Морская государственная граница рф на карте. Особенности сухопутных и морских границ российской федерации. Морские границы России

Российская Федерация является самым большим по площади государством на планете. Она занимает более 30% евразийского континента.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Рекордсменом является и по числу стран-соседей, которых насчитывается 18 с учетом частично-признанных республик. Проходит российская граница с другими государствами, как по суше, так и по морю.

Главные термины

Государственной границей называют линию, которая определяет пространственный предел суверенитета конкретной страны.

Фактически именно она определяет территорию страны, ее воздушного пространства, недр и суши.

Государственная граница играет огромную роль для любой страны. Именно внутри этой линии действуют законы конкретного государства, устанавливаются его права на осуществление добычи полезных ископаемых, рыболовство и т. д.

Выделяют два основных вида государственных границ и один дополнительный:

Возникновение государственных границ происходило вместе с возникновением и самих государств.

В современном мире большинство государств контролирует пересечение своих территорий и допускает это делать лишь через специализированные пункты пропуска.

Лишь государственные границы некоторых стран могут пересекаться свободно (например, стран-участниц Шенгенского соглашения).

Российская Федерация осуществляет их охрану с помощью подразделений Пограничной службы Федеральной Службы Безопасности России, а также ВС РФ (подразделениями ПВО и Военно-Морского Флота).

Общая протяженность

Перед тем, как разбираться с вопросом о том, каковы сухопутные и морские границы России следует обязательно определить их общую длину.

Надо учитывать, что в большинстве источников она приводится без учета территорий, которые появились у Российской Федерации после того, как в 2014 году в ее состав вошел Крым.

По данным Федеральной Службы Безопасности России общая протяженность с учетом тех, что возникли после присоединения Крыма, составляет 61667 км, до этого момента их длина составляла 60932 км.

Факт. Протяженность границ России больше, чем длина экватора.

Сколько по морю

Общая протяженность российских морских границ составляет с учетом присоединенного Крыма 39374 км.

Северные полностью приходятся на моря Северного Ледовитого океана. Всего на долю него приходится 19724,1 км. Еще 16997,9 км составляют границы по Тихому Океану.

Замечание. Важно правильно определять морскую границу. Она располагается на расстоянии 12 морских миль. Исключительная экономическая зона составляет — 200 морских миль.

На этой территории Россия не может запретить другим странам свободное судоходство, но имеет единоличное право заниматься промыслом, добычей ископаемых и т. д.

Судоходство по морям Северного Ледовитого океана — довольно сложная задача. Они круглый год находятся под дрейфующими льдами.

Фактически плавать в этих водах способны исключительно атомные ледоколы. С водами Тихого Океана ситуация с судоходством обстоит значительно проще.

По территории суши

Непосредственно по территории суши границы России имеют продолжительность 14526,5 км. Но следует знать, что к сухопутным относятся также речные и озерные.

Их протяженность у России составляет еще 7775,5 км. Наиболее длинной сухопутной границей является российско-казахстанская.

С какими странами

Россия является не только самой большой страной с огромной протяженностью границ, она еще и лидер по числу стран-соседей.

Всего РФ признает существование границ с 18 государствами, включая 2 частично признанные республики — Абхазию и Южную Осетию.

Замечание. Мировое сообщество считает Абхазию и Южную Осетию частью Грузии. Из-за этого государственные границы России с ними также не признаются.

РФ же эти регионы считает полностью отдельными самостоятельными государствами.

Приведем полный перечень государств, с которыми РФ имеет государственную границу:

  • Норвегия;
  • Финляндия;
  • Эстония;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Польша;
  • Белоруссия;
  • Украина;
  • Абхазия;
  • Грузия;
  • Южная Осетия;
  • Азербайджан;
  • Казахстан;
  • Монголия;
  • Китай (КНР);
  • КНДР;
  • Япония;

Япония и Соединенные Штаты Америки не имеют с Российской Федерацией сухопутных границ, а только морские.

С США они проходят по Берингову проливу и составляют всего 49 км. Протяженность российско-японской также не велика — 194,3 км.

Граница России с Казахстаном наиболее длинная. Она протянулась на 7598,6 км причем на морскую ее часть приходится лишь 85,8 км.

Еще 1516,7 км — это речная российско-казахстанская граница, 60 км — озерная.

Непосредственно на сухопутную ее часть приходится 5936,1 км. Самая короткая граница у России с Северной Кореей. Ее длина всего меньше 40 км.

Ответвление Транссибирской магистрали Улан-Удэ — Улан-Батор — Пекин пересекает российско-монгольскую границу. Ее общая протяженность также довольно велика и составляет 3485 км.

Отдельного внимания заслуживает и сухопутная граница с Китаем, протяженностью 4209,3 км.

Она является непосредственно сухопутной только на протяжении 650,3 км. А большая часть российско-китайской проходит по рекам — 3489 км.

Территориальные споры

Российская Федерация старается мирно решать вопросы относительно границ со своими соседями и большинство территориальных споров, возникших после распада СССР и даже во времена его существования были решены за последние 28 лет. Но все же полностью избежать подобных вопросов не удается.

В настоящее время действующие территориальные споры имеются у России со следующими странами:

  • Япония;
  • Украина.

Территориальный спор с Японией возник еще во времена существования Советского Союза, фактически сразу после окончания Второй Мировой Войны и попыток стран начать мирное сосуществование.

Касается он исключительно южных Курильских Островов (в Японии – «северных территорий»).

Япония настаивает на их передаче ей и отрицает установления над ними суверенитета СССР по итогам Второй Мировой Войны.

Наличие территориального спора с Японией привело к тому, что СССР, а позднее и Россия так и не смогли договориться с этим государством о подписании мирного договора.

В разное время предпринималось множество попыток разрешения спорного территориального вопроса, но все они не привели к результатам.

Но переговоры между государствами продолжаются и вопрос решается исключительно в их рамках.

Территориальный спор России с Украиной возник совсем недавно, после вхождения Крыма в состав РФ.

Новые украинские власти отказались признавать референдум, проведенный на полуострове, и объявили перешедшую к России территорию «временно оккупированной».

Подобную позицию заняли и многие страны Запада. В результате РФ попала под самые разные санкции.

Граница между Крымом и Украиной была установлена российской стороной в одностороннем порядке.

В апреле 2014 года уже после присоединения Республики Крым и Севастополя к Российской Федерации.

Украина в ответ объявила на территории региона свободную экономическую зону и установила соответствующие таможенные правила.

Хотя военного конфликта из-за территориальной принадлежности Крыма не последовало, отношение между РФ и Украиной стали крайне напряженными.

Со стороны последней предпринимались различные попытки дестабилизировать ситуацию в регионе. Мировое сообщество присоединение Крыма к России также практически не признало.

Со следующими странами территориальные споры были разрешены в ходе переговоров уже в истории современной России:

Латвия Она претендовала на территорию Пыталовского района Псковской области. Но по договору от 27.03.2007 г. он остался в составе РФ
Эстония Эта страна претендовала на территорию Печерского района Псковской области, а также на Ивангород. Вопрос разрешился 18.02.2014 г. подписанием соответствующего соглашения с указанием об отсутствии территориальных споров между странами
КНР Эта страна получила участок в 337 квадратных километров спорных территорий. После этого вопрос демаркации границ завершился в 2005 году
Азербайджан Спорный вопрос касался раздела гидроузла на реке Самур. Вопрос разрешился в 2010 году сдвигом границы с правого (российского) берега на середину реки

В большинстве случаев разрешения вопроса о спорных территориях проходит путем переговоров.

Большое усилие к этому прикладывают все стороны, включая Россию. Но иногда подобные вопросы поднимаются вновь, и все согласования приходится начинать заново.

Государственной границей является реальная линия на местности (территории, акватории), определяющая пределы государственной территории.

Общая протяженность границ Российской Федерации составляет 60 тыс. 932 км, из них 22 тыс. 125 км — сухопутные (в том числе 7616 км — по рекам и озерам), 38 тыс. 807 км — морские (около 2/3). Государственные границы определяются с помощью двух процедур — делимитации и демаркации. Делимитация представляет собой договор государств о прохождении государственной границы, демаркация — обозначение государственной границы на местности, закрепление ее пограничными знаками.

После в России существует следующие разновидности границ:

1. Старые границы совпадают с границами бывшего СССР (унаследованные от СССР), большая часть которых закреплена международными договорами (граница с государствами дальнего зарубежья — Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Монголией, КНДР).

2. Новые границы с ближним зарубежьем:

  • бывшие административные, оформленные как государственные границы со странами СНГ (граница с Белоруссией, Украиной, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном);
  • границы со странами Балтии (Эстония, Латвия, Литва).

По всем международным правилам границы России определены на протяжении 10 тыс. км. На Россию приходится более 2/3 всех внешних границ СНГ. Из стран СНГ общей границы с Российской Федерацией не имеют Молдова, Армения, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. После распада СССР Россия лишилась 40% оборудованной границы.

Россия является уникальной страной, так как имеет «вынесенные» на рубежи бывшего СССР таможенные и другие границы. После распаде СССР Россия и другие страны СНГ встали перед трудноразрешимой проблемой. С одной стороны, разные темпы экономических реформ, несогласованность финансовых и законодательных систем объективно толкали их к закрытию своего экономического пространства. С другой стороны, когда новые государственные границы не совпадают с границами этническими и культурными, общественное мнение не приемлет введения пограничных ограничений, а главное, Россия была не в состоянии быстро обустроить новые границы в инженерно-техническом отношении (1 км обустройства государственной границы требует 1 млрд руб. в ценах 1996 г.). Остро стояла проблема учреждения таможенных пунктов. При этом интеграционные процессы в СНГ развиваются слабо вопреки мировым процессам. В настоящее время действует только таможенный союз (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан).

Северная и восточная границы России — морские (12 морских миль), западная и южная границы — преимущественно сухопутные. Большая протяженность государственных границ России определяется размерами ее территории и извилистостью очертаний береговых линий морей Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих ее берега.

Характер сухопутных границ на западе и востоке страны различный. Границы, проведенные в дореволюционной России, чаще всего проходят по естественным рубежам. При расширении государства его границы нужно было четко фиксировать. На малонаселенных территориях границы должны были быть легкоузнаваемы. Это обеспечивалось четкостью самих границ: река, горный хребет и т.д. Такой характер в основном сохраняет восточная часть южной границы.

Современные западные и юго-западные границы России возникли другим путем. Эти границы были ранее внутригосударственными, то есть разделяли отдельные субъекты на территории страны. Границы эти часто изменялись произвольно, то есть в значительной мере это административные границы. Когда такие внутригосударственные границы превратились в межгосударственные, они оказались почти не связанными с природными объектами. Таким образом сформированы границы России с Финляндией и Польшей. Еще в большей мере это относится к границам, возникшим при распаде Советского Союза.

Западная граница России

Западная граница практически на всем своем протяжении не имеет отчетливо выраженных природных рубежей. Граница начинается на побережье Баренцева моря от Варан гер-фьорда и проходит вначале по всхолмленной тундре, затем по долине реки Паз. На этом участке Россия граничит с Норвегией (с 1944 года) на протяжении 200 км (район Печенга — Никель-Петсамо). Норвегия предлагает отодвинуть западную границу России в Баренцевом море на восток и со своей стороны принять под юрисдикцию более 150 тыс. км 2 акватории. С Норвегией отсутствует договоренность о разграничении континентального шельфа, который является одним из наиболее перспективных районов мира по запасам нефтегазового сырья. Переговоры по этому вопросу ведутся с 1970 г., норвежская сторона настаивает на принципе равного отстояния границ от островных владений двух стран. Сухопутная граница оформлена соответствующими документами и демаркирована (первая русско-норвежская граница установлена в 1251 г.).

Южнее Россия граничит с Финляндией (1300 км). Граница идет по возвышенности Манселькя (пересекает реки Лотга, Нота, Вуокса), по сильно заболоченной и заозеренной территории, по склону невысокой гряды Саль- поуселькя и в 160 км юго-западнее Выборга подходит к Финскому заливу Балтийского моря. С 1809 по 1917 г. Финляндия входила в состав Российской империи. С Финляндией заключен договор о государственной границе, подписаны документы о ее демаркации. Дополнительно потребуется оформить стык морских границ России, Финляндии и Эстонии. В аренду Финляндии в 1962 г. сроком на 50 лет переданы советская часть Сайменского канала и остров Малый Высоцкий для обеспечения перевозки грузов из внутренних районов Финляндии с возможностью их перегрузки или складирования.

На крайнем западе, на берегу Балтийского моря и его Гданьского залива расположена Калининградская область, которая граничит с Польшей (250 км) и Литвой (300 км). БОльшая часть границы Калининградской области с Литвой проходит по реке Неман (Нямунас) и его притоку — реке Шешупа. Договор с Литвой о демаркации границ подписан в 1997 г., но еще остались определенные разногласия между странами о проведении границы в районе оз. Виштинец, на Куршской косе и в районе г. Советск. Между Россией и Польшей пограничных проблем нет.

От Финского залива граница идет по р. Нарва, Чудскому и Псковскому озерам и далее преимущественно по низким равнинам, пересекает Витебскую (Западная Двина), Смоленско-Московскую возвышенности (Днепр, Сож), южные отроги Среднерусской возвышенности (Десна, Сейм, Псёл, Ворскла), Донецкий кряж (Северский Донец, Оскол) и выходит к Таганрогскому заливу Азовского моря. Здесь соседями России являются Эстония, Латвия, Белоруссия и Украина.

С Эстонией протяженность границы составляет более 400 км. По Нештатскому мирному договору Эстония входила в состав России с 1721 по 1917 г., а также была в составе СССР с 1940 по 1991 г. Россия провела в одностороннем порядке демаркацию границ. Эстония претендовала на Печорский район Псковской области (1500 км 2) — бывшие четыре волости Петсеримасского уезда Эстонии, включенные в состав Псковской области в 1944 г., часть Кингисеппского района Ленинградской области и Иван- город. Эти территории были переданы Эстонии в 1920 г. 18 мая 2005 г. министрами иностранных дел подписан договор о границе между Россией и Эстонией в Финском и Нарвском заливах.

Протяженность границы с Латвией составляет 250 км. Латвия выступала за возврат под ее юрисдикцию Пыта- ловского и Палкинского районов Псковской области (1600 км 2). В Латвии считают антиконституционным Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 г. об образовании Псковской области.

Протяженность границы с Белоруссией составляет около 1000 км. Между Россией и Белоруссией пограничных проблем нет.

С Украиной протяженность границ составляет около 1300 км. Работы по установлению государственной границы между Россией и Украиной только проводятся, при этом между странами имеются достаточно серьезные проблемы. В 1930-е гг. из состава Украины в состав РСФСР была передана восточная часть Донбасса, включая г. Таганрог. Западные районы Брянской области (г. Новозыбков, Стародуб и др.) раньше относились к Черниговской области. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 г. Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр с особым бюджетом и отнесен к городам республиканского подчинения. Данный указ при передаче в 1954 г. Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР не был признан утратившим силу и до настоящего времени не отменен. Если Крымская область была передана недостаточно конституционно, то решения о передаче Севастополя вообще не существовало. Спорным является вопрос о прохождении государственной границы по акватории Азовского моря и Керченского пролива. Россия считает, что Азовское море с Керченским проливом должно считаться внутренним морем России и Украины, Украина же настаивает на его разделе. Выход к Азовскому и Черному морям Российская империя приобрела в результате многолетних военных действий против Турции в XVI-XVIII вв. В 1925 г. у основания 11-километровой косы Тузла на крайнем западе Таманского полуострова был прорыт мелководный канал для прохождения рыбацких лодок. В январе 1941 г. Президиум Верховного Совета РСФСР изменил в этом месте границу (тогда административную), передав теперь уже «остров» Тузла из состава Темрюкского района Краснодарского края в состав Крымской АССР. В 1971 г. эта «согласованная административная граница между Краснодарским краем и Крымом» была еще раз подтверждена. В результате, после провозглашения независимости России и Украины, единственный судоходный Керчь- Еникалинский фарватер полностью оказался на территории Украины, так же как и примерно 70% акватории Азовского моря. Украина взимает плату за проход российских кораблей через Керченский пролив.

Южная граница России

Южная граница преимущественно сухопутная, начинается от Керченского пролива, соединяющего Азовское и Черное моря, проходит по территориальным водам Черного моря до реки Псоу. Здесь начинается сухопутная граница с Грузией и Азербайджаном. Граница проходит по долине Псоу, а далее преимущественно по Главному, или Водораздельному хребту Большого Кавказа (горы Эльбрус, Казбек), переходит на Боковой хребет на участке между Рокским и Кодорским перевалами, затем вновь идет по Водораздельному хребту до горы Базардюзю. Далее граница поворачивает к северу до реки Самур, по долине которой доходит до Каспийского моря. Таким образом, в районе Большого Кавказа граница России четко фиксируется природными рубежами. Это обусловлено тем, что природа ограничивала возможности расселения народов Кавказа его крутыми высокими горными склонами. Протяженность границы России по Кавказу составляет более 1000 км.

На Северном Кавказе Россия граничит с Грузией и Азербайджаном. Здесь существует целый «букет» пограничных проблем. Установление государственной границы в первую очередь связано с разрешением конфликтов между Грузией и «непризнанными образованиями» — Абхазией и Южной Осетией. Во время Великой Отечественной войны в связи с депортацией некоторых народов Северного Кавказа (карачаевцев, балкарцев, чеченцев) их национально-территориальные образования были ликвидированы, а территории «распределены» между соседями, в том числе и Грузией. Воссоздание ранее ликвидированных образований и изменение границ произошло в 1957 г.

Далее граница России проходит по акватории Каспийского моря. В настоящее время действуют российско-иран- ские соглашения о разделе Каспийского моря. Но новые суверенные Прикаспийские государства — Азербайджан, Туркменистан и Казахстан — требуют раздела Каспия и его шельфа, исключительно богатого нефтью. Азербайджан, не дожидаясь окончательного определения статуса Каспийского моря, уже приступил к разработке недр.

От побережья Каспийского моря вблизи восточной окраины дельты Волги начинается сухопутная, самая протяженная граница России с Казахстаном. Граница идет по пустыням и сухим степям Прикаспийской низменности (озера Баскунчак, Эльтон, реки Малый и Большой Узеиь; Общий Сырт, реки Урал, Илек), проходит в районе сочленения Мугоджар с Уралом, далее — по Зауральскому плато и южной степной части Западной Сибири (Барабинская низменность, Кулундинская равнина) и по горам Алтая.

Граница России и Казахстана самая протяженная (свыше 7500 км), но почти не фиксируется естественными рубежами. Например, по территории Кулундииской равнины на расстоянии около 450 км граница идет с северо-запада на юго-восток практически по прямой, параллельной направлению течения Иртыша. Всё же около 1500 км границы проходит по рекам Малый Узень (При- каспий), Урал, его левому притоку — реке Илек, по Тоболу и его левому притоку — реке Уй (наиболее протяженная речная граница с Казахстаном), а также по ряду более мелких притоков Тобола. Восточная часть границы с Казахстаном, проходящая по Алтаю (гора Белуха), отчетливо выражена. Граница проходит по хребтам, отделяющим бассейн Катуни от бассейна Бухтармы — правого притока Иртыша (Коксуйский, Холзунский, Листвяга, на небольших участках — Катунский хребет и Южный Алтай).

Между Россией и Казахстаном существует весьма условная старая «межреспубликанская» граница. Границы Северного Казахстана были провозглашены еще в 1922 г. — различные общественные организации поднимали вопрос об изменении границы между Россией и Казахстаном, официально пока не оформленной. Предлагалось передать Казахстану части пограничных с республикой областей России (Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Омской, Курганской и Алтайского края), с другой стороны, речь идет о передаче в состав России северных районов Казахстана (Северо- Казахстанской, Кокчетавской, Целиноградской, Куста- найской, Восточно-Казахстанской, прииртышской части Павлодарской и Семипалатинской, северных частей Уральской и Актюбинской областей). По данным переписи населения 1989 г., на юге России проживало около 470 тыс. казахов, а на северо-западе, севере и северо- востоке Казахстана — более 4,2 млн русских. В настоящее время Россией и Казахстаном подписан договор о делимитации государственной границы.

Почти вся граница России от Алтая до Тихого океана проходит по горному поясу. В районе сочленения хребто в Южный Алтай, Монгольский Алтай и Сайлюгем находится горный узел Табын-Богдо-Ула (4082 м). Здесь сходятся границы трех государств: России, Китая и Монголии.

Граница с Монголией проходит по хребту Сайлюгем (хребты Западный Танну-Ола, Восточный Танну-Ола, Сенгилен, Восточный Саян — гора Мунку-Сардык, 3492 м), северной окраине Убсунурской котловины, горным хребтам Тувы, Восточного Саяна (Большой Саян) и хребтам Забайкалья (Джидине кий, Эрмана и ряд других). Протяженность границ составляет около 3000 км. Между Россией и Монголией подписаны договор о границе и соглашения по демаркации.

Граница с Китаем идет по р. Аргунь (Нерчинский хребет), Амур (Борщовочный хребет, Амурско-Зейская равнина, город Благовещенск, река Зея, Зейско-Буреинская низменность, река Бурея, город Хабаровск, Нижнеамурская низменность), Уссури и ее левому притоку — реке Сунгача. Более 80% российско-китайской границы проходит по рекам. Государственная граница пересекает северную часть акватории озера Ханка (Приханкайская низменность), проходит по хребтам Пограничный и Черные горы. С КНР Россия граничит на протяжении 4300 км. Западный участок российско-китайской границы делимитирован, но не демаркирован. Только в 1997 г. была завершена демаркация российско-китайской границы на восточном участке, несколько пограничных островов на р. Аргунь и Амур общей площадью 400 км 2 было оставлено в «совместном хозяйственном пользовании», в 2005 г. практически все острова в пределах акваторий рек были демаркированы. Притязания Китая на российскую территорию (тогда территорию СССР) в их максимальном объеме были заявлены в начале 1960-х гг. и охватывали весь Дальний Восток и Сибирь.

На крайнем юге Россия граничит с Северной Кореей по р. Туманная (Тумыньцзян). Протяженность границы составляет всего 17 км. По долине реки российско-корей- ская граница выходит к побережью Японского моря южнее залива Посьет. Россия и КНДР подписали соглашение и демаркации границ и разграничении морского пространства.

Восточная граница России

Восточная граница России морская. Граница проходит по акватории Тихого океана и его морей — Японского. Охотского, Берингова. Граница с Японией проходит по проливам Лаперуза, Кунаширскому, Измены и Советскому, которые отделяют российские острова Сахалин, Кунашир и Танфильева (Малая Курильская гряда) от японского острова Хоккайдо.

Япония оспаривает у России острова Малой Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи общей площадью 8548,96 км 2), называемые «северными территориями». Спор идет о государственной территории и акватории Российской Федерации общей площадью 300 тыс. км 2 , включая экономическую зону островов и моря, богатую рыбой и морепродуктами, и шельфовую зону, обладающую запасами нефти. В 1855 г. заключен договор с Японией, по которому к Японии отошли острова Малой Курильской гряды. В 1875 г. все Курильские острова переходят Японии. В результате русско-японской войны по Портсмутскому договору 1905 г. Россия уступила Японии Южный Сахалин. В сентябре 1945 г. после подписания Японией акта о безоговорочной капитуляции Курильские острова и остров Сахалин вошли в состав СССР, но Сан-Францис- ский договор 1951 г., изъявший Курильские острова у Японии, не определил их новой государственной принадлежности. По утверждению японской стороны, Южные Курильские острова всегда принадлежали Японии и никак не связаны с договором 1875 г., являются частью не Курильской гряды, а Японских островов, поэтому не подпадают под действие Сан-Францисского договора.

Граница с США расположена в Беринговом проливе, где находится группа островов Диомида, и проходит по узкому (шириной 5 км) проливу между российским островом Ратманова и американским островом Крузенштерна. Пограничные проблемы с США урегулированы. В 1867 г. Российская империя во время правления Александра II продала Аляску за 7 млн долларов. Имеются определенные сложности в окончательном установлении морской границы России и США в Беринговом проливе («зона Шеварнадзе»). Граница России и США является самой длинной морской границей в мире.

Северная граница России

Северная граница России, как и восточная, морская и проходит по морям Северного Ледовитого океана. Российский сектор Арктики ограничен условными линиями, идущими на западе от полуострова Рыбачий и на востоке от острова Ратманова к Северному полюсу. Смысл понятия «полярные владения» раскрывается в Постановлении Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР от 15 апреля 1926 г., принятом на основании Международной концепции о разделе Арктики на секторы. В Постановлении провозглашено «право СССР на все острова и земли в арктическом секторе СССР». Ни о какой принадлежности акваторий этого сектора России речи не идет. Вдоль северного побережья и островов Арктики России принадлежат только ее территориальные воды.

РОССИЙСКАЯ ГРАНИЦА

Росси́йская грани́ца — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Охрана государственной границы производится Пограничной службой ФСБ России в пределах приграничной территории, а также Вооружёнными Силами Российской Федерации (войсками ПВО и ВМФ) - в воздушном пространстве и подводной среде. Обустройством пограничных пунктов ведает Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.

Россия признаёт наличие границ с 16-ю государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Беларусью, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, КНР, Монголией, КНДР, Японией и США, а также частично признанными Республикой Абхазией и Южной Осетией. Протяжённость российской границы составляет 62 269 км

Основная территория Российской Федерации граничит по суше с 14 государствами-членами ООН и двумя частично признанными государствами (Республика Абхазия и Южная Осетия). С Польшей и Литвой граничит только полуэксклав Калининградская область. Небольшой анклав Саньково-Медвежье, входящий в состав Брянской области, со всех сторон окружён границей с Беларусью. На границе с Эстонией существует анклав Дубки.

Российский гражданин может свободно, имея лишь внутренний паспорт, пересекать границу с Республикой Абхазия, Беларусью, Казахстаном, Украиной и Южной Осетией.

Все участки границы, кроме границы с Беларусью, разрешается пересекать только на установленных пунктах пропуска с соблюдением всех предусмотренных законом процедур. Единственное исключение — граница с Беларусью. Её можно пересекать в любом месте, пограничного контроля на ней нет. С 2011 года на Российско-Белорусской границе отменены любые формы контроля.

Далеко не все сухопутные границы являются охраняемыми.

По морю Россия граничит с двенадцатью государствами . С США и Японией Россия имеет только морскую границу. С Японией это узкие проливы: Лаперуза, Кунаширский, Измены и Советский, отделяющие Сахалин и Курильские острова от японского острова Хоккайдо. А с США — это Берингов пролив, граница, проходящая по которому, отделяет остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией примерно 194,3 километра, с США — 49 километров. Также по морю пролегает участок границы с Норвегией (Баренцево море), Финляндией и Эстонией (Финский залив), Литвой и Польшей (Балтийское море), Украиной (Азовское и Черное моря), Абхазией — Черное море, Азербайджаном и Казахстаном (Каспийское море), и КНДР (Японское море).

Общая протяженность границ Российской Федерации составляет 60 932 км.

Из них 22 125 км составляют сухопутные границы (в том числе 7616 км по рекам и озерам).

Протяженность морских границ России составляет 38 807 км. Из них:

в Балтийском море — 126,1 км;

в Черном море — 389,5 км;

в Каспийском море — 580 км;

в Тихом океане и его морях — 16 997,9 км;

в Северном Ледовитом океане и его морях — 19 724,1 км.

КАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Протяженность границ

Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Более 10 тысяч военнослужащих погранвойск расположены на границе Таджикистана и Афганистана, оперативные группы Федеральной пограничной службы России охраняют границу Киргизии и Китая, Армении, Ирана и Турции.

Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена давно.

Россия граничит с 16-ю государствами

  • Длина границы с Норвегией составляет 219,1 километра,
  • с Финляндией- 1325,8 километра,
  • с Эстонией- 466,8километра,
  • с Латвией - 270,5 километра,
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) - 288,4километра,
  • с Польшей (граница с Калининградской областью)- 236,3 километра,
  • с Белоруссией - 1239километров,
  • с Украиной - 2245,8километра,
  • с Грузией - 897,9 километра,
  • с Азербайджаном- 350 километров,
  • с Казахстаном - 7 598,6 километра,
  • с Китаем - 4 209,3 километра,
  • с КНДР - 39,4километра,
  • с Японией - 194,3 километра,
  • с США - 49 километров.

Сухопутные границы России

На суше Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых - бывшие союзные республики.

Длина сухопутной границы России

  • с Норвегией составляет 195,8 километра (из них 152,8 километра - граница, проходящая по рекам и озерам),
  • с Финляндией - 1271,8 километра (180,1 километра),
  • с Польшей (граница с Калининградской областью) - 204,1 километра (0,8 километра),
  • с Монголией - 3 485 километров,
  • с Китаем - 4 209,3 километра,
  • с КНДР - 17 километров по рекам и озерам,
  • с Эстонией - 324,8 километра (235,3 километра),
  • с Латвией - 270,5 километра (133,3 километра),
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) - 266 километров (236,1 километра),
  • с Белоруссией- 1239 километров,
  • с Украиной - 1925,8 километра (425,6 километра),
  • с Грузией - 875,9 километра (56,1 километра),
  • с Азербайджаном - 327,6 километра (55,2 километра),
  • с Казахстаном - 7 512,8 километра (1 576,7 километра).

Калининградская область представляет собой полуанклав: территорию государства, со всех сторон окруженную сухопутными границами других государств и имеющую выход к морю.

Западные сухопутные границы не привязаны к каким-либо природным рубежам. На участке от Балтийского до Азовского моря они проходят по заселенным и освоенным равнинным территориям. Здесь границу пересекают железные дороги: Санкт-Петербург-Таллин, Москва-Рига, Москва-Минск-Варшава, Москва-Киев, Москва-Харьков.

Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа от Черного до Каспийского моря. Железные дороги проложены по кромке берегов, через центральную часть хребта проходят две автодороги, которые зимой часто закрываются из-за снежных заносов.

Самая протяженная сухопутная граница - с Казахстаном - проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири. Граница пересекается множеством железных дорог, связывающих Россию не только с Казахстаном, но и со странами Средней Азии: Астрахань-Гурьев (далее в Туркмению), Саратов-Уральск, Оренбург-Ташкент, Барнаул-Алма-Ата, небольшой участок Транссибирской магистрали Челябинск-Омск, Среднесибирская и Южносибирская магистрали.

Вторая по протяженности - граница с Китаем - проходит по протоку реки Амур, его притоку реке Уссури, реке Аргунь. Она пересекается Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной еще в 1903 году, и магистралью Чита-Владивосток, проложенной по китайской территории, чтобы кратчайшим путем связать Дальний Восток и Сибирь.

Граница с Монголией проходит по горным районам Южной Сибири. Монгольскую границу пересекает ответвление Транссибирской магистрали - Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин.

Через границу с КНДР проходит железная дорога на Пхеньян.

Морские границы России

По морю Россия граничит с 12-ю государствами.

Длина морской границы России

  • с Норвегией составляет 23,3 километра,
  • с Финляндией - 54 километра,
  • с Эстонией - 142 километра,
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) - 22,4километра,
  • с Польшей (граница с Калининградской областью) - 32,2 километра,
  • с Украиной - 320 километров,
  • с Грузией- 22,4 километра,
  • с Азербайджаном - 22,4километра,
  • с Казахстаном- 85,8 километра,
  • с КНДР - 22,1километра.

Только морскую границу Россия имеет с США и Японией. Это узкие проливы, которыми отделяются Южные Курилы от острова Хоккайдо и остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией - 194,3 километра, с США - 49 километров.

Самая протяженная морская граница (19 724,1 километра) проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Круглогодичное судоходство без ледоколов возможно только у северных берегов Кольского полуострова. Все северные порты кроме Мурманска работают только во время короткой северной навигации: 2–3 месяца. Поэтому северная морская граница не имеет большого значения для связей с другими странами.

Вторая по протяженности морская граница (16 997 километров) проходит вдоль побережья морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Юго-восточное побережье Камчатки выходит непосредственно к океану. Главные незамерзающие порты - Владивосток и Находка.

Железные дороги выходят к побережью лишь на юге Приморского края в районе портов и в Татарском проливе (Советская гавань и Ванино). Приморские территории тихоокеанского побережья слабо освоены и заселены.

Протяженность морского побережья Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов невелика (126,1 километра и389,5 километра соответственно), но используется с большей интенсивностью, чем побережья северных и восточных рубежей.

В СССР большие порты в основном строились в прибалтийском регионе. Сейчас Россия может использовать их мощности только за плату. Самый крупный морской торговый флот страны - Санкт-Петербург, в Финском заливе ведется строительство новых портов и нефтеналивных терминалов.

В Азовском море морская граница проходит от Таганрогского залива до Керченского пролива, а затем вдоль Черноморского побережья Кавказа. Главные порты Черноморского побережья - Новороссийск (самый большой порт России) и Туапсе. Азовские порты - Ейск, Таганрог, Азов мелководны и недоступны для крупных судов. К тому же Азовское побережье ненадолго замерзает и судоходство здесь поддерживается ледоколами.

Морская граница Каспийского моря точно не определена и оценивается российскими пограничниками в 580 километров.

Приграничное население и сотрудничество

В приграничных регионах России и сопредельных государствах проживают представители почти 50 национальностей. Из 89-ти субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы страны. Они занимают 76,6 процента всей территории страны. В них проживает 31,6 процента населения России. Население приграничных районов - 100 тысяч человек (по состоянию на 1993 год).

Под приграничным сотрудничеством обычно понимается государственно-общественная структура, включающая в себя Федеральные ведомства, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, деятельность населения, общественные инициативы.

В развитии приграничного сотрудничества заинтересованы как старые приграничные регионы, так и новые. В последних периодически возникают проблемы, связанные с внезапным разрывом налаженных связей соседних регионов. В ряде случаев граница «разрывает» ресурсные (водные, энергетические, информационные и др.) коммуникации экономических объектов (например, энергозависимость Омской области от Казахстана). С другой стороны, в новых приграничных регионах постоянно увеличивается поток грузов, который может принести немало выгод, при условии больших вложений в соответствующую инфраструктуру.

Таким образом, приграничные регионы государств нуждаются в совместном социально-экономическом развитии, совместном использовании источников ресурсов, налаживании информационной инфраструктуры и восстановлении коммуникаций между населением.
Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание регионов участвовать в развитии сотрудничества

Проблемы сотрудничества в граничных районах

Несмотря на несовершенство федерального законодательства России в отношении приграничного сотрудничества ее регионов, на уровне муниципального и местного самоуправления, оно, так или иначе, осуществляется во всех 45 приграничных регионах.

Не налаженные добрососедские отношения со странами Балтии не дают возможности для широкого развития приграничного сотрудничества на региональном уровне, хотя его необходимость остро ощущается населением приграничных районов.

Сегодня на границе с Эстонией для приграничного населения применяется упрощенный порядок пересечения границы. Но с 1 января 2004 года Эстония перешла на жесткий визовый режим, установленный Шенгенским соглашением. Латвия отказалась от упрощенного порядка еще в марте 2001 года.

Что касается регионального сотрудничества, то еще в июле 1996 года в Пылве (Эстония) был создан Совет по сотрудничеству приграничных регионов, вкоторый вошли представители Выруского и Пылвского уездов Эстонии, Алуксненского и Балвского районов Латвии, а также Палкинского, Печерского и Псковского районов Псковской области. Основными задачами Совета являются разработка совместной стратегии приграничного сотрудничества и реализация проектов в вопросах совершенствования инфраструктуры и охраны окружающей среды. На территории Псковской области действует более двухсот предприятий с участием эстонского и латвийского капитала.

Литва ввела визы для граждан России, следующих транзитом через ее территорию. Это решение затрагивает интересы жителей российского полуанклава, Калининградской области. Экономические проблемы у области могут возникнуть также из-за введения визового режима со стороны Польши. Большие надежды на решение визовых вопросов власти Калининградского региона связывают с только что ратифицированной Россией Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.

На договорной основе Калининградская область взаимодействует с семью воеводствами Польши, четырьмя уездами Литвы и округом Борнхольм (Дания).

В 1998 году область присоединилась к многостороннему приграничному сотрудничеству в рамках еврорегиона «Балтика», а три ее муниципальных образования - к работе по созданию еврорегиона «Сауле» (с участием Литвы и Латвии). Во второй половине 90-х годов подписан ряд соглашений по линии межрегионального сотрудничества Калининградской области и Клайпедского, Паневежисского, Каунасского, Мариямпольского уездов Литвы.

Довольно напряженные отношения установились в кавказском регионе России и Грузии. В 2000 году были введены ограничения по перемещению между Грузией и Россией, что ощутимо ударило по жителям обеих республик Осетии. Сегодня на региональном уровне районы Северной Осетии установили приграничные связи с Казбекским районом Грузии, с августа 2001 года их жители могут пересекать границу без оформления виз.

Ситуация на дагестанском участке границы обстоит лучше: в 1998 году усилиями правительства Дагестана были сняты ограничения по пересечению государственной границы России с Азербайджаном, что способствовало снижению напряженности и активизации хозяйственных связей. Во исполнение межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Дагестаном и Азербайджаном подготовлено отраслевое соглашение - о сотрудничестве в агропромышленном комплексе.

Расширение сотрудничества соседних регионов Казахстана и России связывается с вопросами окончания процессов делимитации и демаркации границ. Например Алтайский край активно сотрудничает с Китаем, Монголией и среднеазиатскими республиками СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан). Основные партнеры в приграничном сотрудничестве Алтайского края - Восточно-Казахстанская и Павлодарская области Республики Казахстан. Объем внешнеторгового оборота Алтая с Казахстаном составляет около трети всего внешнеторгового оборота края. В качестве необходимой правовой базы для развития такого рода приграничного сотрудничества Россией рассматриваются двусторонние Соглашения о сотрудничестве между администрацией края и регионами Казахстана.

Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты. Перспективное направление в приграничном сотрудничестве России с Монголией - освоение месторождений рудных ископаемых, разведанных на западе страны. В случае реализации проектов прямого транспортного сообщения, возможного строительства газопровода между Россией и Китаем через Монголию создадутся необходимые энергетические и инфраструктурные условия для участия сибирских регионов в освоении сырьевых ресурсов Монголии. Этапом в развитии отношений стало открытие в феврале 2002 года Генерального консульства Монголии в Кызыле.

На приграничное сотрудничество регионов России и Японии влияет интерес японской стороны к островам Южной Курильской гряды. В 2000 году на государственном уровне была подписана «Программа японо-российского сотрудничества в области развития совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».

Бывшие жители островов и члены их семей - японские граждане могут посещать острова по упрощенному визовому режиму. Уже много лет существуют безвизовые обмены между сторонами. МИДом Японии организуются курсы японского языка.

Объективные сложности связаны с тем, что японцы не признают острова российскими. Помощь японской стороны в строительстве электростанций иполиклиник можно рассматривать как акт доброй воли, а не как сотрудничество равноправных сторон.

Наиболее активными в развитии сотрудничества являются северо-западное и юго-восточное направления - «старые» приграничные регионы.

Сотрудничество в российско-финляндском пограничном регионе

Мурманская и Ленинградская области, Республика Карелия - участники приграничного сотрудничества с регионами финской стороны. Существует несколько программ сотрудничества: программа Совета министров Северных стран, программа Интеррег и Северное Измерение. Основополагающими документами являются Договоры об установлении дружественных связей между регионами и двусторонние планы сотрудничества.

В 1998 году на международном семинаре «Внешние границы ЕС - мягкие границы» в Йоэнсуу (Финляндия) правительство Республики Карелия предложило создать еврорегион «Карелия». Идея была поддержана лидерами приграничных региональных союзов и одобрена на высшем уровне обоих государств в том же году.

Цель проекта - создание новой модели трансграничного сотрудничества между региональными союзами Финляндии и Республикой Карелией. Задача - снятие барьеров, существующих в сотрудничестве между территориями, в первую очередь, развитие общения между жителями сопредельных регионов.

В структуре экономики еврорегиона «Карелия» основной отраслью является сфера услуг, как на территории финляндских региональных союзов, так и в Республике Карелия (по меньшей мере две трети работающего населения заняты в этой сфере). Вторыми по величине отраслями идут промышленность и строительство, затем сельское и лесное хозяйство.

Слабыми сторонами российской части региона, которые могут негативно повлиять на сотрудничество и должны непременно учитываться при тесном взаимодействии с финской стороной, являются сырьевая направленность промышленности, слабое развитие коммуникаций, локальные экологические проблемы и низкий уровень жизни.

В октябре 2000 года Карелия приняла «Программу приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001–2006 годы».

Правительство Финляндии одобрило и направило в ЕС Программу «Интеррег-III A-Карелия» на территории Финляндии. Тогда же, в2000году, была одобрена общая Программа действий на 2001–2006 годы и план работы на следующий год, в соответствии с которым для реализации намечено 9 приоритетных проектов. В их числе строительство Международного автомобильного пропускного пункта, развитие научного сотрудничества, развитие пограничных территорий Беломорской Карелии.

В январе 2001 года деятельность еврорегиона получила поддержку по линии программы ЕС Тасис - Еврокомиссия выделила 160 тысяч евро на проект еврорегион «Карелия».

На российско-финской границе существует упрощенный визовый режим.

Сотрудничество в российско-китайском пограничном регионе

Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю.

Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное10 ноября 1997 года Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. Развитию приграничной торговли способствуют значительные льготы, предоставляемые Китаем ее участникам (снижение импортного тарифа на 50 процентов).

В 1992 году Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска.

В 1992 году был введен упрощенный порядок пересечения китайско-российской границы.

В конце ноября 1996 года открылись китайские торговые комплексы на границе, куда по спецпропускам доставляются российские граждане (списки составляются местной администрацией).

Для облегчения индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в феврале1998 года путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов.

1 января 1999 года вступило в силу Положение о новых правилах регулирования приграничной торговли, в частности, жителям приграничных районов разрешается беспошлинно ввозить в Китай товары на три тысячи юаней (ранее - на одну тысячу).

Среди перспективных проектов - развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса, строительства инфраструктурных объектов, строительства трубопроводных сетей по межгосударственным проектам и т. д.

Сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Наиболее известным является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна реки Туманная (Tumen River Area Development Program) с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Основные направления сотрудничества - развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

В прошлом году два крупнейших банка сторон Внешторгбанк России и Промышленно-торговый банк Китая заключили соглашение о расчетах по приграничной торговле двух стран. Соглашение предполагает возможность проведения двусторонних расчетов по приграничной торговле в течение одного дня на базе взаимно установленных кредитных линий.

На государственном уровне проводится политика культурного сближения стран-соседей: в Хабаровске открыто Генеральное консульство КНР, в средних и высших учебных заведениях преподается китайский язык, проводятся фестивали, научные конференции, двусторонние встречи региональных властей и экономических партнеров.

Основной проблемой региона является опасение российской стороны демографического давления со стороны китайского населения. Плотность заселения приграничных районов с российской стороны крайне низка в абсолютных и относительных значениях по сравнению с плотностью заселения китайской стороны.

Из истории взаимоотношений приграничного населения

Российско-китайский и российско-корейский участки границы.

Хозяйственно-экономическая деятельность и торговля на границе Китая и Российской империи регулировалась следующими основными документами:

  • Айгуньский договор - разрешал взаимную пограничную торговлю проживающих по рекам Уссури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств.
  • Пекинский договор - разрешал свободную и беспошлинную меновую торговлю на протяжении всей приграничной линии подданным России и Китая.
  • «Правила для сухопутной торговли между Россией и Китаем», подписанные на правительственном уровне в 1862 году на 3 года и подтвержденные затем в1869году, установили беспошлинную торговлю на расстоянии 50 верст по обе стороны русско-китайской границы.
  • Петербургский договор 1881 года подтвердил все статьи о «Правилах русско-китайской торговли на Дальнем Востоке», которые были зафиксированы в прежних договорах.

К концу XIX века приграничная сухопутная торговля являлась основной формой экономических отношений русского населения Дальнего Востока и Маньчжурии. Она, особенно в начальный период освоения края, играла исключительно важную роль. Первые поселенцы нуждались в самых насущных предметах личного и хозяйственного обихода. Казаки получали из Маньчжурии табак, чай, просо, хлеб, сбывая, в свою очередь, сукно, ткани. Китайцы охотно приобретали меха, посуду, серебро в монетах и изделиях.

Торговый оборот русского Дальнего Востока с Маньчжурией в 1893–1895 годах составлял 3 миллиона рублей и распределялся соответственно по областям: Амурская - один миллион рублей, Приморская - 1,5–2 миллиона рублей, Забайкальская - не более 0,1 миллиона рублей.

Установленный в приграничной полосе режим порто-франко (режим беспошлинной торговли), наряду с положительными моментами способствовал развитию контрабанды, которую китайские купцы широко использовали в своей деятельности. Ежегодно контрабандная утечка золота в Маньчжурию в конце XIX века равнялась100 пудам (что составляло 1 344 тысячи рублей). Стоимость контрабандного вывоза пушнины и других товаров (кроме золота) равняласьприблизительно 1,5–2 миллионам рублей. А на территорию Дальнего Востока из Маньчжурии контрабандой доставлялась китайская водка ханшин и опиум. В Приморскую область основной ввоз шел по реке Сунгари. Например, в 1645 году в Приморскую область было завезено 4 тысячи пудов опиума на сумму до 800 тысяч рублей. Контрабанда спирта из Приамурья в Китай в 1909–1910 годы оценивалась приблизительно в 4 миллиона рублей.

В 1913 году Российское правительство продлило Петербургский договор (1881) на 10 лет, исключив статью, предусматривающую беспошлинную торговлю в пределах 50-верстной приграничной полосы.

Помимо приграничной торговли казаки сдавали в аренду китайцам и корейцам земельные паи. Происходило взаимовлияние земледельческих культур китайцев, корейцев и русских. Казаки научились выращивать сою, бахчевые культуры, кукурузу. Китайцы использовали казачьи мельницы для помола зерна. Еще одна форма сотрудничества - наем в казачьи хозяйства китайских и корейских сельскохозяйственных работников, особенно в сезонные периоды с/х работ. Отношения между хозяевами и работниками были хорошие, бедные китайцы охотно использовали возможности для заработков в казачьих хозяйствах. Это тоже формировало добрососедские отношения по обе стороны границы.

Казаки, проживавшие на границе, имели крепкие, экономически развитые войсковые, станичные и поселковые хозяйства, хорошо налаженные хозяйственные, торговые и культурные связи с населением сопредельной территории, что позитивно сказывалось и на общей обстановке в русско-китайском приграничье, и на самой границе. Многие уссурийские и амурские казаки хорошо говорили на китайском языке.

Добрососедские отношения проявлялись в совместном праздновании русских, православных и китайских праздников. Китайцы приходили в гости к своим знакомым казакам, казаки ходили праздновать китайский Новый год. Особых проблем с посещением знакомых на сопредельной стороне не было, граница в этом плане была больше условной, все посещения были под контролем казачьего населения и местного начальства.

Конечно, на местном уровне возникали и конфликты. Известны случаи воровства скота, сена, использования сенокосных угодий другой стороной. Отмечались случаи контрабандного провоза спирта казаками на сопредельную территорию и сбыта его через своих знакомых. Нередко возникали споры по рыбной ловле на реке Уссури, озере Ханка. Конфликты разбирались атаманами и станичными правлениями или через пограничного комиссара Южно-Уссурийского края.

Все данные о протяженности государственной границы по информации Федеральной пограничной службы РФ.

Общая оценка материала: 5

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Северное ожерелье. По рекам и озерам северо-запада России

После присоединения Крыма к России произошли изменения морских границ в Чёрном море. В результате этого, скорее всего, газопровод "Южный поток" пойдёт по другому маршруту. Кроме этого Россия обретает новые возможности для экспорта своей продукции через порт в Керчи. Интересно познакомиться с картами новых границ. В Чёрном море 12 морских миль от побережья являются территориальными водами государства, 250 миль составляют особую экономическую зону. По договору 2003 года об Азовском море территориальные воды стран ограничены 5-километровой зоной, остальные воды находятся в совместном хозяйственном владении. В дополнение к этому можно посмотреть и на проект нового моста, связывающего Таманский полуостров с Крымом. Керческий пролив греки именовали Босфор Киммерийский, а вот пролив отделяющий Малую Азию от Балканского полуострова греки называли Босфором Фракийским.
P.S. Я думаю, мало кто знает, что легендарная Колхида аргонавтов располагалась вовсе не в болотистой Джорджии, как наивно полагают некоторые филологи, а... на берегах Босфора Фракийского ("Бычьего прохода"). Корабли древних ахейцев назывались бусы ("быки") или минотавры ("быки Миноса") - вот почему этот пролив был так назван, иногда морские корабли ахейцы называли гиппокампами ("морскими конями"), поэтому на носу их были изображения или головы быка, или головы морского конька. Чёрное море древние греки называли Понтом Эвксинским ("Морем гостеприимным", а финикийцы Северным морем ("Ашкенас"). Но к Колхиде мы обратимся после внимательного изучения пути аргонавтов, что собой представляло золотое руно - цель их путешествия...

1.Границы России и других стран в Чёрном море до присоединения Крыма
2. Границы России и других стран в Чёрном море после присоединения Крыма

3. Месторождения нефти и газа в бассейне Чёрного и Азовского морей и суши
4. Керченский пролив и переправы с материковой России в Крым
5. Граница в Чёрном море между Украиной и Румынией после решения Международного Суда ООН 3 февраля 2009 года, когда Румынии перешло 79, 4% спорных территорий нефтегазоносного шельфа

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: