1589 год учреждение патриаршества. Установление Патриаршества в Русской Церкви. Святой Патриарх Иов. Краткая история русского патриаршества

Страна: Россия Биография:

Будущий Патриарх Иов (мирское имя — Иван (Иоанн)) происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии. Родился во второй половине 20-х гг. ХVI столетия.

Обучался в школе при Старицком Успенском монастыре, где в 1550-х гг. был пострижен в монашество с именем Иов в честь Иова Многострадального. Впоследствии стал настоятелем старицкой обители: 6 мая 1569 г. царь Иоанн IV Васильевич дал жалованную грамоту Иову как архимандриту Успенского монастыря.

В 1571 г. архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени принимал участие в делах Русской Церкви и государства, участвовал в церковных Соборах.

Со смертью царя Феодора Иоанновича 7 января 1598 г. пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжелые времена святитель Иов первым возглавил борьбу с польско-литовскими захватчиками, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. В январе 1605 г. Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников.

3 апреля 1605 г. после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов был низложен и сослан в Успенский Старицкий монастырь, где святитель начинал свой иноческий путь.

После свержения Лжедмитрия I и воцарения 1 июня 1606 г. Василия Иоанновича Шуйского святителю было предложено вернуться на Патриарший престол, однако он отказался, сославшись на слепоту и преклонный возраст. Патриархом был избран . В феврале 1607 г. Патрирх Иов был приглашен царем Василием Иоанновичем, освященным Собором и всеми «чинами» русского общества в Москву. 20 февраля 1607 г. Патриарх Иов и Патрирх Ермоген совершили богослужение в Московского Кремля, народ просил у них прощения за нарушение крестного целования царю Феодору Борисовичу Годунову и за признание самозванца. В соборе была прочитана разрешительная грамота, составленная от имени двух Первосвятителей.

Патриарх Иов скончался 19 июня 1607 г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня.

В 1652 г. при нетленные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей . По благословению и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в Собор Тверских святых, первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 г. Для всероссийского почитания святитель был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 г.

Память святителя Иова, Патриарха Московского и всея России, совершается Церковью 5/18 апреля и 19 июня / 2 июля.

В святоотеческой письменности первых христианских веков первоначально термин «Патриарх» применяется к епископам вообще, (в том числе — простым). Одно из первых употреблений в собственном значении этого термина — у святителя Григория Богослова в его прощальной 42 проповеди: «Разве не старейших епископов, а лучше сказать — патриархов?». Уже на Третьем Вселенском Соборе в Эфессе (431 г.) термин «Патриарх» появляется в канонических текстах. На Четвертом Вселенском Соборе Патриархом был назван Лев Римский и, по известию Евагрия, Анатолий Константинопольский. После Четвертого Вселенского Халкидонского Собора (541 г.), этот термин становится общераспространенным.

Однако, еще после Первого Вселенского Никейского Собора (325 г.) церковная структура была подчинена административным подразделениям Римской империи. Каждая гражданская провинция по духовной линии возглавлялась митрополитом, или епископом митрополии. Более крупные адм. единицы - диоцезы-управлялись экзархами диоцезов, которые со временем и стали именоваться Патриархами. Ряд Патриархов возглавляли несколько диоцезов: епископ Рима — весь Запад империи, епископ Александрии — Египет и Ливию, епископ Константинополя (после Халкидонского Собора) — Понтийский, Азиатский и Фракийский диоцезы.

В IV веке возникают предпосылки и для создания более крупных церковных объединений, чем митрополии. Если митрополия контролировала провинцию, то более крупные территориальные объединения — диоцезы — в церковном отношении зависели от экзархов. Термин появляется в 347 г., на Сардикийском соборе (при этом — синонимичен митрополиту) однако, как реальность он существовал ранее. Существуют свидетельства, что Антиохия не только совершала наблюдение за всей Сирией уже во времена Игнатия, но в III веке вмешивалась в церковные вопросы Палестины, Аравии, Киликии, Месопотамии, Осроэны и Персии. Так в конце II в. епископ Эдессы Палут был рукоположен архиепископом Антиохийским Серапионом (193-209). Персидская Церковь с III по V в. также зависела от Антиохии.

Современное значение у титула Патриарха появляется с V века, — его получают епископы, главенствующие над митрополитами. Термин впервые встречается в документах IV Вселенского Собора — 451 г.

После Разделения 1054 года титул Патриарха закрепился преимущественно за Предстоятелями Восточной Церкви. В современном православии титул Патриарха имеют предстоятели Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской Поместных церквей.

На Руси Патриаршество было введено в 1589 году при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Ивана IV Грозного. Первым Патриархом стал Московский митрополит Иов с 1589 по 1605 годы.

23 января 1589 года в Москве Собор с участием Константинопольского Патриарха Иеремии избрал Патриархом царствующего града Москвы в Великого Российского царствия свт. Иова. После возвращения Патриарха Иеремии в Цареград там состоялись в 1590 и 1593 гoдах Соборы с участием других восточных Патриархов, которые подтвердили постановление Московского Собора с участием Патриарха Иеремии, признали Московского Патриарха пятым по чести в диптихе после Патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского и определили его титул: «Патриарх Московский и всея России и северных стран».

На время правления первого Патриарха свт. Иова приходится и начало «смутного времени», когда Римский престол и поляки предприняли новую попытку подчинить Русь Риму. Лжедмитрий I незаконно свел с кафедры святителя в 1605 году, и менее двух лет спустя, 8 марта 1607 года, тот скончался. Лжедмитрий I незаконно возвел на Патриарший престол грека Игнатия, прежде — Кипрского Предстоятеля, который, впрочем, недолго оставался на Московской кафедре (1605—1606 гг.).

В 1606 году Патриархом всея России был избран свт. Ермоген. Еще будучи митрополитом Казанским, свт. Ермоген сподобился обрести величайшую святыню русского народа — Казанскую икону Богоматери. Он совершил открытие мощей Казанских святителей Гурия и Варсонофия. С высоты Патриаршей кафедры свт. Ермоген воодушевлял русский народ на жертвенную борьбу с чужеземными и иноверными поработителями. Поляки подвергли Патриарха заключению, но даже из застенка он отправлял одно воззвание за другим. 17 февраля 1612 года свт. Ермоген принял мученическую смерть, уморенный голодом. Через несколько месяцев Москва была освобождена, и смута окончательно завершилась воцарением в 1613 году первого Романова — Михаила Феодоровича.

В XVII в. самым известным патриархом был Патриарх Никон. С его именем связано увеличение значения личности Патриарха в государственных делах и возникновение старообрядческого раскола. Патриарх Никон, будучи другом Царя Алексея Михайловича, пользовался его неограниченным доверием и во время отъездов Царя вместо него управлял государством. За заслуги Царь почтил Никона титулом — Великого государя. Влияние Патриарха Никона на Царя было таким значительным, что впоследствии Петр I, помня пример Никона, считавшего, что «священство выше царства», и опасаясь, что власть Патриарха будет ограничивать самодержавную власть Царя, упразднил патриаршество.

Это произошло после кончины Патриарха Адриана в 1700 году, кода был оставлен только местоблюститель Патриаршего престола. В 1721 году с согласия Восточных Патриархов, которые впрочем были более разочарованны таким решением, в России был учрежден высший орган церковного управления — Святейший правительствующий Синод. Был создан и орган контроля государства за всеми церковными делами.

На протяжении XVIII-XIX веков временами звучала критика созданного Петром церковного (синодального) строя. Решительные сдвиги произошли лишь в начале ХХ века. В 1903 году вышла отдельным изданием статья известного публициста Л. А. Тихомирова «Запросы жизни и наше церковное управление», где говорилось о желательности восстановления Патриаршества и возобновления Поместных Соборов. Статья Тихомирова привлекла сочувственное внимание св. Государя Николая II.

23 сентября 1904 года в письме обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву Государь высказал «мысль о Всероссийском Церковном Соборе», признаваясь, что эта мысль «давно уже таится» в его душе. «…По многим… вопросам нашей церковной жизни обсуждение их Поместными Соборами внесло бы мир и успокоение, притом правильным историческим путем в полном соответствии с преданиями нашей Православной Церкви». Это историческое письмо Государя Николая II положило начало подготовке к Поместному Собору.


27 июля 1905 года Святейший Синод запросил мнения архиереев о желательных преобразованиях. Полученные к концу года ответы на этот запрос составили три увесистых тома. На протяжении почти всего 1906 года работало Предсоборное Присутствие- комиссия представителей духовенства и высших школ, занимавшаяся подготовкой к Собору.

До известных событий 1917 года Собор так и не состоялся, но огромная подготовительная работа значительно облегчила труды Всероссийского Поместного Собора, открытого в день Успения Пресвятой Богородицы. 28 августа 1917 года.

31 октября тайным голосованием были определены три кандидата в Патриархи: архиепископы Харьковский Антоний (Храповицкий), Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин). 5 ноября 1917 года путем извлечения жребия в храме Христа Спасителя Патриархом был избран Тихон. Через несколько дней, 21 ноября, состоялась интронизация Патриарха Тихона.


В первые послереволюционные годы особенно отчетливо проявилось историческое значение Собора 1917-1918 годов, принявшего решение о восстановлении Патриаршества. Личность святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, стала живым укором для тех, кто, раздувая пламя братоубийственной гражданской войны, попирая заповеди Божии и правила человеческого общежития, сея соблазн, проповедовал вседозволенность и беспощадный кровавый террор как метод государственной политики.

Безмерным всенародным горем стала смерть святителя Тихона на Благовещение 1925 года. Значение Святителя Тихона, в силу особых исторических условий, как Патриарха выходило далеко за пределы тех его формальных «прав и обязанностей», которые определил Собор 1917-1918 годов. Собор, предвидя возможность затруднений в правильном избрании следующего Патриарха, в негласном постановлении наделил свт. Тихона чрезвычайными, беспрецедентными полномочиями избрать трех преемников-Местоблюстителей с полнотой Патриарших прав. В момент смерти свт. Тихона из трех находился на свободе только ближайший помощник Патриарха митрополит Крутицкий Петр (Полянский).

Петр Федорович Полянский только в 1920 году принявший монашество, священство и епископский сан, свт. Петр уже успел побывать в трехгодичной ссылке. Собравшиеся на похороны свт. Тихона 60 архиереев по вскрытии Патриаршего завещания соборно подтвердили полномочия свт. Петра. Недолго пробыл Местоблюститель на свободе, но до самой своей мученической кончины 10 октября 1937 года он оставался живым символом единства Русской Церкви и ее стояния в вере и правде.

Предвидя насильственное удаление от дел, свт. Петр 8 декабря 1925 года за три дня до ареста составил завещание о назначении трех кандидатов в Заместители Патриаршего Местоблюстителя. После ареста свт. Петра в должность его Заместителя вступил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), который, в свою очередь, был арестован 8 декабря 1926 года.


12 апреля 1927 года митрополита Сергия освобождают из заключения и возвращается к исполнению обязанностей Местоблюстителя Патриаршего престола. В особых исторических условиях 29 июля того же года он издает свою так называемую «Декларацию», где, в надежде на легализацию Церкви, бывшей фактически вне закона после издания Декрета «Об отделении Церкви от государства», призывает к лояльности в отношении Советской власти. «Декларация» вызвала большие споры в церковной среде. Наиболее резко о таком шаге Местоблюстителя высказывались русские иерархи оказавшиеся в эмиграции.

Гонения тем временем только усиливались, их кульминацией стали страшные 1937-1938 годы, и лишь в 1939 году пошли на спад. Великая Отечественная война, принесшая русскому народу неисчислимые жертвы и страдания. Осознавая, что Церковь есть неотъемлемая часть русского самосознания, власть идет на фактическое восстановление Русской Церкви. Знаком возвращения Церкви к нормальной жизни явилось восстановление Патриаршества. Митрополит Сергий, с 1934 года имевший титул Блаженства, с 1937 года имевший звание Местоблюстителя, 12 сентября 1943 года избирается Патриархом Московским и всея Руси.

Уже престарелый и больной Патриарх Сергий управлял Церковью до 15 мая 1944 года. Согласно его завещанию, местоблюстителем Патриаршего престола был назначен митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) (такое назначение допускал Собор 1917—1918 гг. в чрезвычайных обстоятельствах).

4 февраля 1945 года завершил свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, который был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор должен был избрать нового Предстоятеля и зафиксировать существенные позитивные изменения в жизни Церкви. Согласно единогласному решению архиереев, новым Патриархом был избран — Алексий (Симанский). Всего в Соборе, заседавшем в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках с 31 января по 2 февраля 1945 года, приняло участие 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян.


Интронизация Патриарха Алексия состоялась 4 февраля 1945 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Организации и проведению Поместного собора Русской Православной Церкви придавалось особое историческое значение, поэтому для фотосъемок был приглашен известный фотокорреспондент «Известий» Георгий Петрусов — тот самый, который в мае 1945 года будет снимать «Подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии».


Патриаршество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия - это целая эпоха с 4 февраля 1945 года - 17 апреля 1970 года. Первые 10 с небольшим лет этого Патриаршества были наполнены созидательной работой по возрождению приходов, монастырей и духовных школ, которой внимательно и мудро руководил Святейший Патриарх. Но затем начались «хрущевские» гонения, когда вновь закрывали храмы, десятки монастыри и семинарии.

25 лет Патриаршего служения Первосвятителя Алексия были довольно разными, но цель, которой отдавал Предстоятель все силы, всегда была одна: сохранить Церковь в условиях советского атеистического строя.

Постепенным возрождением Церкви отмечено Патриаршество Святейшего Пимена (3 июня 1971 - 3 мая 1990). В 1927 году, 17 лет от роду, он принял монашество с именем Пимен - в честь древнего христианского подвижника египетской пустыни прп. Пимена Великого (имя Пимен означает «пастырь»). Всю последующую жизнь монах Пимен старался быть не просто пастырем, но пастырем добрым, который полагает душу свою за овец своих.

В годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена Россия переживала время решительных исторических перемен. Русская Православная Церковь не могла оставаться в стороне от свершающихся судеб русского народа. В Предъюбилейном послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода к 1000-летию Крещения Руси говорится: «Каждый из нас, чад церковных, ныне призван своим гражданским и религиозным долгом ревностно участвовать в развитии и совершенствовании нашего общества. Нас воодушевляет процесс укрепления духовных и нравственных основ в личной, семейной и общественной жизни нашего народа, стремление нашей страны укрепить общечеловеческие нравственные нормы в международных отношениях». В июне 1988 г. Святейший Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, и Поместный Собор Русской Православной Церкви.

7 июня 1990 года был избран, а 10 июня возведен на Патриарший престол Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первосвятитель родился 23 февраля 1929 года за пределами СССР и возрастал под влиянием традиционной церковной среды, которой не коснулись гонения. 3 сентября 1961 года будущий Патриарх был хиротонисан во епископа Таллинского и более 30 лет управлял своей родной епархией, выполняя и другие церковные служения: Управляющего делами Московской Патриархии, а с 1986 года - митрополита Ленинградского и Новгородского. Под руководством Святейшего Патриарха Алексия II произошло всестороннее возрождение церковной жизни: число приходов, монастырей, духовных школ и епархий увеличилось в несколько раз. Поучили развитие новые, немыслимые в годы государственного атеизма формы миссионерской и социальной церковной деятельности. Великим событием в истории нашей Церкви было прославление Собором 2000 года сонма Новомучеников и Исповедников Российских. Водимая благодатью Божией, хранящая сокровища веры и подвига всех предшествующих поколений, Церковь неустанно осуществляет свою спасительную миссию.

Иоакима , царь заявил в думе о своем желании «устроить в Москве превысочайший престол патриарший». Духовенство и бояре похвалили мысль царскую, но прибавили, что нужно снестись с восточными патриархами, чтобы никто не мог сказать, что патриарший престол в Москве устроен одной только царской властью.

Патриарх Иоаким, которому передали решение думы, взялся доложить об этом собору греческой церкви. Год прошел без ответа. Летом года прибыл сначала в Смоленск , затем в Москву константинопольский патриарх Иеремия , и царь решительно поставил вопрос о патриаршестве в России , предложив самому Иеремии сделаться патриархом русским.

На самом деле, однако, иметь патриархом грека не хотели, да в Москве был уже намечен свой кандидат – митрополит Иов , клеврет Бориса Годунова . Патриаршество в России было предложено Иеремии под тем условием, чтобы он жил не в Москве, а во Владимире как городе старейшем. Иеремия отказался жить не при государе. Тогда 26 января года тем же Иеремией в патриархи русские торжественно был поставлен Иов. Через два года получена была грамота от восточного духовенства, утверждавшая патриаршество в России, в Москве и подписанная 3 патриархами , 42 митрополитами , 19 архиепископами и 20 епископами . Московский патриарх должен был занимать место после иерусалимского ; поставлялся он собором епископов русской церкви.

Поставление происходило обыкновенно таким образом. После смерти патриарха от имени царя или блюстителя патриаршего престола – а им обыкновенно бывал митрополит Крутицкий – рассылались грамоты ко всем митрополитам, архиепископам, епископам, архимандритам, игуменам степенных, т.е. более важных монастырей, с извещением о смерти патриарха и с приглашением «снитися в царственный град Москву, благочестивого ради собора и для избрания великого святителя на превысочайший патриаршеский престол, иже в велицей России» .

К назначенному сроку приглашенные съезжались в Москву с протопопами , священниками , дьяконами . Если кому-нибудь из архиереев нельзя было прибыть к сроку для избрания патриарха, он должен был прислать грамоту, что он наперед согласен со всеми постановлениями собора.

Когда все духовные были в сборе, царь повелевал им «видети свои государские очи в золотой подписной палате»; старший из митрополитов «творил достойно по святительскому чину»; царь говорил речь, указывая на повод к созванию духовенства, и открывал собор. Форма избрания патриарха была открытая или посредством жребия. Последняя окончательно установилась после смерти патриарха Филарета (+ ) и состояла в следующем. На 6 бумажках равной величины писались имена шести кандидатов, из архиепископов, епископов и настоятелей степенных монастырей. Бумажки эти обливались со всех сторон воском, припечатывались царской печатью, и в таком виде парь посылал их собору, который в это время заседал в московском Успенском соборе .

Если русский патриарх достиг высокого государственного значения, то этим он был обязан тем условиям, при которых пришлось действовать патриархам. Патриарх Иов деятельно работал в пользу избрания Годунова в русские цари: затем, когда явился первый Лжедмитрий и стал серьезно угрожать Годунову, Иов твердо выступил против него, защищая сначала Бориса Годунова, затем его сына Федора .

Он посылал послов к князю Острожскому и польскому духовенству, убеждая их не верить Лжедмитрию, предал его анафеме и в своих посланиях доказывал, что Лжедмитрий не кто иной, как беглый чудовский монах Гришка Отрепьев .

Когда самозванец овладел Москвой, Иов был свергнут с патриаршего престола и в простой монашеской рясе был отвезен в Старицкий Успенский монастырь . На место Нова патриархом избран рязанский архиерей Игнатий , родом грек, в молодости воспитывавшийся в Риме и до приезда в Россию занимавший Кипрскую епископскую кафедру. Он первый из архиереев признал Лжедмитрия царем и за это был возведен в патриархи 24 июня года.

Предположение некоторых духовных историков, что Игнатий был возведен Лжедмитрием в патриархи потому, что по своим убеждениям и характеру мог быть удобен для Рима, не имеет достаточных оснований: новый патриарх разослал грамоты, в которых предписывал молиться, между прочим, о том, чтобы Господь Бог возвысил царскую десницу над латинством и басурманством. После свержения Лжедмитрия Игнатий переехал в Литву , где принял унию .

После Игнатия патриархом, естественно, был избран человек, наиболее проявивший оппозицию против Лжедмитрия. То был казанский митрополит Ермоген , человек от природы грубый, даже жестокий, но строгий к себе, прямолинейный и стойкий. Он был не в ладах с вновь избранным царем Василием Шуйским , но стоял за него как за царя венчанного .

Когда появился второй Лжедмитрий и народ стал волноваться, Ермоген перенес царевича Дмитрия из Углича в Москву и устроил торжественную покаянную процессию в Москве, в присутствии вызванного из Старицы ослепшего патриарха Иова : народ каялся в изменах, клятвопреступлениях, убийствах, и патриархи разрешали его.

В начале года недовольные Шуйским вытащили патриарха Ермогена на лобное место и, тряся его за ворот, потребовали согласия на перемену царя. Патриарх остался тверд, не побоялся толпы и отстоял Шуйского. Когда Шуйский год спустя был свергнут и бояре выдвинули кандидатуру польского королевича Владислава , Ермоген согласился на желание большинства, но с тем, чтобы Владислав перешел в православную веру.

В Польшу были отправлены послами князь Голицын и ростовский митрополит Филарет . Через несколько времени к ним пришла грамота от бояр, в которой предписывалось во всем положиться на волю королевскую. Но послы заявили, что грамота от одних бояр для них не действительна: их посылали патриарх, бояре и все люди вместе, а не одни бояре. Когда паны возразили на это, что патриарх – лицо духовное и в светские дела вступаться не должен, то получили в ответ: «изначала у нас так повелось: если великие государственные или земские дела начнутся, то великие государи призывали к себе на собор патриархов, архиепископов и епископов и без их совета ничего не приговаривали, и место сделано патриархам с государями рядом: теперь же мы стали безгосударны, и патриарх у нас человек начальный».

Переговоры с Владиславом кончились неудачей; в апреле года русские послы были отведены пленниками в Мариенбург . Ермоген разрешил русских от присяги Владиславу и стал призывать народ на защиту государства и православия. Кроме патриарха, города не хотели знать другого начальства; к нему они посылали отписки о сборе ратных людей. Польская партия бояр, во главе которой стоял Салтыков , враждебно относилась к Ермогену и потребовала, чтобы он воротил земские ополчения, шедшие к Москве, но патриарх благословил ополчения и проклял изменников отечества. Его посадили под стражу и преградили всякие сношения его с народом. В тюрьме он и умер (), заморенный, как говорили, голодом.

До года Русская Церковь оставалась без патриарха. Сначала ею управлял казанский митрополит Ефрем (Хвостов) , а после его смерти () – митрополит Крутицкий Иона (Архангельский) , человек необразованный, упрямый и мстительный.

В году митрополит Филарет возвратился из Польши в Москву. Воспользовавшись пребыванием в Москве иерусалимского патриарха Феофана III , Михаил Федорович возвел своего отца в патриархи. Как отец царя Филарет получил титул «великого государя» и занял в государстве место, равное царю: наступило время полного двоевластия.

В сфере церковного управления и суда патриарх оставался независимым и никем не стеснялся. В году Филарет получил от царя новую грамоту, по которой все духовные лица его епархии, монастыри и церкви, с их служителями и крестьянами, во всех делах, кроме уголовных, были подчинены суду одного патриарха; если же они имели дело с каким-нибудь светским лицом, то должны были жаловаться в приказы, которые ведали ответчиками.

Двор патриарха был устроен по образцу царского. У патриарха были свои свечники, чашники, скатерники, повара, хлебники, пивовары, истопники, конюхи, иконописцы, мастера серебряных и золотых дел и т.п.; были у него и свои бояре, окольничьи, стольники, стряпчие, дворяне, дети боярские, которым поручались патриархом разные дела по управлению.

При Филарете в области патриаршего управления начинают выделяться разряды и приказы: в судном приказе или патриаршем разряде были сосредоточены все судебные дела; в приказе казенном – дела о ставленниках, а также сборах с вотчин и духовенства; приказ церковных дел ведал делами, касающимися церковного благочиния; дворцовый приказ заведовал хозяйством патриарха. Ведомство этих приказов не было, впрочем, строго разграничено и может быть определено только приблизительно. Патриарх по-прежнему, вместе с высшим духовенством, призывался на земский собор и в царскую думу.

По смерти Филарета преемник его, Иоасаф I (1634 - 1640), не мог занять такого положения, какое принадлежало отцу царя: он не носил титула великого государя, как и его преемник Иосиф (1640 - 1652). При последнем было издано «Уложение » царя Алексея Михайловича , значительно подрывавшее значение в государстве церковной иерархии вообще и патриарха в частности. Патриарх сидел во время составления «Уложения» в царской думе и на земском соборе и не протестовал. Учреждением монастырского приказа были уничтожены судебные привилегии духовенства, а следовательно, умалена власть патриарха.

Главным противником приказа явился патриарх Никон , при котором патриаршая власть достигла небывалого до тех пор развития. Как и Филарета, Никона титуловали «великим государем»; власть патриаршая как бы приравнивалась к власти царской. Монастырский приказ хотя не был уничтожен, но почти бездействовал. Не имело силы и постановление «Уложения », запрещавшее увеличение монастырских вотчин: патриаршие вотчины увеличились за это время с 10 тыс. дворов до 25 тыс.

Никон окружил себя царской пышностью и сделался, как царь, недоступен. Архиереи рабски подчинялись всесильному патриарху, беспрекословно сносили все его грубости и исполняли его распоряжения. Патриарх своей властью отбирал у епархий и церквей вотчины и отдавал их на свои монастыри или присоединял к патриаршим владениям.

Самовластно поступал Никон и с боярами. Идеалом его было двоевластие, в виде светской власти царя и духовной – патриарха. С этой целью он как бы в противовес «Уложению» пересмотрел и дополнил Кормчую , которую издал с приложением подложной грамоты Константина к папе Сильвестру , содержавшей в себе апологию церковной власти и церковных имуществ. Никон хотел убедить царя Алексея Михайловича отменить вовсе «Уложение» и заменить его Кормчей; но это не удалось. Царь разослал только воеводам для руководства в суде выписки из Номоканона , как бы в дополнение «Уложения».

Затем стряслась катастрофа над Никоном. Во время удаления патриарха, до суда над ним, русской церковью правил Питирим , митрополит Крутицкий. Приговор над Никоном был вместе с тем приговором и над патриаршеством в России и его идеалами. Патриаршая власть вводилась в известные рамки; давалось понять, что русский патриарх не всемогущ, что власть его – не самодержавная царская власть.

Московский Собор 1667 года признал, что патриарх не должен носить титула великого государя и вступаться в мирские дела; с другой стороны, однако, признана была независимость духовенства и церковных людей в гражданских делах от мирского суда. Патриархом на соборе 1667 года был избран тихий, незначительный Иоасаф II ( -). С этих пор патриаршество в России начинает терять свое государственное значение.

После Иоасафа II патриарший престол занимали

Поместный Собор Русской православной церкви 27-29 января 2009 года выберет патриарха Московского и всея Руси. Выборы пройдут в связи с кончиной 5 декабря 2008 года патриарха Алексия Второго.

Патриарх Московский и всея Руси - титул предстоятеля Русской православной церкви.

Патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году. До этого времени Русская Церковь возглавлялась митрополитами и до середины XV века относилась к Константинопольскому Патриархату и не имела самостоятельного управления.

Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым патриархом стал святитель Иов (1589-1605).

В 1721 году патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод - государственный орган высшей церковной власти в Российской церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.

Титул "Святейший Патриарх Московский и всея Руси" принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени патриарх носил титул "Московский и всея России". Замена России на Русь в титуле патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально подразумевалась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.

Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси "имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам... имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем".

Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.

Согласно уставу, "внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест".

Патриарх Московский и всея Руси - епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.

В Русской Церкви титул Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.

Хронологический список Патриархов Московских:

Игнатий (30 июня 1605 года - май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей.

Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года - 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.

После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах блюститель патриаршего престола ("Экзарх") - митрополит Ярославский Стефан (Яворский).

Московские патриархи в 1917-2008 годах:

Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин; по другим данным Беллавин, 5 (18) ноября 1917 года - 25 марта (7 апреля) 1925 года).

Таблица 1. Патриархи вся Руси Львов А.Н. Князья церкви // Красный архив. 2003, № 2. С. 110-141. Мейендорф Иоанн, прот. Русский епископат и церковная реформа (1905) // Вестник РХД. 1999, № 122.

ИОВ (умер в 1607 г.)

патриарх в 1589-1605 гг.

ИГНАТИЙ (1540-1610/20)

патриарх в 1605-1606 гг.

ГЕРМОГЕН (1530-1612)

патриарх в 1606-1612 гг.

ФИЛАРЕТ (1554-1633)

патриарх в 1619-1633 гг.

патриарх в 1634-1640 гг.

патриарх в 1642-1652 гг.

НИКОН (1605-1681)

патриарх в 1652-1666 гг.

патриарх в 1667-1672 гг

патриарх в 1672-1673 гг.

ИОАКИМ (1621-1690)

патриарх в 1674-1690 гг

АДРИАН (1627-1700)

патриарх в 1690-1700 гг.

ИОВ (в миру Иоанн)(1589-1605гг) - первый патриарх Московский и всея Руси

В 1587--1589 гг. -- митрополит Московский и всея Руси. Борисом Годуновым в политических интересах была выдвинута идея об учреждении в России патриаршее престола. Царь Федор Иоаннович поддержал это предложение и обратился к восточным патриархам с просьбой учредить Московское патриаршество, поставив российского патриарха. Согласие восточных патриархов было получено в 1588 г. после длительных и настойчивых переговоров. Приехавшего в Москву за «милостыней» (деньгами для уплаты дани Турции) Константинопольского патриарха Иеремию фактически принудили основать здесь патриарший престол. Иов был 23 января 1589 г. наречен, а 26 января поставлен патриархом.

Основным делом Иова стало проведение преобразований в русской церкви, намеченных Соборным уложением 1589 г. Почти все епископские кафедры были повышены в ранге, открылось несколько новых. Иов возвел в сан четырех митрополитов, пятерых архиепископов (из шести) и одного епископа на семь задуманных новых епархий. Установил общецерковные праздники некоторым уже признанным ранее святым, канонизировал ряд новых. Патриарх способствовал распространению христианства среди инородцев Сибири, Казанского края, Корельской области (Карелия). В Москве, в целях водворения большего благочиния в низшем духовенстве, было учреждено восемь поповских старост.

После кончины царя Федора в 1598 г. Иов оказался во главе государства. Он предложил Земскому собору сделать царем Бориса Годунова. В период борьбы с Лжедмитрием I Иов призвал народ к войне за веру и отечество (январь 1605 г.). После смерти Бориса Годунова организовал присягу молодому царю Федору Борисовичу. Но крестьяне и горожане, казаки и холопы, дворяне и священники, бояре и архиереи признали законным государем всея Руси Лжедмитрия (Дмитрия Ивановича). Патриарх был с позором изгнан толпой из Успенского собора. Он оказался единственным архиереем, отказавшимся признать нового царя, невзирая на просьбы и угрозы Лжедмитрия. Иова сослали в Старицкий Успенский монастырь, где содержали под строгим надзором. В феврале 1607 г. вместе с новым патриархом Гермогеном он разослал по стране прощальную и разрешительную грамоту, отпуская народу все прежние клятвопреступления и призывая верно служить новому царю -- Василию Шуйскому (пришедшему на трон после смерти Лжедмитрия). В том же году Иов скончался в Старицком монастыре. Канонизирован.

ИГНАТИЙ (1605--1606 гг.) - второй патриарх Московский и всея Руси

Греческого происхождения. Сначала был архиепископом на Кипре, затем жил в Риме. Прибыл в Москву в качестве посланца константинопольского патриарха на царское венчание Бориса Годунова. В 1603 г. стал епископом Рязанским и Муромским. В 1605 г. первым из ру сских архиепископов встретил Лжедмитрия в Туле как царя. После воцарения Лжедмитрия I собор русского духовенства отставил Иова от престола, единогласно избрав патриархом Игнатия. После убийства Лжедмитрия в 1606 г. собор иерархов лишил Игнатия не только патриаршего, но и святительского сана, отправив простым монахом в Чудов монастырь. В 1611 г., во время господства в Москве поляков, Игнатий был освобожден из монастыря и снова признан патриархом. Через несколько месяцев бежал в Польшу, поселился в Вильно и принял унию (т. е. при сохранении почти всех догм и обрядов православной церкви признал главенство папы римского). Публично отрекся от ортодоксального православия. Впоследствии могила Игнатия была разорена при взятии Вильно русскими войсками.

ГЕРМОГЕН (в миру - Ермолай)(1606--1612 гг.) - третий патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Казанских. Был возведен царем Василием Шуйским на место низложенного патриарха Игнатия. Во время восстания Ивана Болотникова убеждал народ стоять за Шуйского, наложив проклятие на Болотникова и его сторонников. После низложения Шуйского стал активным противником поляков, был заключен в Чудовом монастыре, где и умер от голода.

Гермоген был выдающимся церковным писателем и проповедником, одним из образованнейших людей своего времени. При нем в Москве было возведено новое здание типографии, установлен печатный станок, печатались книги.Львов А.Н. Князья церкви // Красный архив. 2003, № 2. С. 110-141. Мейендорф Иоанн, прот. Русский епископат и церковная реформа (1905) // Вестник РХД. 1999, № 122.

ФИЛАРЕТ (Романов Федор Никитич) (1619--1633 гг.) -- четвертый патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Ростовских и Ярославских. Крупный государственный деятель. Отец и соправитель царя Михаила Федоровича Романова, племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии.

Лжедмитрием II был «наречен» патриархом и в этом качестве в 1608--1610 гг. управлял церковью на подвластных самозванцу землях. В октябре 1610 г. Филарет вошел в состав посольства по призванию на русский престол польского королевича Владислава. За непримиримую позицию по вопросу безусловного сохранения на Руси православия был арестован и отправлен в Польшу, где находился до лета 1619 г. В 1613 г. сын Филарета Михаил Федорович воцарился на русском престоле. Вплоть до возвращения из Польши имя «митрополита Московского и всея России» «великого государя» Филарета Никитича поминалось в храмах вместе с именем царя и его матери -- «великой старицы инокини Марфы Ивановны» (жены Филарета). В это же время митрополит Крутицкий Иона «соблюдал» патриарший престол к его приезду.

В июне 1619 г. возвратившийся из плена Филарет был торжественно встречен под Москвой царем, двором, духовенством, толпами народа, а несколько дней спустя посвящен Иерусалимским патриархом Феофаном в сан патриарха Московского и всея Руси. Вплоть, до смерти Филарет являлся официальным соправителем сына. Его патриаршая епархия охватывала более 40 городов с пригородами и уездами, а управлялась светскими лицами в патриарших приказах (Дворцовом, Казенном, Судном, Разрядном). Филарет обладал огромной (не имевшей аналогов ни до, ни после него) архипастырской властью. Им было санкционировано создание «Сказания» о появлении патриаршества в России, где патриарх объявлялся представителем Бога на земле.

При Филарете было созвано два Земских собора (в 1619 и 1632 гг.), учреждены Тобольская и Сибирская архиепископии, открыта греческая школа для детей, развивалось книгопечатание. В 1619--1630 гг. была подготовлена публикация капитального труда - 12-томника Миней месячных.

Один из наиболее могущественных патриархов Московских и всея Руси Филарет отличался справедливостью и неприязнью к фанатизму и корыстолюбию.

ИОАСАФ I (1634--1640 гг.) -- пятый патриарх Московский и всея Руси

Из архиепископов Псковских. Был рекомендован патриархом Филаретом как преемник патриаршего престола. При Иоасафе I значение патриаршей власти снизилось. Имя патриарха перестало упоминаться в царских указах по делам государственным и даже церковным.

При Иоасафе I продолжалось исправление и издание богослужебных книг: вышли в свет 23 издания. Для прекращения споров о местах между иерархами патриарх издал «Лествицу властям», в которой определил порядок занятия ими мест при богослужении и на соборах.

ИОСИФ (1642--1652 гг.) -- шестой патриарх Московский и всея Руси

Из архимандритов Симонова монастыря. Был избран патриархом «по жребию, а не царским изволением». Начал свою деятельность с издания «Поучения» к духовенству и мирянам. В 1644 г. участвовал в известном споре о вере с лютеранами, вызванной предполагаемым браком царевны Ирины Михайловны с датским принцем Вольдемаром (лютеранином).

Иосиф проявил себя человеком ограниченным, невежественным и корыстолюбивым. Не пользовался расположением царя Михаила Федоровича, который даже не привлек его к торжественному переносу мощей преподобного Александра Свирского. Иосиф вынужден был допустить создание государевого Монастырского приказа, урезавшего права самого патриарха.

Положение Иосифа изменилось с воцарением Алексея Михайловича, который называл его своим великим отцом, пастырем, великим святителем и государем. Совместно с царем патриарх утвердил открытие мощей некоторых русских святых. Указами царя и патриарха была удостоверена подлинность чудотворных икон, установлен всероссийский праздник Казанской Богоматери. Являясь противником любимого царем церковного «многогласия», упразднения его Иосиф добиться не смог и вынужден был уступить.

Иосиф активно поощрял книгопечатание. При нем было издано наибольшее (по сравнению с прежними патриаршествами) количество книг -- 38 наименований (некоторые из которых выдержали до восьми изданий). Патриарх поддерживал сближение с греческим Востоком и Киевом. Иосиф направил монаха Арсения Суханова в путешествие для исследования вопросов веры. Из Киева Иосиф пригласил в Москву группу видных ученых, позволил открыть училище в основанном под Москвой Ф. М. Ртищевым «ученом» монастыре.

В целом время патриарха Иосифа было исполнено реформаторских начинаний, предшествовавших потрясениям никоновской эпохи; выдвинулись Никон и будущие вожди начального старообрядчества.

НИКОН (Никита Минов)(1652--1666 гг.) -- седьмой патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Новгородских. Одна из наиболее ярких и трагических фигур в истории Русской православной церкви.

Будучи избранным патриархом, Никон неоднократно отказывался от этой чести, пока сам царь не опустился перед ним на колени с мольбой стать архипастырем всему русскому народу. На это Никон потребовал от Алексея Михайловича и чиновного люда поклясться перед святынями Успенского собора блюсти веру и за коны, «нас слушаться во всем как начальника и пастыря, и отца краснейшего». Царь поклялся, а за ним и все остальные. Только после этого Никон стал патриархом.

Подчинив своему влиянию царя и светскую власть, патриарх приступил к реформе церкви. Им был издан указ об отмене двуперстия -- чтобы все «тремя перстами крестились». Никон созвал собор для «исправления» целого ряда русских традиций. Все исправления были объявлены нововведениями. Началась работа и по «исправлению» русских богослужебных книг. Церковные реформы икона вызвали раскол в церкви, от которой отделилась часть верующих, не признавших нововведений (старообрядцы).

Большое внимание патриарх уделял приращению церковных имуществ: земельных угодий, промыслов, лесов, мест рыбной ловли. Число принадлежащих церкви крестьян увеличилось при нем вдвое. Были сооружены богатейшие монастыри: Воскресенский на р. Истре, Крестный на Белом море, Иверский на Валдае. К каждому из них приписаны десятки менее крупных монастырей, церквей, сел. Львов А.Н. Князья церкви // Красный архив. 2003, № 2. С. 110-141. Мейендорф Иоанн, прот. Русский епископат и церковная реформа (1905) // Вестник РХД. 1999, № 122.

В России Никон присвоил себе титул «великого государя», в по сланиях за границу писался «великим господином и государем». На Земском соборе 1653 г. он настаивал на принятии в подданство Украины и войне с Польшей. Патриарх добился, чтобы царь лично возг лавил армию (1654 г.), начал войну со Швецией (1656 г.).

Никон указывал направление наступлений, обеспечивал снабжение армии. В скором времени Алексей Михайлович признал патриарха ангелом-хранителем царской семьи и надежным соправителем. Без доклада Никону не решалось ни одно дело Боярской думы.

Положение патриарха изменилось внезапно. 6 мая 1658 г. царь не пригласил Никона на ритуал встречи грузинского царевича Теймураза, а 10 июля, в день Положения ризы Господней, не явился на утреню. В этот же день патриарх публично объявил в Успенском соборе, что оставляет патриаршество. Алексей Михайлович прислал сказать, чтобы он оставался, но Никон ушел в Воскресенский монастырь. Оттуда он стал вмешиваться в текущие церковные дела. Так, в 1662 г. он провозгласил анафему назначенному царем патриаршему местоблюстителю Питириму.

В январе 1665 г. Никон написал царю о своем отречении и готовности поставить нового патриарха. 12 декабря 1666 г. на Большом церковном соборе с участием двух восточных патриархов Никон был лишен патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь под караул.

После смерти Алексея Михайловича новый царь Федор Алексеевич хотел освободить Никона, чтобы тот мог достроить Новый Иерусалим, но патриарх Иоаким (третий после Никона) категорически отказал в этом царю. По настоянию Иоакима Никона допрашивали по тремстам обвинительным статьям и поместили безвыходно в келье Кирилло-Белозерского монастыря. Лишь при известии о болезни Никона царь решился дать приказ о его освобождении. Сопровождаемый на всем пути толпами народа умирающий Никон поплыл в Воскресенский монастырь. Он скончался в пути 17 августа 1681 г. Царь Федор Алексеевич лично нес гроб с телом Никона в Новый Иерусалим, похоронил его как патриарха и добился разрешения восточных патриархов вечно поминать его в этом сане. Львов А.Н. Князья церкви // Красный архив. 2003, № 2. С. 110-141. Мейендорф Иоанн, прот. Русский епископат и церковная реформа (1905) // Вестник РХД. 1999, № 122.

ИОАСАФ II (1667--1672 гг.) -- восьмой патриарх Московский и всея Руси

Из архимандритов Троице-Сергиевого монастыря. Преемник Никона. При нем состоялся знаменитый Московский собор 1667 г. (Большой церковный собор русского и восточного духовенства). Собор торжественно проклял староверов, одновременно предавая их государственному уголовному преследованию. Патриарх обратился к староверам с суровой Увещевательной грамотой. Священников, отказывавшихся отправлять церковную службу по новым книгам и совершавших литургию на просфорах с восьмиконечным крестом, Иоасаф II лишил должностей и предал суду. Он продолжал отстаивать дело Никона о неподсудности духовенства светской власти. При патриаршем дворе был учрежден Приказ церковных дел, где заседали только судьи духовного звания.

Иоасаф II предпринимал усилия по проведению в жизнь запретов, введенных Московским собором: не признавать нетленные тела святыми без достоверных освидетельствований, не производить суд, работать и не торговать в праздничные дни; священникам не ехать с крестом перед свадебным поездом, в котором присутствуют с коморохи, музыка и пение. Вместе с тем, Иоасафу II не хватило энергии для выполнения ряда важнейших решений Московского двора. Осталась нереализованной рекомендация собора о повсеместном заведении училищ (школ) и учреждении в России новых епархий (утверждена только одна--Белгородская).

Иоасаф II предпринимал усилия по проведению в жизнь запретов, введенных Московским собором: не признавать нетленные тела святыми без достоверных освидетельствований, не производить суд, работать и не торговать в праздничные дни; священникам не ехать с крестом перед свадебным поездом, в котором присутствуют скоморохи, музыка и пение. Вместе с тем, Иоасафу II не хватило энергии для выполнения ряда важнейших решений Московского двора. Осталась нереализованной рекомендация собора о повсеместном заведении училищ (школ) и учреждении в России новых епархий (утверждена только одна--Белгородская).

Борясь с проникновением западно-европейской манеры в русскую иконопись, патриарх стремился узаконить византийский стиль. С этой целью в 1668 г. им была издана «Выписка от божественных писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оныя». Способствуя книгопечатанию, Иоасаф II привлекал к работе Симеона Полоцкого, издавшего «Сказание о деяниях собора 1667 г.», Большой и Малый катехизисы.

В патриаршество Иоасафа II были возобновлены проповеди в церквах. По его инициативе православные миссионеры действовали на Крайнем Севере (до островов Новой Земли), Дальнем Востоке (до Даурии). На Амуре, недалеко от границы с Цинской империей (Китаем), был основан Спасский монастырь.

Иоасаф II был последователем Никона, хотя и менее настойчивым в достижении поставленных целей. Записка А.Н. Муравьева о состоянии Православной Церкви в России // Русский Архив. 1883. Кн.

ПИТИРИМ (1672--1673 гг.) -- девятый патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Крутицких. Приближенный патриарха Никона. По оставлении Никоном престола был его доверенным лицом в переговорах с царем Алексеем Михайловичем. Доверив Питириму управление делами церкви, Никон рассчитывал на сохранение своего влияния во время демонстративного ухода из Москвы. Питирим же по указанию царя полностью взял на себя церковное управление. На это Никон в Ново-Иерусалимском монастыре торжественно предал Питирима анафеме как самовольно захватившего патриарший престол. По требованию царя московские архиереи письменно заявили о непризнании анафемы «на патриарха». В 1667 г. а Большом церковном соборе Никон был осужден, но патриархом избрали не Питирима, а Иоасафа II. Лишь после его смерти Питирим получил престол главы русской церкви, который занимал менее года. За время патриаршества заметных деяний не совершил.

ИОАКИМ (Иван Савелов) (1674--1690 гг.) -- десятый патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Новгородских. В 1675 г. со звал собор, который постановил, чтобы мирские судьи лиц духовного звания ни в чем не судили и ими не управляли, светские истцы не вызывали в Москву духовных лиц, чтобы епархиальные ариереи имели в своих приказах лиц духовного чина и собирали церковные дани через протопопов, архимандритов и поповских старост (а не через светских чиновников). Иоаким сумел получить царскую грамоту о неподсудности духовных лиц гражданским властям к установил общую для всех епархий норму церковных даней и пошлин.

Как наставник молодого царя Федора Алексеевича патриарх активно участвовал в государственных делах, противодействуя всем нововведениям. Он энергично проводил в жизнь церковные постановления против раскольников, рассылая в крупные центры раскола особых увещателей и издав полемическое «Возглашение увещательное всему российскому народу».

При Иоакиме в 1687 г. московскому патриархату, с согласия восточных патриархов, была подчинена Киевская митрополия.

Иоаким встал на сторону бояр, желавших править от имени юного Петра и свергших правительницу Софью. Осенью 1689 г. он добился немедленного изгнания из страны иезуитов, желая уничтожить во всей России костелы, кирхи, мечети и «впредь всеконечно не давать строить нигде новых».

Позитивной программы Иоаким не имел, хотя при нем была учреждена Славяно-греко-латинская академия. Содержанием деятельности Иоакима было отстаивание старины, престижа церкви в духовенства.

АДРИАН (в миру Андрей)(1690--1700 гг.) -- одиннадцатый и последний досинодальный патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Казанских и Свияжских. Был возведен в патриархи по воле царицы Наталии Кирилловны.

Адриан написал несколько поучений, посланий, грамот, значительное число проповедей и обличений. При нем прошло два собора: один (в 1697 г.) против дьячка Михеева, предлагавшего принять новые догматы относительно крещения и других обрядов; другой (в 1698 г.) против дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь.

Адриан был приверженцем старины и противником реформ Петра Великого. Отношения патриарха с царем были напряженными. В то же время грамота о запрещении устраивать новые монастыри без государева указа и Записка о святительских судах, поданная в Палату об уложении, свидетельствовали о готовности Адриана сотрудничать с государством, признавая его компетенцию в церковных делах.

Патриарх умер 16 октября 1700 г. С его смертью завершился патриарший (досинодальный) период истории Русской православной церкви. Иванцов-Платонов А.И., прот. О русском церковном управлении. М., 2008.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: