Башни Тишины в Йезде – самое странное кладбище, которое мне доводилось видеть. Башня молчания зороастрийцев и горные города хорезма Башни молчания в индии

Что можно сделать с телом умершего человека? Обычно его закапывают в землю или сжигают, очень редко топят в море. Однако у зороастрийцев свое представление о загробном мире и согласно их религии мертвое тело нельзя отдавать чистым стихиям - огню или земле. Тогда как же хоронят зороастрийцы свои покойных? Открою секрет - с помощью башен молчания. Такие можно найти на востоке Ирана в городе Йезд. "Инструкцию" к их использованию я вам сейчас покажу.

Зороастризм - одна из древнейших мировых религий, получившая распространение в начале - середине I тысячелетия до нашей эры в Древней Персии и некоторых других соседних областях. Впоследствии зороастризм был вытеснен Исламом, но сохранился в Иране и Индии.

Первое упоминание об обрядах захоронения у зороастрийцев сделал Геродот. В его время умерших все-таки хоронили, но изолировали от земли с помощью промасленной ткани или воска. В III-IV веке уже нашей эры появились первый упоминания о башнях молчания, называемых "Дахмой" (пер. хоронить). Суть их заключалась в том, что тела клали на вершине рукотворного кургана, где они поедались падальщиками, а кости со временем превращались просто в прах. В случае с Персией (Ираном) на холмах строились башни из кирпича. Эта традиция дожила и до нашего времени, правда, большинство башен молчания были закрыты в начале XX века.

Сейчас самые представительные башни молчания находятся в Иране на окраине города Йезд.

Вход на территорию стоит 150 000 риалов, меньше 4 долларов. Забор можно обойти и пролезть с другой стороны, но у охраны есть мотоциклы и они легко остановят безбилетников

В случае с Йездом здесь находится сразу две башни молчания. Справа женская, а слева - мужская. Перед ними какие-то старые глиняные постройки. Возможно здесь совершались какие-то обряды в отношении тел умерших

Женская башня ниже, но она лучше сохранилась или просто была восстановлена. На вершину ведет хорошая лестница и есть небольшой навесик перед самым входом, где можно посидеть - отдохнуть


Охрана поймала двух туристов-безбилетников (скажу по секрету, что это западные туристы с дорогой фототехникой)


Вход в центр башни

Именно на этой круглой площадке и оставляли тела. Дырка в центре - туда сбрасывались кости

Желобки на поверхности то же не просто так, по ним в яму стекала жидкость (кровь)

А вот и мужская башня

Подъем на вторую башню гораздо труднее, сюда серпантином идет дорога, которую долго обходить, кроме того у самой вершины часть дороги обвалилась и приходится достаточно рискованно лазать по камням

Здесь в достаточно плохом, полуобвалившемся, но оригинальном состоянии видна основная часть башни


Вход в башню

Но отсюда открываются очень хорошие виды на окружающую местность

«Башней молчания» или дахмой называют глиняное сооружение в виде чаши, которое зороастрийцы использовали для того, чтобы складывать туда тела усопших, где они разлагались под воздействием жаркого климата или съедались хищниками.

Само название «Башня молчания» было придумано в 1832 году Робертом Мёрфи, переводчиком при британском колониальном правительстве в Индии.

Зооастрийцы считали стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом нечистым.

В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих.

Непременным заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы.

Существует одна легенда, согласно которой уже в наше время возле дахмы неожиданно появилось множество мёртвых тел, которые не смогли опознать местные жители из соседних поселений.

Ни один покойник не подходил под описание без вести пропавших людей в Индии.

Трупы не были обглоданы животными, на них не было ни личинок, ни мух. Поразительным в этой ужасающей находке было то, что яма, расположенная посреди дахмы, на несколько метров была заполнена кровью, причём этой крови там было больше, чем могли вместить в себя тела, лежавшие снаружи. Зловоние в этом скверном месте было столь невыносимым, что уже на подступах к дахме многих начинало тошнить.

Неожиданно расследование было прервано, когда один местный житель случайно пнул в яму маленькую кость. Тогда со дна ямы начал извергаться мощный взрыв газа, исходящий из разлагающейся крови, и разноситься по всей округе.

Все, кто оказался в эпицентре взрыва, немедленно были доставлены в больницу и помещены в карантин, чтобы исключить возможность распространения заражения.

У пациентов начались лихорадка и бред. Они неистово кричали, что « были запятнаны кровью Ахриман» (олицетворение зла в зороастризме), несмотря на то, что никакого отношения к этой религии не имели и даже не знали ничего о дахмах. Состояние бреда перетекло в безумие, и многие заболевшие начали нападать на медперсонал больницы, пока их не усмирили. В конце концов, сильная лихорадка погубила нескольких свидетелей злополучного захоронения.

Когда позже следователи вернулись на то место, облачённые в защитные костюмы, то обнаружили такую картину: все тела бесследно исчезли, а яма с кровью была пуста.


01. Башня молчания - это погребальное сооружение в зороастрийском религиозном обряде. Согласно древнего учения, "нечистое" мертвое тело не должно предаваться ни земле, ни огню. Поэтому персы-зороастрийцы сносили тела на вершину специальных башен, где они становились добычей грифов. После всего, кости хоронились в глубоком колодце на вершине. Такова история.
Так вот на окраине Язда, есть целых две такие башни. Зачем на них смотреть? Ну во первых, они впечатляют: Почти в пустыне, две заметные издалека вершины, на которых расположены рукотворные, древние развалины (ныне ). Во вторых, с них открывается сногсшибательный вид город Язд, и окрестности. Наконец в третьих - это история, пусть персидского народа, но они такие же люди как и мы, со своими только обычаями.

02. Вокруг башен расположен целый город развалин.

03. В некоторых зданиях заметны следы восстановления, или наоборот запущенности.

04. Предполагаю, что все эти сооружения, как-то связаны с погребальными ритуалами персов. Кстати, вся территория башен огорожена и войти на территорию можно только через один вход (предварительно заплатив тысяч 100 000 реалов = 3,5$ ).

05. Одна башня чуть пониже, на нее мы поэтому не пойдем.

06. Другая чуть повыше, туда и отправимся.

07. Подъем не сложен. По мере продвижения открывается картина на те самые развалины у подножья башен,

09. и на окраины современного города. Неожиданно да? (Кто читал мои посты о старом Язде, тот в курсе ).

11. Представьте себе мое удивление, когда по пути на вершину я услышал питерскую интеллигентную речь (ту что с "булошными" и "поребриками" )!? Ребята из Питера (по центру ) уже не первую неделю путешествуют по Ирану, вникая в жизнь иранцев гораздо глубже (планируют провести месяц в Иране ) чем мы с Андреем. Проходящие мимо иранцы, потрясенные встречей русских, решили даже с нами сфотографироваться. Вы откуда? Руссия мы, в общем!)

12. Забегая вперед, скажу что это был единственный случай встречи в Иране с соотечественниками. Ребят, если читаете, дайте о себе знать, вышлю другие фото (потерялся адрес ).

13. Шаг за шагом, добираемся до самой башни,

14. к которой ведут торжественные, каменные ступени.

15. Признаюсь, на вершине становится немного не по себе, особенно от мыслей о предназначении этого места. По центру тот самый глубокий колодец, давно уже засыпан.

16. Виды, которые открываются с вершины, сразу же переключают внимание на себя. Пустыня резко переходящая в город. Огороженный периметр по центру фото - это современное кладбище Язда.

18. А по окраинам, расположен современный город.

19. Становится понятно, почему в центре старого города, была так пустынно.

21. Обратите внимание на количество строящихся объектов. У меня сложилось впечатление, что многие из них строятся уже не одно десятилетие, и представляют собой не что иное как законсервированные объекты до лучших времен. Вероятнее всего последствия многолетних санкций. Но могу ошибаться.

22. Панорама Язда конечно впечатляет: Пустыня, небо, город и горы.

23. Немного нарушают природную гармонию современные, спальные районы (Напоминаю что в городе проживает около 500 тысяч человек ).

24. Все таки хаотичные сооружения как в правой части фото больше подходят здешним видам, да?)

25. Деревьев, за редким исключением, почти нет, пустыня и горы на горизонте.

Башни молчания в индийском городе Бомбее, в настоящее время известен как Мумбаи, около 1890.

Зороастрийцы применяют необычный способ утилизации своих мертвецов. Они не хоронят их и не кремируют.
Вместо этого, трупы оставляют на вершине высоких башен, известных как дахмы, или Башни Молчания, где
они подвергаются разложению и потребляются птицами мусорщиками, такими, как грифы, коршуны и вороны.
Эта мрачная похоронная практика проистекает из убеждения, что мертвые нечисты потому, что они загрязнены
«демонами» и злыми духами, которые внедряются в тело, как только душа покидает его.


Захоронение и кремация, таким образом, рассматривается как загрязняющей природу и огонь, оба из которых
зороастрийцы в своей религии призывают защищать. Это почитание привело некоторых ученых провозгласить
зороастризм, как «первой в мире экологической религией».

Несуществующая башня молчания в Йезде, Иран.

Зороастрийская практика «обработки» мертвых известна как dokhmenashini и была впервые описана Геродотом
в середине 5-го века до нашей эры. Хотя использование башен молчания началось намного позже, в начале
9-го века. Башня молчания представляет собой невысокую постройку цилиндрической формы с плоской крышей,
разделенной на три концентрических кольца, где выкладываются обнаженные тела мертвых. Наружное кольцо
используется для мужчин, центральное — для женщин, а срединное — для детей. После того, как
птицы-падальщики склевывают плоть, и обнаженные кости выгорают на солнце, остатки собираются в яме под
склепом в центре башни и в нее добавляют известь, от чего кости постепенно разрушаются. Весь процесс
занимает около года. От каждой дахмы отведено четыре канала, через которые оставшийся материал смывается
дождевой водой, но перед этим он проходит через нескольких угольных и песочных фильтров.


Башня Молчания, Doongerwadi, Мумбаи, видно из близлежащих высоток.

Зороастрийцы Ирана следовали древней практике использования башен молчания вплоть до 1970-х годов, пока
башни не объявили опасными для здоровья и незаконными. Но дахмы до сих пор практикуются парсами в Индии,
которые составляют самую большую зороастрийскую прослойку население в мире. В последнее время быстрая
урбанизация оказывает сильное давление на традиции парсов, и этот странный ритуал использование башен
молчания постепенно уходит в историю. Хотя, на самом деле, самая большая угроза для процедуры dokhmenashini
исходит не от органов здравоохранения или общественного протеста, а от банального отсутствия грифов.


Печатный рисунок «башни молчания».

Количество стервятников, которые играют важную роль в уничтожении трупов, неуклонно снижается на Индийском
субконтиненте, начиная с 1990-х годов. В 2008 году их численность снизилась на 99 процентов из-за того,
что один из препаратов, который ветеринары вводят крупному рогатому скоту, оказался смертельным для грифов.
После обнаружения этого факта, опасный препарат был запрещен правительством Индии, но восстановить
популяцию грифов все еще не удалось. Таким образом, из-за отсутствия стервятников, которые раньше
управлялись с трупом за несколько часов, сейчас тело умершего человека медленно разлагается месяц или
больше, источая неприятный запах. Поэтому, некоторые башни молчания должны быть закрыты из-за
постоянных жалоб населения.
Некоторые теперь начали предпочитая кремацию.


Один из двух башен молчания, Йезд, Иран.


Башня молчания в Индии.


Яма из башни молчания, Бомбей.

Напротив некрополя Накше-Рустам расположилось каменное сооружение, известное в народе как «гробница Зороастра». Однако научные исследования не подтверждают факта захоронения здесь основателя древней иранской религии. По мнению ученых, это сооружение являлось алтарем зороастрийцев, где они совершали свои ритуальные обряды.

Огнепоклонничество — культ огня, света и солнца — возник в Персии более 3000 лет назад, а в VII-VII веках до н. э. пророк Зороастр воплотил древние восточные верования и легенды в религиозно-этическое учение. Он изложил их в виде откровений, полученных от всемогущего бога света Ахурамазды, и несколько веков спустя его учение стало господствующей в Иране религией Сасанидской империи.

Зороастр (Заратустра) проповедовал, что все в мире имеет два противоположных начала: жизнь и смерть, добро и зло, свет и тьма, холод и тепло, день и ночь… Добро олицетворяет бог Ахурамазда, которому противостоит злой бог Ариман, и между ними идет постоянная борьба. История противостояния двух начал, сотворения мира, основные принципы зороастризма и все основные молитвы, которые возносятся богу Ахурамазде, содержатся в священной книге «Авеста». А сам Заратустра считается создателем гат (песен) самой древней части «Авесты».

Зороастризм утверждал веру в загробную жизнь, в пришествие Мессии, который после 12 000 лет борьбы между добром и злом придет к людям, чтобы спасти мир от гибели. Люди тоже должны бороться со злом: согласно учению Заратустры, человек должен «думать о добре, говорить о добре, делать добро», и тогда все закончится победой благого начала.

Зороастризм был устойчивой религией и оказал большое влияние на жизнь народов, населявших Иран в течение почти 14 веков. В VII веке Персию завоевали арабы, и последователи Заратустры, сопротивлявшиеся насаждению ислама, вынуждены были скрываться в труднодоступных районах или бежать в другие страны. В настоящее время больше всего последователей Заратустры живет в Индии, где их называют парсами. Но где бы ни проживали зороастрийцы, они всегда соблюдают ритуалы, бытовавшие в период расцвета их религии. Например, обряды поклонения огню они совершают в специальных храмах, которые обычно устраиваются на возвышенностях.

Парсы считают, что из четырех стихий (земля, вода, огонь и воздух) главным является огонь: он священен, так как несет в себе божественное начало. С огнем связаны понятия чистоты, белизны, непорочности, добра и света. Перед чашей с огнем совершаются все богослужения зороастрийев, священный огонь горит не только в их храмах, но и в домах.

Согласно учению парсов, все мы вышли из земли и туда же вернемся, но тело умершего нельзя зарывать в землю, чтобы не осквернить ее. Земля должна цвести и плодоносить, поэтому ей должны достаться очищенные останки усопшего. И уж тем более нельзя предавать тело огню, который не должен быть осквернен прикосновением к покойному. В древности покойника сразу после смерти переносили в здание, которое называлось «кед» (дом). Название это могло означать и комплекс строений жилой усадьбы, и отдельное здание специального назначения (например «аташкед» — храм огня), а в погребальном обряде это был особый дом для усопшего. Погребальные «кеды» сооружались отдельно для мужчин, для женщин и для детей, причем размеры их определялись так, «чтобы не задевать головы стоящего человека, вытянутых рук и протянутых ног». В селениях зороастрийцев существовали коллективные «кеды», но в усадьбах знати они представляли собой особые постройки.

Из «кеда», соблюдая определенные церемонии, труп переносили на «дахму» (насыпь или круглое сооружение), где его оставляли на съедение хищным птицам. Через год кости, омытые дождем и высушенные солнцем, считались «чистыми»: их уносили и помещали в «наусах». Останки знати складывались в фамильные «наусах», а сосуды с останками простых людей зарывали в землю.

Древнегреческие писатели, сообщая о персидских погребальных обрядах, писали о сохранении тела и существовании особых гробниц персидских царей. Подтверждением этому служат и археологические памятники — вырубленные в скалах или отдельно стоящие гробницы, а также надгробные башни. А между тем, как указывалось выше, «Авеста» предписывала выставлять трупы на возвышенные места, где их уничтожали хищные звери и птицы. Кажущееся несоответствие объясняется тем, что свидетельства древнегреческих писателей и археологические памятники относятся к собственно персам, а в «Авесте» сказано о погребальных обрядах «магов». Например, Геродот сообщает, что персы сообщают тела усопших воском, а потом хоронят их в земле, а у «магов» трупы погребаются только после того, как их разорвут птицы или собаки.

Об этом же писал и Страбон, сообщавший, что трупы на растерзание выставляли на северо-востоке Персии. Такой же обычай существовал и в эпоху Сасанидов, например, Агафий отмечал, что тело умершего выносили за город, где его съедали птицы и собаки; класть тело в гроб и зарывать его запрещалось, поэтому кости умершего разбрасывали, и они со временем сгнивали. Считалось добрым знаком, если тело усопшего быстро поедалось хищниками, так как за город выносили и опасных больных, еще живых, давали им хлеб и палку, чтобы они могли, сколько хватит сил, отбиваться от собак.

В отчете китайского посла Вэй-цзе, побывавшего в начале VII века в Согдиане, сохранился такой рассказ о местном погребальном обряде:

«Вне главного города живет отдельно более двухсот семейств, специально занимающихся погребением. Они построили в уединенном месте особое сооружение, где воспитывают собак. Когда кто-нибудь умирает, они берут тело и помещают в этом сооружении, где его и поедают собаки. Затем они собирают кости и хоронят их в особой погребальной процессии, но не кладут их при этом в гроб.»

В рассказе китайского посла есть тоже указание на особое сооружение — дахму, которая была предшественницей знаменитых зороастрийских «Башен молчания». Парсы считают, что после смерти душа человека еще трое суток витает в этом мире и только потом покидает его. Три дня жрец молится в особом помещении, где лежит усопший, перед чашей со священным огнем, а на четвертый день он молится в храме, куда тело покойного вносить нельзя. Во время богослужения на жреце должна быть белая одежда, волосы убраны под белую повязку, лицо до самых глаз закрыто белой тканью. Жрецы должны быть чище других, поэтому они не могут прикасаться к покойному и совершают все полагающиеся обряды на расстоянии полутора метров от него.

После того как над умершим совершены все положенные обряды, 16 носильщиков должны на железных решетках доставить тело в Башню. Внутри нее от стен к центру идет пологий скат, на котором располагаются три погребальные площадки — отдельно для мужчин, женщин и детей. Посередине «Башни молчания» находится колодец, окруженный стеной. В Бомбее стервятники за полчаса оставляют от покойного лишь груду костей, в других местах, где хищные грифы вывелись, «работают» солнце и ветер. Потом сюда приходят специальные служители, которые собирают кости и сбрасывают их в колодец, глубина которого обычно равняется 4,5 метра. Рядом с колодцем порой устраиваются еще четыре запасных, на случай если главный колодец переполнится.

«Башню молчания» полагается строить на высокой скале, чтобы нельзя было увидеть происходящего внутри нее и чтобы она не занимала земли, нужной людям. В нее не смеет заходить никто, кроме служителей и носильщиков, которые после посещения «Башни молчания» должны обязательно очиститься. И умершего, и тех, кто прикасался к нему, очищают жидкостью, которая называется «ниранг». Приготовлена она по особым рецептам и даже через несколько десятилетий остается чистой и не подвергается разложению.

Чтобы возвести «Башню, молчания», надо соблюсти очень много сложных ритуалов, но все меньше остается жрецов, знающих их. Поэтому «Башен молчания» осталось на земле немного.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: