Урок с использованием электронного учебника "простые вещества - металлы". Технологическая карта урока химии

Из 114 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева 92 элемента образуют в свободном состоянии простые вещества с металлической связью.

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства металлов: их можно расплавить, а затем придать им любую форму, изготовив при этом наконечники стрел и копий, щиты и мечи, посуду и плуги... На часах человеческой истории каменный век сменился веком медным, затем - бронзовым, далее - железным...

Все металлы, кроме ртути, в обычном состоянии твёрдые вещества и имеют ряд общих свойств. Металлы - это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны.

Металлам в прошлые века приписывалось много чудодейственных свойств. Известные ещё в Древнем Египте семь металлов считались представителями семи планет на Земле.

Золото наши предки связывали с Солнцем, серебро - с Луной, медь - с Венерой, железо - с Марсом, олово - с Юпитером, свинец - с Сатурном, ртуть - с Меркурием (рис. 44). Совпадение числа металлов, знакомых древним, с числом планет, которые они видели на небе, казалось бы, подтверждало взаимосвязь земных металлов с небесными телами. Когда в XVI в. алхимикам стала известна металлическая сурьма, они долго отказывались признавать её металлом - ведь для сурьмы на небе не хватало планеты.

Рис. 44.
Обозначение химических элементов алхимиками

М. В. Ломоносов определял металл «как светлое тело, которое ковать можно», и относил это свойство к металлам: золоту, серебру, меди, олову, железу и свинцу. А. Лавуазье в «Начальном курсе химии», написанном в 1789 г., упоминал уже 17 металлов. В начале XIX в. последовало открытие платиновых металлов. К настоящему времени число известных металлов возросло до 92.

Пластичность - это важнейшее свойство металлов изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. При этом подвижные обобществлённые электроны смягчают перемещение положительных ионов, экранируя их друг от друга. Поэтому обработка металлов с изменением формы происходит без разрушения.

Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один грамм золота можно вытянуть в проволоку длиной два километра.

Все металлы, как вы знаете, твёрдые при обычных условиях вещества. Исключение, как уже отмечалось, составляет ртуть, которая при обычных условиях представляет собой жидкий блестящий серебристо-белый металл.

Металлы различаются по твёрдости. Мягкие - щелочные, например, или свинец, а твёрдые - хром, титан, молибден.

Представление о температурах плавления и плотности некоторых металлов вы можете получить, если внимательно рассмотрите рисунок 45.

Рис. 45.
Температуры плавления и плотности некоторых металлов

Наличие обобществлённых электронов объясняет и такие характерные свойства металлов, как их тепло-и электропроводность. Достаточно даже небольшой разности потенциалов, и беспорядочно движущиеся электроны начинают двигаться строго упорядоченно. Лучшие проводники электрического тока - серебро, медь, золото, алюминий. В приведённом списке они расположены в порядке уменьшения электропроводности.

Свободные электроны обусловливают и такое свойство, как металлический блеск. Свет поглощается поверхностью металла, и его электроны начинают испускать свои, вторичные, волны излучения, которые мы воспринимаем как металлический блеск. Прекрасно отражают свет палладий, ртуть, серебро, медь.

Лабораторный опыт № 5
Ознакомление с коллекцией металлов

Ознакомьтесь с коллекцией металлов. Запишите химические знаки выданных вам металлов, расположите их в порядке возрастания:

  1. плотности;
  2. пластичности;
  3. твёрдости;
  4. металлического блеска;
  5. электропроводности;
  6. теплопроводности.

Для выполнения задания используйте приложения 1 и 2, дополнительные источники информации.

Ключевые слова и словосочетания

Физические свойства металлов: ковкость, пластичность, тягучесть, твёрдость, температура кипения, металлический блеск, электро- и теплопроводность.

Работа с компьютером

  1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
  2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока - сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

Вопросы и задания

  1. Какое из веществ, названных в приведённом ниже стихотворении, не относится к металлам?

        Семь металлов создал свет
        По числу семи планет:
        Медь, железо, серебро...
        Дал нам Космос на добро.
        Злато, олово, свинец...
        Сын мой, сера - их отец.
        А ещё ты должен знать:
        Всем им ртуть - родная мать.

  2. Как понимать приведённые в этом стихотворении образные выражения: «сера - их отец» и «ртуть - родная мать»?
  3. О каком свойстве металлов говорится в начальной строке стихотворения А. С. Пушкина «Кинжал»?

        Лемносский бог тебя сковал...

    О каком свойстве металлов говорится в приведённых ниже строках?

        Как адский луч, как молния богов,
        Немое лезвие злодею в очи блещет,
        И, озираясь, он трепещет
        Среди своих пиров...

  4. Почему авиакомпаниям запрещено перевозить аппараты и приборы, содержащие ртуть?
  5. Пользуясь дополнительной литературой, приготовьте сообщение о появлении зеркал в жизни человека и совершенствования способов их изготовления.

Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение «Караульская средняя школа-интернат»

Бугрим Лариса Валериевна, учитель химии.

Технологическая карта урока химии.

Тема урока «Простые вещества – металлы»

Цель урока: изучить физические свойства и области применения простых веществ - металлов на основе их строения.

Планируемые образовательные результаты:

1. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация учащихся на получение новых знаний, формирование научного мировоззрения.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, проводить наблюдение.

Регулятивные: формулировать цель урока; работать по плану; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.

3. Предметные : описывать положение элементов- металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы, характеризовать общие физические свойства металлов, устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах-металлах.

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Средства обучения: учебник, рабочие тетради, презентация, карточки с заданиями, коллекции металлов.

Оборудование: ложка, кружка, скрепка, термос, школьный колокольчик, точилка для карандаша, стаканы с горячей водой, проволока алюминиевая, медная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Организационный этап.

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Коммуникативные: учатся культуре общения.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: на партах у каждой группы находится задание. Вам необходимо их выполнить и определить тему нашего урока.

Учитель организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний

Работают в группах, выполняют задания и определяют тему урока.

1 группа: рассматривает предметы, определяет общее: все предметы изготовлены из металлов.

2 группа: разгадывает ребусы

3 группа: по электронной формуле определяет химические элементы.

Определяют тему урока: «Металлы».

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е. формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться).

Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

Личностные: личностное самоопределение. Коммуникативные: учатся выражать свои мысли, культуре общения.

Познавательные: учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать

3) Актуализация знаний.

Учитель: что мы уже знаем о металлах вспомним, выполнив задание «Верно-неверно».

Учитель организует работу по выполнению задания на карточках.

Выполняют задание на карточках, используя свои ответы, заполняют пропуски в тексте.

Выполняют взаимопроверку

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: создание письменного ответа – контроль, коррекция

4) Первичное усвоение новых знаний.

1. Предлагает в группе поработать с коллекцией металлов по инструктивной карте и ответить на вопросы: встречаем ли мы в повседневной жизни данные металлы; каково их положение в ПСХЭ, можно ли провести параллель между строением атомов-металлов и особенностями физических свойств.

2. Организует самостоятельную работу с учебником, заполнение таблицы

1. В группе (3-4 человека) работают с коллекциями металлов, выполняют лабораторную работу, отвечают на вопросы. Наблюдают, анализируют, делают выводы о физических свойствах металлов.

2. Индивидуально работают с учебником (смысловое чтение), выделяют главное, записывают в тетрадь(заполняют таблицу).

3. Совместно с учителем отвечают на вопросы, делают обобщение.

Познавательные: учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные: формирование жизненного самоопределения.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

Организует работу по заполнению текста в рабочей тетради;самопроверку.

Заполняют в рабочей тетради текст с пропущенными словами, осуществляют самопроверку.

Познавательные: учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, формируют умения выражать свои мысли. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

задания на стр.53-55 на выбор 3-5 заданий.

Творческое задание: составить ребусы, загадки, кроссворд или синквейн по теме

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Выберите 1-2 предложения и закончите их в тетради:

      сегодня я узнал...

      было трудно…

      я понял, что…

      я научился…

    • было интересно узнать, что…

      меня удивило…

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Познавательные: учатся ориентироваться в рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию, учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, учатся выражать свои мысли.

Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные: формирование личностного самоопределения.

Работа в группах.

1 группа.

Задание: у вас на рабочем столе находятся предметы: ложка, кружка, скрепка, термос, школьный колокольчик, точилка для карандаша. Определите, что общее у всех этих предметов.

2 группа.

Задание: решите ребусы. Как, одним словом можно назвать эти элементы?

3 группа.

Задание: по электронной формуле определите химические элементы. Как, одним словом можно охарактеризовать их.

б) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1

в) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2

г) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1

Задание. «Верно - неверно»

Утверждение

«Не знаю»

1.Атомы металлов имеют большое число электронов на внешнем слое (от 4 до 8)

2.Атомы металлов имеют небольшое число электронов на внешнем слое (от 1 до 3)

3.Радиус атома металла больше радиуса атома неметалла

4.Радиус атома металла меньше радиуса атома неметалла

5.Атомы металлов стремятся принять недостающие электроны до завершения уровня

6. Атомы металлов стремятся отдать внешние электроны

7.Атомы металлов при отдаче электронов превращаются в катионы

8.Атомы металлов при принятии электронов превращаются в анионы

9.Ионы металлов обуславливают два вида химической связи: металлическую и ковалентную

10. Ионы металлов обуславливают два вида химической связи: ионную и металлическую

Используя свои верные ответы, заполните текст по теме «Металлы» - задание №2-3 стр.52 в рабочей тетради.

Лабораторная работа «Физические свойства металлов».

Цель: познакомиться с физическими свойствами металлов

Оборудование : коллекция металлов (или набор металлов: алюминиевая проволока, медная проволока), стаканы с горячей водой.

Правила ТБ :

Задание: ознакомьтесь с коллекцией металлов. Запишите химические знаки выданных вам металлов, изучите физические свойства. Результаты занесите в таблицу.

1.Рассмотрите образцы и установите, в каком агрегатном состоянии находятся выданные металлы.

2.Рассмотрите образцы металлов и определите их цвет.

3.Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск.

4.Несколько раз перегните проволоку из металлов и определите, пластичны ли они.

5.Опустите проволоку в стаканчик с горячей водой и определите, проводят ли металлы тепло.

6.Вспомните из жизненного опыта, курса физики, проводят ли металлы электрический ток.

7.Сделайте вывод.

Агрегатное состояние

Пластичность

Теплопроводность

Электропроводность

Вывод: металлы обладают общими физическими свойствами:

Заполните таблицу, используя материалы учебника на стр.

Физическое свойство

Чем обусловлено

Примеры металлов, у которых это свойство наиболее выражено

Часть I

1. Положение металлов (М) в Периодической системе Д. И. Менделеева.

Условная диагональ от В к At через элементы А групп: IV V VI. На диагонали и над ней расположены неметаллы , а под ней - металлы .
Только из М состоят В группы . Всего из 110 элементов к металлам относят 88 элементов .
IA
группа - это щелочные металлы .
IIA
группа - это щелочноземельные металлы .

2. Особенности строения атомов М:

1) число е во внешнем слое атома 1-3;
2) R атома - большие размеры.

3. Относительность деления элементов на М и НМ (приведите примеры):

1) серое олово - НМ, белое олово - М.
2) графит - НМ, но электропроводный.
3) Cr, Zn, Al - М, но амфотерные.

4. Металлическая химическая связь - это связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществлённых е.

Общая схема образования металлической связи:

5. Заполните таблицу «Строение и свойства металлов».

6. Запишите признаки, по которым можно различить пластины, изготовленные:

а) из алюминия и меди - цвет, плотность, электро- и теплопроводность
б) из свинца и алюминия - цвет, плотность, температура плавления
в) из серебра и графита - цвет, форма, электропроводность.

7. Используя рисунки, заполните пропуски, чтобы получилась последовательность: название металла (ов), свойства (о), область (и) применения.

а) чугунная батарея - чугун, теплопроводность, прочность, износостойкость. В хозяйстве, быту, металлургии.
б) алюминиевая фольга - алюминий, легко раскатывается, пластичность, высокая электро- и теплопроводность, коррозионная стойкость. В пищевой промышленности, производство сплавов.
в) стальные кнопки и скрепки - сталь, «мягкая» сталь, эластична, легко гнется, не ржавеет, прочная и твердая. Во всех отраслях народного хозяйства.
г) металлическая опора - железо (сталь), прочны, твердые, не подвергаются действию среды. Во всех отраслях народного хозяйства.
д) купола - золото, инертное, внешний вид. Используется в строительстве - прокатка, в ювелирном деле.
е) термометр - ртуть (жидкий металл), расширяется при нагревании, в медицинских термометрах. Получение сплавов, для добычи золота. Лампы.

8. Заполните таблицу «Классификация металлов».

9. Сплав - это - это однородный металлический материал, состоящий из смеси двух или большего числа химических элементов с преобладанием металлических компонентов.

10. Чёрные сплавы:

1) чугун, содержание углерода >2%
2) сталь, содержание углерода <2%.

11. Заполните таблицу «Сплавы и их компоненты».

12. Подпишите названия сплавов, из которых могут быть сделаны изображённые на рисунках предметы.

а) сталь
б) мельхиор
в) дюралюминий
г) бронза
д) бронза
е) чугун

Часть II

1. Атомы металлов, имеющие во внешнем слое:

а) 5е - Sb (сурьма), Bi (висмут)
б) 6е - Po (полоний)

Почему?
Они расположены в 5 и 6 группах соответственно

2. Атом металла, имеющий во внешнем слое 3е , - бор.
Почему?
Он расположен в 3 группе.

3. Заполните таблицу «Строение атома и химическая связь».

4. Исключите «лишний элемент».
4) Si

5. Какая из следующих групп элементов содержит только металлы?
Нет правильного ответа

6. Какое физическое свойство не является общим для всех металлов?
3) твёрдое агрегатное состояние при стандартных условиях

7. Какое утверждение верно?
4) атомы металлов и металлы - простые вещества проявляют только восстановительные свойства.

8. Все элементы главных подгрупп являются металлами, если они расположены в Периодической системе ниже диагонали:
3) бор - астат

9. Число электронов на внешнем электронном уровне атома металла, находящегося в главной подгруппе Периодической системы, не может быть равно:
4) 7

Конспект урока химии по теме "Металлическая связь" 8 класс

учитель химии и биологии МБОУ КСОШ

Бабешко Е.В.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид занятия: Комбинированный урок.

Цель урока: Сформировать представления о металлической связи.

Задачи урока:

1)выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов; узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ; обобщить знания о химической связи.

2) формирование научного мировоззрения.

3) развитие интереса к предмету, посредством игровых моментов.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация.

    Организационный момент.

2.Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

На предыдущих уроках вы узнали, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов и элементов-неметаллов, а также атомы элементов-неметаллов между собой. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на следующие вопросы.

Вопросы:

Какие типы химической связи вы уже знаете?

Что такое ионная связь?

Что такое ковалентная связь?

Какие виды ковалентной связи вы знаете? Как их можно различить?

Теперь давайте выполним следующие упражнения.

Упражнение 1

Запишите схемы образования ионной связи в следующих веществах:

а) CaS

б) MgCl2

в) Na3N

Упражнение 2

Запишите схемы образования ковалентной связи в следующих веществах:

а) N2

б) CH4

в) HF

3. Изучение нового материала:

Сегодня мы познакомимся с тем, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов.

Следовательно, какая тема сегодняшнего урока? (учащиеся называют тему урока). Металлическая химическая связь.

Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия. Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме.

Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов – 1,2,3. Эти электроны легко отрываются, и атомы металлов превращаются в ионы.

Ме 0 – n ē Me + n + атомы- ионы металла

Оторвавшиеся электроны перемещаются от одного иона к другому, связывая их в единое целое. Разобраться, какой электрон принадлежит какому атому невозможно. Поэтому все оторвавшиеся электроны становятся общими.

Электроны могут соединятся с катионами, тогда временно образуются атомы, от которых снова отрываются электроны. Этот процесс происходит бесконечно. Таким образом, в объеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.

Оторвавшиеся электроны при сближении атомов свободно движутся от одного иона к другому. При этом небольшое число общих электронов связывает большое число атомов и ионов металла. Т. к. число электронов в металле равно общему заряду положительных ионов, то в целом металл остается электронейтральным.

Можно представить, что ионы металла находятся в облаке из электронов. Такое электронное облако называют «электронным газом».

Запишем определение: Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за счет обобществления электронов, называется металлической.

Теперь давайте подумаем, на какой вид связи похожа металлическая связь.

Ответы учащихся:

Ионную связь (происходит образование катионов, ē связывают ионы Ме за счет электростатического притяжения).

Ковалентную связь основана на обобществлении ē. Только при ковалентной связи объединяются электроны соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам.

Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов – сплавов, находящихся в твердом и жидком состоянии.

Пары металлов состоят из отдельных молекул (одноатомных и двухатомных). Атомы металлов связаны между собой ковалентной связью.

Например:

Na. + .Na → Na:Na → Na – Na

Металлической связью обусловлены основные свойства металлов

- электропроводность и теплопроводность

Электроны движутся в объеме металла беспорядочно. Но даже небольшой разности потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. Лучшими проводниками тока являются Ag, Cu, Au, Al.

- пластичность

Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми пластичными являются Au, Ag, Cu.

- металлический блеск

Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения. Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg .

Металлы различаются по твердости . Мягкие -щелочные, например, или свинец, а твердые – хром, титан, молибден.

Представление о температурах плавления и плотности некоторых металлов вы можете получить, если внимательно рассмотрите рисунок 45 на стр.83.

4.Рефлексия.

1.Лабораторный опыт .

Ознакомление с коллекцией металлов.

Ознакомьтесь с коллекцией металлов. Запишите химические знаки выданных вам металлов, расположите их в порядке возрастания:

1)плотности;

2)пластичности;

3) твердости;

4) металлического блеска;

5) электропроводности;

6) теплопроводности.

Для выполнения задания используйте приложения 1 и 2 учебника, дополнительные источники информации.

2.А сейчас давайте заполним обобщающую таблицу «Типы химических связей»

Между какими атомами возникает

Разность ЭО 2-х соседних атомов

Примеры

ковалентная

полярная

неМе(1) + неМе(2)

< 1,7

H 2 O

неполярная

неМе(1) + неМе(1)

Cl 2

ионная

Ме + неМе

> 1,7

CaCl 2

металлическая

Ме + Ме

    Выполнение следующего упражнения.

Упражнение

Найдите лишнее:

а) CuCl 2 , Al , MgS

б ) N 2 , HCl, O 2 в ) Ca, CO 2 , Fe г ) MgCl 2 , NH 3 , H 2

Ответ:

а) CuCl 2 , Al , MgS

б) N 2 , HCl , O 2

в ) Ca, CO 2 , Fe

г ) MgCl 2 , NH 3 , H 2

Сначала учащиеся самостоятельно выполняют упражнения в тетради , отдельные ученики комментируют выполнение упражнений, а затем на экран проецируются правильные ответы на эти вопросы.

Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся.

5. Домашнее задание

    §13,

    Упражнения 1-4.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: