Урок на тему большие полушария головного мозга. Головной мозг. Строение и функции. Тема: Нервная и эндокринная системы

Поурочный план Дата

Класс ____ 8 - ые

Урок 16 биологии_

Учитель Волкова Т.В.

Тема урока: Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

Тип урока: комбинированный

Вид урока стандартный

Цель : изучить строение и функции больших полушарий головного мозга.

Задачи:

образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение учащимися понятий «кора», «извилины», «доли мозга: чувствительные и моторные зоны», «временные связи». Изучить особенности строения больших полушарий головного мозга человека, функциональных различий долей больших полушарий. Составить сравнительную характеристику функциональных особенностей правого и левого полушарий.

развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, работать в группах, вести диалог по обсуждаемым вопросам.

воспитательная: формирование ценностного отношения учащихся к своему здоровью, неприятия вредных привычек.

Методы обучения: словесные: объяснение учителя, эвристическая беседа, обсуждение.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник, модель головного мозга, мультимедийное сопровождение к уроку, раздаточный материал .

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функцио--нальной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг. момент

II . Вступит

слово учителя

III .

Проверка

д/з:

I II.

IV. Изучение н/м:

IV .

Закрепление

V . Подведение итогов урока

VI . Домашнее задание.

Приветствие, проверка рабочего места, проверка отсутствующих.

«…Перед задачей полного выяснения работы человеческого мозга даже

воображение останавливается в нерешительности».

Дж.Экклс.

Головному мозгу в нервной системе отводится роль легендарного Рима, в который, как говорит пословица, ведут все пути. От этого органа зависит, что именно человек почувствует и в каком месте, о чем подумает, что вспомнит и сделает в ближайший момент. Армянский врач Григорис, живший на рубеже 13-14 веков, утверждал, что головной мозг – «царь всего организма».

Реформатор античной медицины Гиппократ считал мозг источником гнева и печали, радости и веселья, боли и скорби, слез и удовольствия.

Исследователей давно интересует вопрос, что такое мозг, но этот важнейший орган не торопится открывать свои тайны.

Подобная «скрытность» заставляет специалистов говорить о белых пятнах в его познании.

Нейрология – наука о мозге.

По мнению американского невролога Уиндла, о нейрологии можно сказать то же, что Ио погоде: ее все обсуждают, но никто о ней ничего не знает.

Определение, которое служит краеугольным камнем нейрологии, лаконично: «Мозг – материальный субстрат высшей нервной деятельности».

Строго говоря, это все, что на сегодняшний день ученые знают о наиважнейшем органе человеческого тела.

А). Что же природа доверила головному мозгу? Беседа о функциях ЦНС.

Каков круг его обязанностей?

    Наши ощущения – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание;

    Движения – произвольные и непроизвольные;

    Работа внутренних органов;

    Приспособление (адаптация) к новым условиям существования.

Б). Работа в группах.

О строении и функциях отделов головного мозга.

1 группа – продолговатый мозг;

2 группа – средний мозг;

3 группа – мозжечок;

4 группа – промежуточный мозг.

Задание 1.

Задание 2. «Экспертиза».

Слайд «отделы головного мозга», укажите на слайде номер «своего» отдела мозга.

Занимательная страничка. (1 группа).

«Знаете ли вы…» …что головной мозг новорожденного содержит 10 млрд. нервных клеток. А наибольшим их запасом – 14 млрд. нейронов – обладает мозг девятиклассника. Если все эти клеточки расположить в ряд, живая цепочка растянется на тысячу километров.

подсчитано, что в 20 лет человек теряет 10 тыс. нервных клеток в сутки, мозг

40-летнего за те же 24 часа утрачивает 50 тыс. нейронов. К 90 годам эта цифра удваивается. Всего в течение жизни нервная система становится беднее примерно на 4 млрд. нейронов.

что в 1860г средний вес мозга мужчины составлял 1372г, в наши дни – 1424г. Мозг женщин также увеличивается в весе – с 1242г до 1265г. и в последние годы растет почти так же быстро, как у мужчин.

Задание 1. Безусловные рефлексы головного мозга.

Продемонстрируйте опыт, доказывающий рефлекторную функцию отделов головного мозга.

Занимательная страничка. (2 группа).

«Знаете ли вы…» …что мозг «кровожаден» - за минуту через него протекает от 750 мл до 1,35л крови. Кровоснабжение увеличивается во время умственной деятельности.

что гипотеза о том, что память и ум определяются только весом мозга, не подтвердилась. Масса мозга выдающихся людей резко уклоняется от среднего. У И.С.Тургенева он составлял 2012г., И.П.Павлова – 1653г., Д.И.Менделеева – 1571г., А.И.Бородина – 1325г. По этим цифрам нельзя утверждать, что Бородин менее одарен, чем Тургенев. Известно также и то, что у некоторых умственно отсталых людей может быть очень тяжелый мозг. У одного слабоумного мальчика он достигал 2400г.

Задание 2. «Экспертиза».

Сейчас вам предстоит выступить в роли экспертов. У каждой группы на столе текст, проведите экспертизу и установите ошибки.

1 группа. Продолговатый мозг – это непосредственное продолжение спинного мозга. Он состоит из белого вещества, располагающегося внутри и серого вещества, образующего кору. В продолговатом мозге находятся центры безусловных рефлексов: глотание, чихание, кашель, коленный рефлекс. В сером веществе залегают жизненно важные центры, регулирующие работу почек, сердечную деятельность, дыхание.

2 группа. Средний мозг соединяет передний мозг с задним, он представлен двухолмием и ножками мозга. В среднем мозге находятся центры ориентировочного, «старт-рефлекса» и рефлекса позы. В буграх двухолмия располагаются чувствительные и двигательные центры речи и письма.

3 группа. Мозжечок расположен в затылочной части головного мозга, он представлен одним полушарием и средней частью – червем. Поверхность его состоит из белого вещества, образующего кору, под корой находится серое вещество. Основная функция мозжечка регуляция работы внутренних органов и координация движений.

4 группа. Промежуточный мозг занимает в стволе самое высокое положение. Он состоит из двух зрительных бугров – гипоталамуса и подбугровой области – таламуса.

Зрительные бугры – главные подкорковые двигательные центры: сюда по восходящим путям поступают импульсы от всех рецепторов тела. Нервные центры таламуса регулируют обмен веществ, гомеостаз, терморегуляцию.

Занимательная страничка. (3 группа).

«Знаете ли вы…» …что на разрезе мозжечка видно своеобразное расположение серого и белого вещества, известное под названием «дерева жизни». Корковый слой глубоко входит в белый в виде жилок зубчатого листа вечнозеленой туи, которую древние ботаники назвали деревом жизни.

что в медицинском обзоре, составленном в 1869г. О.Мильчевским, приводятся любопытные сведения: у славян в мозжечке – 172 «листочка», у немцев – 167, у венгров – 160 «листочков». По мнению автора обзора, это свидетельствует о том, что «славяне оказываются более всего людьми действия, а менее всего людьми мысли, а немцы наоборот».

А). Постановка задач урока.

Об этом отделе головного мозга специалисты говорят только в превосходной степени:

    он самый молодой (т.е. сформировавшийся в ходе эволюции у высокоорганизованных животных и достигший вершины развития у человека);

    самый обширный;

    самый важный;

    самый ранимый.

О каком отделе мозга идет речь?

Б). Слайд – большие полушария головного мозга . Учебник стр. 66-67 рис. 36-38.

Передний мозг состоит из сильно развитых полушарий, связанных между собой мозолистым телом, его образуют около 175 млн. нервных волокон, соединяющих оба полушария. Поверхность полушарий образована серым веществом или корой, состоящей из тел нейронов, под корой залегает белое вещество – проводящие пути. Проводящие пути соединяют отдельные центры в пределах одного полушария, либо головного и спинного мозга. В белом веществе находятся также скопления нервных клеток, образующие подкорковые ядра серого вещества. Общая поверхность коры полушарий составляет 2000-2500см 2 , толщина - 2,5-3 мм. Кора включает более 14 млрд. нервных клеток, расположенных шестью слоями.

Анатомы сравнивают кору со смятым плащом или мантией, на которых видны крупные складки. У трехмесячного зародыша поверхность полушарий гладкая, но кора растет быстрее, чем мозговая коробка, поэтому образуются складки – извилины, ограниченные бороздами; в них заключено около 70% поверхности коры.

По бороздам проводят условные границы, разделяющие кору на доли: лобную, теменную, височную, затылочную, по четыре с каждой стороны. Слайд. (рис 37).

Самые глубокие борозды – центральные, отделяющие лобные доли от теменных, и боковые, которые отграничивают височные доли от остальных. Кпереди от центральной борозды в лобной доле находится передняя центральная извилина, позади нее – задняя центральная извилина.

Сведения о значении разных частей мозга встречаются еще в древних медицинских трактатах. На передние отделы возлагали ответственность за воображение, в средние помещали мысли, а в задние – ум. Не исключено, что именно с этими представлениями связано народное выражение « задним умом крепок».

В). Каковы современные представления о функциях различных долей больших полушарий?

1 группа – височная доля;

2 группа – затылочная доля;

3 группа – теменная доля;

4 группа – лобная доля.

Задание. Рассмотрите рис.38 стр.67 учебника. Определите, какие зоны располагаются в указанных долях , их функции. Запишите в рабочей тетради (работа у доски).

Слайд. « Зоны коры больших полушарий».

1. Височная доля – слуховая зона, восприятие и распознавание звуков.

2. Затылочная доля – зрительная зона, восприятие зрительных сигналов и формирование зрительных образов.

3. Теменная доля – кожно-мышечная зона, воспринимает информацию от кожи, костей, суставов и мышц.

4. Лобная доля – двигательная зона, обеспечивают произвольные движения человека.

Г). Подумайте, в какие две группы можно объединить все зоны?

Зоны коры больших полушарий

    Чувствительные – это области коры, куда поступают чувствительные импульсы от всех рецепторов, это центральные отделы анализаторов.

    • Зрительная зона;

      Слуховая зона;

      Кожно-мышечная;

      Вкусовая и обонятельная.

      Двигательные – обеспечивают произвольные движения человека.

Двигательная зона ответственна за будущие действия, их цели, планы осуществления, составление программы поведения и управления трудовой деятельностью.

Напомню, что на уровне продолговатого мозга происходит перекрест нервных путей. Поэтому правое полушарие управляет органами левой части тела и наоборот.

Д). Каковы функциональные различия правого и левого полушарий?

Занимательная страничка.

Вопрос: зачем нам два мозга – «левый» и «правый» - долгие годы волновал исследователей.

Уже в 19 веке, когда методы исследования мозга были еще не разработаны, люди обратили внимание на зависимость снов от положения головы на подушке. Оказалось, например, что если на подушке лежит правая сторона головы, то чаще снятся страшные сны, беспорядочные по содержанию, которые при пробуждении трудно вспомнить. Если же человек засыпает на левом боку, то обычно снятся всякие беседы, разговоры, какое-то общение с людьми.

Слайд.



Левое полушарие

Правое полушарие

У правшей находятся чувствительные и двигательные центры речи. Восприятие и формирование устной и письменной речи. Математические операции. Абстрактное мышление.

Занимательная страничка. Слайд «Великие левши мира».

«У левшей отмечают лучшую зрительную память по сравнению с правшами. Хорошо известно, что Александр Македонский, обладавший феноменальной зрительной памятью, был левша. Он, как утверждают историки, знал в лицо каждого своего воина, хотя войско его насчитывало десятки тысяч солдат.

Левшами были и такие всемирно известные художники, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Пикассо. Они так же, как и А.Македонский, обладали выдающимися умственными способностями и превосходной зрительной памятью.

Для левшей характерна не только хорошая зрительная память и тяга к занятиям музыкой, рисованием и математикой, им свойственны так же и сильные волевые качества.

Благодаря своей твердой воле, уверенности в действиях многие левши стали знаменитыми полководцами. Это Юлий Цезарь, Наполеон.



Ж). Какие же ученые занимались изучением работы головного мозга и нервной системы в целом?

Гениальный нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон еще а начале 20 века заявил, что нервную систему и мозг знают только двое – Бог и Бехтерев.


Сеченов Иван Михайлович. Павлов Иван Петрович.

Для нормального существования организма необходимо сохранение целостности всех отделов нервной системы.

З. Каковы причины нарушения деятельности нервной системы?

Беседа с опорой на жизненный опыт.

    Наследственные нарушения. (Недостаточный синтез в организме некоторых веществ, например ферментов).

    Нарушения, вызванные факторами внешней среды.

    1. Травмы головного мозга. (Приведите примеры).

      Бактериальные инфекции. Менингит – воспаление оболочек мозга.

      Вирусные инфекции. Грипп, полиомиелит.

      Стрессовые ситуации.

      Алкоголь, наркотики. Народ издавна подметил «Выпьешь много вина, так убавиться ума», «Вино уму не товарищ».

    «Не пейте спиртных напитков.

Пьющим яд,

окружающим пытка».

В.Маяковский.

    Соли тяжелых металлов (свинца, ртути).

    Укусы ядовитых животных.

    Заболевания, связанные с нарушением снабжения мозга кровью.

И). Гигиена нервной системы.

    Наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и головного мозга создаются при правильном чередовании труда, активного отдыха и сна.

    Ваше здоровье в ваших руках.

У человека сложны и тонки воздействия коры головного мозга на свой собственный организм. Каждый должен помнить, что его здоровье находится под контролем нервной системы, а ее состояние определяет общее настроение человека. Разные причины могут его изменить, и с плохим настроением надо бороться. Оно неприятно самому и окружающим, ухудшает работоспособность, мешает жить и вредит здоровью. Умейте владеть собой, регулируйте свое поведение. Радостное, приподнятое состояние духа укрепляет тело.

Говорят «Человек помолодел от радости», «Радость окрыляет и удесятеряет силы». Веселые люди, шутники и оптимисты легко выздоравливают и легче переносят лишения.

И.П.Павлов говорил, что есть люди с такой сильной нервной системой, что никакая болезнь их не одолеет, которые все превозмогают.

Известно, что великий артист М.С.Щепкин не раз выходил на сцену больным. По этому поводу С.Т.Аксаков говорил, что сцена сделалась для Щепкина даже лечебным средством.

Выберите и выполните одно из предложенных заданий:

Задание 1. «4 балла» Разделите на две группы.

Абстрактное мышление, чувствительные и двигательные центры речи, образное мышление, левое полушарие, правое полушарие, музыкальное и художественное творчество, математические операции, узнавание человеческих лиц.

Задание 2. «5 баллов». Распределите по долям больших полушарий перечисленные зоны коры и функции.

А. Лобная доля.

Б. Затылочная доля.

В. Височная доля.

Г. Теменная доля.

1.Зрительная зона; 2. Слуховая зона; 3. Кожно-мышечная; 4. Двигательная;

5. Двигательный центр речи.

а) восприятие и распознавание звуков; б) восприятие зрительных сигналов и формирование зрительных образов; в) обеспечивают произвольные движения человека; г) воспринимает информацию от кожи, костей, суставов и мышц.

Задание3. «5 баллов». Вставьте в текст пропущенные слова.

Передний мозг состоит из сильно развитых _____________, Поверхность полушарий образована _________веществом или корой, состоящей из _________нейронов, под корой залегает___________ вещество –____________пути. По ___________проводят условные границы, разделяющие кору на _________лобную, __________,височную, __________, по четыре с каждой стороны. Кора больших полушарий обеспечивает высший _____________и синтез всех раздражителей, целостное ________________мира, Участвует в осуществлении ___________________реакций, речевой функции.

Назовите основные функции коры больших полушарий.

Высший анализ и синтез всех раздражителей.

Именно кора обеспечивает целостное восприятие мира.

Высшая регуляция всех вегетативных функций.

    Обеспечение поведенческих реакций, речевая функция.

    Психические процессы.

Домашнее задание & 16, Подготовить сообщение о работах Бехтерева В.М. или диагностика и лечение болезней головного мозга.

ЧП

ИП

ЧП

ПП

ПП

ИП

ИП

ИП

ЧП

Фронтал

Коллектив

Индивид

Работа в группах.

Коллектив

Коллектив

Работа в группах

Коллектив

Коллектив

Работа в парах

Фронтал

Коллектив

Индивид

Коллектив

Индивид

+

+

+

+

Если до уровня среднего мозга головной мозг является единым стволом, то, начиная со среднего мозга, происходит его разделение на две симметричные половины.

Передний мозг состоит из двух полушарий (правого и левого) , соединённых мозолистым телом . Нижняя поверхность полушарий называется основанием мозга .

Развитые большие полушария мозга у человека покрывают весь средний и промежуточный мозг.

Такие психические функции, как память, речь, мышление, творческие процессы, личностные качества связаны именно с большими полушариями мозга. Функции левого и правого полушарий неравнозначны. Правое полушарие отвечает за образное мышление, левое - за абстрактное. При повреждениях левого полушария нарушается речь человека.

Серое вещество образует кору головного мозга .

Белое вещество образует проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).
Деятельность всех органов человека контролируется корой больших полушарий. Кора больших полушарий головного мозга - это тонкий слой серого вещества (тел нейронов), толщиной всего несколько миллиметров, покрывающий весь передний мозг. Площадь поверхности коры составляет около 2000-2500 см² (это связано с наличием большого количества борозд и извилин). Кора обеспечивает связь организма с внешней средой, является материальной основой психической деятельности человека.

Глубокие борозды делят каждое полушарие на 4 доли: лобную, теменную, височную и затылочную . Между бороздами расположены складки коры полушарий - извилины .

Наибольшего развития у человека достигают лобные доли , отделённые от теменных долей глубокой центральной бороздой. Их масса составляет около 50% массы головного мозга.

В лобные доли приходит информация обо всех ощущениях. Здесь происходит её суммарный анализ и создаётся целостное представление об образе. Поэтому эту зону коры называют ассоциативной , именно с ней связана способность к обучению. Если лобная кора разрушена, то не возникает ассоциаций между видом предмета и его названием, между изображением буквы и звуком, который она обозначает. Обучение становится невозможным.

В височных долях расположены слуховые центры, а также центры вкуса и обоняния.

В затылочной доле расположены зрительные центры.

В коре больших полушарий различают следующие чувствительные и двигательные зоны :
– двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;
– зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;
– зрительная зона расположена в затылочной доле;
– слуховая зона расположена в височной доле;
– центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей.

Тема урока: Полушария большого мозга.

Ход урока.

  1. Повторение.
  1. Фронтальная беседа.

Где расположен головной мозг? (в полости черепа)

Из каких отделов состоит головной мозг? (из ствола, мозжечка, полушарий большого мозга).

Какие части входят в состав ствола головного мозга? (продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг).

В чем сходство и различие в функциях ствола мозга и спинного мозга?

(Сходство: выполняют рефлекторную и проводящую функции.

Различие: в отличие от ствола мозга, большая часть рефлексов, осуществляемых при участии спинного мозга, находится под контролем головного мозга).

Каковы функции продолговатого мозга? (его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т.д.).

Как устроен мозжечок? (состоит из двух полушарий, соединенных особой конструкцией – червем. Сверху имеет кору.)

Какие функции выполняет мозжечок? (принимает участие в координации движений и удерживает равновесие тела.)

Каковы функции моста? (через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг).

Назовите функции среднего мозга? (в среднем мозге располагаются ядра, которые постоянно посылают нервные импульсы к скелетным мышцам и поддерживают их в напряжении – тонусе. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражители.)

Какие функции выполняет промежуточный мозг? (проводит импульсы к коре больших полушарий головного мозга от рецепторов кожи и органов чувств. В промежуточном мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды, обеспечивающие работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы.)

II. Изучение нового материала.

  1. Самостоятельное изучение материала о полушариях большого мозга на с.70-72.
  2. Беседа по прочитанному.

Как устроены полушария большого мозга у человека? (полушария большого мозга – самый крупный и молодой в эволюционном отношении отдел головного мозга; у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору больших полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.)

Какое строение имеет кора?

(толщина – 3-4мм; площадь – 220000мм 2 ; состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).)

  1. Сделать рисунки

Доли полушарий большого мозга (см. рис. с. 71, слева);

Функции основных зон полушарий головного мозга (см. рис. с.71 справа).

4) Заполнение таблицы.

  1. Закрепление знаний.
  1. Какие утверждения верны

1. Полушария большого мозга впервые появляются у:

а) земноводных

б) пресмыкающихся;

в) млекопитающих

2. Кора полушарий большого мозга образована:

а) белым веществом

б) серым веществом

в) белым и серым веществом.

3. Увеличение поверхности головного мозга достигается

а) общим увеличение объема мозга;

б) наличием борозд и извилин.

Ответы: 1-а; 2-б; 3-б.

IV. Домашнее задание с. 70-75, вопросы 1-8.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Полушария большого мозга.

Цель: рассмотреть особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий. Формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.

Ход урока.

  1. Повторение.
  1. Фронтальная беседа.

Где расположен головной мозг? (в полости черепа)

Из каких отделов состоит головной мозг? (из ствола, мозжечка, полушарий большого мозга).

Какие части входят в состав ствола головного мозга? (продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг).

В чем сходство и различие в функциях ствола мозга и спинного мозга?

(Сходство: выполняют рефлекторную и проводящую функции.

Различие: в отличие от ствола мозга, большая часть рефлексов, осуществляемых при участии спинного мозга, находится под контролем головного мозга).

Каковы функции продолговатого мозга? (его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т.д.).

Как устроен мозжечок? (состоит из двух полушарий, соединенных особой конструкцией – червем. Сверху имеет кору.)

Какие функции выполняет мозжечок? (принимает участие в координации движений и удерживает равновесие тела.)

Каковы функции моста? (через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг).

Назовите функции среднего мозга? (в среднем мозге располагаются ядра, которые постоянно посылают нервные импульсы к скелетным мышцам и поддерживают их в напряжении – тонусе. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражители.)

Какие функции выполняет промежуточный мозг? (проводит импульсы к коре больших полушарий головного мозга от рецепторов кожи и органов чувств. В промежуточном мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды, обеспечивающие работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы.)

II. Изучение нового материала.

  1. Самостоятельное изучение материала о полушариях большого мозга на с.70-72.
  2. Беседа по прочитанному.

Как устроены полушария большого мозга у человека? (полушария большого мозга – самый крупный и молодой в эволюционном отношении отдел головного мозга; у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору больших полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.)

Какое строение имеет кора?

(толщина – 3-4мм; площадь – 220000мм 2 ; состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).)

  1. Сделать рисунки

Доли полушарий большого мозга (см. рис. с. 71, слева);

Функции основных зон полушарий головного мозга (см. рис. с.71 справа).

4) Заполнение таблицы.

  1. Закрепление знаний.
  1. Какие утверждения верны

1. Полушария большого мозга впервые появляются у:

а) земноводных

б) пресмыкающихся;

в) млекопитающих

2. Кора полушарий большого мозга образована:

а) белым веществом

б) серым веществом

в) белым и серым веществом.

3. Увеличение поверхности головного мозга достигается

а) общим увеличение объема мозга;

б) наличием борозд и извилин.

Ответы: 1-а; 2-б; 3-б.

IV. Домашнее задание с. 70-75, вопросы 1-8.


В ходе этого урока мы ознакомимся со строением и функционированием головного мозга. А также с некоторыми заболеваниями головного мозга.

Тема: Нервная и эндокринная системы

Урок: Головной мозг: строение и функции

Общие сведения о головном мозге.

Мозг человека полностью до сих пор не изучен. Головной мозг расположен в черепной коробке человека и занимает примерно 80% ее объема.

Рис. 1.

Он, как и спинной мозг, защищен 3 оболочками, между которыми находится жидкость. Внутри головного мозга есть несколько полостей - желудочков. От него отходит 12 пар черепно-мозговых нервов, иннервирующих разные отделы нашего тела.

Рис. 2.

Масса мозга мужчины несколько больше массы мозга женщины. Это связано с тем, что вес мужчины больше, чем вес женщины, а масса головного мозга составляет 2% от всей массы тела. Но при этом 25% всей энергии нашего организма потребляется именно мозгом.

Зависимости между размером мозга и умственным развитием нет.

Рис. 3.

Ныне самый легкий мозг в мире, у абсолютно здорового человека, весит 1,1 кг, а самый тяжелый - 2,85 кг, у человека больного идиотией.

Умственное развитие зависит от того, какое количество связей создает головной мозг.

Головной мозг состоит из 5 отделов.

Продолговатый мозг - это продолжение спинного мозга и у них много общего в строении и функциях. Но серое вещество сосредоточено в виде ядер, так что характерная для спинного мозга структура в виде бабочки здесь нарушается. Он выполняет проводниковую функцию и отвечает за большое количество рефлексов (чихание, кашель). В продолговатом мозге расположены центры пищеварения, дыхания. Глотание является рефлексом, который осуществляется при попадании предмета на корень языка. Поэтому маленьким детям нельзя давать мелкие предметы, так как они могут их проглотить.

Мост . В первую очередь, обеспечивает проводниковую функцию.

Средний мозг . Там выделяют скопление ядер - бугры четверохолмия. Они отвечают за первичную обработку зрительной и слуховой информации. Средний мозг отвечает за, так называемое, скрытое зрение, когда человек видит предмет, но не обращает на него внимания. Также там расположены центры ориентировочного рефлекса (человек поворачивается к источнику резко возникшего шума).

Промежуточный мозг состоит из таламуса и гипоталамуса. Под гипоталамусом находится железа внутренней секреции - гипофиз. В гипоталамусе формируется пищевое, питьевое поведение. Он регулирует сон и бодрствование и поддерживает постоянство внутренней среды организма.

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 230, задания и вопрос 1,2,4,5. с 234, задания и вопрос 1,2,3.

2. Какие функции лобной доли КБП?

3. Опишете строение и функции мозжечка.

4. Подготовьте небольшое сообщение об одном из заболеваний мозга на Ваш выбор.

Конспект урока «Этот левый, правый мозг…»

(асимметрия полушарий головного мозга)

    juliana _ mur @ mail . ru )

    Место работы: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №117 г. Волгограда (МОУ СОШ №117)

    Предмет: Биология, урок-исследование

    Тема: Асимметрия полушарий головного мозга

    Продолжительность: 40 минут

    Класс: 8

    Технологии: урок с использованием презентации в программе PowerPoint

    Актуальность

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения имеет одну из сторон проявления: значимость изучаемого материала, его смысловая ценность для обучающегося в его повседневной жизни. Курс «Анатомии, физиологии и гигиены человека» особенно благоприятен для вопроса самопознания, личных открытий, преломления теоретических знаний предмета через призму индивидуальных

    Степень новизны основной цели

Урок-исследование (самопознание) имеет большой обучающий потенциал. Уход от абстрактного среднестатистического человека. Изучение самого себя – дело всегда интересное. Мотивация обучающегося переходит с внешней во внутреннюю: все, что делается на уроке важно именно для меня. Кроме того, сохраняется практико-ориентированных характер курса, развиваются навыки исследовательской деятельности.

    Результаты применения:

    систематическое применение активных форм обучения позволит сделать мотивацию к предмету более стойкой («Ученик без желания учиться, как птица без крыльев»)

    у обучающихся постепенно сформируется метод мышления, основанный на поиске информации, ее анализе.

    повысится процент участия школьников в предметных олимпиадах по биологии разного уровня, в конкурсах исследовательских работ.

    повысится уровень внеаудиторной занятости учащихся по предмету и качество проводимых занятий (кружки и факультативы по предмету)

    активнее будет осуществляться формирование учебно-познавательных, информационных компетенций школьников, их личностное совершенствование.

    Подробный конспект урока

Цели урока :

    образовательный аспект:

    • сформировать у учащихся представление об асимметрии полушарий головного мозга;

      установить взаимосвязь асимметрии мозга с конкретным восприятием окружающего мира;

      закрепить знания о строении коры полушарий мозга.

    развивающий аспект:

    • продолжать развивать умение проводить исследовательскую работу, объяснять результаты эксперимента, делать выводы;

      научить вести учётные записи проводимого исследования;

      совершенствовать навыки работы с раздаточным материалом, умение использовать его своевременно и по назначению.

    воспитательный аспект:

    • создать условия для воспитания и развития рефлексивных качеств личности (самопознание, самовыражение, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию);

      воспитывать культуру общения (взаимоуважение и принятие мнений другого) и культуру речи, эстетические взгляды и вкусы.

1. Организационный момент, приветствие.

2. Актуализация знаний, постановка целей урока.

Ребята, вы каждый день приходите в школу, садитесь за парту и начинаете учиться. А вы замечали как вы учитесь? Я не про оценки! Например, учитель объясняя материал записывает его на доске и чертит схему. А теперь та же информация, но в рисунке. Или в тексте. Расскажите мне о себе! Поднимите руки те, кому легче запомнить схему? материал в рисунке? или текст ?

А кому легче устно рассказать материал, чем его писать ? Поднимите руки! А теперь те, кто говорят: « Рассказать! Нет. Можно я напишу!»

И последнее. Вот доска – тёмная и на светлый мел . Скажите, кому нравиться такое сочетание? А кому приятнее такая цветовая гамма – светлая доска и тёмный маркер?

Отвечая сейчас на мои вопросы, вы не только рассказывали о себе, но познавали себя! Исследование себя, САМОПОЗНАНИЕ и станет целью нашего урока! Давайте продолжать этот интересный путь познания себя!

3. Изучение нового материала.

Ребята, вероятно по тем материалам урока, по оборудованию нашей аудитории вы догадались строение какого органа поможет нам познать себя ? (головной мозг) И тему урока я назвала для вас «Этот левый, правый мозг…» (демонстрация слайдов 1,2)

А знаете с чего мы с вами начнем? С того, как возникла проблема полушарности?

Ещё в 19 веке возникло представление о том, что левое и правое полушария по разному получают, хранят и перерабатывают информацию от органов чувств. Но было мало экспериментальных доказательств.

И вот в 1865 г (141 год назад) французский анатом Поль Брока вскрывает череп умершего больного, который мог писать, читать, но не мог произнести ни слова. Язык его не слушался! В лобной доле левого полушария врач обнаружил поражение нервной ткани, которое привело к нарушению речи. Если такие поражения будут в правом полушарии, речь не нарушиться. И Поль Брока заявляет на весь мир: «Мы говорим левым полушарием!» (демонстрация слайда 3)

Это открытие положило начало многочисленным экспериментам. И в 1981г американскому учёному Роджер Сперри была присуждена Нобелевская премия за открытия специальных функций полушарий мозга. И в биологии появляется новое понятие АСИММЕТРИЯ. (демонстрация слайдов 4)

Понятие СИММЕТРИИ для вас знакомо из курса математики, биологии. Давайте вспомним, что оно означает. (демонстрация слайда 5)

В слове АСИММЕТРИЯ А означает отсутствие одинаковости, преобладание одной части над другой. Так что же называют АСИММЕТРИЕЙ ФУНКЦИЙ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА? /это распределение познавательных функций между полушариями мозга./ (демонстрация слайда 6)

Вопросы дальнейшей беседы:

    Сколько у человека полушарий? Какие?

    Они работают одинаково?

    А как? /одно сильнее, другое слабее/

Если у человека преобладает левое полушарие, то как его можно назвать? (соедините два слова левое и полушарие ) ЛЕВОПОЛУШАРНЫМ, а если правое? ПРАВОПОЛУШАРНЫМ! Значит, различают два типа людей: левополушарный тип и правополушарный.

Если мы стремимся к познанию себя, то не появился ли у вас вопрос: какое полушарие преобладает у меня? кто я в этом мире, какой? Д авайте искать ответы на эти вопросы!

Актуализация имеющихся знаний.

У вас уже есть знания о строении коры полушарий мозга, ведь именно она отвечает за то, как мы воспринимаем окружающий мир! Вспомним эти знания. (демонстрация слайда 7)

1 на коре есть углубления, которые называются борозды. На какие участки они делят кору? (доли)

2 назовите доли полушарий? (теменная, затылочная, височная, лобная)

Вспомнив строение коры полушарий мозга, мы начинаем самое интересное определять своё преобладающее полушарие!

Исследование мы будем проводить по 3 видам асимметрии:

    двигательной

    зрительной

    слуховой

Вы будите заполнять «Карту изучения видов асимметрии» (демонстрация слайда 8). Я вам буду предлагать пробы (их названия написаны в карте). Рядом с пробой вы будете ставить букву «П» , если делали что-то правой стороной тела (рукой, глазом и т. д.), а «Л» - если левой.

КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ВИДОВ АСИММЕТРИИ

Название теста

Письмо

Аплодисменты

Поза Наполеона

Руки в «замке»

Поворот корпуса

Ведущая сторона тела (орган)

Вывод: преобладает полушарие

ЗРИТЕЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ

Пистолет ______________________________________________________________________

Вывод: преобладает полушарие

СЛУХОВАЯ АСИММЕТРИЯ

Тиканье часов __________________________________________________________________

Вывод: преобладает полушарие

Начинаем с изучения двигательной асимметрии

    Отметьте в карте какой рукой вы пишите при письме?

Ребята, если есть левша в классе, встаньте, пожалуйста.

Наш мир праворукий – начиная от дверной ручки, заканчивая автомобилем – трудно вам в нем? Приспосабливаетесь? (демонстрация слайда 9)

Оказывается на планете 10й человек – левша. Среди них были и есть сегодня знаменитые личности. Юлий Цезарь и Наполеон, Леонардо Да Винчи (он писал справа на лево и его записи долгое время не могли прочитать, пока не поднесли изображение к зеркалу) и Микеланджело, который расписывал часовню в Сикстинской капелле двумя руками! Сегодня леворукость не дефект, а признак большого таланта! .

    Поаплодируйте так как вы это делаете на концерте или спектакле. Какой рукой вы сильнее стучите по другой? Отметьте в карте. Готовы?

    Примите позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука лежит сверху?

    Сцепите руки в замок. Помните как вы просите «Хоть бы я 5 по алгебре получил !» Большой палец какой руки лежит у вас сверху? отметьте результат в карте. Сделали?

    Мне кажется вы немного устали . Встаньте и выйдите из за парт, повернитесь ко мне спиной. Я произнесу громко слово «МОЗГ» и вы обернётесь ко мне, но не сходя с места.

Замрите и заметьте, какой стороной корпуса вы повернулись?

Это был тест на двигательную асимметрию. Запишите его результат!

А теперь подведём итог. Посчитайте, сколько раз вы проделали тесты правой стороной тела и сколько – левой?

Определим ваше ведущее полушарие двигательной асимметрии.

Двигательная зона располагается в лобной доле коры полушарий. Раздражение нейронов этой зоны вызывает движение мышц кисти рук, туловища. Нервные импульсы от правой части тела идут в двигательный центр правой части тела, а от левой – в правое полушарие. (демонстрация слайда 10)

Найдите на партах и возьмите себе такую же схему двигательной асимметрии. Ребята, схема действительно такая как на слайде? (нет направлений нервных путей. Нарисуйте их сами!

Делаем вывод: какое полушарие у вас преобладает . Если вы тесты больше выполняли правой стороной тела, то преобладает ЛЕВОЕ полушарие, и наоборот. Запишите вывод в карту.

Изучение ЗРИТЕЛЬНОЙ асимметрии.

Есть один, но верный способ определить ведущий глаз. Сделайте из двух рук пистолет, кончики пальцев – мушка (прицел). (демонстрация слайда 11) Выберите мишень. Прицельтесь! Зажмурьте то правый глаз, то левый. Тот глаз, при котором мушка смещается будет ведущим. Запишите это в карте.

Определим ведущее полушарие при зрительной асимметрии. Снова обращаю ваше внимание на экран!

Нервные импульсы, возникающие на сетчатке глаза, поступают по зрительному нерву в зрительную зону затылочной области. Вы видите, что зрительные пути (что делают?) пресекаются . (демонстрация слайда 12)

Найдите схемы зрительной асимметрии у себя на столах. Что нужно доделать на этих схемах? (дорисовать направления движения нервных путей)

А теперь сделайте вывод о преобладающем полушарии и занесите его в карту.

И последний вид асимметрии СЛУХОВАЯ.

Определим ведущее ухо. Представьте у вас на столах лежат часы. Послушайте их, но только не берите в руки!

Запишите в карте, каким ухом вы приложили часы, чтобы их послушать.

Снова определим преобладающее полушарие при этом виде асимметрии.

Возбуждение клеток улитки передаются по слуховым нервам в слуховую зону височной доли мозга. Причём большинство слуховых путей пересекаются.

Сделайте вывод о преобладающем полушарии и занесите его в карту. (демонстрация слайда 13)

Итак, мы закончили экспериментальную часть нашего исследования и приступаем к оценке результатов. Посмотрите, какое полушарие оказалось у вас ведущим из трёх видов асимметрий.

Поднимите руки «правополушарные», спасибо. А теперь «левополушарные».

Мы ставили с вами цель не просто определить преобладающее полушарие, но и узнать как это зависит на нашу способность воспринимать мир.

Перед вами характеристики правополушарного и левополушарного типов людей, выявленные наукой. Познакомьтесь с ними.

Находите ребята там себя? Помните, что наши выводы не абсолютны, то есть не на 100% правильные. Мы лишь приблизились к истине, раскрывая загадки самих себя.

4. Закрепление изученного материала.

А теперь нужно закрепить знания об особенностях лево- и правополушарного типа мышления. Ведь согласитесь, ценность любых знаний в их полезности!

Обратимся к искусству. Сначала к музыке (демонстрация слайда 14) - Произведения правополушарных композиторов отличаются лёгкостью, красочностью звуков, внутренним оптимизмом. Работы левополушарных композиторов масштабны, звуки инструментов сильные, музыка напориста.

Прослушайте отрывки из двух музыкальных произведений:

первое – 40-я симфония австрийского композитора В. Моцарта.

Второй взят из произведения испанского композитора М. Равеля.

По характеру музыки определите, кого из композиторов можно отнести к право-, а кого к левополушарному типу – Моцарта или Ровеля?

А теперь посмотрим картины (демонстрация слайда 15)

Первая - знаменитого голландского художника Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле». Вторая – Пабло Пикассо « Девочка на шаре»

Левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета.

Картины ПРАВОПОЛУШАРНЫХ художников отличаются свежестью палитры, большим числом световых решений, эмоциональностью, теплыми тонами.

Как вы дуете, глядя на эти произведения, кого из художников можно отнести к право-, а кого к левополушарному типу – Ван Гога или Пикассо?

Ребята, наши полушария, как вы поняли, работают по разному, но только их не разрывная связь друг с другом даёт нам полную картину мира. Есть одно упражнение для одновременного включения обоих полушарий с тем, чтобы сделать себя гармоничной личностью. Я хочу вам его предложить.

Встаньте и выйдите из-за парты. Выпрямите спину. Поднимите правое колено и дотроньтесь до него левой рукой. Опустите правую ногу. Поднимите левое колено и дотроньтесь до него правой рукой. И так несколько раз в удобном для вас темпе.

Итак, у кого сначала не получалось? (Это связно с большим развитием одного полушария. Но постепенно вы включаете в работу два полушария и тренируете к гармоничной работе)

    Заключение и подведение итогов урока

Вот и подходит к концу наш урок, для которого мы выбрали образ «урок-самопознание» .Интересно узнать, каким был для вас процесс самопознания.

Найдите на партах листы цветной бумаги, где прописано предложение без окончания «Самопознание для меня – это …» Возьмите фломастеры и допишите это предложение. 1-2 важных для вас слова. Например, я бы написала «… это важно». А что напишите ВЫ ? (демонстрация слайда 16, 17)

Посмотрите на доску! Вот какой была сегодня палитра нашего урока! Правополушарной! Творческой!

Желаю вам гармоничной совершенной работы обоих полушарий!

Список использованных источников

    Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» – М.: Мир, 1988 г.

    Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н.. Левши. М. 1994.

    Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Линка – Пресс, М., 1998.

    Сиротюк Л.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

    Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. M.,1983.

    Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических отделений ХГУ / Сост. Е.В.Заика. - Харьков: ХГУ, 1992.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: