Как проводить метод свободных ассоциаций? Терапия. К. Юнг подчеркивал, что терапия — это соединенное усилие анализирующего и анализируемого, работающих вместе Метод ассоциаций в обучении
Общей инструкцией в начале анализа является предложение расслабиться, войти в полусонное состояние со свободно плавающим вниманием и говорить абсолютно все, что приходит в голову. При этом акцент делается на том, чтобы проговаривать все возникающие мысли и чувства, даже если они кажутся несущественными, неприятными или глупыми, в том числе относящиеся к анализу и личности аналитика. Именно так в идеале применяется основной метод - метод свободных ассоциаций. Фактически Фрейд и Юнг были первыми психологами, исследовавшими этот феномен. Фрейд чисто эмпирически, исходя из своих клинических наблюдений, Юнг строго научно, изобретя тест словесных ассоциаций.
Метод основан на идее, что по-настоящему свободные ассоциации человека, сумевшего оставить рациональное мышление, вовсе не являются случайными и подчинены четкой логике - логике аффекта. Однако во фрейдистской интерпретации такая цепочка ассоциаций, если удастся преодолеть сопротивление, обязательно приводит к ядру психического конфликта - комплексу и раннему травматическому опыту, лежащему в основе его формирования. Таким образом, предполагается, что все звенья этой цепи связаны и чем дальше мы продвигаемся, тем ближе мы к выяснению сути. Поэтому Фрейд постулировал возможность прямых интерпретаций (если при любом начале ассоциирования все равно приходишь к одному и тому же результату) и принципиальную допустимость самоанализа. Парадоксальность применения фрейдистского варианта этого метода состоит в том, что, поскольку теоретически выведен единственный источник всех психических конфликтов - эдипов комплекс, - то в свободном ассоциировании в общем-то нет большой необходимости, во всяком случае его конкретное содержание не имеет значения. Именно против этой догматической умозрительной схемы возражал Юнг. Он говорил, что с таким же успехом вместо того, чтобы слушать клиента, можно было бы прочесть какое-нибудь объявление да и любую строчку из газеты. Он обнаружил, что ассоциации подобны паутине или кругам, расходящимся на воде от брошенного камня. Они всегда вращаются вокруг аффективно заряженных образов и образуют психическую ткань, в которую этот образ плотно вплетен. Ассоциации - это не средство вытащить на поверхность давно вытесненное. Будучи неразрывно связанными с центральными образами посредством своих аффективных коннотативных аспектов значений, они образуют саму материю психического, сам способ жизни и функционирования нашей души. В сущности, каждый из ключевых образов, стягивающий на себя пучок ассоциаций, имеет нечто универсальное, присущее всем людям, то есть архетипическое.
Поэтому иногда юнгианское применение этого метода называют циркулярным, или круговым, ассоциированием в отличие от линейного ассоциирования в классическом психоанализе. В юнгианской практике важно кружить возле образа, все время возвращаться к нему и предлагать новые ассоциации, пока не станет ясен его психологический смысл. Причем дело не в том, чтобы извлечь некую идею по поводу этого образа, а в самом непосредственном переживании образа со всеми прикрепленными к нему ассоциациями. Только тогда может родиться не умственное, сугубо рациональное понимание, а понимание психологическое, при котором объект познания не вытаскивается на поверхность и вырождается до чего-то более плоского, а исследуется in vivo в присущей ему среде, оставаясь живым. Линейное ассоциирование представляет собой познание психической жизни в виде работы или соревнования, в которых важен результат. И мы думаем, что каждый следующий шаг приближает нас к заветной цели. Если же происходят задержки в пути, то обязательно кто-то в этом повинен. Классическое определение сопротивления связано именно с сопротивлением свободному ассоциированию. При циркулярном же ассоциировании мы можем охватить взглядом всю перспективу и увидеть, что в некоторых точках мирового океана бушует шторм, а в других местах штиль и хорошая погода. Мы можем видеть колебания температуры и солености воды, не оценивая воду как правильную или неправильную. В зависимости от желания клиента можно погрузиться в выбранном месте, почувствовать себя там, ощутить глубинные течения. Возможно, сегодня он еще не готов к плаванью в непогоду. Ему нужны время и некоторая тренировка. Важно лишь не терять из виду эти бурные воды. Но необходимости попасть именно туда нет, потому что океан един, можно достичь дна с любой точки. Таким образом, хотя метод свободных ассоциаций одинаково используется в психоанализе и юнгианском анализе, в него вкладывается разный смысл, и если первый делает акцент на слове «ассоциация», то второй, скорее, на слове «свободная». Надо помнить, что задача этого метода - не в том, чтобы «вывести клиента на чистую воду», а в организации свободного доступа к бессознательному содержанию. Такой подход требует от аналитика отказа от собственных моноидей, которые могут вести процесс ассоциирования и в результате обеднять образ. Существует соблазн привести клиента к тем же ассоциациям, которые возникли у аналитика.
Суть этого метода - контакт с бессознательным - должна воплощаться в самой свободной, метафорической, исполненной фантазиями атмосфере анализа. Если такая атмосфера не образовалась, то любые четкие инструкции не дадут нужного эффекта. Приведем пример. В одном из сновидений клиентка рожает почерневшую от времени доску в виде рыбы, на которой стоит знак, что это девочка. Ассоциации клиентки в основном касались неприятных ощущений, связанных с ее женственностью. Ассоциации у аналитика - с почерневшими досками как иконами и с рыбой как символом Христа. Однако высказывание этих идей аналитиком или его попытка привести ассоциации клиентки к духовному измерению могли быть вызваны неосознанным желанием отстраниться от ее болезненных переживаний, связанных с принятием своей женственности. Позднее аналитик вспомнил образ, объединяющий оба направления ассоциаций, - образ черной богоматери. Желание аналитика направить ассоциации в свое русло имеет смысл рассматривать с точки зрения контрпереноса. В данном случае аналитик возвышает, идеализирует клиентку, что подтвердилось дальнейшим ходом анализа, но это идеализирующее отражение может быть необходимым для принятия ею собственной женственности. Конечно, циркулярное ассоциирование не останавливается на двух доминирующих направлениях ассоциаций. Здесь оно может привлечь наше внимание к отношениям клиентки с дочерью, ее внутренним ребенком, и тем, что рождается в анализе, к тому, насколько она чувствует себя черной рыбой в темных водах бессознательного, к ее рисункам в черном цвете (почерневшим от времени) и т. д. Но такая работа не может быть выполнена за один аналитический сеанс. Весь длительный аналитический процесс можно рассматривать как циркулярное ассоциирование, когда вновь возникающие образы постоянно играют с предыдущими, порождая новые значения. Так, в инициальном сновидении, которое мы будем обсуждать ниже, рождение рыбы-доски «оживляет» море и одновременно придает другие значения следующему за этим сну о рыбе в чистой колодезной воде.
Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.
Метод свободных ассоциаций, также известный под названием «ассоциативный эксперимент», представляет собой психоаналитическую процедуру исследования бессознательного. По мере проведения эксперимента испытуемый спокойно озвучивает все, что приходит ему в голову, не обращая внимания на абсурдность и непристойность мыслей. Данный метод широко применяется в , психиатрии, психоанализе, социологии и ряде других направлений.
Немного об истории метода
Впервые провести ассоциативный эксперимент попытался английский психолог Фрэнсис Гальтон в 1879 году. Тогда он подобрал 75 слов и написал их на отдельных карточках. После этого он брал какую-то одну карточку и смотрел на нее. Возникавшие мысли при просмотре каждого слова он записывал. От последующей публикации результатов он отказался, но заключил, что ассоциации отражают сущность мыслей человека очень отчетливо и точно.
Позже метод стал активно использоваться в первую очередь в психологии, в частности в психоанализе, автором которого был известный психиатр Зигмунд Фрейд. Ученый применял метод на протяжении многих лет, и именно благодаря ему он получил такое распространение и приобрел популярность.
– австрийский психиатр, психолог, психоаналитик и невролог. Основатель психоанализа, оказавшего серьезное влияние на психологию, антропологию, социологию, медицину и даже литературу и искусство 20 столетия. Разработчик трехкомпонентной структурной модели психики. Идеи Фрейда были революционными для его времени и вызывали резонанс в научных кругах, а интерес к ним не исчерпал себя даже в наши дни.
Краткое описание метода
Метод свободных ассоциаций считается одним из ключевых элементов психоанализа, направленного на изучение бессознательной составляющей психики человека. Работая с пациентами, специалист (психоаналитик) стремится обойти их рациональное мышление и идеи, и добраться до тайн, которые подсознание человека скрывает не только от окружающих, но и от него самого.
Для этого исследователь позволяет испытуемому без стеснений говорить обо всем, что возникает у него в голове. При этом он ничего не спрашивает, не задает никаких наводящих вопросов, не пытается что-то узнать. Главная цель – чтобы пациент не сдерживал свои эмоции и рассказывал обо всем, что творится у него в мыслях, даже если это пошло и неприлично.
В процессе эксперимента ученый выслушивает пациента, записывает все, что он произносит, а затем проводит тщательный анализ сказанного. А из ничем не ограниченного словесного потока можно извлечь огромное количество ценной информации, имеющей серьезное практическое значение.
Интерпретация информации
По мнению Фрейда, психика каждого человека делится на сознательное и бессознательное. Если работать с сознательной составляющей, почти все, что можно получить, – это логичные ответы на логичные вопросы. Сознание просто не дает глубинным проблемам выйти наружу, да и сам человек зачастую о таких своих проблемах просто ничего не подозревает.
Ассоциативный эксперимент же снимает все ограничения с сознания, т.к. при его проведении человек не думает, не осмысливает и не отфильтровывает озвучиваемую информацию. И благодаря этому специалист получает доступ к скрытым подсознательным проблемам человека – тому, о чем бы он никогда не сказал, даже если бы знал.
В итоге психоаналитик может проанализировать и истолковать проблемы клиента и подобрать какой-то способ их разрешения. Но это лишь одна положительная сторона метода свободных ассоциаций. Если у вас есть интерес, советуем обратиться к тематической литературе.
Заключение
Фрейдовский психоанализ заслужил невероятную популярность. Ему посвящены отдельные учебники по психологии и психоаналитике. А идея свободных ассоциаций стала применяться во множестве не связанных с психологией сфер. К примеру, современные маркетологи и рекламщики, когда изучают новые идеи и продукты, всегда задают вопрос об ассоциации, которая возникает у потенциального покупателя. Это позволяет изучить возможное будущее отношение к ним, понять, не вызывают ли они негативных ощущений. В креативной технике фрирайтинга, которую можно использовать и с целью , запись всех своих мыслей и ассоциаций на них помогает лучше разобраться в каком-то вопросе или получить свежий взгляд на ситуацию.
Если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это (найти ассоциативную связь) с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение.
Тони Бьюзен "Суперпамять"
Особенность памяти
Человек лучше всего запоминает те факты, которые связаны между собой и с уже имеющимися у человека сведениями. Чтобы что-то запомнить нужно просто связать разные факты в одно целое. Связи могут быть самыми разными, главное, чтобы они что-то значили для человека. Значили - в широком смысле этого слова. Какое-то воспоминание, смешная история, анекдот, только что, придуманный поворот событий, который никогда не произойдет. Главное - чтобы они выделялись на общем фоне, были уникальными для человека, запоминающего материал.
Ассоциативный метод
Одним из способов запоминания является ассоциативный метод. Он и его варианты встречается также под другими названиями: метод цепочки ассоциаций, метод ассоциативных связей, цепной метод запоминания. Метод может использоваться для запоминания последовательности слов, чисел, телефонов, дат. Умение использовать этот метод окажется полезным для работы с другими методами, например рассматриваемым позже методом мест.
Суть метода в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов не имеющих между собой ничего общего единое целое.
Что такое ассоциации?
Под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта. В ассоциации могут участвовать два и более объектов.
Как создавать ассоциации?
Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантасической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты. Рассмотрим некоторые примеры.
Чердак - Конница - представьте всадников, ожидающих на чердаке, сигнала к атаке на чердаке. Раздается сигнал трубы и всадники на конях, с трудом пролазят через чердачное окно. Затем кони по кошачьи высматривают место для спуска и прыгают с крыши. С криками ура конница устремляется в атаку.
Стекло - Козлы
- два козла несутся навстречу друг другу. Когда растояние между ними оказывается совсем небольшим, чья-то добрая душа успевает вставить между ними стекло - чтобы козлы ненароком не повредили друг друга. Они с грохотом ударяются рогами о стекло, которое выдерживает их удар, с недоумением пожимают плечами и расходятся, оставляя за спиной звенящее стекло.
Действуя таким образом, можно связать между собой все что угодно. И чем невероятнее будет ассоциация между ними - тем лучше.
Существуют различные способы создания ассоциаций, о которых можно почитать .
Для тренировки памяти методом ассоциаций используются задания на запоминание слов. Может показаться, что данное упражнение не имеет практического значения. В самом деле кому может понадобиться запоминать случайный набор слов? Это не так. Данный метод уже сразу после освоения можно будет применять для запоминания списка покупок, списка действий, которые необходимо выполнить в течении дня, и т.д. Запоминать можно практически любую информацию из которой можно вычленить набор ключевых слов: анекдоты, цитаты, рецепты и т.д.
Для тренировки в создании ассоциаций можно использовать упражнение "
Эффективность метода свободных ассоциаций определяется емкостью и качеством стимульного материала (например, при исследовании элитных алкогольных напитков на стимул «водка» был дан ответ «слеза комсомолки»).
Пример 1. При исследовании имиджевых характеристик использовался метод свободных ассоциаций. Далее приводятся обобщенные данные.
Индивидуальность у потенциальных потребителей ассоциируется единственный, особенный, старинный, специальный, неповторимый, редкий, интересный.
Элегантность ассоциируется с индивидуальным, модным, неповторимым, легким, простым, стильным изящным, изысканным.
Благородный воспринимается как верный, старинный, дубовый, порядочный, надежный, изделия из красного дерева.
Надежный - прочный, твердый, прежний, дубовый, благородный, постоянный, долговечный, качественный, престижный.
Традиционность ассоциируется с определениями постоянный, классический, понятный, стандартный, привычный, доступный. Данная имиджевая характеристика воспринимается неоднозначно с точки зрения отношения: одновременно присутствует и положительное, и отрицательное. Положительное связано с отношением к традиционному как надежному, отрицательное – как к немодному, несколько отсталому.
Безопасность ассоциируется с большим, экологически чистым, проверенным, надежным, прочным, застрахованным.
Качественный воспринимается как аккуратный, высоко технологичный, стабильный, прочный, надежный, долговечный, постоянный, практичный, дорогой.
Изысканный связывается с дорогим, массой излишеств, изящным, красивым, необычным, стильным, шикарным.
Комфортность связывается с легкостью, уютом, удобством, мягкостью, прохладой, теплом.
Респектабельный в восприятии участников – это шикарный, стильный, основательный, дорогой, строгий, с наворотами.
Престижность воспринимается как дорогой, для элиты, качественный, модный, надежный, красивый.
Пример 2. Обозначенные в Примере 1 имиджевые характеристики исследовались методом свободных цветовых ассоциаций. Результаты по группе испытуемым представлены ниже:
· Престижность – синий, черный, желтый, белый, красный.
· Комфортность – бежевый, коричневый, зеленый.
· Респектабельность – черный, белый, серый, зеленый.
· Изысканность – золотой, фиолетовый, белый, серый, зеленый.
· Качество – черный (5 выборов), серебряный.
· Традиционность – черный, белый.
· Индивидуальность – бордо, фиолетовый, голубой.
· Элегантность – белый, бежевый.
· Благородство – серый, коричневый, красный, бордо, бежевый.
· Надежность – зеленый, коричневый, серый.
· Безопасность – желтый, голубой, зеленый, белый.
Область применения метода свободных ассоциаций:
1. Для изучения мнения и отношения респондентов о функциях товара или услуги, так как вербальные техники в большей степени, чем невербальные отражают впечатление об утилитарных и социальных функциях.
2. Для определения желательных имиджевых характеристик товара, услуги, организации, торговой марки и т.д.
3. Метод позволяет более точно отслеживать тенденции настроений целевых аудиторий.
5. Метод позволяет понять место товара в общей системе социальных ценностей целевой группы, в шкале рангов подобных товаров.
Метод направленных ассоциаций (принудительные связи)
При использовании данной методики участников просят определить, какое из нескольких предъявляемых изображений, понятий, качеств одной категории больше всего подходят к стимульному материалу.
Пример 3. При уточнении названия торговой марки и наиболее значимых имиджевых характеристик использовался метод направленных ассоциаций. Испытуемым предлагалось выбрать из обозначенных имиджевых характеристик 5 наиболее важных для каждого названия организации, производящей и продающей изделия из дерева. Выбранные характеристики необходимо было зафиксировать в соответствующей колонке.
Дарлес | Ангарра | Дубрава | Леско | Тэкко | Крона | |
Престижность | ||||||
Комфортность | ||||||
Респектабельность | ||||||
Изысканность | ||||||
Качество | ||||||
Традиционность | ||||||
Индивидуальность | ||||||
Элегантность | ||||||
Благородство | ||||||
Надежность | ||||||
Безопасность |
Области применения метода направленных ассоциаций:
1. Данный метод применяется в случаях, когда респонденты испытывают трудности с выражением своего отношения к предмету обсуждения, когда тема обсуждения слишком неинтересной или приземленной.
2. В случаях, если автору исследования необходимо в ходе дискуссии или флкус-группы активизировать участников, когда они испытывают усталость. В данном случае метод направленных ассоциаций позволяет повысить качество и количество высказываний участников группы.
3. Для уточнения данных, полученных в ходе проведения других исследований.
Методика проведения ассоциативного метода:
1. Определение темы исследования. Например, имиджевые характеристики торговой марки пива.
2. Создание или отбор стимульного материала. Если ранее проводилось исследование, например, по желаемым имиджевым характеристикам организаций, оказывающих туристические услуги (туроператоры), с использованием контент-анализа или опроса, то данные исследований используются в качестве основы для стимульного материала. Определяется перечень вербальных стимулов (слов, словосочетаний и т.д.) или невербальных (изображения, образцы продукции и т.д.).
3. Определение формы проведения и выборки (участников). Среди форм проведения можно выделить:
Ведущий зачитывает или демонстрирует стимульный материал, испытуемые дают вербальные ассоциации, которые фиксирует ведущий или помощник;
Ведущий предъявляет стимульный материал, испытуемые самостоятельно фиксируют ассоциации;
Ведущий раздает стимульный материал каждому участнику, которые в письменном виде фиксируют вербальные ассоциации.
Выборка соответствует целевой группе, ее объем определяется в зависимости от целей исследования.
4. Непосредственное проведение исследования с использованием ассоциативного метода.
5. Обработка и интерпретация результатов. Кроме статистической (количественной) обработки результатов с определением частоты встречающихся ассоциативных вариантов составляются карты взаимосвязей (см. кейс по взаимосвязи имиджевых характеристик и цветового диапазона при формировании торговой марки). Первичная карта взаимосвязей отражает все полученные зависимости между стимульным материалом и возникшими ассоциациями. На основе анализа первичной карты взаимосвязей проводится отбор наиболее емких соотношений, что находит свое отражение на вторичной карте (кейс содержит вторичную карту).
.