктум – точка, правило о постановке знаков препинания.
  • Пунктограмма -
  • знак препинания.
15 век Инсценирование стихотворения С.Я. Маршака «Знаки препинания»
  • ; « » .
  • , ! ?
  • - : …
У последней ТОЧКИ На последней строчке Собралась компания Знаков препинания Прибежал Чудак ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: – Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: – Кто? Кого? Откуда? Как? Явились ЗАПЯТЫЕ, Девицы завитые, Живут они в диктовке На каждой остановке.
  • У последней ТОЧКИ На последней строчке Собралась компания Знаков препинания Прибежал Чудак ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: – Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: – Кто? Кого? Откуда? Как? Явились ЗАПЯТЫЕ, Девицы завитые, Живут они в диктовке На каждой остановке.
  • Прискакало ДВОЕТОЧИЕ, Прикатило МНОГОТОЧИЕ, И прочие, И прочие, И прочие… Заявили запятые: – Мы – особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. Отозвалась с той же строчки Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ: – Если нет над вами точки Запятая-знак пустой!
Загадки.
  • 1. Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него вспомнишь день недели. (………)
  • 2. Ах, не трогайте меня Обожгу и без огня. (…….)
Домашнее задание.
  • Придумать и записать древнее послание (5=7 предложений, как писали в 15 веке, т.е. без знаков препинания и пробелов между словами).
РЕЛАКСАЦИЯ
  • 1.На уроке я работал(а) активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен 7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным Нарисуйте своё настроение: (смайликами: улыбка, равнодушие, грустно)
РЕФЛЕКСИЯ:

Синтаксис и пунктуация. Подготовка к ЕГЭ

Обобщающий урок русского языка в 11 классе

Вильд С.А. , учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 КГО


Синтаксис ( от греч. Σύνταξη - построение, порядок, составление) - раздел языкознания, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Пунктуация (от лат. punctum - точка) - система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.


Синтаксис и пунктуация

Подготовка к ЕГЭ. (задания В3,В4)

Синтаксис

интонация

смысл

пунктуация

нельзя помиловать


РАБОТА С ТЕКСТОМ

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказал ни одной собственной идеи. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

Берегите…

  • Определите жанр текста

(Аллегория)

  • Закончите последнее предложение, не нарушая

метафорического строя всего произведения

  • Какова основная мысль текста? Что означает последний

(«Душа обязана трудиться»)

  • Как вы понимаете выражение «Дойти до точки»?
  • Какие умения формирует синтаксис?

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация» («Словосочетание». «Односоставные предложения»);
  • совершенствовать коммуникативные навыки,

развивать логическое мышление;

  • воспитывать умение внимательно слушать и

слышать, поддерживать других и быть к ним

благожелательным.


Синтаксис

Пунктуация

Предложение

Словосочетание

Односоставные

Культура речи



Способы подчинительной связи между словами

УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

СОГЛАСОВАНИЕ

Не являются словосочетаниями :

1)сочетание самостоятельного слова со служебным:

перед грозой, пусть поёт;

2) сочетания слов в составе фразеологизмов:

бить баклуши, сломя голову, валять дурака;

3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;

4) составные словоформы: более светлый, будет ходить.


  • При согласовании три требования главного к зависимому – род, число, падеж.
  • При управлении одно требование главного к зависимому – падеж.
  • При примыкании никто ничего потребовать не может.

Различать!

Управление:

Примыкание:

Его книга

Окликнул его

Вызвал их

словосочетания с притяжательными местоимениями его, ее, их не изменяются и, соответственно, вступают только в связь примыкание.


Нарушение управления

Пропуск предлога

Нарушение согласования с главным словом

Пропуск зависимого компонента словосочетания

Синтаксические ошибки

Употребление лишнего предлога

Ошибки в структуре словосочетаний

Неправильный выбор падежа при правильном выборе предлога


Трудные случаи управления.

1)Согласно, благодаря, вопреки, подобно + Дат п.

2)В меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством, + Род.п.

3) По + Пред.п.(обозначает действие, событие, после которого что-либо совершается)

Согласно приказу

Благодаря помощи

Вопреки предсказанию

Подобно взрыву

В меру сил

В заключение выступления

В виде цветка

В течение суток

В продолжение дня

По прибытии, по приезде,

По окончании, по завершении

Аудиословарь «Русский устный» Аудиозапись

http://files.gramota.ru/radio/060_Russkii_ustnii_rukovodstvo.MP3


Типы связи слов в словосочетании

1 вариант 2 вариант

1 – в 1 – г

2 – в 2 – г

3 – а 3 – б

4 – г 4 – б

Проверим?


Основные группы односоставных предложений

С главным членом - сказуемым

С главным членом - подлежащим

Определёно-личное

Назывное

Неопределённо-личное

Обобщённо-личное

Безличное


Безличные предложения

Безличный глагол

Вечереет. Подморозило.

Личный глагол в значении безличного.

С деревьев капало.

Инфинитив.

Модальное слово (надо, нужно, можно, возможно, нельзя) в сочетании с инфинитивом.

Вам не видать таких сражений.

Под снегом ещё можно найти свежие лесные цветы.

Краткая форма страдательного причастия.

У меня не прибрано.

Слово состояния.

Мне грустно оттого, что весело тебе.

Слово НЕТ(а также безличная форма глагола БЫТЬ)

Денег у него нет, не было и не будет.


!!! Обратите внимание

Не путайте инфинитивные предложения с безличными.

В безличных помимо глагола в форме инфинитива обязательно есть глагол-связка , в составе глагольного инфинитивного предложения её нет.

Ср. Надо торопиться (б/л)

Вам этого не понять. (инф.)


Односоставные предложения

Работа с тренажером


Использование деепричастного оборота в безличном предложении

Синтаксические ошибки

Использование двусоставных конструкций на месте односоставных

Ошибки в односоставном предложении


  • Синтаксические нормы. Определить тип ошибки, исправить предложение
  • Найти и исправить ошибки в отрывках из устных выступлений политиков, теле- и радиожурналистов.
  • Сделайте стилистическую правку. Найдите случаи, требующие перестройки всего предложения.

  • Мне понравилось на уроке, что я…
  • Я ощущал себя на уроке…
  • Мне нужно ещё поработать над…

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв


Интернет-ресурсы

http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.38&PHPSESSID= виды подчинительной связи

http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.19&PHPSESSID= односоставные предложения в современном русском языке

http://www.gramma.ru/RUS/?id=10.10&PHPSESSID= синтаксические ошибки

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: