Лучшие ученические сочинения. 

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!». А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным», всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только одушевлен всеобщим чувством, а и умеет сказать о нем, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

«Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот и все, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

В «Войне и мире» создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с ПОЗИЦИЙ «мысли народной». С. П. Бычков писал: «В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие». «Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «белая пухлая шея», «потолстевшая короткая фигура» с широкими, «толстыми плечами» - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: «Толстая спина», «обросшая жирная грудь», «выхоленное тело», «опухшее и желтое» лицо, «толстые плечи» - все эти детали рисуют человека, далекого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистически самовлюбленным человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон все время играл, в его поведении и словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно, показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле.

Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств «отеческой нежности», а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актера писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой доказывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир.

«Война - не «игра», а жестокая необходимость», - думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения.

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актерство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис «Рыцари Лебедя». Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

«Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны».

Толстой создает яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажками», а он на них пошел с топором. Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны». Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Платон Каратаев - воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить «кресты, рубли, чины». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: «Старый комедиант». С. П. Бычков писал: «Нет, не Александр I был «спасителем отечества», как это тщились изобразить казенные патриоты, и не среди приближенных царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира».

«Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали «наш барин», как Андрея «наш князь». Пьер не может стать «просто солдатом», капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего земного шара неистребимо в нем. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны. Эту мысль проповедует Л. Н. Толстой, вкладывая ее в уста одного из любимых героев. Так же думаем и мы, читатели, живущие в двадцать первом веке.

Л. Н. Толстой был участником Севасто­польской обороны. В эти трагические меся­цы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям. Он уви­дел, как меняется человек в бою. Он убе­дился в том, что истинный патриотизм и ге­роизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполне­нии долга, военного и человеческого, не­смотря ни на что. Этот опыт использован в романе «Война и мир». В эпопее описываются две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Сражения на чужой территории за чуждые интересы шли в 1805-1807 го­дах. И истинный героизм солдаты и офице­ры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель войны. Вот почему сто­яли героически под Шенграбеном и позор­но бежали под Аустерлицем, как вспомина­ет князь Андрей накануне Бородинского сражения. Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые ав­тор и Кутузов называют «народным чувст­вом», «скрытой теплотой патриотизма». Кутузов накануне Бородинского сраже­ния, объезжая позиции, увидел ополчен­цев, надевших белые рубахи: они готовы к смерти за Родину. «Чудесный, бесподоб­ный народ», - со слезами произнес взвол­нованный Кутузов. В уста народного полко­водца вложил Толстой слова, которые вы­ражают его мысли. Толстой подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личности, а усилия всего народа в целом. По его мне­нию, в Бородинском сражении была одер­жана русскими нравственная победа. Тол­стой пишет, что не только Наполеон, но все солдаты и офицеры французской армии ис­пытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается, русских можно убить, но не победить. Адъютант доклады­вает Наполеону со скрытым страхом о том, что французская артиллерия бьет в упор, а русские продолжают стоять. Из чего же складывалась эта непоколеби­мая сила? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика - «терпение и время», чья ставка прежде всего на дух в войсках. Эта сила складывалась из героизма и луч­ших офицеров русской армии. Вспомните, как ведут себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на пристрелянном поле. Их положение трагично: под непрехо­дящим ужасом смерти они стоят более вось­ми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею «делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых отно­сили, ряды смыкались. Если отбегали сол­даты, то они тотчас же поспешно возвраща­лись». Вот пример того, как выполнение дол­га перерастает в подвиг. Эта сила складывалась из патриотизма - не на словах, а на деле - лучших людей из дворянства, таких, как князь Андрей. Он от­казался служить в штабе, а взял полк и во время сражения получил смертельную ра­ну. И Пьер Безухов, сугубо штатский чело­век, едет в Можайск, а затем и на поле бит­вы. Он понял смысл фразы, которую услы­шал от старого солдата: «Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать. Одно слово - Москва». Глазами Пьера на­рисована картина боя, героизм артиллери­стов на батарее Раевского. Эта непобедимая сила складывалась из героизма и патриотизма москвичей, кото­рые покидают родной город, как ни жалко им оставлять на погибель свое имущество. Вспомним, как Ростовы покидали Москву, стараясь увезти на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать под­воды раненым и все добро сгружают и ос­тавляют на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подво­ду, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево... Даже во время патриотического подъема никог­да не обходится без берегов. Непобедимая сила русских - партизан­ские отряды. Один из них подробно описан Толстым. Это отряд Денисова, где самый нужный человек - Тихон Щербатый, на­родный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по ча­стям. На страницах IV тома возникает об­раз «дубины народной войны», которая поднялась всей грозной и величественной силой и гвоздила французов, пока не кон­чилось их нашествие, пока в душе народа чувство оскорбления и мести не сменилось чувством презрения и жалости к повержен­ному врагу. Толстому ненавистна война, и он рисует не только картины сражений, но и страда­ние всех людей на войне, будь то враги или нет. Отходчивое русское сердце пожалело обмороженных, грязных, голодных фран­цузов, взятых в плен. Это же чувство и в ду­ше старого Кутузова. Обращаясь к солда­там Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, мы их би­ли, а теперь и пожалеть можно, ведь тоже люди. У Толстого патриотизм неотделим от гу­манизма, и это естественно: простым лю­дям война всегда была не нужна. Итак, Толстой рисует войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защи­ту Родины поднялся весь народ. И сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман-эпо­пею, которому нет равных в мировой лите­ратуре.

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. М. Толстого «Война и мир»

Отечественная война 1812 г. для России была справедливой, национально-освободительной войной. Наполеоновские полчища вступили на территорию России и направились к ее центра - Москвы. На борьбу с захватчиками выступил весь народ. Простые русские люди - крестьяне Карп и Влас, старостиха Василиса, купец Ферапонтов, дьячок и многие другие - враждебно встречают наполеоновскую армию, дают ей сопротивление. Чувство любви к родине охватило все слои населения, в том числе передовых людей из дворян. «Начиная от Смоленска, во всех городах российской земле происходило то же самое, что и в Москве»: богатые уходили, оставляя свое имущество, бедные оставались.

Толстой говорит, что «для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или плохо будет под управлением французов». Едут из Москвы Ростови, отдав подводы раненым и оставив на произвол судьбы свой дом; бросает родное гнездо Богучарове княжна Мария Волконская. Переодетый в простую одежду граф Пьер Безухов вооружается и остается в Москве, имея намерение убить Наполеона. Так дубина народной войны, по словам Толстого, поднялась со своей грозной и величественной силой, поднималась, опускалась и била французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Но отвратительные отдельные представители чиновно-аристократического общества, которые в дни всенародного бедствия действовали в эгоистичных, корыстолюбивых целях. Враг уже был в Москве, а придворное петербургское жизнь шла по-старому: «Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

Гневно осуждает Толстой московского генерал - губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ростопчин, который из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для армии Кутузова, героически сопротивлялась.

С возмущением рассказывает писатель о карьеристов - иностранных генералов типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и «приехали нас учить - знаменитые учителя!». Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, которые желают только одного: «... наибольших для себя выгод и удовольствий... Трутневое население армии». К числу таких людей относятся Несвицький, Друбецькой, Берг, Жерков...

С большой симпатией относился Толстой к народу, который сыграл главную и решающую роль в войне против французских завоевателей.

Патриотические чувства, охватившие русских, породили массовый героизм защитников родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Волконский справедливо заметил, что русские солдаты «в первый раз дрались там за Русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда он (Волконский) не видел, что русские воины «два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерив наши силы».

С хорошим знанием дела описывает Толстой знаменитые действия русских партизан и их командиров Денисова и Долохова. В центре повествования о партизанской войне стоит образ Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты русского народа. Рядом с ним можно поставить и другого персонажа романа - Платона Каратаева, который «олицетворяет все русское, народное, круглое, хорошо». Толстой пишет: «.. .благо тому народу, который в минуту экзамена... с простотой и легкостью поднимает первую дубину, что попалась, и бьет ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью».

Кульминационным моментом Отечественной войны стала Бородинская битва. Если при описании сражений, происходивших на чужой территории (Аустерлицьке, Шенграбенське), автор сосредоточил внимание на некоторых героях, то на Бородинском поле он рисует массовый героизм народа и не выделяет отдельных героев. И солдаты, и офицеры - все воюют не за Георгиевские кресты, а за родину. Трогают своей моральной стойкостью защитники батареи генерала Раевского.

Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют и поражают Наполеона, который еще не знал поражений. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит на поле боя, потому что вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля некогда стройные колонны французских войск возвращались теперь расстроенными, испуганными толпами. Наполеон натыкался на массу убитых и раненых солдат и чувствовал ужас.

Рассуждая о результатах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что россияне получили моральную победу над войсками Наполеона. Толстой славит народ, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно, как и в начале боя. Нравственная сила французской армии, которая атаковала, была истощена. «Не та победа, которая определяется підхопленими кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска,

А победа нравственная, та, которая убеждает противника в моральном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородіном».

Моральные качества армии, или дух войск, безусловно, влияют на финал военных действий, тем более, что со стороны французов война носила захватнический характер, со стороны русского народа война была национально-освободительной.

Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков. Такой «мыслью народной» и проникнуто все произведение Л. М. Толстого.

Роман «Война и мир» был задуман Л. Н. Тол-стым как история о декабристе, возвращаю-щемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше писатель работал с архивными ма-териалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и о войне 1812 года, нельзя написать этот роман. Так замысел постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. Это рассказ о подвиге народа, о победе его в войне 1812 года.

Позже Толстой писал, что главная мысль ро-мана — «мысль народная». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

Л. Н. Толстой был участником Севасто-польской обороны. В эти трагические меся-цы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявля-ются не в красивых фразах или ярких подви-гах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что.

Этот опыт сказался в романе «Война и мир». В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые инте-ресы шла в 1805—1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему они стояли геро-ически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения.

Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые ав-тор и Кутузов называют «народным чувст-вом», «скрытой теплотой патриотизма».

Кутузов, объезжая позиции накануне Бо-родинского сражения, увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они готовились по-гибнуть за Родину. «Чудесный, бесподоб-ный народ», — с волнением и слезами про-изнес Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выражают и его мысли.

Толстой подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личности, а усилия всего народа в целом. По его мнению; в Бородинском сражении русские одержали нравственную победу. Толстой пишет, что не только Наполеон, но все солдаты и офи-церы французской армии испытывали оди-наковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказы-вается, русских можно убить, но не побе-дить. Адъютант докладывает Наполеону со скрытым страхом о том, что французская артиллерия бьет в упор, а русские продол-жают стоять.

Из чего же складывалась эта непоколеби-мая сила русских? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика «терпение и время», чья опора прежде всего на силу духа в войсках.

Эта сила складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии. Стоит вспомнить, как ведут себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на при-стрелянном поле. Их положение трагично: под непреходящим ужасом смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею «делать и приказы-вать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых отно-сили, ряды смыкались. Если отбегали солда-ты, то они тотчас же поспешно возвраща-лись». Вот пример того, как выполнение дол-га перерастает в подвиг.

Эта сила складывалась из патриотизму не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, таких как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сра-жения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Мо-жайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старого солдата: «Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать. Одно слово — Москва». Глазами Пьера нарисована картина сраже-ния, показан героизм артиллеристов на бата-рее Раевского.

Эта непобедимая сила основывалась на героизме и патриотизме москвичей, поки-давших родной город, как ни жалко им было оставлять на погибель свое имущество. Вспомним, как Ростовы покидали Москву, стараясь увезти на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать под-воды раненым, и все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подво-ду, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево... Даже во время патриотического подъема никогда не обходится без бергов.

Вообще, тема партизанской войны зани-мает особое место в романе. Толстой под-черкивает, что война 1812 года действи-тельно была народной, потому что сам на-род поднялся на борьбу с захватчиками. Сражались уже отряды старостихи Васили-сы Кожиной, Дениса Давыдова. Толстой в романе подробно описывает действовав-шие отряды. Это отряд Денисова, где са-мый нужный человек — Тихон Щербатый, народный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по час-тям. Толстой ярко описывает жестокую, не на жизнь, а на смерть народную войну: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной си-лой, и, не спрашивая ничьих вкусов и пра-вил, с глупой простотой, но с целесообраз-ностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Толстому ненавистна война, и он рисует не только картины сражений, но и страдания лю-дей, будь то враги или свои. Отходчивое рус-ское сердце подсказало, что можно пожалеть обмороженных, грязных, голодных францу-зов, взятых в плен. Это же чувство и в душе старого Кутузова. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, мы их били, а теперь и пожалеть можно, ведь тоже люди. У Толсто-го патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна.

Здесь есть смысл вспомнить историчес-кую концепцию писателя. На страницах ро-мана, и особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого, суть ее в так называемом «роевом начале», духе и воле не одного че-ловека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так, побе-ду в Отечественной войне 1812 года Тол-стой объясняет тем, что столкнулись две во-ли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справед-ливой для русских, они воевали за свою Ро-дину, свою землю, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее, чем у францу-зов. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Война 1812 года стала рубежом, испыта-нием для всех положительных героев в ро-мане: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородин-ским сражением, веря в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчи-ков, — он даже разрабатывает план убийст-ва Наполеона; для Наташи, отдавшей под-воды раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Де-нисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, стано-вятся единым целым, участвуют в формиро-вании воли к победе.

Эта воля к победе особенно ярко проявляет-ся в массовых сценах: в момент сдачи Смо-ленска (вспомним купца Ферапонтова, кото-рый, поддавшись какой-то неведомой, внут-ренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести — поджечь); при подготовке к Бородинскому сражению, в ожидании боя партизан с французами.

Итак, Толстой рисует войну 1812 года как на-родную, Отечественную, когда на защиту Ро-дины поднялся весь народ. И сделал это писа-тель с огромной художественной силой, со-здав грандиозный роман-эпопею, которому нет равных в мировой литературе.

Изображение Отечественной войны 1812 года. Наполеоновские полчи­ща вступили в. пределы России и направились к ее центру - Москве. На борьбу с захватчиками выступил весь народ. Про­стые русские люди - крестьяне Карп и Влас, старостиха Васи­лиса, купец Ферапонтов, дьячок и многие другие - враждебно встречают наполеоновскую армию, оказывают ей сопротивление. Чувство любви к Родине охватило все слои населония, в том числе передовых людей из дворян. «Начиная от Смоленска, во всех городах русской земли происходило то же самое, что и в Москве»: богатые уходили, оставляя свое имущество, бедные оставались.

Толстой говорит, что «для русских людей но могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением францу­зов». Уезжают из Москвы Ростовы, отдав подводы раненым и оставив на произвол судьбы спой дом; покидает родное гнездо Богучарово княжна Мирі.» Болконская. Переодетый в простое платье граф Пьер Везухов вооружается и остается и Москве, намереваясь убить Наполеона. Так дубина народной войны, по словам Толстого, поднялась со своей грозною и величествен­ною силой, поднималась,-опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Но омерзительны от­дельные представители чиновно-аристократического общества, которые в дни всенародного бедствия действовали в эгоистиче­ских, корыстолюбивых целях. Враг уже был в Москве, а при­дворная петербургская жизнь шла по-старому: «Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы служ­бы и интриги*. Патриотизм московских аристократов заклю­чался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ростоп­чина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего орга­низовать пополнения для героически сражавшейся армии Ку­тузова.

С возмущением рассказывает писатель о карьеристах - ино­странных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и «приехали нас учить - славные учителя!» Среди штабистов Толстой выделяет группу людой, желающих только одного: «… наибольших для собя выгод и удовольствий… Трут­невое население армии». К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков…

С большой симпатией относился Толстой к народу, который сыграл главную и решающую роль в войне против французских завоевателей.

Патриотические чувства, охватившие русских, породили мас­совый героизм защитников Родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконский справедливо заметил, что рус­ские солдаты «в первый раз дрались там за Русскую землю», что в войсках был такой дух, какого никогда он (Болконский) но видел, что русские воины «два дня сряду отбивали францу­зов и что этот успех удесятерил наши силы».

С большим знанием дела описывает Толстой славные дей­ствия русских партизан и их командиров Денисова и Долохова. В центре повествования о партизанской войне стоит образ Тихо­на Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты русского народа. Рядом с ним можно поставить и друго­го персонажа романа - Платона Каратаева, который «олице­творяет все русское, народное, круглое, доброе». Толстой пишет: «… благо тому народу, который в минуту испытания… с просто­тою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоз­дит ею до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью».

Кульминационным моментом Отечественной войны явилась Бородинская битви. Если при описании сражений, происходив­ших нм чужой территории (Аустерлицкое, Шенграбенское), ав­тор сосредоточил внимание на некоторых героях, то на Боро­динском поле он рисует массовый героизм народа и не выделя­ет отдельных персонажей. И солдаты, и офицеры - все воюют не за георгиевские кресты, а за Отечество. Потрясают своей нрав­ственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского.

Мужественное сопротивление русских войск, их несокруши­мость удивляют и поражают Наполеона, еще не знавшего пора­жений. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит им поле боя, так как вместо ожидаемого извес­тии о бегстве неприятеля прежде стройные колонны французких войск вращались теперь расстроенными, испуганными толпами. Наполеон натыкался на массу убитых и раненых солдат и испытывал ужас.

Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Толстой славит народ, который, поте­ряв половину войска, стоял так же грозно, как и в начале сра­жения. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. «Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем про­странством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нрав­ственная, та, которая убеждает противника в нравственном пре­восходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана рус­скими под Бородино».

Моральные качества армии, или дух войск, безусловно, вли­яют на исход военных действий, тем более, что со стороны фран­цузов война носила захватнический характер, со стороны рус­ского народа война была национально-освободительной.

Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков. Такой «мыслью народной» и проник­нуто все творение Л. Н. Толстого.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: