Дифференциация согласных с-з. Звуки -, -. Буквы С-З

Дифференциация звуков [с]-[з] в словах и фразовой речи.

Цель: развивать слуховое восприятие звуков с, з ;показать разницу в артикуляции и произношении; автоматизировать правильное произношение в собственной речи изолированно, в слогах, слова.

Задачи:

1. Развитие артикуляторной и мелкой и общей моторики;

2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического слуха, звуко - буквенного анализа и синтеза);

3. Обогащение словарного запаса;

4. Активизация психических процессов (восприятие, внимание, память, пространственное восприятие, саморегуляция своего поведения, активизация межполушарного взаимодействия).

Оборудование: картинный материал, раздаточный материал, сигнальные карточки, предметные картинки со звуками :«С,Сь,З,Зь» ; буквы С,З; карточки с картинками для определения местазвука , костюмы: стрекоза, зебра, заяц, слон.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Обсуждение и определение времени года, месяца, числа, дня недели. Выяснение последовательности дней недели (какой день недели сегодня, вчера, завтра, послезавтра, позавчера; какой день недели бывает между двумя другими днями).

1.1Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются», «Зайчики- колечки- козочки» (выполнять последовательно на каждой руке). Одновременно на обеих руках выполнять упражнения «зайчики» - «козочки» и менять их положение.

1.2 Упражнение на дыхание«Горячий чай»

Цель : развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование : стаканчики из цветного картона.

Ход игры : - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы

Мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я

Предлагаю !

2. Повторение пройденного материала.

На какие 2 группы делятся все звуки?

Гласные и согласные.

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласные можно петь, кричать. При их образовании работает только голос. А согласные петь нельзя. При образовании согласных работают губы, зубы, язык. Они создают во рту преграду для воздуха.

Развитие звуко- буквенного анализа.

Прослушате слова, определить какие гласные есть в этих словах,

Запишите буквы в тетрадь:

А) ЛОСЬ РЫСЬ ТИГР БАРС

Сколько гласных в этих словах;

Как называются такие слова (односложные);

Б) ЛИСА СУРОК СЛОНЫ

Какие гласные есть в этих словах;

Сколько слогов в этих словах;

Как называются такие слова (двусложные).

Как одним словом назвать те слова, с которыми мы работали, кто это?

(животные).

3. Объяснение нового материала.

Рассмотрите картинки, выделите начальные звуки.

Сравните звуки с и з по артикуляции.

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Выделите начальный звук из слов. (Логопед произносит слова,

Дети называют только первый звук.)

Образец. Сок (с), сам, сани, зуб, зонт, сон, замок, сук, зал.

Развитие фонематического слуха.

Игра«Хлопни-топни»

Логопед произноситслова , а дети хлопают в ладоши, когда услышат звук - з , и топают, когда услышат - с.

Сом, вилка, рог, коса, загар, жара, нос, песок,коза, соль.

Динамическая пауза. Игра с мячом

Игра«Добавь слог»

Я буду произносить начала слов, а вы добавьте -са или -за

Гро…

Ро…

Ли…

Бере…

Колба…

Задание 1. Измените слова по образцу.

Глаз - глаза пояс - … автобус -….

Нос - …. заказ -… водолаз - ….

Груз - … арбуз - … совхоз - …

Трус - …. занос- … паровоз - ….

Задание 2. Развитие фонематического восприятия в предложениях

- Возьмите карточки. Отгадайте загадки.
- Что это?
- А теперь назовите слова со звуком [С] из текста загадки. И со звуком [З].

Зимой белый, Свернёшь - клин,
Летом серый Развернёшь - блин
(Заяц) (Зонт)

Спереди - пятачок, Одеяло белое не руками сделано.
Сзади - крючок. Не ткалось и не кроилось,
Посредине спинка, С неба на землю свалилось.
А на ней щетинка. (Снег)
(Свинья)

Лежит верёвка, Гладишь - ласкается,
Шипит, плутовка. Дразнишь - кусается.
Брать её опасно - (Собака)
Укусит.
Ясно?(Змея)

Физкультминутка. Координация речи с движением.

Ушки длинные у зайки, (разгибание-сгибание кулачков)
Из кустов они торчат. (ладони приставить к голове, вперёд-назад)
Ушки прыгают и скачут (хлопок-кулачок на столе)
Веселей самих зайчат. (круговые движения кистями)

Задание3. Развитие умения логически мыслить и составлять словосочетания. Формирование грамматических навыков.

Ребята, посмотрите на слова на доске. Соедините слова из 1-ого столбца со словами из 2-ого столбца, чтобы получились словосочетания. Отметить буквы С, З на доске треугольником и квадратом.

Солнечная праздник
Вкусная и здоровая стол
Праздничный земляника
Спелая поляна
Сочная вода
Разные еда
Чистая и прозрачная капуста
Весёлый сладости

Задание4. Дифференциация [С] - [З] в связной речи

- Ребята, сейчас мы с вами разыграем сценку: «Новоселье у зверей».

Детям раздаются роли и костюмы: стрекоза, зебра, заяц, слон, ведущий.

СЦЕНКА

Ведущий: Сегодня у зверей новоселье. Стрекоза созвала всех жителей леса на солнечную поляну.
Стрекоза: Пусть каждый принесет вкусную и здоровую еду к праздничному столу.
Зебра: Я зебра, я принесу спелую землянику.
Заяц: Я заяц, я угощу всех сочной капустой.
Слон: Я слон, я испеку для вас разные сладости.
Стрекоза: А я слетаю к озеру за чистой прозрачной водой.
Все хором: Веселый получится праздник!

Учащиеся разыгрывают сценку. Затем логопед благодарит детей и сажает их за парты.

4. Итог занятия

- Какие звуки мы различали на занятии?
- Почему эти звуки можно перепутать?
- Чем различаются звуки [C] - [З]?
- Что вам понравилось?

Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р"], [л], [л"]), слова с ними желательно также исключить из материала для автоматизации.

за-са зя-ся
зо-со зё-сё
зу-су зи-си
зы-сы зе-се
зва-сва зви-сви злу-слу зма-сма
зво-сво зве-све зля-сля змо-смо
зву-сву зла-ела зли-ели зму-ему
звя-свя зло-ело зле-еле зме-сме
зна-сна зно-сно зну-сну зне-сне
азма-асма озма-осма узма-усма
язма-ясма ёзма-ёсма юзма-юсма
изма-исма езма-есма

Зал-сало, зайка-сайка, Лиза-лиса, замок-сапог, зальют-салют, назад-сад, лизать-лиса, вязанка-санки, роза-роса, коза-коса, уползай-кусай, Захар-сахар, позади-посадил, залезать-салазки, заметёт-самолёт.

Зов-сон, зол-соль, Зоя-соя, зорко-сопка, зонтик-сонный, возок-носок, зола-сова, узор-сор, золотой-соловей, кузовок-совок.

Зуб-суп, вывезу-вынесу, зубок-сурок, зубной-сукно, везу-несу, внизу-снесу, козу-косу, грозу-росу, мазут-пасут, грызун-плясун.

Зыбь-сыпь, арбузы-бусы, пузырь-сыр, козы-косы, музыка-русый, пузырёк-сырок, называть-посылать.

Зябь-сядь, озёра-сёла, зябкий-всякий, козёл-осёл, призёр-боксёр, позёмка-тесёмка.

Резина-трясина, зима-синева, бензин-керосин, магазин-погасил, возил-носил, корзинка-ворсинка, зимовка-сиротка, Зина-Сима, зимний-синий, озимый-осина, бузина-бусина.

Зев-сев, зерно-седло, зебра-серый, музей-посей, зелень-сельдь, газета-кассета.

Взвалить-свалить, звон-свой, зверёк-сверчок, взвод-свод, злить-слить, взломать-сломать, злой-слой, змей-смей, знать-снасть, зной-сноп.

Полозья-колосья, разве-басня, резьба-тесьма, разный-красный, возле-после, гораздо-горластый, поздно-постно, глазной-гласный, козлик-ослик, азбука-астра, гвозди-кости, грузный-грустный, грозный-рослый.

Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень.

Лиза, посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На листьях зелёных роса, как слеза. У куклы синие глаза, у куклы русая коса. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Не велик соловей, да голосок золотой. Сеня взял совок и насыпает кузовок. Птичку сойку мы назвали Зойкой. Эту девочку с косой во дворе зовут «Козой». Вася возит песок, скрипит его возок. Всхлипнула Зина разок и идет играть в песок. Я несу корзину, внизу стоит Сима. В грозу мы прятались с тобой в лесу. Сизый селезень по берегу идёт. Кот Василий напроказил: он тайком в сметану лазил. Возле озёр несколько сёл. Зина и Сима взяли санки. Наступил синий зимний вечер.

Загадки.

Хоть сама и снег и лёд, а уходит - слёзы льёт. (Зима)

Чудеса, чудеса -
Загорелись небеса!
Стали алы облака,
Стала розовой река.
(Заря)

Колотили Острый Нос
И точили Острый Нос.
Поработал Острый Нос -
Увезли зелёный воз.
(Коса)

Золотое поле.

Покуда глаз хватит - золотое поле, море золотое. Ходят по золоту волны, склоняя книзу спелые колосья. Высыпали васильки - синие звёзды.

Ваня, Зина и Зоя работали в поле. Они грузили зерно в грузовики. Возили на возах воду и еду родителям. Один раз ребята были у озера. Оно заросло травой. Вода в озере была плохая. В озере никто не купался.
Зоя сказала: "Озеро засыхает. Нет притока в него воды. Вот если бы к озеру выкопать канаву и пустить по ней воду!" Ваня вздохнул: "Неплохо, но много заботы!". Однако Зина возразила: "Мы все равно возьмемся за это дело. И взрослые помогут!"

Проказы старухи зимы

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, разметала листья. Птахи собрались и полетели за горы, за моря, где нет злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима.
Озлобилась зима на зверей. Занесла снегом землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно.
Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили камины. Заготавливают дрова, везут их на возах и похваливают морозы. Дети и те не испугались зимы. Бегают во дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрёт - и не холодно ему.
Обиделась, заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, близко весна.

Березовый лес.

За берёзой показался берёзовый кустарник, тёмно-зелёный. Место тут степное, глухое. Везде буйно заросла земля, а тут непролазная, по пояс трава. По пояс выросли и цветы. От них - белых, синих, розовых, красных - рябит в глазах. Все поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзовых лесах растут. Еле видна среди кустов дорога. Сладко пахнет клубникой, горько - земляникой, берёзой, полынью.

(По И. Бунину)

Тетерева зимой.

Перед зарёй на берёзу сели тетерева. Без берёзы тетеревам зиму не перезимовать. Поля засыпаны снегом, не найти зерна. А на ветках берёзы серьги. Их и едят тетерева.
Близилась ночь. Синий сумрак густел, опускался. Близился снегопад. Тетерева смотрели на закат и, казалось, задумались: где сегодня спать?
Задул ветер. Заколыхались ветки. Когда закат совсем погас, тетерева стали падать в снег. Они вонзались в снег. Заметет воронку ветер. Зверь не найдет. Захрустит под зверем снег - тетерев успеет взлететь. В снегу гораздо теплее, чем sa воздухе.

(По Р.Снегиреву)

Как как самовар запрягали.

Про одно событие разные люди могут по-разному рассказывать. Вот как самовар запрягли...
Сидел один мастер за самоваром. Запыхтел самовар, стал из него пар выходить. Заметил это мастер и сказал: "Зря сила пропадает!" Задумал мастер использовать силу пара. Вынес самовар в поле. Приладил к нему колесо с ремнем. Стал кипятить самовар. От пара колесо завертелось, зерно молотить стало.
Захромал у мастера конь. Взял мастер самовар, поставил набок, колёса приладил. Поехал самовар. Паровозом стали его называть.
Как-то безветренное было лето. Мастер и тут использовал самовар. Загрузил его на корабль. Стали корабль называть пароходом.
Так запрягли в работу ленивый самовар.

(По Е. Пермяку)

Желаем успеха!

Конспект занятия в КПП по теме :

Дифференциация звуков З-С.

Задачи урока :

закреплять навыки правильного звукопроизношения;

уточнить артикуляцию звуков [с] – [з];

учить давать сравнительную характеристику звуков [с] – [з];

учить дифференцировать буквы С-З;

развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

развивать фонематическое восприятие;

развивать зрительное и слуховое внимание;

развивать логическое мышление и память;

развивать общую моторику;

воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здоровьеразвивающий компонент:

создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра “Наоборот”).

II. Подведение к теме занятия.

Послушайте загадки и отгадайте их.

    Сидит под крылечком

Хвост колечком . (Собака) (Слайд 1.1)

    В гору бегом

С горы кувырком. (Заяц) (Слайд 1.2)

Назовите первый звук в слове собака. (Звук [с])

Назовите первый звук в слове заяц. (Звук [з])

Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [с] – [з])

Тема нашего занятия: “ Различение звуков [с] – [з]” (Слайд 1.3)

III. Основная часть.

    - Самомассаж:

«Водичка, водичка

умой моё личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки розовели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок,

А теперь мы в лес пошли и на нас налетели комары (з-з-з-з звенят комарики).

- Артикуляционная гимнастика ( работа с зеркалами).

Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику: (иллюстрации упражнений)

Улыбка” – «хоботок»

“Заборчик”

«Месим тесто»

«Блинчики»

“Горочка”

“Часики”

Вкусное варенье”

Почистим нижние зубки”

ИУАЭ ______

ИУАЭ_____________

ИУАЭ_____________________

2. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [с].

Давайте дадим характеристику звуку [с].

(Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.)

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [з].

В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

Давайте дадим характеристику звуку [з].

(Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.)

3 . Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

Что общего у звуков [с] – [з]? (Они согласные и твёрдые.)

В чём разница? (Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий.)

4. Работа по развитию фонематического восприятия.

Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите глухой звук [с] покажите свои ладошки, а если услышите звонкий звук [з] – хлопните в ладоши.

Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т,з,щ, с, п, з.

Слоги: Са, жа, за, па, са, ща, за, та,

Заучивание скороговорки «Повтори – не ошибись!»:

Са-за-са – по лесу идет ЛИСА

За-са-за – хитрые глаза.

5.Развитие слухового внимания.

Послушайте стихотворения и скажите, о каких буквах идёт речь.

1. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. (О букве З.)

Поднимите карточку с буквой З.

2. Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Поднимите карточку с буквой С.

6.Физкультминутка.

("прямолинейное" движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила! З-з-з-з

Зима холодная пришла. Бр-р-р

Напили нам дров скорее, з-з-з-з

Печь истопим, всех согреем! С-с-с-с

7. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания.

Различение звуков [с] – [з] в словах.

Я вам буду называть различные слова.

Когда вы услышите слово со звуком [c], хлопните 2 раза в ладошки,

Когда услышите слово со звуком [з], хлопните 1 раз в ладошки.

Посчитайте, сколько я назову слов со звуком [с], и сколько со звуком [з].

Слова: зубы, коза, гвозди, заяц, нос, сумка, сова, носки, лиса

Какие слова вы запомнили?

8. Звуковой анализ слов КОЗА, ЛИСА

Строим поезд. Делаем схемы слов. (Вагончики – это слоги, колеса – звуки)

9. Закрепление.

Работа по индивидуальным карточкам.

10. Итог занятия.

Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

(Звуки [ с ] – [ з ], буквы С – З.)

Что у них общего? Чем они отличаются?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Все были молодцы.

Приложение.

Иллюстративный материал к занятию.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

С каждым годом увеличивается количество детей с различными видами дисграфии и дислексии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью не­допущения их перехода на дальнейшее обучение.

Наряду с традиционной методикой коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у учащихся мною применяются обучающие компьютерные программы, которые специально разработаны для детей младшего школьного возраста: «Гарфилд второклассникам. Чтение» («Руссобит-Паблишинг», 2006), «Супердетки. Тренировка быстрого чтения» (Компания «Мультисофт», 2007) и др. Использование компьютера вызывает у учащихся повышенный интерес к логопедическим занятиям, усвоению новых знаний, активизирует работоспособность, тренирует память и логическое мышление, развивает внимательность и быстроту реакции.

С этой целью мною была разработана серия игр и упражнений в программе Power Point и успешно применяется на логопедических занятиях, предложена учащимся для домашнего задания. Конкретные виды игр и упражнений подбираются индивидуально каждому ребенку, в зависимости от возраста, уровня его речевого и интеллектуального развития.

Цели:

  • Коррекционно-развивающие :
    • закреплять умение различать звуки [З]-[С] на слух, в слогах и словах;
    • уточнять характеристику звуков [З] и [С];
    • развивать умение соотносить звуки [З]-[С] с буквами С и З;
    • обогащать словарный запас;
    • развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
  • Образовательные :
    • упражнять учащихся в проверке сомнительных согласных на конце слова.
  • Воспитательные :
    • развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: компьютер, экран, индивидуальные зеркала, цифры к «Цифровому ряду», наглядный материал к игре «Собери цветок», карточки «Корректурная проба», перфокарты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Оргмомент

Логопед здоровается с учащимися.

– Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки.

Логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций (слайды 2-5).

– Какие настроения выражают эти лица? (Огорченное и грустное, строгое и сердитое, удивленное и восхищающее, веселое и радостное).

Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.

– Какое настроение у вас сейчас? Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.

2. Работа со словами-паронимами

– Ребята, внимательно прочитайте слова: коса – коза (слайд 6).
– Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (Слова отличаются только одной буквой, звуком [с]-[з], по смыслу) .
– А чем они схожи? (Остальными буквами, звуками) .
– Что будет, если вы букву З замените буквой С, и наоборот? (Изменится смысл слова) .

3. Сообщение темы занятия

– Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать буквы и звуки [З]-[С].

4. Сравнение звуков по артикуляции

Проводится работа перед индивидуальными зеркалами (слайды 7-8).

– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке (И). При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).

– Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

5. Характеристика звуков. Игра «Цифровой ряд»

– Звук [С] – он какой? (Согласный, глухой, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой С).
– На что похожа буква С? (На половину овала, луну).

Пальчиковое упражнение (слайд 9)

– Сейчас мы с вами поиграем в игру, вам нужно определить место звука в слове и поднять соответствующую цифру.

Словарный материал: сок, сосулька, лиса, действие, астра, рассказ.

– Звук [З] – он какой? (Согласный, звонкий, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой З) .
– На что похожа буква З? (На змею, половину восьмерки)

Пальчиковое упражнение (слайд 10)

Словарный материал: зима, азбука, базар, слеза, пузырь, звук.

Вывод: Звуки [З]-[С] – парные (слайд №11).

6. Корректурная проба

Проводится работа по карточкам.

– Обведите букву З в кружок, букву С в квадрат:

ЗХШМЗСШЩЖЮХЦШСМOТХ
ЖСЧХЩЗШСЖХШСЩЗЮ
чзшсозшжцзмтслвдт
изплсквусждзитьюсхзфрм

– Ребята, сколько кружков и квадратиков у вас получилось? (По 10)

7. Составление и чтение слогов со звуками [З]-[С]

Учащиеся самостоятельно составляют и читают слоги по слоговой таблице.

8. Игра «Закончи слово»

СА – ЗА

Речевой материал: паруса, кукуруза, заноза, оса, береза, лиса (слайды 13-19).

СЫ – ЗЫ

Речевой материал: полосы, козы, часы, розы, усы, волосы (слайды 20-26).

9. Игра «Четвертый лишний» (слайд 27)

Материал: сова, сосулька, замок, собака

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.

10. Физминутка «Раз, два, три»

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо встать.
Садитесь.

11. Дифференциация [З]-[С] в словах. Игра «Собери цветок»

На партах лежат кружки, на которых написаны буквы С и З.

Задание: собрать цветок, подобрав нужные лепестки с картинками. Учащиеся, которые сидят в первом ряду, должны найти лепестки-картинки, в названии которых есть звук [З] и собрать свой цветок. Учащиеся, которые сидят во втором ряду, должны найти лепестки-картинки, в названии которых есть звук [С] и собрать свой цветок. Затем все лепестки-картинки проговариваются и анализируются.

12. Работа по карточке «Проверь и впиши последнюю букву в слове»

– Для того чтобы правильно вписать букву, необходимо найти проверочное слово. Например: Таз, пишу букву З, проверочное слово – тазик.

Детям раздаются карточки со словами: мороз – нос – автобус, ананас – кактус – арбуз, глаз – укус – страус, голос – газ – волос.

13. Работа по перфокартам

Перед учащимися перфокарта, на которой написаны слова. Нужно вставить в слова пропущенные буквы С или З.

Речевой материал: сумка, заяц, сказка, заросли, заноза, слеза .

Учащимся предлагается провести самопроверку.

14. Итог занятия

– Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?
– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас? (слайд 28)

Литература :

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М., 1997.
  2. Барылкина Л.П., Матраева И.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.– М., 2005.
  3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М, 2008 г.

З – С №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – З, СЬ – ЗЬ

З – ЗЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ З – ЗЬ

ЗИМА

ЗЬ №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ЗЬ В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ

Пришла зима и задумала всех заморозить. Задула холодом, замела поземкой. Полетели птицы туда, где нет зимы. Решила зима заморозить зверей, замела землю. Идут морозы, один злее другого. Спрятались звери на зимовье. Заморозила зима-злюка реки и озера, но не заморозить ей рыб – им подо льдом не холодно. Набросилась зима на людей, заморозила окна. А люди затопили печки. Даже дети не боятся зимы. Злится зима, да все напрасно. Заплакала зима, закапали зимние слезинки. Значит, зиме конец.

Выучи стихотворение:

Зелень у Зины зимует в корзине,

Зелень в корзине в земле.

Зелень зелёная радует Зину,

Зелень у Зины в тепле.

1. В СЛОВАХ:

Заземлить, заземление, зазевать, завозить, загрузить, зазеленеть, зазимовать, заразить, заморозить.

2. В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ:

На вазе позолота. Зеленью зеленят, а золотом золотят. Зеленью зазеленили зонтик. Злой козел был заметно зол. Звонкий звонок звонко звенит. Зевака зевает, а зазнайка зазнается.

3. В ТЕКСТАХ:

Зимние морозы на дворе Зеленеют зеленые ели

Заковали землю в декабре, И не мерзнут морозной зимой:

Озеро замерзло на заре, Замели, заровняли метели

Замелькали детки на горе. И запрятали пол земляной.

Где зайка зимует зимой?

Где злые зимуют волки?

Где звери от вьюги злой

Задумали сделать норки?

са – за – са ся – зя – ся аса – аза – аса

со – зо – со се – зе – се осо – озо – осо

су – зу – су сю – зю – сю усу – узу – усу

сы – зы – сы си – зи – си ысы – ызы – ысы

Засов, засол, запас, занос, запрос, запуск, сказал, смазал, слеза, слезать, связать, слизать, сказать, срезать, свозить, сквозить, созвать, засуха, занавес, застава, заставка, заставить, засолить, созыв, созреть, создание, созидание, засорить, засудить, застудить, заступить, заступник, сазан.

Суп – зуб сайка – зайка согнуть - загнуть

Суд – зуд росы – розы содрать – задрать

Сыпь – зыбь слить – злить собрать - забрать

Сад – зад осот – азот сомкнуть - замкнуть

Слой – злой совет – завет сойти - зайти

Соя – Зоя солить - залить

Вася заболел. Пес залаял. Залп салюта. Сильный запах. Золотая осень. Золотые листья. Синий зонт. Пустая изба. Запах сирени. Зеленые сады. Злая засуха. Веселое звено. Опасная болезнь. Постоянная забота. Занавес поднялся. Заказное письмо. Все затихло. Зеленый салат. Особое задание. Опасная зона. Сухая земля. Зеленые сосны. Осина засохла.

Созвездие из звезд. Звезды сияют в синих небесах. Синька синяя, а зелень зеленая. Синие васильки синеют, а зеленая зелень зеленеет. Ваза с незабудками. Заслонкой заслоняют. О суп не сломать зуб. Зайка не ест сайку. Трава – осот, а газ – азот. Солью солить, а водой – залить. Собаку злить, а воду – слить. Глаза сомкнуть, а замок – замкнуть. Снегом заносить, а занозой – занозить.



Наступила золотая осень. Серая коза забрела в зеленый сад. Зоя посадила бузину. Зеленые сосны поднялись у дома. В лесу поспела земляника. Соня поставила на стол изюм и пастилу. После супа все ели зразы с рисом. Лиза спряталась под зонт. Зоя замесила тесто. Сима повесила зеленый занавес. В синей вазе стояли розовые пионы. Вася разрезал спелый арбуз. Соня, Зоя, Вася и Степа ездили вместе в музей. В магазине есть спелые сливы. В темном небе засияла золотая звезда. В магазине Соне взвесили масло, сметану, изюм и пастилу. Степа запас козе сена на всю зиму. За всякое дело берись смело. Один за всех – все за одного.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: