Речевая ситуация. Виды ситуаций. Речевая ситуация – это ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте Основные единицы общения речевое событие речевая ситуация


Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. В процессе речевого взаимодействия людей участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память.

Речевое взаимодействие – это процесс взаимодействия двух субъектов (говорящий или пишущий адресант и слушающий или читающий адресат), которые в ходе общения обычно меняются местами. Кроме того необходим предмет речи (взаимодействия), или то, о чём говорят. Элементарной формой речевого взаимодействия является речевой акт (говорение и слушание или письмо и чтение). Отсюда следует, что речевое взаимодействие предполагает кодирование и декодирование информации. Средством речевого взаимодействия является высказывание или текст.

Высказывание – единица речевого общения, обладающая смыслом, целостностью, соответствующей оформленностью. Языковым оформлением высказывания является предложение. Текст – это словесное произведение, обладающее не только связностью, но и завершённостью, исчерпанностью речевого замысла, наличием момента оценки и самооценки. Различают тексты художественные, разговорные, научные, инструктивные, информационные, агитационные, рекламные, публицистические и др.

Речевая ситуация , или контекст общения, – это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Речевая ситуация есть исходный момент любого речевого действия , поскольку человека к речевому действию побуждает то или иное стечение обстоятельств. Примерами речевой ситуации являются: ответы на вопросы собеседника, сообщение перед аудиторией, беседа с другом и т. д.

Речевая ситуация предполагает участников общения (адресанта и адресата), которых может быть более двух (третьи лица в роли наблюдателя или слушателя). Большое значение имеет пространственно-временной контекст , или время и место, в котором происходит речевое общение. Место может определить жанр общения: беседа в гостях, на вечеринке, на приёме у врача, диалог между преподавателем и студентом. Фактор времени определяет виды речевой ситуации: каноническая или неканоническая ситуация. Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения высказывания синхронно времени его восприятия. Неканоническими являются речевые ситуации, когда время произнесения высказывания не совпадает со временем его восприятия или же высказывание не имеет конкретного адресата.

Для речевой ситуации важна цель общения , т. е. тот результат, который хотят получить адресат и адресант вследствие своего общения. Различают цели прямые (ближайшие) и косвенные (более отдалённые, долговременные). Под прямыми целями общения обычно понимают передачу и получение информации, выяснение позиций, поддержку мнений, обсуждение проблемы, поиск истины, развитие темы, разъяснение, критику и др. Косвенной целью может быть завоевание расположения или сострадания слушателя и т. д.

Речевая ситуация порождает мотив речевого действия. Этот мотив связан с предметом речи – с тем, о чём говорят и по поводу чего происходит обмен информацией.

Важным структурным компонентом речевой ситуации является обратная связь . Реакция слушающего на высказывание говорящего очень важна, её отсутствие приводит к разрушению коммуникации. Речевая ситуация диктует правила речевого общения и определяет формы его выражения. Эти формы различны в условиях прямого или непосредственного общения. С активной обратной связью (диалог) и с пассивной связью (письменное распоряжение) они меняются в зависимости от количества участников и характера ситуации (в бытовом общении – разговор с близкими людьми или частные письма; в деловом – доклад, лекция, переговоры и т. д.).

Интегральным элементом речевого общения считают речевое событие , конкретную, законченную форму речевого общения как единство речевого взаимодействия и речевой ситуации. Речевое событие – это 1) устная речь, или то, что сообщается, и то, что её сопровождает, или невербальные средства; 2) условия, обстановки, в которых происходит общение. Первое называют дискурсом. Дискурс – речевой акт (высказывание, текст) плюс мимика, жесты, поведение собеседников. Чаще дискурсом называют «речь, погружённую в жизнь», или текст в событийном аспекте. Дискурс представляет собой бытовой диалог, интервью, беседу, урок, семинар, заседание, конференцию и т.п.

Таким образом, речевое событие есть сумма дискурса и речевой ситуации . Это означает, что под речевым событием следует понимать протекающий в контексте речевой ситуации дискурс.

Таковы основные единицы речевого общения, эффективность которого прежде всего зависит от создания позитивного коммуникативного климата. Именно он помогает установить контакт и взаимоотношение в процессе общения. Это возможно, если участники общения придерживаются определённых принципов или правил ведения разговора , которые помогают им координировать действия и высказывания.

Учёные сформулировали некоторые принципы организации речевой коммуникации. К ним относятся такие, как принцип последовательности, принцип предпочтительной структуры, принцип кооперации и принцип вежливости.

1. Принцип последовательности предполагает смысловое соответствие, или релевантность, ответной реакции: вопрос должен получать ответ; просьба – принятие или отклонение; приветствие – приветствие и т. д. Этот принцип требует закономерного завершения речевого события.

2. Принцип предпочтительной структуры характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими или отклоняющими репликами: согласие дают без промедления, лаконично, ясно, а несогласие же отсрочено паузой, оправдывается доводами, формулируется пространно и т. д.

3. Под принципом кооперации подразумевают готовность партнёров к сотрудничеству . Этот принцип связан с именем американского философа Герберта Пола Грайса (Herbert Paul Grice). Принцип кооперации требует, чтобы каждый из коммуникантов (участников общения) старался предпринять всё, что только возможно для успешности общения. Следствия из принципа кооперации, по Грайсу, называются максимами, под которыми понимают коммуникативные обязательства говорящего по отношению к адресату . Грайс выделяет четыре таких максим:

1. Максима количества – говори только то, что необходимо.

2. Максима качества – говори правду.

3. Максима соответствия (отношения или релевантности) – говори только то, что относится к содержанию данного разговора.

4. Максима способа (манеры) – говори ясно, последовательно, точно, вежливо.

1) Максима количества требует, чтобы человек говорил не больше, но и не меньше того, чем это нужно, т.е. делать свой вклад настолько информативным, насколько необходимо. Примером нарушения максимы количества может служить высказывание В. Жириновского: «Политику нужно иметь лицо и уметь говорить! Я способен овладевать аудиторией – не каждому это дано. Я завораживаю зал. Люди хлопают на каждую хорошую фразу».

2) Максима качества означает «говори правду». Не говори того, что считаешь ложным. Не говори того, в чём сомневаешься. Не утверждай того, чего не можешь подтвердить доказательствами. Будь искренен, поскольку адресат ожидает, что ваш вклад будет искренним, а не фальшивым. Грайс замечает, что если он попросит соль, то он не ожидает, что ему подадут сахар, или если он просит хлеба, он не думает получить камень.

3) Максима отношения , или релевантности, призывает не отклоняться от темы. Говори только то, что относится к сути данного разговора. На каждом шаге совместных действий мне естественно ожидать, что вклад партнёра будет уместен по отношению к непосредственным целям данного шага. Говори только к месту. Будь релевантным. Говори только по существу. Как нарушается постулат отношения, показывает следующий пример: Пойдём в кино. – У меня завтра экзамен (вместо «не могу»). Ты считаешь её красивой? – Она хорошо одевается (не считает, но не хочет говорить).

4) Максима способа (манеры) требует ясности, последовательности, точности, вежливости. Избегай непонятных выражений. Избегай двусмысленности, неоднозначных выражений. Будь краток, избегай излишнего многословия. Будь последователен. Будь организован. Будь аккуратен, систематичен. Мне естественно ожидать, что партнёр даст мне понять, в чём состоит его вклад, что он выполнит свои действия с должной скоростью.

П. Грайс говорит: «Я сформулировал постулаты таким образом, будто целью общения является максимально эффективная передача информации; естественно, это определение слишком узко, и всё построение должно быть обобщено в применении к таким общим целям, как воздействие на других людей, управление их поведением и т.п.».

Под постулатом (postulatum эквивалентно понятию «соглашение, принимаемое без доказательств) вежливости Д. Лич понимает определённую стратегию общения, направленную на предотвращение возможных конфликтных ситуаций. Эту стратегию составляют шесть максим (постулатов):

- Максима такта : «своди к минимуму неудобство для адресата и доводи до максимума выгоды для адресата; не следует затрагивать тем, потенциально опасных для собеседника.

- Максима великодушия не связывай партнёра обязательствами, обещаниями, не обременяй его. Эта максима предохраняет собеседника от доминирования в ходе коммуникативного акта. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения.

- Максима одобрения – не осуждай других; не судите, да не судимы будете. Эта максима позитивности в оценке других. Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру. Если оценка мира не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.

- Максима скромности – не будьте высокомерны, будьте реалистичны в самооценке; «своди к минимуму похвалу себе и доводи до максимума неодобрение себя». Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развёртывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

- Максима согласия – избегайте конфликтных ситуаций, старайтесь уменьшать разногласия и увеличивать согласие. Эта максима неопозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьёзной задачи – сохранения предмета взаимодействия путём взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

- Максима симпатии – будьте доброжелательны по отношению к партнёру; «своди к минимуму антипатию между собой и адресатом, доводи симпатию до максимума. Эта максима благожелательности, которая создаёт благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определённую проблему создаёт так называемый безучастный контакт, когда собеседники не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу.

Дж. Лич отмечает, что в процессе общения принцип кооперации Пола. Грайса взаимодействует с его принципами вежливости и является его дополнением. Он допускает возможность кросскультурной вариативности, поскольку в разных культурах предпочтение может отдаваться разным максимам. Например, для средиземноморской культуры более важной является максима вежливости, для европейских стран – максима такта, а для азиатского менталитета – максима скромности.

Максимы Лича способствуют сохранению социального имиджа коммуникантов, которые заинтересованы в сохранении как своего лица, так и лица партнёра. При этом сохранение лица не цель коммуникации, а главное условие, без соблюдения которого нормальное общение невозможно.

Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича составляют основу так называемого коммуникативного кодекса, представляющего собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев. При рассмотрении коммуникативного кодекса и анализе возможностей его использования в практике речевого общения следует иметь в виду, что сформулированные максимы не имеют абсолютного значения, ни одна из максим сама по себе не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников, более того, соблюдение одной максимы может привести к нарушению другой.

Вопросы для контроля

1. Что подразумевают под принципом кооперации? Назовите основные коммуникативные обязательства собеседников по Грайсу.

1. Чем восполнил Д. Лич принцип кооперации Грайса?

2. Назовите основные элементы коммуникативного кодекса.

3. Что Вы понимаете под кросскультурной вариативностью принципов общения?

4. Считаете ли Вы абсолютным коммуникативный кодекс, базирующийся на принципах Грайса и Лича?

5. Какие принципы речевой коммуникации характерны для русской культуры?

6. Чем отличаются принципы коммуникации представителей Востока и Европы?

7. Что характерно для европейской речевой коммуникации?

8. Какие средства общения и передачи информации Вам известны?

  • Из этого раздела вы узнаете, что такое речевое взаимодействие, речевая ситуация и речевое событие, а также при каких условиях речь становится эффективной.
  • Вы научитесь обращать внимание на конкретные компоненты речевой ситуации, влияющие на выбор языковых средств.
  • Вы овладеете навыками учета речевой ситуации при выборе средств выражения, что поможет вам впоследствии сделать свою речь более эффективной.

Исследователи выделяют следующие элементы речевого общения: речевое взаимодействие, речевая ситуация, речевое событие.

Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством речи. Речевое взаимодействие включает следующие компоненты:

  • адресанта (отправителя информации);
  • адресата (получателя информации);
  • речевое событие;
  • средства взаимодействия.

Обратим внимание, что речевое взаимодействие – это процесс взаимодействия двух субъектов: говорящего или пишущего адресанта и слушающего или читающего адресата.

Помимо непосредственных участников речевого взаимодействия, которые в ходе общения обычно меняются местами, необходим предмет речи – то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией.

Элементарной формой речевого взаимодействия является речевое событие (речевой акт). Для отправителя и для получателя информации речевое событие проявляется по-разному: со стороны адресанта оно заключается в говорении (отправлении акустических сигналов в виде языковых знаков) либо письме (кодировании речевых сигналов с помощью графических символов). Речевое событие со стороны адресата – это слушание (восприятие речевых акустических сигналов и их понимание) либо чтение (декодирование графических знаков и их понимание).

Отсюда следует, что речевое взаимодействие предполагает как кодирование, так и декодирование информации. Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, декодирования – при слушании и чтении.

Средство речевого взаимодействия – это язык, знаковая система, известная и адресанту, и адресату.

В результате речевого взаимодействия рождается текст. Цель взаимодействия состоит в передаче смысла текста – конкретной информации (логической, эмоциональной, эстетической и т.д.), выраженной речью и при ее участии сформированной в сознании человека. Через тексты мы знакомимся с речью, из текстов извлекаем языковые правила, на тексты-образцы ориентируемся, создавая собственные речевые продукты.

Существуют различные классификации текстов: по времени их создания, сфере использования, а также принципам текстовой организации. С основными классификациями и практическими возможностями их применения вы познакомитесь в главе 2.

Речевое событие как основная единица коммуникации включает два компонента: 1) вербальные (собственно речь) и невербальные (мимику, жесты и т.п.) элементы общения ; 2) речевую ситуацию , конкретные обстоятельства речевого взаимодействия. Иначе говоря, то, как говорится, зависит от того, что, кому и где говорится. Например, если аудитория малоподготовленная (невысокий уровень образования, низкий социальный статус), следует говорить медленнее, использовать вопросно-ответную форму изложения, приводить много примеров, случаев из жизни, представлять конкретные результаты, четкую аргументацию, начинать с более сильных аргументов, ссылаться на авторитеты, многократно повторять основные тезисы. На подготовленную аудиторию произведет впечатление более эмоциональная речь, насыщенная риторическими фигурами. Чем выше уровень владения предметом у вашей аудитории, тем важнее структура выступления: вы должны начинать с того, что нового узнают слушатели из вашей речи; кроме того, необходимо максимально использовать диалогичность, приводить противоречивые точки зрения и т.д.

Почти любое речевое взаимодействие имеет внеязыковую причину, вызвано внеязыковыми обстоятельствами. Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия, стимулирует речь или ее отсутствие. Мы говорим, чтобы выразить просьбу, разделить с кем-то свою радость или боль, сдать экзамен, просто убедиться, что мы не одни. В более развернутое описание речевой ситуации включаются следующие компоненты:

  • участники общения;
  • место и время общения;
  • предмет общения;
  • цели общения;
  • обратная связь между участниками общения.

Помимо адресата и адресанта в число участников общения могут входить наблюдатели или слушатели, присутствие которых накладывает свой отпечаток на речь. Совпадение или различие взглядов на предмет общения будет или стимулировать общение, или препятствовать ему. То, насколько предмет общения интересен обоим говорящим, насколько они оба с ним знакомы, значительно влияет на выбор слов, манеру изложения. Системный администратор говорит о компьютерах не так, как начинающий пользователь, а разговор родителей с детьми-подростками о целесообразности поездки на дачу в выходные строится иначе, чем диалог подростков о том, не провести ли на той же самой даче классную вечеринку.

Место общения (разговор с преподавателем во время экзамена, в гостях у общих знакомых или на конференции) определяет жанр речи и выбор речевых средств. Инженер, пишущий инструкцию к сборке станка, будет использовать в речи полные предложения, специальные термины, например, вот так: "Рекомендуется прикрепить деталь № 2502 к спинке, используя четыре винта ¼ × 2 и ключ № 18 для затягивания". Тот же инженер, рабтающий в цехе над отладкой этого станка, не задумываясь, посоветует "эту пимпочку пришпандорить вон к той штуковине", и все его поймут.

В речевом взаимодействии играют роль время общения, точнее, совпадение или несовпадение момента передачи и получения информации (это так же важно, как для онлайновых или оффлайновых программ). Сравните, например, общение в чате и с помощью обычных писем. В первом случае реплики следуют одна за другой почти как в обычном разговоре и собеседникам не нужно долго объяснять, что было ранее, сообщения коротки, подразумевают возможность немедленного комментария непонятных мест. Во втором же случае временная дистанция от отправки письма до его получения достаточно велика, поэтому во избежание непонимания изложение здесь более подробно, часты отсылки к предыдущим письмам, возврат к ранее описанным событиям.

Накладывают отпечаток на нашу речь и цели общения: интеллектуальные, эмоциональные, контактоустанавливающие и др. В речевом общении обычно различают два вида целей: прямые, ближайшие, непосредственно выражаемые говорящим, и косвенные, более отдаленные, долговременные, нередко воспринимаемые как целевой подтекст. Так, поддержание разговора часто служит долговременной цели установления добрых отношений, но может быть и формально вежливым. Критическое высказывание может иметь ближайшую цель – уточнить информацию, а также цель отдаленную – показать уровень своих интеллектуальных способностей, утвердить свое мнение, подчеркнуть свое "я".

Важнейшим структурным компонентом речевой ситуации является обратная связь. Реакция слушателя на высказывание говорящего составляет основу общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации: не получая реакции на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор. Более того, явно выраженный интерес слушающего к говорящему создает тот положительный фон, на котором происходит устное общение. При отсутствии такого интереса общение становится тягостным и прерывается. Отсюда следует, что культура речи подразумевает и культуру слушания.

Речевая ситуация диктует правила речевого общения и определяет формы его выражения. Эти формы различны в условиях прямого, или непосредственного, общения с активной обратной связью (например, диалог) и опосредованного – с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение). Они меняются в зависимости от количества участников и характера ситуации (в бытовом общении: разговор с близкими людьми либо частные письма и т.п., в деловом общении: доклад, лекция, дискуссия, переговоры и т.п.).

Речевая ситуация помогает понять смысл текста, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например категории времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и т.д. Она позволяет также правильно толковать текст, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация и т.п.), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.п.

Тема №4. Речевое общение. Виды общения.

Речевое общение – это объективный, целенаправленный и завершенный характер речевого взаимодействия людей, процесс обмена мыслями, сведениями, идеями посредством языка, направленный на реализацию конкретной целевой установки.

Человек – это социальное существо. Жизнь человека невозможна без общения с другими людьми. Общение – главный источник богатства внутреннего мира человека. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность к общению позволила человечеству достичь всех высот цивилизации.

Общение – естественная среда обитания человека, которая представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен информацией различного рода (интеллектуальной, духовной, материальной, эмоциональной и т.д.); формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное и духовное развитие, адаптация к человеческому обществу, к жизни.

Функциями общения, по классификации Л. Карпенко, являются следующие:

    контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации;

    информационная – получение новой информации;

    побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

    координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности;

    достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга;

    обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний;

    установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества;

    оказание влияния – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего.

Виды общения: фатическое и информационное, вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное

Предметом изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является речевое общение, или, выражаясь научным языком, «речевая коммуникация». Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio - communicare», что обозначает «делать общим, связывать, общаться». Поэтому термины «речевое общение» и «речевая коммуникация» могут употребляться как синонимы.

Основные единицы речевого общения. Исследователи выделяют следующие элементы речевого общения: - речевое взаимодействие (высказывания, текст); - речевую ситуацию; - речевое событие.

Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством языка. В процессе речевого взаимодействия людей участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память.

Речевое взаимодействие – это процесс взаимодействия двух субъектов: а) говорящего или пишущего адресанта (отправителя информации) и б) воспринимающего эту информацию – слушающего или читающего (адресата). Так же необходим и предмет речи – то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией. Высказывание – единица речевого общения, обладающая смыслом, целостностью, оформленностью в составе речевого акта. Языковым оформлением высказывания является предложение.

Текст – основная единица общения. Люди общаются не отдельными словами, а именно текстами. Текст – это словесное (устное или письменное) произведение, представляющее собой единство некоторого завершенного содержания (смысла) и речевого действия, формирующего и выражающего это содержание. Основными признаками текста являются его цельность, т. е. не только связность, но и завершенность, исчерпанность речевого замысла, наличие в нем момента оценки и самооценки, «точки зрения» автора. Цель взаимодействия состоит в передаче смысла текста – конкретной информации (логической, эмоциональной, эстетической и т. д.), выраженной речью и при ее участии сформированной в сознании человека.

Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т. е. контекст общения. Речевая ситуация – это система внешних, внеязыковых факторов использования языка, к которым относятся коммуникативная задача, предмет речи, особенности автора и адресата, условия общения . Речевая ситуация – это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия в том смысле, что побуждает человека к речевому действию то или иное стечение обстоятельств. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. д.

Речевая ситуация состоит из следующих основных компонентов: - участников общения; - места и времени общения; - предмета общения; - цели общения; - обратной связи между участниками общения.

Речевая ситуация помогает понять смысл текста, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и т. д. Она позволяет также правильно толковать текст, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация и т. п.), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. п.

Речевое событие – это протекающий в контексте речевой ситуации дискурс (текст, взятый в событийном аспекте). Речевое событие состоит из двух главных компонентов: 1) устной речи (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движение и др.); 2) условия, обстановка, в которой происходит общение. Первую составляющую речевого события называют дискурсом. Дискурс – это речевой акт (высказывание, текст), который сопровождается мимикой, жестами, пространственным поведением собеседников и другими экстралингвистическими факторами. Иначе говоря, дискурс– речь, «погруженная в жизнь»; это текст, взятый в событийном аспекте. Дискурс как цельное, завершенное событие представляет собой различные виды речевой практики: бытовой диалог, интервью, беседу, школьный урок, семинарское занятие, заседание, конференцию и т. д. Вторая составляющая речевого события – это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства места и времени, предмет и цели.

Исследователи выделяют и описывают основные единицы речевого общения - речевую ситуацию , речевое событие, речевое взаимодействие.

Рассмотрим эти понятия.

Речевая ситуация - это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации - это говорящий, слушающий, время и место высказывания.

Составляющие речевой ситуация:

Говорящий;

Слушающий;

Время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени,: местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и др. Она позволяет также правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выяв­лять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. д.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.

Необходимо учитывать, что высказывание наряду с прямым смыслом обладает значением, обусловленным речевой ситуацией (прагматическое значение) и т.д. Например, фраза «Скоро увидимся», сказанная при расставании с близким человеком, может означать в зависимости от конкретной ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь» и др.

Высказывания, у которых прямое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Вот примеры косвенных Высказываний и их возможных толкований:

1. Мне нездоровится.

Я не хочу с вами разговаривать.

Вызовите поскорее врача.

Я не буду выполнять эту работу.

Оставьте меня в покое.

2. Я приду завтра.

Объявление/утверждение.

Обещание, или угроза.

Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации.

Основная единица речевого общения - речевое событие.

Как пишет А.К. Михалъская в учебном пособии «Основы риторики», речевое событие - это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Например, школьный урок, родительское собрание, заседание, конференция, разговор в булочной, в метро и т. д.

Речевое событие составляют два главных компонента:

1) словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.);

2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

Первую составляющую речевого события, то есть жи­вую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом (от франц. с-речь). Дискурс - это речь, «погруженная в жизнь». Дискурс помимо речи включает мимику, жесты, пространственное поведение собеседников.

Пространственное поведение - это то, насколько близко собеседники стремятся находиться друг от друга.

Интимная зона (от 15 до 46 см) - наиболее охраняемая зона межличностного общения; проникать в нее раз­решается только тем, кто находится я теснейшем эмоциональном контакте. Личная зона (от 46 см до 1,2 м) – зона общения, соблюдаемая собеседниками на вечеринках, официальных приемах, дружеском общении. Социальная зона (от 1,2 м до 3,6 м) - зона, характерная для общения посторонних людей. Общественная зона (более 3,6 м) соблюдается при адресации к большой группе людей.

Золотое правило общения - держи дистанцию.

Вторая составляющая речевого события - это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение.

Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы:

«дискурс + речевая ситуация + речевое событие».

Компоненты речевого события:

Словесная речь и то, что ее сопровождает;

Речевая ситуация (контекст высказывания).

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление: с одной стороны, это говорение, порождение речи субъектом, с другой - восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербально, ми­микой, жестами, поведением и т.д.).

Для речевого взаимодействия требуется коллектив (самое меньшее два человека). В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память.

Помимо непосредственных участников - говорящего (S-субъект) и слушающего (А-адресат), обычно меняющихся ролями, необходим и предмет речи, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией. Обозначим его символом D, поскольку этот компонент связан со знаниями о реальной действительности. Необходимо знание языка (L), или коммуникативного кода, той системы, которая обеспечивает возможность перевода смыслов, значений передаваемой информации в знаки, слова, единицы

передаваемого сообщения. И, наконец, необходимо само высказывание (V), та коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, "что исходит от говорящего (S) по поводу того, о чем он говорит (D) для своего адресата (А) при помощи языка (L), известного им обоим.

Высказывание оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все остальные «участники» диалога.

Представим это наглядно:

Данная схема коммуникативного речевого акта есть воплощение системы, системного взаимодействия, самодостаточного, целостного и полного.

Речевая деятельность, как и любая другая деятельность, складывается из процессов, которые обеспечивают, делают возможным осуществление акта речи. Процессы эти - проявление роли участников диалога (8 и А).

Процессы

(S ) ПОРОЖДЕНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (А)

ГОВОРЕНИЕ ___________ ПОНИМАНИЕ

(ВОСПРИЯТИЕ) __________РЕАГИРОВАНИЕ

Процессы порождения речи, ее восприятие, понимание, реагирование на нее обусловливают соответствующие функции языковой системы и ее единиц.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки. Протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.
Речевая деятельность – совокупность психофизических работ человеческого организма, необходимых для построения речи.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Основные единицы речевого общения
К основным единицам речевого общения относят:

  1. речевое событие,
  2. речевую ситуацию,
  3. речевое взаимодействие.
Речевое событие – связный текст, протекающий в контексте речевой ситуации. Оно включает два основных компонента: словесную речь и условия, обстановку, в которой происходит речевое общение.
Речевая ситуация – это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Различают канонические речевые ситуации (когда произнесение (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего); когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой; когда адресат – конкретное лицо) и неканонические речевые ситуации (когда время говорящего (время произнесения высказывания) может не совпадать со временем адресата (временем восприятия); высказывание может не иметь конкретного адресата)
Речевое взаимодействие – речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и реакция адресата на речь субъекта.

Виды речевого взаимодействия
В ХХ веке возникла новая отрасль лингвистической науки – теория речевых актов.
Речевой акт – целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.
На примере отрывка диалога (Борисова,И.В. Русский разговорный диалог:структура и динамика / И.В.Борисова. – Екатеринбург, 2001) охарактеризуем сущность речевого акта. Ситуативный контекст: Ю. (21 год, студентка 3 курса, филолог) и А. (25 лет, студент 5 курса, социолог) – соседи по общежитию. А. в гостях у Ю., они пьют чай и болтают.

  • А. – А ты знаешь/ что сёдня Диме морду набили?
  • Ю. – (удивлённо) Морду набили? (с любопытством) Где? Когда? За что?
  • А. – Короче/ только никому не говори/ ладно?
  • Ю. – Ну//
  • А. – (понижая голос) Ты помнишь мне говорила/ когда он начал с Леной крутить/ ты говоришь lt;жалко егоgt;/ я говорю lt;а чё жалко?gt;/ ты сказала lt;вот друг есть/ дело уже к свадьбеgt;// вот/ короче сёдня он пригнал// я смотрю/ он уже стоит// он высокий у неё?
  • Ю. – Ага//
  • А. – Там Дима как всегда/ он же у них жил последнее время// ну мы сидим у себя в комнате/ накатываем время от времени// раз/ я слышу/ открывается дверь из коридора/ такой Димка орёт// я говорю/ lt;не-е/ пацаны/ это нездоровая / надо выйтиgt;// выхожу короче/ там стоит друг её/ вот этот/ приехавший/ и Димка/ у него рожа вся разбита// у него завтра вообще всё опухнет//
  • Ю. – (с удивлением) Ого-го! Ну он же качок такой/ чё он/ не смог?
  • А. – Да я вот тоже разочаровался малость в Диме// ну пацаны все вышли (нрзб) берёт димкину куртку и говорит/ lt;чтоб я тебя больше здесь не виделgt; (нрзб)
  • Ю. – Это когда было?
  • А. – Во-от уже стемнело/ часов в восемь/ около восмью и девятью//
  • Ю. – (с чувством) Кошма-ар!
  • А. – (выразительно) Ты чё/ знаешь как он ему морду набил!
  • Ю. – (с осуждением) Лена доигралась!
  • А. – Ну не знаю чё щас будет/ но с её стороны так тоже делать нехорошо//
  • Ю. – (с уверенностью) Да конечно//
Покажем, как выглядит описание речевых действий партнеров по коммуникации в этом диалоге в терминах речевых актов (Ра) и речевых поступков (Рп) в приведенной ниже таблице.

Таблица – Интерпретация речевых действий коммуникантов


К.

Ра

Рп

А.

Рогатив*

Привлекает внимание Ю.к новой теме (Т)

Ю.

Четыре Рогатива

Выражает интерес через уточняющие вопросы к (Т)

А.

Директив*

Просит о конфиденциальности

Ю.

Комиссив*

Обещает конфиденциальность

А.

Репрезентатив*+ Рогатив

Конфиденциально рассказывает о (Т) + спрашивает, уточняя

Ю.

Контактив*

Отвечает подтверждением

А.

Репрезентативы

Продолжает рассказ о (Т) с оценкой элементов (Т)

Ю.

Экспрессив*

Выражает удивление, оценивает элемент (Т)

А.

Репрезентативы

Соглашается с оценкой Ю.+ продолжает рассказ о (Т)

Ю.

Рогатив

Выражает интерес через уточняющий вопрос к (Т)

А.

Репрезентатив

Отвечает, уточняя

Ю.

Вердиктив*+Экспрессив

Оценивает (Т), осуждая

А.

Экспрессив- Вердиктив

Эмоционально соглашается с оценкой IO. нестандартности (Т)

Ю.

Вердиктив

Осуждает инициатора ситуации (Т)

А.

Вердиктив+ Репрезентатив

Оценивает ситуацию (Т) + соглашается с мнением Ю.

Ю.

Контактив

Выражает полное согласие с оценкой А

Условные обозначения, принятые в таблице: № – номер реплики; К –коммуникант; А., Ю. – имена коммуникантов; Т – предметно-ситуативное удержание темы; Ра – имя речевого акта; Рп – коммуникативный смысл речевого поступка.
1)*репрезентативы – сообщения, 2)*комиссивы – обязательства, 3)*директивы – побуждения, 4)*рогативы – вопросы, 5)*декларативы – объяснения, 6)*экспрессивы – выражения эмоций, 7)*контактивы – выражения речевого этикета.
В процессе общения могут появляться коммуникативные барьеры – типичные трудности, возникающие в общении людей под действием тех или иных объективных или субъективных причин, мешающие успешной коммуникации, пониманию людьми друг друга.
Виды коммуникативных барьеров

  1. Логические.
  2. Смысловые.
  3. Языковые.
  4. Фонетические.
  5. Стилистические.
Логический барьер – каждый из собеседников видит проблему только со своей позиции и не хочет понять точку зрения оппонента, не принимает «условно» доводы собеседника.
Смысловой (семантический) барьер образуется из-за различия в системах значений слов. Здесь идёт речь о многозначности слов любого языка, кроме этого существует множество специальных профессиональных терминов, которые непрофессионал не поймёт.
Языковой барьер возникает, когда один из собеседников не очень свободно говорит на языке, на котором ведется беседа.
Фонетический барьер – препятствие, которое создается, когда один из собеседников неправильно произносит единицы языка (слова, словосочетания), неправильно ставит ударения в словах.
Стилистический барьер появляется, когда собеседник(-и) не учитывает(-ют) вид (жанр) сообщения и особенности коммуникативной ситуации.

Стратегии и тактики речевого общения
В социально ориентированном общении речевая деятельность подчинена внеречевой цели, направленной на организацию совместной деятельности людей, что предопределяет более строгую регламентацию речевого поведения. Особое значение в этом случае приобретают применяемые коммуникантами речевые стратегии и тактики.
Стратегия речевого общения – общий план ведения речи.
Тактика речевого общения – подбор и использование в речи определенной совокупности логических и психологических приемов.
На примере публикации «Лучшие мамы» получили подарки» («Аргументы и факты. Челябинск») проиллюстрируем реализацию речевых стратегий и тактик в речи. «25 ноября, в День матери, в челябинском ТРК «Горки» прошло праздничное мероприятие, в рамках которого организаторы областного конкурса детского творчества «Лучшей маме на свете!» назвали имена маленьких победителей и вручили их мамам замечательные подарки (микроцель «проинформировать читателя о прошедшем событии», тактика «именование события»). В этот день в торгово-развлекательном комплексе «Горки» было просто не протолкнуться. Помимо обыкновенных покупателей, пришедших за обновками в отделы модной одежды и желающих посмотреть какой-либо новый фильм, здесь было множество людей, чье присутствие обосновывалось совершенно другими причинами. Большинство малышей и их родителей приехали сюда только для того, чтобы узнать, чьи же работы, присланные на конкурс «Лучшей маме на свете!», компетентная комиссия посчитает лучшими. Приятно отметить, что на подведении итогов конкурса были не только челябинцы, но и жители других городов нашей области – Южноуральска, Кыштыма, Миасса, Трехгорного, Усть-Катава и многих других (микроцель «показать значимость события для рядового участника», тактика «указание на доступность события для рядового читателя»). Пока ведущие развлекали и веселили собравшуюся толпу, предлагая поучаствовать в различных конкурсах и играх, все желающие могли посмотреть и оценить детские работы, которые были выставлены в холле ТРК «Горки». Среди этих работ были представлены стихи и рассказы, написанные ребятами специально для своих мам, рисунки, аппликации, вышивки, поделки из дерева, фотографии и даже видеоролики. В общей сложности на конкурс «Лучшей маме на свете!» пришло свыше тысячи детских работ, и, конечно, разместить их все на выставке было невозможно. Но конкурсная комиссия просматривала каждую из них! (микроцель «проинформировать читателя», тактика «акцентирование важных деталей события») Кстати, не стоит думать, что после окончания акции все творческие работы будут пылиться в ящиках в кабинетах организаторов. В ближайшее время газета «Аргументы и факты – Челябинск» планирует провести аукцион, на котором состоится распродажа конкурсных работ. Все вырученные за счет этого мероприятия деньги будут направлены в детские дома и интернаты Челябинской области (микроцель «придать значимость событию», тактика «усиление значимости события»). Несмотря на то, что в условиях конкурса мы оговаривали, что главные призы получат авторы десяти самых оригинальных и интересных работ, подарки в этот день достались практически каждому участнику (микроцель «отразить событие», тактика «счастливый конец»)».
Необходимая адресанту тактика выбирается в зависимости от целей общения, и потому она направлена на определенные аспекты моделирования мира адресата и его психики (знания, оценки, желания). Суть применения тактики состоит в том, чтобы изменить конфигурацию этих параметров в нужном направлении: усилить/уменьшить какие-либо желания адресата, изменить оценку им чего/кого-либо и т.д. В приведенном выше тексте с помощью используемых тактик журналист представляет описываемое событие как важное и значимое для читателя, хотя на самом деле оно таковым не является. Микроцели текста, взятые в совокупности, показывают на «конечный результат», на который всегда рассчитана речевая стратегия, – «внушить читателю особую важность незначительного события».
Следует разграничивать понятия речевая тактика, речевой акт. Понятие речевая тактика шире понятия речевой акт в силу того, что речевая тактика рассматривается в рамках конкретной речевой ситуации и может включать в себя несколько речевых актов.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: