Здание синода. Правительствующий сенат - конституционный суд рф. Конституционный суд Российской Федерации

Два тождественных по архитектурному оформлению здания в стиле позднего классицизма — здания Сената и Синода построены в первой половине XIX века по проекту архитектора К. И. Росси. Здания строились в период с 1829 по 1836 годы.

На объявленном конкурсе проектов реконструкции лучшим был признан проект К. И. Росси, который и начал осуществляться в 1829 году. 24 августа 1829 года состоялась торжественная закладка здания Сената. Дом Бестужева-Рюмина при этом не был полностью снесен — часть стен прежней постройки Росси включил в объем нового здания. Через год, когда был выкуплен стоящий по соседству дом купчихи Кусовниковой, было заложено здание Сената. Строительными работами по проекту К. И. Росси, а также планировкой помещений здания занимался архитектор Александр Штауберт.

Здания Сената и Синода объединены триумфальной аркой, которая завершается стоящей на многоступенчатом аттике скульптурной композицией «Правосудие и благочестие», символизирующей единство церковной и светской власти. Над композицией работали скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский и П. Соколов.

Над аркой на уровне аттика возвышаются фигуры «Гениев, держащих закон». На самом аттике расположены три барельефа — «Закон Божий», «Закон естественный» и «Закон гражданский». Интересно расположение барельефов. В центре над аркой расположен более крупный, чем другие два, барельеф «Закон гражданский». Среди других изображений на нем имеются бюсты Петра I и Екатерины II. В левой части арки расположен барельеф «Закон Божий», посвященный Синоду. В правой части — барельеф «Закон естественный», посвященный Сенату.

С обеих сторон арка украшена парами колонн. При возведении арки Росси использовал один из неосуществленных вариантов оформления арки Главного штаба, который был им переработан для новой архитектурной композиции.

Фасад здания Синода обращен и к Сенатской площади и к Английской набережной.

Очень интересно архитектурное решение этой части здания. Угол здания скруглен и украшен поднятой над первым этажом колоннадой из восьми колонн коринфского ордера. Плавный изгиб монументальной колоннады, завершенной ступенчатым аттиком, очень обогащает линию набережной, придает ей богатый праздничный вид. Интерьер крестообразного в плане помещения церкви украшен шестью колоннами композитного ордера.

После революции Сенат и Синод были упразднены. В 1925 году в зданиях расположился Центральный государственный исторический архив, основу которого составили архивы Сената и Синода. Фасады зданий и скульптурное убранство реставрировались в 1929 и 1936 годах. В 1937 году проводилась реставрация росписи парадных лестниц. Здания сильно пострадали во время войны.

С мая 2008 года в крыле бывшего Сената размещается Конституционный Суд Российской Федерации, а в крыле Синода с 2009 года находится Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, в которой выделены покои патриарха и апартаменты главы государства.

Угол нынешней Сенатской площади и Английской набережной, где сегодня стоит здание Сената и Синода в XVIII веке наверное считалось «нехорошим местом». Сперва, этим участком владел Александр Данилович Меньшиков, но в 1727 году фаворит Петра отправился в ссылку, а дорогостоящая недвижимость в центре отошла вице-канцлеру Андрею Ивановичу Остерману. Выдающийся интриган и дипломат проработал на берегах Невы чуть более десяти лет, в 1741 году настала и его пора знакомиться с сибирской природой. Новым владельцем земли стал канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмина, который, в 1758 году получил срок с конфискацией имущества и отбыл из Петербурга в места не столь отдаленные.

Надо заметить, что в отличие от своих предшественников, Бестужев-Рюмин все-таки вернулся в Петербург, но свой дом на набережной он уже мог только разглядывать со стороны. В 1763 году указом Екатерины II туда из здания Двенадцати коллегий был переведен Сенат. Имперским бюрократам стало тесно на Васильевском острове и они отчаянно нуждались в новом помещении. Палаты Бестужева были перестроены под нужды сенаторов, которые проработали в них до 1827 года.

Cтарое здание Сената. Начало XIX века

К тому моменту, относительно скромный и неоднократно ремонтировавшийся дом уже не соответствовал статусу резиденции Сената Российской империи и 10 августа 1827 года Николай I распорядился построить для высшего органа власти государства новое здание. По замыслу императора новая резиденция Сената должна была напоминать здание Генерального Штаба на Дворцовой площади.

Для исполнения поручения государя был создан соответствующий комитет, который решил перевести под крышу нового здания и светлейший Синод, таким образом освободив здание Двенадцати коллегий под университет.

В архитектурном конкурсе принимали участие Василий Стасов, Поль Жако и некоторые другие зодчие. Позднее, после ряда напоминаний в соревнование включился и Карл Росси. Последний принимал участие в конкурсе без особого энтузиазма из-за сильной занятости на других проектах, но именно предложенный им вариант двух отдельных зданий Сената и Синода соединенных аркой и был утвержден императором. Впрочем, удивительного в этом мало, ведь именно Росси был творцом полюбившейся Николаю I Арки Генерального штаба.

Скульптурная группа "Благочестие и правосудие"

Строительство здания Сената и Синода было завершено в 1834 году. Для уменьшения стоимости строительных работ, в конструкцию архитектурного ансамбля были включены элементы домов, стоявшие на этом месте раньше. Вершину арки символизирующей единство государства и церкви венчала скульптурная группа «Благочестие и правосудие». По ее сторонам были установлены барельеф и горельефы посвященные истории русского законодательство. Интересной достопримечательностью здания является уникальная православная церковь со стеклянным куполом. Здание Сената и Синода это последний крупный проект, который Карл Росси осуществил в Петербурге.

Архитектура нового государственного учреждения почти сразу же вызвала ехидные комментарии петербуржцев. «Сенат и Синод живут ПОДарками», говорили горожане, намекая на суровую бескорыстность слуг Бога и Государя. В собрании городских преданий сохранилась легенда о неком персонаже, который круглые сутки бродил вокруг Медного Всадника, что-то бормоча и размахивая руками. Несчастного взяли под белые руки и привели к государю. Выяснилось, что человек - помещик, которого разорила тяжба в Сенате. Кружась вокруг памятника Петру, несчастный твердил: «Петр сидя на коне одной рукой показывает на Сенат, а другой на Неву. Это значит - «Кто имеет дело в Сенате, пусть бросается в Неву».

Здание Сената и Синода в начала XX века. Открытка

Впрочем, несмотря на злословие клеветников России, Сенат продолжал исполнять свои функции. К 1909 году число его служащих выросло настолько, что для размещения сенатских учреждений пришлось прикупить близлежащий особняк Лаваля.

После революции 1917 года здание Сената и Синода было передано главному архивному управлению. Видимо у большевиков не было ни сил не средств перевозить огромные залежи бумаг скопившиеся в штаб-квартире русской бюрократии. До 2005 года в здании Сената и Синода располагался Российский исторический архив.

В годы Отечественной войны здание серьезно пострадало после попадания в него восьми тяжелых снарядов. Реставрация здания продолжалась с 1944 по 1952 года.
С 2008 года в здание Сената был переведен Конституционный Суда Российской Федерации. Любопытно, что один из его залов назван … именем подсудимого. Это Зал Чернышевского, дело которого разбирал Сенат в 1864 году. Теперь там расположен малый, совещательный зал Конституционного Суда, что демонстрирует преемственность традиций русского судопроизводства.

В 1776-1787 гг., отделка интерьеров продолжалась до 1790 г. Здание предназначалось для проведения собраний дворянства Московской губернии, но с переводом из Петербурга в Москву двух сенатских департаментов оно было предоставлено Сенату.

Для строительства была выделена территория, приобретенная Правительством у последних частных владельцев в Кремле. Она располагалась у Кремлевской стены между Арсеналом и Вознесенским и Чудовым монастырями.

Неудобная для строительства треугольная форма участка обусловила объемно-планировочное решение, блестяще разработанное автором. Масштаб Сената близок масштабу Арсенала и оба сооружения выровнены по высоте. План здания представляет собой равнобедренный треугольник с внутренним двором, разделенным дополнительными корпусами на три части: центральный пятигранный и боковые треугольные. По длинной стороне плана находится главный фасад, расположенный напротив Арсенала чуть под углом к нему, образуя расширение Сенатской площади к центру Кремля. Главная ось здания проходит по оси треугольника, на которой размещаются входная арка во внутренний двор, отмеченная ионическим портиком и овальным куполом над кровлей корпуса; центральный пятигранный двор и купольный зал-ротонда с ионической колоннадой, представляющий композиционный центр всего сооружения. Купол зала, ориентированный на Красную площадь, является одновременно центром одной из ее композиционных осей. Все помещения Сената соединены между собой коридором, проходящим по периметру двора.

Фасады решены в строгом стиле раннего классицизма. Цокольный и первый этажи обработаны рустом и служат постаментом для двух верхних этажей, объединенных ритмически расположенными вертикальными нишами с двумя рядами окон. Скошенные углы треугольника и центры второстепенных фасадов оформлены ризалитами с пилястрами дорического ордера и полуциркульными нишами. Фасады завершаются классическим антаблементом с карнизом на кронштейнах.

Круглый зал Сената по праву относят к шедеврам архитектуры. Современники называли его русским Пантеоном. Зал диаметром 24,7 м и высотой 27 м с колоннадой коринфского ордера по периметру перекрыт кессенированным куполом, в основании которого размещаются 24 световых окна. Скульптурные тематические барельефы украшают простенки между колоннами и окнами.

Возведение Сената явилось новым этапом в формировании типа большого общественного сооружения. В дальнейшем он служил образцом для зданий присутственных мест во многих губернских городах России.

В советское время в Сенате размещалось Правительство страны. В1992-1995 гг. здание реконструировано под резиденцию Президента РФ. Исторические интерьеры сохранили только круглый и овальный залы, последний решен не менее изящно. Представительские кабинеты резиденции оформлены в стиле интерьеров ХIХ в.

Первой постройкой на месте нынешних зданий Сената и Синода был фахверковый дом Светлейшего князя Меньшикова; после опалы и смерти Меньшикова дом перешел вице-канцлеру графу А. Остерману.
В 1744 г. императрица Елизавета Петровна пожаловала дворец канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, для которого возвели постройку в модном тогда стиле барокко. После восшествия на престол Екатерины II в это здание, перестроенное для его нужд арх. А. Ф. Вистом в 1763 г., переехал Сенат, находившийся до того в здании Двенадцати коллегий. В 1780 -1890-х гг. здание было перестроено в стиле классицизм предположительно арх. И. Е. Старовым.

Главным фасадом к Неве, располагался дворец барона Остермана, а позже - особняк графини А.Г. Лаваль. В её салоне бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Накануне 14 декабря 1825 года в этом доме собирались декабристы.
К началу XIX века, после постройки существующего по сегодняшний день здания Адмиралтейства, все эти дома уже не соответствовали облику площади.

Император Николай I повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного штаба. Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, полностью освободив таким образом здание Двенадцати коллегий для нужд университета. Для Синода приобрели дом купчихи Кусовниковой, располагавшийся дальше от Невы, за Галерной ул.

Проект Росси, представлявший собой два здания, соединенных аркой, был утверждён 18 февраля 1829 г. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: "Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт".

26 августа 1830 г. когда дом Кусовниковой был выкуплен в государственную казну, было заложено здание Синода.
К началу октября 1832 г. возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. В феврале 1833 г. объект осматривал Император.

Новая триумфальная арка стала символизировать единство церкви и государства. Аттик венчает скульптурная группа, символизирующая веру в закон - "Правосудие и благочестие".
Арка фланкирована четырьмя парными колоннами с раскрепованным антаблементом.

Входы в здания оформлены гранитными лестницами по сторонам которых планировалось разместить чугунных львов, но Синод высказался против появления таких скульптур. Не закрывая существующего выхода к площади второстепенной Галерной улицы, арка максимально подчеркивает прежде всего цельность фасада объединенного здания. Этой задаче подчинена и композиция центра здания Сената и Синода с его необходимой здесь предельно насыщенной декоративной обработкой фасада и сравнительно узким пролетом арки.

На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн.

Фасады обоих зданий отмечены восьмиколонными портиками коринфского ордера, лоджиями, гранитными лестницами и пандусами, Снаружи фасад здания Сената отмечен изогнутой по дуге монументальной колоннадой, обращенной к Неве. Высота зданий составляет 17 метров.

В создании скульптурного декора участвовали скульпторы Н. С. и С. С. Пименовы, В. И. Демут-Малиновский, П. П. Соколов, Н. А. Токарев, И. Леппе, Н. А. Устинов,
П. В. Свинцов. Отделку внутренних помещений выполнили художники-декораторы Б. Медичи, Ф. Рихтер, А. И. Соловьев, В. Г. Ширяев и др.
Эта постройка стала последним крупным проектом зодчего Росси.

В 1880 г. проводился капитальный ремонт здания.
В 1925 г. в здании разместился Российский государственный исторический архив.
Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от обстрелов. Интерьеры сохранились отчасти - лишь роспись и лепнина.
Во время блокады в здании находился детский распределитель. Отсюда сирот распределяли по детским домам.
В 2006 г. архив переехал в построенное для него здание на Заневском проспекте.
В 2007 г. произведена реставрация здания Сената. Сообщалось, что реставрация комплекса зданий Сената и Синода велась в строгом соответствии с требованиями российского законодательства по охране памятников истории и культуры, все работы согласовывались с Россвязьохранкультурой. Особое внимание уделялось ценным историческим помещениям.
К особо ценным помещениям относятся залы дома Лаваль, который с 1912 года входит в единый комплекс Сената-Синода, "зал Чернышевского" в здании Сената, названный в память о проходившем здесь суде над автором "Что делать?", помещения домовых церквей.

Торжественное освящение храма св. благоверного князя Александра Невского состоялось 24 марта 1834 г. в присутствии императора Николая I. Церковь расположена в среднем этаже здания. Интерьеры были оформлены по рисункам акад. арх. А. Е. Штауберта. Центральная часть крестообразного в плане здания с шестью колоннами перекрыта куполом на парусах. Стены храма были расписаны художником Б. Медичи и украшены лепными карнизами.
В сентябре 1919 г. церковь закрыли.

В настоящее время храм воссоздан на историческом месте. Торжественное освящение 22 сентября 2008 г. совершил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В мае 2008 г. В здание Сената переехал Конституционный суд.
После переезда суда в "Чернышевском" предполагалось устроить малый, совещательный зал КС. Для большого зала для публичных слушаний зал заседаний планировалось построить во внутреннем дворе Сената. Конструкция должна опираться на колонны, зависнув в воздухе на довольно приличной высоте, с основным зданием ее соединят два "воздушных" перехода. Сооружение предполагалось двухэтажным: на первом - собственно зал заседаний (на 200 мест), комната совещаний и технические помещения, второй этаж - антресольная часть, или, проще говоря, галерка. Общая площадь "воздушного замка" - 1,2 тысячи квадратных метров. Венчать конструкцию должен стеклянный фонарь-купол. Предлагается воссоздать подземный ход, когда-то соединявший Сенат и Синод. Его следы обнаружены лишь недавно. Восстановление подземного коридора решает проблему сообщения между зданиями, разделенными Галерной улицей.
Кабинеты судей размещены в здании Сената: семь на первом этаже, шесть на втором (в том числе кабинет председателя) и шесть на третьем.

Сенат и Синод - два главных административных органа в дореволюционной России. Оба появились при правлении Петра Великого. Синод занимался делами церкви, Сенат имел право издавать законы и выполнял функции Верховного Суда.

Ансамбль из домов Сената и Синода был создан в девятнадцатом веке знаменитым архитектором К. Росси. Это - была его последняя большая работа. Дома соединяет арка над улицей под названием Галерная, которая граничит с Сенатской площадью. Центральным украшением на арке служит скульптурная группа из двух женских фигур, которые сидят по обе стороны щита с двуглавым орлом. Скульптура, изображающая молодую женщину, которая указывает на книгу, обозначает Правосудие. Скульптура женщины с другой стороны, лицо которой укрыто покрывалом, символизирует Благочестие.

История создания ансамбля

В начале девятнадцатого века было построено здание Адмиралтейства , и виды старых домов восемнадцатого столетия не соответствовали современному стилю площади. Возникла потребность в перестройке дома, в котором был расположен Сенат. Рядом с ним находился дом купчихи Кусовниковой, который планировалось приобрести для размещения Синода. Выбор пал на проект архитектора К. Росси. Ему удалось придать зданиям вид, который органически сочетался с огромной площадью. Ансамбль зданий Сената и Синода, объединенные аркой, символизировал единство церкви и государства. Архитектор создал два здания в едином стиле. Их фасады декорированы восьмиколонными портиками коринфского ордера, гранитными лестницами, лоджиями и пандусами. С помощью триумфальной арки, скульптур и колонн Росси объединил эти два здания в одном стиле позднего классицизма.

Архитектурный стиль ансамбля

Здания выполнены в едином архитектурном стиле. Их входы украшены скульптурными элементами и гранитными ступенями. Крыло здания Сената выполнено закругленным и украшено колоннадой из восьми отдельно стоящих колонн. Благодаря этому, стала не так заметна разница в длине двух зданий. А вид с Невы и набережной был просто великолепным. В крыле Синода была расположена православная церковь. Купол этого уникального храма оборудовали стеклянным фонарем. Украшением церкви служил резной дубовый иконостас, выполненный мастером А. Тарасовым.

Высота зданий была доведена до семнадцати метров. Лепные украшения, статуи, колонны придают зданиям пышный и торжественный вид. Триумфальная арка дала повод жителям города шутить. Они говорили, что Сенат и Синод живут ПОДарками, подчеркивая этим продажность и коррупцию власти. После революции 1917 года дома предоставили в распоряжение Главного управления архивами. Вся документация и бумаги Сената были сданы в архив или переданы музеям. В двадцатых годах прошлого столетия разобрали уникальный иконостас. А на месте храма было создано книгохранилище. Здания, в которых размещались Сенат и Синод - великолепные памятники истории и архитектуры Санкт-Петербурга. Особенно они будут интересны любителям культуры и истории начала девятнадцатого века.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: