Описание маленькой разбойницы из снежной королевы. Сочинение на тему: маленькая разбойница в сказке x. к. андерсена «снежная королева. Рассказ четвёртый. Принц и принцесса

Образ маленькой разбойницы противоречив. Мы встречаем этот персонаж в пятой главе сказки. Мы не знаем ее имени, но с первых слов понимаем, что это своенравная и необузданная девочка: она укусила свою маму за ухо, когда та собралась убить Герду. Но сделала это разбойница вовсе не потому, что ей было жалко Герду, она решила, что девочка будет теперь ее новой игрушкой. У нее уже была коллекция «игрушек» — голуби и северный олень. К свои животным девочка относится жестоко — хватает голубей за лапы и трясет их, щекочет шею оленя ножом. Дело в том, что она не умеет вести себя по другому, ведь разбойницу никто не учил проявлять доброту и милосердие.

Одиночество маленькой разбойницы

Избалованная и упрямая — вот как описывает автор персонаж своей сказки. И тут же добавляет: «Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные.» По ходу развития сюжета мы начинаем замечать, что несмотря на свой характер, маленькая разбойница способна на сочувствие. Услышав историю Герды, она узнала, что на свете существует настоящая и искренняя любовь и дружба. Теперь перед нами не просто жестокая разбойница, а маленькая одинокая девочка, выросшая среди грубых, неотесанных людей. Она просто никогда не знала, что такое нежность и жалость. Утром разбойница отпустила Герду, более того, она отдала ей своего оленя, чтобы он доставил Герду в Лапландию и, напоследок, разбойница вернула девочке ее меховые сапожки. Муфту Герды маленькая разбойница не захотела отдавать, но и тут она проявила заботу — дала Герде «огромные матушкины рукавицы», чтобы та не замерзла.

В конце данного эпизода мы понимаем, что у маленькой разбойницы, несмотря на показную жесткость, очень доброе сердце.

Сочинение » Андерсен » Сочинение на тему «Маленькая разбойница (по сказке X.К. Андерсена «Снежная королева»)

Раскрытие образов и понимание главного конфликта сказки «Снежная королева»

Королева изображена автором в сказке с определенной иронией: "В королевстве, где мы с тобой находимся, есть Королева, такая умная, что и сказать нельзя! Она прочитала все газеты в мире и уже забыла все, что прочитала, - вот какая умная!" Такое событие, как выбор жениха, произошло через скучную жизнь: "Однажды сидела она на троне, - а веселья в этом немного, как говорят люди, - и пела песенку: "Почему бы мне не выйти замуж? " "А и в самом деле!" - подумала она, и ей захотелось замуж". Королева - хозяйка мира, в который попала Герда. Для того, чтобы понять этот мир, следует больше узнать о его повелительнице. Автор подчеркивает, что, в отличие от Герды, которая ищет по всему мира своего названного брата, принцессе, чтобы найти себе нареченного, не нужно даже подниматься с трона. Хотя в отличие от героинь произведения С. Я. Маршака, Герда и Королева не вступают в конфликт, наоборот, Королева искренне сочувствует Герде и помогает ей.

Во время работы над пьесой-сказкой С. Я. Маршака можно обратить внимание на этот факт и предложить провести аналитическое исследование и выяснить, в чем секрет того, что героини из таких разных миров в одной сказке вступают в конфликт, в другой - наоборот, находят общий язык? Авторский замысел: С. Я. Маршаку важно показать конфликт между "искусственным" миром и светом естественной гармонии, в сказке Г X. Андерсена авторское внимание направлено на внутреннюю силу Герды, ее способность изменять людей на лучше, пробуждать в их сердцах Добро и Любовь.

Героиня искренне любит названного брата, считает наилучшим, а юноша, которого описал ворон, - умный и остроумный, он удобно отличается от прочих претендентов на руку принцессы: " Держался он вообще очень свободно и мило и сказал, что пришел не свататься, а только послушать умные разговоры принцессы. "

Герда живет только поисками Кая, это - цель ее жизни, вот главная причина того, что девочка сразу поверила ворону. Герда пришла босиком, это означает, что она не знатное лицо и не может заинтересовать принцессу.

Почему Королева, которая всю жизнь сидела на троне и особенно не проникалась судьбами других, помогла Герде? Возможно, любовь изменила ее. Автор все время подчеркивает, насколько большая сила этого чувства. Изысканность, элегантность, безделье - с одной стороны, и дикость, своеволие, жестокость - с другой: "Посреди огромного зала с полуразрушенными задымленными стенами и каменным полом пылал огонь. "

Как повлиял рассказ Герды на маленькую разбойницу? Почему именно так? Они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя. - Я лучше сама убью тебя!" Маленькая разбойница впервые собственными глазами увидела настоящие искренние чувства, увидела, как хрупкая девочка готова отдать жизнь за того, кого любит. Душа маленькой разбойницы начинает пробуждаться для Добра. Звери для маленькой разбойницы лишь живые игрушки, она держит их ради развлечения. Маленькая разбойница чувствует себя одинокой, голуби и олень - ее единое утешение, а ведет себя она с ними жестоко из-за того, что ее никто не научил проявлять заботу о своих ближних.

Маленькая разбойница была ростом с Герду, но более сильная, более широкая в плечах и более смуглая. Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные." Маленькая разбойница извне - полная противоположность Герде, которая белокурая, с нежным розовым личиком, и эта непохожесть во внешности наталкивает читателя на вывод, что и внутренний мир героинь диаметрально противоположный, тем не менее печальные глаза маленькой разбойницы (это слово ученики выделяют как ключевое в описании внешности) говорят скорее о том, что перед нами несчастная девочка, которая некогда не встречалась с любовью, добром и милосердием. Материнские "ласки" старой разбойницы не могут быть примером любящих отношений.

Перед последним, тяжелейшим испытаниям своей героини автор подводит читателя к пониманию своей собственной авторской позиции, что является настоящей силой: тепло любящего сердца или холодный бездушный ум? (снова антитеза!)

Что было в замке Снежной королевы и что было потом. "Холодно, пустынно, мертво!" Этот мир, в котором властвует порядок и холод, - мертвый, в нем нет чувств, нет тепла, нет жизни, даже такое удивительно красивое явление, как северное сияние, вспыхивает ". так правильно, что можно. с точностью рассчитать, в какую минуту свет усилится и в которую станет слабеть."

В скандинавской мифологии можно встретить описание древнейшего из миров: "Нифльхейм - один из девяти миров скандинавского мифологического мироздания, страна стужи, существовавшая до начала творения. Ядовитые студеные потоки Нифльхейма заполнили мировую бездну. Страна холода существовала всегда, Герде принадлежит бороться с первоначальным злом. Дворец - символ своего мира, это не просто здание, где живут его властители, это пространство, в котором сконцентрировано все, чем живет этот мир: роскошь дворца принцессы, куда не пускают босиком, полуразрушенный замок разбойников с волками и воронами и мертвый ледяной дворец Снежной королевы.

Мир старой заперт, это только ее мир, он не влияет на жизнь других людей, ведь бабуся колдует только ради собственного удовлетворения, и потому вместо дворца стоит маленькая избушка, тем не менее окруженная стеной. А маленькие дома лапландки и финки - оазисы посреди ледяной пустыни Снежной королевы. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она сидела, когда была дома, говоря, что сидит на зеркале ума; как она считала, это было единое и лучше всего зеркало в мире. Связь очевидная - замерзшее озеро, лед на котором треснуло на "тысячу шматов, на чудо равных и правильных" - брат близнец дьявольскому зеркалу с его занозами. В этом холодном и мертвом мире такое зеркало, которое превращает человеческие сердца в шмат льда - единственно правильное.

Особенность композиции. Сказка - произведение одного героя, читатель встречается с героями сказки только тогда, когда с ними встречается Герда, и попадает к тот или иной мир, когда туда попадает героиня. В жизни Кая с тех пор, когда его сердце превратилось в лед, мало что изменилось: ледяное сердце не может ощущать боль, счастье, вдохновение, любовь. "Холодно, пустынно, мертво. " - это можно сказать и о душе Кая.

Силу слез Герды читатель видел уже в мире бабушки, которая знала чары - Герда подняла с земли розы, тоже определенной мерой оживила цветы. В слезах Герды не просто искренние чувства, теперь, в мире холода и смерти, сила Герды достигает апогея - в слезах героини вся любовь к Каю, к живому миру, к теплым человеческим взаимоотношениям. В слезах Герды - невосприятие того, что несет мир Снежной королевы. Герда кардинально изменила жизнь маленькой разбойницы, мир разбойников был "чужим" для маленькой разбойницы, и теперь она в поисках "своего" мира, встреча с Гердой и Каем только поддерживает девушку в ее поисках; "Потом она тронулась своей дорогой, а Кай и Герда - своей."

Таким образом автор выделяет Кая и Герду как главных героев. В народной немецкой сказке "Пани Метелица", украинской народной сказке "Дедова дочь и бабья дочь", русской народной сказке "Морозко" и др. герои тоже не имеют имен (мачеха, падчерица, сестры, дед, баба и т.д.). Фольклорную традицию в своем творчестве продолжают Ш. Перро ("Золушка или хрустальный башмачок"), А. Пушкина ("Сказка о мертвой царевне и семерых богатырях"), С. Маршак ("Двенадцать месяцев") и др.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

«Снежная королева». Кто не знает эту замечательную сказку о девочке Герде, которая, несмотря на сложности, умела отыскать Кая и спасти его от рук Снежной королевы? Эта сказка нам знакома с детства, а написал ее Х.К. Андерсен, который создал разных героев, с разными образами. Среди них и маленькая разбойница из сказки «Снежная королева»

Характеристика маленькой разбойницы из сказки Снежная королева

На вопрос, как звали маленькую разбойницу из «Снежной королевы» невозможно ответить, так как имя ее не называется, но и не имя здесь главное. Важно, повстречав Герду, девочка увидела, что вокруг, кроме жестокости, существуют и иные чувства. Есть в мире любовь, дружба, нежность, жалость. Разбойница, которая жила среди неотесанных мужланов, среди грубости и жестокости, после рассказа Герды, проявила к девочке милосердие, доброту и здесь, проявился совсем другой характер маленькой разбойницы из сказки «Снежная королева». Разбойница не только отпускает Герду, но и дает ей северного оленя, возвращает теплую одежду. Правда, муфта ей очень сильно приглянулась, поэтому ее она оставила себе, а взамен отдала рукавицы своей матери. Вот здесь разбойница располагает к себе, а мы, читатели, понимаем, у девочки доброе сердце, а ее жестокость всего лишь показная, ведь в окружении, где разбойница живет, по-другому нельзя.

Иллюстрация к «Снежной королеве» Вильгельма Педерсена, одного из первых иллюстраторов сказок Ханса Кристиана Андерсена.

Сюжет

Рассказ первый. Зеркало и его осколки

Тролли, несущие зеркало.

Злобный тролль изготавливает зеркало, в котором всё доброе кажется злым, а злое только ярче бросается в глаза. Однажды ученики тролля взяли это зеркало и бегали с ним повсюду, ради потехи наводя его на людей, а напоследок решили добраться и до неба, «чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом».

Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись ещё, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, миллиарды его осколков наделали, однако, ещё больше бед, чем самое зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, разлетелись по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны - ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда. Были между этими осколками и большие, такие, что их можно было вставить в оконные рамы, но уж в эти окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, только беда была, если люди надевали их с целью смотреть на вещи и судить о них вернее! А злой тролль хохотал до колик, так приятно щекотал его успех этой выдумки.

Оригинальный текст (датск.)

Jo høiere de fløi med Speilet, des stærkere grinede det, de kunde neppe holde fast paa det; høiere og høiere fløi de, nærmere Gud og Englene; da zittrede Speilet saa frygteligt i sit Griin, at det foer dem ud af Hænderne og styrtede ned mod Jorden, hvor det gik i hundrede Millioner, Billioner og endnu flere Stykker, og da just gjorde det megen større Ulykke end før; thi nogle Stykker vare knap saa store som et Sandkorn, og disse fløi rundt om i den vide Verden, og hvor de kom Folk i Øinene, der bleve de siddende, og da saae de Mennesker Alting forkeert, eller havde kun Øine for hvad der var galt ved en Ting, thi hvert lille Speilgran havde beholdt samme Kræfter, som det hele Speil havde; nogle Mennesker fik endogsaa en lille Speilstump ind i Hjertet, og saa var det ganske grueligt, det Hjerte blev ligesom en Klump Iis. Nogle Speilstykker vare saa store, at de bleve brugte til Rudeglas, men gjennem den Rude var det ikke værd at see sine Venner; andre Stykker kom i Briller, og saa gik det daarligt, naar Folk toge de Briller paa for ret at see og være retfærdige; den Onde loe, saa hans Mave revnede, og det kildede ham saa deiligt.

Рассказ второй. Мальчик и девочка

Кай и Герда, мальчик и девочка из бедных семей - не родственники, но любят друг друга, как брат и сестра. Под крышей у них есть свой садик «побольше цветочного горшка», где они разводят розы. Зимой в садике, правда, не поиграешь, поэтому они ходят друг к другу в гости.

Летом они одним прыжком могли очутиться в гостях друг у друга, а зимою надо было сначала спуститься на много-много ступеней вниз, а затем подняться на столько же вверх. На дворе перепархивал снежок.
- Это роятся белые пчёлки! - говорила старушка-бабушка.
- А у них тоже есть королева? - спрашивал мальчик; он знал, что у настоящих пчёл есть такая.
- Есть! - отвечала бабушка. - Снежинки окружают её густым роем, но она больше их всех и никогда не остаётся на земле - вечно носится на чёрном облаке. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки; вот оттого-то они и покрываются ледяными узорами, словно цветами.

Оригинальный текст (датск.)

Om Sommeren kunde de i eet Spring komme til hinanden, om Vinteren maatte de først de mange Trapper ned og de mange Trapper op; ude fygede Sneen.
“Det er de hvide Bier, som sværme,” sagde den gamle Bedstemoder.
“Har de ogsaa en Bidronning?” spurgte den lille Dreng, for han vidste, at imellem de virkelige Bier er der saadan een.
“Det har de!” sagde Bedstemoderen. “Hun flyver der, hvor de sværme tættest! hun er størst af dem alle, og aldrig bliver hun stille paa Jorden, hun flyver op igjen i den sorte Sky. Mangen Vinternat flyver hun gjennem Byens Gader og kiger ind af Vinduerne, og da fryse de saa underligt, ligesom med Blomster.”

Проходит некоторое время. Летом Кай с Гердой сидят в своём садике среди роз - и тут в глаз Кая попадает осколок дьявольского зеркала. Его сердце становится чёрствым и «ледяным»: он смеётся над бабушкой и издевается над Гердой. Красота цветов его больше не трогает, но он восхищается снежинками с их математически идеальными формами («ни единой неправильной линии»). Однажды он идёт кататься на санках и из баловства привязывает свои, детские, к роскошно украшенным «взрослым» саням. Неожиданно они разгоняются - быстрее, чем он мог себе представить, взмывают в воздух и мчатся прочь: его забрала с собой Снежная королева.

Рассказ третий. Цветник женщины, умевшей колдовать

Герда отправляется на поиски Кая. В своих странствиях она встречает чародейку, которая впускает её к себе переночевать и в итоге решает оставить у себя, чтобы сделать своей приёмной дочерью. Она наводит на Герду чары, из-за которых последняя забывает о своём названом брате, и волшебством прячет под землю все розы у себя в саду, чтобы они ненароком не напомнили героине о садике на крыше, принадлежащем ей и Каю. Но убрать розы со своей шляпы она забывает.

Однажды эта шляпа попадается Герде на глаза. Последняя вспоминает всё и начинает плакать. Там, куда стекают её слёзы, расцветают спрятанные волшебницей розы. Герда расспрашивает их:

Получив отрицательный ответ, она понимает, что Кая ещё можно спасти, и пускается в путь.

Рассказ четвёртый. Принц и принцесса

Покинув сад волшебницы, где царит вечное лето, Герда видит, что на самом деле уже давно наступила осень, и решает поторопиться. В пути она встречает ворона, который живёт со своей невестой при дворе здешнего короля. Из разговора с ним она делает вывод, что жених принцессы, явившийся из неведомых краёв - это Кай, и уговаривает ворона отвести её во дворец посмотреть на него. Становится ясно, что она ошиблась; но принцесса и её жених, выслушав рассказ Герды о её злоключениях, жалеют её и дарят ей «и башмаки, и муфту, и чудесное платье», и золотую карету, чтобы она побыстрее нашла Кая.

Рассказ пятый. Маленькая разбойница

В дороге на карету нападают разбойники. Они убивают форейторов, кучера и слуг, а также забирают себе карету, лошадей и дорогие одежды Герды. Сама же Герда достается в товарки маленькой разбойнице, дочке предводительницы местной шайки - невоспитанной, жадной и упрямой, но по сути - одинокой. Та устраивает её в своём зверинце; девочка рассказывает хозяйке свою историю, и последняя проникается и знакомит её с северным оленем - гордостью зверинца. Он рассказывает Герде о своей далёкой родине, где правит Снежная королева:

Там прыгаешь себе на воле по бескрайним сверкающим ледяным равнинам! Там раскинут летний шатёр Снежной королевы, а постоянные её чертоги - у Северного полюса, на острове Шпицберген!

Оригинальный текст (датск.)

Der springer man frit om i de store skinnende Dale! Der har Sneedronningen sit Sommertelt, men hendes faste Slot er oppe mod Nordpolen, paa den Ø, som kaldes Spitsberg!

Герда догадывается, что именно Снежная королева держит Кая у себя и с разрешения маленькой разбойницы, пускается в путь на северном олене.

Рассказ шестой. Лапландка и финка

В пути Герда с оленем ночуют у гостеприимной лапландки , которая, выслушав их историю, советует путешественникам побывать у ведуньи-финки . Олень, последовав её словам, едет с Гердой к финке и просит у неё для девочки «питья, которое бы дало ей силу двенадцати богатырей». В ответ финка говорит, что Герде такое питьё и не потребуется: «сила - в её милом, невинном детском сердечке». Простившись с финкой, Герда с оленем доезжают до царства Снежной королевы. Там они расстаются - дальше девочка должна идти сама.

Рассказ седьмой. Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом

Несмотря на все препятствия, Герда добирается до дворца Снежной королевы и застаёт Кая в одиночестве: он пытается сложить из осколков льда слово «вечность» - такое задание предложила ему перед уходом королева (по её словам, если он сумеет это сделать, он будет «сам себе господин», и она подарит ему «весь свет и пару новых коньков»). Сперва он не может понять, кто она такая, но потом Герда поёт ему их любимый псалом:

Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.

Оригинальный текст (датск.)

Roserne voxe i Dale,
Der faae vi Barn-Jesus i Tale!

Кай вспоминает её, и льдинки от радости сами собой складываются в нужное слово. Теперь Кай - сам себе хозяин. Названые брат с сестрой возвращаются домой, и выясняется, что они уже взрослые.

Цензура

Параллели в народных сказках

В скандинавском фольклоре встречаются упоминания о Ледяной деве, воплощении зимы и смерти (позднее этот образ разрабатывался многими детскими писателями, в частности, Туве Янссон в «Волшебной зиме»). Рассказывают , будто последними словами отца Андерсена были: «Вот идёт Ледяная Дева и она пришла ко мне». Аналогичные персонажи известны многим народам - в Японии это Юки-онна , в славянской традиции, возможно - Мара-Марена . Интересно, что у самого Андерсена есть ещё и сказка «Дева льдов».

Экранизации и использование сказки как литературной основы

Экранизации

  • Сказка странствий (фильм с использованием мотивов сказки, 1982).
  • Снежная королева (мультфильм, 1987) (Чехословакия).
  • Месть Снежной королевы (мультфильм, 1996) .

Театр

«Снежная королева» - спектакль Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова , 2009 год.

«Комната Герды» - спектакль Театральной Лаборатории Яны Туминой на сцене Театра «Особняк» , Санкт-Петербург, 2018 год.

Мне иногда кажется, что Ганс Христиан Андерсен, как ни странно, лучше всех психологов разбирается в женской психике. Ведь он создал совершенно уникальную галерею правдоподобнейших женских портретов... И все они живут своей отдельной, независимой от времени и пространства жизнью: и искательница тепла Герда, и искательница абсолютного совершенства Снежная Королева, и трогательная чемпионка по мазохизму Русалочка, и еще многие, многие... Но, признаюсь, больше всего в этой компании меня интригует Маленькая Разбойница.

Маленькая разбойница

Видеть Жизнь как приключение и забавную игру, Мир - как вызов и поле боевых действий, собственную властную мамашу - как объект воспитания, а Любовь - как право распоряжаться другими по-хозяйски - таков выбор этой маленькой, но уже вполне самостоятельной девочки. "Ужасный, невоспитанный ребенок с немытыми руками" - подумает о ней добропорядочная домохозяйка, сторонница уюта, гигиены и предсказуемых поступков. "Жестокая мучительница животных" - могли бы сказать о ней люди из "Greenpeace". "Девушка, пытающаяся вести себя по-мужски, не принявшая традиционных женских ролей; не расстающаяся с ножом ни днем, ни ночью, и склонная к паранойе - конечно же, она нуждается в помощи психоаналитика!" - примерно так оценил бы ее сам психоаналитик. "Глупая взбалмошная девчонка с дурными инстинктами и неупорядоченным разумом" - такой ее, возможно, увидела бы Снежная Королева... Что же касается Герды, то та в присутствии нашей героини не склонна была думать - она просто "...не смыкала глаз, не зная, убьют ее или оставят в живых ". (Впрочем, Герда-то и в других ситуациях не склонна думать - ее сила не в этом. Но речь у нас сегодня не о Герде, а о ее противоположности...) Что же я могу о ней сказать? Милая моему сердцу Маленькая Разбойница похожа на узел, в котором туго связаны самые разные вещи. Щедрость в ней неотделима от эгоизма, а великодушие - от жестокости. Она помогает Герде найти Кая - но она, похоже, с равной вероятностью могла бы навсегда посадить ее на цепь в своем зверинце... И только она, Маленькая Разбойница, смогла в конце сказки так точно оценить главного виновника "road-movie": "Ишь, ты, бродяга! - сказала она Каю. - Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света ?" Мне кажется, что в ней сосредоточено нечто, что часто можно встретить в реальных, не сказочных женщинах (причем - в наиболее искренних из них), но это "нечто" редко бывает осознанным. Давайте же посмотрим повнимательнее - что она за человек, что ей нужно от жизни и как она этого добивается. "Глаза у нее были черные, но какие-то печальные " - так в двух словах Андерсен предупреждает читателя: не верьте всем гадостям, что дальше будет вытворять эта девчонка. Ведь весь ее эпатаж и грубость - это лишь способ убежать от тоски и одиночества. Маленькая Разбойница действительно очень одинока. Поэтому появление Герды (которой она спасла жизнь, между прочим - разбойники-то собирались Герду съесть) вызывает в ней воодушевление. Недвусмысленно она заявляет о своих намерениях: "Она будет играть со мной. Она отдаст мне свою муфту, свое хорошенькое платьице и будет спать со мной в одной постельке ". Она принимает Герду за принцессу. Конечно, это было бы здорово: поместить настоящую принцессу в свой зверинец, вместе с прочими обитателями. Разбойница, видимо, склонна к коллекционированию... Она с гордостью показывает Герде свои владения: северного оленя, которому забавы ради она каждый вечер щекочет шею огромным ножом - ведь он так уморительно пугается до полусмерти!.. Лесных голубей, которых надо держать на привязи, чтобы не улетели в лес, домой... Оленя Разбойница особенно нежно любит. Ведь для нее любить - это как раз значит пугать до полусмерти, чтобы никому не было скучно... Все, что волнует кровь, притягивает нашу героиню с необычайной силой. Если Снежная Королева - это философско-математический трактат, Герда - сентиментальный любовный роман, то Разбойница, без сомнения - триллер. И Герда для нее - это прежде всего новое приключение, новые сильные ощущения... Она обнимает Герду, серьезно смотрит на нее и говорит: "Они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя. Я лучше сама убью тебя! ". Что ни говорите, но это - признание в любви. Герде надо отдать должное: она хороший зритель и слушатель, она поступает мудро: не закатывает истерик, ни с кем не спорит и не мешает Разбойнице насладиться своей властью, своими сокровищами и строить планы на будущее. Но дальше эти планы внезапно нарушаются. Герда рассказывает ей о своей сверхзадаче: найти Кая и спасти его из жутких холодных лап Разума (читай: Снежной Королевы). И что же в ответ вдруг делает жестокая, избалованная и упрямая обитательница лесов, воспитанная убийцами? Она, казалось бы, поступает крайне нелогично: не только сразу отпускает пленницу, не только помогает ей бежать, обманув остальных разбойников, но и возвращает ей почти все награбленное, да еще и отдает в спутники своего любимого оленя. Простой вопрос: Зачем ? Что ее побудило так поступать? Вот только не надо говорить, что ей стало жалко Герду. Наоборот, после рассказа Герды Разбойница, кажется, наконец начала ее уважать и перестала смотреть на нее, как на куклу "Принцесса", увидела в ней равномощного игрока в этом грандиозном спектакле жизни... И не сочувствие к печальной судьбе запутавшегося Кая, я думаю, было причиной. Жалость - совсем не то чувство, которое могло бы заставить нашу героиню действовать, а с сочувствием у нее вообще большие проблемы. Она не чувствует, а действует . Не жалеет, а просто помогает... "Just do it" - могло бы быть написано на ее гербе. Мне кажется, она поняла, что противостояние Снежной Королеве - само по себе является приключением, осмысленным действием, сильным ходом в сюжете сказки... Ведь Снежная Королева, Герда и Маленькая Разбойница - это фигуры, за которыми стоят три великие силы. Это - не только три женских типа, но и три части психики любой женщины (да и вообще любого человека, наверное... Только у мужчин будут другие фигуры, другие лица у этих сил). Эти силы - Разум, Чувство и Активность. Украв Кая, Королева (разум) слишком усилила свои позиции и тем нарушила равновесие... Остальные две силы, объединившись, это равновесие успешно восстанавливают. И не в Кае дело - а в том, что этот танец для троих должен быть симметричным, и в нем ни у кого нет ведущей партии... В нашей обычной психической жизни Снежная Королева правит бал, а Герда у нее в служанках. Иногда - наоборот. Кай, видимо, все еще пытается сложить из льдинок слово "вечность"... Что же касается Разбойницы, то ее, похоже, поймали, посадили под замок и морят голодом... И ее так не хватает. "Герда плакала от радости. "Терпеть не могу, когда хнычут - сказала маленькая разбойница. Теперь ты должна радоваться. Вот тебе еще два хлеба, чтобы не пришлось голодать "... Правда, хорошо, когда есть такие друзья?

МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА В СКАЗКЕ X. К. АНДЕРСЕНА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

С разбойниками Герда повстречалась в лесу, после того как рассталась с принцем и принцессой. Сначала маленькая разбойница не вызывает симпатии. Она очень развязна и капризна. Приказала Герде отдать ей понравившиеся сапожки и теплую муфточку. Обещала отдать ее на съедение разбойникам, как только Герда посмеет ее разозлить. Дразнила бедного оленя, прово­дя по его шее острым ножом.

Но постепенно начинаешь понимать, что маленькая разбойница не такая уж и плохая. Наоборот, она спо­собна на сочувствие, хотя и не хочет выглядеть доб­рой. А ее развязное поведение - всего лишь влияние среды, в которой девочка росла.

Услышав рассказ Герды о ее приключениях и любви к попавшему в беду Каю, маленькая разбойница не ску­пится на доброту. Она отпускает северного оленя, кото­рый должен отвезти Герду в Лапландию. Она возвраща­ет девочке теплые сапожки и даже дарит огромные, теплые рукавицы матери. Она снабжает Герду хлебом и окороком, чтобы та не голодала в дороге.

Разве можно после этого назвать маленькую разбой­ницу злой и черствой, какой она кажется в начале сказ­ки? Нет и еще раз - нет! Проявить такое сочувствие к чужой беде может только человек с добрым сердцем.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: