Мамай хан золотой орды кратко. Кто такой Мамай и что он сделал? Борьба с Тохтамышем

Мамай - военачальник и правитель Золотой орды.

Трагический герой свой эпохи

Мамай - один из знаменитых ханов Золотой Орды, который остается величайшей загадкой для современных исследователей.

По-прежнему не выяснен вопрос: почему такой влиятельный политик мог потерять власть только из-за одной проигранной битвы на Куликовском поле 1380 года, сумевший за короткое время на много расширить границы владений.

И он был единственным правителем, которому удалось продержаться у власти Золотой Орды в течение 20 лет и сыграть значительную роль в истории Руси и Восточной Европы.

Современный взгляд на жизнь хана великой Империи

Ведь если следовать изречению: героями не рождаются, а ими становятся, эта крылатая фраза вполне соответствовала молодому полководцу Мамаю, выходцу из потомственного рода кипчаков.

Его отцом был хан Акоп, который воспитывал в сыне выносливость, обучал военному делу, что позволило ему достигнуть в перспективе военной карьеры и стать бекляр - беком, этот титул верховного администрирования государственной власти могли иметь только два человека.

Мамаю была доверена территория Крыма и Северного Причерноморья. Ему предоставлялась полнота власти над армией, с ведением внешней политики, дипломатии, верховного суда.

Влияние личности на исторические события

Но как показывают исторические события, исход его судьбы и без Куликовской битвы был уже предрешен и далеко не в пользу Мамая, несмотря на то, что Золотая Орда была одной из могущественных государств не только на европейском континенте, но и в Азии.

Этому предшествовали:

  • военная структура государственного устройства, которая несла агрессивную сущность;
  • пестрый и раздробленный этнический состав населения империи;
  • рост политической и экономической мощи отдельных ханств;
  • расхождение интересов феодальной верхушки и центральной власти.

И только его решительность, готовность добиться своей цели и привели Мамая к вершине власти, тем самым, позволив ему войти в историю и оставить в ней свой след.

Новый институт правления завоеванных земель

Роль Мамая в событиях прошедших лет была неоспорима. Однако, обладая непревзойденными дипломатическими способностями и тонким чутьем на происходящие изменения того времени, он не учел самого главного, а именно:

  • Аспекты внутренней жизни Золотой Орды
  • Отсутствие контроля над всей империей
  • Отсутствие сильной поддержки со стороны ханов и поданных.

Он был одинок в своей борьбе за власть, несмотря на заметное его влияние в отношении с европейскими монархами и вассальными правителями. Кроме того, для сохранения власти он ввел совершенно новый институт правления через подставных лиц, чем и нарушал установленные привилегии того времени и незыблемость традиций, подавая повод к ослаблению единоначалия чингизидов.

Чем, конечно, вызывал неодобрение с их стороны, особенного молодого хана - чингизида, Тохтамыша.

Исторические факты

Последняя Куликовская битва в 1380 году завершилась не в пользу монгольского хана. Ему не удалось подчинить Москву, так же как и не сумел вернуть былую славу в очередном бою с Тохтамышем после поражения Куликовского сражения в 1381 году в устьях реки Калки.

Смерть Мамая

Мамай был последним воином и ханом, защищавшим династические интересы Батуидов в Золотой Орде. И истинная причина гибели этого великого полководца своего времени не установлена. И неизвестно, как бы сложилась его жизнь в дальнейшем, потому что не мог он так просто уйти с политической арены.

Он был последователен в политике, развивал экономику державы, непохожую на кочевой племенной союз и выделял средства на архитектурное строительство. Благодаря этому им было выстроено несколько городов, которые служили ему основой во времена его правления. И при каждой его победе к нему могли переметнуться владетели улусов и предводители племен, а в случае неудачи они же могли перейти в стан его соперников.

Поэтому поражение Мамая и его гибель в тех условиях оставался закономерным фактом, как и конец его карьеры. И вся трагедия этой личности заключается не столько в его личных чертах характера, сколько во времени и эпохе, в которой он жил.

Мамай, предположительно, был убит наемниками Тохтамыша в 1380г.

Целенаправленная работа по тотальному изменению истории началась в семнадцатом веке в рамках так называемой реформаторской деятельности первых представителей династии Романовых. Старые памятники, надгробные плиты – в основном все уничтожены. И погибли они, потому что на них была символика, которая Романовыми была отвергнута. Заменена она была на новую символику реформаторского времени семнадцатого века. И чтобы как можно больше убрать этих следов, в частности была предпринята масштабная акция по уничтожению . В рамках этой акции и была уничтожена плита Пересвета. Столь масштабные преобразования могли быть вызваны религиозными мотивами и желанием привести русскую историческую науку в соответствие с новыми западными стандартами.

Якобы на Руси до эпохи Петра первого, эпохи Романовых – своей картографии, в общем-то, не было. Существующие карты, например карты Москвы – это карты сделанные иностранцами. Старые документы, старые карты, в первую очередь , часто категорически противоречили новой . На них была изображена география (география России, Европы, география мира), которая расходится с новой географией, созданной в западной Европе школой Скалигера и у нас – школой историков Романовых.

Икона с изображением битвы на Куликовом поле

В музее Ярославля хранится , датируемая серединой семнадцатого века. Уникальное изображение . Сколько веков этот образ пролежал в забвении – мы незнаем. По технологии иконописи изображение покрывалось олифой, которая имела свойство постепенно темнеть. Примерно через сто лет икона без реставрации становилась совершенно черной. И поверх исчезнувшего образа рисовался новый образ не всегда совпадающий с предыдущим.

Когда в двадцатом веке с помощью химических средств научились снимать старые слои, то открылось множество первоначальных сюжетов. Такая же история произошла и с этой иконой. Только в 1959 году изображение Куликовской битвы было раскрыто. Внимательному и не предвзятому глазу шедевр ярославской живописи расскажет много интересного.

Вот войска, которые возглавлял Мамай, переправляются через реку, спускаясь с высокого холма. Таких перепадов высот нет на равнинах Тульской области. Зато красный холм в Москве точно следует изображению иконописца. Но самое интригующее – на ярославской иконе нет существенных различий между татарским и русским войском. Одни и те же лица, одни и те же знамена. И на этих знаменах образ Спаса нерукотворного, который испокон веков считался покровителем русских воинов. С обеих сторон были как русские, так и татары.

В то время не было разделения на нации в современном смысле. Это было все перемешано и более унифицировано. И мы видим, что эти старые изображения до нас доносят совершенно , чем ту которую мы знаем сегодня по учебникам романовской истории. Более того, в некоторых документах говорится, что волжские татары весьма неохотно служили Мамаю. И в его войске их было немного. Мамай возглавлял: поляков, крымцев, ясов, косогов и генуэзцев, которые также занимались финансовым обеспечением его компании. Между тем крещеные татары наравне с литовцами воевали на стороне Дмитрия.

Кем был хан Мамай на самом деле?

Как известно Мамай имел войско называемое “ордой”. Однако точно также именуют и русское войско. Вот цитата из Задонщины: «Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на русскую землю? То тя била орда Залеская?»

“Залеской землей” называлось Владимиро-Суздальское княжество. Так может быть слово «орда» означает просто – войско, а не татарские полчища как мы привыкли понимать? Но кем же тогда в действительности был Мамай? Согласно летописи темником или тысяцким, то есть военным предводителем. За несколько лет до Куликовской битвы он изменяет своему хану и пытается узурпировать власть.

У великого князя Дмитрия Ивановича в Москве очень похожая история, да еще и происходящая в то же самое время. Сын тысяцкого Иван Вельяминов, поссорившись с Дмитрием, бежит в орду и там готовится к походу против своего правителя. Не трудно заметить, что действия тысяцких в истории Куликовской битвы как-то странно дублируют друг друга.

Согласно летописям явившийся в русскую землю Иван Вельяминов – предатель и будет казнен прямо на Куликовом поле после победы Дмитрия. В память об этом событии Великий Князь даже прикажет . На монете Донского было изображение самого князя, который держит в руке меч и щит. У его ног лежит поверженный враг голова, которого, отсечена. Известно, что Иван Вельяминов был казнен. Его голова была отрублена и эта монета фиксирует факт победы над своим врагом.

Дмитрий и его противник с мечами в руках. Еще несколько минут и начнется кровавая сеча. А на обратной стороне монеты человек со щитом. Но разве во время казни пользуются щитом? Выходит тысяцкий Вельяминов погиб на поле брани. Согласно общепринятой версии Мамай после поражения бежал в степи и в тот же самый год столкнулся с новым врагом – Тохтамышем ханом Заяицкой орды. Они сошлись на берегах Калки, где история в точности повторилась. Как и на Куликовом поле, бедный Мамай был предан своим литовским союзником и был разбит.

Если учесть что в древних летописях не использовали гласных то название «Калка» и «Куликово» не просто похожи, а абсолютно идентичны и состоят всего из трех букв – КЛК. Кроме того, сохранились монеты, на которых с одной стороны выбито – хан Тохтамыш по-арабски; с другой по-русски – Великий князь Дмитрий Донской. Историки пытаются объяснить это тем, что монеты с одной стороны чеканил – Тахтамыш, а с другой стороны – Дмитрий Донской.

Но это можно объяснить и по-другому. На Руси использовалось несколько языков: русский, арабский, татарский. И на одной и той же монете имя одного и того же правителя могло быть начеканено с двух сторон на двух разных языках. Наличие таких является достаточно веским аргументом в пользу того, что Дмитрий Донской и хан Тохтамыш – это одно и то же лицо.

Так может, и не было двух разных битв, которые похожи друг на друга как две капли воды? А была одна – на Куликовом поле. Где князь Дмитрий Донской он же хан Тохтамыш разбил войска предателя Ивана Вельяминова, также известного под именем – Мамай.

Монголо-татарского ига не было!

Но в этом случае возникает еще более неожиданный вопрос. А было ли вообще монголо-татарское иго? В свете новых предположений выходит, что не было. А существовала огромная Русско-ордынская империя, которая во второй половине четырнадцатого века разделилась на три части: Золотая Орда, Белая Орда (или Белая Русь) и Малороссия (она же Синяя Орда).

Золотая Орда (другое название Волжское царство) впадает в продолжительную и опасную смуту. За двадцать один год сменяется двадцать пять правителей. Идет ожесточенная борьба за трон, которая в 1380 году разрешается грандиозной битвой на Куликовом поле.

История далекого четырнадцатого века нуждается в дальнейших исследованиях. И самое главное – в поиске новых неизвестных науке документов и материальных свидетельств. Именно они могут подтвердить или опровергнуть существующие сегодня теории. Впрочем, есть факты, которые не подвергаются сомнению. Куликовская битва действительно была. Она состоялась в 1380 году, и победу в ней одержал Дмитрий Донской. И, безусловно, она по праву считается символом мужества доблести и чести русских воинов.

И еще одна любопытная деталь. Уже в наши дни в центре Москвы на Краснохолмской набережной поставлен крест на гранитном основании, которого, выбито: «На сем месте, будет воздвигнут памятник, святому благоверному, князю Дмитрию Донскому, защитнику земли русской. В лето 1992 года, сентября 25».

Тогда скульптор не мог знать о московской версии сражения. Она просто не была разработана. Но так получилось, что памятный крест абсолютно точно ориентирован на место, где могло находиться легендарное Куликово поле.

) - золотоордынский правитель, военачальник. Управлял Золотой Ордой от имени ее ханов, будучи темником. Подготовил поход на Русь в союзе с великим князем Литвы Ягайло. Был разбит в Куликовской битве 1380 г. Дмитрием Донским. Потерял власть в Золотой Орде, бежал в Кафу (Феодосию), где умер.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 295.

Мамай (ум. 1380) - татарский темник, при хане Бердибеке (1357-1361). Будучи женат на дочери Бердибека, стал фактическим правителем в Золотой Орде. Не являясь чингисидом, он правил через подставных ханов. Мамай стремился помешать консолидации русских земель. Ему удалось нанести тяжелый урон Рязанскому (1373 и 1378) и Нижегородскому (1378) княжествам. Но при попытке вторгнуться в пределы Московского княжества его отряд был разбит на реке Воже (1378), а в Куликовской битве 1380 года было разгромлено все войско Мамая. Вскоре после этого Мамай был разбит Тохтамышем, бежал в Кафу, где и был убит.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Литература: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю., Золотая Орда и ее падение, М.-Л., 1950; Насонов А. Н., Монголы и Русь, М.-Л., 1940.

Мамай (г. рождения неизвестен - ум. 1380), татарский темник (военачальник) при хане Бердибеке (1357-1361), после смерти которого стал фактически правителем Золотой Орды. Стремясь возродить её могущество, предпринял ряд походов в русские земли. Пытался усилить зависимость русских княжеств от Золотой Орды ; разжигая феодальную рознь между князьями, стремился помешать объединению Руси. Его грабительские походы нанесли тяжёлый урон Рязанскому (1373 и 1378) и Нижегородскому (1378) княжествам. В 1378 Мамай организовал большой поход, во время которого войско предприняло попытку вторгнуться в пределы Московского княжества, но на р. Вожа (приток Оки) это нападение было отбито московской ратью. Битва на р. Вожа продемонстрировала перед Ордой силу Москвы. Мамай начал готовить новый поход, чтобы уничтожить Московское княжество и восстановить татарское иго в его прежнем виде. В Куликовской битве 1380 года Мамай потерпел полное поражение от войск Дмитрия Ивановича , великого князя Владимирского и Московского. Вскоре после этой битвы Мамай оказался вынужденным уступить власть в Золотой Орде хану Тохтамышу - ставленнику Тимура , а потом бежал в Кафу (ныне Феодосия), где был убит.

Во время ведения военных действий Мамай использовал такие факторы, как внезапность, стремительность, атака крупными массами конницы на открытой местности. Часто маневрировал на поле боя в целях расчленения противника или обхода его флангов и выхода в тыл, с последующим окружением и уничтожением; в то же время проявлял излишнюю самоуверенность, обусловленную успехами в сражениях с более слабыми противниками.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5: Линия адаптивной радиосвязи – Объектовая ПВО. 688 с., 1978.

Мамай не принадлежал к ханскому роду Чингиз–хановичей, захватил власть благодаря наступившей общей внутренней неурядице и не был признан значительной частью племен как Золотой так и Белой Орды. Власть его не была признана ногайскими ордами и казаками. Вызывающим к нему отношение становилось и со стороны московского князя.

Мамай, чтобы упрочить свое положение, стал искать союз с литовским князем, а через него и некоторыми русскими князьями. В 1377 году умер князь Ольгерд и его место занял его сын Ягайло. Мамай заключил союз с ним и начал готовиться к внутренней войне, чтобы привести к покорности непокорные ему племена и в том числе московского князя.

К тому времени владения литовских князей распространились далеко на восток и включали Рязанское княжество. Пронский князь женился на дочери князя Ольгерда и при его помощи стал рязанским князем. Таким образом, Рязанское княжество была поставлено в зависимость от Литвы. Тверской князь состоял в союзе с литовскими князьями, продолжал распространять свои владения на восток и занял несколько городов на Волге. Князь Димитрий Донской, к тому времени возмужавший, не стал считаться с ярлыками Мамая и открыто стал оказывать татарским отрядам, нападавшим на границы русских владений, сопротивление. Мамай, чтобы смирить московского князя, послал к границам Московского княжества значительный отряд под начальством царевича Арапши. Против татар князь Димитрий выслал войска под начальством своего сына, Ивана. Войска встретились на р. Пияве. Во время сражения царевич Иван утонул в р. Пияве, войска его потерпели поражение и татары заняли и разгромили Нижний Новгород.

В 1378 году Мамай выслал против Москвы более «сильный отряд и они снова захватили Нижний Новгород и Рязань и произвели в них разрушения. Но князь Димитрий выступил против этого отряда татар, встретился с ними в пределах рязанских владений на р. Воже и нанес им поражение. По сведениям летописца: «Димитрий бился с татарами на Воже и татары побежаша». Бой на р. Воже ставил Русь в положение открытой войны с Золотой Ордой. Мамай не мог мириться с непокорностью Москвы и стал готовиться против нее к походу.

Ко времени назревавшей войны против Золотой Орды владения московского княжества ограничивались пределами Московской и Владимиро–Суздальской областей и Ярославского княжества. На юго–востоке во владения Москвы вошло Мещерское княжество, образованное ханом Тогаем.

Сын Тога, Махмет Усейнович, превратил свои владения в прочное княжество, а его сын, Белимеш, принял христианство, получил имя Михаила, крестил, свою дружину и «многия люди» и признал власть московского князя; на положении подручных князей были: Белоозеро, Каргополь, Кубенск, Mypoм-Елецк и некоторые другие мелкие владетели раздробившихся русских княжеств. Владения Москвы были сжаты со всех сторон ее противниками и ограничивались пределами течения рек Волги и Оки, а на юге р. Десны и границами Рязанского княжества. Тверской и рязанский князья состояли в союзе с литовским князем и вместе с ним - с ханом Мамаем. Князь Даниил вел войну в то же время с Тверью и Рязанью; войны эти окончились мирными договорами, по которым тверской и рязанский князья обещались жить в мире и биться вместе с общим врагом. «Твой враг будет и моим врагом», - говорилось в договорах. Общая обстановка для открытого выступления Москвы против Мамая, не могла давать никаких надежд на успех. Надежды на успех московский князь мог иметь лишь при условии внешней помощи, и на такую помощь он мог рассчитывать со стороны союзников, появившихся на его западных границах.

После смерти князя Ольгерда, литовским князем стал его старший сын Ягайло. Он женился на польской княжне, Ядвиге, принял католичество и стал королем объединенного польско–литовского королевства. Католичество было принято господствующей религией и становилось обязательным для всех граждан. Литвы. Независимое положение Литвы ставилось под угрозу поглощения Польшей. Литва не могла примириться с решением Ягайло, и три его брата подняли против него мятеж. Псковский князь Александр бежал в Москву и поступил на службу московского князя. Волынский и брянский князья вышли из-под власти брата и заняли враждебное к нему положение. Эти братья Ягайло решили продолжать политику: прежних литовских князей, создававших независимую Литву сохраняя ее внутренний быт и порядки. Они не могли отказаться от общей цели, преследовавшейся их отцом - поглощения московского княжества и уничтожения Золотой Орды. Несмотря на, раскол, наступивший вследствие принятой их братом» польско–литовской Унии, у них было достаточно» средств продолжать прежнюю политику, рассчитывая; на те силы, которыми они располагали, и на сочувствие со стороны русского народа. Только при их помощи московский князь мог иметь надежды на успех, в открытой войне против Мамая.

В назревавшем конфликте между Москвой и Золотой Ордой политика Ягайло и его братьев был» одна и та же, разница была только в тактике. Ягайло вошел в союз с Мамаем, надеясь в союзе с ним сломить сопротивление московского князя и даже - окончательно уничтожить его вооруженные силы. Братья его желали войны между московским князем и Золотой Ордой, но они хотели использовать ее в. целях ослабления той и другой стороны. Они видели, что в предстоящей схватке войска московского князя, плохо вооруженные, не имевшие опытных начальников, должны будут понести поражение, если не будут окончательно уничтоженными, после чего будет усилена Золотая Орда и поднимется престиж хана.. Поэтому, чтобы не допустить окончательного уничтожения войск московского князя и подорвать престиж Мамая, они хотели оказать незначительную поддержку Москве.

Неожиданная встреча войска московского князя и литовских князей при подходе к полю сражения составляет легенду далекого прошлого. Московский князь Димитрий знал, что он выступает не против одного хана Золотой Орды, а целой коалиции: Мамая, Ягайло, рязанского и тверского князя, и, не заручившись заранее поддержкой со стороны союзников, он не мог вести войска на верную их гибель. В решении открытой войны против Мамая и поддержке его со стороны литовских князей князь Димитрий имел заранее разработанный план и главными советниками в этом вопросе являлись его западные союзники.

Мамай начал готовиться к походу на Москву. Он поднялся вверх по течению Волги и начал пополнять войска племенами Поволжья - бурят, черемис и татар. Московский князь также стал собирать войска и готовиться к отражению татар. Он разослал ко всем князьям и Новгороду просьбы о помощи. К Мамаю были посланы послы с богатыми подарками и обещанием платить дань хану по–прежнему. Мамай не согласился и требовал больше. Возглавлявший посольство Захарий Тютчев узнал, что Ягайло и Рязанский князь Олег приложились к Мамаю и заключили договор о походе общими силами на Москву с целью ее раздела. Войска союзников должны были соединиться на р. Оке и оттуда вести дальнейшее наступление. На призыв московского князя не отозвались ни Новгород, ни Тверь, ни Суздаль, ни Нижний Новгород. Обещались присоединиться лишь подручные князья Белоозера, Ростова и Переяславля. К концу августа 1380 года войска московского князя соединились у Коломны. От Коломны князь приказал войскам двигаться к верховьям Дона. У устья реки Лопасти войска переправились через Оку и продолжали движение в указанном направлении. К моменту подхода войск к верховьям Дона относится событие, которое в истории Куликовской битвы граничит с чудом.

К войскам московского князя присоединились с войсками псковский и брянский князья Ольгердовичи и войска волынского князя под начальством воеводы Боброка. К тому же времени относится и другое чудо: к московскому князю явились с войсками донские атаманы, о которых летописец сообщает: «Там в верховьях Дона народ христианский воинского чина живущий, зовимий «казаци» в радости встреша великого князя Димитрия, со святыми иконами и со кресты поздравляюще ему об избавлении своем от супостата, и приносяще ему дары от своих сокровища, иже имеху у себя Чудотворныя Иконы в церквях своих». «Неожиданное» появление при подходе к полю сражения войск литовских князей и казаков отвечало лучшим образом общему плану предстоящего сражения. Войска московского князя, идя к верховьям Дона, удалялись от Москвы на 250-300 верст, и подходя к полю сражения - ставились в положение окруженных с трех сторон их противниками. Войска Мамая, рязанского князя и Ягайло от устья Непрядвы находились на одинаковом, в отношении московских войск, расстоянии, занимая охватывающее, по отношению их, положение. Появление с юго–запада и юга войск литовских королей и казачьих, разъединяло войска Ягайло с войсками его союзников, и, кроме того, усиливало войска московского князя хорошо подготовленными к бою частями и отличными военачальниками.

Донские казаки в предстоящей войне Мамая с Москвой не были на стороне Мамая и часть их приняла сторону московского князя. Развал Золотой Орды и захват власти узурпатором, ставил перед казаками вопрос, где искать выход из создавшегося положения, и, если не все, то часть их присоединилась к войскам московского князя и стала против Мамая. Выступив из Москвы, от войск были высланы «сторожа» для розыска противника, от которых никаких сведений получено не было. После присоединения литовских и казачьих войск были посланы наряды новых «сторожей», под начальством Семена Медика. От Мелика были получены сведения, что войска Мамая находятся на р. Вороне, литовского князя Ягайло - у Одоевска, и рязанского князя на своей территории, расстояние местоположения тех и других войск от Непрядвы было около ста пятьдесят верст, в более близком расстоянии находился Мамай с войсками. Семен Мелик находился все время в соприкосновении с войсками Мамая. От пойманного татарина были получены сведения, что «Мамай располагает всею татарскою силою и половецкою, и еще понаймовал бесермены, армяне, фрязи, черкесы, ясы и буряты…» и что рати его неисчислимое множество и перечесть нельзя. 2 сентября сторожа Мелика отошли постепенно под нажимом татар к Непрядве, к Красному Холму, с вершины которого была видна вся окрестность. К 5 сентября войска московского князя и его союзников подошли к устью р. Непрядвы. Летописец пишет: «И приидоша к Дону и сташа и много думающе…» великий князь собрал совет в дер. Чернова, и просил всех князей и воевод высказать свое мнение о порядке боя. На совете одни говорили «поиде князь за Дон», другие - «не ходи, за неже умножишася врази наши, не только татарове, но и Литва и рязанцы…» Решающим оказался голос волынского воеводы - Боброка. Он заявил: «Аще хощеши княже крепка войска, то повели возитися за Дону, дабы не было ни единого помышлявшего вспять, а велицы силы ничего рещати, яко Бог не в силе, но в правде Ярослав перевозися реку - Свято–полка победи; и прадед твой князь великий, Александр, Ижеру реку перебреде, короля победи. Тебе же нарече Бог такоже творити подобает, аки победим, то спасемся, аще ли умрем, то вси общую смерть приемем от князя и до простых людей…». Выслушав Боброка и мнение других князей, великий князь сказал: «Братия, лучше смерть злого живота, и лучше было не ити противу безбожных, неже пришед, и ничтоже сотвориша, возвратиться вспять: прийдем убо ныне в сей день за Дон в вси и тамо положим главы своя все за святыя церкви и за православную веру, и за братья нашу, за христианство». Было приказано строить мосты для каждого полка: передового, большого, правой и левой руки и засадного, - войска, по пяти мостам начали переправляться через Дон. После переправы, мосты приказано было уничтожить, чтобы никто не помышлял об отступлении. Семен Мелик продолжал наблюдать за татарской ратью и 7 сентября доносил, что татары находятся на «гусином броде», в 8-9 верстах от р. Непрядвы, и советовал князю готовиться к бою.

Боевое расположение войск было поручено произвести воеводе Боброку. Боброк «урядиша полци и ставиша их по достоянию, елико где коему подобает стоети». В центре был поставлен большой полк под начальством боярина Тимофея Вельяминова; на флангах - полки правой и левой руки под начальством князя Андрея Ольгердовича, второй - князя Василия Ярославского; за левым флангом был поставлен в виде резервного - полк литовского князя Дмитрия Ольгердовича; впереди войск был поставлен передовой полк, под начальством князей Семена Оболенского и Ивана Тарусского; в Зеленой Роще был поставлен «засадный полк», под начальством воеводы Боброка, при котором находился брат великого князя, Владимир.

Личность воеводы Боброка не выяснена до настоящего времени, несомненно, что он был одним из атаманов днепровских казаков, пришедших из Волыни, потомки которого среди донских казаков существовали до последнего времени.

Зеленая Роща находилась в северо–восточном углу Куликова поля и прилегала к течению Дона, где были оставлены мосты, которые находились под наблюдением засадного полка, в стойкости которого не было сомнения.

Количество войск летописцами исчисляется, по древнему обычаю, не считаясь с действительностью, а с расчетом более сильного действия на воображение читателя. По сообщению летописца Сафония Рязанца, писавшего около ста лет после события, представляется: «И собраша вой свои сто тысяч и сто, опрече князей русских и воевод местных. Бяше всей силы и всех ратей числом в 150000 или 200000; войска были пополнены подошедшими князей литовских, число которых было 40 000 и были доведены до 400 000 воинов». Число войск, конечно, преувеличено, численность их не могла превышать 50 000 - 60 000 человек. Соображения эти основываются на том, что размеры Куликовского Поля по длине равнялись 5 верстам и в глубину - 4 верстам и было не достаточным для развертывания 400 000 армии. Кроме того, население московских владений не могла выставить такого количества, почему действительная численность и не могла превосходить 50- 60 тыс. С присоединившимися войсками пришедших извне в 40 000, все войска могли исчисляться в 90-100 тыс.

Преувеличены войска и Мамая, численность которых также не могла иметь подавляющего превосходства над московскими.

«Мамай же слыша приход Великого князя к р. Дону, отдал приказ двигаться всею силою и стать у Дона против князя Дмитрия Ивановича, доколе придет к нам советник Ягайло, князь всею силою литовской…».

К московскому князю Мамай послал послов для переговоров и князь Дмитрий предложил дань на прежнем договоре, но Мамай требовал больше. Из этих вторичных переговоров видно, что князь Дмитрий Донской не льстил себя надеждами освобождения от зависимости монгол, и, следовательно, военный поход его против Мамая был вынужденным.

Даже при благоприятном исходе предстоящего сражения, князь должен был предвидеть, что монголы не оставят его в покое и собственных сил для отражения их нашествия будет недостаточно.


Гелиевые шары прайс лист на воздушные шары.

4 970

Его имя вошло в бытовую культуру на уровне поговорок: «как Мамай прошел». С ним связана одна из самых известных страниц истории – Куликовская битва. Он вел тайные политические игры с литовцами и генуэзцами. Беклярбек Золотой Орды Мамай.

Происхождение

Хан Мамай стал прототипом знаменитого персонажа украинской народной культуры – казака-лыцаря (рыцаря) Мамая. Современные украинские историки-реформаторы даже всерьез пишут об украинском происхождении хана, а эзотерики называют казака-Мамая «космогоническим олицетворением украинского народа в целом».

Впервые в бытовой культуре простонародья он появился довольно поздно, в середине XVIII века, но стал настолько популярным образом, что висел в каждом доме рядом с иконами.

Мамай был наполовину – кыпчак, наполовину — . По отцу – потомок хана Акопы из рода Кият, а по матери – из рода золотоордынского темника Мамая. Тогда это было распространенное имя, означавшее по-тюркски Мухаммед. Он удачно женился на дочери сарайского правителя — хана Бердибека, который до этого убил своего отца и всех братьев, начиналась Великая Замятня в – длительный период междоусобиц. Сам Бердибек тоже был убит, и прервалась прямая линия династии Батуидов на главном престоле Орды. Тогда восточные потомки Джучи стали претендовать на Сарай.
В этих условиях Мамай захватил западную часть Орды и ставил там ханов – непрямых наследников рода Батуидов. Сам он править не мог, не будучи . И вот тут развернулась большая политика с участием Мамая.

«Талантливый и энергичный темник Мамай происходил из рода Кият, враждебного Тэмуджину и проигравшего войну в Монголии еще в XII в. Мамай возродил причерноморскую державу половцев и алан, а Тохтамыш, возглавив предков казахов, продолжил улус Джучиев. Мамай и Тохтамыш были врагами». Лев Гумилев.

Мамай vs Тохтамыш

Тохтамыш был приверженцем старых ордынских порядков, стремившимся объединить раскалывающуюся орду. К тому же он был чингизидом и обладал неоспариваемыми правами на Сарай, в противовес Мамаю.

Отца Тохтамыша убил правитель Белой Орды Урус-хан, но после смерти последнего знать там отказалась подчиняться его потомкам и призвала Тохтамыша. Внутреннюю войну Тохтамыш проиграл, но спасся после решающего сражения, переплыв раненым Сырдарью – во владения . Тот сказал: «Ты, видимо, мужественный человек; иди, возвращай себе свое ханство, и ты будешь моим другом и союзником». Тохтамыш взял Белую орду, получил Синюю – по праву наследования, и двинулся на Мамая.
Теперь все зависело от составленных на западе союзов.

Большая политика

Поскольку Золотая Орда в усобицах ослабела, литовцы начали укрепляться на территориях, прежде подконтрольных монголам. Киев стал практически литовским, Чернигов и Северская были под влиянием Литвы. Князь Ольгерд был воинствующим антиправославным, тогда как большинство населения в расширившейся Литве уже было русским, и Москва этим пользовалась против литовцев.

Однако другие русские князья, напротив, использовали Литву против Москвы – в первую очередь, суздальцы и новгородцы. Разделение по западной политике было и в Орде.
Мамай поставил на Литву, а Тохтамыш на Москву. Мамай вел прозападную линию, поскольку для борьбы с Тохтамышем ему были нужны деньги. Деньгами обещали помочь крымские генуэзцы в обмен на концессии для добычи мехов на севере Руси. Мамай долго пытался подговорить Москву исполнить условия генуэзцев в обмен на ярлык и другие привилегии. И то, и другое московиты приняли. Митрополит Алексий, де факто правивший, когда Дмитрий был ребенком, использовал Мамая для возвышения, как юридического, так и фактического, Московского княжества. Но в итоге Москва от Мамая отвернулась, произошло так называемое «великое розмирье».

Не без влияния , который сказал, что с латинянами (генуэзцами и латинянами) никаких дел быть не может. Из «Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»: «Мамай же, подстрекаемый лукавыми советниками, которые христианской веры держались, а сами творили дела нечестивых, сказал князьям и вельможам своим: «Захвачу землю Русскую, и церкви христианские разорю… Где церкви были, тут ропаты поставлю».

До Куликовской битвы

Небезынтересные события происходили до Куликовской битвы. Поскольку Мамай надеялся на заключение союза или с Москвой, а затем с другими княжествами против Москвы, он часто отправлял посольства в Русь. В Рязань, Тверь, саму Москву и т.д. С этими посольствами часто поступали отвратительно. Так произошло в Нижнем Новгороде (тогда находившийся под княжением суздальцев), где сидел суздальский епископ Дионисий. Он поднял против татарского посольства посадскую чернь.
Как пишет Лев Гумилев, «все татары были умерщвлены самым жестоким образом: их, раздев донага, выпускали на лед Волги и травили собаками».

Мамай на реке Пьяне настиг пьяные вдрызг суздальские войска и перерезал, повторив чуть позже то же самое в Нижнем. На адреналине Мамай решил продолжать двигаться на Москву, но войска мамайского мурзы Бегича были разгромлены на реке Воже. Вот после этого главное открытое столкновение Мамая и Москвы стало неизбежным.
Потомками Мамая себя называли князья Глинские. По их родовой легенде, потомки Мамая служили в Великом княжестве Литовском, и якобы Глинские ведут род от сына Мамая Мансура Киятовича. Если так, то Мамай был предком

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: