Экономическая журналистика. Подготовка специального репортажа на экономические темы. Презентации и задание обучающего семинара для журналистов

Оружие против бедности

Многие журналисты ссылаются на то, что экономика, мол, интересна только узкому кругу людей. Но так говорят, чаще всего, чтобы скрыть неумение и нежелание писать на экономические темы. Да, писать об экономике, образовывать и просвещать население гораздо сложнее, чем спекулировать на политических скандалах. Мгновенной и громкой журналистской славы на экономике в Кыргызстане пока не заработаешь. Это трудно: нужно самим понимать происходящее, понимать так, чтобы быть способным объяснить это своим читателям и зрителям. Нужно читать учебники и справочники, специализированные журналы, вести многочасовые беседы с экспертами, чтобы «выловить» в их профессиональном сленге зерно, нужное и полезное читателю и зрителю.

Журналист, безусловно, выполняет миссию и, безусловно, являет собой некий ресурс воздействия на общество, именуемый четвертой властью. Но какой характер носит этот ресурс? Какого рода посыл его усилий? Каковы суммарный результат и конечная цель – разрушительные или же созидательные? Если оставаться только в политическом поле и продолжать игнорировать экономику, то посыл будет разрушительным. Пресса будет не помогать стране богатеть и развиваться, а отвлекать население на политические дрязги, будоражить инстинкты толпы и настраивать общество в целом на самобичевание и самоедство. Если же посыл созидательный, то нужно садиться за рабочие столы с желанием научиться самому и научить свою аудиторию понимать, любить экономику и пользоваться всеми возможностями, которые она предоставляет.

Экономическая журналистика должна перестать быть неким элитарным собранием кучки экспертов, которые пишут весьма сложные и длинные статьи для столь же малой кучки продвинутых читателей. То, что пишется на экономические темы в популярных изданиях, должно выглядеть совершенно иначе. Одной перепечатки кусков пресс-релизов ведомств и корпораций не хватит для выполнения образовательной и аналитической функции прессы. Нужны настоящий анализ и прогноз, но представленный в популярной, доходчивой форме.

Как такового научного определения экономической журналистики нет. Однако есть предложения, высказанные во время работы над данным учебным пособием. Обобщая эти предложения, можно сформулировать первое определение экономической журналистики в Кыргызстане.
Итак, экономическая журналистика – это поиск, анализ и изложение информации об экономике, что позволяет любому человеку принять верное решение для защиты своих материальных интресов . Иными словами, экономическая журналистика - это оружие против бедности .

Здесь вы найдете работы по экономической журналистике, либо разработанные мной лично, либо при моем непосредственном участии, либо по моей инициативе:

Освещение экономических тем в средствах массовой информации. Пособие для студентов вузов. Одобрено МОНиК Кыргызской Республики. Б.: Принтхаус, 2008.

Данное учебное пособие – самый первый шаг, первая в истории Кыргызской Республики попытка создать инструмент обучения будущих журналистов экономике. Это коллективный труд известных в республике экономистов и преподавателей журналистики, которые задались целью изложить важные экономические знания простым, доступным языком в ракурсе интересов средств массовой информации.

Пособие состоит из двенадцати тем, актуальных для экономического развития Кыргызстана. При этом каждая тема содержит теоретические основы вопроса, исторический экскурс, анализ современных проблем и, частично, описание перспектив. В таком виде пособие позволяет студенту факультета журналистики и молодому журналисту быстро сориентироваться в сущности и проблемах темы и не допустить при подготовке материала смысловых и фактологических ошибок.

Учебное пособие «Освещение экономических тем в средствах массовой информации (экономическая журналистика)» рассчитано на студентов старших курсов факультетов журналистики, которые уже владеют минимальным набором профессиональных навыков и знаний. Само пособие позволяет студентам определить наличие или отсутствие интереса к освещению вопросов экономического развития и способствует их дальнейшей специализации и выбору будущего места работы. Это особенно актуально в связи с увеличением в Кыргызстане спроса на издания, имеющие экономическую тематическую направленность.

Главная цель пособия – помочь будущим журналистам понять, что экономика – это ежедневная жизнь каждого кыргызстанца, а не нечто абстрактное, сложное, а потому массовому читателю неинтересное. Пособие поможет будущему журналисту полюбить экономику как материальное выражение взаимоотношений людей и помочь своему читателю (зрителю) найти свое место и улучшить качество своей жизни.

Корпоративное управление: фокус интересов СМИ. Пособие для будущих и действующих журналистов. Б.: Ега-Басма, 2009.

Пособие возникло как естественное продолжение курса лекций, который был прочитан крупнейшими кыргызстанскими экспертами и практиками в ходе реализации проекта Пресс-клуба Кыргызской фондовой биржи «Развитие корпоративного управления через образование и диалог», профинансированного Центром поддержки частного предпринимательства (CIPE).

Лекторы коснулись различных тем развития корпоративного управления, начиная от его воплощения в формах государственного устройства (корпоративное управление как школа демократии), заканчивая применением принципов корпоративного управления в банках.

Каждая тема пособия снабжена минимально необходимым журналисту глоссарием, некоторые содержат примеры статей и комментарии к ним.

Пособие не претендует на исчерпывающее освещение всех аспектов корпоративного управления, однако охватывает важнейшие из них.

Внимательное изучение пособия позволит действующему и будущему журналисту понять и принять принципы корпоративного управления, видеть успешные и неудачные примеры их применения в ежедневной жизни, а также направлять своего клиента – читателя, зрителя на пути применения своих прав и возможностей в мире корпорации как одной из величайших идей цивилизации.

Региональная экономическая журналистика. Пособие для будущих и действующих журналистов (в работе).

Пособие предназначено журналистам, работающим над экономическими темами в региональных СМИ. Пособие охватывает важнейшие аспекты местного экономического развития: управление местным бюджетом и муниципальной собственностью; стратегическое планирование местного экономического развития; основы законодательства КР о доступе к информации и соответствующие инструменты для работы журналиста в этом направлении; примеры статей и сих детальным разбором; типичные ошибки и многое другое, включая глоссарий.
Пособие состоит из двух частей: непосредственно учебника и практикума. Соответственно, вам придется скачивать два файла.

Корпоративные войны и поглощения. О вреде и пользе скандала (финансовые пирамиды). Программа, презентации и задание обучающего семинара для журналистов.

В программе семинара следующие темы: Ментальный разрыв, или Новая миссия кыргызстанских журналистов. Особенности фондового рынка в Кыргызстане. Далеко от КУ до УК? Корпоративные войны и поглощения. Передел собственности и рейдерские захваты. О вреде и пользе скандала. Будущее рынка: к чему следует готовиться прессе? Источники информации. Работа в группах «Ловим блох в тексте» (анализ экономической статьи). Типичные ошибки журналистов

Подготовка специального репортажа на экономические темы. Презентации и задание обучающего семинара для журналистов

В программе семинара следующие темы: Специальный репортаж на экономические темы. Аналитическая функция СМИ. Практическое занятие (работа в группах).

Специфика работы журналиста деловых СМИ

Сотрудникам деловых изданий приходится нелегко, особенно поначалу, ведь от них требуются достаточно специфические навыки, причем как практические, так и теоретические. Бизнес-журналист должен уметь проводить экономический анализ деятельности предприятий, понимать основы стратегического планирования, инвестиционного анализа и маркетинга, а также иметь четкое представление об оценке рисков и формировании портфеля ценных бумаг Письменная Е.В. Деловая пресса России и бизнес: Учебное пособие по спецкурсу для студентов факультета журналистики и вузов. М., 2003. С. 14.. Таким образом, можно представить, что вновь пришедшим на рынок журналистам пришлось многому научиться. Впрочем, до сих пор руководители деловых СМИ скорее возьмут на работу специалистов с экономическим образованием, которые обладают весьма примерным представлением о журналистике, чем профессиональных корреспондентов, которые поверхностно разбираются в экономике Тимофеевский А. Факультет ненужных вещей // Эксперт. 2005. № 47 (493). С. 7. . Нельзя не согласиться, что «без знания адресата сообщения, специфики потребления деловой информации региональной аудиторией, стереотипов ее восприятия, трудно создавать успешные журналистские тексты, использовать приемы популяризации информации для деловой среды» Мельник Г.С., Виноградова С.М. Деловая журналистика: Учебное пособие. СПб., 2010. С. 213..

В то же время, в деловой журналистике работают и те, кто не имеет специального экономического образования, получая необходимые навыки и знания в «боевых условиях». Впрочем, разобравшись в финансовых премудростях в ходе своей работы, именно журналисты гораздо более доходчиво, чем «узкие» специалисты, подают информацию и помогают массовой аудитории в ней разобраться, в то время как профессиональным экономистам кажется, что все термины и цифры абсолютно естественны, понятны каждому и не требуют дополнительных пояснений.

Тем не менее, сейчас довольно трудно найти журналиста, который бы занимался «деловыми темами» в целом. Как правило, каждый из них разбирается (а, соответственно, и работает) в какой-то определенной области. Тем более что существует ясно выраженная зависимость между стоимостью информации и степенью ее специализации: чем более узкую направленность имеет издание, тем выше его стоимость. То же самое можно сказать и о журналистах. Этот факт особенно ярко проявляет себя в сегменте деловой прессы.

Основные различия деловой и экономической журналистики

На данный момент единого мнения по поводу разделения деловой и экономической журналистики не существует, т.к. данная тема еще не достаточно изучена. К примеру, профессор Д.П. Гавра в своем докладе «Понятие типологии деловой журналистики» отмечает, что «деловая журналистика - это журналистика, связанная с обеспечением необходимой информацией субъектов экономического действия» Гавра Д.П. Понятие типологии деловой журналистики. Доклад // Заседание дискуссионного клуба «Деловая, экономическая или бизнес-журналистика?», 20 дек. 2006. СПб., 2006.. Данным субъектом, логически, является каждый человек, который имеет какие-либо экономические отношения. Если сделать небольшое обобщение, то можно сказать, что деловая журналистика предназначена для всех уровней аудитории, в отличие от экономической журналистики, которая специализируется исключительно на субъектах предпринимательской деятельности.

Несмотря на столь расплывчатое понятие, большинство исследователей печати делят весь сектор деловой информации на несколько частей: экономическая, биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация и деловые новости Мордовская Е.И. Деловое издание в системе периодической печати. Типоформирующие факторы, характер становления и развития: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1998. С.3.. К подобному утверждению присоединяется и д.ф.н. профессор М.Н. Ким, который в рамках деловой прессы как вид выделяет экономическую газету Ким М.Н. Деловая пресса: функции, структура, аудитория // Типология печати: проблемы теории и практики: Материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» 12 марта 1998 года / Отв. ред. Б.Я. Мисонжников. Спб., 1999. С. 35-36..

Однако помимо экономической, существуют еще и другие аспекты деловой журналистики. Так, Б.Я. Мисонжников предлагает свою градацию деловых СМИ. Среди них он условно выделяет деловые издания общего профиля, издания политико-экономической направленности, в которых усилен, прежде всего, теоретический политико-экономический компонент и через его призму рассматриваются важные социально-политические события. Также на рынке присутствуют деловые издания финансовой ориентации (те, в которых освещается динамика тенденции и уровни кредитования, курсы валют и т.д.); биржевые издания - те, в которых отражены стороны биржевой жизни: купля-продажа ценных бумаг, котировки акций и т.д.; а также качественные издания, публикующие экономическую и финансовую информацию для принятия самостоятельных управленческих решений со стороны читателя Мисонжников Б. Я. Деловое издание в лабиринте медиарынка // Журналистика: исследования - методология - практика: Сб. статей / Отв. ред. Г. В. Жирков. СПб., 2004. С. 134..

Другой исследователь, к.ф.н. Д.А. Мурзин, эту градацию несколько конкретизирует, выделяя в качестве видов деловой журналистики - экономическую, биржевую, финансовую, коммерческую, т.н. статическую информацию, а также российские и региональные деловые новости Мурзин Д.А. Деловая пресса // Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001. Разд. II, гл. 7. С. 94..

В свою очередь, Д.П. Гавра высказывает предположение, основанное на характеристиках аудитории, которой та или иная деловая информация предназначается. Получается, что в деловой журналистике можно выделить три уровня, исходя из адресатов. Условный первый уровень - это субъекты бизнес-поведения, второй и третий уровень, соответственно, достались субъектам профессионального и обыденного экономического поведения. Таким образом, логично формируется деловая журналистика в широком смысле - для всех трех уровней аудитории; деловая журналистика в расширенном смысле - экономическая журналистика, которая будет понятна и интересна как второму, так и первому уровню аудитории; деловая журналистика в узком смысле - бизнес-журналистика, которая предназначена для бизнес-субъектов 1 Гавра Д.П. Деловая журналистика: к определению понятия // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Межвуз. науч.-практ. конф., 24-25 апр. 2007 г.: Сб. докл. Спб., 2007..

Исходя из этой концепции, к.ф.н. М.А. Бережная также характеризует аудиторию деловых СМИ по уровням, но уже более обобщенно. Среди них выделяется аудитория экономической журналистики - это субъекты профессионально-экономического поведения в узком смысле (менеджеры, экономисты, финансисты и др.). Второй уровень - это аудитория общей деловой журналистики, т.е. субъекты обыденного (непрофессионального) экономического поведения Бережная М.А. Деловая журналистики и бизнес-коммуникация: специфика реализации профильного модуля // Концепция профиля бакалавриата журналистики. СПб., 2006; Информационно-образовательный сайт в рамках проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете» // http://www.bj.pu.ru/method/4-3.html (09.03.2010).

Таким образом, объединив вышеназванные градации и уровни, для некоторой простоты и конкретики можно разделить деловую журналистику для сферы деловой и бытовой, т.е. для обыденной жизни. Деловая журналистика для «сферы деловой», в свою очередь, делится на экономическую, которая легла в основу данного исследования, и неэкономическую. Собственно экономическая журналистика включает в себя бизнес-журналистику (более узконаправленную, специализированную) и общую экономическую журналистику Там же. (см. схему в Приложении). Однако в современном мире, зачастую, бытовая и деловая сферы переплетаются довольно тесно, и, на наш взгляд, достаточно будет понимания того, что экономическая журналистика является разновидностью деловой.

Также необходимо отметить, что, по мнению профессора Л.П. Громовой, в деловых СМИ выделяется разновидность специализированной биржевой прессы, которая освещает сам процесс функционирования предприятий и операций с ценными бумагами Громова Л.П. Биржевая пресса в структуре деловой журналистики России (конец 19 - начало 20 века) // Средства массовой информации в современном мире: тезисы научн.-практ. конф. Спб., 2008. С. 137.. Впрочем, о биржевой прессе можно скорее говорить как о подвиде экономической журналистики, чем об отдельном направлении в деловых СМИ. Все-таки в современном мире экономические новости напрямую связаны с положением дел на биржах, с ростом и падением мировых индексов или котировок акций. По этой причине разделение этих двух направлений представляется весьма нечетким.

Подводя небольшой итог и выходя на интересующий автора тип СМИ, повторим, что экономические средства массовой информации представляют собой подвид деловых. Таким образом, получается, что экономические радиостанции (типа Интернет-радиостанции BrocoPulse) носят конкретную, узкую специализацию, в отличие от тех, которые позиционируют себя в качестве деловых (Business FM) и стараются освещать сразу несколько аспектов (новости предпринимательства, недвижимости, экономики, политики и др.). Благодаря этому определению, мы значительно сужаем и конкретизируем область изучения.

Авторы издания «История мировой журналистики» называют эту тенденцию «коммерциализацией журналистики», под которой понимаются структурные и содержательные перемены в медийной сфере, порожденные воздействием факторов информационного рынка. В журналистике, ориентированной на коммерческий успех, распространено представление, что журналист и пресса обслуживают определенный рынок, в то время как представители других социокультурных моделей журналистики декларируют свою обращенность к гражданину, общественному мнению, либо личности читателя.

О коммерциализации в журналистике также стали говорить на рубеже XIX-XX веков, и это было связано не только с притоком инвестиций, но и с повышением социального статуса и роли прессы. Именно тогда О.Уайлд сказал: «Нами управляют журналисты». Как только пресса стала выгодным инструментом для ведения бизнеса, на нее экстраполировались все его основные черты. В частности, с целью получения прибылей создавалась массовая пресса Херстом, Пулицером, Хармсуортами и другими, для которой денежные выгоды были важнее объективности и реальных интересов читателя.

Главным механизмом получения прибыли была реклама. Если в 1880-е годы доходы издателей газет наполовину состояли из средств, полученных от продажи тиража, и наполовину – от платы за публикацию коммерческих объявлений, то к 1910 году рекламные доходы составляли уже 65 процентов от общего объема поступлений. Реклама была тем дороже, чем больше был тираж издания. Ориентация на рейтинг вызвала к жизни сенсационность, скандальность, фальсификацию непроверенных сведений, заказные материалы, размещение рекламных материалов под видом редакционных, несоответствие заголовка содержанию, коррупцию и другие пороки.

В 1970-е годы опора на официальную и корпоративную информацию вызвала к жизни такое явление, как «Паблик рилейшнз». Создание новой индустрии имело целью воспользоваться возможностями, которые предоставила журналистика. Обработанные пресс-релизы, «упакованная» информация, заказные экспертные заключения позволили ПР-специалистам формировать новости, выгодные их клиентам, которые могли теперь избегать риска, особенно связанного с живым общением. ПР стал одним из важных препятствий к получению объективной информации. Широкие права, полученные гражданами в XX веке, сделали «риски демократии» слишком большими. Потребовались скрытые механизмы обработки информационного потока. ПР явился одним из ключевых механизмов такого рода. Владельцы прессы могли только поддерживать появление новой индустрии, которая позволяла бесплатно наполнять газеты информацией. В начале XXI века ПР-материалы составляют по разным оценкам от 40 до 70 % новостей американских газет.



В 80-е годы эра «профессиональной автономии» журналистов в западных странах, особенно в США, подошла к концу. Главными причинами этого были постоянное ослабление антимонопольных законодательств и развитие технологий, которые позволили значительно усилить коммерческую составляющую СМИ. В конце XX века инвестиции в телевизионную индустрию стали сопоставимыми с вложениями в наиболее капиталоемкие отрасли промышленности – нефтяную, машиностроительную, сталелитейную и другие. Появляется понятие медиа-индустрии, на которую распространяются свойственные бизнесу схемы управления и маркетинга, традиции и схемы производства. Формируются привычные подходы, появляется понятийный аппарат. Как отметил профессор Калифорнийского университета Мануэль Кастельс, «медиа-бизнес стал глобальным, обладающим капиталом, талантами, технологией и корпоративной собственностью, опутывающей весь мир за пределами национальных государств». Медиапотребление в США к концу XX века достигло в среднем 11 часов в день. Медиасистема становится не просто механизмом информационного диктата капиталистического консенсуса, но и неотъемлемой частью экономики.



Технологические революции только обострили противоречия, связанные с приходом бизнеса в журналистику. Внедрение технологий происходило на принципах экономии на качестве, что вело к увольнениям, закрытию корреспондентских пунктов, использованию большого количества ПР-материалов, тривиальных недорогих сюжетов, ориентацию на прямое обслуживание нужд владельцев и рекламодателей. Фактически разделение редакционной и коммерческой составляющих сошло на нет. Журналистика окончательно превращается в компонент сферы услуг с соответствующими «профессиональными» стандартами.

Существует мнение о том, что бизнес в журналистике является рычагом создания конкурентной среды, плюрализма мнений и контроля за властью. Схема вроде бы проста – работай быстро и эффективно, получай прибыль и радуй зрителей и читателей. Однако не стоит преувеличивать роль бизнеса в создании плюрализма мнений и его независимость от государства. В западных государствах бизнес неразрывно связан с государством (вспомним акции на 6 миллионов долларов в «Тайм-Уорнер», которыми владеет К.Пауэлл, председательство в ФКС его сына Майкла или премьерство итальянского телемагната Берлускони), создавая тем самым олигархическую цепь круговой поруки, где государство и бизнес находятся в одной упряжке. Многие современные американские медиа-корпорации тесно связаны с ВПК США, и их не надо слишком громко призывать отстаивать его интересы. Контролю над властными структурами и созданию конкурентной среды бизнес предпочитает уход от острых проблем, монополизацию и слияние с властью.

Но в основном, крупный бизнес и власть составляют одну упряжку. Бизнес, не связанный с государственными структурами, – это небольшой, маловлиятельный капитал, который предпочитает не ссориться с властью, чтобы избежать проблем. Это приводит к тому, что масс-медиа, принадлежащие капиталу, все реже размещают острые материалы, предпочитая им выхолощенные сюжеты и облегченную информацию.

В условиях, когда редакторы и журналисты охвачены «рейтинговым помешательством», требования рынка приобретают силу закона. Стремление постоянно добиваться высокого рейтинга выливается в своего рода теневую цензуру - негласную, но эффективную ограничительную систему, заставляющую журналистов отказываться от освещения «неудобных» проблем лишь по той причине, что такого рода публикации не способны привлечь широкую аудиторию. Ожидания большей части аудитории, формируемые коммерческими СМИ, не простираются дальше легковесных публикаций, ориентированных на «среднего» потребителя информации с поверхностными вкусами. Американский исследователь Л. Беннетт выявил, что в 1990-е гг. количество криминальных новостей в СМИ США увеличилось в 7 раз, хотя за этот период преступность в стране существенно сократилась. С американского телевидения исчезают публицистика и документалистика, с другой стороны, оно исправно пополняет конвейер развлекательных программ и обращается к таким беспроигрышным темам, как спорт или криминал. Культивируется инертность аудитории, поощряется переход к «здоровым» инстинктам от реальных жизненных проблем. Статистика, отражающая специализацию газетных журналистов в США в 1990-е гг., свидетельствует о том, что 19% от общего числа газетчиков специализировались на освещении спортивной тематики, 13% - политических проблем, 8% - криминальных происшествий, 7% - деловой жизни и лишь 4% - на освещении социальных вопросов, 4% - проблем образования. Такая подстройка существенно подрывает развивающий, просветительский потенциал массовых коммуникаций, удерживая аудиторию в наезженной колее стандартных идей, мифов, подавляя ее творческие возможности, духовную самостоятельность – т.е. качества, необходимые сознательным и активным гражданам демократического общества.

Организация любого СМИ нацелена на достижение высокой эффективности – как в финансово-экономическом, так и в идеологическом отношении. Если рассматривать только экономическую сторону вопроса, то необходимо отметить, что для достижения высокой рентабельности управление газетами и журналами, радио- и телестанциями строится на тех же принципах, что и менеджмент промышленных предприятий. Среди направлений дальнейшего развития - сегментация рынка новостей и раздел сфер влияния, ограничение конкуренции, достижение финансового равновесия внутри монополистических объединений СМИ, разделение труда и рационализация производства.

В настоящее время основные доходы любого печатного издания складываются из:

· средств, вырученных от распространения тиража;

· государственного финансирования и льгот;

· участия в коммерческой деятельности в различных ее формах;

· пожертвований и т.д.

Основу денежных поступлений составляют доходы от рекламы. Например, в Испании доходы СМИ от рекламы насчитывают около 80% всех доходов, в США – 75%, во Франции – около 60%. Ни одна американская газета не согласится на меньшее соотношение, чем 40% редакторского материала на 60% рекламного, хотя предпочтительнее соотношение 50/50.

В июле-августе прошлого года разразился еще один скандал, связанный с завышением некоторыми компаниями тиражей своих газет. Были замешаны четыре газеты трех компаний: "Ньюсдей" и "Ой" "Трибюн компани", "Даллас морнинг ньюс" "Белоу корпорейшн" и "Чикаго сан-таймс" - "Холлингер интернэшнл". Они завышали тиражи, отсылая сведения в Бюро по учету тиражей, с целью установления более высоких ставок за рекламу. Доверие к газетам было подорвано, ситуация вызвала раздражение рекламодателей, и они потребовали компенсации. Газетные компании были вынуждены вернуть им деньги. Это довольно солидные суммы; в частности, "Белоу корпорейшн" вернула рекламодателям 23 млн дол. за "Даллас морнинг ньюс", "Трибюн компани", по оценкам, 80-95 млн за "Ньюсдей" и "Ой". Скандал с завышением тиражей вынудил ряд газетных компаний принять меры по ужесточению их проверок, а Бюро по учету тиражей - по усилению контроля за правильностью предоставляемых ему сведений. Формула "Trust but verify" - "доверяй, но проверяй" стала в прошлом году очень актуальной в газетной печати. Скандал с завышением тиражей коснулся в первую очередь рекламодателей четырех газет, но до конца года случаев обмана больше выявлено не было, и какого-то негативного влияния на общие доходы газет от рекламы он не оказал.

Расходы на рекламу в стране выросли, и это отражение оживления в экономике страны. Экономический рост сказался, в частности, на увеличении объема классифицированной рекламы в газетах, в особенности объявлений о найме на работу и купле-продаже недвижимости. После двух трудных лет, когда наблюдалось падение доходов от рекламы, в 2001 г. - на 9% до 44,3 млрд. дол, и в 2002 г. - на 0,5% до 44,1 млрд., в 2003 г. доходы начали медленно расти и составили 44,4 млрд. (рост на 1,9%). В 2004 г. рост доходов от рекламы был более значительным и, по оценкам, должен был составить 4,1% - до 46 млрд. 793 млн дол.

Для понимания такого неотъемлемого компонента коммерческой журналистики, как реклама, простые формулы, скажем, «реклама – гарантия независимости СМИ», не могут считаться подходящими. Как пишет С.Кара-Мурза (С.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. М., 2000), «главным является рынок образов, даже такой товар, как автомобиль, сегодня есть, прежде всего, не средство передвижения, а образ, который представляет его владельца. Рынок образов диктует свои законы, и их продавец (телекомпания) стремится приковать внимание зрителя к своему каналу. Если это удается, он берет плату с остальных продавцов, которые рекламируют свои образы через его канал». На Западе реклама дает 3/4 дохода газет и почти 100 % доходов телевидения (в США реклама занимает около 1/4 эфирного времени). Даже европейские государственные каналы в большой степени финансируются за счет рекламы (например, для системы Франс-2/ Франс-3 установлен высокий рекламный потолок в 500 миллионов долларов, до которого они не дотягивают, а доходная часть бюджета почти наполовину заполняется поступлениями от рекламы).

В изданиях Запада рекламная деятельность строго отделена от собственно журналисткой. В большинстве стран запрещена так называемая ползучая реклама, завуалированная под редакционные сообщения или новости. Во многих странах – законом, в некоторых – обычаями и судебными прецедентами. Для того, чтобы у редакционных сотрудников не возникло желания писать так называемые заказные материалы, существуют особые административные правила, обязательно соблюдаемые всеми редакциями.

Реклама традиционно поддерживает развлекательные телепрограммы и передачи в «прайм тайм» – самое дорогое вечернее эфирное время. За 1990-е гг. объем вечерней рекламы достиг в США в среднем 15 минут 44 секунд на час вещания. Первое место среди американских эфирных компаний занимает ABC, рекламное время на которой в «прайм тайм» составляет 16 минут 27 секунд на час вещания. Выходящий на этом канале комедийный сериал «Спортивный вечер» стал передачей, наиболее насыщенной рекламой (19 минут 13 секунд в час).

Еще одной тенденцией развития мировой журналистики является сращивание информационного бизнеса с финансово-промышленным капиталом. Это явление прослеживается практически во всех странах мира, включая Россию. Опыт самой мощной в информационном плане страны – США – проанализирован и обобщен в монографии Е.Ч. Андрунас «Информационная элита: корпорации и рынок новостей» (М., 1991). Автор приходит к серьезным выводам. Для самых мощных информационных монополий практически не существует границ. Это не только компания Р.Мэрдока, но и «Тайм-Уорнер», «Ганнет», ведущие телесети. «В этой связи, - отмечает Андрунас, - вновь встает вопрос о плюрализме, но теперь уже в международном масштабе. Конечно, сам по себе он не нов, поскольку засилье американских программ на телеэкранах мира – это проблема, которая обсуждается не одно 10-летие. Но создание глобальных информационных систем придает проблеме новую остроту... Но, соглашаясь с критикой транснациональных монополий, нельзя не замечать и огромной прогрессивной роли, которую они могут и должны сыграть в формировании единой человеческой общности, преодолевая барьеры между странами, ломая стереотипы и предрассудки. Именно транснациональные структуры СМИ, наряду с экономической интеграцией, должны стать основой взаимосвязанного и взаимозависимого мира».

Экономисты, анализируя важнейшие движущие силы преобразования медиа-экономики, выделяют в связи с этим, по крайней мере, четыре макроэкономических фактора. В их число входят:

региональная интеграция национальных экономик (например, Европейский Союз);

возникновение мира, свободного от идеологий, что заставляет государства действовать более прагматично;

развитие технологий;

развитие глобальной экономики, которая стимулируется глобальной конкуренцией.

Рынок - это не только совокупность существующих и потенци­альных покупателей товара или услуги, в более широком плане он опре­деляется как совокупность социально-экономических отношений в сфе­ре обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров. Рынок может существовать только в том случае, когда он одновременно включает следующие рынки: а) рынок средств производства; б) рынок потребительских товаров; в) рынок интеллектуальных продуктов (откры­тия, изобретения, передовые идеи...); г) финансовый рынок; д) рынок рабочей силы [ 1 ].

Понятие «рынок» подчас используется метафорически - говорят о «рынке идей», «политическом рынке», а иногда и о рынке как синониме механизма самоорганизации общества .

На этапе перехода к рынку идеологические проблемы в журналисти­ке уступили место экономическим. Рентабельность, балансовая и чистая прибыль, маркетинг, менеджмент - эти и другие понятия ворвались в мир редакций газет, телерадиокомпаний. А в учебных планах факультетов и отделений журналистики университетов страны появилась дисциплина «эко­номика журналистики». Однако пока еще не дано определения этому по­нятию. Известно, что экономика вообще (от греческого oikonomia - уп­равление домашним хозяйством), - с одной стороны, хозяйство страны, включающее соответствующие отрасли и виды производства и обмена, с другой - исторически определенная совокупность производственных от­ношений, экономический базис общества. Согласно политэкономическому словарю, экономика - «важнейшая область общественных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования имею­щихся ресурсов» . Примерно такую же трактовку дают и современные зарубежные экономисты: экономика - это наука, которая изучает пове­дение человека с точки зрения отношения между его целями и ограничен­ными средствами, допускающими альтернативное использование (Р. Ко-уз); это исследование поведения людей в процессе производства, распреде­ления и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных песурсов (Кемпбелл Р., Макконел, Стенли Л. Брю). Экономическая система - это система взаимосвязанных принципов, форм, методов, организационно-правовых институтов ведения хозяйства. Государственная экономика - экономическая система, в основе которой лежит административно-командный механизм координации экономической деятельности, а рыночная экономика - это экономическая система, осно­ванная на рыночном механизме координации экономической деятельности: товарно-денежные отношения широко развиты и носят всеобщий характер; согласование производства и потребления осуществляется через механизм ценообразования; свободная динамика цен зависит от несоответствия спро­са и предложения; существуют условия для конкуренции между товаропро­изводителями, и действуют противозатратный и санирующий механизмы. Различают макроэкономику - науку об экономике как едином целом и микроэкономику - науку об отдельных рынках и экономических аспектах, когда исследуются отрасль, фирма, цены, товарные услуги.

С другой стороны, редакцию газеты или телерадиокомитет можно рассматривать как коммерческое предприятие - самостоятельный, с пра­вами юридического лица, субъект хозяйствования, действующий в услови­ях самофинансирования и стремящийся получить прибыль путем реализа­ции товара, хотя этот товар и необычный - интеллектуальный, идеологи­ческий. Следовательно, как и любое коммерческое предприятие, редакция СМИ встроена в рыночную экономическую систему. Тогда, критически оценивая различные общие дефиниции, можно придти к следующему оп­ределению; современная экономика журналистики - это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обме­на и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования. Последний предполагает, прежде всего, конкуренцию на информационном рынке. Цель редакции, чтобы этот рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей информации - позитивно принял продукт ее творческого производства, что может привести к более интенсивному обмену «товар-деньги» и увели­чению активной доли рынка за счет вербовки потенциальных читателей, телезрителей, радиослушателей.

ЧАСТЬ 1

Глава 1. Поиск информации журналистом

1.1. Информационные отношения в открытом обществе: принципы, правила, нормы

1. Открытое общество опирается на идею о том, что право человека быть полностью информированным обо всем, что происходит в стране и мире, является всеобщим и фундаментальным и любое изъятие из этого права должно быть объяснено и обусловлено законодательными актами. Право быть информированным требует свободного распространения информации и мнений. Ограничения в отношении распространения новостей и информации противоречат интересам международного понимания, означают нарушение Всеобщей декларации прав человека, Устава ЮНЕСКО и Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и несовместимы с Уставом ООН. Свободный доступ людей к средствам массовой информации и другим официальным и неофициальным источникам информации должен быть гарантирован.

2. Общественно значимая информация – это информация, которая удовлетворяет потребности граждан в знании и понимании общественных процессов. Общественно значимая информация способствует просвещению народа, стимулирует прогресс и помогает решению стоящих перед нами сложных экономических, научных и социальных проблем. Общественно значимая информация принадлежит народу, который имеет право доступа к ней за исключением оговоренных в законе ограничений. Формой проявления общественной потребности в информации является общественный интерес, для удовлетворения которого создаются специальные информационные институты.

3. Общественность имеет право доступа к общественно значимой информации. Открытый и беспрепятственный доступ к общественно значимой информации является основой справедливого управления и свободного общества. Государственные ведомства должны гарантировать открытый, своевременный и беспрепятственный доступ к общественно значимой информации. Гражданам должна быть предоставлена возможность доступа к общественно значимой информации, независимо от формы ее хранения, без специальной подготовки или опыта.

4. Органы власти обязаны принять соответствующие меры для обеспечения права на получение информации. Эти меры должны предусматривать, чтобы властные структуры в случае отказа от предоставления информации указывали причину в письменном виде в разумно короткое время, а также предоставляли право рассмотрения обоснованности и законности отказа независимым органам, в том числе юридическое рассмотрение в том или ином виде. Органы власти должны обеспечить широкое разнообразие источников доступа, как частных, так и государственных, к общественно значимой информации и не должны допускать, чтобы высокие цены на информационные услуги препятствовали доступу граждан к общественно значимой информации.

5. Органы власти должны гарантировать доступ граждан к общественно значимой информации, независимо от места их проживания и работы. Для решения этой задачи должны использоваться национальные информационные сети, программы типа депозитарных библиотек и другие способы. Государственные ведомства должны периодически пересматривать подобные программы, а также используемые технологии для того, чтобы обеспечить такое положение, при котором доступ к общественно значимой информации оставался бы недорогим и удобным для общественности.

6. Органы власти должно обеспечить полноту, сохранность, распространение, размножение и перераспределение имеющейся в их распоряжении общественно значимой информации независимо от формы ее существования. Сохраняя общественно значимую информацию, государственные ведомства гарантируют свою подотчетность обществу и возможность доступа общественности к информации об их работе. Любое ограничение распространения или любое другое действие в отношении общественно значимой информации должно быть строго определено законом.

7. Органы власти должны соблюдать конфиденциальность лиц, пользующихся или запрашивающих информацию, а также соблюдать право невмешательства в частную жизнь в отношении лиц, информация о которых имеется в правительственной документации.

8. Существование множества независимых средств массовой информации отвечает интересам любого общества. В тех случаях, когда по какой-то причине общество не может обеспечить существование большого числа независимых средств массовой информации, существующие информационные каналы должны отражать разные точки зрения.

9. Доступ журналистов к различным источникам новостей и мнений – официальным и неофициальным – не должен подвергаться никаким ограничениям. Этот доступ неотделим от доступа людей к информации. Никакой цензуры над печатью, какие бы формы произвольного контроля над информацией и общественным мнением она ни принимала, не должно быть. Право людей на доступ к новостям и информации не должно ущемляться. Во всех законах и решениях, относящихся к праву получения информации, в первую очередь необходимо учитывать общественный интерес к получению этой информации.

10. Каждое ограничение свободы самовыражения или информации должно быть предписано законом. Закон должен быть общедоступным, определенным, конкретным и ясным с тем, чтобы позволить каждому отдельному лицу предвидеть, является ли то или иное действие противоправным. Закон должен предусматривать адекватные гарантии против нарушения его требований, в том числе оперативное, полное и эффективное юридическое рассмотрение обоснованности ограничения независимым судом или органом правосудия.

11. Никто не может стать объектом преследования за разглашение информации, полученной на государственной службе, если общественная значимость этой информации перевешивает ущерб от ее раскрытия.

12. Каждый имеет право получать информацию от властных структур, в том числе информацию, относящуюся к национальной безопасности. Любые ограничения на получение такой информации не могут вводиться, если только правительство не продемонстрирует, что такое ограничение предписано законом и действительно необходимо для защиты законных интересов национальной безопасности.

13. Государство не может отказывать в доступе ко всей информации, относящейся к национальной безопасности, но должно обозначить в законе только те конкретные и узкие категории информации, которые необходимо оставлять закрытыми в законных интересах национальной безопасности.

14. Никто не может быть наказан под предлогом национальной безопасности за раскрытие информации, если это раскрытие не наносит действительного ущерба и, по всей вероятности, не может причинить ущерб законным интересам национальной безопасности; или общественная значимость этой информации перевешивает ущерб от ее раскрытия. Защита национальной безопасности не может быть использована как основание для принуждения журналиста раскрыть конфиденциальный источник информации.

15. Любое ограничение свободы самовыражения или информации, которое органы власти желают оправдать требованиями национальной безопасности, должно действительно исходить из этой цели и органы власти должны доказать, что конечным результатом явится защита законных интересов национальной безопасности.

Для доказательства, что ограничение свободы самовыражения или информации действительно необходимо для защиты законных интересов национальной безопасности, правительство должно продемонстрировать, что:

– самовыражение или информация по данному вопросу представляет серьезную угрозу законным интересам национальной безопасности;

– вводимое ограничение предусматривает наименьшие ограничительные меры защиты этих интересов;

– ограничение согласуется с демократическими принципами.

Самовыражение может караться, как угрожающее национальной безопасности, только если правительство может продемонстрировать, что:

– самовыражение имеет целью призыв к насильственным действиям;

– может привести к таким насильственным действиям;

– имеется прямая и непосредственная связь между самовыражением и возможностью таких насильственных действий.

16. Мирное осуществление права на свободу самовыражения не должно рассматриваться как угроза национальной безопасности или подвергаться ограничениям и наказанию.

Не составляет угрозу национальной безопасности самовыражение, которое:

– выступает за ненасильственное изменение политики правительства или самого правительства;

– представляет собой критику страны, государства или его символов, правительства, государственных ведомств или деятелей, а также зарубежной страны, государства или его символов, правительства, государственных ведомств или деятелей;

– представляет возражение или выступает в поддержку возражения, в силу религии, соображений совести или убеждений, против призыва на военную службу или военной службы как таковой; конкретного конфликта или угрозы применения силы для разрешения международных споров;

– направлено на передачу информации о предполагаемых нарушениях международных норм, касающихся прав человека или международного гуманитарного права.

Никто не может быть наказан за критику страны, государства или его символов, правительства, государственных ведомств или деятелей, а также зарубежной страны, государства или его символов, правительства, государственных ведомств или деятелей, если только эта критика или оскорбление не направлено на подстрекательство к насильственным действиям или же не могут повлечь такие действия.

1.2. Основные понятия и определения в сфере правового регулирования доступа к информации

Проблема выработки в информационной сфере единой терминологии является отнюдь не менее важной проблемой, чем нахождение компромиссных путей законодательного регулирования некоторых экономических и политических сторон. Учитывая, что последние год-два происходит молниеносное развитие новых и, в основном, конвергированных средств телекоммуникаций и внедрение их в жизнь, правовое же закрепление каждого коммуникационного новшества происходит, как известно, по другим временным меркам, в силу обязательства соблюдения установленного длительного законодательного процесса. Каждая услуга, предоставляемая каким-либо новым коммуникационным средством, предоставляет большую, чем это было раньше, возможность быстрого получения необходимой как устной, так и документированной информации. Однако не стоит забывать, что огромный процент населения, в том числе должностных лиц законодательных и исполнительных органов, психологически еще не готовы к существованию новых технологий.

Главный же вопрос, на который хотелось бы ответить, состоит в том, надо ли разрабатывать новую терминологию в информационном законодательстве, следуя по пути вносимых жизнью изменений политических, идеологических и технологических или не вносить изменений в уже существующие определения и понятия, а переносить их в новые законопроекты? Идеальным же направлением в сфере разработки и совершенствования информационного законодательства будет являться внесение в законопроекты иных определений новых сторон информационной сферы и заполнение пробелов в терминологии.

Так, при разработке законопроекта, направленного на регулирование доступа к информации, стоит остановиться на нескольких определениях, вокруг которых возникло достаточно много споров. Эти вопросы важны так же, как и закрепление в законопроекте механизма доступа и получения информации.

Общественный интерес

Споры среди юристов и журналистов о том, что же все-таки является общественным интересом и существует ли в законодательстве определение этому понятию, до сих пор не умолкают. В уголовном, конституционном праве, в некоторых нормах избирательного законодательства и, конечно же, в информационном законодательстве, часто даются ссылки на общественный интерес при отсутствии самого понятия общественного интереса. Вольная трактовка понятия общественного интереса позволяет в некоторых случаях манипулировать поведением многих людей. Нормами законодательства определено, что «к информации с ограниченным доступом запрещено относить документы, накапливаемые в открытых фондах и библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан». В соответствии с Законом «О средствах массовой информации» журналист обязан получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов. В очередном комментарии к Конституции оговаривается, что общественный интерес представляет та информация, которая касается регулирования избирательной кампании. Гражданин, выступая в качестве избирателя, участника референдума, организатора демонстрации и манифестаций, должен иметь возможность доступа к официальным документам, регулирующим данные отношения. Во многих нормативных актах упоминается также не общественный, а законный интерес, понятие которого не определено.

Надо отметить, что общественный интерес и законный интерес – синонимичные понятия, поскольку возможность раскрытия информации, представляющей общественный интерес, закреплена рядом норм законодательства.

Документ

Определение документа как «материального объекта с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенного для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования», существует в Федеральном законе от 29.12.94 № 77 «Об обязательном экземпляре документа» (статья 1).

В уголовном праве распространено понятие документа как «надлежащим образом оформленный материальный носитель каких-либо сведений, предназначенный для удостоверения юридически значимых факта или события (информация, отраженная на бумаге, фото, кино-, аудио– или видеопленке, пластмассе, существующая в виде компьютерной записи или в иной воспринимаемой человеком материальной форме)».

Официальный документ

В том же Федеральном законе «Об обязательном экземпляре документов» официальный документ определен как «произведение печати, публикуемое от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящее законодательный, нормативный, директивный или информационный характер».

Должностное лицо

Вокруг определения должностного лица также возникало немало споров. Однако, если обратиться к Уголовному кодексу РФ, то на вопрос: кто же является должностным лицом, можно получить ответ. Под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административные функции только в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и занимающее должности, установленные конституциями или уставами субъектов РФ (статья 285, гл.30). Указом Президента РФ от 11.01.95 года «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» четко определены группы всех должностных лиц в РФ.

1.3. О доступе к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств

Комитет министров, исходя из положений статьи 15.b Устава Совета Европы,

Принимая во внимание, что задача Совета Европы состоит в достижении большего единства государств-членов,

Принимая во внимание важное значение получения общественностью в демократическом обществе достаточной информации по общественно-значимым вопросам,

Принимая во внимание, что доступ общественности к информации предполагает укрепление доверия общества к правительству,

Принимая во внимание в связи с этим, что необходимо приложить максимальные усилия к наиболее полному доступу общественности к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств,

Нижеследующие принципы распространяются на физические и юридические лица. В реализации этих принципов должны приниматься во внимание интересы разумного и действенного правительства. Если эти интересы потребуют корректировки или исключения одного или более принципов, будь то в частном случае, либо в определенных областях государственного управления, максимальные усилия должны тем не менее прилагаться к достижению наиболее возможной степени доступа к информации.

I. Каждый человек, находящийся под юрисдикцией государства-члена имеет право получения по запросу информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств, за исключением законодательных органов и органов судебной власти.

II. Для обеспечения доступа к информации следует принять соответствующие эффективные меры.

III. В доступе к информации не может быть отказано под предлогом, что обратившийся за информацией не имеет специальных интересов в данной области.

I V. Доступ к информации обеспечивается на основе равных прав.

V. Упомянутые принципы подлежат ограничению только в случаях, необходимых в демократическом обществе для защиты легитимных интересов общества (как, например, национальная безопасность, общественная безопасность, общественный порядок, экономическое благосостояние страны, предотвращение преступлений и предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально), а также для защиты частной жизни и других легитимных частных интересов, но при этом с учетом особого интереса каждого человека к информации в распоряжении государственных ведомств, которая касается его лично.

VI. Каждое обращение за информацией должно рассматриваться в разумные сроки.

VII. Государственное ведомство, отказывающее в предоставлении информации, должно объяснить причину отказа в соответствии с законом или практикой.

VIII. Каждый отказ в предоставлении информации может быть обжалован.

При принятии Рекомендации № R (81) 19 в соответствии со ст. 10.2 регламента сессий заместителей министров представители Италии и Люксембурга зарезервировали за собой право предоставить своим правительствам решение, придерживаться ли этой рекомендации.

1.4. Извлечения из нормативных актов о доступе к информации

Конституция РФ

Статья 29

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Закон РФ «О средствах массовой информации»

Статья 1. Свобода массовой информации

В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 38. Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации

допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке.

Статья 47. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио– и видеотехники, кино– и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 48. Аккредитация

Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов

1. Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности

1. Информационные ресурсы могут быть и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

4. Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами на основании статьи 8 настоящего Федерального закона, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, представляющих эту информацию.

5. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.

6. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе он имеет право:

назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов

1. Пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

2. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению.

Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации.

3. Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.

4. Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: