Венецианский купец краткое содержание на английском языке. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Является его – «Венецианский купец», английское название которой «The Merchant of Venice». Шекспироведы полагают, что свой шедевр драматург написал в 1596 году. Автором пьеса обозначена как комедия, однако трагизм одного из главных героев, относит пьесу к разряду драм. Предположительно первая постановка пьесы была показана массовому зрителю в 1598 году, а ее первое издание в печати вышло в 1600 под названием «Превосходнейшая история о венецианском купце», а далее шла расшифровка содержания. Также было объявлено, кем написана пьеса.

Если говорить об ее создания, то при ее написании автор воспользовался первой новеллой со сборника «Пекороне», автор новеллы анонимный, и она относится ко второй половине XIV века. Пьеса автора как бы содержит несколько намеков на сенсационные процессы, которые проходили с придворным врачом, который был одним из претендентов на португальский престол, но проживал он в Лондоне. Именно Родриго Лопес и Антонио Переса, в свое время, были обвинены в попытке отравления королевы Елизаветы. Канцлер королевы Елизаветы - лорд Берли, получает от них два письма, в которых явно усматривается их знакомство с «Венецианским купцом», именно так называли врага монархии Эссекса.

Говоря о самой пьесе, то действие в ней происходит как в Венеции, так и в Бельмонте. Молодой повеса Бассанио, который постоянно находится в долгах, принимает решение жениться на красавице Порции. Девушка не только красавица, но она еще и богата. Доля воплощения своей мечты в реальность прохвост просит помощи у своего друга Антонио, который является венецианским купцом. Антонио не отказывает в просьбе своему другу и у еврея-ростовщика занимает для этого деньги. Условия договора между сторонами были таковыми, что если купец в срок не вернет занятые им деньги, то Шейлок в счет погашения долга получает право вырезать из тела купца фунт мяса.

Получив необходимую сумму, Бассанио отправляется к девушке, где ему приходится угадать ларец. Согласно завещанию отца девушки, ее мужем станет тот, кто правильно угадает ларец, и повеса с задачей справляется полностью. Молодые люди женятся. На свадьбу отправляется и Лоренцо, а его спутницей становится Джессика – дочка ростовщика, которая сбежала от тирании своего отца. Корабли Антонию терпят крушения, а срок возвращения долга неумолимо приближается. Узнав историю, как были получены деньги, Бассанио спешит на помощь своему другу.

Для того чтобы разрешить спор, ростовщик обращается в суд, который признает законными его требования на получение неустойки. Представители фемиды предлагают ростовщику быть благоразумным и гуманным, однако из-за того, что тот ненавидел молодого человека его решение остается неизменным. Тайно покинувшие свое поместье Порция и служанка под видом знатока законов и его секретаря приезжают на заседание суда. И в это время Порция поворачивает дело так, что ростовщик из истца превращается в обвиняемого по делу в покушении на жизнь христианина. Еврей по милости суда получает жизнь, однако половину своего состояния он вынужден будет отдать Антонио. Кроме того по решению суда Шейлок должен принять христианство.

Кроме главных героев пьесы, она представлена второстепенными персонажами которых насчитывается около семнадцати.

Пьеса неоднократно ставилась ведущими театрами и режиссерами мира, начиная с 1701 года. Среди постановщиков следует отметить Джона Гранвилля и Чарльза Маклина, в его оригинальной интерпретации пьесы. К великому творению гения обращались и Веймарский национальный театр, и японская труппа Каваками, Дублинский и Парижский национальные театры, а также многие известные в мире труппы. Россия также не осталась в стороне. Первая постановка купца была поставлена в Александринском театре в 1860 году, а Малый театр впервые обратился к постановке творения гения в 1877 году. Пьеса шла на многих сценах бывшего Советского Союза. В спектакле в разные годы были заняты известные российские актеры, среди которых хочется отметить И. С. Платона, О. Л. Книппер, М. Ф. Ленина, А.И. Пельтцера.

Также в разные годы были проведены экранизации пьесы, первая из которых состоялась в 1911 году в Италии. Пьеса «Венецианский купец» и сейчас является актуальной и привлекает к себе настоящих ценителей сценического искусства.

Уильям Шекспир

Венецианский купец

Действующие лица

Дож Венеции, Принц Марокканский , женихи Порции.

Принц Арагонский .

Антонио , венецианский купец.

Бассанио , его друг.

Саланио, Саларино, Грациано, Салерио , друзья Антонио и Бассанио.

Лоренцо , влюбленный в Джессику.

Шейлок , богатый еврей.

Тубал , еврей, друг его.

Ланчелот Гоббо , шут, слуга Шейлока.

Старый Гоббо , отец Ланчелота.

Леонардо , слуга Бассанио.

Бальтазар, Стефано , слуги Порции.

Порция , богатая наследница.

Нерисса , ее прислужница.

Джессика , дочь Шейлока.

Венецианские сенаторы, члены суда, тюремщик, слуги Порции и другие.1


Действие происходит частью в Венеции, частью в Бельмонте, поместье Порции на материке.

СЦЕНА 1

Венеция. Улица.

Входят Антонио , Саларино и Саланио .


Антонио


Не знаю, отчего я так печален.

Мне это в тягость; вам, я слышу, тоже.

Но где я грусть поймал, нашел иль добыл,

Что составляет, что родит ее, -

Хотел бы знать! Бессмысленная грусть моя виною,

Что самого себя узнать мне трудно.


Саларино


Вы духом мечетесь по океану,

Где ваши величавые суда,

Как богатеи и вельможи вод

Иль пышная процессия морская,

С презреньем смотрят на торговцев мелких,

Что кланяются низко им с почтеньем,

Когда они летят на тканых крыльях.


Саланио


Поверьте, если б я так рисковал,

Почти все чувства были б там мои -

С моей надеждой. Я бы постоянно

Срывал траву, чтоб знать, откуда ветер,2

Искал на картах гавани и бухты;

Любой предмет, что мог бы неудачу

Мне предвещать, меня бы, несомненно,

В грусть повергал.


Саларино


Студя мой суп дыханьем,

Я в лихорадке бы дрожал от мысли,3

Что может в море ураган наделать;

Не мог бы видеть я часов песочных,

Не вспомнивши о мелях и о рифах;

Представил бы корабль в песке завязшим,

Главу склонившим ниже, чем бока,

Чтоб целовать свою могилу! В церкви,

Смотря на камни здания святого,

Как мог бы я не вспомнить скал опасных,

Что, хрупкий мой корабль едва толкнув,

Все пряности рассыпали бы в воду

И волны облекли б в мои шелка, -

Ну, словом, что мое богатство стало

Ничем? И мог ли б я об этом думать,

Не думая при том, что если б так

Случилось, мне пришлось бы загрустить?

Не говорите, знаю я: Антонио

Грустит, тревожась за свои товары.


Антонио


Нет, верьте мне: благодарю судьбу -

Мой риск не одному я вверил судну,

Не одному и месту; состоянье

Мое не мерится текущим годом:

Я не грущу из-за моих товаров.


Саларино


Тогда вы, значит, влюблены.


Антонио



Саларино


Не влюблены? Так скажем: вы печальны.

Затем что вы невеселы, и только!

Могли б смеяться вы, твердя: «Я весел,

Затем что не грущу!» Двуличный Янус!

Клянусь тобой, родит природа странных

Людей: одни глазеют и хохочут,

Как попугай, услышавший волынку;

Другие же на вид, как уксус, кислы,

Так что в улыбке зубы не покажут,

Клянись сам Нестор4, что забавна шутка!


Входят Бассанио , Лоренцо и Грациано .


Саланио


Вот благородный родич ваш Бассанио;

Грациано и Лоренцо с ним. Прощайте!

Мы в лучшем обществе оставим вас.


Саларино


Остался б я, чтоб вас развеселить,

Но вот я вижу тех, кто вам дороже.


Антонио


В моих глазах цена вам дорога.

Сдается мне, что вас дела зовут

И рады вы предлогу удалиться.


Саларино


Привет вам, господа.


Бассанио


Синьоры, но когда ж мы посмеемся?

Когда? Вы что-то стали нелюдимы!


Саларино


Досуг ваш мы делить готовы с вами.


Саларино и Саланио уходят.


Лоренцо

(к Бассанио)

Синьор, раз вы Антонио нашли,

Мы вас оставим; но прошу - к обеду

Не позабыть, где мы должны сойтись.


Бассанио


Приду наверно.


Грациано


Синьор Антонио, вид у вас плохой;

Печетесь слишком вы о благах мира.

Кто их трудом чрезмерным покупает,

Теряет их. Как изменились вы!


Антонио


Я мир считаю, чем он есть, Грациано:

Мир - сцена, где у всякого есть роль;

Моя - грустна.


Грациано


Мне ж дайте роль шута!

Пускай от смеха буду весь в морщинах;

Пусть лучше печень от вина горит,

Чем стынет сердце от тяжелых вздохов.

Зачем же человеку с теплой кровью

Сидеть подобно мраморному предку?

Спать наяву или хворать желтухой

От раздраженья? Слушай-ка, Антонио:

Тебя люблю я; говорит во мне

Любовь. Есть люди, у которых лица

Покрыты пленкой, точно гладь болота:

Они хранят нарочно неподвижность,

Чтоб общая молва им приписала

Серьезность, мудрость и глубокий ум.

И словно говорят нам: «Я оракул,

Когда вещаю, пусть и пес не лает!»

О мой Антонио! Знаю я таких,

Что мудрыми слывут лишь потому,

Что ничего не говорят, - тогда как,

Заговорив, они терзали б уши

Тем, кто, их слыша, ближних дураками

Назвал бы, верно.5 - Да об этом после.

Но не лови ты на приманку грусти

Такую славу - жалкую рыбешку! -

Пойдем, Лоренцо. - Ну, пока прощай!

А проповедь я кончу, пообедав.


Лоренцо


Итак, вас оставляем - до обеда.

Придется мне быть мудрецом таким

Безмолвным: говорить не даст Грациано!


Грациано


Да, поживи со мною года два -


Антонио


Ну, для тебя я стану болтуном!


Грациано


Отлично: ведь молчанье хорошо

В копченых языках да в чистых девах.


Грациано и Лоренцо уходят.


Антонио


Где смысл в его словах?


Бассанио


Грациано говорит бесконечно много пустяков, больше, чем кто-либо в Венеции; его рассуждения - это два зерна пшеницы, спрятанные в двух мерах мякины. Чтобы их найти, надо искать весь день, а найдешь - увидишь, что и искать не стоило.


Антонио


Ну, хорошо. Скажите - кто та дама,

К которой дали вы обет поехать

На поклоненье? Вы мне обещали.


Бассанио


Небезызвестно вам, Антонио,

Как сильно я дела свои расстроил,

Ведя пышней гораздо образ жизни,

Чем позволяла скромность средств моих.

Я не ропщу, что должен сократить

Роскошный обиход: одна забота -

Как с честью выйти из больших долгов,

В какие мотовство меня втянуло.

Вам должен я, Антонио, больше всех -

И деньгами и дружбой. Эта дружба

Порукой мне, что смело вам могу

Открыть мои намеренья и планы,

Как от долгов очиститься совсем.


Антонио


Скажите все мне, добрый мой Бассанио;

И если ваши планы, как вы сами,

Согласны с честью, - уверяю вас,

Мой кошелек, я сам, мои все средства -

Открыто все, чтоб только вам помочь.


Бассанио


Еще в дни школы, потеряв стрелу,

За ней я тотчас вслед пускал другую, -

И в ту же цель, следя усердней только, -

Чтоб первую найти; рискнув двумя,

Я часто обе находил. Пример

Беру из детства - так мой план невинен.

Я много должен вам; как безрассудный

Мальчишка, это все я потерял.

Но коль решитесь вы стрелу вторую

Послать за первой вслед, - не сомневаюсь,

Что, целясь метко, иль найду я обе,

Иль возвращу вторую, благодарным

За первую оставшись должником.


Антонио


Вы знаете меня; не тратьте ж время,

Ища окольный путь к моей любви.

Вы больше огорчаете меня,

В моем сильнейшем чувстве сомневаясь,

Чем если б разорили впрах меня.

Скажите просто мне, что надо сделать

И что, по-вашему, я сделать в силах, -

И я готов на все. Так говорите ж!


Бассанио


Богатая наследница в Бельмонте

Живет; красавица - прекрасней вдвое

Высокой добродетелью; порой

Уильям Шекспир
Венецианский купец
Венецианского купца Антонио томит беспричинная печаль. Его друзья, Саларино и Саланио, пытаются объяснить ее беспокойством за корабли с товарами или несчастной любовью. Но Антонио отвергает оба объяснения. В сопровождении Грациано и Лоренцо появляется родич и ближайший друг Антонио — Бассанио. Саларино и Саланио уходят. Балагур Грациано пытается развеселить Антонио, когда же это не удается («Мир — сцена, где у каждого есть роль, — говорит Антонио, — моя — грустна»), Грациано удаляется

Вместе с Лоренцо. Наедине со своим другом Бассанио признается, что, ведя беспечный образ жизни, остался совершенно без средств и вынужден опять просить у Антонио денег, чтобы отправиться в Бельмонт, поместье Порции, богатой наследницы, в красоту и добродетели которой он страстно влюблен и в успехе сватовства к которой уверен. Наличных денег у Антонио нет, но он предлагает другу найти кредит на его, Антонио, имя.
Тем временем в Бельмонте Порция жалуется своей служанке Нериссе («Черненькая»), что по завещанию отца не может ни выбрать, ни отвергнуть жениха сама. Ее мужем станет тот, кто угадает, выбирая из трех ларцов — золотого, серебряного и свинцового, в каком находится ее портрет. Нерисса начинает перечислять многочисленных женихов — Порция ядовито высмеивает каждого. Только о Бассанио, ученом и воине, когда-то навестившем ее отца, она вспоминает с нежностью.
В Венеции Бассанио просит купца Шейлока ссудить ему три тысячи дукатов на три месяца под поручительство Антонио. Шейлок знает, что все состояние поручителя вверено морю. В разговоре с появившимся Антонио, которого он люто ненавидит за презрение к своему народу и к своему занятию — ростовщичеству, Шейлок напоминает о бесчисленных оскорблениях, которым Антонио подвергал его. Но поскольку сам Антонио дает взаймы без процентов, Шейлок, желая снискать его дружбу, тоже даст ему ссуду без процентов, лишь под шуточный залог — фунт мяса Антонио, который Шейлок в качестве неустойки может вырезать из любой части тела купца. Антонио в восторге от шутки и доброты ростовщика. Бассанио полон дурных предчувствий и просит не заключать сделки. Шейлок заверяет, что от подобного залога ему все равно не будет никакой пользы, а Антонио напоминает, что его суда придут задолго до срока платежа.
В дом Порции прибывает принц Марокканский, чтобы выбрать один из ларцов. Он дает, как требуют условия испытания, клятву: в случае неудачи не свататься больше ни к одной из женщин.
В Венеции слуга Шейлока Ланчелот Гоббо, беспрерывно балагуря, убеждает сам себя сбежать от хозяина. Встретив своего слепого отца, он долго разыгрывает его, затем посвящает в свое намерение наняться в слуги к Бассанио, известному своей щедростью. Бассанио соглашается принять Ланчелота на службу. Соглашается он и на просьбу Грациано взять его с собою в Бельмонт. В доме Шейлока Ланчелот прощается с дочерью бывшего хозяина — Джессикой. Они обмениваются шутками. Джессика стыдится своего отца. Ланчелот берется тайно передать возлюбленному Джессики Лоренцо письмо с планом побега из дома. Переодевшись пажом и прихватив с собой деньги и драгоценности отца, Джессика убегает с Лоренцо при помощи его друзей — Грациано и Саларино. Бассанио и Грациано спешат отплыть с попутным ветром в Бельмонт.
В Бельмонте принц Марокканский выбирает золотую шкатулку — драгоценный перл, по его мнению, не может быть заключен в иной оправе — с надписью: «Со мной получишь то, что многие желают». Но в ней не портрет возлюбленной, а череп и назидательные стихи. Принц вынужден удалиться.
В Венеции Саларино и Саланио потешаются над яростью Шейлока, узнавшего, что дочь обокрала его и сбежала с христианином. «О дочь моя! Мои дукаты! Дочь Сбежала с христианином! Пропали Дукаты христианские! Где суд?» — стенает Шейлок. Одновременно они обсуждают вслух, что один из кораблей Антонио затонул в Ла-Манше.
В Бельмонт является новый претендент — принц Арагонский. Он выбирает серебряный ларец с надписью: «Со мной получишь то, чего ты заслужил». В нем изображение дурацкой рожи и насмешливые стихи. Принц уходит. Слуга сообщает о прибытии молодого венецианца и присланных им богатых подарках. Нерисса надеется, что это Бассанио.
Саларино и Саланио обсуждают новые убытки Антонио, благородством и добротой которого оба восхищаются. Когда появляется Шейлок, они сначала издеваются над его потерями, затем выражают уверенность, что, если Антонио и просрочит вексель, ростовщик не потребует его мяса: на что оно годится? В ответ Шейлок произносит: «Он меня опозорил, препятствовал моим делам, охлаждал моих друзей, разгорячал моих врагов; а какая у него для этого была причина? Та, что я жид. Да разве у жида нет глаз? Если нас уколоть — разве у нас не идет кровь? Если нас отравить — разве мы не умираем? А если нас оскорбляют — разве мы не должны мстить? Вы нас учите гнусности, — я ее исполню…»
Саларино и Саларио уходят. Появляется еврей Тубал, которого Шейлок посылал на поиски дочери. Но найти ее Тубал не смог. Он только пересказывает слухи о мотовстве Джессики. Шейлок в ужасе от убытков. Узнав, что дочь обменяла перстень, подаренный ему покойной женой, на обезьяну, Шейлок шлет Джессике проклятье. Единственно, что его утешает, — слухи об убытках Антонио, на котором он твердо намерен выместить свой гнев и горе.
В Бельмонте Порция уговаривает Бассанио помедлить с выбором, она боится потерять его в случае ошибки. Бассанио же хочет немедленно испытать судьбу. Обмениваясь остроумными репликами, молодые люди признаются друг другу в любви. Вносят ларцы. Бассанио отвергает золото и серебро — внешний блеск обманчив. Он выбирает свинцовый ларец с надписью: «Со мной ты все отдашь, рискнув всем, что имеешь» — в нем портрет Порции и стихотворное поздравление. Порция и Бассанио готовятся к свадьбе, так же как и полюбившие друг друга Нерисса и Грациано. Порция вручает жениху перстень и берет с него клятву хранить его как залог взаимной любви. Такой же подарок делает нареченному Нерисса. Появляются Лоренцо с Джессикой и посланец, который привез письмо от Антонио. Купец сообщает, что все его корабли погибли, он разорен, вексель ростовщику просрочен, Шейлок требует выплаты чудовищной неустойки. Антонио просит друга не винить себя в его несчастьях, но приехать повидаться с ним перед смертью. Порция настаивает, чтобы жених немедленно отправился на помощь Другу, предложив Шейлоку за его жизнь любые деньги. Бассанио и Грациано отправляются в Венецию.
В Венеции Шейлок упивается мыслью о мести — ведь закон на его стороне. Антонио понимает, что закон не может быть нарушен, он готов к неизбежной смерти и мечтает только о том, чтобы повидать Бассанио.
В Бельмонте Порция поручает свое поместье Лоренцо, а сама вместе со служанкой удаляется якобы в монастырь для молитвы. На самом деле она собирается в Венецию. Слугу она отправляет в Падую к своему кузену доктору права Белларио, который должен снабдить ее бумагами и мужским платьем. Ланчелот подсмеивается над Джессикой и принятием христианства. Лоренцо, Джессика и Ланчелот обмениваются шутливыми репликами, стремясь превзойти друг друга в остроумии.
Шейлок наслаждается своим триумфом в суде. Призывы дожа к милосердию, предложения Бассанио оплатить долг в двойном размере — ничто не смягчает его жестокости. В ответ на упреки он ссылается на закон и в свою очередь упрекает христиан за то, что у них существует рабство. Дож просит ввести доктора Белларио, с которым хочет посоветоваться перед вынесением решения. Бассанио и Антонио пытаются подбодрить друг друга. Каждый готов пожертвовать собой. Шейлок точит нож. Входит писец. Это переодетая Нерисса. В переданном ею письме Белларио, ссылаясь на нездоровье, рекомендует дожу для ведения процесса своего юного, но необычайно ученого коллегу — доктора Бальтазара из Рима. Доктор — это конечно же переодетая Порция. Она сначала пытается умилостивить Шейлока, но, получив отказ, признает, что закон на стороне ростовщика. Шейлок превозносит мудрость юного судьи. Антонио прощается с другом. Бассанио в отчаянии. Он готов пожертвовать всем, даже горячо любимой супругой, лишь бы это спасло Антонио. Грациано готов к тому же. Шейлок осуждает непрочность христианских браков. Он готов приступить к своему омерзительному делу. В последний момент «судья» останавливает его, напоминая, что он должен взять только мясо купца, не пролив при этом ни капли крови, к тому же ровно фунт — ни больше ни меньше. При нарушении этих условий его ждет по закону жестокая кара, Шейлок соглашается на выплату тройной суммы долга — судья отказывает: в векселе об этом ни слова, еврей уже отказался от денег перед судом. Шейлок соглашается на выплату одного лишь долга — опять отказ. Мало того, по венецианским законам за покушение на гражданина республики Шейлок должен отдать ему половину своего достояния, вторая идет как штраф в казну, жизнь же преступника зависит от милости дожа. Шейлок отказывается просить милости. И все же ему сохраняют жизнь, а реквизицию заменяют штрафом. Великодушный Антонио отказывается от положенной ему половины с условием, что после смерти Шейлока она будет завещана Лоренцо. Однако Шейлок должен немедленно принять христианство и завещать все свое имущество дочери и зятю. Шейлок в отчаянии соглашается на все. В качестве награды мнимые судейские выманивают у своих одураченных мужей перстни.
Аунной ночью в Бельмонте Лоренцо и Джессика, готовясь к возвращению хозяев, приказывают музыкантам играть в саду.
Порция, Нерисса, их мужья, Грациано, Антонио сходятся в ночном саду. После обмена любезностями выясняется, что молодые мужья утратили дареные перстни. Жены настаивают, что залоги их любви были отданы женщинам, мужья клянутся, что это не так, оправдываются изо всех сил — все напрасно. Продолжая розыгрыш, женщины обещают разделить постель с судьей и его писцом, лишь бы вернуть свои подарки. Потом сообщают, что это уже произошло, и показывают перстни. Мужья в ужасе. Порция и Нерисса признаются в розыгрыше. Порция вручает Антонио попавшее ей в руки письмо, в котором сообщается, что все его суда целы. Нерисса передает Лоренцо и Джессике акт, которым Шейлок отказывает им все свои богатства. Все идут в дом, чтобы там узнать подробности приключений Порции и Нериссы.



  1. Венецианского купца Антонио томит беспричинная печаль. Его друзья, Саларино и Саланио, пытаются объяснить ее беспокойством за корабли с товарами или несчастной любовью. Но Антонио отвергает...
  2. Трагедия «Ромео и Джульетта» Шекспира известна с 1597 года. Сюжет о судьбе любящих сердец, разлученных по воле людей или обстоятельств, был широко распространен в литературе...
  3. Уильям Шекспир Ромео и Джульетта Действие трагедии охватывает пять дней одной недели, в течение которых происходит роковая череда событий. Первый акт начинается с потасовки слуг,...
  4. ДУЭНЬЯ (ОБРУЧЕНИЕ В МОНАСТЫРЕ) Лирика-комическая опера в четырех актах (девяти картинах) Либретто С. Прокофьева Действующие лица: Дон Жером, севильский дворянин Тенор Фердинанд Луиза } Его...
  5. Действие трагедии охватывает пять дней одной недели, в течение которых происходит роковая череда событий. Первый акт начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим...
  6. Уго Фосколо Последние письма Якопо Ортиса Действие начинается в октябре 1789 г., завершается в марте 1799 г. и разворачивается в основном на севере Италии, в...
  7. Действие начинается в октябре 1789 г., завершается в марте 1799 г. и разворачивается в основном на севере Италии, в окрестностях Венеции. Повествование представляет собой письма...
  8. Уильям Шекспир Двенадцатая ночь, или Что угодно Действие комедии происходит в сказочной для англичан шекспировского времени стране — Иллирии. Герцог Иллирии Орсино влюблен в юную...
  9. Действие комедии происходит в сказочной для англичан шекспировского времени стране — Иллирии. Герцог Иллирии Орсино влюблен в юную графиню Оливию, но она в трауре после...
  10. Уильям Шекспир Буря Действие пьесы происходит на уединенном острове, куда все вымышленные действующие лица перенесены из разных стран. Корабль в море. Буря. Гром и молния....
  11. Действие пьесы происходит на уединенном острове, куда все вымышленные действующие лица перенесены из разных стран. Корабль в море. Буря. Гром и молния. Команда судна пытается...
  12. Э. Т. А. Гофман Житейские воззрения Кота Мурра При подготовке к печати записок Мурра, потомка прославленного Гинца фон Гинценфельда (более известного миру как Кот в...
  13. Курт Воннегут Колыбель для кошки «Можете звать меня Ионой» — такой фразой открывается роман. Герой-повествователь считает, что именно это имя куда более подходит ему, чем...
  14. При подготовке к печати записок Мурра, потомка прославленного Гинца фон Гинценфельда, издатели обратили внимание на присутствие в рукописи явно посторонних фрагментов — отрывков из опубликованного...
  15. 1. Где происходит действие пьесы? А) Мантуя; Б) Верона; В) Рим; Г) Неаполь. 2. О каком чувстве говорит Ромео: «… Игра огнем, ведущая к пожару....

Венецианский купец Антонио печален без причины. Близкие друзья Саланио и Саларино предполагают, что все дело в безответной любви или же в обычном переживании за корабли с товаром. Антонио отвергает эти варианты.

Ближайший друг и родственник Бассанио просит у Антонио денег, чтоб отправиться в Бельмонт к возлюбленной Порции. Он уверен, что сватовство будет удачным. У Антонио нет денег, чтоб дать другу и он предлагает взять на свое имя кредит.

А Порция говорит со служанкой, что не имеет права выбирать себе жениха. Мужем станет любой, кто сможет угадать, в каком ларце находится ее портрет, такова воля отца. Таких ларцов три – серебряный, свинцовый и золотой. Каких бы женихов ни предлагала служанка, все они ядовито осмеиваются Порцией, только Бассанио вызывает у нее нежные воспоминания.

Бассанио тем временем берет у ростовщика Шейлока еврейской национальности три тысячи дукатов. Антонио выступает поручителем. Если через месяц Бассанио не вернет деньги, то Шейлок за неустойку желает получить фунт мяса поручителя. А Шейлок ненавидел Антонио за то, что тот его презирал, а потому и предложит такую сделку. Антонио же был уверен, что суда придут вовремя, и он отдаст деньги в нужное время.

Джессика стыдится профессии своего отца Шейлока, а потому передает через слугу Ланчелота тайное письмо своему возлюбленному Лоренцо. В письме план побега.

Джессика переодевается пажом и сбегает, прихватив драгоценности отца и деньги. Грациано и Бассанио поспешно отплывают в Бельмот.

Тем временем к Порции приходят свататься женихи, среди них принц Марроканский и принц Арагонский. Они дают клятву, что не станут более свататься ни к одной девушке, если не смогут дать правильного ответа, но ни один из них не отгадывает в каком ларце портрет Порции.

Шейлок, узнав о поступке дочери, приходит в ярость, Салани и Саларио не теряют возможности потешиться над ним. И говорят о том, что даже если корабли Антонио не придут вовремя, то ростовщик все равно не станет брать с него мясо, на что оно ему сгодится? Но разъяренный Шейлок решил идти до конца и мстить за свой позор и препятствие в его делах. Когда два друга уходят, к ростовщику приходит его слуга Тубал. Его новости не утешительные – он не смог найти сбежавшую дочь. Все, что ему удалось узнать, так это то, что Джессика проматывает имущество отца, даже перстень, который Шейлоку подарила умирающая жена, дочь обменяла на обезьянку. Отец проклинает Джессику. Единственным его утешением становится возможность вылить свое горе и гнев на Антонио.

Бассанио прибыл в Бельмонт и, так же как и другие претенденты должен пройти испытание. Порция переживает, что он ошибется с выбором, но возлюбленный выбирает свинцовый ларец, в котором находится портрет девушки, начинается подготовка к свадьбе.

Служанка Порции Нерисса и Грациано так же полюбили друг друга и поженились. Две девушки дарят своим женихам перстни в знак любви.

Узнав о том, что корабли погибли, а Шейлок требует уплатить неустойку, Грациано и Бассанио возвращаются в Венецию.

Порция со служанкой составляет свой план, она берет у своего кузена – доктора права мужское платье и бумаги и отправляется в Бельмонт.

Шейлок наслаждается триумфом, закон полностью на его стороне, и он не желает получить материальную компенсацию даже в двойном размере, он будет жестоким до конца, и смягчить его не удастся, он уже точит свой нож.

В это время объявляют, что вести процесс будет доктор Бальтазар из Рима. Переодетая в Доктора Порция пытается разжалобить Шейлока, но безрезультатно и признает, что закон на его стороне. При этом судья напоминает ростовщику, что он должен брать только мясо, а не кровь и к тому же точно один фунт. Если же он нарушит условия договора, то, как нарушитель он сам будет наказан по закону. Шейлок понимает, что выполнить эти условия он не сможет, а потому он должен отдать Антонио половину своего имущества. Благородный Антонио не воспользовался этим правом, но условием было то, что Лоренцо получит эту часть после смерти Шейлока, а сам ростовщик должен принять христианство. Бедолаге пришлось согласиться на все условия.

Переодетые девушки выманивают у своих мужей перстни, как оплату за свой труд. Вечером девушки обвиняют своих мужей, что они отдали их перстни другим женщинам и не хотят принимать никаких отговорок. Шутят, что разделят с писцом и судьей постель, чтоб возвратить свои перстни, а потом говорят, что уже это сделали и показывают украшения в качестве доказательства. Мужья в ужасе, но девушки признаются в своем розыгрыше.

Антонио получает письмо с информацией о том, что его корабли целы, а Джессика и Лоренцо получают акт на наследство отца.

В жизни человека может произойти все, что угодно, но если у него есть настоящие друзья, он справится со всеми трудностями.

Картинка или рисунок Венецианский купец

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    В маленькой деревне происходит событие: появляется новый репетитор. Его появление нарушает складывавшийся годами быт имения Ислаевых. С первых дней новый учитель заинтересовал ребят, десятилетнего Колю и семнадцатилетнюю Веру

  • Краткое содержание Айтматов Плаха

    Авдий - был сыном священника, тоже находился в числе охотников. Авдий преследовал цель переубедить гонцов за анашей, чтобы они оставили это плохое дело. Таким образом, он внедряется в группу и отправляется с ними за анашей

Уильям Шекспир

«Венецианский купец»

Краткое изложение

Венецианского купца Антонио томит беспричинная печаль. Его друзья, Саларино и Саланио, пытаются объяснить её беспокойством за корабли с товарами или несчастной любовью. Но Антонио отвергает оба объяснения. В сопровождении Грациано и Лоренцо появляется родич и ближайший друг Антонио — Бассанио. Саларино и Саланио уходят. Балагур Грациано пытается развеселить Антонио, когда же это не удаётся («Мир — сцена, где у каждого есть роль, — говорит Антонио, — моя — грустна»), Грациано удаляется вместе с Лоренцо. Наедине со своим другом Бассанио признается, что, ведя беспечный образ жизни, остался совершенно без средств и вынужден опять просить у Антонио денег, чтобы отправиться в Бельмонт, поместье Порции, богатой наследницы, в красоту и добродетели которой он страстно влюблён и в успехе сватовства к которой уверен. Наличных денег у Антонио нет, но он предлагает другу найти кредит на его, Антонио, имя.

Тем временем в Бельмонте Порция жалуется своей служанке Нериссе («Чёрненькая»), что по завещанию отца не может ни выбрать, ни отвергнуть жениха сама. Ее мужем станет тот, кто угадает, выбирая из трёх ларцов — золотого, серебряного и свинцового, в каком находится её портрет. Нерисса начинает перечислять многочисленных женихов — Порция ядовито высмеивает каждого. Только о Бассанио, учёном и воине, когда-то навестившем её отца, она вспоминает с нежностью.

В Венеции Бассанио просит купца Шейлока ссудить ему три тысячи дукатов на три месяца под поручительство Антонио. Шейлок знает, что все состояние поручителя вверено морю. В разговоре с появившимся Антонио, которого он люто ненавидит за презрение к своему народу и к своему занятию — ростовщичеству, Шейлок напоминает о бесчисленных оскорблениях, которым Антонио подвергал его. Но поскольку сам Антонио даёт взаймы без процентов, Шейлок, желая снискать его дружбу, тоже даст ему ссуду без процентов, лишь под шуточный залог — фунт мяса Антонио, который Шейлок в качестве неустойки может вырезать из любой части тела купца. Антонио в восторге от шутки и доброты ростовщика. Бассанио полон дурных предчувствий и просит не заключать сделки. Шейлок заверяет, что от подобного залога ему все равно не будет никакой пользы, а Антонио напоминает, что его суда придут задолго до срока платежа.

В дом Порции прибывает принц Марокканский, чтобы выбрать один из ларцов. Он даёт, как требуют условия испытания, клятву: в случае неудачи не свататься больше ни к одной из женщин.

В Венеции слуга Шейлока Ланчелот Гоббо, беспрерывно балагуря, убеждает сам себя сбежать от хозяина. Встретив своего слепого отца, он долго разыгрывает его, затем посвящает в своё намерение наняться в слуги к Бассанио, известному своей щедростью. Бассанио соглашается принять Ланчелота на службу. Соглашается он и на просьбу Грациано взять его с собою в Бельмонт. В доме Шейлока Ланчелот прощается с дочерью бывшего хозяина — Джессикой. Они обмениваются шутками. Джессика стыдится своего отца. Ланчелот берётся тайно передать возлюбленному Джессики Лоренцо письмо с планом побега из дома. Переодевшись пажом и прихватив с собой деньги и драгоценности отца, Джессика убегает с Лоренцо при помощи его друзей — Грациано и Саларино. Бассанио и Грациано спешат отплыть с попутным ветром в Бельмонт.

В Бельмонте принц Марокканский выбирает золотую шкатулку — драгоценный перл, по его мнению, не может быть заключён в иной оправе — с надписью: «Со мной получишь то, что многие желают». Но в ней не портрет возлюбленной, а череп и назидательные стихи. Принц вынужден удалиться.

В Венеции Саларино и Саланио потешаются над яростью Шейлока, узнавшего, что дочь обокрала его и сбежала с христианином. «О дочь моя! Мои дукаты! Дочь / Сбежала с христианином! Пропали / Дукаты христианские! Где суд?» — стенает Шейлок. Одновременно они обсуждают вслух, что один из кораблей Антонио затонул в Ла-Манше.

В Бельмонт является новый претендент — принц Арагонский. Он выбирает серебряный ларец с надписью: «Со мной получишь то, чего ты заслужил». В нем изображение дурацкой рожи и насмешливые стихи. Принц уходит. Слуга сообщает о прибытии молодого венецианца и присланных им богатых подарках. Нерисса надеется, что это Бассанио.

Саларино и Саланио обсуждают новые убытки Антонио, благородством и добротой которого оба восхищаются. Когда появляется Шейлок, они сначала издеваются над его потерями, затем выражают уверенность, что, если Антонио и просрочит вексель, ростовщик не потребует его мяса: на что оно годится? В ответ Шейлок произносит: «Он меня опозорил, <…> препятствовал моим делам, охлаждал моих друзей, разгорячал моих врагов; а какая у него для этого была причина? Та, что я жид. Да разве у жида нет глаз? <…> Если нас уколоть — разве у нас не идёт кровь? <…> Если нас отравить — разве мы не умираем? А если нас оскорбляют — разве мы не должны мстить? <…> Вы нас учите гнусности, — я её исполню…»

Саларино и Саларио уходят. Появляется еврей Тубал, которого Шейлок посылал на поиски дочери. Но найти её Тубал не смог. Он только пересказывает слухи о мотовстве Джессики. Шейлок в ужасе от убытков. Узнав, что дочь обменяла перстень, подаренный ему покойной женой, на обезьяну, Шейлок шлёт Джессике проклятье. Единственно, что его утешает, — слухи об убытках Антонио, на котором он твёрдо намерен выместить свой гнев и горе.

В Бельмонте Порция уговаривает Бассанио помедлить с выбором, она боится потерять его в случае ошибки. Бассанио же хочет немедленно испытать судьбу. Обмениваясь остроумными репликами, молодые люди признаются друг другу в любви. Вносят ларцы. Бассанио отвергает золото и серебро — внешний блеск обманчив. Он выбирает свинцовый ларец с надписью: «Со мной ты все отдашь, рискнув всем, что имеешь» — в нем портрет Порции и стихотворное поздравление. Порция и Бассанио готовятся к свадьбе, так же как и полюбившие друг друга Нерисса и Грациано. Порция вручает жениху перстень и берет с него клятву хранить его как залог взаимной любви. Такой же подарок делает наречённому Нерисса. Появляются Лоренцо с Джессикой и посланец, который привёз письмо от Антонио. Купец сообщает, что все его корабли погибли, он разорён, вексель ростовщику просрочен, Шейлок требует выплаты чудовищной неустойки. Антонио просит друга не винить себя в его несчастьях, но приехать повидаться с ним перед смертью. Порция настаивает, чтобы жених немедленно отправился на помощь Другу, предложив Шейлоку за его жизнь любые деньги. Бассанио и Грациано отправляются в Венецию.

В Венеции Шейлок упивается мыслью о мести — ведь закон на его стороне. Антонио понимает, что закон не может быть нарушен, он готов к неизбежной смерти и мечтает только о том, чтобы повидать Бассанио.

В Бельмонте Порция поручает своё поместье Лоренцо, а сама вместе со служанкой удаляется якобы в монастырь для молитвы. На самом деле она собирается в Венецию. Слугу она отправляет в Падую к своему кузену доктору права Белларио, который должен снабдить её бумагами и мужским платьем. Ланчелот подсмеивается над Джессикой и принятием христианства. Лоренцо, Джессика и Ланчелот обмениваются шутливыми репликами, стремясь превзойти друг друга в остроумии.

Шейлок наслаждается своим триумфом в суде. Призывы дожа к милосердию, предложения Бассанио оплатить долг в двойном размере — ничто не смягчает его жестокости. В ответ на упрёки он ссылается на закон и в свою очередь упрекает христиан за то, что у них существует рабство. Дож просит ввести доктора Белларио, с которым хочет посоветоваться перед вынесением решения. Бассанио и Антонио пытаются подбодрить друг друга. Каждый готов пожертвовать собой. Шейлок точит нож. Входит писец. Это переодетая Нерисса. В переданном ею письме Белларио, ссылаясь на нездоровье, рекомендует дожу для ведения процесса своего юного, но необычайно учёного коллегу — доктора Бальтазара из Рима. Доктор — это конечно же переодетая Порция. Она сначала пытается умилостивить Шейлока, но, получив отказ, признает, что закон на стороне ростовщика. Шейлок превозносит мудрость юного судьи. Антонио прощается с другом. Бассанио в отчаянии. Он готов пожертвовать всем, даже горячо любимой супругой, лишь бы это спасло Антонио. Грациано готов к тому же. Шейлок осуждает непрочность христианских браков. Он готов приступить к своему омерзительному делу. В последний момент «судья» останавливает его, напоминая, что он должен взять только мясо купца, не пролив при этом ни капли крови, к тому же ровно фунт — ни больше ни меньше. При нарушении этих условий его ждёт по закону жестокая кара, Шейлок соглашается на выплату тройной суммы долга — судья отказывает: в векселе об этом ни слова, еврей уже отказался от денег перед судом. Шейлок соглашается на выплату одного лишь долга — опять отказ. Мало того, по венецианским законам за покушение на гражданина республики Шейлок должен отдать ему половину своего достояния, вторая идёт как штраф в казну, жизнь же преступника зависит от милости дожа. Шейлок отказывается просить милости. И все же ему сохраняют жизнь, а реквизицию заменяют штрафом. Великодушный Антонио отказывается от положенной ему половины с условием, что после смерти Шейлока она будет завещана Лоренцо. Однако Шейлок должен немедленно принять христианство и завещать все своё имущество дочери и зятю. Шейлок в отчаянии соглашается на все. В качестве награды мнимые судейские выманивают у своих одураченных мужей перстни.

Лунной ночью в Бельмонте Лоренцо и Джессика, готовясь к возвращению хозяев, приказывают музыкантам играть в саду.

Порция, Нерисса, их мужья, Грациано, Антонио сходятся в ночном саду. После обмена любезностями выясняется, что молодые мужья утратили дарёные перстни. Жены настаивают, что залоги их любви были отданы женщинам, мужья клянутся, что это не так, оправдываются изо всех сил — все напрасно. Продолжая розыгрыш, женщины обещают разделить постель с судьёй и его писцом, лишь бы вернуть свои подарки. Потом сообщают, что это уже произошло, и показывают перстни. Мужья в ужасе. Порция и Нерисса признаются в розыгрыше. Порция вручает Антонио попавшее ей в руки письмо, в котором сообщается, что все его суда целы. Нерисса передаёт Лоренцо и Джессике акт, которым Шейлок отказывает им все свои богатства. Все идут в дом, чтобы там узнать подробности приключений Порции и Нериссы.

Купца венецианского Антонио окутала печаль. Саланио и Саларино, друзья купца, начинают перечислять варианты, которые могли бы огорчить их друга, но ни один их вариант не подходит. Они уходят, но приходит друг Антонио – Бассанио. Он обращается с просьбой одолжить денег, что б тот мог отправится в Бельмонт к богатой наследнице, в которую он очень сильно влюблён и намерен на ней свататься. Наличный денег у купца при себе нет, и он предлагает другу взять от его Антонио денежный кредит – сумму, необходимую тому на дорогу и сватовство.

В Бельмонте служанка Порции Нериссе выслушивает жалобы хозяйки на счёт женихов. Отец завещал, что Порция не вправе отвергать или выбирать жениха. Если человек приходит свататься и угадывает, в каком из трёх ларцов спрятана её фотография, то по завещанию её отца он станет её мужем. К сердцу девушки приглянулся только один Бассанио, которого она видела вместе со своим отцом, когда Бассанио приехал его навестить. Прибивает принц Марокканский что б испытать счастья с ларцами. Его уведомляют, что по условию, если он не найдет портрет, он теряет право свататься к женщинам. Все взвесив, он, опираясь на своё мнение о ценностях, выбирает золотую шкатулку. Но портрета Порции он не находит в ней, когда отрыл, и вынужден ухать, разочаровавшись, дамой.

Тем временем в Венеци Ланчелот Гоббо, прислуживая ростовщику Шейлоку, надумывает уйти от хозяина и служить, насколько верны слухи, доброму Бассанио. Тот берёт Ланчелота к себе на службу, и соглашается взять его с собой в Бельмонт. Сама же дочь Шейлока Джессика, которой не нравится промысел отца, сбегает из дому вместе с любимым Лоренцо, прихватив с собой немного денег и отцовских драгоценностей.

К Порции в Бельмонт приезжает очередной жених – принц Арагонский, но и он терпит неудачу. Тут слуга сообщает хозяйке, что в порт прибыл корабль с Венеции, на борту которого Бассанио, желающий свататься к принцессе. Порция сильно опасается, что суженый не сможет выбрать правильный ларец, пытается отговорить его или хотя бы подождать. Между ними разгорается очень серьёзный и сердечный разговор, в конце которого они признаются друг другу в любви. Не в силах больше терпеть, Басанио просит внести ларцы. Они сделаны из трёх видов: золотой, серебренный и свинцовый. Думая, что в чувствах нужно откинуть внешний блеск, Бассанио открывает свинцовый и достаёт с него портрет Порции. Девушка безмерно счастлива, что любимый справился с заданием и молодые объявляют о помолвке. К Бассанио являются Джессика и Лоренцо, которые привезли от Антонио послание, что все его корабли затонули, ни один не добрался до берега, он стал нищим, просрочил выплату долга Шейлоку, за что тот требует огромную неустойку. Порция настаивает, что если б не Антонио, то она бы не встретилась с любимым, и настаивает, что б Бассанио вернулся к другу и погасил все его задолженности перед Шейлоком. Всё хорошо заканчивается и Антонио стаёт свободным. Он едут в Бельмонте, где их приезда уже ждут. Порция предоставляет Антонио письмо, где сказано, что все его торговые судна целые, а Джесике акт, в котором все своё состояние её отец передаёт ей.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: