Машина которая очищает хлопок. Хлопкоуборочные машины. Социально-экономические последствия изобретения


Подготовить ответы на вопросы:

1. Общая характеристика имени прилагательного (определение, разряды по значению).

2. Правописание прилагательных с суффиксами:

· -н- и -нн-;

· -к- и -ск-.

3. Правописание сложных прилагательных.

  1. Употребление полной и краткой формы прилагательного; усеченные формы. Синонимия полных и кратких форм прилагательных.

5. Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных.

Выполнить письменно упражнения:

1. Упр. № 311, 313 на стр. 105-107 из пособия Практический курс современного русского языка. Сборник упражнений / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 2002.

  1. Перепишите. Выделите суффиксы прилагательных, определите разряд имен прилагательных.

1. Башен…й кран, камен…я ограда, пламен…е чувство, имен…й список, родств…ые отношения, станци…ый поезд, стекл…ая посуда, серебр…ый портсигар, глин…ая чашка, юн…ые спортсмены, рум…ые яблоки, ветр…ое утро, безветр…ый день, ветр…ая мельница, ветр…ая оспа, плат…ой шкаф, клюкв…ый сироп, дискусси…ый вопрос, кож…ый диван, петуш…ый крик, маши…ый зал, стари…ый циферблат, гус…ые лапки, торжеств…ый день.

  1. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -к- или -ск-. Запишите их вместе с подходящими по смыслу существительными.

Матрос, казах, француз, Одесса, Казань, июль, ткач, казак, богатырь, январь, гавань, немец, Кавказ, декабрь, черкес, комендант, октябрь, киргиз, делегат, рыбак, таджик, Урал, гигант, село, чех, университет, горняк, кандидат, Прага.

4. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагательные и запишите их вместе с существительными (сложные прилагательные везде ставьте перед существительными).

Машина (которая очищает хлопок), (темный) коричневый костюм, (светлый) зеленая ткань, завод (где строятся корабли), выработка (средняя за год), (бледный) лиловый цвет, (иссиня) черные волосы, культура (Древней Руси), ветер (с северо-запада), словарь (русский и французский), (изжелта) оранжевый мандарин, (белый) снежная скатерть, промышленность (кожевенная и обувная), литература (по сельскому хозяйству), (васильковый) синие глаза, секция (шахматная и шашечная).

5. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких форм невозможно и назовите факторы, накладывающие такие ограничение.

Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, примирительный, благонамеренный, отсталый, маленький, геройский, чистейший.

6. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование а) только краткой формы, б) только полной формы, в) обеих форм. Свой выбор мотивируйте.

Я (сыт \ сытый). Сегодня он (сердит \ сердитый). Профессор (доволен \ довольный) успехами студентов. Больной еще (слаб \ слабый). Вода в реке была (темна \ темная) и (холодна \ холодная). Константин Сергеевич очень (умен \ умный). Эти многоугольники (симметричны \ симметричные). Эти ошибки легко (исправимы \ исправимые). Эта река слишком (мелководна \ мелководная) для судоходства. Кто (бодр \ бодрый) душой, тот всегда (весел \ веселый) и (здоров \ здоровый). Мясо уже почти (готово \ готовое). Наш город (красив \ красивый) в любое время года. Он был (способен \ способный) выполнить самую трудную задачу.

  1. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.

Третий рассказ показался ему наиболее смешней. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех. Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь – ширше. Вчера ты был менее весел. Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете. Алена гораздо красивше Татьяны. Надо вести себя скромнейше и простее. Он из нас был самый честнейший. Первее всего нужно доделать то, что мы начали. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. Аргументы Шмелева менее весомее. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады. В истории фигурного катания эта пара сыграла очень выдающуюся роль. Цифры – самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

Литература

27. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976. – С. 43-70.

28. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2005. – 304 с.

29. Голуб И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. – М.: Эксмо, 2008.

30. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1977.

31. Русская грамматика / под ред. Н.Ю.Шведовой. В 2-х томах. – М., 1980, т.1.

32. Русский язык / под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989.

33. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. Учебное пособие для студентов. В 2-х частях. Ч.2. / под ред. Е.И.Дибровой. – М., 2009

34. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2001 – 304 c.

35. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. – М., 1999.

36. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1986.

37. Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. – М., 2006. – § 90 (грамматические комментарии).

38. Русский язык и культура речи /под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003.

39. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.

Практическое занятие №6

Хлопчатник - важнейшая техническая культура. Плоды хлопчатника (коробочки) наполнены семенами, покрытыми волокнами - хлопком. Сбор хлопка вручную - исключительно трудоемкая и утомительная работа. Для ее механизации создана система машин, основу которых составляют навесные хлопкоуборочные машины. Трактор передвигает хлопкоуборочную машину по полю и приводит в действие все ее рабочие органы. Машина собирает хлопок в несколько приемов, так как коробочки хлопчатника раскрываются в разное время. Чтобы листья на кустах хлопчатника не мешали работе машин, перед уборкой их удаляют, обрабатывая растения химическими веществами - дефолиантами.

В первый раз хлопкоуборочная машина появляется в поле, когда раскроется около 50-60% коробочек. Спустя примерно две недели, когда раскроется еще 25-30% коробочек, сбор хлопка повторяют.

Хлопкоуборочная машина собирает хлопок-сырец (семена с волокном и пухом) сразу с двух или четырех рядов хлопчатника, посеянного с междурядьями 90 или 60 см. Впереди машины расположены хустоподъемники, которые поднимают кусты хлопчатника и направляют их в уборочные аппараты. В уборочном аппарате волокна хлопка-сырца проходят между вращающимися вертикальными барабанами с зубчатыми шпинделями и наматываются на них. Потом специальные съемники очищают шпиндели от хлопка-сырца, а поток воздуха, подаваемого вентилятором по трубопроводам, транспортирует его в бункер машины. Одна машина убирает за день хлопок с 4-16 га, заменяя труд десятков сборщиков.

Осенью на кустах хлопчатника остаются нераскрытые, невызревшие коробочки - курак. Их собирают куракоуборочными машинами. А для сбора опавшего на землю хлопка-сырца используют особые подборщики. Оставшиеся в поле стебли хлопчатника (гуза-паю) корчуют гузоуборочными машинами, которые укладывают стебли на поверхность поля копнами или валками.

Хлопок-сырец, собранный машинами, подборщиками и вручную, поступает в полевые хлопкоочистители. Эти машины очищают хлопок от коробочек, веток, листочков, посторонних примесей, сора и подают его в транспортные средства.

Далее хлопок-волокно отделяют от семян на волокноотделителях, прессуют в кипы и отправляют на хлопкопрядильные фабрики. Здесь из хлопка вырабатывают пряжу и вату. Из хлопчатобумажной пряжи изготовляют ткани, нитки, трикотаж, корд, приводные ремни, шнуры, канаты и много других полезных вещей.

1. Слитно

а) образованные от сложных существительных, пишущихся слитно, например: паровозный (паровоз), электромоторный (электромотор);

б) образованные от таких сочетаний слов, в которых одно слово связано с другим по способу подчинения (согласования, управления, примыкания), например: голубоглазый (голубые глаза), общенародный (общий для народа), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), глубокоуважаемый (которого глубоко уважают).

Сложные прилагательные, первая часть которых образована от наречий, имеют книжный характер и часто являются терминами, обозначая единое, цельное понятие, например: высокохудожественный (рассказ), высокообразованный (человек), вышеуказанный (пример), легкорастворимый (материал, вещество), малозначащий (факт), многообещающий (эксперимент), нижеследующий (отзыв), тяжелораненый (офицер), узкопрактический (интерес).

Примечание . Сложные прилагательные, в состав которых входит наречие, не следует смешивать с обычными сочетаниями из наречия и прилагательного (или причастия), пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, детски наивный, окончательно уничтоженный и т. п. В этом случае первая часть сочетания выступает в качестве отдельного члена предложения, отвечая на вопросы как? каким образом? в какой степени?

В качестве первой части подобных словосочетаний обычно выступают наречия абсолютно (абсолютно точный), жизненно (жизненно важный), исконно (исконно русский), истинно (истинно человеческий), подлинно (подлинно научный), прямо (прямо противоположный), резко (резко отрицательный), смертельно (смертельно опасный), строго (строго последовательный) и др.

Раздельно пишутся в составе словосочетаний наречия на -ски- , например: рабски услужливый, дьявольски коварный, исторически неизбежный.

2. С дефисом пишутся сложные прилагательные:

а) образованные от имён существительных, пишущихся с дефисом, например: дизель-моторный, северо-западный;

б) образованные из таких сочетаний слов, которые связаны по способу сочинения, как равноправные понятия, например: выпукло-вогнутые стёкла (стёкла выпуклые и вогнутые), русско-немецко-французский словарь (русский, немецкий и французский), сине-бело-красный флаг (синий, белый и красный) (в этих случаях между словами, входящими в состав сложного прилагательного, можно вставить союз и или но );

в) обозначающие оттенки цветов, например: бледно-ро-зовый, светло-синий, тёмно-фиолетовый, ярко-зелёный, изжёлта-красный, серебристо-белый, коричнево-красный, зеленовато-голубой, пепельно-серый;

г) первая часть которых образована от иноязычных слов и оканчивается на -ико- , например: химико-лабораторный, физико-технический, механико-машиностроительный (но: великорусский, великосветский).

Примечание . С дефисом пишется ряд сложных прилагательных, части которых обозначают неоднородные признаки, например: народно-освободительное движение (народное освободительное), научно-популярный журнал (научный популярный), учебно-производственные мастерские (учебные производственные).

Следует иметь в виду, что среди сложных прилагательных много традиционных написаний, например: всемирно-исторический (но: всемирно известный), народно-поэтический. Поэтому при сомнениях в их написании следует обращаться к орфографическому словарю.

3. В первой основе сложных прилагательных пишется одно н , если она образована от существительного на н , и пишется нн, если она образована от прилагательного с нн , например: вагоноремонтный завод (завод по ремонту вагонов), но вагонно-паровозный парк (парк вагонный и паровозный).

4. Сложные прилагательные, первой составной частью которых являются числительные, пишутся слитно: сорокаградусный, двадцатипятиметровый.

252. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагательные и запишите их вместе с существительными (сложные прилагательные везде ставьте перед существительными). 1) Машина (которая очищает хлопок); 2) трубка (которая проводит пар); 3) бумага (чувствительная к свету); 4) завод (где строятся корабли); 5) фабрика (на которой прядут шёлк); 6) выработка (средняя за год); 7) культура (Древней Руси); 8) ветер (с северо-запада); 9) рабочие (фабрик и заводов); 10) словарь (русский и французский); 11) промышленность (кожевенная и обувная); 12) литература (по сельскому хозяйству); 13) секция (шахматная и шашечная); 14) завод (где ремонтируют вагоны); 15) депо (вагонное и паровозное).

253. От данных слов образуйте сложные прилагательные.

(Тёмный) коричневый костюм, (светлый) зелёная ткань, (бледный) лиловый цвет, (яркий) красный ситец, (иссиня) чёрные волосы, (изжёлта) оранжевый мандарин, (розоватый) жёлтые плоды, (белый) снежная скатерть, (синеватый) голубое небо, (матовый) бледное лицо, (серебристый) серый песец, (васильковый) синие глаза, (янтарный) жёлтые лимоны.

254. Спишите, образуя сложные прилагательные.

1) Ель уходит остриём в... бездонную (купол)образную синеву. (Бун.) 2) Накануне вечером со стороны (север)вос-точной опять появился туман. (Арс.) 3) Озаряемые сиянием луны, палатки нашего бивака казались (иссиня)белыми. (Арс.) 4) Над (не)обозримой степной р..вниной, куда к (прозрачный)зелёному небосклону убегало шоссе, плыли в (бледный)голубом небе лиловатые облака. (Бун.) 5) Мы плыли в сплошной (молочный)белой пелене, закрывшей берег и море. (С.-М.) 6) Грозно горело на (чёрный)воронёном небе белое созвездие Ориона. (Бун.) 7) Склоны сопки, на которую поднялся Алексей, покрывал (низкий)рослый дубняк. (В. Аж.) 8) По холодному бледному небу уныло ползли лохмотья (изжёлта)серых облаков. (В. Аж.) 9) Беридзе и инженер подошли к центру площадки, где рыли котлован под здание (насосный)дизельной станции. (В. Аж.) 10) (Жёлтый)крылые бабочки перелетают с травки на травку. (JI. Т.) 11) В тесной гавани на (рыба)ловных ботах были развёрнуты для просушки (разный)цветные паруса. (Пауст.) 12) До полудня лежала (свинцовый)тяжёлая, обильная роса. (Шол.)

255. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении прилагательных. Спишите, исправляя предложения.

1) Коробочка была бережная хозяйка. 2) Гостиную Собакевича украшали представительные собой люди. 3) Партизаны продвигались в неприглядной тьме. 4) В течение цельных суток лил дождь. 5) Боязно оглянувшись, женщина осторожно переступила порог и остановилась. 6) Химия очень завлекательная наука. 7) На родине поэта установлен мемориальный памятник.

256. Спишите. Обозначьте суффиксы прилагательных.

Авантюра - ав..нтюрист - авантюристический; авангард - ав..нгардный; аллегория - ал..горический; брезент - бр..зентовый; кипарис - к..парисовый; фантазия - ф..нтастика - ф..нтастический; оптимизм - опт..мист - опт..мистический; пессимизм - пес..мист - пес..мистический; атлет - тяжёлая..тлетика - ..тлетический; эстафета - эст..фетный; кульминация - кульм..национный; миниатюра - мин..атюрный; монумент - м..нументал ьный.

257. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их употребление. Составьте схему выделенного предложения.

Ока один из волжских пр..токов уступающий по длине лишь Каме начинается в (широко) листв..ных лесах значительно южнее Москвы. В верхн..м течен.. реки можно озн..комиться с (Белёв) (Чекалин) (Калуга) (Алексин) (Серпухов) и другими старинными ру..кими городами. Чудесные берега возле города Тарусы запечатлены в картинах написанных художник.. (Поленов). Недостатка в (живописных п..йзажах нет однако ни в нижн.. ни в средн.. течен.. Оки. Какие тут (изумрудно) зелёные луга какие дубравы!

Ока перес..кает земли на которых наши предки осели (тысяч..)летия назад и поэтому картины героического прошлого во..кресают перед нами при (пут..)шествии по реке . Жителям не раз пр..ходилось отбывать натиск врагов наступавших на Русь.

258. Прочитайте отрывок из рассказа А. И. Солженицына «Отражение в воде». Отметьте характерные для этого текста средства языковой выразительности. Назовите эпитеты. Какие из них являются метафорическими? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Напишите отзыв о рассказе, выразив своё отношение к поставленным в нём проблемам.

В поверхности быстрого потока (н..)разл..чить отражений н.. близких, н.. далёких: даже если (н..)мутен он, даже если свободен от пены - в постоя..ной струйчатой ряби, в (н..)угомо..ной смене воды отр..женья (н..)верны, (н..)отчётливы, (н..)понятны.

Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в завод.. остановившейся, или в озерке, где вода (н..)продрогн..т, - лишь там мы видим в зеркальной глад.. и каждый листик пр..брежного дерева, и каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.

Так и ты, так и я. Если до сих пор всё (н..)как (н..)увид..м, всё (н..)как (н..)отразим бе..мертную чеканную истину, - не потому ли, значит, что ещё движ..мся куда-то? Ещё живём?..

Перед суффиксом -ск- буква ь пишется только после л

(приятельский, уральский), а также в прилагательных, образованных от названий месяца на -нъ и -ръ (июньский, сентябрьский, октябрьский и т. д., кроме январский). Бу­ ква ь пишется также во фразеологизме день-деньской (це­ лый день).

3. Прилагательные с суффиксом -ск- (-овск -), образо­ ванные от собственных имён, пишутся со строчной буквы, например: онежские былины, пушкинские поэмы, левитановские пейзажи. С прописной буквы такие прилагатель­ ные пишутся лишь тогда, когда входят в состав наименова­ ний, имеющих значение «имени, памяти», например: М ен­ делеевские чтения, Вахтанговский театр.

Примечание. От прилагательных с суффиксом -ск- (-овск-), об­ разованных от имён собственных, надо отличать образованные также от имён собственных притяжательные прилагательные с суффиксами -ев, -ов, ин-, ын-, пишущиеся с прописной буквы, например: Далее словарь, Олины тетради.

Во фразеологических сочетаниях, в которых уже утратилась связь прилагательного с существительным, употребляется строч­ ная буква, например: сизифов труд, ариаднина нить.

245. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Суффиксы обо­ значьте, объясните (устно) их правописание.

1) Я вижу низ. .ий домик с галереею из маленьких по­ черневших деревя..ых столбиков. (Г.) 2) Был ясный ян­ варский день, всюду сверкало серебря..ое солнце. (М. Г.) 3) Молодец..ий посвист слышится. (Н.) 4) У крыльца комендан..ого дома казак держал под уздцы прекрасную бе­ лую лошадь киргиз..ой породы. (П.) 5) За тележкой шёл её хозяин, покуривая из маленькой кабардин..ой трубочки. На нём был офицер..ий сюртук без эполет и черкес..ая мох­ натая шапка. Смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказ..им солнцем. (JI.) 6) Вдруг видит бли..кие две тени. (П.) 7) Приятно дер..кой эпиграммой взбесить оплошного врага. (П.) 8) На лугах блестят горо­ шинки росы, что бывает только ра..им утром. (Ч.) 9) Дли..ые тени домов, деревьев, заборов ложились кра­ сиво по светлой пыльной дороге. (JI. Т.) 10) Дробись, дро­ бись, волна ночная, и пеной орошай брега в тума..ой мгле. (JI.)

246. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффик­ сом -к- или -ск-. Запишите их вместе с подходящими по смыслу существительными.

Матрос, казах, француз, молодец, Одесса, Казань, июль, ткач, казак, богатырь, январь, Русь, гавань, немец, Кав­ каз, декабрь, июнь, комендант, октябрь, киргиз, делегат, рыбак, Сибирь, конь, Урал, гигант, село, чех, поляк, инсти­ тут, университет, горняк, Рига, кандидат, Прага, пассажир.

247. Спишите. Объясните употребление строчных или пропис­ ных букв.

Замечательная (JI, л)ермонтовская проза, (Г, гоголев­ ская сатира, представитель (Ф, ф)амусовского общества, (Ф, ф)едорино горе, (И, и)ваново детство, (Ч, ч)еховский юмор, (Т, т)ургеневские романы, (JI, л)омоносовская пре­ мия, (П, п)ушкинские чтения, (С, с)онино счастье, (А, а)хиллесова пята.

Прилагательные с суффиксами -ов-, -ев-, -чив-, -лив-, -ив-, -чат-, -онък-, -еньк-

1. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс

Ов-, без ударения----- ев-, например: ежовый, грошовый, перцовый, плюшевый, ключевой, ситцевый.

2. В суффиксах -чив- и -лив- пишется и , например: за­ носчивый, заботливый, настойчивый.

3. Для различения суффиксов -ев- и -ив- следует по­ мнить, что суффикс -ив- бывает подударением^апример:

игривый, льстивый (но: мйлостивый, юродивый). Суф­ фикс -ев- пишется в безударном положении, например: си­

реневый, краевой.

4. Суффикс -чат- пишется с буквой а, например: сту­ пенчатый.

Слово дощатый (от доска) необходимо запомнить.

5. В уменьшительно-ласкательных прилагательных по­ сле г, к, х^потребляется^^ффикс -оньк -^или -еньк-^напри-

мер: тихонький - тихенький, лёгонький - лёгенький; в

остальных случаях - только -енък-, например: беленький.

248. От данных слов образуйте прилагательные с суффиксами. Со­ ставьте по два словосочетания с прилагательными каждой группы.

1) -ов- или -ев-; свинец, кумач, парча, ситец, песец, грош, камыш, груша, плюш, изразец, глянец, холст, вещь;

6 - В. Ф. Греков

2) -чив- или -лив-: доверять, расчёт, услужить, заду­ мать, изменить, устоять, засуха, угодить, увёртываться, уклониться;

3) -ев- или -ив-: поле, бой, огонь, лень, спесь, ложь, червь, яблоня, отрасль, никель (расставьте в прилагатель­ ных ударение);

4) -чат-: бревно, взрыв, узор, веснушка, рассыпать.

249. Спишите примеры, вставляя вместо точек нужные суффик­ сы (чив-, -лив-, -чат-, -ов-, -ев-, -онък-, -енък-, -ск-, -к-, -енн-, -оват-

или -еват-). Суффиксы обозначьте и объясните (устно) их право­ писание. Найдите метафоры и эпитеты.

I. 1) Взгляд Лизы теперь был просящий, мягкий, а вме­ сте с тем довер..ый, ласк..ый. (Дост.) 2) Женщины оказа­ лись на редкость привет..ы, словоохот..ы. (Г. Н.) 3) У нас чиновник плох..ий и тот полов не выметет. (Н.) 4) Зимою здесь общество сер..ое, неинтересное. (Ч.) 5) У самых две­ рей стоял простой тесовый стол, покрытый син..ою скатер­ тью. (Дост.)

II. 1) В сентябр..ие вечера бывают какие-то особенные, задум..ые закаты. 2) На рыж..ую щетину сжатых полей падает первый снег. 3) Синеватый утр..ий свет пробивался в продолг..ые щели сарая. 4) Петя был смет..ый и разго­ вор..ый мальчик. 5) Мороз разукрасил окна причуд..ыми узорами. 6) Пройдя Риж..ий залив, теплоход вышел в от­ крытое море. 7) Мы переехали по бревен..ому мосту че­ рез уз..ую речонку. 8) На склад привезли берёз..ые и осин..ые дрова. 9) Стадо охранялось сторож..ыми собака­ ми. 10) У каждого за плечами был вещ..ой мешок.

250. Прочитайте, укажите уменьшительные существительные и прилагательные, определите их стилистическую роль. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Илья Ильич проснулся в своей маленькой постельке. Ему только семь лет... Какой он хорош..нький кра­ сивенький полный... Щёчки такие кругл..нькие что иной шалун надуется нарочно а таких не сделает. (Гонч.)

2. - Но что такое господин Бенковский? - Он чер­ нее..нький слад..нький тих..нький. У него есть ус..ки губки ручки и скрип..чка. Он любит нежные песе..ки и варень..це. Мне всегда хочется потрепать его по морд..чке. (М. Г.)

3. (Не)смотря на то что минуло более восьми лет их суп­ ружеству из них всё ещё каждый пр..носил другому или кусоч..к ябло..ка или конфетку или ореш..к и говорил тро­ гательно-нежным голосом Разинь душе..ка свой ротик я те­ бе пол..жу этот кусоч..к. Само собой разумеется что рот..к раскрывался при этом случае очень грациозно. (Г.)

251. Спишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу прила­ гательные, данные в скобках.

1) Одна из дверей была завешена огромными... портье­ рами из пунцового бархата. (Дост.) Фома унёс с собой от старика... чувство: Щ уров и нравился ему, и в то же время был противен. (М. Г.) (двойной, двойственный) 2) Я уви­ дел небольшого человека средних лет, с... немного болез­ ненным лицом. (В. К.) Ярко светились голубые ставни трёх окон и... решётчатая ставня чердачного окна. (М. Г.) (ор­ динарный, одинарный) 3) Мой приятель был самый про­ стой и... человек, хотя и стихотворец. (П.) Карл Иванович с очками на носу и книгой в руке сидел на своём... месте. (JI. Т.) (обычный, обыкновенный) 4) Вокруг одиноких кус­ тов саксаула возвышались... холмики. (С.-М.) Левинсон наблюдал, как возится в коре крепкоголовый, ... цвета ж у­ чок. (Ф.) (песчаный, песочный) 5) «Былое и думы» - за­ мечательный памятник... литературы X IX века. На мно­ гих зданиях Москвы установлены... доски (мемуарный, мемориальный). 6) После войны я решил пойти на... ра­ боту. (Перв.) Варвара Дмитриевна оказалась женщиной чуткой и. . . . (Ф.) (дипломатичный, дипломатический)

7) ... репертуар театра пополнился новой пьесой. Он [Вер­ нер] пришёл в такое отчаяние и... волнение, что я реши­ тельно не мог совладать с душившим меня смехом. (JI.) (ко­ медийный, комический)

§ 45. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1. С л и т н о пишутся сложные прилагательные:

а) образованные от сложных существительных, пишу­ щихся слитно, например: паровозный (паровоз), электро­ моторный (электромотор);

б) образованные от таких сочетаний слов, в которых од­ но слово связано с другим по способу подчинения (согласо­

вания, управления, примыкания), например: голубоглазый (голубые глаза), общенародный (общий для народа), рельсо­ прокатный (прокатывающий рельсы), глубокоуважаемый

(которого глубоко уважают).

Сложные прилагательные, первая часть которых образо­ вана от наречий, имеют книжный характер и часто явля­ ются терминами, обозначая единое, цельное понятие, на­ пример: высокохудож ественный (рассказ), высокообразо­ ванный (человек), вышеуказанный (пример), легкораство­ римый (материал, вещество), малозначащий (факт), много­ обещающий (эксперимент), нижеследующий (отзыв), тя­ желораненый (офицер), узкопрактический (интерес).

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых вхо­ дит наречие, не следует смешивать с обычными сочетаниями из наречия и прилагательного (или причастия), пишущимися раз­ дельно, например: диаметрально противоположный, детски на­ ивный, окончательно уничтоженный и т. п. В этом случае пер­ вая часть сочетания выступает в качестве отдельного члена пред­ ложения, отвечая на вопросы как? к а к и м о б р а з о м? в

к а к о й с т е п е н и?

В качестве первой части подобных словосочетаний обычно

(прямо противоположный), резко (резко отрицательный), смер­ тельно (смертельно опасный), строго (строго последовательный)

и др.

Р а з д е л ь н о пишутся в составе словосочетаний наречия на

Ски-, например: рабски услужливый, дьявольски коварный, ис­ торически неизбежный.

с дефисом, например: дизель-моторный, северо-западный’,

б) образованные из таких сочетаний слов, которые свя­ заны по способу сочинения, как равноправные понятия, на­ пример: выпукло-вогнутые стёкла (стёкла выпуклые и во­ гнутые), русско-немецко-французский словарь (русский, немецкий и французский), сине-бело-красный флаг (синий, белый и красный) (в этих случаях между словами, входя­ щими в состав сложного прилагательного, можно вставить союз и или но);

в) обозначающие оттенки цветов, например: бледно-ро- зовый, светло-синий, тёмно-фиолетовый, ярко-зелёный, изжёлта-красный, серебристо-белый, коричнево-красный, зеленовато-голубой, пепельно-серый;

г) первая часть которых образована от иноязычных слов и оканчивается на -ико-, например: химико-лабора­ торный, физико-технический, механико-машинострои­ тельный (но: великорусский, великосветский).

Примечание. С дефисом пишется ряд сложных прилагатель­ ных, части которых обозначают неоднородные признаки, напри­ мер: народно-освободительное движение (народное освободитель­ ное), научно-популярный журнал (научный популярный), учеб­ но-производственные мастерские (учебные производственные).

Следует иметь в виду, что среди сложных прилагатель­ ных много традиционных написаний, например: всемир­ но-исторический (но: всемирно известный), народно-по­ этический. Поэтому при сомнениях в их написании следу­ ет обращаться к орфографическому словарю.

3. В первой основе сложных прилагательных пишется од­ но н, если она образована от существительного на н, и пишет­ ся нн, если она образована от прилагательного с нн, напри­ мер: вагоноремонтный завод (завод по ремонту вагонов), но вагонно-паровозный парк (парк вагонный и паровозный).

4. Сложные прилагательные, первой составной частью которых являются числительные, пишутся с л и т н о: соро­ каградусный, двадцатипятиметровый.

252. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагатель­ ные и запишите их вместе с существительными (сложные прила­ гательные везде ставьте перед существительными).

1) Машина (которая очищает хлопок); 2) трубка (кото­

рая проводит пар); 3) бумага (чувствительная к свету); 4) завод (где строятся корабли); 5) фабрика (на которой прядут шёлк); 6) выработка (средняя за год); 7) культура (Древней Руси); 8) ветер (с северо-запада); 9) рабочие (фабрик и заводов); 10) словарь (русский и французский); 11) промышленность (кожевенная и обувная); 12) литера­ тура (по сельскому хозяйству); 13) секция (шахматная и шашечная); 14) завод (где ремонтируют вагоны); 15) депо (вагонное и паровозное).

253. От данных слов образуйте сложные прилагательные.

(Тёмный) коричневый костюм, (светлый) зелёная ткань, (бледный) лиловый цвет, (яркий) красный ситец, (иссиня) чёрные волосы, (изжёлта) оранжевый мандарин, (розова­ тый) жёлтые плоды, (белый) снежная скатерть, (синева­ тый) голубое небо, (матовый) бледное лицо, (серебристый) серый песец, (васильковый) синие глаза, (янтарный) жёлтые лимоны.

254. Спишите, образуя сложные прилагательные.

1) Ель уходит остриём в... бездонную (купол)образную синеву. (Бун.) 2) Накануне вечером со стороны (север)восточной опять появился туман. (Арс.) 3) Озаряемые сияни­ ем луны, палатки нашего бивака казались (иссиня)белыми. (Арс.) 4) Над (не)обозримой степной р..вниной, куда к (прозрачный)зелёному небосклону убегало шоссе, плыли в (бледный)голубом небе лиловатые облака. (Бун.) 5) Мы плыли в сплошной (молочный)белой пелене, закрывшей бе­ рег и море. (С.-М.) 6) Грозно горело на (чёрный)воронёном небе белое созвездие Ориона. (Бун.) 7) Склоны сопки, на которую поднялся Алексей, покрывал (низкий)рослый дуб­ няк. (В. Аж.) 8) По холодному бледному небу уныло полз­ ли лохмотья (изжёлта)серых облаков. (В. Аж.) 9) Беридзе и инженер подошли к центру площадки, где рыли котло­

ван под здание (насосный)дизельной станции. (В. Аж.) 10) (Жёлтый)крылые бабочки перелетают с травки на травку. (JI. Т.) 11) В тесной гавани на (рыба)ловных ботах были развёрнуты для просушки (разный)цветные паруса. (Пауст.) 12) До полудня лежала (свинцовый)тяжёлая, обильная роса. (Шол.)

255. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреб­ лении прилагательных. Спишите, исправляя предложения.

1) Коробочка была бережная хозяйка. 2) Гостиную Собакевича украшали представительные собой люди. 3) Пар­ тизаны продвигались в неприглядной тьме. 4) В течение цельных суток лил дождь. 5) Боязно оглянувшись, жен­ щина осторожно переступила порог и остановилась. 6) Х и ­ мия очень завлекательная наука. 7) На родине поэта уста­ новлен мемориальный памятник.

опт..мист - опт..мистический; пессимизм - пес..мист - пес..мистический; атлет - тяжёлая..тлетика - ..тлетиче- ский; эстафета - эст..фетный; кульминация - кульм..национный; миниатюра - миниатюрный; монумент - м..нументальный.

257. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их употребление. Составьте схему выделенного предложения.

Ока один из волжских пр..токов уступающий по длине лишь Каме начинается в (широко) листв..ных лесах значи­ тельно южнее Москвы. В верхн..м течен.. реки можно ознакомиться с (Белёв) (Чекалин) (Калуга) (Алексин) (Сер­ пухов) и другими стари..ными ру..кими городами. Чу­ де., ные берега возле города Тарусы запечатлены в картинах написанных художник.. (Поленов). Недостатка в (ж ивопис­ ных п..йзажах нет однако ни в нижн.. ни в средн.. течен.. Оки. Какие тут (изумрудно) зелёные луга какие дубравы!

Ока перес..кает земли на которых наши предки осели (тысяч..)летия назад и поэтому картины героического про­ шлого во..кресают перед нами при (пут..)шествии по реке. Жителям не раз пр.. ходилось отб..вать натиск врагов на­ ступавших на Русь.

258. Прочитайте отрывок из рассказа А. И. Солженицына «От­ ражение в воде». Отметьте характерные для этого текста средства языковой выразительности. Назовите эпитеты. Какие из них яв­ ляются метафорическими? Спишите, вставляя пропущенные бук­ вы. Напишите отзыв о рассказе, выразив своё отношение к по­ ставленным в нём проблемам.

В поверхности быстрого потока (н..)разл..чить отр..жений н.. близких, н.. далёких: даже если (н..)мутен он, даже если свободен от пены - в постоя..ной струйчатой ряби, в (н..)угомо..ной смене воды отр..женья (н..)верны, (н..)отчётливы, (н„)понятны.

Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокой­ ного широкого устья, или в завод., остановившейся, или в

озерке, где вода (н..)продрогн..т, - лишь там мы видим в зеркальной глад., и каждый листик пр..брежного дерева, и каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.

Так и ты, так и я. Если до сих пор всё (н..)как (н..)увид..м, всё (н..)как (н..)отразим бе..мертную чекан­ ную истину, - не потому ли, значит, что ещё движ..мся куда-то? Ещё живём?..

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

§ 46. ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

1. У количественных числительных пять - девятна­ дцать, двадцать и тридцать ь пишется на конце, а у чис­ лительных пятьдесят - восемьдесят, пятьсот - де­ вятьсот - в середине слова.

2. Числительные триста и четыреста пишутся с бук­ вой а на конце, девяносто - с буквой о в именительном и винительном падежах и с а в остальных падежах.

3. Слитно пишутся количественные числительные, по­ следней частью которых являются -десят, -ста, -сот, и об­ разованные от них порядковые числительные, например:

семьдесят - семидесятый, четыреста - четырёхсотый, семьсот - семисотый.

4. Раздельно пишутся составные количественные чис­ лительные и образованные от них порядковые числитель­ ные, например: семьдесят пять - семьдесят пятый, семьсот семьдесят пять - семьсот семьдесят пятый.

5. Сложные прилагательные, первой составной частью которых являются числительные, пишутся слитно: сорока­ градусный, двадцатипятиметровый.

Слитно пишутся сложные порядковые числительные, вторая часть которых -сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный, например: семисотый, пятитысячный, восьмимиллиардный, стотридцатипятитысячный, сто­ восьмидесятитрёхмиллионный и т. п.

Примечание. Если перед элементом -сотый, -тысячный, -мил­ лионный, -миллиардный количество выражено не словами, а цифрой, то после цифры ставится дефис, например: 7-сотый,

5-тысячный, 3-миллионный, 8-миллиардный, 135-тысячный, 183-миллионный.

6. Слова, входящие в дробные числительные, пишутся

раздельно, например: 5 - - пять с половиной, 3 ^ - три

с четвертью, 7 - - семь с восьмой, 3,5 - три целых пять

десят ых и т. д.

В порядковых числительных, в состав которых входят дробные обозначения с половиной, с четвертью и т. п., первую часть предпочтительно писать цифрами, а после

них ставить дефис, например: 5 --миллионное население,

3 -тысячное количество мест и т. п.

259. Спишите, заменяя числа словами.

11 (апельсины, мандарины и лимоны); 10 (яблоки); б пар (сапоги, валенки и ботинки); 4 пары (чулки и носки); 500 (граммы) вермишели; 15 (килограммы) (помидоры); 8 банок (баклажаны, томаты); сила тока в 5 (амперы); на­ пряжение в 127 и 220 (вольты); 16 (спортсмены-грузины); 60 (студенты - татары, башкиры, туркмены); 300 (тури­ сты - болгары, румыны, венгры); площадь в 890 (гекта­ ры); расстояние в 480 (километры).

260. Спишите, заменяя числа словами.

1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2) От 8753 отнимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к по­ лученному произведению прибавьте 4417. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) Теплоход с 388 экскур­ сантами отправился в очередной рейс. 6) В книге было

480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7) Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани. 8) Под посевами пшеницы в колхозе занято 286,7 гектара пашни. 9) Альпинистская группа в

составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору вы­ сотой 3785 метров над уровнем моря.

261. Спишите, выбирая нужные числительные.

I. 1) У кузниц., стояло (два, двое) сан., и (три, трое) те­ лег.. . 2) (Два, двое) сут.. продолжалась м..тель. 3) (Четы­ ре, четверо) друз., отправились в турист..ий поход.

Контрольная работа по имени прилагательному

1. Прочитайте. Выделите имена прилагательные и разберите их.

1) Ветер гудит между красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками. (Сераф.) 2) Тяжело надвигались ледяные поля. (Сераф.) 3) Тихо дремлет над спокойным морем полярная ночь. (Сераф.) 4) Длинна зимняя ночь. (Акс.) Охотничьи заботы и мечты овладели моим воображением. (Акс.) Лиса редко вырывает нору сама в таких местах, где есть норы сурочьи или барсучьи. (Акс.) 7) Мать приказала отпереть дедуш­кин, кабинет.

2. Перепишите. Обозначьте суффиксы прилагательных.

Башен..й кран, истин..е происшествие, камен..я ограда, пламен..е чувство, имен..й список, племен..й скот, болезн..ые явления, искр..яя радость, кожев..ый завод, родств..ые отноше­ния, станпи.ый подъезд, агитаци. ый пункт, дивизи..ый командир, стекл..ая посуда, серебр..ый портсигар, песч..ая почва, глин..ая чашка, юн..е спортсмены, румя..ые яблоки.

Ветр..ое утро, безветр.ый день, ветр..ая мельница, плат..ой шкаф, клюкв..ый морс, листв..ая аллея, днскусси..ый вопрос, кож..ый диван, петуш..ый крик, мыш..ая возня, маши..ый зал, стари..ый цифеблат, конопл..ое семя.

3. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -к- или -ск-. Запишите их вместе с подходящими по смыслу существительными.

Матрос, казах, француз, молодец, Одесса, Казань, июль, Со­веты, ткач, казак, богатырь, январь, Русь, гавань, немец, Кавказ, декабрь, июнь, черкес, комендант, октябрь, киргиз, делегат, рыбак, таджик, Сибирь, конь, Урал, гигант, село, чех, поляк, институт, университет, горняк, Рига, кандидат, Прага, пассажир.

4. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагательные и запишите их вместе с существительными (сложные прилагательные везде ставьте перед су­ществительными).

1) Машина (которая очищает хлопок); 2) трубка (которая проводит пар); 3) бумага (чувствительная к свету); 4) завод (где строятся корабли)-, 5) фабрика (на которой прядут шёлк); выработка (средняя за год); 7) культура (Древней Руси)-, 8) ве­тер (с северо-запада); 9) рабочие (фабрик и заводов); 10) словарь (русский и французский); 11) государство (буржуазное и помещи­чье)-, 12) промышленность (кожевенная и обувная); 13) литература (по сельскому хозяйству); 14) секция (шахматная и шашечная.){ 15) завод (где ремонтируют вагоны); 16) депо (вагонное и паровоз­ное).

5. От данных слов образуйте сложные прилагательные.

(Тёмный) коричневый костюм, (светлый) зелёная ткань, (блед­ный) лиловый цвет, (яркий) красный ситец, (иссиня) чёрные воло­сы, (изжелта) оранжевый мандарин, (розоватый) жёлтые плоды, (белый) снежная скатерть, (синеватый) голубое небо, (матовый) бледное лицо, (серебристый) серый песец, (васильковый) синие глаза, (янтарный) жёлтые лимоны.

IGS

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: