Синтаксический разбор сложного предложения и анализ текста: Учебное пособие. Типы сложных предложений. Ошибки при построении сложных предложений и способы их устранения Почему ставится тире в сложносочиненном предложении

Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

Вы в припадке, - сказал я, - вы трусите; вы думаете, что он не придет.

Бог с вами! - отвечала она, - если б я была меньше счастлива, я бы, кажется, заплакала от вашего неверия, от ваших упреков. Впрочем, вы меня навели на мысль и задали мне долгую думу; но я подумаю после, а теперь признаюсь вам, что правду вы говорите. Да! я как-то сама не своя; я как-то вся в ожидании и чувствую все как-то слишком легко. Да полноте, оставим про чувства!..

В это время послышались шаги, и в темноте показался прохожий, который шел к нам навстречу. Мы оба задрожали; она чуть не вскрикнула. Я опустил ее руку и сделал жест, как будто хотел отойти. Но мы обманулись: это был не он.

Чего вы боитесь? Зачем вы бросили мою руку? - сказала она, подавая мне ее опять. - Ну, что же? мы встретим его вместе. Я хочу, чтоб он видел, как мы любим друг друга.

Как мы любим друг друга! - закричал я.

"О Настенька, Настенька! - подумал я, - как этим словом ты много сказала! От этакой любви, Настенька, в иной час холодеет на сердце и становится тяжело на душе. Твоя рука холодная, моя горячая как огонь. Какая слепая ты, Настенька!.. О! как несносен счастливый человек в иную минуту! Но я не мог на тебя рассердиться!..""

Наконец сердце мое переполнилось.

Послушайте, Настенька! - закричал я, - знаете ли, что со мной было весь день?

Ну что, что такое? рассказывайте скорее! Что ж вы до сих пор все молчали!

Во-первых, Настенька, когда я исполнил все ваши комиссии, отдал письмо, был у ваших добрых людей, потом... потом я пришел домой и лег спать.

Только-то? - перебила она засмеявшись.

Да, почти только-то, - отвечал я скрепя сердце, потому что в глазах моих уже накипали глупые слезы. - Я проснулся за час до нашего свидания, но как будто и не спал. Не знаю, что было со мною. Я шел, чтоб вам это все рассказать, как будто время для меня остановилось, как будто одно ощущение, одно чувство должно было остаться с этого времени во мне навечно, как будто одна минута должна была продолжаться целую вечность и словно вся жизнь остановилась для меня... Когда я проснулся, мне казалось, что какой-то музыкальный мотив, давно знакомый, где-то прежде слышанный, забытый и сладостный, теперь вспоминался мне. Мне казалось, что он всю жизнь просился из души моей, и только теперь...

Ах, боже мой, боже мой! - перебила Настенька, - как же это все так? Я не понимаю ни слова.

Ах, Настенька! мне хотелось как-нибудь передать вам это странное впечатление... - начал я жалобным голосом, в котором скрывалась еще надежда, хотя весьма отдаленная.

Полноте, перестаньте, полноте! - заговорила она, и в один миг она догадалась, плутовка!

Вдруг она сделалась как-то необыкновенно говорлива, весела, шаловлива. Она взяла меня под руку, смеялась, хотела, чтоб и я тоже смеялся, и каждое смущенное слово мое отзывалось в ней таким звонким, таким долгим смехом... Я начинал сердиться, она вдруг пустилась кокетничать.

Послушайте, - начала она, - а ведь мне немножко досадно, что вы не влюбились в меня. Разберите-ка после этого человека! Но все-таки, господин непреклонный, вы не можете не похвалить меня за то, что я такая простая. Я вам все говорю, все говорю, какая бы глупость ни промелькнула у меня в голове.

Слушайте! Это одиннадцать часов, кажется? - сказал я, когда мерный звук колокола загудел с отдаленной городской башни. Она вдруг остановилась, перестала смеяться и начала считать.

Да, одиннадцать, - сказала она наконец робким, нерешительным голосом.

Я тотчас же раскаялся, что напугал ее, заставил считать часы, и проклял себя за припадок злости. Мне стало за нее грустно, и я не знал, как искупить свое прегрешение. Я начал ее утешать, выискивать причины его отсутствия, подводить разные доводы, доказательства. Никого нельзя было легче обмануть, как ее в эту минуту, да и всякий в эту минуту как-то радостно выслушивает хоть какое бы то ни было утешение и рад-рад, коли есть хоть тень оправдания.

Да и смешное дело, - начал я, все более и более горячась и любуясь на необыкновенную ясность своих доказательств, - да и не мог он прийти; вы и меня обманули и завлекли, Настенька, так что я и времени счет потерял... Вы только подумайте: он едва мог получить письмо; положим, ему нельзя прийти, положим, он будет отвечать, так письмо придет не раньше как завтра. Я за ним завтра чем свет схожу и тотчас же дам знать. Предположите, наконец, тысячу вероятностей: ну, его не было дома, когда пришло письмо, и он, может быть, его и до сих пор не читал? Ведь все может случиться.

Да, да! - отвечала Настенька, - я и не подумала; конечно, все может случиться, - продолжала она самым сговорчивым голосом, но в котором, как досадный диссонанс, слышалась какая-то другая, отдаленная мысль. - Вот что вы сделайте, - продолжала она, - вы идите завтра как можно раньше и, если получите что-нибудь, тотчас же дайте мне знать. Вы ведь знаете, где я живу? - И она начала повторять мне свой адрес.

Потом она вдруг стала так нежна, так робка со мною... Она, казалось, слушала внимательно, что я ей говорил; но когда я обратился к ней с каким-то вопросом, она смолчала, смешалась и отворотила от меня головку. Я заглянул ей в глаза - так и есть: она плакала.

Ну, можно ли, можно ли? Ах, какое вы дитя! Какое ребячество!.. Полноте!

Она попробовала улыбнуться, успокоиться, но подбородок ее дрожал и грудь все еще колыхалась.

Я думаю об вас, - сказала она мне после минутного молчания, - вы так добры, что я была бы каменная, если б не чувствовала этого. Знаете ли, что мне пришло теперь в голову? Я вас обоих сравнила. Зачем он - не вы? Зачем он не такой, как вы? Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас.

Урок русского языка. 9 класс

Тема: Понятие о сложносочиненном предложении

Цели урока: повторить изученное о сложном предложении; дать понятие о видах сложносочиненного предложения; закрепление и углубление изученного о сложносочиненном предложении; отработка умения различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения; ставить знаки препинания в сложном предложении.

I. Объявление темы урока и работа с текстом

На доске написан текст с пропущенными буквами и знаками препинания.

Задания к тексту:

Прочитайте текст, определите тему текста и озаглавьте его. Какие художественные приемы используются в тексте для передачи настроения? Вставьте пропущенные буквы. Какие орфографические правила вы применили?

Чайка

II. Объяснение нового материала

Прежде, чем мы будем рассматривать сложносочиненные предложения, давайте вспомним, что вы уже знаете о сложном предложении.

Какие виды сложных предложений вы знаете?

Что такое сложное предложение?

(на столе у учащихся таблицы с сочинительными союзами)

В зависимости от того, какое значение имеет сложносочиненное предложение и какие союзы связывают части его. Они, как и союзы, делятся на три группы. В таблице указаны названия групп и значение предложений.

Какое пунктуационное правило, связанное со сложным предложением, вы знаете?

Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид, расставьте знаки препинания, объясните пунктограммы.

III. Закрепление

Запишите предложения, расставив знаки препинания. Определите, какие сложносочиненные предложения по значению здесь представлены. Составьте схемы.

1) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце, и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще, и дали приветливее, и люди милее, и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.

IV . Подведение итогов

V. Домашнее задание Параграф 4, упр. 13

_____________________________________

Слыш…шь как жалобно кричит чайка над шумящим, взволнова…ым морем?

Холодно и ветрено. День с самого утра хмурит(?)ся. Здесь в этом (не)приветливом северном море на его пусты…ых островах и прибрежьях круглый год (не)настье. Теперь же осень а север еще печальнее осенью. Издали (не)обозримая равнина моря кажется выше берега она уходит в тума…ый простор на запад а ветер все быстрее гон…т с запада волны и далеко разносит крик птицы.

Чайка с криком бросалась между волнами плавно скользя по воде в их ухабы выносилась на новой волне до высокого гребня и взлетала вся в брызгах и пене. Ветер вольно носил ее низко над морем.

Надвигается (не)настный вечер и бессильно качается чайка по ветру: все дальше уходит, белея в тумане, от берега в море.

Быстро спускает(?)ся темная бурная ночь; чаще мелькают в море седые космы пены шум прибоя растет. Ледяной ветер доносит по воздуху брызги и отдаляющийся крик чайки.

Запишите предложения, расставив знаки препинания. Определите, какие сложносочиненные предложения по значению здесь представлены. Составьте схемы (составленные схемы учащиеся чертят на доске).

1) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.

Урок русского языка. 9 класс

Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении

Цели урока: повторить изученное о сложном и сложносочиненном предложении; дать понятие о сложноподчиненном предложении; отработка умения различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; находить главное и придаточное в сложноподчиненном предложении; ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, составлять их схемы

I. Проверка домашнего задания

1. На прошлом уроке мы рассматривали сложносочиненное предложение и правила постановки знаков препинания в нем. Давайте повторим этот материал.

Что такое сложносочиненное предложение?

Какие союзы связывают части сложносочиненного предложения?

На какие группы делятся сложносочиненные предложения?

2. Графический диктант

1) Вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул короткий дождь. [- - – =] и [= –].

2) Слабо тянуло по комнате запахом яблок, и в светоносном воздухе порхала под потолком бабочка. [ = ], и [ = –].

3) Безветрие, и все небо залито ровной синевой. [ = ], и [ = ].

4) Подложили огонь под готовый костер со стружками – пламя запылало. [ = ] – [ – = ].

5) В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой. [- - = ] и [ = ].

II. Объяснение нового материала

Мы сказали, что в сложносочиненном предложении обе части равны, поэтому нельзя поставить вопрос от одного простого предложения в его составе к другому. Части сложносочиненного предложения связывают сочинительные союзы. Теперь перейдем к нашей теме. Что такое сложноподчиненное предложение? Как в любом сложном предложении, в нем не менее двух простых предложений, одно из которых главное, а другое – зависимое (придаточное). Зависимость придаточного предложения мы можем установить с помощью вопроса. Также нам поможет союз, присоединяющий зависимую часть к главной. Если в сложносочиненном предложении использовались сочинительные союзы, то в сложноподчиненном предложении – подчинительные.

1. На доске написаны предложения с пропущенными знаками препинания.

Задания к предложениям:

Спишите, вставьте пропущенные знаками препинания. Найдите главную часть и придаточную, поставьте вопрос. Составьте схему.

1) Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо дисциплинированным.

2) Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камни.

3) Комья мокрого снега били в лицо, словно началась пурга.

4) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься.

5) Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.

6) Морозко понял, что разговор окончен, и уныло поплелся в караульное помещение.

7) Сюда он добрался, когда уже закончилось лето.

Придаточное предложение может стоять в начале, в середине или в конце предложения.

Обратите внимание, что мы задавали вопросы к придаточным предложениям, соответствующие тем, которые задаем к второстепенным членам предложения (определение – какой?, дополнение – вопросы косвенных падежей, обстоятельство – когда? где? откуда? почему? как? и т.д.). Придаточные предложения тоже будут делиться на определительные (какой?), изъяснительные (вопросы косвенных падежей), обстоятельственные (когда? где? откуда? почему? как? и т.д.). Каждый вид мы рассмотрим с вами отдельно на следующих уроках.

2. Работа с текстом (текст раздается учащимся).

Слова с пропущенными буквами выписаны на доске, вызванный ученик вставляет буквы и объясняет их написание.

На доске начерчены схемы к предложениям текста. Задание для учащихся – определить, какая схема к какому предложению относится.

IV . Подведение итогов

1. Какие предложения называется сложноподчиненным?

2. Из каких частей состоит сложноподчинённое предложение?

3. Что называется главным предложением?

4. Что называется придаточным предложением (придаточной частью)?

5. Какие средства связи главного предложения с придаточным вы знаете?

V. Домашнее задание Параграф, упр.

Прочитайте текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Какие художественные приемы здесь использованы?

Направо от пути ра(с,сс)т…лалась кочковатая темно-зеленая р…внина на краю которой были броше…ы серенькие домики. На высокой зеленой горе внизу которой бл…стала серебря…ая полоска стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким мета…ическим визгом беше…о влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки Петька вздрогнул от испуга и отшатнулся от окна. Однако он тотчас же вернулся к нему потому что боялся потерять хоть малейшую подробность пут…шествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными. Морщинки пропали как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо бл…стящим и белым.

Прочитайте текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Какие художественные приемы здесь использованы?

Направо от пути ра(с,сс)т…лалась кочковатая темно-зеленая р…внина на краю которой были броше…ы серенькие домики. На высокой зеленой горе внизу которой бл…стала серебря…ая полоска стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким мета…ическим визгом беше…о влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки Петька вздрогнул от испуга и отшатнулся от окна. Однако он тотчас же вернулся к нему потому что боялся потерять хоть малейшую подробность пут…шествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными. Морщинки пропали как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо бл…стящим и белым.

_____________________________________________________________________________________

Прочитайте текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Какие художественные приемы здесь использованы?

Направо от пути ра(с,сс)т…лалась кочковатая темно-зеленая р…внина на краю которой были броше…ы серенькие домики. На высокой зеленой горе внизу которой бл…стала серебря…ая полоска стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким мета…ическим визгом беше…о влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки Петька вздрогнул от испуга и отшатнулся от окна. Однако он тотчас же вернулся к нему потому что боялся потерять хоть малейшую подробность пут…шествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными. Морщинки пропали как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо бл…стящим и белым.

_____________________________________________________________________________________

Прочитайте текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Какие художественные приемы здесь использованы?

Направо от пути ра(с,сс)т…лалась кочковатая темно-зеленая р…внина на краю которой были броше…ы серенькие домики. На высокой зеленой горе внизу которой бл…стала серебря…ая полоска стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким мета…ическим визгом беше…о влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки Петька вздрогнул от испуга и отшатнулся от окна. Однако он тотчас же вернулся к нему потому что боялся потерять хоть малейшую подробность пут…шествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными. Морщинки пропали как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо бл…стящим и белым.


НОЧЬ ТРЕТЬЯ Сегодня был день печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие темные ощущения, такие еще неясные для меня вопросы толпятся в моей голове, - а как-то нет ни силы, ни хотения их разрешить. Не мне разрешить все это! Сегодня мы не увидимся. Вчера, когда мы прощались, облака стали заволакивать небо и подымался туман. Я сказал, что завтра будет дурной день; она не отвечала, она не хотела против себя говорить; для нее этот день и светел и ясен, и ни одна тучка не застелет ее счастия. - Коли будет дождь, мы не увидимся! - сказала она. - Я не приду. Я думал, что она и не заметила сегодняшнего дождя, а между тем не пришла. Вчера было наше третье свиданье, наша третья белая ночь... Однако, как радость и счастие делают человека прекрасным! как кипит сердце любовью! Кажется, хочешь излить все свое сердце в другое сердце, хочешь, чтоб все было весело, все смеялось. И как заразительна эта радость! Вчера в ее словах было столько неги, столько доброты ко мне в сердце... Как она ухаживала за мной, как ласкалась во мне, как ободряла и нежила мое сердце! О, сколько кокетства от счастия! А я... Я принимал все за чистую монету; я думал, что она... Но, боже мой, как же мог я это думать? как же мог я быть так слеп, когда уже все взято другим, все не мое; когда, наконец, даже эта самая нежность ее, ее забота, ее любовь... да, любовь ко мне, - была не что иное, как радость о скором свидании с другим, желание навязать и мне свое счастие?.. Когда он не пришел, когда мы прождали напрасно, она же нахмурилась, она же заробела и струсила. Все движения ее, все слова ее уже стали не так легки, игривы и веселы. И, странное дело, - она удвоила ко мне свое внимание, как будто инстинктивно желая на меня излить то, чего сама желала себе, за что сама боялась; если б оно не сбылось. Моя Настенька так оробела, так перепугалась, что, кажется, поняла, наконец, что я люблю ее, и сжалилась над моей бедной любовью. Так, когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастие других; чувство не разбивается, а сосредоточивается... Я пришел к ней с полным сердцем и едва дождался свидания. Я не предчувствовал того, что буду теперь ощущать, не предчувствовал, что все это не так кончится. Она сияла радостью, она ожидала ответа. Ответ был он сам. Он должен был прийти, прибежать на ее зов. Она пришла раньше меня целым часом. Сначала она всему хохотала, всякому слову моему смеялась. Я начал было говорить и умолк. - Знаете ли, отчего я так рада? - сказала она, - так рада на вас смотреть? так люблю вас сегодня? - Ну? - спросил я, и сердце мое задрожало. - Я оттого люблю вас, что вы не влюбились в меня. Ведь вот иной, на вашем месте, стал бы беспокоить, приставать, разохался бы, разболелся, а вы такой милый! Тут она так сжала мою руку, что я чуть не закричал. Она засмеялась. - Боже! какой вы друг! - начала она через минуту очень серьезно. - Да вас бог мне послал! Ну, что бы со мной было, если б вас со мной теперь не было? Какой вы бескорыстный! Как хорошо вы меня любите! Когда я выйду замуж, мы будем очень дружны, больше чем как братья. Я буду вас любить почти так, как его... Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей. - Вы в припадке, - сказал я, - вы трусите; вы думаете, что он не придет. - Бог с вами! - отвечала она, - если б я была меньше счастлива, я бы, кажется, заплакала от вашего неверия, от ваших упреков. Впрочем, вы меня навели на мысль и задали мне долгую думу; но я подумаю после, а теперь признаюсь вам, что правду вы говорите. Да! я как-то сама не своя; я как-то вся в ожидании и чувствую все как-то слишком легко. Да полноте, оставим про чувства!.. В это время послышались шаги, и в темноте показался прохожий, который шел к нам навстречу. Мы оба задрожали; она чуть не вскрикнула. Я опустил ее руку и сделал жест, как будто хотел отойти. Но мы обманулись: это был не он. - Чего вы боитесь? Зачем вы бросили мою руку? - сказала она, подавая мне ее опять. - Ну, что же? мы встретим его вместе. Я хочу, чтоб он видел, как мы любим друг друга. - Как мы любим друг друга! - закричал я. "О Настенька, Настенька! - подумал я, - как этим словом ты много сказала! От этакой любви, Настенька, в иной час холодеет на сердце и становится тяжело на душе. Твоя рука холодная, моя горячая как огонь. Какая слепая ты, Настенька!.. О! как несносен счастливый человек в иную минуту! Но я не мог на тебя рассердиться!.."" Наконец сердце мое переполнилось. - Послушайте, Настенька! - закричал я, - знаете ли, что со мной было весь день? - Ну что, что такое? рассказывайте скорее! Что ж вы до сих пор все молчали! - Во-первых, Настенька, когда я исполнил все ваши комиссии, отдал письмо, был у ваших добрых людей, потом... потом я пришел домой и лег спать. - Только-то? - перебила она засмеявшись. - Да, почти только-то, - отвечал я скрепя сердце, потому что в глазах моих уже накипали глупые слезы. - Я проснулся за час до нашего свидания, но как будто и не спал. Не знаю, что было со мною. Я шел, чтоб вам это все рассказать, как будто время для меня остановилось, как будто одно ощущение, одно чувство должно было остаться с этого времени во мне навечно, как будто одна минута должна была продолжаться целую вечность и словно вся жизнь остановилась для меня... Когда я проснулся, мне казалось, что какой-то музыкальный мотив, давно знакомый, где-то прежде слышанный, забытый и сладостный, теперь вспоминался мне. Мне казалось, что он всю жизнь просился из души моей,и только теперь... - Ах, боже мой, боже мой! - перебила Настенька, - как же это все так? Я не понимаю ни слова. - Ах, Настенька! мне хотелось как-нибудь передать вам это странное впечатление... - начал я жалобным голосом, в котором скрывалась еще надежда, хотя весьма отдаленная. - Полноте, перестаньте, полноте! - заговорила она, и в один миг она догадалась, плутовка! Вдруг она сделалась как-то необыкновенно говорлива, весела, шаловлива. Она взяла меня под руку, смеялась, хотела, чтоб и я тоже смеялся, и каждое смущенное слово мое отзывалось в ней таким звонким, таким долгим смехом... Я начинал сердиться, она вдруг пустилась кокетничать. - Послушайте, - начала она, - а ведь мне немножко досадно, что вы не влюбились в меня. Разберите-ка после этого человека! Но все-таки, господин непреклонный, вы не можете не похвалить меня за то, что я такая простая. Я вам все говорю, все говорю, какая бы глупость ни промелькнула у меня в голове. - Слушайте! Это одиннадцать часов, кажется? - сказал я, когда мерный звук колокола загудел с отдаленной городской башни. Она вдруг остановилась, перестала смеяться и начала считать. - Да, одиннадцать, - сказала она наконец робким, нерешительным голосом. Я тотчас же раскаялся, что напугал ее, заставил считать часы, и проклял себя за припадок злости. Мне стало за нее грустно, и я не знал, как искупить свое прегрешение. Я начал ее утешать, выискивать причины его отсутствия, подводить разные доводы, доказательства. Никого нельзя было легче обмануть, как ее в эту минуту, да и всякий в эту минуту как-то радостно выслушивает хоть какое бы то ни было утешение и рад-рад, коли есть хоть тень оправдания. - Да и смешное дело, - начал я, все более и более горячась и любуясь на необыкновенную ясность своих доказательств, - да и не мог он прийти; вы и меня обманули и завлекли, Настенька, так что я и времени счет потерял... Вы только подумайте: он едва мог получить письмо; положим, ему нельзя прийти, положим, он будет отвечать, так письмо придет не раньше как завтра. Я за ним завтра чем свет схожу и тотчас же дам знать. Предположите, наконец, тысячу вероятностей: ну, его не было дома, когда пришло письмо, и он, может быть, его и до сих пор не читал? Ведь все может случиться. - Да, да! - отвечала Настенька, - я и не подумала; конечно, все может случиться, - продолжала она самым сговорчивым голосом, но в котором, как досадный диссонанс, слышалась какая-то другая, отдаленная мысль. - Вот что вы сделайте, - продолжала она, - вы идите завтра как можно раньше и, если получите что-нибудь, тотчас же дайте мне знать. Вы ведь знаете, где я живу? - И она начала повторять мне свой адрес. Потом она вдруг стала так нежна, так робка со мною... Она, казалось, слушала внимательно, что я ей говорил; но когда я обратился к ней с каким-то вопросом, она смолчала, смешалась и отворотила от меня головку. Я заглянул ей в глаза - так и есть: она плакала. - Ну, можно ли, можно ли? Ах, какое вы дитя! Какое ребячество!.. Полноте! Она попробовала улыбнуться, успокоиться, но подбородок ее дрожал и грудь все еще колыхалась. - Я думаю об вас, - сказала она мне после минутного молчания, - вы так добры, что я была бы каменная, если б не чувствовала этого. Знаете ли, что мне пришло теперь в голову? Я вас обоих сравнила. Зачем он - не вы? Зачем он не такой, как вы? Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас. Я не отвечал ничего. Она, казалось, ждала, чтоб я сказал что-нибудь. - Конечно, я, может быть, не совсем еще его понимаю, не совсем его знаю. Знаете, я как будто всегда боялась его; он всегда был такой серьезный, такой как будто гордый. Конечно, я знаю, что это он только смотрит так, что в сердце его больше, чем в моем, нежности... Я помню, как он посмотрел на меня тогда, как я, помните, пришла к нему с узелком; но все-таки я его как-то слишком уважаю, а ведь это как будто бы мы и неровня? - Нет, Настенька, нет, - отвечал я, - это значит, что вы его больше всего на свете любите, и гораздо больше себя самой любите. - Да, положим, что это так, - отвечала наивная Настенька,- но знаете ли, что мне пришло теперь в голову? Только я теперь не про него буду говорить, а так, вообще; мне уже давно все это приходило в голову. Послушайте, зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Зачем прямо, сейчас, не сказать, что есть на сердце, коли знаешь, что не на ветер свое слово скажешь? А то всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле, как будто все боятся оскорбить свои чувства, коли очень скоро выкажут их... - Ах, Настенька! правду вы говорите; да ведь это происходит от многих причин, - перебил я, сам более чем когда-нибудь в эту минуту стеснявший свои чувства. - Нет, нет! - отвечала она с глубоким чувством. - Вот вы, например, не таков, как другие! Я, право, не знаю, как бы вам это рассказать, что я чувствую; но мне кажется, вы вот, например... хоть бы теперь... мне кажется, вы чем-то для меня жертвуете, - прибавила она робко, мельком взглянув на меня.- Вы меня простите, если я вам так говорю: я ведь простая девушка; я ведь мало еще видела на свете и, право, не умею иногда говорить, - прибавила она голосом, дрожащим от какого-то затаенного чувства, и стараясь между тем улыбнуться, - но мне только хотелось сказать вам, что я благодарна, что я тоже все это чувствую... О, дай вам бог за это счастия! Вот то, что вы мне насказали тогда о вашем мечтателе, совершенно неправда, то есть, я хочу сказать, совсем до вас не касается. Вы выздоравливаете, вы, право, совсем другой человек, чем как сами себя описали. Если вы когда-нибудь полюбите, то дай вам бог счастия с нею! А ей я ничего не желаю, потому что она будет счастлива с вами. Я знаю, я сама женщина, и вы должны мне верить, если я вам так говорю... Она замолкла и крепко пожала руку мне. Я тоже не мог ничего говорить от волнения. Прошло несколько минут. - Да, видно, что он не придет сегодня! - сказала она наконец, подняв голову. - Поздно!.. - Он придет завтра, - сказал я самым уверительным и твердым голосом. - Да, - прибавила она, развеселившись, - я сама теперь вижу, что он придет только завтра. Ну,так до свиданья! до завтра! Если будет дождь, я, может быть, не приду. Но послезавтра я приду, непременно приду, что бы со мной ни было; будьте здесь непременно; я хочу вас видеть, я вам все расскажу. И потом, когда мы прощались, она подала мне руку и сказала, ясно взглянув на меня: - Ведь мы теперь навсегда вместе, не правда ли? О! Настенька, Настенька! Если б ты знала, в каком я теперь одиночестве! Когда пробило девять часов, я не мог усидеть в комнате, оделся и вышел, несмотря на ненастное время. Я был там, сидел на нашей скамейке. Я было пошел в их переулок, но мне стало стыдно, и я воротился, не взглянув на их окна, не дойдя двух шагов до их дома. Я пришел домой в такой тоске, в какой никогда не бывал. Какое сырое, скучное время! Если б была хорошая погода, я бы прогулял там всю ночь... Но до завтра, до завтра! Завтра она мне все расскажет. Однако письма сегодня не было. Но, впрочем, так и должно было быть. Они уже вместе...

ТЕСТЫ

Определите тип предложения по структуре.

Предки Лейкина, как и Чехова, были крепостными, но на волю вышли раньше, раньше сколотили капитал и вообще, судя по всему, были удачливее Чеховых (М. Громов).

1. Сложносочиненное предложение.

2. Простое предложение, осложненное однородными членами.

Определите синтаксические отношения, выраженные в сложносочиненных предложениях.

1. Но в это время дверь с треском раскрылась, и на пороге показалась коренастая рыжая молодая женщина в шляпе, с зонтом в руке (А. Н. Толстой).

2. Лишь мимо кургана мелькает Сайгак, через поле скача, Иль вдруг на него налетает, Крилами треща, саранча (А. К. Толстой).

А. Соединительные отношения. Б. Противительные отношения. В. Разделительные отношения.

Каким союзом соединены части сложносочиненного предложения?

Я бросился обратно, пытаясь отыскать первоначальное место, однако вокруг был уже другой, еще более обильный малинник (В. Белов).

1. Соединительный союз.

2. Противительный союз.

3. Разделительный союз.

Определите тип простых предложений, входящих в сложносочиненное, по составу.

Месяца не было, но небо вызвездилось, и над деревней перекинулась исполинская полоса Млечного Пути (В. Белов).

1. Первая часть представляет собой односоставное предложение, а две другие части - двусоставные предложения.

2. Две части - односоставные предложения, а третья часть - двусоставное предложение.

3. Все три части соотносятся с двусоставными предложениями.

Определите оттенок соединительных отношений в структуре сложносочиненного предложения.

Неяркая вешняя молния сиганула в лесную теплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром (В. Белов).

1. Перечисляются одновременные события.

2. Перечисляются следующие друг за другом события.

Определите тип синтаксических отношений в сложносочиненном предложении.

Волны еще бушевали, и черный корабль лежал на боку тяжкой громадой, вероятно навеки закончив свои странствия (А. Ладинский).

1. Соединительные отношения с оттенком одновременности.

2. Соединительные отношения с оттенком следования (разновременности).

3. Противительные отношения.

4. Разделительные отношения.

Почему ставится тире в сложносочиненном предложении?

Взгляну я во дворик зеленый -

И сразу порадуют взор

Земные друг другу поклоны

Людей, выходящих во двор (Н. Рубцов).

1. Тире при резком противопоставлении второй части сложносочиненного предложения.

2. Тире при неожиданном присоединении.

Какой знак препинания следует поставить в сложносочиненном предложении?

...И солнце жгло их желтые вершины,

И жгло меня но спал я мертвым сном (Ю. Лермонтов).

1. Запятая.

2. Тире (при резком противопоставлении второй части сложносочиненного предложения).

Сколько запятых нужно поставить в сложном предложении?

Куда ни обращаю взор

Кругом синеет мрачный бор

И день права свои утратил (А. Фет).

1. Одна запятая.

2. Две запятые.

Следует ли разделять запятой части сложносочиненного предложения, связанные неповторяющимся союзом и?

Здесь Пушкина изгнанъе началось

И Лермонтова кончилось изгнанъе (А. Ахматова).

2. Нет, так как имеется общий второстепенный член.

Каким знаком препинания отделяются простые предложения в составе сложносочиненного?

Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей (Ф. Достоевский).

1. Запятая.

2. Точка с запятой.

Какой тип синтаксических отношений представлен в сложносочиненном предложении?

1. Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, Или вдали заскрипела рябина, Или запела щегла окарина, Или малиновка, маленький друг, Мне на закате ответила вдруг? (Н. Заболоцкий).

2. Шумит на дворе непогода,

А в доме давно уже спят... (А. К. Толстой).

А. Соединительные отношения. Б. Противительные отношения.

В. Разделительные отношения. Г. Сопоставительные отношения.

Какую роль играют запятые в сложносочиненном предложении?

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит (А. К. Толстой).

1. Отделяют части в сложносочиненном предложении с разделительными отношениями и выделяют обособленные согласованные определения.

2. Отделяют части в сложносочиненном предложении с разделительными отношениями и разделяют однородные определения.

Определите границу между частями сложносочиненного предложения, назовите главное средство связи частей предложения.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна (Н. Заболоцкий).

1. Граница между частями сложносочиненного предложения проходит на месте соединительного союза.

2. Граница между частями сложносочиненного предложения проходит на месте противительного союза.

3. Граница между частями сложносочиненного предложения проходит на месте разделительного союза.

Квалифицируйте структуру данного предложения. Сколько запятых необходимо поставить в этой конструкции?

Еще одни другие сутки и под корой проснется сок (А. Твардовский).

1. Сложносочиненное предложение; две запятые.

2. Простое предложение осложнено однородными членами; одна запятая.

ОТВЕТЫ

1007 - 2
1008 - 1А, 2В
1009 - 2
1010 - 1
1011 - 2
1012 - 1
1013 - 2
1014 - 2
1015 - 1
1016 - 2
1017 - 2
1018 - 1В, 2Г
1019 - 1
1020 - 2
1021 - 1

«Неужели она меня любит?» — спрашивал я себя на другой день, только что проснувшись. Я не хотел заглядывать в самого себя. Я чувствовал, что ее образ, образ «девушки с натянутым смехом», втеснился мне в душу и что мне от него не скоро отделаться. Я пошел в Л. и остался там целый день, но Асю видел только мельком. Ей нездоровилось; у ней голова болела. Она сошла вниз, на минутку, с повязанным лбом, бледная, худенькая, с почти закрытыми глазами; слабо улыбнулась, сказала: «Это пройдет, это ничего, всё пройдет, не правда ли?» — и ушла. Мне стало скучно и как-то грустно-пусто; я, однако, долго не хотел уходить и вернулся поздно, не увидав ее более. Следующее утро прошло в каком-то полусне сознания. Я хотел приняться за работу — не мог; хотел ничего не делать и не думать... и это не удалось. Я бродил по городу; возвращался домой, выходил снова. — Вы ли г-н Н.? — раздался вдруг за мною детский голос. Я оглянулся; передо мною стоял мальчик. — Это вам от фрейлейн Annette, — прибавил он, подавая мне записку. Я развернул ее — и узнал неправильный и быстрый почерк Аси. «Я непременно должна вас видеть, — писала мне она, — приходите сегодня в четыре часа к каменной часовне на дороге возле развалины. Я сделала сегодня большую неосторожность... Придите ради бога, вы всё узнаете... Скажите посланному: да». — Будет ответ? — спросил меня мальчик. — Скажи, что да, — отвечал я. Мальчик убежал.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: