Презентация на тему определенно личные предложения. Определенно-личные предложения. II этап. Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке

, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока : дать понятие об определенно-личном предложении.

Задачи:

  • сформировать умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • сформировать умение использовать определенно-личные предложения в речи;
  • развивать навыки работы в группе, паре.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формы организации деятельности: фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: презентация PowerPoint, дидактический материал, справочная литература.

Ход урока

I этап. Актуализация новой темы

На слайде задание В 4 ЕГЭ по русскому языку (слайд № 2).

Среди предложений 1 – 6 найдите простое определенно-личное предложение.

(1) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (2) Выхожу из рубки на крыло мостика. (3) Ветер, дождь сразу стали громкими. (4) Меня просто сдувало с палубы. (5) Я поднес к глазам бинокль. (6) На далеком маяке зажгли предупредительный сигнал…
(По В. Конецкому)

Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание?

(Учащиеся обозначают проблему, формулируют цели и задачи к уроку.)

II этап. Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке

(«Понятие об односоставных предложениях».)

1. Задание: Прочитайте схему, заменив «?» понятиями (слайд № 3)

III этап. Объяснение нового материала

1. Задание : рассмотрите схему (слайд № 4), обозначьте место определенно-личного предложения среди других односоставных предложений.

2. Работа в группах (слайд № 5).

Задание :

  1. Выписать из текстов глаголы – сказуемые, определить их формы
  2. Обсудить в группе, составить общий вывод, схему и т.п.
  3. Подготовить выступающего от группы

Тексты (слайды № 6 – 9)

1) Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
(А.С. Пушкин)

2) Налево пойдешь - коня потеряешь , направо пойдешь - жизнь потеряешь , прямо пойдешь - жив будешь , да себя позабудешь .

3) Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
(А.С. Пушкин)

4) … Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
(А.С. Пушкин)

Выступление представителей от групп, обсуждение.

3. Задание : сравните два предложения (слайд № 10)

Я люблю тебя, моя Россия!
Люблю тебя, моя Россия!

Почему отсутствие подлежащего во втором примере не меняет смысла предложения?

Почему вид таких односоставных предложений пучил название «определенно-личные»?

При помощи каких местоимений можно восстановить подлежащее в определенно-личном предложении?

4. Историческая справка (слайд № 11)

Впервые обратил внимание на специфику предложений с местоименным подлежащим еще М. В. Ломоносов. В «Российской грамматике» он пишет: «Глагол личный окончательного наклонения имеет падеж именительный явный или потаенный того же числа и лица»

5. Пользуясь схемой (слайд № 12), дайте определение определенно-личного предложения.

IV этап. Закрепление нового материала

1. Работа в парах (слайд № 13)

Задание:

  1. Решить свой вариант задания
  2. Сообщить напарнику обоснование своего решения, обсудить в паре решения
  3. Сравнить решения с правильными ответами (Слайд № 14)

1 вариант

  1. Пойду по широкому полю.
  2. В журнале пишут много интересного.
  3. Всегда старайтесь выполнить работу в срок.
  4. По дороге я встретил многих знакомых.
  5. Слышишь эти непонятные звуки?
  6. Можно взять эти советы за правило.

2 вариант

  1. Библиотеку закрывают ровно в семь.
  2. Когда вы приедете в наш город?
  3. Осторожно поднимаю ветку и наблюдаю за зверьком.
  4. Непременно составьте план сочинения.
  5. Красотой ее нельзя не восхищаться.
  6. Обязательно приведи пример из текста.

2. Задание: Составьте небольшой рассказ по иллюстрации, использую в тексте определенно-личные предложения (слайд № 15)

Чтение составленных текстов, их оценка.

V этап. Подведение итогов урока

1. Вернемся к заданию ЕГЭ, с которого мы начали урок (слайд № 16)

Сможете ли вы сейчас решить это задание?

(Учащиеся решают задание, дают обоснованные ответы.)

2. А теперь, пользуясь схемой, подведите для себя итог урока (слайд № 17)

Домашнее задание: п. 21, упр. 160.

Слайд 2

Сегодня на уроке

Цель: научиться находить в текстах односоставные предложения и определять их вид. Задачи: 1) запомнить, какие предложения называются односоставными, определенно- личными; 2) выделять эти предложения в тексте из всех предложенных предложений; 3) Понять, каково значение природы в жизни человека.

Слайд 3

Повторение

1. Словарный диктант. Укр…шение з…мли, уд…вительный наря… лесов, помощ(?)ник в б…рьбе за ур…жай, смя…чать кл…мат, хр…нить влагу, по…держивать ветры, в…личайший источник здоров…я. 2. Сгруппируйте слова в соответствии с основными правилами правописания.

Слайд 4

Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Леса это украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд. Леса это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу поддерживают полноводность наших великих рек смягчают климат останавливают жаркие ветры и пески. Но и это не все. Леса величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории вырабатывающие кислород уловители ядовитых газов и пыли Проверка 1.Чтение и объяснение постановки знаков препинания; 2. Выполните задание и ответьте на вопросы: Докажите, что перед вами текст. Озаглавьте текст. Почему можно сказать, что лес – это источник жизни?

Слайд 5

Самостоятельная работа

Тестирование. 1. В словосочетании УКРАШЕНИЕ ЗЕМЛИ вид связи: А) управление, Б) согласование, В) примыкание. 2.В предложении ПИСАТЕЛИ, РАССКАЗЫВАЯ О ЛЕСАХ, СТАРАЛИСЬ ПЕРЕДАТЬ ЧИТАТЕЛЮ СВОЮ ЛЮБОВЬ К НАШИМ ЗЕЛЕНЫМ «ОКЕАНАМ» выделенное слово – это: А) дополнение, Б) приложение, В) обстоятельство. 3.По наличию главных членов предложения бывают: А) простые и сложные, Б) односоставные и двусоставные, В) распространенные и нераспространенные. 4. Дано предложение МНОГИЕ БОЛЕЛИ ЗА ЛЕСА. Какое оно? Выберите правильный ответ: А) двусоставное, Б) назывное, В) безличное. 5. Продолжите определение «ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это предложения, в которых А) два второстепенных члена, Б) два главных члена, В) один главный член.

Слайд 6

Взаимопроверка самостоятельной работы

Ответы теста 1. А) 2. А) 3. Б) 4. А) 5. Б)

Слайд 7

Оценка теста

5 правильных ответов - «5»; 4 правильных ответа - «4»; 3 правильных ответа – «3», остальные – «2»

Слайд 8

Односоставные предложения

  • Слайд 9

    Определенно-личные предложения

  • Слайд 10

    Работа над темой

    Найдите в параграфе № _ продолжение определения «Определенно-личные предложения – это…» Определите, на какое лицо и число указывают сказуемые в примерах: Люблю тебя, Петра творенье… Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. Расскажу тебе сказку. Выберите себе книгу по вкусу. 3. Можно ли сказать, что эти предложения определенно- личные? Почему?

    Слайд 11

    ВЫВОД

    В определенно-личных предложениях главным членом является сказуемое в форме глагола 1 или 2 лица единственного или множественного числа.

    Слайд 12

    Закрепление изученного

    Упражнение № , страница (комментированное выполнение) Выборочная работа (самостоятельная работа) Выпишите определенно-личные предложения: Люблю наблюдать за окружающей меня природой. Она восхищает меня своей красотой. Любуясь природой, стараюсь вглядываться в нее и вслушиваться во все издаваемые звуки. Берегите природу родного края!

    Слайд 13

    Итоги урока

    Мы познакомились с определенно - личными предложениями. Это односоставные предложения, с главным членом сказуемым – глаголом в форме 1, 2 лица, единственного и множественного числа. Определенно - личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

    Слайд 14

    Домашнее задание

    Параграф № , страница Задание по выбору: Упражнение № Выписать из любого художественного произведения определенно-личные предложения (например, Н.В.Гоголь «Ревизор», 3-4 предложения)

    Посмотреть все слайды


    Двадцать второе декабря.

    Классная работа .


    • Я помню чудное мгновенье.
    • Яд каплет сквозь его кору.
    • Зима.
    • И я судьбу благословил.
    • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!
    • Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
    • Приветствую тебя, пустынный уголок.

    • 22121112

    1.Соловьиное эхо несется с блестящей реки.

    2.Шепот, робкое дыхание, трели соловья.

    3.Каждый звук и шорох слышу я.

    4.Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве.







    Цели урока: - вспомнить отличие односоставных от двусоставных предложений; -дать понятие определенно-личных предложений; -научиться находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям; -использовать определенно-личные предложения в тексте.


    • Люблю тебя, Петра творенье!
    • Отдыхали у моря.
    • Принеси мне книгу.


    Комментированное письмо .

    • Определите, какие формы глагола

    (наклонение, лицо, число) используются в определённо-личных предложениях?


    1.Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин)

    2.Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский)

    3.Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В.Гоголь)

    4И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов

    5.Вели встретить им меня с детской любовью и послушанием. (А.С.Пушкин)


    Вывод : в определенно-личных предложениях сказуемое выражается глаголом 1, 2 лица ед. и мн. числа, глаголами изъявительного и повелительного наклонения.



    Алгоритм «Как правильно определить вид предложения?»

    1. Нахожу грамматическую основу предложения.

    2. Смотрю: односоставное или двусоставное предложение.

    3. Если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое.

    4. Если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения.

    5. Если подлежащее - только назывное.


    Работа в группах

    1 группа

    2 группа

    Найдите двусоставные предложения, выпишите номера этих предложений и грамматическую основу.

    Найдите односоставные определенно-личные предложения, выпишите номера этих предложений и грамматическую основу.


    1. Люблю грозу в начале мая.

    2. В садах ученики окапывают деревья.

    4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!

    5 Поедешь со мной?

    6. Раннее утро.

    7. Стой за правду горой.

    8. Вот и беседка.

    9. Верните книгу в библиотеку.

    10. Посмотрите на них!

    11. Дождь шумел гудел хлопал.

    12. Я сердце по свету рассеять готов.


    1 группа

    2 группа


    Синтаксический разбор предложения.

    Верните книгу в библиотеку.



    Я узнал (а)….

    Я научился (ась)…

    Мне было интересно…


    Цели урока: - вспомнить отличие односоставных и двусоставных предложений; -дать понятие определенно-личных предложений; -научиться находить определенно-личные предложения; -определять вид односоставных предложений.


    Сумма набранных баллов за урок

    Если у Вас:

    • 23 – 25 – «Отлично»
    • 20 – 22 – «Хорошо»
    • 12 – 19 – «Удовлетворительно»


    Спасибо за урок!

    1 слайд

    8 класс Тема урока: «Определенно – личные предложения» Подготовила: учитель русского языка Носкова Н.Э.

    2 слайд

    Сегодня на уроке Цель: научиться находить в текстах односоставные предложения и определять их вид. Задачи: 1) запомнить, какие предложения называются односоставными, определенно- личными; 2) выделять эти предложения в тексте из всех предложенных предложений; 3) Понять, каково значение природы в жизни человека.

    3 слайд

    Повторение 1. Словарный диктант. Укр…шение з…мли, уд…вительный наря… лесов, помощ(?)ник в б…рьбе за ур…жай, смя…чать кл…мат, хр…нить влагу, по…держивать ветры, в…личайший источник здоров…я. 2. Сгруппируйте слова в соответствии с основными правилами правописания.

    4 слайд

    Повторение Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Леса это украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд. Леса это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу поддерживают полноводность наших великих рек смягчают климат останавливают жаркие ветры и пески. Но и это не все. Леса величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории вырабатывающие кислород уловители ядовитых газов и пыли Проверка 1. Чтение и объяснение постановки знаков препинания; 2. Выполните задание и ответьте на вопросы: Докажите, что перед вами текст. Озаглавьте текст. Почему можно сказать, что лес – это источник жизни?

    5 слайд

    Самостоятельная работа Тестирование. 1. В словосочетании УКРАШЕНИЕ ЗЕМЛИ вид связи: А) управление, Б) согласование, В) примыкание. 2. В предложении ПИСАТЕЛИ, РАССКАЗЫВАЯ О ЛЕСАХ, СТАРАЛИСЬ ПЕРЕДАТЬ ЧИТАТЕЛЮ СВОЮ ЛЮБОВЬ К НАШИМ ЗЕЛЕНЫМ «ОКЕАНАМ» выделенное слово – это: А) дополнение, Б) приложение, В) обстоятельство. 3. По наличию главных членов предложения бывают: А) простые и сложные, Б) односоставные и двусоставные, В) распространенные и нераспространенные. 4. Дано предложение МНОГИЕ БОЛЕЛИ ЗА ЛЕСА. Какое оно? Выберите правильный ответ: А) двусоставное, Б) назывное, В) безличное. 5. Продолжите определение «ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это предложения, в которых А) два второстепенных члена, Б) два главных члена, В) один главный член.

    6 слайд

    7 слайд

    Оценка теста 5 правильных ответов - «5»; 4 правильных ответа - «4»; 3 правильных ответа – «3», остальные – «2»

    8 слайд

    9 слайд

    10 слайд

    Работа над темой Найдите в параграфе № _ продолжение определения «Определенно-личные предложения – это…» Определите, на какое лицо и число указывают сказуемые в примерах: Люблю тебя, Петра творенье… Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. Расскажу тебе сказку. Выберите себе книгу по вкусу. 3. Можно ли сказать, что эти предложения определенно- личные? Почему?

    11 слайд

    ВЫВОД В определенно-личных предложениях главным членом является сказуемое в форме глагола 1 или 2 лица единственного или множественного числа.


    Сегодня на уроке Цель: научиться находить в текстах односоставные предложения и определять их вид. Задачи: 1) запомнить, какие предложения называются односоставными, определенно- личными; 2) выделять эти предложения в тексте из всех предложенных предложений; 3) Понять, каково значение природы в жизни человека.


    Повторение 1. Словарный диктант. Укр…шение з…мли, уд…вительный наря… лесов, помощ(?)ник в б…рьбе за ур…жай, смя…чать кл…мат, хр…нить влагу, по…держивать ветры, в…личайший источник здоров…я. 2. Сгруппируйте слова в соответствии с основными правилами правописания.


    Повторение Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Леса это украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд. Леса это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу поддерживают полноводность наших великих рек смягчают климат останавливают жаркие ветры и пески. Но и это не все. Леса величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории вырабатывающие кислород уловители ядовитых газов и пыли Проверка 1. Чтение и объяснение постановки знаков препинания; 2. Выполните задание и ответьте на вопросы: -Докажите, что перед вами текст. -Озаглавьте текст. -Почему можно сказать, что лес – это источник жизни?


    Самостоятельная работа Тестирование. 1. В словосочетании УКРАШЕНИЕ ЗЕМЛИ вид связи: А) управление, Б) согласование, В) примыкание. 2. В предложении ПИСАТЕЛИ, РАССКАЗЫВАЯ О ЛЕСАХ, СТАРАЛИСЬ ПЕРЕДАТЬ ЧИТАТЕЛЮ СВОЮ ЛЮБОВЬ К НАШИМ ЗЕЛЕНЫМ «ОКЕАНАМ» выделенное слово – это: А) дополнение, Б) приложение, В) обстоятельство. 3. По наличию главных членов предложения бывают: А) простые и сложные, Б) односоставные и двусоставные, В) распространенные и нераспространенные. 4. Дано предложение МНОГИЕ БОЛЕЛИ ЗА ЛЕСА. Какое оно? Выберите правильный ответ: А) двусоставное, Б) назывное, В) безличное. 5. Продолжите определение «ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это предложения, в которых А) два второстепенных члена, Б) два главных члена, В) один главный член.










    Работа над темой 1.Найдите в параграфе _ продолжение определения «Определенно-личные предложения – это…» 2.Определите, на какое лицо и число указывают сказуемые в примерах: Люблю тебя, Петра творенье… Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. Расскажу тебе сказку. Выберите себе книгу по вкусу. 3. Можно ли сказать, что эти предложения определенно- личные? Почему?




    Закрепление изученного Упражнение, страница (комментированное выполнение) Выборочная работа (самостоятельная работа) Выпишите определенно-личные предложения: 1)Люблю наблюдать за окружающей меня природой. 2)Она восхищает меня своей красотой. 3)Любуясь природой, стараюсь вглядываться в нее и вслушиваться во все издаваемые звуки. 4)Берегите природу родного края!


    Итоги урока Мы познакомились с определенно - личными предложениями. Это односоставные предложения, с главным членом сказуемым – глаголом в форме 1, 2 лица, единственного и множественного числа. Определенно - личные предложения встречаются в живой разговорной речи.



  • Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: