Декабристы. Тайные общества. Тайные общества декабристов Тайные общества 1816 1825

В марте1816 годагвардейские офицеры (Александр МуравьёвиНикита Муравьёв, капитанИван Якушкин,Матвей Муравьёв-АпостолиСергей Муравьёв-Апостол, князьСергей Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с1817«Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князьИ. А. Долгоруков, майорМ. С. Лунин, полковникФ. Н. Глинка,адъютантграфаВитгенштейна(главнокомандующего 2-й армией),Павел Пестельи другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

ПредложениеИ. Д. Якушкинаосуществить цареубийство во время пребывания императорского двора вМосквевызвало осенью1817разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

[Править]«Союз благоденствия» (1818-1821)

В январе1818был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» вПетербурге,Москве,Тульчине,Полтаве,Тамбове,Нижнем Новгороде,Кишинёве; их насчитывалось до 15.

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

На совещании вПетербургев январе1820при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложенаП. И. Пестелем).

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым)был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичуКонстантину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях1820вИспании,Неаполе,Португалииибунта Семёновского полка(1820).

Позже, в мае1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютантаВасильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs), - и после долгого молчания прибавил: - не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir)». Записка генерал-адъютантаА. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его вЦарском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в1821сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе;1 августа1822последовало высочайшее повеление о закрытиимасонскихлож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе1821вМосквебыл созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (изПетербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

В 1816 г. в Петербурге возникло первое декабристское общество, получившее название "Союз спасения". Его учредителями стали А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин, чуть позже к ним присоединился П.И. Пестель. "Союз спасения", или "Общество истинных и верных сынов Отечества", насчитывал до 30 членов, среди которых были только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба. По "Статуту" (уставу) члены общества делились на "боляр", "мужей" и "братьев" (влияние масонства), дававших при вступлении клятву на кресте и Евангелии.

"Союз спасения" с самого начала определил главные задачи движения - отмена крепостного права и введение конституции, однако долго сомневался в отношении методов достижения этих целей. Сначала декабристы возлагали надежды на либеральную политику Александра I, готовясь стать верными помощниками монарха-реформатора. В крайнем случае, они решили не присягать новому монарху в момент междуцарствия, пока он не удовлетворит их требований. Однако в 1817 г. до них дошли слухи о том, что Александр I готовится дать независимость Польше, присоединив к ней некоторые территории Украины и Белоруссии. Именно тогда у декабристов впервые возникает мысль о цареубийстве (проекты его осуществления предложили И.Д. Якушкин и М.С. Лунин). Технически убийство монарха не представляло для гвардейских офицеров большой сложности, однако они понимали, что для успеха переворота им необходима широкая общественная поддержка, которой декабристы не располагали. Необходимость действия и ограниченность методов достижения целей заставили дворянских революционеров искать совета у французских просветителей.

Одной из основополагающих идей философии Просвещения являлась мысль о том, что миром правит мнение. Иными словами, образ правления и строй жизни в том или ином государстве зависят от общественного мнения, господствующего в нем. Таким образом, задача для декабристов менялась кардинально: вместо подготовки революционного переворота следовало заняться воспитанием соответствующего общественного мнения. Поскольку "Союз спасения" совершенно не отвечал решению этой задачи, в январе 1818 г. в Москве вместо него был создан "Союз благоденствия". Чтобы расширить число членов организации, в ее уставе ("Зеленой книге") были записаны явная и тайная цели нового общества.

Явной целью называлось распространение просвещения и занятие гражданских должностей членами "Союза". Тайная же цель оставалась прежней - "введение конституции" и "уничтожение рабства". Со второй частью устава знакомили далеко не всех, вступавших в общество. Декабристы считали, что на формирование цивилизованного общественного мнения потребуется около 20 лет. Для этого они предусматривали создание управ "Союза" в большинстве губернских городов России, а также легальных и полулегальных обществ: просветительских, литературных, благотворительных. В 1818-19 гг. начался массовый выход в отставку офицеров - членов "Союза благоденствия", спешивших занять различные гражданские должности для более широкого охвата общества гуманными идеями. Декабристы создавали ланкастерские школы взаимного обучения, спасали население голодающей Смоленской губернии, выкупали талантливых крепостных, агитировали в салонах против "рабства и деспотизма".

Однако за 2 года существования новой организации декабристам удалось открыть лишь 5-6 ее управ. Результаты воспитания гуманного общественного мнения, если и были, то оставались мало заметными. Во внутренней политике России все явственнее звучали реакционные, крепостнические нотки. К тому же в 1820 г. на помощь дворянским революционерам подоспела своевременная подсказка истории в виде военных революций в Испании и Италии, а также возмущение в Семеновском гвардейском полку. Эти события показали им, что при определенной организации дела возможна успешная революция силами только армии (что было им, как офицерам, особенно близко). Другими словами, жизнь вновь потребовала от декабристов организационной перестройки.

В январе 1820 г. в Петербурге состоялось собрание Коренной управы - руководящего органа "Союза благоденствия". На нем было принято решение бороться за введение в России республиканского строя. Кроме того, Пестелю и Никите Муравьеву было поручено разработать программные документы тайного общества. Спустя год в Москве состоялся съезд представителей управ (отделений) "Союза", на котором было решено его распустить. Умеренное крыло надеялось тем самым отсечь от движения Пестеля и его радикальных единомышленников. Однако у убежденных революционеров имелись свои взгляды на будущее тайного общества.

Весной - летом 1821 г. на Украине и в Петербурге начинается строительство Южного и Северного обществ декабристов - более конспиративных, чем "Союз благоденствия", и разрабатывавших более радикальную тактику действий. Обдумывая планы военной революции, заговорщики надеялись, что она будет бескровной и быстрой. К тому же эта тактика позволяла обойтись без помощи народных масс, которых декабристы считали, с одной стороны, контрреволюционной силой из-за традиционного наивного монархизма крестьян, с другой - силой неуправляемой, способной к бунту, анархии, слепому разрушению, но не к созиданию. Таким образом, известный тезис, что революционеры были "страшно далеки от народа", объясняется как их социальной осторожностью, так и политической неразвитостью российского крестьянства.

В 1821-23 гг. происходит окончательное организационное оформление Северного и Южного обществ. Южное общество управлялось Коренной думой (Директорией), в которую, помимо П.И. Пестеля и А.П. Юшневского, был избран и Н.М. Муравьев. "Южане" понимали, что судьба революции будет решаться в столице, поэтому выбрани в Директорию "северянина" Муравьева. Фактически же в Южном обществе главенствовал Пестель, выступавший за строго дисциплинированную организацию, члены которой безоговорочно подчиняются руководству. Северное общество управлялось Думой, в которую входили Н.М. Муравьев, С. П. Трубецкой и Е.П. Оболенский. Однако у "северян" не было такого ярко выраженного лидера, как Пестель. Выделившаяся же в отдельную организацию Кишиневская управа во главе с М.Ф. Орловым и В.Ф. Раевским в 1823 г. была разгромлена правительством.

В Северном и Южном обществах были созданы две программы: "Русская правда" П. Пестеля и "Конституция" Н. Муравьева - вершины политической мысли декабризма. Пестель считал, что для становления новой России необходим 10-летний переходный период, во время которого власть передавалась Верховному революционному правительству. В его состав предполагалось включить А.П. Ермолова, М.М. Сперанского, П.Д. Киселева, Н.С. Мордвинова и Г.С. Батенькова - людей, известных в обществе своими либеральными взглядами. Именно они, обладая диктаторскими полномочиями, должны были провести в жизнь положения "Русской правды".

В своей программе Пестель предлагал уничтожить крепостное право и установить в России унитарное государство с республиканской формой правления. Высшая законодательная власть в нем принадлежат Народному вечу, а исполнительная - Державной думе, состоявшей из 5 человек. Контрольные функции выполнял Верховный собор, а на местах власть осуществлялась уездными и волостными собраниями и правлениями. Старые сословия в России уничтожались. Граждане нового государства были равны перед законом, с 20 лет могли избирать и быть избранными, наделялись имущественными и политическими правами, за исключением права союзов и собраний с целью подрыва устоев государства. Пестель вводил в стране жесткую цензуру и мощную тайную полицию, поощрял доносительство на политически неблагонадежных граждан. Идея 10-летней диктатуры и непопулярные политические меры, предлагавшиеся им, вызвали недоверие декабристов к Пестелю. Они подозревав, что он хочет стать российским Наполеоном, диктатором от революции.

В аграрном вопросе Пестель пытался примирить два взаимоисключающих принципа: общественное достояние земли и право частной собственности на пашню тех, кто обрабатывает и окультуривает землю. Для этого он разделил весь фонд государственных, крестьянских, церковных и большей части помещичьих земель на общественную и частную составляющие. Каждый желающий мог получить участок общественной земли для пропитания семьи, этот участок был неотчуждаем, то есть не мог быть продан, сдан в аренду, заложен или подарен. Тем самым Пестель надеялся спасти крестьян от пролетаризации, а Россию - от ужасов капитализма. Крестьяне, которые могли обрабатывать больше земли, чем им положено из общественного фонда, могли взять участок частной земли, предназначавшейся для "процветания хозяйства", развития частного предпринимательства. С этим участком его владелец мог делать все, что могло принести ему дополнительную прибыль.

"Конституция" Муравьева предусматривала превращение России в федеративное государство, состоящее из 14 держав и 2 областей (державы делились на уезды, а уезды - на волости). Высшим законодательным органом должно было стать Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты представителей, избираемых на 6 лет. Избирательным правом могли пользоваться только мужчины, достигшие 21 года, имевшие недвижимую или движимую собственность в размере 500 и 1000 руб. соответственно. Для желающих быть избранными имущественный ценз был еще выше.

Высшая исполнительная власть принадлежала императору, который являлся верховным главнокомандующим и мог с согласия Верховной думы назначать министров и судей. Ему выдавалось жалованье до 10 млн руб. в год, чтобы он имел возможность содержать двор. Монарх мог отклонять решения Народного веча, но если вече в третий раз подтверждало свое решение, то оно автоматически становилось законом. Высшим судебным органом должно было стать Верховное судилище, руководившее судами в губерниях и городах.

Конституция отменяла крепостное право и прежнее сословное деление общества. Она провозглашала равенство граждан и предоставляла им права и свободы без всяких ограничений. Решая аграрный вопрос, Муравьев наделял бывших крепостных крестьян усадьбой и двумя десятинами пашенной земли, сохраняя при этом помещичье землевладение. Такое решение вопроса заставило бы крестьян идти в наемные рабочие к бывшим хозяевам, так как две десятины земли не могли обеспечить сносное существование крестьянской семье.

Главное отличие между "Русской правдой" и "Конституцией" заключалось не в том, что первая делала Россию унитарной республикой, а вторая - федеративной конституционной монархией. Дело было даже не в том, что Пестель предполагал введение 10-летнего переходного периода под диктатом Временного правления, а Муравьев - введение конституционного правления сразу после совершения переворота. Основное отличие двух подходов к будущему России состояло в том, что Пестель и Муравьев рассчитывали на разные движущие силы будущих преобразований, видели сторонников перемен в разных слоях населения страны. Пестель надеялся на поддержку революционеров крестьянством, которое в благодарность за освобождение от крепостного права и наделение его землей поддержит новое правительство. Муравьев же считал, что реальную помощь декабристам может оказать только наиболее образованный, организованный и независимый слой россиян - среднее дворянство.

Споры о том, какой из двух вариантов был более реалистичен, продолжаются и в современной историографии. Однако сейчас большинство исследователей сходится на том, что мы имеем дело с двумя утопиями, поскольку ни "Русская правда", ни "Конституция" не учитывали в полной мере социально-политическую ситуацию в империи. Россия первой четверти XIX в. не была готова к столь радикальным переменам, и замыслы декабристов скорее всего были обречены на неудачу.

В 1824 г. Северному и Южному обществам удалось договориться о сроках совместного выступления. Летом 1826 г. на базе 2-й армии, расквартированной на Украине, намечалось провести большие маневры с участием императора и его братьев. Восстание планировалось начать одновременно на Украине и в Петербурге. Царская фамилия должна была быть выслана за границу, а сам монарх - арестован до решения вопроса о форме правления. Декабристы постепенно наращивали свои силы: в 1825 г. в состав Южного общества вошло Общество соединенных славян; в Петербурге активно действовала "Рылеевская отрасль" (группа офицеров под руководством К.Ф. Рылеева). Однако жизнь внесла свои коррективы в планы дворянских революционеров - 19 ноября 1825 г. в Таганроге неожиданно скончался император Александр I.

Передовые представители дворянской молодежи, вернувшиеся из заграничных походов, горячо стремились к активной деятельности.

В их среде и было создано в 1816 г. революционное общество, учредителями которого явились офицеры Александр Муравьев, его дальний родственник Никита Муравьев, И. Д. Якушкин, С. П. Трубецкой, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы.

Общество было названо «Союзом спасения»-основатели его полагали, что настало время спасти Россию. Вскоре в общество был принят П. И. Пестель и еще несколько офицеров.

Основной задачей «Союза спасения», по единодушному мнению его участников, была ликвидация крепостного права и самодержавия. Члены «Союза спасения» много спорили о формах революционной организации и тактики, исходя из оценки деятельности политических клубов в революционной Франции, карбонарских вент, Тугендбунда и др.

В конце концов большинство признало необходимым действовать постепенно: привлекать на свою сторону влиятельных лиц в государственном аппарате, чтобы с их помощью добиться провозглашения конституции в момент смерти царя. Предложение наиболее решительных офицеров ускорить революционное выступление путем цареубийства не получило поддержки.

Замкнутость «Союза спасения» и неопределенный характер деятельности тормозили его развитие. Сложный порядок пополнения рядов общества ограничивал его рост: количество членов его почти за два года существования достигло только 25-30.

Слабость этой первой революционной организации стала очевидной в конце 1817 г., когда в Москве собрались многие ее участники в связи с приездом туда двора и гвардии. «Союз спасения» вынужден был признать отсутствие у него сил для решительных действий п принять постановление о реорганизации общества.

Преемником «Союза спасения» стал образованный теми же лицами в начале 1818 г. «Союз благоденствия», в который предполагалось привлечь значительное количество участников. Учредители «Союза благоденствия», считая вслед за философами-просветителями XVIII в., что «мнение правит миром», намеревались произвести государственный переворот, овладев «общественным мнением».

По уставу общества в него допускались представители всех свободных сословий. Кроме того, решено было создать широкий круг сочувствующих целям «Союза» из числа лиц, объединенных в литературных обществах, благотворительных и других легальных организациях.

Руководители «Союза благоденствия» считали, что для пропаганды революционных идей потребуется около 20 лет и что революция будет произведена примерно в 1839 г.

«Союз благоденствия» преодолел узкие рамки первого революционного общества.

За три года существования при нем возникло до 15 «управ» (отделов), в том числе и в провинции. Количество его членов возросло до 200. Близки к обществу были многие виднейшие представители русской культуры, в том числе и .

Под влиянием обострения классовой борьбы в России и нового подъема революционного движения в Западной Европе в «Союзе благоденствия» развилось республиканское течение и окрепла мысль о необходимости более решительной революционной борьбы.

На совещаниях «Коренной» (главной) управы в Петербурге в январе 1820 г. Пестель по поручению 30 членов Тульчпнской управы, служивших в войсках на Украине, сделал доклад о преимуществах республиканского строя. Совещание единодушно приняло республиканскую программу.

Никита Муравьев предложил убить царя и этим ускорить выступление общества. Он считал возможным произвести военную революцию, подобно испанской, быстрые успехи которой оказали на русских современников огромное влияние.

Однако предложенная Муравьевым новая революционная тактика не получила одобрения Коренной управы. К тому же организационная структура «Союза благоденствия», предназначенная для широкой пропаганды освободительных идей, не была пригодна для осуществления революционного переворота.

Вскоре возник вопрос о реорганизации «Союза благоденствия». Толчком послужили волнения в войсках столичного гарнизона в октябре 1820 г. Начались они с открытого протеста солдат Семеновского полка против жестокого самоуправства нового командира. Восставшие солдаты были заключены в крепость.

Но требования семеновцев о смещении ненавистного командира нашли живой сочувственный отклик в остальных полках гвардии. В эти дни в Преображенских казармах были найдены прокламации, призывавшие солдат к восстанию и выбору командиров «из своего брата солдата».

С 1816 по 1825 г. в войсках произошло 15 выступлений против палочного режима «аракчеевщины». Члены «Союза благоденствия», сторонники решительных действий, видели в этом подтверждение возможности военной революции в России. С другой стороны, усиление правительственных репрессий в армии ускорило отход неустойчивых членов от общества.

В самом начале 1821 г. московский съезд уполномоченных от управ принял постановление о прекращении деятельности «Союза благоденствия». Одновременно решено было создать строго конспиративное тайное общество с тщательным отбором членов, готовых на решительное выступление в духе военной революции.

«Союз спасения » — первая организация будущих декабристов . В 1815 г. несколько офицеров Семеновского полка устроили «артель» : в складчину готовили обеды, а после играли в шахматы, вслух читали иностранные газеты, обсуждали вопросы политики. Александр дал знать, что такие «сборища» ему не нравятся. И офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов русской жизни.

В 1816 г. возникла тайная офицерская организация, названная «Союзом спасения» . Ее возглавил полковник Генерального штаба Александр Муравьев. В числе основателей были князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. Все шестеро участвовали в Отечественной войне и заграничных походах. Позднее в «Союз» вступили гвардейские офицеры Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин, лицейский друг Пушкина.

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе «Союза» говорилось, что если царствующий император «не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия ». Обсуждался и вопрос об отмене крепостного права. Глубокое негодование среди членов общества вызвало устройство военных поселений. Под впечатлением от известий о насилиях над мирными крестьянами Якушкин вызвался убить царя. Друзьям с трудом удалось его отговорить.

«Союз спасения» строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За два года в общество вступило около 30 человек. Перед его руководителями встал вопрос, что же делать дальше. Общество не могло пассивно ожидать конца царствования. Цареубийство большинство членов отвергало по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Такие реформы сделали бы бессмысленной существование замкнутой офицерской организации. В то же время надо было учитывать опасность того, что реакционеры объединят усилия и, как во времена Сперанского, сорвут преобразования. Поэтому было решено сосредоточить силы на подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных идей.

Союз благоденствия и спасения

«Союз благоденствия ». В 1818 г. вместо «Союза спасения» был основан «Союз благоденствия» . Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Они образовали Коренную управу. Ей подчинялись местные «управы» — в Петербурге, Москве и некоторых других городах. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе («Зеленой книге») говорилось, что «Союз» считает своей обязанностью «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия». В число главных своих целей «Союз» включал развитие благотворительности, смягчение, гуманизацию нравов.

Жизнь крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания «Союза» . Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, бороться с продажей их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейского быта произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства.

Большое значение «Союз благоденствия» придавал просветительной деятельности среди народа. Члены «Союза» , имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. «Союз» ставил себе целью искать мирные пути к разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению «различные племена, состояния, сословия» . Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели «Союза» . Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности, расширению торговли.
Члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось издавать собственный журнал. Существовала вторая часть «Зеленой книги» , известная лишь самым надежным членам общества. В ней были записаны его заветные цели — введение конституции и отмена крепостного права.

Всего три года просуществовал «Союз благоденствия » . Его члены успели сделать очень немногое из того, что было намечено. Иван Якушкин открыл школу для крестьян в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском полку, старался облегчить жизнь солдата, очеловечить отношения в казарме. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир. Воцарились муштра и палочная дисциплина. В 1820 г. Муравьев-Апостолском полку произошли солдатские волнения. «Зачинщики» были жестоко наказаны. Все остальные солдаты были разосланы по отдаленным гарнизонам.

Первые декабристы

Будущие декабристы не участвовали в этом выступлении, но кары коснулись и их. Большинство офицеров-семеновцев было срочно переведено в обычные армейские корпуса и выслано из столицы. 17-летнему Михаилу Бестужеву-Рюмину не разрешили даже заехать в имение, чтобы попрощаться с умирающей матерью. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом он был переведен на Юг, в Черниговский полк. Среди солдат этого полка оказалось много бывших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. был произведен в полковники и назначен командиром Вятского полка, расквартированного недалеко от Черниговского. Так повстречались на Юге многие участники тайного общества.

Между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. Стало очевидно, что организационное строение и программа «Союза благоденствия» не отвечают новым условиям. Вместо того, чтобы «споспешествовать (содействовать) правительству» , надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. В 1821 г. тайный съезд «Союза благоденствия» в Москве объявил организацию распущенной. Руководители движения хотели создать новое общество, способное к более решительным действиям.


Иллюстрация. Реорганизация. Роспуск "Союза благоденствия"

Отечественная война 1812 года выдвинула Россию в число самых влиятельных держав на европейском континенте: от нее зависели судьбы других европейских стран. Но дальнейшее развитие оказалось чрезвычайно противоречивым. Страна-освободительница европейских народов, Россия встала во главе Священного союза и возглавила реставрацию монархий в государствах Европы.

Столь же противоречивым было внутреннее развитие России. Русские офицеры, вернувшиеся из заграничных походов, увидели громадную разницу между своей страной и Европой. В европейских странах крестьяне были свободны от крепостной зависимости, власть монархов была ограничена законами, конституцией, парламентом и сильным влиянием общественного мнения. Офицеры, полагавшие, что власть в стране не может зависеть от воли одного человека, также захотели подчинить ее твердым законам, установить конституционное или республиканское правление и освободить крестьян от крепостного состояния. В этих целях они решили объединиться.

«Союз Спасения». «Союз Благоденствия» . Первыми организациями дворян-революционеров, которых стали потом называть декабристами, были «Союз Спасения» и «Союз Благоденствия».

«Союз Спасения» образовался в 1816 году, но вскоре прекратил свое существование.

Вслед за ним, в 1818 году, возникло новое общество - «Союз Благоденствия». В него вошли многие крупные деятели эпохи, в том числе поэты Ф. Н. Глинка и П. А. Катенин.

Общественная жизнь России проходит на фоне европейских событий, где нарастают революционные и национально-освободительные движения. Студент Занд (Германия) заколол кинжалом писателя Августа Коцебу, которого считали русским агентом. В 1820 году польские сенаторы отвергли все проекты законов, предложенные Александром I. Русский император получил известие о солдатских волнениях в гвардейском Семеновском полку, который всегда был оплотом самодержавия. Генерал-майор Александр Ипсиланти возглавил греческое восстание против турок. В это же время появились и первые признаки спада революционной волны: подавлена Неаполитанская революция, терпит поражение революция в Греции.

Северное и Южное декабристские общества . Русское общество внимательно следит за историческими событиями, откликаясь на них: оно отозвалось и на смерть Наполеона на острове Св. Елены, и на смерть в Греции английского поэта Дж. Г. Байрона. После роспуска «Союза Спасения» и «Союза Благоденствия» русские вольнодумцы объединились в два тайных общества - Северное (1821) и Южное (1822). В Северном обществе руководящая роль постепенно переходит к К. Ф. Рылееву, а Южным обществом руководит П. И. Пестель. Вначале «северяне» более умеренны: они настаивают на конституционной монархии, тогда как «южане» - на республике. Стремясь распространить свое влияние на широкие слои общества, декабристы собирают объединительный съезд, где Рылеев склоняется на сторону республики как будущей формы правления в России. Декабристы намерены продолжить агитацию, чтобы политические перемены не были неожиданными, но обстоятельства складываются так, что для тщательной подготовки восстания у них не остается времени.

Восстание декабристов . 27 ноября 1825 года в Петербурге получено известие о смерти бездетного Александра I. Брат царя, великий князь Константин Павлович, еще в 1823 году отказался от престола в пользу другого брата, великого князя Николая Павловича, но общество об этом не знает, и потому все приносят присягу Константину Павловичу, который находится в Варшаве. Однако Константин отказывается принять трон и присылает письмо, подтверждающее его прежнее решение.

На 14 декабря назначается присяга Николаю Павловичу. Декабристы сочли, что для восстания наступил наиболее подходящий момент. «Северяне», командовавшие выведенными на Сенатскую площадь войсками, подняли мятеж. Однако Николаю Павловичу удалось силой подавить восстание и привести войска к присяге. Выступление «южан» также не имело успеха. После разгрома восстания наиболее видные декабристы, решительно проявившие себя, были арестованы и затем, после суда и казни пятерых руководителей, заточены в казематы, сосланы в Сибирь или в действовавшую армию на Кавказ. Почти каждая семья потеряла либо родных, либо близких знакомых. Благородство целей, которые ставили перед собой декабристы, в особенности мысль об освобождении крестьян, бескорыстие намерений, так как декабристы-дворяне не требовали для себя никаких материальных благ и привилегий, высоко поднимали в глазах общества и последующих поколений нравственное достоинство восставших. Они остались примером для других русских революционеров, которые, однако, не смогли удержаться на той нравственной высоте, которая была заявлена дворянскими мятежниками. Очень скоро восстание было расценено как романтический протестующий акт, трагическая ошибка, жертвенный подвиг без надежды на успех. Но так как многие думали так же, как декабристы, только не решались выйти на площадь, то чувствовали на себе часть вины за страдание своих близких. Восстание декабристов стало осознаваться не злонамеренным бунтом и потрясением государственных основ, а заблуждением дерзких, горячих и пылких молодых умов.

В обществе укреплялись мысли о прощении декабристам их непродуманного поступка и о том, что наказание превышало вину, или, как сказал по другому поводу Пушкин в поэме «Бахчисарайский фонтан»: «Какая б ни была вина, Ужасно было наказанье». Многие умоляли Николая I о проявлении милости к декабристам, о возвращении их семьям и были уверены, что перед коронацией или после вступления на престол царь все-таки простит несчастных страдальцев. Этого не случилось.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: