Стандарт находящиеся в одной административно территориальной. Административно-территориальная единица. Этнос как один из факторов образования территориальных границ регионов

Вопросы конституционного права

административно-территориальные единицы в системе публично-территориальных образований россии: теория, правовое регулирование и практика

© Дамдинов Б. Д., 2014

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Статья посвящена правовой характеристике административно-территориальных единиц на фоне иных внутригосударственных публично-территориальных образований, анализу места административно-территориальных единиц в территориальной организации публичной власти России.

Ключевые слова: территориальное устройство; федеративное устройство; административно-территориальное устройство; публично-территориальное образование; субъект Федерации; автономное территориальное образование; административно-территориальная единица; муниципальное образование.

1. Административно-территориальные единицы (образования) характеризуются среди публично-территориальных образований наименьшей степенью самостоятельности, а зачастую ее отсутствием. Сравнительный анализ практики зарубежных стран позволяет выделить следующие типичные черты административно-территориальных единиц: 1) это подразделения территории унитарного государства, 2) не обладают политической самостоятельностью, 3) их правовой статус определяется центральной властью (центральными органами власти и управления) .

Применительно к условиям Российской Федерации формулируется определение административно-территориальной единицы, которая рассматривается как часть «территории субъекта Федерации с установленными границами, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующаяся единством, непрерывностью, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью комплексного решения государственных и местных задач, необходимых для обеспечения жизнедеятельности местного населения» .

Среди признаков административно-территориальной единицы как территориального подразделения субъекта Федерации

выделяют следующие признаки: 1) это часть территории субъекта Федерации в фиксированных границах; 2) она может состоять как из одного, так и из нескольких населенных пунктов с прилегающими к ним землями; 3) она должна иметь собственное название; 4) на этой территории предполагается наличие органа публичной власти (если административно-территориальная единица используется для реализации права на местное самоуправление, должен быть образован орган местного самоуправления, а в случае осуществления на этом пространстве территориального государственного управления необходимым элементом является структурное подразделение органа государственной власти субъекта Федерации); 5) нормативно должен быть установлен соответствующий статус этого территориального подразделения, например город, район, сельский округ и т. д. .

Следует отметить, что признаки с 1 по 3 можно отнести к любым публично-территориальным образованиям, а не только к административно-территориальным единицам. Наличие органа публичной власти характерно не только для административно-территориальных единиц, но и для специальных территориальных образований (единиц). В этой связи можно частично согласиться со следующими примерными

признаками административно-территориальной единицы:

1. Это территориальная единица унитарного государства или субъекта федерации, сформированная для осуществления публичной власти органами не менее двух ее ветвей.

2. Территория и правовой статус административно-территориальной единицы установлены нормативными правовыми актами вышестоящего уровня территориального устройства, определяющими сферу компетенции органов публичной власти разных ветвей, но одного уровня ее осуществления.

3. Система органов власти, функционирующая на территории административно-территориальной единицы, выступает «агентом» центральных (в федеративных государствах - региональных) органов власти по вопросам осуществления государственной власти, одновременно действуя в интересах сообщества (сообществ), проживающего на данной территории. Даже если речь идет об органах местного самоуправления, отделенных от системы органов государственной власти, при осуществлении государственных полномочий они действуют как «агенты» вышестоящего уровня.

4. Административно-территориальная единица даже при наличии минимума прав самоуправления является частью политико-территориального устройства государства (либо как территориальная основа регионального самоуправления территориального сообщества, либо как основа территориальной организации местного самоуправления) .

В признаках 2 и 4 упоминаются статус и права самоуправления административно-территориальной единицы, что в условиях Российской Федерации вызывает определенные сомнения, о которых подробнее выскажемся ниже.

В практике субъектов Российской Федерации при определении ими в своем законодательстве понятия административно-территориальной единицы выработалось несколько подходов. Системный подход предполагает, что административно-территориальная единица является структурной частью территории субъекта в четких границах либо частью территории субъекта, представляющей собой один или несколько населенных пунктов, образованных в результате административно-территориального деления субъекта. В соответствии с формально-правовым подходом админи-

стративно-территориальная единица относится к одному из видов административно-территориальных единиц, имеет установленный нормативно-правовым актом статус, наименование, четко определенные границы и административный центр. С позиций функционального подхода территориальная единица субъекта служит территориальной основой для создания и (или) деятельности органов государственной власти, определения территориальных пределов компетенции органов государственной власти и мест постоянного или преимущественного проживания людей. В законодательстве ряда субъектов Российской Федерации вышеназванные подходы взяты в совокупности и рассматриваются как составляющие понятия «административно-территориальная единица субъекта». В рамках такого интегративного подхода административно-территориальная единица определяется «как структурный элемент административно-территориального устройства, образованный в результате территориального деления субъекта, имеющий в установленном порядке правовой статус, наименование, четко определенные границы, административный центр и служащий территориальной основой для создания, функционирования органов государственной власти, определения территориальных пределов их компетенции» .

2. Административно-территориальные единицы в советский период являлись пределом юрисдикции местных органов государственной власти, затем в 1990 г., в результате изменений в советском союзном и российском законодательстве о местном самоуправлении , административно-территориальные единицы районного и поселенческого уровней стали пределами территориальной юрисдикции органов местного самоуправления.

Формирование законодательства о местном самоуправлении после принятия Конституции России 1993 г. привело к обострению вопроса о соотношении административно-территориального устройства и территориальных основ местного самоуправления. Так, в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , к компетенции субъектов Российской Федерации были отнесены вопросы территориальной организации местного самоуправления. При решении возникшей про-

блемы соотношения административно-территориального устройства, находящегося также в сфере полномочий субъектов Российской Федерации, с территориальными основами местного самоуправления субъекты Российской Федерации в своем законодательстве закрепили разные модели этого соотношения.

По первой модели в законодательстве субъектов Российской Федерации административно-территориальное устройство и территориальные основы местного самоуправления рассматривались как тождественные понятия. В рамках этой модели признаком административно-территориальной единицы являлось наличие органов местного самоуправления. По второй модели административно-территориальное устройство и муниципально-территориаль-ное устройство были разведены нормативно и территориально. В рамках третьей модели понятия административно-территориального устройства и территориальных основ местного самоуправления нормативно разделялись, но территориально границы административно-территориальных единиц и муниципальных образований совпадали .

Вступивший в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменил ситуацию с соотношением административно-территориального устройства и территориальных основ местного самоуправления. Все вопросы территориальных основ местного самоуправления теперь урегулированы в федеральном законе, т. е. субъекты Федерации фактически лишены регулятивных полномочий в этой сфере.

В сложившейся ситуации, после приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законом, прежние модели соотношения административно-территориального устройства и территориальных основ местного самоуправления стали выглядеть следующим образом. В законах первой группы субъектов Федерации устанавливается, что административно-территориальное устройство служит упорядочению как государственной власти, так и местного самоуправления, либо упорядочению работы органов публичной власти (без определения ее уровня) или органов власти в целом (без указания, какой именно власти). Законы второй группы субъектов Российской Федерации

вообще не связывают существование административно-территориального устройства с деятельностью каких-либо органов публичной власти. В законах этих субъектов административно-территориальное устройство рассматривается как совокупность или система административно-территориальных единиц, из которых состоят соответствующие субъекты Федерации. В законах третьей группы субъектов Российской Федерации административно-территориальное устройство, по сути, отождествляется с территориальной организацией местного самоуправления, рассматривается как деление территории субъекта Федерации на муниципальные образования. В небольшой четвертой группе субъектов Российской Федерации административно-территориальное устройство понимается как организация территории для обеспечения функционирования государственной власти (осуществления государственного управления) субъекта Федерации .

Здесь следует отметить, что вопросы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации отнесены к их ведению (п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. № 1-П , подп. «л» п. 2 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ ). Основываясь на своей же позиции об отнесении вопросов административно-территориального устройства к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд подчеркнул, что «хотя вопросы территориальных основ местного самоуправления, формирования муниципальных образований и административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации связаны между собой, каждый из них имеет самостоятельное значение, обладает собственным юридическим содержанием и относится к различным сферам ведения: первый - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, второй - к исключительному ведению субъекта Российской Федерации» .

Налицо различная правовая природа административно-территориального устройства и территориальных основ местного самоуправления, обусловленная разными

сферами ведения, разными уровнями публичной власти и, соответственно, разным функциональным предназначением.

Сторонники отождествления административно-территориального устройства и территориальных основ местного самоуправления указывают на то, что в условиях существования двухуровневой системы местного самоуправления, возможности делегирования отдельных государственных полномочий муниципальным районам и городским округам и ограниченного числа полномочий субъектов Федерации, предполагающего создание их территориальных органов на местах, практического значения в юридическом разведении вышеуказанных категорий нет .

Представляется, что вышеуказанное отождествление является ситуативным и не учитывающим фундаментальные отличия между разными уровнями публичной власти. Так, число, объем и характер полномочий субъектов Российской Федерации, предполагающих учреждение их территориальных органов власти, не являются неизменной величиной. Эти полномочия могут как уменьшаться, так и увеличиваться, как за счет нового перераспределения полномочий в сфере совместного ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, так и за счет передачи отдельных полномочий, относящихся к вопросам местного значения, в компетенцию субъектов Российской Федерации. Не стоит забывать о возможности делегирования федеральных полномочий, исполнение которых также может потребовать учреждения территориальных органов власти субъектов Российской Федерации. Исходя из этого, можно утверждать о том, что территориальные органы субъектов Федерации осуществляют власть в пределах административно-территориальных единиц, а не муниципальных образований.

С другой стороны, отрицать взаимосвязь административно-территориального устройства и территориальных основ местного самоуправления и, следовательно, административно-территориальных единиц и муниципальных образований нет никаких оснований. Как указывал Конституционный Суд, «в правовом смысле территория определяет, прежде всего, пределы распространения властных полномочий различного уровня и характера. На одной и той же территории функционируют федеральная

власть, власть субъектов Российской Федерации, власть местного самоуправления нескольких уровней, что, соответственно, обусловливает разграничение их полномочий» .

Соответственно, функционально административно-территориальное устройство служит упорядочению как государственной власти, так и местного самоуправления, при этом нормативно административно-территориальное устройство и территориальные основы местного самоуправления разграничиваются, однако территориально границы административно-территориальных единиц и муниципальных образований могут как совпадать, так и не совпадать в зависимости от их уровня.

3. Классификация административно-территориальных единиц, как и иных публично-территориальных образований, возможна по принципу формирования, когда эти единицы делятся на территориальные и национальные. Представляется, что административно-территориальные единицы по определению являются территориальными образованиями подобного рода, а национальные административно-территориальные единицы, скорее, исключением из общего правила, когда их учреждение в первую очередь обусловлено не соображениями эффективности государственного управления, а особым национальным составом населения этих единиц. На данный момент говорить о существовании национальных административно-территориальных образований в субъектах Российской Федерации можно с некоторой натяжкой, так как подобная практика весьма немногочисленна и противоречива , хотя в советский период такая практика была распространена.

С точки зрения порядка правового регулирования можно выделить административно-территориальные единицы, урегулированные в обычном порядке в законодательстве субъектов Российской Федерации и урегулированные в особом порядке, либо только в федеральном законодательстве, либо когда часть вопросов урегулирована в федеральном законодательстве, а часть - в законодательстве субъектов Федерации. К последним можно отнести административно-территориальные единицы с особым статусом, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами об образовании новых субъектов Российской Федерации, и в кото-

рых в качестве источников регулирования особого статуса помимо федерального законодательства указаны уставы субъектов Федерации и их законы.

К административно-территориальным единицам, урегулированным в особом порядке, только в федеральном законодательстве, мы можем отнести закрытые административно-территориальные образования.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) определяется как «имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан». Далее указывается, что «вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов».

Ключевой, по нашему мнению, здесь является категория «режим», которая обусловливает территориальные пределы ЗАТО, а обязательное учреждение в его границах муниципального образования со статусом городского округа является элементом особого режима ЗАТО.

Как мы уже указывали, если в пределах административно-территориальных единиц действуют органы власти, сформированные вышестоящими органами, то у таких административно-территориальных единиц

отсутствует правосубъектность и, следовательно, правовой статус. Административно-территориальные единицы в рамках нашего исследования характеризуются, с точки зрения теории, отсутствием статуса, в отличие от универсальных территориальных единиц, и наличием универсальной компетенции органа (органов) административно-территориальных единиц, в отличие уже от специальных территориальных единиц, что ставит административно-территориальные единицы в промежуточное положение между универсальными и специальными единицами . При этом, оставаясь в любом случае территориальным образованием (единицей), административно-территориальная единица продолжает выполнять основную функцию любой территориальной единицы - быть пределом распространения публичной власти. В условиях существ ую-щей системы публичной власти в Российской Федерации административно-территориальные единицы как элемент административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации являются территориальной основой функционирования государственной власти субъекта Российской Федерации и власти муниципальных образований, в случае учреждения муниципального образования в границах соответствующих административно-территориальных единиц. По существующему законодательству в границах соответствующих административно-территориальных единиц для реализации государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть учреждены территориальные органы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и/или исполнительные органы муниципальных районов или городских округов могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. Таким образом, административно-территориальные единицы как основа функционирования публичной власти, не являясь субъектами права, являются объектами правового воздействия, к которым применима категория «правовой режим».

Как мы уже заметили, наиболее ярко данное обстоятельство в законодательстве выражено в отношении такого вида административно-территориальных единиц, как ЗАТО, что дает нам основание для экстраполяции вывода о правовом режиме на все административно-территориальные единицы.

В зависимости от особенностей правового режима, по нашему мнению, можно выделить следующие административно-территориальные единицы: административно-территориальные единицы с обычным (ординарным) правовым режимом и административно-территориальные единицы со специальным правовым режимом.

Представляется, что с учетом вышеуказанного административно-территориальным единицам в Российской Федерации присущи следующие признаки:

1. Административно-территориальная единица - это элемент административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, представляющая часть его территории в установленных границах и состоящая из одного или нескольких населенных пунктов.

2. Административно-территориальная единица является территориальной основой организации и функционирования государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. В пределах административно-территориальных единиц государственные полномочия субъектов Российской Федерации универсального характера осуществляется территориальными органами исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и/или исполнительными органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов в порядке делегирования отдельных государственных полномочий.

4. Правовой режим соответствующих административно-территориальных единиц определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, административно-территориальную единицу можно определить как элемент административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации с установленным правовым режимом, являющегося территориальной основой организации и функционирования государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемой соответствующими органами Российской Федерации и/или органами местного самоуправления в порядке делегирования отдельных государственных полномочий. Ш

1. Чудаков М. Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Минск, 2001. С. 242.

2. Региональное право / под ред. В. Н. Ширяева, А. В. Никитиной. Хабаровск, 2008. С. 237.

3. Конституционное право субъектов Российской Федерации / отв. ред. В. А. Кряжков. М., 2002. С. 320.

4. Чертков А. Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы. М., 2009. С. 66.

6. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: закон СССР от 9 апр. 1990 г. // Ведомости СНД и ВС. 1990. № 16. Ст. 267; Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления: закон РСФСР от 24 мая 1991 г. № 1329-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 778.

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 28 авг. 1995 г. № 154-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

8. Подробнее см.: Щедрин Н. В., Шарнина Л. А. Пределы законодательного усмотрения при нормативно-правовом регулировании вопросов административно-территориального устройства субъектов Федерации // Вестн. Ом. унта. Сер. Право. 2012. № 2 (31). С. 42-43.

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

10. Подробнее см.: Максимов А. Н. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие и проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы рос. права. 2009. № 4. С. 70-74.

11. О проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»: постановление Конституц. Суда РФ от 24 янв. 1997 г. № 1-П // Собр. законодательства РФ. 1997. № 5. Ст. 708.

12. Собр. законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

13. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Брянской области о проверке конституционности отдельных положений статей 8, 9 и 12 Закона Брянской области «Об административно-территориальном устройстве Брянской области»: определение Конституц. Суда РФ от 10 июля 2003 г. № 289-О // Вестн. Конституц. Суда РФ. 2003. № 6.

14. Подробнее см.: Щедрин Н. В., Шарнина Л. А. Указ. соч. С. 43-45.

15. По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: постановление Конституц. Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П // Собр. законодательства РФ. 1997. № 29. Ст. 3581.

16. Подробнее см.: Праскова С. В. Национальная административно-территориальная единица: опыт и перспективы использования в России // Акад. юрид. журн. 2012. № 4(50). С. 14-24.

17. О закрытом административно-территориальном образовании: закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915.

18. Подробнее см.: Дамдинов Б. Д. Внутригосударственные публично-территориальные образования: теоретические аспекты // Сиб. юрид. вестн. 2014. № 1. С. 24-25.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 28 авг. 1995 г. № 154-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506.

О закрытом административно-территориальном образовании: закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 //

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 33. -Ст. 1915.

Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления: закон РСФСР от 24 мая 1991 г. № 1329-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1991. - № 22. - Ст. 778.

Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: закон СССР от 9 апр. 1990 г. // Ведомости СНД и ВС. - 1990. - № 16. -Ст. 267.

О проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»: постановление Конституц. Суда РФ от 24 янв. 1997 г. № 1-П // Собр. законодательства РФ. - 1997. - № 5. - Ст. 708.

Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Брянской области о проверке конституционности отдельных положений статей 8, 9 и 12 Закона Брянской области «Об административно-территориальном устройстве Брянской области»: определение Конституц. Суда РФ от 10 июля 2003 г. № 289-О // Вестн. Конституц. Суда РФ. - 2003. - № 6.

По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: постановление Конституц. Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П // Собр. законодательства РФ. - 1997. - № 29. - Ст. 3581.

Дамдинов Б. Д. Внутригосударственные публично-территориальные образования: теоретические аспекты // Сиб. юрид. вестн. - 2014. - № 1. -С. 22-26.

Конституционное право субъектов Российской Федерации / отв. ред. В. А. Кряжков. - М. : Городец-издат, 2002. - 864 с.

Максимов А. Н. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие и проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы рос. права. - 2009. - № 4. -С. 70-79.

Праскова С. В. Национальная административно-территориальная единица: опыт и перспективы

использования в России // Акад. юрид. журн. -2012. - № 4(50). - С. 14-24.

Региональное право / под ред. В. Н. Ширяева, А. В. Никитиной. - Хабаровск: РИОТИП, 2008. -402 с.

Чертков А. Н. Территориальное устройство Российской Федерации / А. Н. Чертков. - М. : Ин-т законодательства и сравнит. правовед. при Правительстве РФ, 2009. - 344 с.

Чудаков М. Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / М. Ф. Чудаков. -Минск: Новое знание, 2001. - 576 с.

Щедрин Н. В. Пределы законодательного усмотрения при нормативно-правовом регулировании вопросов административно-территориального устройства субъектов Федерации / Н. В. Щедрин, Л. А. Шарнина // Вестн. Ом. ун-та. Сер. Право. - 2012. - № 2 (31). - С. 41-48.

Administrative-territorial Entities in the System of Public-territorial Formations in Russia: Theory, Regulation and Practice

© Damdinov B., 2014

An article lights the legal characterization of the administrative-territorial units on the background of other domestic public territorial entities, analysis of the place of the administrative-territorial units in the territorial organization of the public authorities of Russia.

Key words: territorial system; federal structure; administrative-territorial structure; public-territorial entity; subject of the federation; autonomous territorial entity; administrative unit entity; municipal formation.

В школе меня волновал вопрос о названии страны. Как правильно сказать: Россия или Российская Федерация (РФ)? На уроке обществоведения мне объяснили, что эти понятия равнозначны . И эта равнозначность закреплена в 1 ст. Конституции РФ . Но именно федеративное устройство нашей страны позволяет ей делить территорию на отдельные административно-территориальные единицы.

Федеративное устройство

Это форма государственной организации, при которой страна состоит из отдельных объектов – субъектов федерации . Они, помимо общегосударственных, имеют свои органы исполнительной, судебной и законодательной власти.

Все субъекты РФ равноправны между собой, вне зависимости от их размера и населённости.

Крупные административно-территориальные единицы России

Всего выделяют 85 субъектов . Давайте рассмотрим, как делится наша страна, и чем отличаются территориальные единицы:

  • республика . В состав РФ входят 22 республики. Среди них: Саха (Якутия), Коми, и Чечня. Имеют яркие особенности: объединение на территории отдельного народа, наличие собственной конституции и возможность использовать свой язык как государственный;
  • край . В России их 9 . Среди них: Алтайский, Краснодарский, Пермский и Приморский. Сейчас отличий между краем и областью нет, хотя ранее автономные области могли становиться только частью края;
  • область . В составе России 46 областей. Среди них: Воронежская, Иркутская, Московская и Тамбовская. При включении новых объектов, область может стать краем , например, Пермская область после присоединения Коми-Пермяцкого автономного округа стала Пермским краем. Хочу еще упомянуть Калининградскую область, этот субъект отделен от территории России. И является ее эксклавом (часть, не имеющая границы с остальной территорией страны);
  • автономная область . Она одна : Еврейская автономная область.
  • автономный округ . Их 4: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий. Это территория, образованная по национальному признаку, но, в отличие от республики, своей конституции и государственного языка не имеет.
  • город федерального значения .

Понятие и принципы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Правовое закрепление административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации в конституциях и уставах субъектов.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

В Конституции РФ в общем виде закреплен принцип государственного суверенитета современного российского государства (ст. 2,3 Конституции). Он означает, что федеративная государственная власть РФ обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью от каких-либо других властей как на территории самой РФ, так и в её взаимоотношениях с зарубежными государствами.

Суверенитет - это качественное состояние государственной власти. Оно выражается через определение «совокупность суверенных прав государства, т.е важнейших, фундаментальных прав».

Одновременно они характеризуют РФ как государство 1) право учредительной власти, т.е. право разрабатывать, принимать свою Конституцию, вносить в неё необходимые изменения, дополнения и поправки; 2) право установления системы федеративных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, право принимать федерально-конституционные законы и федеральные законы, осуществлять контроль за их соблюдением; 3) право иметь свое российское гражданство, приобретение и прекращение ~ осуществляется в соответствии с федеральными законами; 4) право иметь российские вооруженные силы для обеспечения и защиты государственного суверенитета РФ; 5) право иметь свой государственный язык на всей территории РФ - русский язык; 6) право иметь свои символы государственного суверенитета; герб, флаг, гимн и столицу.

Суверенные права РФ как самостоятельного государства составляют ядро его компетенции. Именно через полномочия и предметы собственного ведения (и совместного ведения с субъектами) РФ осуществляет государственный суверенитет.

ТЕМА № 12

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.



Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации базируется на ряде принципов. Важнейшим из них является экономический принцип , требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества населения, состояния путей сообщения.

В условиях многонационального государства важную роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц.

Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы населения. Поэтому максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению также становится важным принципом административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.

Действующая Конституция Российской Федерации не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Эти вопросы - область деятельности, главным образом, субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям. Эти решения находят отражение в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов Российской Федерации.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, они подразделяются на следующие основные виды : города республиканского значения; города краевого, областного, окружного значения; города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы . Городские районы являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу. К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численности населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха.

На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы.

В Российской Федерации имеются также закрытые административно-территориальные образования . Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов. Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Его территория и границы определяются исходя из особого режима безопасности функционирования объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

Административное и муниципальное деление

В России применяется два вида территориального деления:

    административно-территориальное - для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО)

    муниципальное - для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления :

    совмещение двух видов деления - границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов. Пример: Административно-территориальное деление Челябинской области

    юридическом разведении двух видов деления - границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Пример: Административно-территориальное деление Свердловской области

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

    с точки зрения муниципального деления Москва делится на

    • 146 «внутригородских территорий города федерального значения» (см. Местное самоуправление в Москве)

    административно Москва делится на:

    • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) - административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления

      • Районы (совпадают по территории с муниципальными образованиями)

Субъекты Российской Федерации

Основная статья: Федеративное устройство России

Федеральные округа

Основная статья: Федеральные округа Российской Федерации

В настоящий момент в России 9 федеральных округов:

    Южный федеральный округ

    Сибирский федеральный округ

    Уральский федеральный округ

    Крымский федеральный округ

Административно-территориальное деление россии

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ Российской Федерации в настоящее время различается по типам и уровням:

    федеральные округа

    субъекты Российской Федерации

    экономические районы

Федеральные округа

Федеральные округа как административно-территориальные единицы Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В. Путина № 849 от 13 мая 2000 года «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». В момент их учреждения в 2000 году было создано 7 федеральных округов. Указом президента Д. А. Медведева от 19 января 2010 года из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ и увеличено количество федеральных округов до восьми.

Название округа

Административный центр

Кол-во субъектов РФ

Площадь (км 2 )

Население (на 01.01.2013)

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

Ростов-на-Дону

Северо-Западный федеральный округ

Санкт-Петербург

Дальневосточный федеральный округ

Хабаровск

Сибирский федеральный округ

Новосибирск

Уральский федеральный округ

Екатеринбург

Приволжский федеральный округ

Нижний Новгород

Северо-Кавказский федеральный округ

Пятигорск

Субъекты Российской Федерации

Современное федеративное устройство Российской Федерации закрепелено в Конституции Российской Федерации. Субъектами федерации являются:

    республики

  • города федерального значения

    автономная область

    автономные округа.

Каждый их типов субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России.

В настоящее время в состав Российской Федерации входят 83 субъекта, в том числе: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

Республики Российской Федерации (21)

Республики

Площадь (км 2 )

Население (2013)

Административный центр

Республика Адыгея

Республика Алтай

Горно-Алтайск

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Махачкала

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Черкесск

Республика Карелия

Петрозаводск

Республика Коми

Сыктывкар

Республика Марий Эл

Йошкар-Ола

Республика Мордовия

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия – Алания

Владикавказ

Республика Татарстан

Республика Тыва

Удмуртская Республика

Республика Хакасия

Чеченская Республика

Чувашская Республика

Административная территория

"...Административная территория - территориальная единица, состоящая из одного или нескольких сельских населенных пунктов, не входящих в границы сельских поселений и административно подчиненных городу (областного или районного подчинения) или поселку городского типа, и образующая с городом или поселком городского типа общую территорию, организованную для осуществления местного самоуправления..."

Источник:

Закон Московской области от 17.01.2001 N 12/2001-ОЗ

"Об административно-территориальном устройстве Московской области"

(принят решением Мособлдумы от 27.12.2000 N 20/119)

(вместе с "Порядком решения вопросов административно-территориального устройства Московской области")


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Административная территория" в других словарях:

    ТЕРРИТОРИЯ - (лат. territorium, от terra земля). Все земли государства, города или какого либо ведомства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕРРИТОРИЯ земля, область, принадлежащая известному государству; в Сев.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Территория (многопользовательская онлайн-игра) - «Территория» Разработчик IT Territory Издатель IT Territory Дата выпуска 12 апреля 2004 года Жанр BBMMORPG Возрас … Википедия

    ТЕРРИТОРИЯ Энциклопедия социологии

    Территория (значения) - Территория (от лат. territorium) может означать: Территория земельное пространство с определёнными границами. Территория административная единица. В США, Канаде и некоторых других федеративных государствах: особый… … Википедия

    Территория Российской империи по состоянию на 1914 год - Карта Российской империи 1912 года К 1914 году протяжённость территории Российской империи составляла с севера на юг 4383,2 вёрст (467 … Википедия

    территория - 1) наименование любой части поверхности суши; может относиться к любому таксону пространственной иерархии – ареалу, городу, району и т. п. В то же время это эмпирическое выражение абстрактного понятия пространства. Территория обладает свойством… … Географическая энциклопедия

    ТЕРРИТОРИЯ - англ. territory; нем. Territorium. 1. Пространство земли, внутренних и прибрежных вод, включая воздушное пространство над ними с определенными границами. 2. В нек рых государствах особые административные округа. 3. Особая административная единица … Толковый словарь по социологии

    Территория действия - Может быть установлена для лицензионного договора по соглашению сторон в пределах территории действия патента, т.е. на территории Российской Федерации это может быть область, район, край, регион или любая другая официально признанная… … Юридический словарь по патентно-лицензионным операциям

    Унгава (территория) - У этого термина существуют и другие значения, см. Унгава. Унгава (фр. Le district de l Ungava) административная территория (дистрикт), выделенная в 1895 1912 в ходе британской колонизации Канады. Долгое время рассматривалась как часть так.… … Википедия

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: