4 этапа развития. Четвертая стадия развития личности. стадий развития взрослой личности

Экология жизни. Психология: Это печально, но развод давно стал нормой. Чуть какие-то сложности, недопонимания и обиды: «Всё! До свидания!»...

Это печально, но развод давно стал нормой

Жизнь в семье делится на две большие области: детско-родительская и супружеская. Существует популярное мнение, что дети - это на всю жизнь, а мужа/жену можно и поменять. Отчасти это действительно так, супруга мы выбираем. Дети рождаются у папы и мамы. Тем не менее, дети вырастают и уходят в свою жизнь, а супруг остается, и с ним приходится как-то жить.

Это печально, но развод давно стал нормой. Чуть какие-то сложности, недопонимания и обиды: «Всё! До свидания!». Мне кажется, если бы многие пары прежде, чем решиться на развод, обратились к психологу, то расставание можно было предотвратить.

В отношениях кроме приятных бонусов оба неизбежно сталкиваются с трудностями. По той причине, что каждая пара проходит обязательные стадии развития отношений.

Обычно супруги самостоятельно справляются с конфликтами и двигаются дальше. Бывает, что застревают на определенном этапе. Личная и семейная терапия помогает преодолеть этот барьер.

Итак, стадии развития отношений в паре. Мои личные наблюдения и краткое изложение книги Пирсона Питера, Бэйдер Эллин «В поисках мифической пары. Эволюционный подход к диагностике и психотерапии пар».

Нулевая стадия. Начало. Поиск и выбор партнера

Формально пары еще нет, но просыпается желание: «Хочу влюбиться», «Пора замуж». Способ для знакомства может быть любой. Все зависит от цели. Вызывают интерес и притяжение те, кто соответствует нашим явным или скрытым ожиданиям. Хорошо бы заранее выяснить: Для чего нужны отношения? Какой нужен партнер?

В момент обоюдного выбора: «Это Он! Это Она!» рождается пара.

Трудности: есть желание отношений, но подходящих кандидатур не видно на горизонте. Возможно, прежние отношения не завершены или есть чувства к тому, кто сейчас не доступен. Формула «клин клином вышибают» в отношениях лишь накапливает разочарования. Вполне естественно сначала отгоревать свою потерю.

Первая стадия. Слияние. Создание крепкого фундамента отношений

Мы как единое целое. Период романтической влюбленности. Мощное движение навстречу позволяет идти на сближение. Два незнакомых человека ощущают сильное эмоциональное родство. Совпадения, схожесть партнеров лелеется, а вот различия, наоборот, игнорируются. «Как ты, так и я». Тесная связь помогает создать прочные отношения. Воспоминания о том, как начинались отношения, спасают пару от разрыва в трудные времена.

Вместе сложно, но и без тебя не могу. Конфликтные, эмоциональные отношения, которые в сериалах преподносят как эталон большой и страстной любви, на практике являются зависимыми и враждебными. Регулярно кипят бурные страсти. Спокойные и доверительные отношения для такой пары кажутся пресными. Поведение обоих по-детски эгоистичное. «Я тебя люблю, и теперь ты мне должен». Партнеры манипулируют, обижаются, угрожают расставанием, стремясь получить внимание любой ценой. При этом все равно остаются вместе.

В норме стадия слияния длится до года. За это время пара достаточно напитывается взаимными чувствами, зарождается чувство глубокой привязанности.

Ожидание, что влюбленность и страсть должна длиться вечно, приводит:

Либо к сглаживанию конфликтов, за счет уменьшения различий, замалчивания важных потребностей из страха остаться в одиночестве;

Либо к смене партнера, если накал чувств угасает.

Вторая стадия. Дифференциация. Столкновение с реальностью

Не предавай меня. Один уже начал замечать различия, от чего испытывает разочарование. Второй чувствует настроение супруга, цепляется за иллюзии первой влюбленности, боится потерять любимого человека. Оба испытывают много напряжения и боли.

Эта стадия необходима, она учит замечать живого человека. Приходится признать, что он все-таки другой. Нужно много терпения к партнеру, который «застрял» в слиянии. Помочь ему освободиться от иллюзии, поощряя различия. Для того, чтобы уменьшить зависимость и тревогу выделяйте определенное время для воспоминаний истории знакомства, почему выбрали друг друга, что ожидаете от отношений.

Я изменюсь, если изменишься ты. Непростой период в отношениях начинается, когда оба заметили различия в желаниях. Высокий риск все разрушить и начать опять с нуля. Накопилось недовольство и раздражение. Конфликты вспыхивают постоянно. Для пары не столь важен предмет спора, сколько сама возможность отстаивать свое мнение. С трудом идут на уступки, потому что воспринимают их как сдачу позиций.

На этой стадии важно понять чего хочу я, чего хочет партнер. Что мы можем сделать, чтобы нам обоим было хорошо. Вспоминать, что помогало договариваться раньше. Обсуждать планы на будущее. Направлять внимание на то, каких целей хотим достичь мы вместе как пара и по отдельности. Освоение уроков этой стадии ведет к реализации вне семьи и формированию крепкой привязанности.

Третья стадия. Обучение. Творческое самовыражение

Не оставляй меня/ Оставь меня в покое. Один из супругов все еще остается в слиянии. Он чувствует, что любимый человек его бросает, теряет к нему интерес. С трудом переносит разлуку, ждет от партнера постоянного присутствия, пытается удержать рядом. Второй уже перешел на стадию обучения. На первое место выступает самореализация, развитие собственной личности. Большая часть его интересов вне семьи. Он чувствует, что его сковывают, душат и с раздражением отстаивает свободу поступать так, как хочет.

Попробуйте вспомнить подростковый возраст и найти параллели в том, как удалось уйти из родительской семьи и что происходит сейчас. Цели и интересы у супругов могут быть разные. Необходимо помочь партнеру в слиянии найти занятия для себя, а обучающемуся партнеру признать важность времени, проведенного вместе.

Важные задачи на этом этапе:

Договориться, в какой области есть полная свобода действий;

Выбрать время для общения друг с другом.

Хочу быть самим собой. Супруги заняты каждый своим делом, а семейные отношения кажутся второстепенными. Эмоции и привязанность воспринимается как угроза развитию. Каждый отстаивает свою точку зрения, перестает слышать доводы второй стороны. Они точно знают, чего хотят добиться. Но обычно они находятся на разных полюсах. В таких условиях совместить желания как будто невозможно.

Чтобы облегчит отношения, необходимо выстраивать приоритеты желаний, научиться идти навстречу друг другу. Искать баланс между личным развитием и отношениями в паре. Активное накопление знаний, умений и возможностей. Выходом может быть создание совместных проектов, где каждый сможет вносить свой вклад.

Четвертая стадия. Привязанность. Эмоциональная близость

Шаг вперед, шаг назад. Все сильнее видны различия между «Я» и «Мы», при этом укрепляется взаимная привязанность. Но вначале отношения балансируют на грани выбора себя или партнера. Хочется быть ближе, но из уважения к желаниям партнера отпускаю его. Хочется самостоятельности, но жертвую своей свободой, иду на компромисс в желаниях и просьбах супруга.

На этой стадии все чаще царят спокойствие и уважение. Пара продолжает осваивать способы договариваться, планировать свою совместную жизнь так, чтобы учитывать интересы друг друга.

Привязанность к дому. Закономерный итог любых зрелых отношений. Стадия, в которой семейная жизнь переживается как уютная и комфортная. Супруги хорошо понимают себя и друг друга. Если случаются трудности, то они связаны с внешними событиями: болезнь, увольнение. Чувство удовлетворения и наполненности рождает потребность отдавать излишек в мир.

Эти четыре стадии жизни пары растягиваются на годы. Сложно вместить все в одной статье, но она может быть отличным ориентиром для диагностики и сохранения отношений.

Вопрос: Как охарактеризовать неживой, растительный и животный уровни развития человека?

Ответ: Неживой уровень – это период, когда человек обладает очень маленьким , который еще никак не побуждает его к связи с другими. Он пассивно существует в , не меняя практически ничего вокруг себя, а только немного обрабатывая землю своими руками или примитивными орудиями труда (практически еще нет даже и этого) и добывая себе пищу.

Это неживой уровень развития, т.е. не совершенствующийся, находящийся все время на одном уровне, еще не растущий, как следующий уровень.

Растительный уровень характеризуется тем, что человек уже "растет", но, как мы говорим: "Еще растение". То есть у него еще не хватает движения – он не способен на большие завоевания, на всевозможные преобразования. Он преобразует вокруг себя пространство, но как растение, которое пускает корни и понемногу берет от всего: завоевывает что-то, но в очень ограниченном виде, поскольку его эгоизм, его возможности не позволяют ему "проглотить", то, что завоевал. Поэтому нет смысла рисковать, вкладывать силы, страдания.

Животный этап – это, в первую очередь, развитие технологий: того, что находится вне человека. Мы начинаем развивать инструменты, с помощью которых можем завоевывать мир вплоть до космоса. Этот этап начался в средние века с изобретения печатных станков и других новшеств.

На самом деле, средневековье – непростой уровень развития, довольно бурный период, который зарождался в неком внутреннем виде. Но сегодня, исследуя процесс эволюции, мы понимаем, что в то время происходили очень интересные, мощные, хотя и скрытие процессы зарождения следующего этапа.

Следует подчеркнуть, что на предыдущих этапах этого не наблюдалось, потому что между землей и растением очень маленькая разница и слишком большая связь, – они содержат друг друга, превращаются друг в друга и т.д.

А между растительным и животным состоянием – огромная разница: в , в передвижении, в собственном пространстве, в завоевании пространства и т.д.

В соответствии с этим происходило внутреннее развитие человека – люди буквально ринулись завоевывать природу, пространство, открывать новые земли. Изменилась вспашка земли, сельское хозяйство, ремесла, города, разделение людей на группы, на кланы – в общем, все. Затем началось движение за парламент, за свободу и т.д.

Человечество стало более активным на всех уровнях по сравнению с прошлым состоянием, причем эта активность росла и росла.

В прошлом XX веке она достигла объединения: мы пришли к , к эгоистическому взаимодействию. Это стало предпосылкой к зарождению нового уровня, который начал проявляться с середины XX века. "Римский клуб", академик Вернадский в России, различные международные организации начали замечать, что проявляется холистический уровень природы, который соответственно оказывает воздействие на общество. Если мы не будем ему следовать, то будем страдать от неравновесия с природой.

Многие тогда уже начали писать и говорить об этом – каждый на своем уровне: на уровне биологии, социологии, политологии, минералогии, общественного развития или даже экономического и финансового (экономика и финансы – это две разные функции человека).

Все это постепенно накапливалось и вело к возникновению предпосылок для перехода на следующий уровень. Но проявление этих предпосылок, как любое движение в развитии, начинается с малых возмущений, которые все возрастают, пока не достигают состояний, когда уже невозможно остановиться, пребывать в прошлом состоянии, и тогда рывком происходит рождение на новом уровне.

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Отношения подобно живому организму, имеют свои стадии развития и «развертывания». И незнание этих этапов часто может приводить к тому, что закономерные изменения в отношениях воспринимаются партнерами как признаки их ухудшения или предвестники грядущего разрыва. Эти этапы характерны почти для всех отношений: дружеских, детско-родительских, партнерских и даже деловых. Рассмотрим их подробнее на примере детско-родительских отношений.

Первый этап – этап созависимости.

Это этап максимального сближения. Он длится с момента зачатия до первых шести месяцев. В этот период дети особенно сильно нуждаются в родительской ласке, любви, опеке. Им нужно, чтобы их брали на руки, нежно к ним прикасались, пели песни, говорили с ними и смотрели им в глаза. Таким образом у ребенка формируется доверие к миру, к людям. Это тот запал любви, который родители вкладывают в него на примере собственного отношения.

Ту же картину можно наблюдать и в супружеских отношениях. Первый этап – это этап знакомства, больших иллюзий, максимальной симпатии и привязанности друг к другу. Многие считают, что именно этот этап и есть любовь. Но все немного сложнее…

Второй этап – этап контрзависимости.

У детей этот этап длится с 6-7 месяцев до достижения трехлетнего возраста. Это период, когда ребенок стремится выйти из-под опеки родителей и побольше узнать об окружающем мире. Когда родители жалуются на непослушание и упрямство своих детей, обычно их дети находятся в этом периоде. Ребенок стремится отделить себя от родителей и демонстрирует это окружающим – например, стремиться одеться самостоятельно, играть отдельно, не подпускает к своим игрушкам, говорит «нет» даже на самые мелкие просьбы, хотя внутренне он и согласен.

В этот период ребенку нужно дать достаточно свободы и пространства, чтобы он реализовал свои цели – отделение своего «я» от мира, от родителей. Иначе застой на этом этапе побудит его самоутверждаться и отделяться от других всю жизнь. Ну или пока этот этап внутренне не завершится.

В партнерских отношениях этот этап выглядит примерно так же – партнер может «пропадать», как бы показывая свою независимость, придерживаться прямо противоположной точки зрения, принимать решения не советуясь и т.д. Общая цель, связывающая подобные действия – это отделение своего «я» от «я» другого. Если человек получил в свое время достаточную поддержку от родителей на этапе контрзависимости, то и во взрослых отношениях этот период не нанесет большого ущерба отношениям и другому партнеру.

Третий этап – этап независимости.

Этот этап длится от трех до пяти лет. Это период, когда дети и родители снова сближаются. Ребенок приобретает к этому времени (если родители были понимающими и принимающими на предыдущем этапе) уверенность в своих силах и готов использовать внутреннюю энергию для решения задач. Он учится играть и взаимодействовать с другими детьми.

В партнерских отношениях этот этап выглядит повторным сближением. Но теперь это сближение происходит на почве более глубокого доверия друг к другу. Каждый доказал, что может обойтись без другого и теперь им нет нужды мериться своими «я». В отношения снова возвращается спокойствие и взаимодействие друг с другом. Партнеры, подобно детям, померившись игрушками, снова начинают делить их в общих играх.

Четвертый этап - этап взаимозависимости.

Этот этап длится от шести до двенадцати лет. И по другой версии – до достижения возраст двадцати девяти лет. Это самый сложный этап, до которого доходят не все и не «к сроку», так как многие «застревают» на предыдущих. Чем он отличается от предыдущих трех? Этап взаимозависимости – это этап развития сострадания, сочувствия и умения взаимодействовать с другими. На этом этапе человек может лавировать между предыдущими тремя – иногда быть созависимым, иногда – контрзависимым, иногда – независимым.

Но в каждом случае он осознает свои потребности и умеет договориться с другими о взаимодействии и взаимном удовлетворении. Во время этого этапа приобретаются навыки для успешной жизни, так как человек приобретает понимание себя и других и о методах взаимодействия с другими.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы и конфликты, возникающие в отношениях, это не признак несовместимости, а «эхо» незавершенных детских этапов. И надежность и верность партнеров друг другу – это один из эффективных способов его «заглушить».

Ася Гагиева

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Каждый из нас развивается в своем ритме, осознанно или неосознанно – закон эволюции. Кто-то застревает на первом этапе, кто-то с самого детства уже переходит на второй или третий…

Этап №1 – потреблять, наслаждаться

В широком смысле – использовать мир для удовлетворения всех своих желаний. И делать это единственной целью существования.

Мечты:

  • купить новую дорогую машину,
  • отправиться в тур по системе «все включено» на тропический остров,
  • купить коттедж загородом и т.д.
  • ходить после работы по ресторанам, кинотеатрам и бутикам

Желания: быть круче других, модно одеваться, посещать дорогие рестораны, развлекаться, получать удовольствие.

Действия: работа и построение карьеры только ради денег или исполнение желаний за счет других.

Проблемы: скука, вплоть до депрессии, ощущение «бега по кругу», пустоты жизни и нереализованности, поиск все новых и новых удовольствий, более сильной «дозы» наслаждений.

Как пройти этап? Дозировать удовольствия. Осознать, что кроме потребления существуют другие, более благородные цели в жизни. Что именно они принесут настоящую радость, подарят ощущение наполненности и счастья.

Этап №2 – искать, думать

В какой-то момент человек понимает, что в погоне за своими потребительскими желаниями так и не нашел счастья. И начинает искать смысл в чем-то другом.

Мечты:

  • найти дело своей жизни,
  • самореализоваться,
  • понять, кто я и в чем смысл.

Желания: обрести понимание, зачем родился и какую пользу можешь принести миру, найти свою личную формулу счастья.

Действия: уехать в путешествие (но не за удовольствиями, как на прошлом этапе, а в поисках себя настоящего), изучать разные философии и религии, читать книги, медитировать, заниматься спортом, пробовать себя в новых делах.

Проблемы: фанатизм, чрезмерное восхищение какой-либо теорией, слепое следование по чужому пути, невозможность услышать свой собственный внутренний голос, хаотичное метание от одного «смысла» к другому.

Как пройти этап? Слушать свое сердце и интуицию. Изучать чужие теории, философии и открытия, но помнить, что у каждого – свой собственный путь. Важно найти его, а не скопировать чей-то чужой. Не бросаться от одного к другому. Последовательно изучать окружающий мир и прислушиваться к своим ощущениям.

Этап №3 – отдавать, делиться

Наконец человек находит: любимое дело, работу или хобби, способ быть счастливым, гармонию с миром и взаимопонимание с самим собой.

Мечты:

Желания: видеть людей вокруг себя тоже радостными и счастливыми, сделать мир прекраснее.

Проблемы: излишняя категоричность, попытка навязать свой образ жизни и мыслей другим, непонимание со стороны близких, непонимание, в каком направлении развиваться дальше.

Как пройти этап? Не загордиться собой, не думать, что уже достигли вершины развития, не указывать другим, как жить, а мягко и незаметно вдохновлять на движение вперед и новые свершения.

Этап №4 – создавать, творить

Осознание, что высшая радость жизни – в созидании. А созидание должно основываться на личном опыте и открытиях, которые мы получили на втором и третьем этапах.

Мечты:

  • написать книгу,
  • нарисовать картину,
  • построить дом,
  • записать музыкальный альбом,
  • создать бизнес, полезный для людей (развивающие/творческие курсы, спортивная секция, детский сад, медицинский центр и т.д.)

Желания: создать нечто, что поможет другим людям, что подарит им нечто хорошее: вдохновение, мотивацию, знания, красоту, здоровье, комфорт, радостное настроение и т.д.

Действия: выбор конкретной цели и работа над ней до создания желаемого результата.

Проблемы: неуверенность в себе, отговорки, компромиссы, затягивание, разочарование при первых трудностях, неумение довести начатое до конца, возвращение ко второму этапу и поиск новых целей.

Как пройти этап? Не останавливаться, не сомневаться в выбранном пути, не ждать вдохновения и удобного случая, идти до конца, верить в себя и мечту, действовать, действовать, действовать.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: