Олимпиадные задания по русскому языку 6. Олимпиада по русскому языку


Олимпиада по русскому языку 6 класс

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс

1. Этой "кашей" угощали провинившихся и нерадивых учеников в старину.

  • А) гречневая
  • Б) крапивная
  • В) берёзовая
  • Г) липовая

2. Какие из этих слов являются сложносокращенными?

  • А) прогиб, отвертка
  • Б) универмаг, завхоз
  • В) четверть, скрепа
  • Г) сложность, изменение

3. Глаголы изменяются по числам и родам(в единственном числе):

  • А) в прошедшем времени
  • Б) в будущем времени
  • В) в настоящем времени

4. В каком примере глагол употреблен в переносном значении?

  • А) запах усилился
  • Б) вдруг увидел лося
  • В) повеяло теплом
  • Г) море смеялось

5. Укажите, где лексическое значение слова указано неверно:

  • А) мизерный – ничтожно малый, незначительный
  • Б) овация – бурные аплодисменты
  • В) вернисаж – торжественное открытие художественной выставки
  • Г) лексикон – устаревшие слова

6. Укажите вариант, в котором толкование фразеологизма неверно:

  • А) голова садовая – много возомнить о себе
  • Б) ломать голову – мучительно думать о чем-либо
  • В) горячая голова – человек вспыльчивый
  • Г) разбить наголову – нанести полное поражение

7. В какой строчке все слова с НЕ пишутся слитно?

  • А) (не)лепый поступок, ничуть (не) интересно
  • Б) почуял что-то (не) ладное, (не) ровная, а ухабистая дорога
  • В) весьма (не) решительный, далеко (не) полезный совет
  • Г) (не) настная погода, (не)благодарный слушатель

8. В каком словосочетании употреблен непереходный глагол?

  • А) допустить ошибку
  • Б) вынести мусор
  • В) нашел грибы
  • Г) не ссориться с друзьями

9. В каком варианте ответа указаны слова, где не пишется слитно?

  • А) (не) большая, а интересная экскурсия
  • Б) (не) щирокая, а узкая дорога
  • В) (не) громкое пение
  • Г) (не) долог, а короток

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Казалось, Пират ждал, что хозяин неожида(1)о появится на том самом месте, откуда так таинстве(2)о исчез,
но за дверью было тихо, только изредка слышался мыши(3)ый шорох и писк.
Скоро настала пора, когда даже его звери(4)ый нос не мог уловить ни одного запаха, оставле(5)ого здесь человеком.

  • А) 1, 4, 5
  • Б) 2, 3, 4
  • В) 1, 2, 5
  • Г) 1, 2, 4

11. Чужая речь, переданная дословно, без изменений, называется:

  • А) прямой речью
  • Б) диалогом
  • В) цитатой
  • Г) косвенной речью

12. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?

  • А) тесная дружба, тесная квартира
  • Б) высокие помыслы, высокие гости
  • В) острый язык, острое лезвие
  • Г) свежие цветы, свежее решение

13. Найдите собирательное числительное:

  • А) пять книг
  • Б) пятая задача
  • В) пятеро друзей
  • Г) пятёрка в дневнике

14. Укажите предложение, в глаголе которого пишется суффикс – ова - (- ева -):

  • А) Овсянников придерж…вался старинных обычаев.
  • Б) Я люб…вался картиной охоты.
  • В) Волны с грохотом разб…ваются о скалы.
  • Г) Ты вслуш…ваешься в рокот прибоя.

15. Найдите литературную форму глагола:

  • А) взглянь
  • Б) не порти
  • В) выйдь
  • Г) высыпь

В 6 классе готовимся к олимпиаде, решая забавные и трудные задания по русскому языку. Придётся поработать с лексикой и фразеологизмами, нужно исправить некоторые ошибки, вставить буквы и подсчитать количество звуков.

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

6 КЛАСС

1 этап

№1. Объявление в газете гласит: «Путёвка трудящимся объединения будет стоить в районе 5 тысяч рублей». Нет ли ошибок в этом объявлении? Запишите свой исправленный вариант.

№2. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши. Придумайте короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями.

№3. В кинофильме «Невеста из Парижа» хозяйка представляет своего отца гостье:

«- Знакомьтесь, это мой папа. Он тридцать лет баранку крутил.

Он что, пекарь?

Нет, шофёр».

Почему они не поняли друг друга?

№4. В каких словах и почему на месте многоточия нужно вставить Е: тр…угольник, тр…листник, тр…зубец, тр…волнение, тр…десятое царство.

№5. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» - прокричала мачеха. В скольких грехах она обвинила пасынка? Какие же это грехи?

№6. Вот стихотворение:

Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло…

Сколько в нём слов с нулевым окончанием? Докажите.

№7. Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, пила, жаркое, звонок, мелок. Составьте с ними предложения.

столяр, понял, дремота, центнер, магазин, августовский, пуловер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.

2 этап

№1. «Спрячьте» слова космонавт, мореплаватель, воспитатель, художник, писатель , подобрав к ним синонимы.

№2. В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-дорога, хитрый-мудрый, бить-колотить, ждать-пождать. Какова, по-вашему, роль повторов в сказках? Приведите свои примеры.

… Неожиданно донесся запах подснежника!.. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он украшение жизни… (Г. Троепольский.)

№4. Сколько частей в романе-дилогии? Какое хорошо известное вам слово поможет ответить на этот вопрос? Назовите известные вам романы-дилогии. А знаете ли вы трилогии? Приведите примеры.

№5. Можно ли слова серёжка, орёл, стрелка, белка писать с большой буквы? Почему? Докажите.

№6. Объясните значение фразеологизмов и придумайте с ними веселый рассказ: показать где раки зимуют, лезть из кожи вон, спать с открытыми глазами, остаться с носом.

№7. Расставьте ударение в словах: партер, положил, шофер, средства, красивее, километр, случай, портфель, крапива, компас, поняла, вызреть.

№8. Сочините монолог от лица толкового словаря .

3 этап

№1. В книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский приводит множество ошибок маленьких детей и утверждает, что ошибки появляются из-за буквального следования законам языка. Согласны ли вы с писателем? Объясните, почему были допущены следующие ошибки:

а) Двухлетняя Саша спросила у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь?»

б) «– Ты же пил чай. – Да не пил я. Я только пивнул капельку».

№2. Закончите пословицы. Придумайте короткий рассказ с одной пословицей.

Всякая птица… Кто где родится… Умные речи… Петь хорошо вместе… грамоте учиться… Кто хочет много знать… Не зная броду… Без хозяина земля… Из поговорки...

№3. Объясните, что означают выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Как называются эти слова?

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

№5. Подберите слово со значением «человек, знающий все тонкости кухни», образующее словообразовательное гнездо по схеме:

основа - ёшк +а

№6. Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее»? Почему?

№7. Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи. Сурепая рашка зажугила квинячий торщ. Что вам помогло справиться с этим заданием?

№8. Расставьте ударение в словах: алфавит, аристократия, банты, бутик, газопровод, дефис, досуг, кладовая, красивее, кухонный, торты, украинец.

4 этап

№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, прилагательные «сторонний» и «посторонний», существительные «кров» и «сокровище». Но почему их так называют – «слова-близнецы» ? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.

№2. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенное слово в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означает это слово в разговоре Вари с братом. А как говорят сейчас? Приведите пример.

Я это расскажу Верочке!

Давно ли ты уверяла, что я для нее – все равно!

Поверьте, я лучше всего говорю по-русски – я не монастырка .

№3. Какие из этих словосочетаний вы считаете правильными? Почему? Запишите с правильными словосочетаниями предложения.

  • Окладистые усы, окладистая борода, окладистые брови
  • Пристальный взгляд, пристальное здание, пристальное внимание
  • Дремучая поляна, дремучий лес, дремучий сквер
  • Закадычные братья, закадычные друзья, закадычные родственники
  • Разинуть дверь, разинуть рот, разинуть портфель

№4. Прочтите шутливый текст, сочиненный А. Усачёвым . Глаголы какого наклонения встречаются в этом тексте? Почему? Придумайте, чего ещё не было бы, если бы Колумб не открыл Америку?

Пятьсот лет назад известный мореплаватель Христофор Колумб совершил великое открытие: он ОТКРЫЛ АМЕРИКУ. Этот факт известен всем, даже учителям истории и географии. А вот всем ли известно, что было бы, если бы пятьсот лет назад Колумб не открыл Америки?

Если бы Колумб не открыл Америку, не было бы, например, табака, и самих курильщиков, и общества борьбы с курением, и с чем бы оно тогда боролось, - непонятно. Кофе тоже не было бы, и …

№5. Нашей северной столице с именем определённо повезло. Не то что Москве? У златоглавой всегда было одно имя. У города на Неве за время его существования было три официальных и три неофициальных имени. Все они употребляются по ситуации и сейчас. Назовите эти имена.

№6. Прочитайте притчу Л.Н. Толстого «Отец и сыновья». Выпишите из неё все слова с приставками. Попробуйте сказать своими словами, в чем главная мысль этой притчи.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».

№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык К.И. Чуковский. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Помогите Кондрату: сколько же копеечек дала бабушка? Объясните свой ответ.


Захотели сладкого пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку, -
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?

№8. Перепишите следующие слова в таком порядке:

  • Слова, где есть только глухие согласные звуки
  • Слова, где есть только звонкие согласные звуки
  • Слова, где есть и глухие, и звонкие согласные звуки

Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Задания олимпиад по русскому языку 6 класс

Задания олимпиад по русскому языку 6 класс с ответами.

Задание 1.

Расставьте ударение в словах:

Глиняный, ремень, сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, украинцы, кухонный,

красивее.


Задание 2.

Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово стол :

1) столовая; 2) столяр; 3) застолье; 4) столица; 5) столетник; 6) столешница; 7) престол.


Задание 3.

Решите орфографическую задачу.

Укажите разряды имен прилагательных.

1) балко…ая дверь; 2) безветре…ый день; 3) медвежья берлога;

4) внимательный ученик; 5) шустрые белки; 6) золотые руки;

7) бараба…ая дробь; 8) каме…ое сердце


Задание 4.

Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»

…Идут витязи четами ,

И, блистая сединами ,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведёт.


Задание 5.

К данным существительным подберите имена прилагательные:

боль, шампунь, тюль, рояль, полынь, домишко, иваси, путь, бандероль, мозоль, какао, шаль.


Задание 6.

Выпишите из текста слова, которые:

1) склоняются;

2) спрягаются;

3) не склоняются и не спрягаются

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит подле красивой липы.


Задание 7.

Выполните морфемный разбор слов:

Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка, приморский.


Ответы на задания олимпиады по русскому 6 класс

Задание 1.

Гли`няный, реме`нь, сли`вовый, балова`ть, кварта`л, цеме`нт, щаве`ль, украи`нцы, ку`хонный, краси`вее

Задание 2.

1), 2), 3), 4), 6), 7)

Задание 3.

1) Балконн ая дверь - относительное; 2) безветренн ый день – относительное;

3) медвежья берлога – притяжательное; 4) внимательный ученик – качественное;

5) шустрые белки – качественное; 6) золотые руки - качественное;

7) барабанн ая дробь – относительное; 8) каменн ое сердце – качественное

Задание 4.

Витязи – воины; четами – парами; сединами – седыми волосами; ко граду – к городу

Задание 5.

Например, зубная боль, хороший шампунь, красивый тюль, концертный рояль, горькая полынь, ветхий домишко, вкусная иваси, длинный путь, долгожданная бандероль, твердая мозоль, сладкое какао, чёрная шаль.

Задание 6.

а) (по) дорожке, стенами, васильки, узкой, высокой, ленивой и др.;

б) бьют, цепляются, бежит, лепечут и др.;

в) весело, тихо, высоко.

Задание 7.

Осин-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а, рос-инк-а, при-мор-ск-ий.


Русский язык 6 класс

1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.

2. Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

3. Подберите к словам Грусть , Темнота, доброта, вежливость антонимы.

4. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст.

5. Анаграмма – перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман – норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.

6. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.

Редкий – …….. редкостный; 2) Лень – …. ленивец; 3)Цена – …. бесценность.

7. В каждой группе вычеркните “четвертый лишний” фразеологизм.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

8. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, печь, жаркое.

9. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения

10.

Воспоминания ст…рожила, не сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, а(к, кк)уратная надпись, библ…отечные книги, об(а, о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…единиться в группу, ус…ная речь, гиган…ские шаги, ув…дающие цветы.

Ответы и критерии оценивания

1. Результат, бассейн, телеграмма, роскошь. (4 балла)

2. ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча.(10 баллов)

3. Грусть – радость , Темнота – свет, доброта – злость, вежливость Грубость. (4 балла)

4.Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, перст – палец. (5 баллов)

5. Адрес. Волос. Майка. Сосна. Спаниель. (За каждое слово – 1 балл. Всего – 5 баллов)

6. Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный); 2) Лень – ленивый – ленивец

(суффиксальный); 3)Цена – ценный (суффиксальный) – бесценный (приставочный) –

Бесценность (суффиксальный). (3 балла)

7. 1. Кот наплакал.

2. Вилами по воде писано.

3. Черепашьим шагом. (3 балла)

8. Выучить стих, ветер стих, русская печь, печь пироги, жаркое лето, приготовить жаркое. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 6 баллов)

10. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы.

(По 0,5 баллов за орфограмму. Всего – 7 баллов)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Задания к олимпиаде по русскому языку

1.Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

2.Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

3.Графически обозначьте морфемный состав выделенных слов.

Нос Посинел от холода. Посиневшие Синее . Синь Небес и зелень деревьев радуют глаз.

4.Объясните значение слов.

Бал – балл; искусный – искусственный.

5.Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

6.Замените фразеологизмы синонимами.

Держать в ежовых рукавицах

Брать себя в руки

С гулькин нос

Поднять на смех

Рукой подать

Вставлять палки в колёса

Бить баклуши

7.Какой частью речи являются выделенные слова в предложении:

Как он Смел ! Как он Смел ? Больной ребёнок. Больной Выздоровел.

8.Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут вверх.

Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающий всем.

9. Продолжите пословицы и поговорки: А) Не спеши языком ….; б) Назвался груздем …; в) Дарёному коню …; г) Что написано пером …; д) В чужом глазу сучок видим …

10.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

Я н…когда (не)встречал такого (не)разговорчивого человека, (не)умеющего найти общий язык (не)понимающего своего собеседника и (не)желающего понять его.

Мы (не)заметили приближающейся бури стремительно несущейся с севера и нагоняющ…й ужас на всех.

Ветер стих и листья, только что шептавш…ся о чём(то) замерли.

Ответы и критерии оценивания

(к олимпиаде по русскому языку для 7 класса)

1.Неуютно – 7 букв, 8 звуков, неприязнь – 9 букв, 9 звуков, пожелание – 9 букв, 10 звуков, взволнованный – 13 букв, 12 звуков, отъехать – 8 букв, 7 звуков, январь – 6 букв, 5 звуков. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 3 балла)

2.ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 6 баллов)

3.Нос Посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу. Её глаза теперь казались еще Синее . Синь Небес и зелень деревьев радуют глаз. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 б.)

4.Бал – большой танцевальный вечер, балл – единица оценки, отметка; искусный – умелый, искусственный –не природный, не настоящий.. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 балла)

5.Трасса – дорога, дискуссия – спор, авеню – улица, шеф – начальник, маэстро – крупный музыкант, живописец, фиаско – неуспех, полная неудача (6 баллов)

6.Держать в ежовых рукавицах – обходиться с кем-нибудь строго, сурово

Брать себя в руки – сдержать себя от проявления волнения, гнева, начать спокойно делать что-нибудь.

С гулькин нос – очень мало

Поднять на смех – осмеять

Рукой подать – очень близко

Вставлять палки в колёса – препятствовать

Бить баклуши – ничего не делать (За каждый фразеологизм по 1 баллу. (Всего 7 баллов)

7.Как он Смел (краткое прилагательное) ! Как он Смел (глагол) ? Больной (прилагательное) ребёнок. Больной (существительное) Выздоровел. (4 балла)

8.Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут.

Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающийся всем (или увлекаюсь всем).(4 балла)

9.а) Не спеши языком, а спеши делом; б) Назвался груздем – полезай в кузов; в) Дарёному коню в зубы не смотрят; г) Что написано пером, того не вырубишь топором; д) В чужом глазу сучок видим, в своём бревна не замечаем. (5 баллов)

10.Я никогда не встречал такого неразговорчивого человека, не умеющего найти общий язык, не понимающего своего собеседника и не желающего понять его.

Мы не заметили приближающейся бури, стремительно несущейся с севера и нагоняющей ужас на всех.

Ветер стих, и листья, только что шептавшиеся о чём-то, замерли. (За орфограммы – 5 баллов, по 0,5 за каждую. За пунктограммы – 2 балла, по 0,5 за каждую)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Задания к олимпиаде по русскому языку

1.Расставьте ударения в следующих словах.

Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.

2.Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, лозунг, миссия, финал, имитация, пролог .

3. В каком из предложений слово Пробежала Употреблено как метафора?

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку.

2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.

3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

5.Выделите корень в словах.

Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый.

6.Какой частью речи являются выделенные слова? Как называется это явление?

В полях, не кошенных Косой ,

Все утро дождик шел Косой .

Дочь грома – капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо Земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного Стекла ,

В ладонь цветка она Стекла . (Л. Кондырев.)

7.Замените одним словом следующие фразеологизмы. С одним из синонимов составьте предложение.

Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.

8.К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерка, пятак, впятером, в-пятых.

9. Укажите, какие ошибки допущены в построении причастных оборотов. Внесите необходимые исправления.

10.Вставьте пропущенные буквы. С каждым словом составьте словосочетание. Укажите вид связи в составленных словосочетаниях.

В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц, Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

Ид…алы, прогр…сивный, мирово…рение, гиган…ский, коло…сальный, совреме…ик, пр…в…легированный, чу…твовать, эш…лоны, пр…образовать.

Ответы и критерии оценивания

(к олимпиаде по русскому языку для 8 класса)

1.ПонялА, договОр, языковОе явление, принялА, обеспЕчение, дефИс.(3 балла)

2.Актуальный - важный; Антракт - перерыв; Лозунг - призыв; Миссия - представительство, роль; Финал- завершение, конец; Эпилог – заключительная часть; имитация - подражание, подделка; Пролог - вступительная часть. (8 баллов)

3. Во 2-м и 3-м предложениях слово Пробежала употреблено как метафора. (2 балла)

4.Грамм - граммов; Дело – дел; Мандарин - мандаринов; Носки - носков; Помидор - помидоров; Рельсы - рельсов; Чулки - чулок; Яблоки - яблок.(4 балла)

5.Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый. (3 балла)

6.В полях, не кошенных Косой (существительное),

Все утро дождик шел Косой (прилагательное).

Дочь грома – капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо Земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного Стекла (существительное),

В ладонь цветка она Стекла (глагол). (Л. Кондырев.)

Языковое явление – омонимы. (6 баллов)

7.Зарубить на носу - запомнить; Мозолить глаза - надоедать; Точить лясы - разговаривать; Клевать носом - дремать. (4 балла)

8.Пять - количественное числительное; Пятеро - собирательное числительное; пятый - порядковое числительное; Пятерка - существительное; Пятак - существительное; Впятером - наречие; В-пятых - наречие. (7 баллов)

9. В поросших буйной растительностью лугах водилось множество птиц,

Жителям пострадавшего от наводнения села была оказана своевременная помощь.

Издалека были видны плывущие по воде бревна.(3 балла)

10. Идеалы, прогрессивный, мировоззрение, гигантский, колоссальный, современник, привилегированный, чувствовать, эшелоны, преобразовать.(10 баллов: за орфограмму по 0,5 и за словосочетание по 1 баллу)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Всероссийская олимпиада школьников

Русский язык

6 класс

1 вопрос. Проверка знаний по орфоэпии


Расставьте ударение в словах: Алфавит, положил, красивее, документ, поняла, включим, торты, хвоя, звонит.

Ответ: Алфави / т, положи / л, краси / вее, докуме / нт, поняла / , включи / м, то / рты, хво / я, звони / т.

2 вопрос. Задание на историю орфографии (графики)
Что общего у слов капор, капюшон, капуста? Как знание этимологии слова поможет в написании второго и третьего из них?
Ответ: Латинское слово кап означало голова .

3 вопрос . Фразеология

Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.

1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.

2. Вы здесь прожили без году неделя , а уже собрались уезжать.

3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.

4. На голубом небе не было ни облачка.

5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.

6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки , и я проиграл лыжную гонку.


Ответ: Без году неделя, на седьмом небе, наступать на пятки

4 вопрос. Культура речи
Правильно ли говорят и пишут: о ёлке, о яблоне, о юбилее, о Егоре и т.п.? Ученики дали противоположные ответы: - Неверно. Ведь предлог о употребляется и в виде об, если существительное начинается с гласного. – Верно. Как учащиеся мотивировали второй ответ? Кто прав? Почему?
Ответ : слова ёлка, яблоня, юбилей начинаются согласным звуком, следовательно, предложенный вариант правилен.
5 вопрос. Морфология
Почему формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида?
Ответ: Глаголы совершенного вида предполагают результат (точнее – предельность) совершения действия, а подобное значение не соотносится с настоящим временем.

6 вопрос. Стилистика
Какие смысловые, стилистические оттенки вносит, на ваш взгляд, следующая правка:
Ранний вариант: Я б шофёром пошёл.
Окончательная редакция: Я б в шофёры пошёл, пусть меня научат.
Ответ: Предложенная конструкция усиливает направленность действия.
7 вопрос. Диалектология
Подобрать к словам северного говора синонимы южного говора:
Брезговать Волк Сосед Тропинка Чулан Ухват Петух Баять Векша
Ответ: Гребовать Бирюк Шабер Стёжка Клеть Рогач Кочет Гутарить Белка
8 вопрос. Синтаксис
Представьте себе, что существует такой язык, в котором приставки, суффиксы и окончания русские, синтаксис тоже русский, а корни вам неизвестны. Дадим этому несуществующему языку условное название «глокий». Сумеете ли вы разбирать предложения на «глоком» языке? Попробуйте найти подлежащее и сказуемое в следующих примерах:

    Молясный болодильник перемехал кувицу. 2. По малее провекнули перетяющиеся бредолаги. 3. Веленщик умащил перекунающую проутюжильницу.
Ответ : 1. Болодильник перемехал. 2. Провекнули бредолаги. 3. Веленщик умащил.
9 вопрос. Морфемика
Почему названия многих городов на Чёрном море оканчиваются на –поль? Назовите эти города.
Ответ: Мелитополь, Симферополь, Никополь, Тернополь, Севастополь, Кастрополь, Созополь. В Крыму было много греческих колоний, а слово поль по-гречески – город.
10 вопрос. Перевод древнерусского текста
Переведите древнерусскую притчу на современный русский язык.

О осле и о коне

Человек некто имея осла. Идущи же и в путь, рече осел к коню: "Возми от моего бремени, аще хощеши имети мя цела". Конь же не послушаше. Осел же пад на пути, скончайся. Господин же сего взем бремя все на коня возложив и самого осла кожу. Слезя конь вопияше: "Ох мне, безчастному, и что мне случись бедному, не хотях бо малые тяготы прияти, се ныне все бремя несу и кожу".

Толк. Притча являет, яко же в малых трудех друг другу пособствует, обоя спасутся в житии.

Ответ: Осел и конь

У одного человека были в хозяйстве осел и конь. Собрался человек в путь. Осел и говорит коню: "Мне тяжело, я не выдержу. Возьми часть моей поклажи!" Но конь не согласился помочь приятелю.

И Осел действительно упал на пути и умер. Господин переложил его поклажу на коня, да сверх того еще и шкуру осла прибавил. Заплакал конь, запричитал: "Горе мне, несчастному! Вот как вышло: не захотел я малую тяжесть на себя принять - теперь приходится не только всю кладь нести, но и ослиную шкуру".

Толкование (мораль). Притча учит: тот, кто помогает другу в малом, получит спасение для обоих.

Или: поможешь другу - спасешь душу.

Или: если помогаешь другу в малом, то получаешь выигрыш в большом.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: