Mass Effect – покорители вселенной. Солнечная система в Mass Effect Масс эффект миссия на луне

Минимальные требования: Intel Core 2 Duo 2.3 ГГц/Athlon XP 3600+, 1 Гб RAM, видеокарта GeForce 7950GT/Radeon X1950 с 256 Мб памятии Рекомендуемые требования: Intel Core 2 Duo 2.8 ГГц/Athlon XP 4400+, 2 Гб RAM, видеокарта GeForce 8600/Radeon HD2600 с 512 Мб памяти Дата выхода: 27 мая 2008 года Возрастной ценз: от 17 лет

BioWare – легендарная компания, специализирующаяся на ролевых играх. Её сотрудники ответственны за такие шедевры, как Baldur"s Gate, Newervinter Nigths и Star Wars: Knights of the Old Republic. Перу студии также принадлежит Jade Empire, но объединение ролевых элементов и системы ведения боя в реальном времени пришлось по вкусу далеко не всем. Да и упрощенная ролевая система (всего три параметра) не слишком порадовала. Но, к счастью, мастера жанра не оплошали – великолепные персонажи, интересный сюжет, огромное количество заданий и нелинейность принесли игре славу и успех. На некоторое время наступило затишье, а затем компания заявила о разработке эксклюзива для Xbox 360 – RPG Mass Effect. Красивые ролики и яркие скриншоты придали игре статус «хита» еще до релиза. Пиар-кампания была продумана идеально, и выход проекта оказался подобен взрыву. Десятки наград по всему миру, звания «Лучшая игра года» и «Лучшая ролевая игра» на разнообразных выставках – всё это отправилось в карман к разработчикам и издателям. Обладатели Xbox 360 радовались своему счастью и тихонько посмеивались над обладателями PC. Критики, напротив, утверждали, что нечего смеяться – проект обязательно выйдет на компьютере. Мало кто верил, но надеялись многие. И их надежды оправдались. В скором времени прозвучало официальное заявление о переносе Mass Effect в королевство клавиатуры и мыши. Фанаты затаили дыхание и скрестили пальцы. И вот уже бомба разорвалась повторно. Как оказалось, намного сильнее, чем в первый раз…

Знакомство со вселенной

2148 год. Человечество развивается, мелкими шажками осваивает Солнечную систему. Сначала была колонизирована Луна, затем Марс, а потом произошло неожиданное – люди наткнулись на останки древней цивилизации протеанцев (Prothean). До этого события никаких контактов с внеземными расами не было, а тут земляне нашли доказательство существования жизни в космосе. Прошло время, человечество забралось чуть дальше и получило «посылку» от вымершего народа – устройство под названием Mass Relay. Оно давало возможность перемещаться в пространстве со сверхсветовой скоростью. Люди рванули к новым мирам. Первое место назначения – планета, напоминающая Землю, Eden Prime. Колония основана – освоение территорий продолжается. Оказалось, в глубинах вселенной надменным гостям были не рады. Люди столкнулись с другой расой – турианцами (Turians). Началась жестокая война, человечество не смогло противопоставить что-либо технологиям будущего. Потерпев поражение, земляне заключили договор с «хозяевами», и гостям разрешили остаться. Шли годы, галактическая империя развивалась. Многим она была обязана наследию протеанцев. Центром мира суждено было стать космической станции «Цитадель». Первые расы – Саларианцы (Salarian) и Асариане (Asari) основали там Консульство (Counsil). Оно тщательно следило за происходящим вокруг, сохраняя баланс между всеми расами. Нельзя было допустить доминирования какой-либо цивилизации, так как на этом демократия прекращала своё существование. Основные кадры Консульства – спектры (Spectres). Это – специальные правительственные агенты, великолепно обученные и натренированные. Они обладают неприкосновенностью, а их клан является могущественной силой во вселенной. Их основная задача – выполнять государственные задания. Спектры всегда и во всем правы, даже если они ошибаются. Малейшее неподчинение их приказам грозит сроком в тюрьме или даже смертью. 2183 год. Цивилизация развивается, в мир приходят все новые и новые расы. Демократия отходит на второй план. Наравне с процветанием империи творится беспредел, в руках террористов находится огромная власть. В это достаточно смутное время на карте появляется странная раса роботов – геты (Geth). Они угрожающе двигаются в сторону форпоста человечества. И тут – аплодисменты, занавес поднимается – на сцену выходит главный герой.

Первые шаги

По традиции, мы начинаем свой путь с генерации персонажа. Вы вольны сделать с ним все, что угодно – нарастить усы, выбрать прическу, усыпать тело шрамами и так далее. Командор является командиром космического корабля «Нормандия». А также – сотрудником Консульства, тем самым спектром. На выбор представлено шесть классов – три основные и три побочные. Инженер (Engineer) – любитель техники, но слаб в ближнем бою. Адепт (Adept) – приверженец паранормальных способностей. И, наконец, солдат (Soldier) – грубый вояка без страха и упрека. Три оставшиеся категории – комбинации этих классов. И мы рекомендуем присмотреться именно к ним. Также, по выполнении побочной миссии на Луне, появится возможность выбора одного из дополнительных шести классов. Определившись с путем развития, можем смело рваться в бой. Действие набирает обороты на колонизированной землянами планете. Ее атакует бывший спектр, а ныне – отступник Сарен (турианец по происхождению). Неизвестно, каким образом, но он берет под контроль роботов и пытается найти артефакт протеанцев. Колония людей оказывается под ударом, большинство – убито, некоторые обращены в зомби. Командор старается остановить происходящее… Консульство узнает о происшествии, однако не может поверить в вину одного из своих агентов. Представ перед судом, Сарен доказывает свою невиновность. Старый конфликт на расовой почве разгорается вновь, и люди уходят с позором. Доблестный капитан не в состоянии закрыть на это глаза и начинает копать под предателя, пытаясь узнать причины измены и вычислить сообщников. Персонаж изначально является «правильным». Но это вовсе не значит, что он обязан быть добрым. Напротив, Шепард может стать ублюдком и лжецом, однако все его действия будут расцениваться как верные. Перед ним все время будет стоять моральный выбор – разработчики не постеснялись преподнести его почти в каждой миссии. Выбирая доброе или не очень решение проблемы, главный герой получает очки в одну из двух шкал. Причем хороший поступок не избавит от негативных баллов, как и злодейство не повлияет на сумму гуманных пунктов. Большинство решений принимается в диалогах, оформленных очень непривычно. Забудьте о долгих нудных репликах и минутах в поисках нужной фразы. Теперь вы смотрите интерактивное кино, изредка выбирая «окрас» слов. Короткое предложение развивается в пространную беседу, и вы наслаждаетесь ею, благо персонажи озвучены великолепно. Единственный ляп – инопланетяне говорят на вполне понятном языке – английском. Если быть точным, то на различных его диалектах.

Момент истины

Вдоволь пообщавшись с окружающими, пора браться за дело. К счастью, командор идет по извилистому пути не в одиночестве – его сопровождают шестеро напарников. Каждый относится к одной из наций, имеет свою специализацию, мнение о происходящем и всегда готов поболтать. Друзья выдают задания и сами же участвуют в их выполнении. За развитием помощников мы следим самостоятельно, наделяя их новыми навыками и умениями. Ролевая система сделана достаточно интересно. Она состоит из двенадцати параметров, каждый из которых включает двенадцать ступеней развития. Очень часто для достижения какой-то определенной части лестницы приходится приобретать ненужные навыки. Но это компенсируется отличными бонусами. Что касается оружия, то оно делится на пять классов – пистолеты, автоматы, дробовики, снайперские винтовки и гранаты. Каждый вид имеет по три характеристики, которые могут быть улучшены. Система апгрейдов проработана отлично – чем лучше ствол и броня, тем больше отверстий для дополнительных материалов. Бои проходят в режиме реального времени. Камера висит над плечом главного героя, и проект превращается в шутер от третьего лица с тактическими элементами. На поле боя можно взять двоих напарников и отдавать каждому из них приказы. Все сражения очень динамичны и захватывающи. Они разбавлены периодическими поездками на вездеходе, оборудованном пушкой и пулеметом. Внедорожник с легкостью проезжает там, где забуксовал бы и танк.

Финишная прямая

Прохождение Mass Effect отнимает в среднем 25-30 часов. За это время вдоволь успеваешь налюбоваться окружающим миром, пострелять и послушать философские разговоры. Здесь нет заумных бесед на тему Добра и Зла. И, по большому счету, тут нет деления на плохих и хороших. Правы все, даже отрицательный персонаж Сарен. Просто у каждого своя правда. BioWare вновь смогла подарить поклонникам замечательную игру, практически лишенную недостатков. Единственный минус – не самая удачная оптимизация. Бесспорно, Unreal Engine 3 выдает отличную картинку, но слишком уж долго грузятся текстуры. Но эта проблема – ничто по сравнению с тем удовольствием, которое вы получите от путешествия к далеким звездам! Наша оценка: 9,5 из 10
Графика Картинка великолепна. Детализация мира не поддается описанию, а качество лицевой анимации персонажей заслуживает исключительно дифирамбов. Над Unreal Engine 3 хорошо поработали, однако были замечены проблемы с долгими загрузками и периодическим паданием скорости кадров.
Звук Голоса актеров, их интонации и реплики идеально выверены для Mass Effect. Они такие же качественные, как и сама игра. Правда, бывает смешно слушать инопланетян, говорящих на английских диалектах. Что касается музыки, то она весьма хороша, оркестр постарался. Звуковые эффекты также «на уровне», причем на очень высоком.
Оригинальность Новая вариация диалогов в стиле интерактивного кино – оригинальное решение. Впрочем, как и слияние тактического шутера от третьего лица с ролевой игрой. Да и вообще, Mass Effect оригинальна самим своим существованием. Даже вечная «правильность» решений – и то эксклюзивна.
Управление Очень удобное и комфортное. Портирование с консолей нового поколения прошло абсолютно незамеченным. Мышка поддерживается так же, как и клавиатура. Все движения персонажей отточены, а раздача тактических команд – проста и понятна. То же касается и управления развитием героев.
Геймплей одиночный Затягивает надолго. Сюжет великолепен, он виляет из стороны в сторону и постоянно преподносит новые сюрпризы. Мир огромен и многогранен, персонажи таят множество секретов, миссии интересны и нелинейны.
Для перепрохождения Очень интересный вариант, так как это – одна из лучших ролевых игр за последнее время. После финала хочется вновь пробежаться по планетам и решить конфликты иными путями, более гуманными или же, наоборот, жестокими.
Геймплей многопользовательский Не предусмотрен.
Общее впечатление Перед нами одна из тех игр, которая долгое время не удаляется с жесткого диска. И не потому, что еще не пройдена, а потому что жалко. Это – хит, шедевр, великолепный по качеству проект. Не зря BioWare сделали на него ставку и запланировали трилогию, вторая часть которой уже анонсирована для ПК. Вы просто обязаны это увидеть!

«У всего хорошего в этом мире есть один общий недостаток - оно имеет свойство заканчиваться». Так думала Лора Шепард, пакуя чемоданы. Их такой чудесный и долгожданный отпуск в пустыне подошел к концу. Пришло время возвращаться на «Нормандию» и продолжать подготовку к будущим сражениям.

Если бы это было в ее власти, Лора приказала бы времени остановиться, замереть, навеки погрузиться в стазис и никогда оттуда не выходить... Но, остановить время навсегда не могла даже Лиара - истинный мастер создания стазиса. Как быстро промчались эти тридцать дней... Тридцать коротких и одновременно - неимоверно долгих дней, проведенных ею только с Тейном - единственным существом во всей Галактике, за которое Шепард шла в бой на Базе Коллекционеров. За Тейна она с радостью отдала бы всю свою кровь до капли, да и саму жизнь тоже, на той проклятой базе...

Ей до сих пор до конца не верилось, что Тейн любит ее, что его сердце, душа и тело принадлежат только ей одной. Лора ревновала дрелла к собственной тени и к солнечным лучам, ласкавшим его тело. Жара была ее соперницей, которая отнимала у Шепард любимого практически на целый день. Но, бороться с этим она не могла, а обмануть Тейна натянутой улыбкой даже не пыталась - это было просто невозможно. Его огромные, как Вселенная, глаза всегда смотрели прямо в ее сердце и читали её душу, словно открытую книгу. Лора не могла солгать Тейну, ибо там, где есть любовь - не может быть места лжи, а поэтому она просто оставляла его днем одного.

Дрелл был благодарен ей за это, ведь прекрасно видел и понимал, что жаркий и сухой климат этой планеты явно не был курортным для женщины-человека. Тейн знал, что Шепард пошла на это исключительно ради него, чтобы исполнить его заветное желание - увидеть пустыню. Он видел, что её «срочные дела» притянуты за уши, но делал вид, что верит - так было лучше для обоих. Различия между их расами становились лишь резче и чётче в знойный пустынный полдень. Но как же он был счастлив этими жаркими днями, как был рад прикосновениям жгучих лучей и целительному сухому воздуху, вдыхать который дреллу становилось хоть немного, но легче... Или это только казалось?

Вот уже несколько дней Тейн внимательно прислушивался к самому себе и не мог понять - это на самом деле происходит с ним, или он придумал кажущуюся ремиссию? Во всяком случае, дышать дреллу стало легче, не так донимала боль в груди. Калахира, да он вообще её не чувствовал - той давящей тяжести, грозившей в скором времени отнять у него жизнь. Тайком от Лоры, Тейн вернулся к своим обычным тренировкам и упражнениям, и обнаружил, что даже увеличение нагрузки не терзает его так сильно, как раньше...

«Нет, это невозможно, - твердил Тейн сам себе, легко выполняя молниеносные и смертельные приёмы. - Галлюцинаций нет у Лоры, значит, они начались у меня?»

Увеличение скорости движений заставляло учащаться сердцебиение, и делало дыхание тяжелее, но той мучительной боли, которую ощущал каждый дрелл, страдающий синдромом Кепраля, не было.

«Мне нужно обязательно пойти к Мордину, - решил Криос, - похоже, болезнь добралась до мозга, и я вообразил, что мне становится легче».

Шепард видела, что последние несколько дней Тейн ведёт себя странно. Она постоянно прислушивалась к его дыханию, тревожно наблюдала за дреллом, но не находила признаков ухудшения. Или не хотела видеть?

«Как только вернёмся на „Нормандию", нужно будет срочно отправить Тейна к Чаквас и Мордину. Я должна знать, что с ним. Знать всю правду, какой бы она не была», - решила Лора.

Команда встретила их в празднично украшенной столовой. Шепард была безумно рада вновь видеть их всех, а они искренне радовались возвращению капитана. Миранда налетела на Лору, обняла и закружила, как девчонку:

Как же я рада тебя видеть! Ты так похорошела! Загорела как, прямо шоколадка! А глаза как блестят! - Мири восхищённо разглядывала капитана. - Слушай, может, и мне дрелла себе завести, а?

Миранда кивнула в сторону Тейна, которого дружески похлопывал по плечу Гаррус, и что-то у него спрашивал, протягивая дреллу бокал шампанского. Тейн улыбался в ответ, но глаза были серьезны, и Криос не отводил взгляда от Мордина, который вышел, наконец, из лаборатории с крайне озабоченным выражением на лице.

Попробуй, заведи, - Лора улыбнулась подруге, но обмануть её не смогла.

Ему хуже? - тихо спросила Миранда, наклоняясь к уху Шепард.

Не знаю, я ничего не знаю, Мири. С Тейном что-то происходит, но что?

Я бы не сказала, что ему хуже, он сияет, как новенькая монетка, смертельно больные так не выглядят!

Твои бы слова, да Амонкире в уши, - Шепард допила шампанское. - Я ведь не смогу без него, понимаешь?

Знаю, не расстраивайся заранее, хорошо? Узнай мнение докторов, а потом будешь делать выводы, договорились?

Договорились! - Лора улыбнулась и повернулась к Чаквас, спешившей её обнять:

Ну, наконец-то! Я так по вам соскучилась, мой капитан!

На ловца и зверь... - Шепард обняла доктора. - Мне нужно с Вами срочно поговорить.

Что-то случилось? - глаза Чаквас мгновенно стали серьёзными. - У меня для вас тоже есть новости. Выслушаете завтра, когда отдохнёте?

Нет, если это о Тейне, я не могу терять время. У нас его и так осталось...

Позвольте вмешаться в вашу беседу. Я должен кое-что срочно объяснить. И подтвердить некоторые догадки, - Мордин материализовался рядом, ухватил Шепард за руку и буквально потащил в сторону лаборатории. Она успела заметить, как Чаквас, мило улыбаясь, взяла под руку Тейна, и повела его в медотсек.

Дело вот в чём, - Мордин продемонстрировал капитану странные медицинские диаграммы, - я брал у вас анализ крови перед отлётом, если Вы помните... и ещё кое-какие анализы.

Помню, - она слегка смутилась, вспомнив, что Мордин велел Чаквас провести полное гинекологическое обследование её организма, и взять соответствующие образцы для исследований.

Опять человеческая брезгливость! - саларианец развёл руками, - я делал это не просто так. То же самое я проделал с мистером Криосом. Мне было интересно, как могут реагировать ваши организмы на взаимопроникновение жидкостей друг в друга. Ведь Вам известно, что при близком... контакте неизменно возникают микротравмы слизистой, через которые в кровь партнёра могут проникать различные вирусы?

Вы хотите сказать, что я могла заразить Тейна какой-то гадостью? Но ведь, после моего воскрешения, мне было не до мужчин!

Именно! - перебил её Мордин, - после воскрешения! В этом-то всё и дело! Ваш организм не реагирует на дрелла так, как организм обычной женщины. Соответственно, можно сделать вывод, что при вашей реконструкции «Цербер» слегка что-то в вас изменил. Мне стало интересно, не может ли ваша модифицированная кровь положительно повлиять на кровь Тейна? Даже вирусы могут не только вредить, Шепард, а здесь речь и не о вирусах, а о взаимо...

Профессор! - она схватила Мордина за руку, заставляя прервать словесный водопад. - Что вы узнали?

Пока ничего сказать не могу! Вначале я должен провести новые исследования крови мистера Криоса и вашей. Только тогда я смогу сделать выводы, опровергающие или подтверждающие мою гипотезу.

Надежда, вспыхнувшая было в глазах Шепард, погасла, а Мордин быстро взял у неё новый анализ крови и сказал:

Пришлите ко мне Тейна, капитан. Свои выводы я озвучу завтра!

Они начали говорить одновременно, перебив друг друга, и невольно рассмеялись. Лора уткнулась лбом в его плечо и пробормотала:

Меня за тобой Мордин послал.

А меня за тобой - Чаквас, - ответил Тейн, сжимая её руку.

Ну, раз так, давай не будем заставлять их ждать, - Шепард старалась говорить спокойно.

Не волнуйся, что бы всё это ни значило, пока мы ещё живы.

Ты прав, - она легонько коснулась его губ и поспешила к Чаквас.

Ты хотела меня видеть? Всё плохо? - выпалила Шепард, едва переступив порог медотсека.

Кто тебе это сказал? - улыбнулась Чаквас, протягивая капитану стакан воды. - Сядь, выпей и успокойся! Основные новости я сообщу тебе завтра, когда будут готовы все результаты, а пока просто скажу, что чудеса ещё бывают, Лора.

Стакан выпал из руки Шепард и разлетелся вдребезги, облив капитана водой, но она даже не заметила этого.

Ты хочешь сказать...

Да, все признаки говорят о том, что болезнь отступила.

Шепард почувствовала, что ноги подкашиваются, и бессильно упала в кресло.

Такое случается практически с любой болезнью. Стресс, сильные переживания могут не только навредить, но и заставить организм мобилизоваться и дать мощный отпор даже неизлечимой болезни. Это происходило во все века, и медицина разводила руками. Я не могу сейчас точно сказать тебе, как на данный момент обстоят дела у Тейна, но я это узнаю в ближайшие сутки, когда будут готовы результаты всех исследований. Пока могу с уверенностью сказать только одно: Тейну стало лучше. Насколько - будешь знать завтра. А сейчас иди и отдохни, силы тебе понадобятся!

Чаквас помогла ей встать и проводила до двери. Шепард поднялась в каюту, заметила, что кто-то оставил у порога ее дорожную сумку, машинально подняла её и забросила в угол. На столе стояла бутылка вина и два бокала. Лора откупорила бутылку, налила полный бокал, и одним глотком отпила половину:

Присоединяйся, - она налила вина во второй бокал и протянула его Тейну. Он подошёл, взял бокал в одну руку, а второй привлёк Лору к себе:

Не волнуйся, - дрелл поцеловал её в лоб, - в любом случае, изменить мы не можем ничего. Что есть, то есть. Рано или поздно оба мы отправимся за океан.

Не хочу, - Шепард подняла на Тейна глаза, чувствуя, что предательские слёзы всё-таки текут по щекам, - не хочу, понимаешь! Я не хочу тебя терять... не могу... пойми же, Тейн, что мне не нужен этот мир, этот корабль, всё это, если рядом не будет тебя...

Не плачь, Сиха, - Тейн поставил ненужный бокал на столик и обнял её обеими руками, - я знаю, что тебе нелегко со мной, и в пустыне тебе пришлось несладко. Молчи! - он приложил палец к её губам, не давая возразить. - Я ведь всё видел. Видел, как ты страдала от жары, как изобретала несуществующие дела.

Я не хотела тебе мешать, - сквозь слёзы, первые, с момента воскрешения, слёзы, сказала Шепард.

И это я тоже знаю, - Тейн легонько поцеловал её в дрожащие губы - теперь была его очередь чувствовать вкус человеческих слёз. - Ты подарила мне не просто месяц в пустыне, это был месяц в раю, ведь так твой народ называет счастливый мир вечного блаженства?

Да, - она всхлипнула, пряча лицо у него на груди, - но как мне дожить до завтра? Что они скажут нам - Мордин и Чаквас?

Не думаю, что это будут плохие новости. - Тейн протянул ей бокал. - Выпей, это тебя успокоит.

Спасибо, - она допила вино, а потом Тейн усадил Шепард на постель, принёс бутылку и бокалы, и они выпили его сидя рядом, обнявшись, и не говоря ни слова.

Потом Лора вытянулась на постели, дрелл обнял её, но уснуть они так и не смогли. Лежали, тесно прижавшись друг к другу, слушая стук собственных сердец, и считая часы до наступления утра. Шепард боялась верить в чудо, она хотела услышать окончательный диагноз, а Тейн ждал и боялся этого диагноза ничуть не меньше.

Наконец, эта самая длинная ночь в их жизни закончилась, и оба они возникли на пороге медотсека, одинаково испуганные и ожидающие приговора. Чаквас мгновенно поняла, что в эту ночь ни Лора, ни Тейн ни на секунду не сомкнули глаз, покачала головой и указала им на кресло:

Значит, так, дорогие мои! Я вижу, вы изводились целую ночь! Разве так можно? - она укоризненно посмотрела на Лору. - Ты победила Сарена, уничтожила базу Коллекционеров, а тут не смогла взять себя в руки? Стыдно, капитан! Я же сказала тебе, что чудеса бывают, помнишь? Я могу это подтвердить. Смотрите оба сюда, - Чаквас вызвала голографические трёхмерные изображения легких, да и всего организма Тейна, и принялась пояснять:

Видите, месяц назад метастазы были здесь, здесь, и здесь? Сейчас их нет. Я не могу объяснить, почему это случилось. Подобное иногда происходило в двадцатом веке с раком - смертельной и страшной болезнью того времени. Что было причиной подобному в прошлом, и что стало причиной сейчас - я не знаю. Но вы видите сами - болезнь остановилась. Конечно, разрушенное лёгкое не станет здоровым, но и того, что продолжает работать, будет достаточно, чтобы ты, Тейн, мог нормально жить ещё многие годы. Процесс разрушения во втором лёгком, - Чаквас указала на схему, - остановился. Что-то стало мощным мобилизирующим толчком для твоего организма, Тейн... Но только что?

Позвольте, я объясню, коллега! - когда Мордин успел зайти в медотсек, никто из присутствующих не заметил. Чаквас увлечённо объясняла, что произошло с дреллом, а Шепард и Тейн ловили каждое её слово.

Прошу вас, профессор, - улыбнулась Чаквас, - мне самой интересно это узнать.

Дело в том, что я вчера ещё раз провёл все исследования. И совершил удивительное открытие. Возможно, это спасёт не только тебя, Тейн, но и многих твоих сородичей. Это будет противовесом генофага. Если, конечно, подтвердится.

Профессор! - умоляюще воскликнули Лора и Тейн.

Да, дело вот в чём. Я подозревал, что причина улучшения твоего здоровья, Тейн, кроется в крови Шепард. Моя гипотеза блестяще подтвердилась! Я не буду утомлять вас обилием терминов. Просто скажу, что один из компонентов вашей крови, капитан, привнесённый «Цербером» при вашем воскрешении (они заменяли недостающие элементы неизвестными мне аналогами) попал в кровь Тейна. Это произошло во время вашей близости. О микротравмах слизистой я вам говорил, капитан. Ваша кровь вызвала мощную ответную реакцию со стороны организма Тейна. Этот взрыв просто выжег все метастазы. Контакты были достаточно частыми, потому что симптомов, препятствующих вам - аллергии и галлюцинаций - у вас, капитан, не наблюдалось. По тем же причинам. Назовём это побочным эффектом проекта «Лазарь». В результате, у тебя, Тейн, образовались антитела, полностью блокировавшие развитие синдрома Кепраля. Метастазы уничтожены, разрушение лёгких остановлено. Можно считать, болезнь побеждена.
Я пока не знаю, будут ли работать элементы, выделенные мной из вашей крови, капитан, на других дреллах, но это просто выяснить опытным путём. Если мои надежды оправдаются, - лицо Мордина осветила улыбка. - Я смогу считать себя спасителем целой расы. Генофаг был необходим, но непросто смириться с титулом убийцы нерождённых. Эта вакцина поможет мне обрести покой. Мне осталось не так уж много, - саларианец развёл руками, - я буду счастлив посвятить остаток своей жизни спасению твоей расы, Тейн.

Вы хотите сказать, что я не умру? - Тейн медленно и трудно выговорил эти слова, не отводя горящих глаз от Мордина.

Этого я не говорил! - профессор улыбнулся, - все мы смертны, да и ведём не самый мирный образ жизни. Так что, гарантировать тебе долгую жизнь я не могу. Но я совершенно уверен, что ты не умрёшь от синдрома Кепраля! Кроме того, нами практически закончена работа над искусственным лёгким. Таким образом мы с Чаквас и мисс Лоусон планировали продлить тебе жизнь. Теперь все упростилось. Операция даст нам возможность заменить поражённое лёгкое его искусственным аналогом. После этого у тебя будет практически полный объём лёгких, соответствующий параметрам твоей расы. Операцию проведём через пару месяцев. Нужно окончательно убедиться в правильности моих выводов и довести до совершенства трансплантат. Я хочу, чтоб всё было идеально!

Значит, я не умру! - словно во сне повторил Тейн, а затем судорожно вздохнул и закрыл лицо руками, желая скрыть текущие по щекам слёзы недоверия и радости. Дрелл, как ребёнок, уткнулся головой в грудь Шеп, а она обняла его и прижала к своему бешено колотящемуся сердцу. Лора гладила вздрагивающие плечи Тейна, не замечая, что такие же слёзы текут и по её щекам:

Вы не обманываете нас, профессор? - спросила она, читая ответ в сияющих глазах Мордина и в торжествующей улыбке Чаквас, которая сказала:

Я же говорила тебе, что чудеса бывают, Лора. Не только плохое должно с нами случаться. Ты заслужила право быть счастливой больше, чем кто-либо в этой Вселенной, - Чаквас тронула Мордина за плечо, и они оба покинули медотсек, оставив Тейна и Шепард наедине со своей нежданной и великой радостью.

Я не думал, что можно плакать не только от боли и страха, - Тейн поднял на капитана глаза, в которых до сих пор читалось недоверие.

Можно, - Лора осторожно провела подрагивающими пальцами по его щеке, поцеловала, вновь чувствуя горечь его слёз, как тогда, перед Омегой 4, когда они впервые стали близки:

Прости мою слабость, Сиха... Я не должен быть таким перед тобой, - Тейн взял её руку в свои, крепко сжал, - мне стыдно...

Не стоит стыдиться, Тейн, - Шепард прижалась к дреллу, чувствуя, как его пробивает нервная дрожь, - не каждый день узнаешь, что помилован. Что жизнь не кончится через год. Что впереди ещё много...

Я знаю, - Тейн коснулся её губ, - просто я уже смирился с тем, что мне осталось немного, что ничего здесь меня не держит, что всё уже позади. Но тут появилась ты, Сиха. Ты вернула мне сына и жизнь, подарила свою любовь и всю себя. Мы выжили в той битве, но мой приговор не давал мне полностью наслаждаться своим счастьем. Я боялся заглядывать в будущее, даже Кольяту ничего не сказал о нас с тобой.

Не страшно, - она улыбнулась. - Время ещё будет. Мы обо всём теперь сможем поговорить с твоим сыном, торопиться некуда, Тейн.

Какая прекрасная фраза, - проговорил дрелл. - Боги оказали мне милость и подарили ещё один шанс.

Ты это заслужил, - Лора положила голову на плечо дрелла.

МЫ это заслужили, - Тейн улыбнулся, - без тебя всё это было бы невозможно, Сиха.

Неважно, кто подарил нам этот шанс, важно, что он у нас есть, - она заглянула в его глаза. - Остальное не имеет значения.

Логическое продолжение истории в рассказе Мать и мачеха.

Первым порывом полковника# Фориуса, командующего эскадрой, было желание пресечь силой нарушение одного из ключевых законов пространства Цитадели - запрет на активацию любых ретрансляторов до получения разрешения Совета, что возможно, разумеется, после изучения систем за ретранслятором. Однако небольшой, метров пятьдесят в длину##, корабль не представлял существенной угрозы: на нём не было ни осевого орудия, ни видимых орудий вообще. Под неровным вытянутым корпусом в виде цилиндра, неприспособленном для полётов в атмосфере, могли скрываться только самые малые кинетические орудия и лазеры. Зарик Фориус был ещё достаточно молодым и несдержанным турианцем, но его не назначили бы командовать так рано, если бы он не мог совладать со своими эмоциями. Он решил, что не стоит портить конфликтом первый контакт с неизвестным видом… по крайней мере, пока в этом не возникнет нужда. В конце концов, один корабль меньше корвета размером и эскадра из крейсера, трёх фрегатов, да ещё шестнадцати истребителей в ангарах - пришельцы должны быть самоубийцами, чтобы проигнорировать прямой приказ.

Передайте на неизвестное судно стандартный пакет данных для первого контакта и сообщение: «Вы находитесь в пространстве, подконтрольном альянсу рас Цитадели. Немедленно остановите активацию ретранслятора и приготовьте корабль к досмотру. Не пытайтесь скрыться, иначе мы будем вынуждены применить оружие». Скорее всего, это ещё неизвестная цивилизация, не вступившая в контакт с Советом, - так полковник объяснил приказ связисту. - Их корабль довольно примитивен, так что не исключено, что они всё равно не смогут расшифровать сообщение. Приготовить программы дешифровки языка, ждём их сообщения. Огонь без команды не открывать.

Фориусу не приказал подготовить кинетические орудия к стрельбе лишь потому, что они уже были наготове. Сколь безобидным ни выглядел корабль этой цивилизации, но осторожность при первом контакте стала ключевым правилом ещё после начала Рахнийских войн, задолго до вхождения туриан в пространство Цитадели.

Командующий, их корабль уменьшился в размерах! - по связи прозвучал громкий голос с поста наблюдения; на экране полковник увидел капитана Гурак. Она выглядела напуганной и непонимающей. - Сенсоры фиксируют уменьшение массы на пятнадцать процентов… Корабль рассыпается пылью!

Открыть огонь! - тут же скомандовал Фориус. Произошло именно то, чего стоило опасаться в первую очередь при контакте с новой расой: неизвестных технологий, принципов и последствий применения которых невозможно было предположить.

Корабль пришельцев провёл манёвр уклонения, за счёт высокого - слишком высокого, в сравнении с доступным цитадельцам - ускорения смог избежать первых выстрелов. Однако первое же успешное попадание пробило их щит и разнесло нос космолёта; последовавший выстрел из осевого орудия крейсера разломил корабль на две неравные части, и они прекратили огонь.

«По крайней мере, мы пресекли нарушение законов Цитадели. Мы выполнили всё по Уставу и не допустили ошибок», - Зарик Фориус постарался успокоить себя от волнения, вызванного столь неожиданным и оказавшимся неудачным первым контактом. - Немедленно отправить запись столкновения в штаб, продолжайте трансляцию до завершения операции, - скомандовал он. - Фрегату «Генерал Адорк» - займитесь поисками выживших.

«Командованию не в чем будет меня упрекнуть».

Фориус думал, что осталось только подобрать выживших из спасательных капсул, если они были. Он не мог ожидать, что разломанный корпус корабля внезапно распадётся на многие тысячи сверхмалых летательных аппаратов - каждый меньше новорожденного турианца! - и большая их часть направится прямо к эскадре, маневрируя с немыслимыми перегрузками.

Огонь! - противоракетные### лазеры начали сбивать дроны противника ещё до приказа полковника.

Ещё секунд пятьдесят#### назад почти спокойный, Фориус ощутил приближение паники. Лазеры почти не могли нанести урон противнику - дронов было слишком много, и они были слишком увёртливы. Ни один органик не смог бы управлять ими, и ни один виртуальный интеллект не смог бы маневрировать с такой эффективностью. Да в дронах и не поместился бы ни один органик…

Вывод был очевиден - корабль управлялся искусственным интеллектом, подобным гетам. И не похоже, что попадания нанесли ему урон. Если корабль с самого начала состоял из огромного количества дронов, связанных воедино, то турианские пушки лишь уничтожили часть из них.

Переходим на ССД#####, немедленно! - теперь Зарику оставалось только спасать эскадру, даже ценой позорного бегства. Да и позорно ли отступить от бездушных машин, которые точно не будут обвинять туриан в отсутствии воинской доблести?

«Сейчас… Сейчас… - думал Фориус. - Почему двигатели не…»

Чудовищный удар бросил его лицом на приборную панель. Прошло несколько секунд, прежде чем полковник поднялся на ноги и стёр синеватую кровь с лица.

Доклад! - всё ещё стараясь выглядеть уверенно, скомандовал Фориус, глядя на экран, заляпанный его кровью.

Двигатели повреждены! Переход на сверхсветовую скорость невозможен! - а вот старший инженер крейсера в звании капитана уже не мог сдержать панический крик. - Что-то проникло через защитное поле и взорвало двигатели!

Следующие сообщения с других кораблей эскадры показали, что это не было случайностью. Они точно так же лишились хода, и теперь продолжали без толку отстреливаться лазерами, неспособные ни отступить от ИИ-дронов, ни победить их.

«Попытка проникновения в корабельную сеть», - на экране появилось горящее красным сообщение системы компьютерной безопасности. Фориус видел, как виртуальный интеллект повышал уровень угрозы.

Полковник, наконец, успокоился. Он не мог победить в этой битве, не было и возможности отступить. Оставалось только погибнуть с честью, не допустив попадания в плен к чудовищным роботам.

## - Естественно, длина была названа в системе мер, принятой среди рас Цитадели.

### - Первый, кто додумался называть космические ракеты торпедами, будет вечно гореть в аду. Нет в космосе торпед! Торпеды плавают, ракеты - летают!

#### - В пространстве Цитадели сутки - двадцать часов (при этом сами сутки длиннее земных), в часе 100 минут, в минуте 100 секунд (канон). В итоге 50 секунд примерно соответствуют 25 нашим секундам. Следует понимать, что «час», «минута», «секунда» - именно приблизительный перевод названий временных промежутков на ближайшие земные аналоги.

##### - Сверхсветовое движение.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: