Самое печальное российское нечерноземье

Ближний Северо-Запад, небольшие города и сельская местность между Тверью, Псковом, Санкт-Петербургом и Череповцом - это та Россия, которой уже лет 100 везёт меньше всего. Может, и все 150 - хотя население здесь увеличивалось вплоть до Первой Мировой, с началом бурного промышленного развития страны и появлением железных дорог (то есть уже с 1860-х годов) обе столицы начали активно выкачивать население из этих болотистых, неплодородных земель.

Конечно, неплодородны и болотисты эти земли были и раньше, но до появления Петербурга это было приграничье и одновременно главный торговый путь на Запад, и одновременно плацдарм для освоения богатств диких земель Севера и даже Сибири (что некогда послужило основой богатства Новгорода). Частые войны не очень задевали глубинные районы, военные действия в основном велись на границах, военные гарнизоны в многочисленных крепостях создавали рабочие места и привлекали государственное финансирование. Большой урон региону нанесли карательные походы Ивана Грозного и последующая Ливонская война, а за ней Смута, но впоследствии эти земли быстро восстановились, и в XVII веке Новгород оставался вторым по численности населения городом страны. Более безопасно расположенное Тверское княжество располагало чуть более плодородными почвами, доходы от торговли там были чуть меньше, и после вхождения в состав Московского княжества оно окончательно стало частью Центральной России. С появлением Северной Столицы региональные центры Псков и Новгород потеряли большую часть своего значения, но для северо-западной глубинки строительство Петербурга было скорее плюсом - появился большой рынок сбыта для местной продукции, прежде всего для пушнины и леса; постепенно массовой стала езда на заработки в город (отходничество). Тверь, напротив, с развитием волжской торговли и строительством искусственных водных путей между Москвой и Петербургом вступила в новую фазу расцвета. Важным и доходным промыслом для местных стало также обслуживание крупных проезжих дорог из новой столицы - прежде всего в Москву, а с конца XVIII века и в Варшаву.
Но появившиеся железные дороги привели к тому, что пассажиро- и грузопотоки стали проходить эти места транзитом - ни ямская служба, ни почтовые станции уже не требовались, а промышленное развитие увеличило количество рабочих мест в столицах во много раз, и местные стали уезжать туда не на сезонные заработки, а всё чаще и чаще навсегда. Тверской же регион пока продолжал процветать и в конце XIX - начале XX века, Тверь сумела воспользоваться всеми преимуществами промышленной революции в России.
Но первый сильный удар по этим землям нанесла Первая Мировая война, незаметно перешедшая в Гражданскую - первые за двести лет боевые действия в этих краях. Сначала Первая Мировая принесла сюда крупные инфраструктурные проекты - прежде всего строительство рокадных (т.е. параллельных линии фронта) железных дорог. Однако, Гражданская война не дала их завершить, они были осуществлены лишь частично (не считая полностью построенных линий Нарва - Псков и Псков - Полоцк). Начиная со второй половины 1920-х годов отток населения начался с новой силой, индустриализация 1930-х почти не затронула эти регионы, в результате уже в 1939 г. численность населения этих земель была значительно меньше показателя 1913 г. Тверь же сильно выросла на волне индустриализации и развивалась вполне в русле с остальной страной. Великая Отечественная война же совсем обескровила ближний Северо-Запад (включая Тверскую область). Разрушено было почти всё, города обезлюдели, многое так и не было восстановлено (например, многие древние архитектурные памятники в небольших городах, участки железных дорог Новгород - Старая Русса, Гдов - Псков, Псков - Полоцк, трамвайные системы Пскова и Старой Руссы).

Как ни странно, это редкий случай - в СССР стремились ликвидировать все последствия войны и, как правило, действительно ликвидировали их. Тем более, когда дело касалось железных дорог - они небезосновательно рассматривались как основа транспортной системы страны. Северо-западное Нечерноземье стало единственным регионом, где за годы советской власти плотность железнодорожной сети не увеличилась, а значительно уменьшилась. Несмотря на большие военные разрушения, Тверская область продолжала стоять особняком и оставаться более благополучной - послевоенное восстановление быстро сменилось дальнейшим развитием региона. Но с 1960-х годов начался общий кризис сельского Нечерноземья, коснувшийся Псковщины и Новгородчины, а затем и Тверской области особенно сильно - земля тут хуже, при этом недалеко до крупных городов, куда уезжает значительная часть местной молодёжи. 1990-е годы вполне предсказуемо усугубили тенденцию. Тут уже сильно пострадала и Тверская область, ранее бывшая более благополучной - она вошла в число лидеров по количеству деревень, ежегодно становящихся заброшенными, а дороги и состояние благоустройства городов тут худшее в Центральной России.

Губительное действие на регион оказывает близость Москвы, работающей тут как пылесос по выкачиванию наиболее дееспособного и перспективного населения.

В результате сельская местность натурально обезлюдела, а Псковская область вошла в мировые учебники по демографии (за сто лет более чем пятикратное уменьшение населения). Почти не пострадала центральная часть Ленинградской области (пригородная зона Санкт-Петербурга), Новгород (поздняя индустриализация 1960-х и туризм), Псков (туризм), Тверь и отдельные города Тверской области (уцелевшая промышленность). Псковская область беднее, но в целом более ухоженная, в Новгородской области - разительный контраст между выглядящим не хуже Питера Новгородом и убитой, почти обезлюдевшей сельской местностью, Тверская область, которая, согласно статистике, богаче Псковской и Новгородской, выглядит гораздо хуже своих северо-западных соседей.

Наверно, северо-запад Нечерноземной зоны - единственная часть страны, однозначно только потерявшая за годы советской власти. Этакий символ того, что мы потеряли с 1917 года.
Всё это начинало создаваться как предисловие к посту про Гдов, но получилось так много что пришлось вынести в отдельный пост. Про сам Гдов и Чудское озеро - в следующей части.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: