Епархиальное училище. Рязанское епархиальное женское духовное училище. Смотреть что такое "Епархиальные училища" в других словарях

В этой заметке я постараюсь описать жизнь воспитанниц епархиальных училищ: каков был их распорядок дня и прочее.
В первый класс училища принимали девочек не моложе 9 лет, умеющих читать и знающих общеупотребительные молитвы ("Царю Небесный - Отче наш ", "Богородице Дево радуйся ").
Воспитанницы училища жили в общежитиях в здании училища, или у родителей, или на квартирах у благонадежных лиц - по доверию родителей. На жительство в училище без взноса платы принимались сироты местного духовенства, а также дети бедных священно- и церковнослужителей. Все прочие принимались со взносом платы.
Итак, в семь часов утра воспитанницы, которые жили в общежитии, вставали, затем умывались, причесывались, одевались и заправляли свою постель. Спальни (дортуары ) были общими, на 5-10 человек, иногда больше. Как правило, комнаты старших воспитанниц были с меньшим числом мест. Рядом с кроватью стояла тумбочка с личными вещами и бельем. Воспитанницы сами, по очереди, ежедневно наводили порядок в своей комнате - подметали, мыли пол, стирали пыль. Спальни должны были содержаться в безупречном порядке, утром и вечером их следовало проветривать. Температуру воздуха в спальнях следовало поддерживать от 15 до 18 градусов (так - в инструкции учебного комитета Синода, возможно здесь указана температура в градусах Реомюра).
Одевшись и приведя себя в порядок, все воспитанницы шли в столовую, где выслушивали утренние молитвы, а затем завтракали.
Воспитанницы поочередно несли дежурство на кухне, на день дежурства они освобождались от учебных занятий. Воспитанницы помогали кухарке готовить, сами собирали на стол и подавали кушания в столовой. Дежурные по кухне из старших классов вставали очень рано - в пять часов утра, в праздники иногда и раньше: надо было успеть приготовить завтрак. Как сказано в уставе училищ, "пища дается воспитанницам простая, но питательная, из свежих припасов, в достаточном количестве - при завтраке, обеде и ужине " (1, с. 60). Простая и питательная пища по тому времени - это хлеб, щи, каша, квас. Угощения, мясная пища были только по большим праздникам. Завтракать (также обедать и ужинать) дозволялось только в столовой; приносить хлеб, пироги или еще что-то съестное в спальни и в классы не дозволялось. В это время приходящие ученицы (которые жили в доме родителей или на квартирах) вставали, завтракали и шли в училище. К началу занятий (за 15 минут до звонка) они должны были находиться в классах.


Вятское епархиальное женское училище. Выпуск 1913 года. Фотографии С.А. Лобовикова.
Любопытно, что на всех общих фотографиях мы не видим ни одной женщины в платке - ни воспитанницы училища, ни воспитательницы платки не носили. Платок как якобы обязательный головной убор для православных женщин - это выдумка современных малограмотных попов, не знакомых даже с историей собственной церкви.

У всех воспитанниц была одинаковая форменная одежда. Верхнюю одежду (плащ-накидку и зимнее пальто) следовало иметь темного цвета (темно-серого или черного), скромного и однообразного покроя. Свой костюм воспитанница должна была содержать в чистоте и всегда выглядеть опрятно. Воспитанницы сами себе шили и чинили белье и платье. В будние дни воспитанницы носили длинное темного цвета платье с высоким глухим воротником и фартук черного цвета, для праздничных дней были белый фартук и белая пелерина. Причесываться следовало гладко, цветных гребенок и лент не полагалось. В здании училища или на улице воспитанницам следовало ходить спокойно, младшие воспитанницы выстраивались парами.
После завтрака все шли в классы, занятия начинались с 9 часов. Преподавателями в училище состояли профессора духовной семинарии и учителя гимназий. В день было всего три урока. Поскольку преподаватели училища были очень заняты - в училище и в других школах, то в расписании почти всех классов были "окна" (часы без уроков). В эти часы воспитанницы, сидя в классе, повторяли уроки или занимались рукоделием. Кроме того, старшие воспитанницы в эти часы проводили уроки для младших.
При входе в класс преподавателя (а также начальницы или другого почетного посетителя) воспитанницам следовало встать для приветствия, садиться следовало только после разрешения. В начале и в конце каждого урока дежурная воспитанница читала краткую молитву ("Царю Небесный " и "Достойно есть "). Наведением порядка в классах занимались сами воспитанницы. В классе за партами все занимали определенные места, менять их по собственному выбору не разрешалось. Воспитанницам во время уроков нельзя было не только шуметь, шептаться или делать подсказки, нельзя было даже сидеть в небрежной позе. Приносить в классы вещи и книги, не относящиеся к учебным занятиям, не дозволялось. Учебники следовало беречь, записи в тетрадях делать аккуратно. Учитель спрашивал, рассказывал урок, давал домашнее задание. При ответе, даже кратком, воспитанницам следовало вставать.
Некоторые преподаватели при ответах требовали дословного повторения текста учебника, однако такие строгости не поощрялись. В правилах учебного комитета Синода сказано, что учащимся следует заучивать наизусть только точные определения, цитаты из Священного Писания, научные формулы и т. п., а в остальном допускалось свободное изложение урока (с. 64). Учителю следовало требовать от учениц не механического заучивания текста, а его понимания - для этого следовало задавать дополнительные вопросы. При изъяснении предмета преподаватель был обязан держаться программы, утвержденной учебным комитетом Синода, и одобренного учебника. Для обозначения успехов и поведения учениц употреблялись следующие баллы: 5 - отлично, 4 - очень хорошо, 3 - хорошо, 2 - посредственно, 1 - слабо.


Воспитанницы Вятского епархиального женского училища в саду. Фото нач.ХХ в.

Неучебными днями в течение года были воскресенья, большие праздники Православной Церкви, Царские дни, дни говения (поста перед причастием) и вакаций (каникул). Зимние каникулы следовали с 22 декабря по 7 января (старого стиля), летние - с конца июня по 15 августа. При окончании учебного года, перед летними каникулами, проводились экзамены. Успешные воспитанницы переводились в следующие классы, неуспешные оставлялись в том же классе на второй год. Воспитанницы, окончившие полный курс, получали право на звание домашних учительниц - по тем предметам, в которых они оказали хорошие успехи. В каждом классе училища могло быть не более 45 учениц. При большем числе открывались параллельные отделения класса (как и в наши дни - первый "А", "Б" и т. д.).
В училище была своя библиотека, состоящая из учебных пособий и книг для чтения. По правилам Синода все выписываемые книги должны были поступать в библиотеку только после проверки их содержания преподавателями и начальством училища.
После окончания занятий следовал обед (в 2 часа дня), затем при хорошей погоде, в любое время года - прогулка на свежем воздухе. В это время воспитанницам предоставлялась полная свобода бегать, резвиться, петь и играть. В уставе училищ сказано: "Должно наблюдать, чтобы воспитанницы непременно употребляли определенное время на отдых, прогулки, игры и упражнения, способствующие развитию и укреплению телесных сил " (1, с. 56). После обеда и отдыха, в 4 часа дня, у воспитанниц, живших в общежитии, начинались часы самостоятельных занятий и рукоделья, спевок (репетиций) училищного хора и различных послушаний по училищу (в саду, в больнице, в церкви). Все воспитанницы, кроме занятых на послушаниях, находились в классах. В это время от воспитанниц уже не требовали строгой дисциплины - можно было негромко разговаривать, переходить с места на место, нельзя было только сильно шуметь и мешать другим заниматься.
Приходящие воспитанницы после уроков шли домой. Воспитанницы, которые жили на квартирах (не с родителями), обязательно должны были находиться дома после 6 часов вечера. Для проверки их несколько раз в месяц навещали воспитательницы. Исключение допускалось для воспитанниц, присутствовавших на вечернем богослужении накануне праздника в училищном храме. Посещение воспитанницами общественных собраний, театра и кинематографа разрешалось только с дозволения начальницы училища. Вне своих квартир воспитанницы всегда должны были ходить в форменных платьях.
Вечером в 9 часов следовал ужин. Перед сном все шли в церковь училища и выслушивали вечерние молитвы. Затем воспитанницы шли в спальни и готовились ко сну. После звонка нельзя было зажигать свет, разговаривать, читать или как-то иначе нарушать тишину.


Воспитанницы Вятского епархиального женского училища в костюмах народов Российской Империи. Фото нач.ХХ в.

В воскресные и праздничные дни воспитанницы обязаны были присутствовать на богослужении в училищном храме. В церкви все выстраивались ровными рядами. Во время службы воспитанницы пели на клиросе и читали. Богослужения в церкви Вятского епархиального училища всегда отличались степенностью, строгостью и красотой. Дважды в год, Великим постом и перед Рождеством Христовым, все воспитанницы говели, исповедовались и причащались.
При воспитанницах постоянно находились воспитательницы. Воспитательницы могли в любое время посещать комнаты, присутствовали на занятиях в классах, в церкви во время общей молитвы, в столовой во время трапезы, во дворе во время игр и отдыха подопечных. При нарушении порядка воспитательницы могли делать устные замечания. Воспитанниц, которые не слушали замечаний, воспитательницы "брали на карандаш" , а затем докладывали обо всем начальнице училища. В случае серьезного проступка вопрос наказания решала начальница или совет училища. Воспитательницы (в идеале) должны были в одинаковой мере благожелательно относиться ко всем ученицам; особая приязнь или, наоборот, вражда не допускались. Конечно, среди воспитательниц одни были строгими и взыскательными, другие - более мягкими. Должность воспитательницы требовала немалого терпения и рассудительности. Кандидатки на место воспитательницы должны были иметь безукоризненную репутацию, достаточное образование и опыт в обращении с детьми. Они проходили испытательный срок - 6 месяцев, и только затем утверждались в должности. Как правило, воспитательницами становились лучшие выпускницы училища - по выбору начальницы. Поскольку должность была очень хлопотной, то воспитательницами обыкновенно были незамужние девицы или вдовы. Если молодая воспитательница выходила замуж, то, как правило, она покидала свой пост. Впрочем, круглые сутки в училище находились только дежурные воспитательницы.
Допускались посещения воспитанниц, живущих в общежитии, родителями и родственниками в неучебное время. С разрешения начальницы училища допускался выход из училища воспитанниц в воскресные и праздничные дни.


Аттестат выпускницы Вятского епарх. женского училища Никольской, 1889 год

Учебными предметами в епархиальных женских училищах были Закон Божий, русский и церковно-славянский языки и русская словесность, арифметика, чистописание, рисование, церковное пение, рукоделие, география (с 2 класса), история всеобщая и русская (с 4 класса), физика (с 5 класса), геометрия и педагогика (в 6 классе). О последнем предмете следует сказать особо. Педагогика в программу старшего класса епархиальных училищ была введена в 1866 году. В те годы многие выпускницы епархиальных училищ становились учительницами церковно-приходских и земских начальных школ. Столь полезная деятельность выпускниц была сразу одобрена Синодом. Чтобы облегчить выпускницам училищ труд обучения детей и сделать его еще более успешным, обер-прокурор Синода граф Д. А. Толстой внес предложение о преподавании в старших классах училищ начал педагогики. Практикой по предмету должны были стать занятия, на которых старшие воспитанницы занимались обучением младших.
Позднее при епархиальных училищах стали открываться образцовые начальные школы, учительницами в этих школах были воспитанницы старшего класса. Такая образцовая школа была открыта и при Вятском епархиальном училище в 1885 году. По этому поводу в заметке "Вятских епархиальных ведомостей" сказано: "Школа предположена одноклассная, с курсом двухгодичным, без платы за обучение. 27 октября в воскресенье, после молебствия в училищной церкви, школа открыта, а со следующего дня началось учение. Поступило в школу 19 девочек из детей городских жителей, в возрасте от 7 до 12 лет " (2, с. 626).
С 1880-х гг. в программах училищ появляется еще одно новшество - 7-й дополнительный класс. В этот класс могли поступать все выпускницы училища по собственному желанию. В 7-м классе главным предметом была педагогика. Каждая ученица класса выбирала для себя как специальность один из предметов начальной школы (арифметику или русский язык). Со второго полугодия ученицы 7-го класса приступали к преподаванию в низших классах училища и в образцовой школе. Позднее был введен и второй дополнительный класс (8-й). Многие выпускницы Вятского епархиального училища становились учительницами сельских школ. По сути епархиальное училище было прообразом педагогического института.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Литература:
1. Устав епархиальных женских училищ. Пенза, 1880.
2. Вятские епархиальные ведомости. 1885, №22.

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА

Подготовка домашних воспитателей, учителей и наставниц осуществлялась и в епархиальных женских училищах и семинариях. В епархиальные училища для дочерей православного духовенства (с 6-летним сроком обучения) принимали на воспитание девочек с 9 лет. Как и в женских учебных заведениях МНП и ведомств императрицы Марии Федоровны, здесь тоже были обязательные и необязательные предметы. К обязательным дисциплинам относились Закон Божий, история Ветхого и Нового Заветов, Пространный Катехизис, Объяснение Богослужения, церковная история, русский язык и словесность, арифметика и геометрия, география, гражданская история, общие сведения из физики, чистописание, церковное пение и педагогика. Курсы необязательных предметов составляли музыка, рисование, шитье, кройка, вязание и домашнее рукоделие. Аттестат об окончании епархиальных училищ давал право на звание домашней учительницы тех предметов, в которых воспитанница проявила успехи. В женские учительские семинарии, включавшие 4 класса училищ и 4 класса семинарий, принимались на приготовительное отделение девочки с 8 лет. С 10 до 14 лет обучение проводилось в стенах училища, с 14 до 21 года - на младших и старших курсах семинарии.

По завершении обучения в женских учительских семинариях выпускницы имели право на получение от Московского учебного округа свидетельств на звание «домашняя учительница», пройдя специальные испытания.

ОСТАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Таким образом, к началу XX в. в России сложилась целостная разноуровневая система подготовки кадров для домашнего воспитания и образования.

В феврале 1872 г. открылись специальные курсы Санкт-Петербургского Фребелевского общества. Общество Ф. Фре-беля ставило перед собой цель образования детских «садовниц» и нянь, обучение их теоретическим и практическим знаниям и умениям в деле начального воспитания. Фребе-левское общество издавало журнал по воспитанию и обучению детей, предлагало курс платных лекций матерям и гувернерам. За 30 рублей в год можно было прослушать теоретический курс по анатомии, физиологии, гигиене и физическому воспитанию, зоологии и ботанике, педагогике и психологии. На практических занятиях женщин обучали «фре-белевскому» рукоделию, рисованию и лепке, пению, музыке и гимнастике. Курсы предназначались для будущих домашних воспитателей и нянь для детей дошкольного возраста.

В том же году при Императорском Санкт-Петербургском воспитательном доме только для девушек воспитательного дома открывается училище нянь, где изучаются специальные дисциплины: физиология, анатомия и педагогика с целью обучения выпускниц уходу за грудными детьми. Курс «детские болезни» давал практические навыки ухода за больным ребенком. Уроки пения, рукоделия, рисования и гимнастики помогали организовывать различные игры и занятия со старшими детьми. В младших классах практиковались и ночные дежурства, когда воспитанницы наблюдали за кормилицей и уходом за грудным ребенком. Летом, с июня по август, девушки выезжали для прохождения практики за город на дачу. За каждой закреплялся один ребенок с целью обеспечения ухода за ним, организации игр и его обучения. По окончании училища девушки получали звания русских нянь и дипломы двух разрядов (1 и 2). Выпускницам выплачивались 50 рублей, выдавалась одежда и обеспечивалось место няни в частном доме.

При первом выпуске дипломы нянь получили 20 человек, при последующих - 11 и 8; сокращалось и число учениц, получивших дипломы I разряда. Нянь выпускали больше, чем требовалось, и постепенно заявки на них вовсе перестали поступать. Оплата труда нянь была небольшой -10-12 рублей в месяц. Шесть лет после окончания девушками училища его начальство контролировало деятельность своих выпускниц-нянь в семьях. Затем их приписывали к мещанскому сословию. Если выпускница проработала не менее трех лет в звании няни и находилась еще под покровительством Императорского воспитательного дома, при замужестве ей выдавались 60 рублей.

Готовило русских гувернанток и домашних учительниц и Санкт-Петербургское реальное женское училище ведомства императрицы Марии Федоровны (впоследствии Сиротский институт).

Воспитанницы Санкт-Петербургского сиротского института обучались бесплатно, пансионерки -за счет частных лиц. Кроме основных предметов, большое внимание в нем уделялось практическим навыкам воспитательниц: здесь обучали кройке и шитью, кулинарии, огородничеству и садоводству. Для особо прилежных и проявивших успехи и способности были организованы педагогические классы, по окончании которых присваивалось звание «домашнего наставника» или «классной надзирательницы». Учебное заведение трудоустраивало выпускниц на более выгодные и хорошо оплачиваемые места.

В 1872 г. создаются первые учительские институты в Санкт-Петербурге, Москве, Тифлисе. Московское общество воспитательниц и учительниц открывает одногодичные педагогические курсы. Спустя 20 лет, в 1892 г. в учебный план курсов включают изучение логики, истории педагогики, психологии, естествознания и законоведения.

Однако высшее женское образование в конце XIX в. оставалось для женщин в России практически недоступным. В некоторых городах (Харькове, Киеве, Одессе) женщин допускали в качестве вольнослушательниц на отдельные факультеты университетов. Но эти факты скорее исключение из общего правила. Министр народного просвещения Д.А.Толстой считал, что «важнейшее воспитание и начальное образование детей не нуждается в университетских курсах». Еще Устав 1863 г. запрещал обучение женщин в университете. До 1872 г. возможность получить высшее образование могла быть реализована только за рубежом. Больше половины обучающихся в то время в университетах за границей женщин было из России. Высшие женские курсы давали возможность получить женщинам высшее образование в России. Профессора и преподаватели, представленные лучшими отечественными специалистами, поддерживали идеи доступности высшего образования для женщин, читали лекции для слушательниц безвозмездно. В 1869 г. в Санкт-Петербурге начинают работать Аларчинские курсы, годом позже - Владимирские и Лубянские курсы.

В 1872 г. в Москве создается первое в России учебное заведение для женщин с университетской программой Московские Высшие женские курсы профессора В.И.Гирье, где преподавали известные профессора Московского университета Н.С.Тихонравов, В.О.Ключевский, П.Г.Виноградов, В.И.Гирье и многие другие.

Лица, окончившие женские гимназии, институты, епархиальные училище и получившие аттестаты на звание «домашняя наставница» и «гувернантка», принимались на эти курсы без экзаменов. Остальные сдавали экзамены по русской и всеобщей истории и литературе. Для поступления необходимо было набрать пять баллов с дробью (дробь = 1/10 балла - за знание двух иностранных языков или за сдачу определенных экзаменов по курсу мужских гимназий). Плата за обучение - от 50 до 100 руб. в год - была доступна не всем слушательницам, и поэтому многим не удавалось завершить обучение. Посещение курсов разрешалось замужним женщинам лишь с позволения мужа. Первоначально курсы были двухгодичными, с 1874г. срок обучения увеличился до 3 лет. В 70-е годы XIX в. Высшие женские курсы открываются в Одессе, Казани, Киеве, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Тамбове. Однако отношение к высшему женскому образованию нельзя назвать однозначным. Так, в 1886 г., следуя традиционным взглядам на место женщин в обществе, Высшие женские курсы были объявлены несостоятельными и вскоре закрыты. И только в 1889-1990 гг. при поддержке прогрессивных общественных сил и демократического движения они возобновили свою работу. Но теперь прием на курсы осуществлялся по новым правилам: увеличение в 2 раза платы за обучение значительно уменьшило число слушательниц из средних сословий. Требование предъявлять свидетельство о доходах также изначально ориентировало на обучение состоятельных слушательниц. К 1905 г. в России насчитывалось более 30 различных Высших женских курсов (в основном педагогического и медицинского направления). До октября 1917 г. подготовка домашних педагогов в России осуществлялась в государственных, частных и религиозных учебных заведениях, а также на ВЖК.

Так как после 1917 г. домашнее образование как вид частной педагогической деятельности было запрещено, то подготовка отечественных кадров воспитателей-гувернеров и домашних учителей приостановилась; возрождение системы домашнего образования стало возможным лишь с середины 90-х годов.

Системный педагогический анализ как самого социально-педагогического явления гувернерства, так и подготовки специалистов к этому виду образовательной деятельности в период XVIII - начала XX в. позволяет выявить специфические особенности домашнего педагога в условиях коренных преобразований в современной России.

Астраханское епархиальное женское училище Астраханское женское епархиальное училище , духовное учебное заведение, функционировавшее в Астрахани с 1866 по 1918 год

Трёхклассное училище было открыто в году при Благовещенском монастыре . Главной воспитательницей над первыми ученицами состояла монахиня Аполлинария. С первых лет своего существования училище вызывало особое доверие и уважение астраханского общества. Однако, с течением времени и с увеличением популярности, это учебное заведение стало испытывать трудности из-за тесноты здания.

В году началась постройка нового двухэтажного каменного корпуса. Но в году выяснилось, что и это здание уже тесно для училища. Стараниями Священного Синода, епископа Евгения и епархиального съезда духовенства был куплен смежный с училищем участок земли. Училище было построено по проекту архитектора Э.И. Фольрата на углу улиц Николо-Часовенной (1939 г. ул. Чалабяна) и Новоисадной (ныне ул. Ногина). В году под руководством архитектора Вейзена училище приняло вид трехэтажного корпуса, который сохранился до сих пор. В училище находился домовый храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии.

В училище принимались девочки в возрасте 10-12 лет из разных сословий, в том числе инославные и сироты, за которых платила епархия. За обучение и содержание взималась дифференцированная плата.

Учебно-воспитательная часть

Учеба начиналась 1 сентября и заканчивалась в начале мая, когда начинались экзамены. Расписание составлялось начальницей училища и утверждалось епархиальным начальством. Уроки начинались с 8 часов утра и оканчивались в половине второго.

За шесть лет обучения воспитанницы изучали следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, географию, физику, историю, церковное пение, дидактику, педагогику, рукоделие, музыку, французский язык.

По окончании экзаменов, после благодарственного молебна, зачитывались разрядные списки воспитанниц. Воспитанницы 1-го разряда были лучшими, они награждались книгами и похвальными листами, воспитанницам 2-го разряда вручали аттестаты, воспитанницы 3-го разряда должны были держать переэкзаменовку (обычно 19-23 августа). В училище так же был дополнительный (педагогический) седьмой класс. В нем максимальное количество учебных часов отводилось на дидактику и педагогику. Под руководством инспектора учащиеся этого класса самостоятельно давали уроки. Многие выпускники епархиального училища получали аттестат на звание домашней учительницы.

Закрытие училища

После революции, в году, училище было закрыто. В здании расположили госпиталь и лазарет. Позже открылась школа II ступени. В году это была уже школа №5 имени Клары Цеткин.

В годы Великой отечественной войны в здании училища размещался полевой эвакуационный госпиталь, в

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: