Как довольствоваться тем что имеешь. Будь доволен тем, что имеешь. Маленькие секреты больших достижений

°† Неумеренное присвоение и потребление материальных маг вредит совершенствованию души.

Ненасытность, рвачество, стяжательство – прояв­ления низшего естества, развитие которого ведет к потере души. Роскошь – безобразие, творимое неуемным эгоизмом и самопотворством. Душев­ную пустоту человек пытается заполнить земны­ми богатствами и утехами, стремясь к внешним радостям.

°† Стараться не обременять себя малополезными, ненужными вещами.

Уметь отличать вещи необходимые (вещи поддер­живающие жизнедеятельность и орудия труда) от вещей, не важных для жизни человека. Любые вещи в большом количестве становятся лишними.

В жизни есть вещи необходимые, без них трудно обойтись, и вещи, которые постоянно нужны. И есть вещи лишние, без которых человек может зап­росто обойтись и прожить, их не заметив.

á Сравните хлеб, конфету, жевательную резинку, нож, блюдце, чашечку для кофе; бумагу, игрушку, точилку для карандашей; постель и ковер; кварти­ру и гараж.

°†Нужно уметь быть довольным тем, что имеешь.

Довольствоваться малым лучше, чем гоняться за многим. Повышенные запросы не приводят к доб­ру, они толкают на действия во имя эгоистических желаний, а встречное сопротивление среды чрез­мерно развивает и закаляет отрицательные свой­ства и черты человека. Уметь сдерживать себя, не заниматься самопотворством. Люди очень часто хотят думать о том, чего у них нет. Им кажется, что чего-то не хватает, от этого они не могут успокоится, все время хотят какую-нибудь новую вещь или игрушку, которую они увидели. Научитесь ценить то, что у вас есть сей­час, и меньше думайте о том, чего у вас нет. Если вы считаете, что у вас многого нет, то полезно вспо­минать о том, как живут беспризорные дети в под­валах, в холоде и голоде. Тогда вы поймете, кому действительно плохо, и отличите настоящую нуж­ду от кажущейся.



°† Некоторый недостаток нужно принимать как благо для своей души. Недостаток знаний и ума хуже недостатка денег.

Ожирение сердца

У Алины было не просто много игру­шек, а слишком много. Ну, просто огром­ное количество. Игрушки были разброса­ны по всей большущей комнате. Они ва­лялись под кроватью, ими были заполне­ны шкафы и забиты ящики в столе. Даже новые игрушки, чтобы о них не спотыкать­ся, приходилось сваливать куда попало и запихивать по разным углам. В общем, куда ни глянь, отовсюду игрушки торчат. Какую дверцу ни открой, обязательно что-нибудь вывалится.

Вы думаете, что Алина была самой ра­достной и счастливой на свете? Вы оши­баетесь. Она часто ходила с плохим на­строением. Ей хотелось все новых игру­шек, она часами могла их клянчить и тре­бовать, то капризничая, то плача, то оби­жаясь, то сердясь.

Если бы кто-нибудь мог заглянуть к Алине в душу, то он сразу бы увидел, ка­кое большое несчастье произошло в ее сердце. Из-за ненасытности и жадности ее сердце ожирело и сильно сдавило сер­дечную радость. Из-за этого Алина уже не могла радоваться всем сердцем и чув­ствовать настоящую радость внутри себя. Ей оставалось лишь радоваться умом, получая радость только от новых игрушек и развлечений. Но радость ума была сов­сем другой и короткой. Игрушки весели­ли и радовали недолго. Как только такая радость проходила, Алина снова ощуща­ла внутри себя, в своем сердце тоску и погружалась в безрадостное настроение. Вот и приходилось ей, не имея радости внутри себя, все время искать ее в иг­рушках и развлечениях.

Врачи пока не нашли лекарства от ожирения сердца, да и разве можно не­насытность вылечить таблетками. Они лишь советуют иметь побольше радости в себе и не зависеть от вещей и развле­чений. Радость дает наслаждение насто­ящей красотой. У человека, который чув­ствует красоту и стремится ею любовать­ся, никогда сердце не ожиреет.

[? ] – Вы замечали разницу между сердечной радос­тью (например, при оказании помощи попавшему в беду) и радостью умственной (при получении чего-то)?

– Как долго вас обычно радует новая игрушка?

– Когда люди ищут радости для своего ума? (Когда перестают и не умеют радоваться сердцем).

– Из чего по-вашему должно состоять лекарство от «ожирения сердца»? (См. направления беседы).

А кому-то все мало

Животные всегда довольствуются только тем, что им важно и необходимо для жизни. Теплую шкуру они носят с со­бой, нору от дождя имеют только одну, а еды добывают ровно столько, сколько им необходимо для силы и здоровья. Но среди животного мира иногда попадаются и такие, которые любят собирать и копить бесполезные вещи или лишнюю еду. О них-то и пойдет сейчас рассказ, и вы уз­наете, к чему может привести любовь к ненужному, страсть к накопительству лишнего и желание иметь больше.

В синем море плавала белая Акула. Она, как и все ее сородичи, очень люби­ла красивые, но абсолютно ей не нужные и бесполезные предметы. Но прятать эти предметы Акуле было некуда, потому что не было у нее ни дома, ни шубы с карма­нами. И вот однажды ей пришла в голову умная мысль о том, чтобы все понравив­шееся, заглатывая, в свой большой же­лудок складывать. Лучше и не придума­ешь, ведь надежней места, чем собственный живот, вряд ли найти можно. С этого момента Акула стала собирать все под­ряд, что считала красивым. То плаваю­щую бутылку проглотит с блестящей эти­кеткой, то на память откусит понравив­шийся поплавок от рыбацкой сети, то ку­сок весла отгрызет. Но один раз ей очень повезло. Ветер пригнал откуда-то изда­лека большой детский резиновый мяч. Это была настоящая удача. Трудно в море что-нибудь красивее и интереснее най­ти. Испугалась Акула, что мяч кому-ни­будь другому достанется и поскорее ре­шила его в свой желудок спрятать. Толь­ко она мяч проглотила, как вдруг почув­ствовала, что ее все время кто-то вверх тянет. Только спустится акула вниз ко дну, как тут же всплывать начинает, как будто кто-то ее на удочку поймал. Никак не могла понять Акула, в чем дело, только скоро совсем из сил выбилась и всплыла на поверхность моря. Плавала она на по­верхности моря до тех пор, пока плавник ее торчащий над водой рыбаки не увида­ли. Через два дня Акула оказалась в рыб­ном магазине, а мячик, который из ее желудка достали, рыбаки своим детям подарили.

Еще всякие совсем не нужные вещи любят сороки. Одна такая Сорока обожа­ла все блестящее и потому собрала в своем гнезде целую кучку стеклышек, монеток, крышек от бутылок. Была в гнез­де у Сороки и серьга с красным камуш­ком, и пуговицы блестящие и обертки цветастые от конфет. В общем, много ненужного барахла и бесполезных мело­чей Сорока насобирала и стала за свое добро переживать и охранять его от сво­их завистливых соседок-воровок. Ника­кой спокойной жизни у Сороки из-за со­бранного богатства. Все птицы весело в небе порхают и летают, где вздумается, а Сорока все около гнезда кружится, вещички свои стережет, да новые присмат­ривает. Вскоре так много всякого нако­пилась у Сороки, что вот-вот через край гнезда вываливаться начнет. Подумала Сорока и решила свое гнездо достроить: края гнезда в два раза выше сделать. Ста­ла Сорока палочки таскать и гнездо дос­траивать. Но не выдержали ветки такого веса. Согнулись они, треснули, и Сорока вместе со своим недостроенным гнездом в грязь шлепнулась. Ни драгоценностей у Сороки не стало, ни гнезда, все в глу­бокой грязной луже утонуло. Сколько вре­мени Сорока зря потеряла, сколько за свои безделушки переживала и возле гнезда торчала, и в конце концов ни с чем осталась. Лучше бы летала, как все, пу­тешествовала бы и жизни радовалась.

А вот и еще одна история. Жил ря­дом с человеком Хомяк и каждый день, круглый год, вдоволь кормился он в ам­баре человека, ведь зерна там было ви­димо-невидимо. И все было бы ничего, да вот однажды случилась с ним беда. Решил как-то Хомяк сделать у себя в норе запас еды, чтобы зерно уже как бы его личным считалось, а заодно, чтобы сво­им соседкам, полевым Мышкам похвас­таться и впечатление на них произвести своим богатством. Пролез Хомяк как все­гда в амбар через узкую щель в углу и стал зерно грызть. Наелся сначала сам, а потом, из-за отсутствия карманов в сво­ей шкурке, стал зерно за обе щеки запи­хивать, чтобы к себе в нору его перенес­ти. Только запихнул Хомяк последнее зер­но и пошел обратно к щели в углу, как вдруг по пути Кошку повстречал, которая иногда приходила амбар охранять. Стал убегать Хомяк от Кошки, подбежал к щели в углу, а протиснуться в нее не может, уж больно сильно щеки раздулись. Пока Хо­мяк выплевывал зерно, оказался он в когтях у Кошки. Всю жизнь он мог бы про­жить припеваючи, кормясь в амбаре, да подвела его ненасытность и желание иметь большего и лишнего.

Осенью возле дикой яблони поселил­ся молодой Еж. Он облюбовал для себя укромную нору и решил в ней перезимо­вать. Чтобы мягче и теплее спалось всю зиму, он натаскал к себе в нору сухих листьев, пушистого мха и сделал уютное место для сна. Скоро с яблони стали па­дать вкусные яблоки, а обрадованный Еж стал их на своих иголках перетаскивать в нору. Очень быстро нора заполнилась яблоками до самого верха, так, что даже самому Ежу места в ней не осталось. Ре­шил тогда Еж до зимы, пока еще тепло и нет снега, в куче сухих листьев пожить, ведь за это время часть яблок он съест и место в норе освободится. Так он и по­ступил. Сам в листьях стал ночевать и каждый день собранные яблоки поедать. Но чем ближе к зиме, тем больше непри­ятный запах из норы идет. Оказалось, что нижние яблоки в норе испортились, сгни­ли и превратились в вонючую рыжую ка­шицу. Уже зима на носу, а у Ежа ни по­стели мягкой, ни норы теплой не оста­лось. Так и пришлось Ежу из-за своей из­лишней любви к яблокам зимовать под снегом, в куче сухих листьев.

Те истории, которые вы сейчас услы­шали, далеко не единственные. Иногда и в некоторых других зверях тоже просы­пается страсть к накопительству и жела­ние иметь лишнее и ненужное. Но никто из зверей даже близко не может срав­ниться с людьми, которые так влюблены в вещи, что им служат, ради них помногу работают и даже заботливо создают для них красивые домики. Да, да, ведь сумки, карманы, ящики, шкафы и даже огромные склады – все это придумано людьми для своих самых любимых, глав­ных и важных на свете вещей.

[? ] – Любовь к каким вещам подвела Акулу и Соро­ку? (К ненужному и бесполезному)

– Почему же нужная еда подвела Хомяка и Ежа? (Хо­тели лишнего и большего, чем требовалось для поддер­жания жизни).

– Какая любовь возвышеннее: к вещам или к людям и ко всему в природе?

– Вы хотели бы, чтобы ваши родители любили боль­ше какие-нибудь вещи, чем вас?

– Чья любовь полнее и сильнее: у того, кто любит целиком только другого человека или у того, кто лю­бит одновременно человека и вещи?

Вы хотели бы, чтобы мама делила свою любовь между вами и какой-нибудь вещью?

– Если любить вещи некрасиво, то как тогда надо относиться к нужным вещам? (Спокойно, безразлично).

Что люди придумали для сохранности своих любимых вещей, и как они им служат? (моют, чистят, ремонтируют и т.п.).

Вы когда-нибудь задумывались о том, что сколько бы у нас ни было, мы всегда хотим больше? И это естественно, что человек хочет быть богаче, здоровее и успешнее. И очень редко можно найти человека, который скажет: «Не я не хочу большего, я счастлив тем, что у меня есть ».

Скорее всего, так ответит человек верующий. Вера заставляет человека быть довольным вещами и положением, которые выпали на его долю. Посредством веры человек может полностью насладиться благословениями своей жизни и обрести довольство Аллаха.

Когда человек сокрушается бедами и проявляет терпение и довольство и не жалуется о своих страданиях, он – истинно верующий. Естественно, мы не подразумеваем, что те, кто хочет быть богаче, здоровее и успешнее, не являются верующими. Стремиться к лучшему, но быть довольным тем, что имеешь. Недовольство – это недостаток понимания веры. Довольство не значит, что человек не стремится к лучшему или не чувствует боль, это значит проявление терпения и осознания воли Всевышнего.

Достоинство довольства тесно связано с достоинством упования на Аллаха. Когда человек проявляет довольство тем, что у него есть и не проявляет зависть или ненависть по отношению к другим, Аллах не даст ему потерпеть неудачу и его ожидает большая награда.

Достоинство довольства

С довольством человек обретает внутренний покой и духовно становиться выше. Когда он воспитывает в себе такое качество, он любит других и будет любим другими. Он не сравнивает себя с теми, кто имеет лучшие условия, скорее помнит о тех, кому повезло меньше.

Если бы в обществе царило довольство, то в нем бы не осталось места для жадных и завистливых людей. Довольство приведет в Рай в жизни вечной.

Довольство приблизит вас к Аллаху в этом мире и вечном мире. Если человек проявляет довольство, он не будет испытывать психологических проблем, таких как депрессию, волнение, беспокойство. Когда же человек недоволен, шайтан выстроит путь к его сердцу. Довольство же защищает сердце от проникания шайтана, и оно будет занято тем, чтобы угодить Всевышнему Аллаху.

Как научиться быть довольным

  • Не отчаивайтесь всему. Если вы, например, потеряли работу, не впадайте в отчаяние. Значит, деньги, которые вы могли бы заработать, суждены не вам. Ваш ризк придет вам из других источников.
  • Очистите свое сердце. Всегда думайте о том, что может приблизить вас к Аллаху. Оставьте беспокойство из-за мелочей.
  • Думайте о награде, которая ожидает вас в мире вечном. Аллах сказал: «Все, что вам даровано, является всего лишь преходящим благом мирской жизни и ее украшением, а у Аллаха - нечто более прекрасное и долговечное. Неужели вы не разумеете?» (28:60).
  • Думайте о сегодняшнем дне. Будьте довольны тем, что вы имеете сейчас.
  • Умейте замечать положительные стороны даже в плохом. Например, человек попал в аварию, но выжил, и он жалуется, что машина в непотребном состоянии, но не ценит того, что он выжил.
  • И ключ к счастью заключается в фразе: «На все воля Аллаха, и будет так, как Он того пожелает». Так мы осознаем силу и власть Аллаха и принимаем Его божественное предопределение.

Исламская доктрина гласит: «Счастлив тот, кто удовлетворён той долей, которую ему определил Господь Бог, и счастлив тот, кто не ропщет и не изводит себя, сокрушаясь из-за отсутствия чего-либо в его жизни». Именно так должен мыслить мусульманин. Мыслите ли вы так?

Татарская пословица гласит: «Довольствоваться тем, что у тебя есть – это уже богатство» . Но многие из нас, стремясь приобрести земные блага, и соревнуясь с другими, начинают роптать на свою жизнь, становятся недовольными своим положением и не думают, что это усугубляет их положение еще больше. Потому что Всевышний Аллах – Создатель людей, ждет от них благодарности даже за то, что они имеют. Но, к сожалению, не все об этом задумываются.

Человек такое существо, что он не просто забывает благодарить Господа за то, что имеет в этой жизни, но и еще и начинает роптать, что у других лучше, чем у него. По этому поводу в Коране говорится: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!”» Когда же Он испытывает его, ограничивая в пропитании, тот говорит: “Господь мой презрел меня!” – сура «Заря», аяты 15-16. А в хадисе говорится: «Если бы у кого-то из сынов Адама было две долины, заполненные стадами, то он пожелал бы третью»

Человек в полной мере не понимает, что всё пропитание и всё, что он имеет – это от Всевышнего Аллаха: «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни» — так говорится в Коране в суре «Украшения», аяте 32. Поэтому он должен лишь стараться и трудиться в улучшении своей жизни, уповая на милость Всевышнего Аллаха, прося Его об этом.

Самое главное, и это ключ к успеху в уповании, он должен уметь благодарить Аллаха за то, что он имеет. Есть интересная персидская мудрость от великого мыслителя и поэта Саади Ширози. Как-то его увидели расстроенным, и спросили, почему он такой. На что он ответил:

«Как мне поступить? Я вдыхаю воздух, который создал Всевышний и выдыхаю его. Я успеваю поблагодарить Всевышнего за то, что вдыхаю воздух, но уже за выдох – у меня нет времени поблагодарить Его».

Великие люди раньше задумывались о том, как поблагодарить Господа даже за глоток воздуха, а мы сегодня, имея хлеб насущный, крышу над головой, ропщем на жизнь.

Вот несколько советов от посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, который приучал нас довольству даже малым:

Он говорил: «Будь доволен тем, чем наделил тебя Аллах, и ты будешь самым богатым среди людей» — передано ат-Тирмизи.

Он учил: «О Абу Хурайра, будь воздержанным (осторожным в своих поступках) – и ты станешь лучшим из поклоняющихся. Будь довольным – и станешь самым благодарным из людей» — передано ибн Маджа.

Он, мир ему и благословение Всевышнего, наставлял: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас, это полезнее, дабы вы не считали милости Аллаха никчёмными» — передано имамом Муслимом.

Он предупреждал: «Богатство заключается не в обилии вещей. Богатство – это богатство души» — передано имамами аль-Бухари и Муслимом.

Сможем ли мы после этих наставлений посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, узреть истинную суть бытия и стать богатыми в душе, ну и по воле Всевышнего, вообще? Ответ лишь в нас самих. Ибо наша страсть безгранична и удерживает её только вера и богобоязненность.

Довольство

После того как Моисей ушел из Египта, ему понравилось жить у Рагуила:

21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.
(Исх 2:21).

«Понравилось » это перевод древнееврейского слова ya’al со значением «быть довольным (чем-либо)».

Моисей услышал нечто и одобрил:

20 И услышал Моисей и одобрил.
(Лев 10:20).

«Одобрил » в данном тексте это перевод древнееврейского слова ayin , которое означает «глаз» и, по аналогии, брови, лицо, выражение лица. Смысл сказанного в Книге Левита 10:20 заключается в том, что Моисей приподнял брови в знак одобрения того, что было сказано.

Ревнивый человек не будет доволен даже множеством даров:

34 потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
(Притч 6:34-35).

«Удовольствуется » в данном стихе это перевод древнееврейского слова abah , которое буквально означает «тосковать (по кому – или чему-либо)»; «надеяться», и образно – «желать», «соглашаться».

Очень трудно снискать удовольствие ревнивого человека дарами или действиями, направленными на преодоление его ревности. В Новом Завете Павел часто говорил о необходимости быть довольными и удовлетворенными. О себе он говорил, что научился быть довольным в любом состоянии или положении:

11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
(Фил 4:11-12).

«Довольным » это перевод греческого слова autarkes (autos – «сам»; arkeo – «довольный»; «достаточный»). Это слово можно определить как «самодостаточный»; «достаточный сам в себе».

Это вовсе не означает, что Павел был самодостаточным без Христа и Бога. Контекст данного отрывка наглядно показывает следующую мысль Павла. Он не переживал из-за жизненных обстоятельств, потому что пребывал с Господом. Он мог всего добиться во Христе:

13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
(Фил 4:13).

Вне зависимости от того, какие препятствия вставали на пути Павла, он не волновался, но проявлял довольство и удовлетворение! Однокоренное слово употреблено в 1 Послании к Тимофею 6:6, где Павел сказал: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным (autarkeia)».

Когда человек имеет благочестие, то есть, живет в соответствии с заповедями Божьими, он может не зависеть от обстоятельств. Он может не беспокоиться о том, что происходит в окружающем мире, ибо он полагается на Бога!

8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
(1 Тим 6:8).

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: