План синтаксического разбора сложноподчиненного предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Образец разбора сложноподчинённого предложения

Порядок разбора

1. Выделить части предложения (главное и придаточное), отметить границы.

2. Указать, что поясняет придаточное (главное предложение в целом или отдель-

ное слово, какое именно, указать часть речи этого слова).

3. Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и каково средство синтак-

сической связи (союз, союзное слово).

4. Определить тип придаточного предложения.

5. Объяснить постановку знаков препинания.

6. Составить схему.

7. Разобрать каждую часть как простое предложение.

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными разбирает-ся по общему плану сложноподчинённого предложения, но при этом нужно ука-зать вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) или комбина-цию этих видов.

Образец разбора сложноподчинённого предложения

1) Ктоне признаёт , 2) что то , 3) чего Лермонтов требует от поэта,

2) его призвания ? (В. Белинский)

1. Предложение состоит из трёх частей:

1) - главная;

2) - придаточная;

3) - придаточная.

Первое придаточное - придаточное первой степени - поясняет главное предложение; второе придаточное - придаточное второй степени - относится к первому придаточному и поясняет в нём подлежащее то , выраженное местоиме-нием. Способ связи - последовательное подчинение.

2. Придаточное первой степени отвечает на вопрос ч е г о?, прикрепляется к глав-

ному предложению союзом что . Придаточное второй степени отвечает на во-

прос к а к о е?, прикрепляется к придаточному первой степени союзным словом

чего .

3. Придаточное первой степени - изъяснительное. Придаточное второй степе-

ни - местоименно-определительное.

4. Придаточное первой степени отделяется от главного предложения запятой. По-

скольку придаточное второй степени стоит внутри первого придаточного, оно

выделяется с двух сторон запятыми.

Сложное предложение по цели высказывания является вопросительным, по-этому в конце предложения ставится вопросительный знак.

чего? какое?

, (2 что то , (3 чего), 2)?

придат. I степени придат. II степени

6. Каждая часть сложного предложения разбирается как простое предложение.


ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Виды придаточных Вопросы Способ присоединения Примеры
Определительные относятся к существитель-ному, всегда находятся пос-ле главного или внутри главного предложения Какой? Союзные слова:что, кто, который, где, куда, откуда… Егорушка в надеж-де, что туча уходит мимо, выглянул из ро-гожи.
Изъяснительные относятся в главном предло-жении к словам со значение речи (говорит, просить, отвечать) , мысли (думать, размышлять) , чувства (ра-доваться, жаль, ради др) Вопросы косвенных падежей Союзы и союзные слова:что, как буд-то, чтобы, ли и др Мы знали, что Петь-ка принес всего двух карасей , но молчали.
Обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для об-стоятельств.
1. Места Где? Куда? Откуда? Союзные слова:где, куда, откуда Деревья кругом, куда ни взглянешь , были золотые.
2. Времени Когда? С како-го времени? До какого време-ни? Когда, с тех пор, едва, как только Только иногда, когда речь заходила о фрон-тах , незнакомец умолкал.
3.Условия При каком условии? Если, если…то Если начнутся дож-ди , палатки придется переносить выше.
4. Причины Почему? По какой причине? Потому что, оттого что, так как, ибо Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.
5. Цели С какой целью? Для чего? чтобы Чтобы не заблудить-ся , я решил вернуться на тропинку.
6. Следствия Вследствие чего что произошло? так что Снег становился бе-лее, так что ломило глаза.
7. Образа действия Как? Каким образом? как, будто, точно, словно Старик говорил так, как будто было очень холодно .
8. Меры и степени В какой мере? В какой степе-ни? До какой степени? что, как, сколько Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали .
9. Сравнения Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? как, чем, словно, будто… Мы втроем начали бе-седу, как будто век были знакомы.
10. Уступки Несмотря на что ? хотя, несмотря на, пусть, пускай, даром что Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него ника-кого двора не было.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Тип подчинения Определение Пример
Последовательное Первое придаточное подчиняет-ся главному, а остальные после-довательно друг за другом Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись отца,который был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показать .
Параллельное Придаточные относятся к раз-ным словам одного и того же главного. Когда бричка была уже на конце деревни , Чичиков по-дозвал к себе первого мужи-ка, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плечах.
Однородное подчинение Придаточные относятся к одно-му и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо , как опускалась на землю мгла,как засветились одна за другой звездочки.
Неоднородное подчинение Придаточные относятся к од-ному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы Я должен был нанять быков, чтобы стащить тележку на эту проклятую гору, потому что была гололедица.
Комбинированное подчинение Такое подчинение, при котором одни придаточные последова-тельно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. В воздухе, куда ни взглянешь , кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь , идет ли снег с не-ба или с земли.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Порядок разбора Образец разбора
1. Выделить части предложения (главное и придаточное), отметить границы. 2. Указать, что поясняет придаточное (главное предложение в целом или отдельное слово, какое именно, указать часть речи этого сло- ва). 3. Указать, на какой вопрос отвечает прида- точная часть и каково средство синтакси- ческой связи (союз, союзное слово). 4. Определить тип придаточного предложения. 5. Объяснить постановку знаков препинания. 6. Составить схему. 7. Разобрать каждую часть как простое пред- ложение. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными разбирается по общему плану сложноподчинённого предложения, но при этом нужно указать вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) или комбинацию этих видов. 1) Кто не признаёт , 2) что то , 3) чего Лермонтов требует от поэта, 2) составляет одну из обязанностей его призвания ? (В. Бе-линский) 1. Предложение состоит из трёх частей: 1) - главная; 2) - придаточная; 3) - придаточная. Первое придаточное - придаточное пер-вой степени - поясняет главное предложение; второе придаточное - придаточное второй степе-ни - относится к первому придаточному и пояс-няет в нём подлежащее то , выраженное местоиме-нием. Способ связи - последовательное подчине-ние. 2. Придаточное первой степени отвечает на вопрос ч е г о?, прикрепляется к главному предложению союзом что . Придаточное второй степени отвечает на вопрос к а - к о е?, прикрепляется к придаточному первой степени союзным словом чего .
Порядок разбора Образец разбора
3. Придаточное первой степени - изъясни- тельное. Придаточное второй степени - местоименно-определительное. 4. Придаточное первой степени отделяется от главного предложения запятой. Поскольку придаточное второй степени стоит внутри первого придаточного, оно выделяется с двух сторон запятыми. Сложное предложение по цели высказы-вания является вопросительным, поэтому в конце предложения ставится вопросительный знак. чего? какое? 5. , (2 что то , (3 чего), 2)? придат. I степени придат. II степени 6. Каждая часть сложного предложения разби- рается как простое предложение.
ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
п/п Вид придаточ- ного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
Определи-тельное КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Союзные сло- ва: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда Является определе-нием по отношению к имени существи-тельному или место-имению в главной части «Не надо утомлять со-седей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, кото-рые уже были кем-то рассказаны вашим слу-шателям» (По Д.С. Ли-хачёву). «Воспитанный чело-век – это тот, кто хочет и умеет счи-таться с другими...» (Д.С. Лихачёв)
Изъясни- тельное ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ Союзы: что, как, ли, буд-то, чтобы, как бы не Союзные сло- ва: что, как, кто, где, ка- кой, откуда, зачем, сколь- ко Относится к глаголу в главном предложе-нии и выражает до-бавочное разъясне-ние «Я убежден, что нас-тоящая воспитан-ность проявляется прежде всего у себя до- ма, в отношениях со своими родными». (По Д.С. Лихачёву)
Образа действия, степени КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто... Союзные сло- ва: как, сколько Относится к глаголу, наречию, прилага-тельному, существи-тельному в главном и выражает значение образа действия, сте-пени «Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать вы-двигалось на первое место» (По Д.С. Лихачёву)
Места ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Союзные сло- ва: где, куда, откуда Уточнение места «Интеллигентность присутствует там, где проявляется ува-жение к другим, миру, природе» (По Д.С. Лихачёву)
Времени КОГДА? КАК ДОЛГО? С КАКИХ ПОР? Союзы: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как Уточнение времени действия По мере того как куль-тура человечества движется вперед, но-вые ценности присое- диняются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня (По Д.C. Лихачёву)
Условия ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ко- гда, кабы, Указание на условие, при котором проис-ходит действие, наз-ванное глаголом сказуемым «Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каж-дому поводу, он не- воспитанный человек»
п/п Вид придаточ- ного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
коль скоро (Д.С. Лихачёв)
Причины ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? Союзы: пото- му что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, ибо, так как Разъяснение причи-ны «...я обращаюсь глав-ным образом к муж-чине, к главе семьи, потому что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях» (По Д.С. Лихачёву).
Цели ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы Назначение дейст-вия, названного гла-голом-сказуемым «...не надо звонко класть вилку на тарел- ку, с шумом втягивать в себя суп, громко го- ворить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у сосе-дей не было опасений» (Д.С. Лихачёв).
Сравни-тельное КАК? Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подоб- но, подобно тому как, что, чем, нежели Сравнение двух действий, состояний «Уметь извиниться, признавать перед дру- гими ошибку лучше, чем юлить, врать, об- манывая тем самым прежде всего самого себя» (По Д.С. Лиха-чёву)
Уступи-тельное НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? Союзы: хотя, хоть, пусть, пускай, да-ром что, несмотря на то что. Союзные сло- ва: что НИ, кто НИ, как НИ, где НИ, когда НИ. Указание на то, вопреки чему со- вершается действие «Несмотря на то что нас одолевают мелоч- ные заботы и суета будничной жизни, надо уметь быть откры-тым и терпимым к лю- дям». (По Д.С. Лихачёву)
Следствия Союз: так что Следствие, вывод, заключение «Именно в юности ум человека наиболее вос- приимчив к усвоению знаний, так что не те- ряйте времени на пус-тяки, на «отдых» (По Д.С. Лихачёву)
Присое-динитель-ное Союзные сло- ва: что (в именитель-ном и косвен-ных падежах: чему, чем, чего), почему, зачем, отчего Дополнительная информация, заме- чания, ко всему главному «Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при бо-лезнях, что дарит ему возможность полу-чать настоящую ра- дость» (По Д.С. Лиха-чёву). Мы уже в коридоре пошли на цыпочках, чему сестра очень удивилась.

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:

Знаки препинания в ССП

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми :

Запятая не ставится:

1) В ССП с союзам И, если есть общий второстепенный член или общая придаточная часть:

2) В ССП с союзом И, если части ССП представляют собой вопросительные, восклицательные или назывные предложения:

3) В ССП с союзом И, если есть общее вводное слово:

2. Если части ССП значительно распространены, и имеют внутри себя запятые, то они отделяются друг от друга точкой с запятой :

3. Если вторая часть предложения указывает на быструю смену событий, на вывод, то между двумя частями предложения ставится тире:

1. Выписываем предложение из текста.

2. Определяем вид предложения по цели высказывания.

3. Указываем вид по эмоциональной окраске.

4. Находим грамматические основы, подчёркиваем их.

5. Строим схему предложения.

Свет маяка проносился над цветками, и ониказались совершенно фантастическими по своей окраске.

1) Предложение сложносочинённое, повествовательное, невосклицательное.

2) Первая грамматическая основа – свет проносился . Свет – подлежащее, выражено сущ. м.р., Им. п., ед.ч. Пролился – сказуемое, выражено гл. прош. вр., изъявит. н., ед. ч.



Вторая грамматическая основа – они казались фантастическими . Они – подлежащее, выражено мест. 3-го л., мн. ч. Казались фантастическими – составное именное сказуемое, выражено гл. казалось и именной частью – прилагательным фантастическими.

3) Схема предложения: , и .

6. Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённые предложения содержат в себе главную и придаточную части, соединённые союзом или союзным словом. В главной части СПП могут быть указательные слова.

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

1. Между частями СПП обычно ставится запятая .

Запятая ставится:

1. Между однородными придаточными:

а) без сочинительных союзов:

Я понимал , что лежу в постели, что яболен .

2. Между придаточными с последовательным подчинением при сочетании двух подчинительных союзов что если, что когда :

Держалась она с таким достоинством, что, когда подавала мне налитый стакан, я чувствовал потребность встать.

Запятая не ставится:

1. Между однородными придаточными с одиночными сочинительными союзами и, да, или, либо :

Он , видимо, это сделал только потому, что Оленину неловко и что онодинок среди казаков.

По небу слоились густые тучи , и хотя шел только третий час дня, но было уже темно .


, и (хотя (), но ).

Тире ставится, если придаточное (изъяснительное, условное, уступительное, временное) стоит перед главной частью: Если тывстречал этого человека – скажи . Как работаю я сам не знаю .

Запятая и тире между частями СПП ставится, если перед главной частью находится ряд однородных придаточных:

Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, - все мои мысли были заняты образом Олеси.

1. Вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

2. Выделяем грамматические основы.

3. Выделяем главную и придаточную части. Определяем тип придаточной части.

4. Строим графическую схему предложения.

Алешачувствует , что все на него смотрят и любят его.

1) Повествовательное, невосклицательное

2) Алеша чувствует – первая грамматическая основа.

Подлежащее Алёша выражено именем сущ., Им., п. простое глагольное сказуемое чувствует выражено гл. наст. вр., изъявит. н., 3-го л., ед. ч.



Все смотрят и любят – вторая грамматическая основа. Подлежащее все выражено определит. местоимением, Им. п. Однородные простые глагольные сказуемые смотрят и любят выражены гл. наст. вр., изъявит. н., 3-го л., мн. ч.

3) Первая часть является главной, так как от неё можно задать вопрос Алёша чувствует (что?). Части сложноподчинённого предложения соединяются союзом что . Придаточная часть относится к сказуемому, стоящему в первой части, и отвечает на падежный вопрос. Следовательно, это придаточное изъяснительное.

Синтаксический анализ предложения (обобщение).

В задании ЕГЭ по русскому языку для разбора предлагается, как правило, сложное предложение, что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения. Наглядно представим краткую информацию о различиях простого и видах сложного предложений, знание которых тебе потребуется для успешного выполнения задания.

Правило.

предложение количество граммати-ческих основ Особенности построения Основные признаки (средства связи, если есть)
1. Простое предложение одна грамматическая основа Может быть осложненным и неосложненным , но оно все равно будет считаться простым , например:

Подлежащее + однородные сказуемые;

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду .

Однородные подлежащие + сказуемое во мн.ч.;

В садах цвели яблони, груши, вишни и сливы .

Грамматическая основа + причастный оборот/деепричастный оборот;

Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал.

Проводив товарищей , Аня долго стояла молча.

Вводные слова, словосочетания и конструкции; вставные конструкции (попутные указания, замечания, выделяющиеся из синтаксической структуры). Они могут иметь грамматическую основу, но не входят (!) в состав предложения.

Как говорят старожилы , зима будет снежная.

Я не понимал (теперь я понял) , что я делал с близкими мне существами.

-
2. Сложносочин. минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Основы равноправны (то есть от одной основы нельзя задать вопрос к другой).

[Ветер дул с суши], и [у берега вода была спокойна] .

Союзы: и, но, а, либо, однако, или, не только… но и
3. Сложноподчин. минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом интонацией и подчинительными союзами. Основы неравноправны (от одной основы можно задать вопрос к другой).

(Когда ветер дул с суши), [ у берега вода была спокойна] .

Когда вода была спокойна? Когда ветер дул с суши.

Союзы и союзные слова:когда, как, будто (словно), что, чтобы, потому что, так как, если; который, какой, чей, кто и т.д.
4. Бессоюзное предложение (БСП) минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом только интонацией. Графически бессоюзное предложение можно распознать с помощью знаков препинания между основами

(, : – ;)

Ветер дул с суши,у берега вода была спокойна .

-
5. Сложное предложение с сочинительной и подчинит. связью минимум три грамматические основы Должны быть признаки пунктов 2, 3, 4

Алгоритм действий.

1. Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи.

2. Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное.

3. Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними.

Помни! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы!

4. Если предложение сложноподчиненное (СПП), то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).

Разбор задания.

1.

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

1) сложное с сочинительной и подчинительной связью

1) сложноподчиненное

2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

3) сложносочиненное (ССП)

Выделяем грамматические основы и союзы:

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

Таким образом, в предложении 2 грамматические основы (видно является вводным словом, поэтому только осложняет первую основу). Варианты 1 и 3 исключатся, так как они предполагают наличие не менее трех основ. Так как в предложении присутствует подчинительный союз что , то это предложение сложноподчиненное (вариант 2).

1. Какая характеристика соответствует предложению:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавить водой.

1. сложное с сочинительной и подчинительной связью

2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью

3. сложноподчиненное

4. сложное с бессоюзной и союзной (сочинительное и подчинительной) связью

Определяем количество грамматических основ и связь между ними:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил , которые можно было разбавит ь водой.

Три основы (правда – вводное слово) связаны только подчинительной связью (союз когда и союзное слово которые ).

Вариант ответа – 3.

2. Какая характеристика соответствует предложению:

Интересно, что за год до экспериментального открытия позитрона его существование было теоретически предсказано английским физиком Полем Дираком (существование именно такой частицы следовало из выведенного им уравнения).

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: