Зарождение фотографии — вклад Луи Жака Дагера. Художник луи дагер и его дагеротипы Как появилась фотография

Луи Жак Манде Дагер (фр. Louis Jacques Mand Daguerre, встречается вариант транслитерации Дагерр ; 18 ноября 1787 - 10 июля 1851) - французский художник, химик и изобретатель, один из создателей фотографии.

Биография

Луи Дагер родился 18 ноября 1787 года в городке Кормей-ан-Паризи близ Парижа. Школьного образования практически не получил, в тринадцать лет отец отдал его в ученики к архитектору. В 1804 году, когда Луи Дагеру исполнилось 16 лет, отец отвёз его в Париж и устроил учеником в мастерскую театрального декоратора «Гранд Опера» Деготти.

Дагер был также известен как танцор, канатоходец, театральный художник. К моменту прихода к Деготти он уже знал законы перспективы, поэтому декоратор и взял его в ученики. Природный дар художника сразу выделил постановки Дагера, его стали отмечать критики. Он творил чудеса на сцене, например, вместе со своим компаньоном построил диораму: сидящие зрители могли увидеть какой-нибудь огромный собор снаружи, а потом вдруг оказаться внутри. Для этого писались две картины, размером до двадцати двух метров в высоту. Диорама имела огромный успех в Париже и прославила Дагера.

Чтобы упростить себе работу при создании таких огромных картин, Дагер использовал камеру обскуру, однако никак не мог закрепить изображение на экране. Дагер провёл огромное количество опытов, экспериментируя с химическими веществами, а потом узнал о Нисефоре Ньепсе, который занимался примерно такими же опытами. Дагер пишет ему письмо, и Ньепс предлагает заключить договор о сотрудничестве. В конце 1820-х вместе с Жозефом Ньепсом работал над созданием метода фотографии. В 1833 году Ньепс скончался. Дагеротипия была изобретена уже после этого, практически случайно, как следствие очередного опыта.

Дагер сделал всё, чтобы превратить изобретение Ньепса в реально применимую технологию, правда, с использованием химических веществ, которые были неизвестны Ньепсу. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света.

В 1839 году Дагер представил процесс получения дагеротипа Французской академии наук. После этого его имя и его технология стали известны во всем мире. Среди его прямых учеников - Антуан Клоде. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Ньепса было практически забыто.

Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надёжен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. Ньепс ничего не сделал, чтобы развить дальше своё изобретение после 1829 года, равно как и его сын Исидор, который стал партнёром Дагера после смерти отца. Сын, очень нуждаясь в средствах, спустя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось, что Дагер был изобретателем дагеротипа.

Дагер скончался 10 июля 1851 года в Бри-сюр-Марн. Его имя внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.

Память

В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Луи Дагера кратеру на видимой стороне Луны.

Библиография

  • Сочинение Дагера: Historique et description des precedes du daguerreotype et du diorama. P., 1839.
  • Лит.:
    • Евгенов С. В., Дагер, Ньепс, Тальбот. Популярный очерк об изобретателях фотографии, М., 1938;
    • Документы по истории изобретения фотографии. Переписка Ж. Н. Ньепса, Ж. М. Дагера и др. лиц, М., 1949.

Луи Дагер. Фото. Бульвар в Париже, 1838

ХУДОЖНИК ЛУИ ДАГЕР И ЕГО ДАГЕРОТИПЫ
К 175-ой годовщине появления фотографии

На шумных балах парижской богемы молодой театральный художник Луи Дагер привлекал к себе людей особым обаянием, присущим человеку жизнерадостному, общительному и ловкому. К тому же он был отличный танцор и даже выступал в балетных эпизодах на сцене Гранд-Опера.
Детство Луи Жака Манде Дагер (Дагерр) провел в городке Кормей близ Парижа, где он родился в семье мелкого чиновника 18 ноября 1787 года. Луи посещал лишь начальную школу, он приобрел умение писать почти без ошибок и хороший почерк. Об успехах в прочих науках не было и речи.
Отец был счастлив, пристроив своего сына учеником к архитектору в Орлеане. Рад был и Луи, который с детства любил рисовать, имел меткий глаз, твердую руку и уже знал некоторые правила перспективы. В 1804 году честолюбивый юноша покидает Орлеан и отправляется за славой и деньгами в Париж. Он на три года становится учеником декоратора в Гранд-Опера.
Затем Луи почти 10 лет трудился как художник у Пьера Прево, известного мастера панорамной живописи.

С 1816 года Дагер становится главным художником театра Амбипо-Комик. У него был природный дар декоратора, великолепное чутье на световые и перспективные эффекты, а механику сцены он знал досконально. Вскоре многие парижские газеты начали писать, что на сцене театра и смотреть нечего, кроме декораций господина Дагера. Луи становится самым известным театральным художником Парижа. Он и впрямь творил чудеса: на театральной сцене возникали сказочные дворцы, парки, леса, струились потоки воды. А ведь ни электрического, ни газового освещения еще не было, и источником света служили лишь масляные лампы.

В 1822 году Луи решает уйти из театра и работать самостоятельно. Дагер задумал и создал в специальном павильоне диораму, зрелище, которое не шло ни в какое сравнение с существовавшими тогда панорамами. Художник показывал публике впечатляющие световые сюжеты: «Дремучий лес в разные часы дня», «Извержение Везувия», «Могила Наполеона на острове Св. Елены» и другие. Диорама состояла из картин, построенных в нескольких планах. Изображения были нарисованы по обе стороны полупрозрачного полотна и попеременно освещались спереди и сзади через огромные окна, которые перекрывались подвижными прозрачными цветными экранами-светофильтрами. Это была мастерская работа. Зрители могли, например, увидеть собор снаружи, а потом вдруг оказаться в полумраке уже внутри его, улица темнеет, загораются свечи, собор заполняют прихожане, звучит орган... Полный эффект присутствия. Огромные диорамы Дагера, сюжеты которых менялись каждые полгода, имели оглушительный успех у публики.
Для диорам Дагеру приходилось делать множество панорамных зарисовок с натуры с помощью камеры-обскуры (лат. camera obscura - тёмная комната) - ящика с отверстием в одной из стенок и экраном из матового стекла или тонкой бумаги на противоположной стенке. Чтобы упростить создание картин для диорам, Дагеру пришла совершенно фантастическая мысль научиться надолго сохранять реальные изображения, создаваемые объективом на экране камеры-обскуры.
Со свойственной ему одержимостью художник принимается за работу, пока не зная толком даже с чего начать.

Случайно Дагер узнает, что в городке Шалон-сюр-Сон в Бургундии живет некий Нисефор Ньепс, который много лет занимается той же проблемой и, якобы, даже достиг некоторых успехов.
В 1829 году Ньепс, покоренный обаянием Дагера, сам предлагает ему заключить договор о сотрудничестве. Луи, с его деловой хваткой, быстро понял, что истинным результатом их работы должна быть не просто помощь художнику в его работе, а такое изобретение, которое потрясет воображение, затронет всех и каждого. Дагер даже забросил живопись, не жалея сил трудясь над своей идеей. В 1833 году Ньепс скончался, и Дагер стал продолжать опыты сам, но, будучи человеком честным, он включает в договор сына Ньепса, Исидора. Дагер активно вносит различные изменения в процесс Ньепса, однако заметных улучшений не достигает.

Лишь после 11 лет (!) обескураживающих экспериментов с различными материалами и химикатами Дагеру сказочно повезло. В 1837 году он все-таки нашел метод, позволивший существенно продвинуться вперед к своей мечте. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение на полированной поверхности серебряной пластины, пропитанной парами йодида, которые делали ее чувствительной к свету. Эту пластину он помещал в камеру-обскуру, подвергал экспозиции (световому воздействию), а затем проявлял парами ртути и фиксировал изображение, промывая пластину сильным раствором поваренной соли и горячей водой. В результате смывались частицы, не подвергшиеся воздействию света. Время экспозиции пластины в камере-обскуре составляло от 15 до 30 минут (при методе Ньепса - до 8 часов!).
В результате получалась единственная пластина с неисчезающим зеркальным позитивным изображением, названная автором в честь себя «дагеротипом». Дагеротипы (дагерротипы) передавали мельчайшие детали снимаемых объектов. Это позволяло при получении на дагеротипе изображений, «нарисованных» светом, избавиться от услуг не только художника, но и гравера.

Уже в 1838 году Дагер перемещался по Парижу со своим тяжелым и громоздким оборудованием и делал дагеротипы на улицах и бульварах. Он показывал их писателям, художникам и редакторам парижских газет, которые сделали его изобретение популярным. Знаменитый дагеротип с изображением бульвара в Париже (1838) стал символом зарождения фотографии.
Правда, сущности своего процесса изобретатель никому не открывал. Лишь 19 августа 1839 года способ дагеротипии был обнародован на объединенном заседании Академии наук и Академии изящных искусств. Десятиминутный доклад вызвал настоящую бурю. Имя художника-декоратора Дагера было провозглашено печатью, как одно из славнейших имен современной Франции, а его открытие светописи рассматривалось как благодетельный дар, которым цивилизация обязана французскому гению.

Брошюра с описанием процесса в течение года выдержала 30 изданий во Франции и шесть за ее пределами, а увлечение дагерротипией стало всеобщим. Ни одно техническое открытие того времени не вызвало к себе внимания подобного масштаба. Крупнейшие ученые из разных стран стремились лично познакомиться с Дагером. Академии и научные общества Австрии, Баварии, Шотландии, США присвоили ему дипломы почетного члена. Король Луи Филипп произвел изобретателя в офицеры Почетного легиона и назначил ему пожизненную пенсию в 6 тысяч франков в год.
В том же 1839 году Дагер вместе родственником Жиру начал делать для продажи первые камеры-дагеротипы. Все они вместе с наставлением о пользовании, были распроданы в течение нескольких дней. К 1841году была создана камера меньшего размера, а ее вес уменьшился в 10 раз. К тому же ученые, художники и любители улучшили процесс дагеротипии. Им удалось сократить время экспозиции до нескольких минут, а также изобрести средства защиты снимков от повреждений и царапин.

Слава и признание Луи Дагера росли по мере того, как распространялся по миру его способ получения изображений, называемый ныне фотографией. После опубликования данных о своем процессе автор уже не внес в него практически ничего нового. До своей скоропостижной смерти в 1851году Дагер жил уединенно в славе и почете недалеко от Парижа, вернувшись к своей «первой любви», к живописи.
Французское Общество изящных искусств поставило Дагеру памятник на его могиле на кладбище Пти-Бри-сюр-Марн. Достойный монумент был воздвигнут изобретателю на его родине, в Кормейле. Имя Луи Жака Манде Дагера, простого и вроде бы не слишком образованного художника-декоратора, внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.

Знаменитый художник и химик Луи Жак Манде Дагер родился в городе Кормейль (Франция) 18 ноября 1787 года. Он с детства проявлял способности к рисованию, и поэтому родители отдали сына в художественную школу в Орлеане. Отучившись там три года, юноша переехал в Париж и устроился на работу в театральную мастерскую.

Там Дагер изготавливал прекрасные декорации, которые очень нравились зрителям. В 1822 году он создал свою знаменитую диораму, состоящую из двух двадцатиметровых картин, выполненных на ткани и размещенных полукругом, так что создавался эффект присутствия.

Современники художника утверждали, что нарисованная Дагером диорама была настолько натуральна, что им хотелось шагнуть в картину и оказаться в окружении пейзажа. Но сам Дагер был занят поиском способа фиксации реального изображения, чтобы сделать свои работы еще более естественными.

Следующие годы своей жизни художник посвятил проведению экспериментов с химическими веществами. Это позволило ему в 1837 году сделать гениальное открытие: закрепить реалистичное изображение на медной пластине. Данный метод стал основой создания современной фотографии.

Изобретение Дагера сделало его богатым и знаменитым. Примерно начиная с 1840 года многие художественные студии стали предлагать своим клиентам создание таких снимков, названных по фамилии ученого дагерротипами.

Луи Дагер скончался 10 июля 1851 года во французской деревушке Бри-сюр-Марн. Уже после его смерти дагерротип получил мировую известность, и имя изобретателя было внесено в список величайших ученых Франции.

Сегодня исполнилось 224 года со дня рождения одного из создателей фотографии - французского изобретателя Луи Дагера.

Луи Дагер родился 18 ноября 1787 года в предместье Парижа. Он практически не получил школьного образования. В 13 лет отец пристоил его подмастерьем к архитектору. В 16 - отвез в Париж и отдал в ученики в мастерскую театрального декоратора «Гранд Опера» Деготти .

Дагер был также известен как танцор , канатоходец , театральный художник. К моменту прихода к Деготти он уже знал законы перспективы, поэтому декоратор и взял его в ученики. Природный дар художника сразу выделил постановки Дагера, его стали отмечать критики.

На сцене он творил чудеса. Например, вместе со своим компаньоном построил диораму: сидящие зрители могли увидеть какой-нибудь огромный собор снаружи, а потом вдруг оказаться внутри. Для этого писались две картины, размером до двадцати двух метров в высоту. Диорама имела огромный успех в Париже и прославила Дагера.

Чтобы упростить работу при создании таких огромных картин, Дагер использовал камеру обскуру , однако никак не мог закрепить изображение на экране. Дагер провел огромное количество опытов, экспериментируя с химическими веществами, а потом узнал о Нисефоре Ньепсе, который занимался примерно такими же опытами. Дагер написал ему письмо, Ньепс предложил заключить договор о сотрудничестве.

В конце 1820-х они вместе работали над созданием метода фотографии. В 1833 г. Ньепс скончался. Дагерротипия была изобретена уже после этого, практически случайно, как следствие очередного опыта.

Дагер сделал все, чтобы превратить изобретение Ньепса в реально применимую технологию, правда, с использованием химических веществ, которые были неизвестны Ньепсу. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые.

Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света.

В 1839 году Дагер представил процесс получения дагерротипа Французской академии наук. После этого его имя и его технология стали известны во всем мире. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Ньепса было практически забыто.

Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. Ньепс ничего не сделал, чтобы развить дальше свое изобретение после 1829 года, равно как и его сын Исидор, который стал партнером Дагера после смерти отца. Сын, очень нуждаясь в средствах, спустя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось, что Дагер был изобретателем дагеротипа .

Дагер скончался 10 июля 1851 г. в Бри-сюр-Марн. Его имя внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.

Первые фотографии Луи Дагера и всего человечества:

Официальным изобретателем фотографии считается Луи Дагер. Но все не так однозначно. В то время, когда его будущий партнер Нисефор Ньепс получил первые негативы, Дагер рисовал театральные декорации и увлекался созданием диорам. Однако Ньепсу категорически не хватало деловой хватки, которой было с избытком у Дагера. В итоге они знакомятся, заключают договор и начинают работать над усовершенствованием технологии вместе. Ньепс — в родном Шалоне-на-Соне в Бургундии, а Дагер — в Париже.

Луи Дагер. 1844

Лекции по истории фотографии читаются как детектив. Исследователи опасались, что их технологию могут украсть конкуренты. Поэтому по ходу поиска способа зафиксировать изображение обменивались письмами такого содержания:

Я произвел несколько опытов с 35, но погода в это время была неблагоприятна, и вещества не имели той чувствительности, которой отличаются употребляемые мною сейчас. Я убедился, что 35 действует совершенно так же, как и 46. Пластинки, обработанные 20, и другие пластинки, обработанные 5, будучи подвергнуты действию 35, посредством сильного разряда оказались после этого в таком же состоянии, как если бы я подверг их действию 46 в продолжение получаса. Этот результат не подлежит сомнению, так как он удавался мне много раз. Итак, не нужно удивляться, что при 37, когда 38 насыщен 35, результат получается скорее, чем с помощью 56. Я даже предполагаю на этом основании, что если пропустить 46 через 35 перед введением в 13, он бы ею зарядился, потому что, как мне кажется, 46 жадно соединяется с электричеством; но сделать это, по-видимому, трудно; разве только жидкости или 90 могут помочь делу.

В 1833 году Ньепс умирает и Дагер еще пять лет продолжает эксперименты самостоятельно. Изначально он даже хочет увековечить заслуги своего компаньона. Но в итоге называет изобретение своим именем — «дагеротип», а семья Ньепса получает только материальные выгоды. Славу Дагер любил больше, чем деньги.

Два из трех компонентов своей технологии Дагер, по легенде, открывает случайно. Как-то он писал картину и зачем-то добавил в краски йод. Спустя некоторое время свет из окна прорисовал на живописном полотне силуэты деревьев за окном. Так обнаружилась светочувствительность йодистого серебра. Затем Дагер нашел проявитель. Однажды он поставил проэкспонированные пластины в шкаф с химикатами и через некоторое время на них появилось изображение. Он стал по очереди убирать склянки, чтобы определить действующее вещество. Но даже в пустом шкафу чудесное превращение продолжалось. После длительных поисков на самом дне обнаружилась забытая чашка с ртутью, пары которой проявляли пластины. Еще два года ушло на поиски закрепителя. Им оказался раствор поваренной соли.

В результате получился технически сложный, но надежный процесс. Конечно, у дагеротипа были и недостатки. Самый серьезный — подверженность внешним воздействиям. Он легко царапался и портился при контакте с воздухом. Поэтому хранили пластины под стеклом в специальных футлярах на подкладке из шелка или бархата. Кроме того, он был весьма дорог. Поначалу снимок стоил около 25 золотых франков. Что на современные деньги почти 16,5 тысяч рублей.

Дальновидный Дагер передал права на изобретение правительству Франции за пожизненную пенсию себе и сыну покойного партнера Исидору. Обнародование технологии сделало дагеротипию доступной и массовой. А самого Луи Дагера — знаменитым. В отличие от его конкурента из Англии Уильяма Генри Фокса Тэлбота. Англичанин выработал революционный негативно-позитивный процесс и научился получать тираж отпечатков на бумаге. Но запатентовал открытие и судился со всеми нарушителями патента. Так он ограничил популярность своей «калотипии» вплоть до полного забвения.

Поэтому именно в виде дагеротипов до нас дошли лица многих знаменитых людей прошлого. Вот 27 портретов полуторавековой давности, доступных нам благодаря упорству, тщеславию и предпринимательскому таланту Луи Жака Манде Дагера.

Жюль Верн. 1855

Александр Дюма-отец

Эмиль Золя. 1865

Эдуард Мане. 1870-е

Эдгар Аллан По

Чарльз Диккенс

Фредерик Шопен. 1846

Ференц Лист. 1886

Уолт Уитмен. 1863

Теодор Руссо

Сара Бернар

Пьер-Огюст Ренуар

Петр Алексеевич Кропоткин

Оноре Бальзак. 1842

Огюст Роден. 1893

Михаил Александрович Бакунин

Луи Пастер

Клод Моне. 1865

Император Александр III

Илья Ильич Мечников

Жорж Санд. 1864

Жорж Бизе. 1875

Джоаккино Антонио Россини. 1860

Джузеппе Верди. 1861

Генерал Улисс Грант. 1865

Виктор Гюго. 1876

Абрахам Линкольн. 1863

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: