Композиционные особенности трагедии. Мастерство драматургической композиции трагедии. Композиция и художественные особенности

Замечательно композиционное построение трагедии Пушкина. Этого не поняло большинство современных поэту критиков, некоторые из них даже отказывались признавать ее произведением драматического искусства. «Борис Годунов» - «не драма отнюдь, а кусок истории, разбитый на мелкие куски в разговорах»,- писал один из них. На самом деле построение пушкинской трагедии как в отношении отбора необходимого исторического материала, так и его расположения отличается глубочайшей продуманностью и исключительным художественным мастерством.

Почти каждая из сцен «Бориса Годунова» разработана как стройное, самостоятельное, замкнутое в себе целое. Но каждая из них - и необходимое звено в общей цепи развертывающегося действия всей трагедии. Причем все эти многочисленные звенья соединены между собой, следуют друг за другом в порядке не только внешней хронологической последовательности, айв глубокой и органической взаимосвязи. В то же время вся эта гибкая, подвижная и вместе с тем необыкновенно крепкая композиционная структура отличается столь свойственной Пушкину не только внутренней, но и внешней гармоничностью, соразмерностью частей, поражающей симметрией.

Стройностью, гармонической уравновешенностью отличаются и отдельные сцены трагедии. Так, совершенно симметрично построен монолог Пимена, начинающийся и заканчивающийся одной и той же фразой: «Еще одно последнее сказанье». И это тоже не внешний прием. Симметричность построения монолога, как и его глубоко эпический тон, вполне соответствует душевной уравновешенности, высокой умудренности старца-летописца.

* «Что развивается в трагедии? Какая цель ее?- спрашивал Пушкин и отвечал:-Человек и народ - Судьба человеческая, судьба народная. Вот почему Расин велик, несмотря на узкую форму своей трагедии. Вот почему Шекспир велик, несмотря на неравенство, небрежность, уродливость отделки». В «Борисе Годунове» Пушкина перед нами - единственный в своем роде синтез сильных сторон обеих противостоящих в этом отношении друг другу драматургических систем.

Впервые сообщая одному из своих друзей, поэту и критику П. А. Вяземскому, о «Борисе Годунове», Пушкин назвал его «романтической трагедией». В дальнейших своих упоминаниях о трагедии он уточняет это определение, подчеркивая, что дает здесь образец «истинного романтизма». В позднейшем наброске предисловия к «Борису Годунову» Пушкин раскрывает и то, что понимает он под истинным романтизмом: «Отказавшись добровольно от выгод, мне представляемых системою искусства, оправданной опытами, утвержденной привычкою, я старался заменить сей чувствительный недостаток верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий,- словом, написал трагедию истинно романтическую».

Итак, «истинный романтизм» заключается в верности изображения лиц и времени, в правдивом и осмысленном «развитии исторических характеров и событий»; другими словами, «истинный романтизм» заключается, по Пушкину, в правдивом, художественно обобщенном изображении исторической эпохи. Легко заметить, что понятие «истинный романтизм» Пушкин употребляет в том значении, в каком мы употребляем понятие «реализм» (термина «реализм» в то время вообще еще не существовало, почему Пушкин и не мог употребить его). И «Борис Годунов» действительно представляет собой подлинное чудо реалистического искусства, наряду с «Евгением Онегиным»,- одну из величайших вершин пушкинского реализма. В последующем развитии пушкинского творчества «Борис Годунов» сыграл исключительно важную, во многом определяющую роль. «Борис Годунов» был первым в ряду многочисленных художественно-исторических созданий Пушкина, таких, как «Полтава», как «Арап Петра Великого», «Рославлев», «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Сцены из рыцарских времен». В некоторых из этих произведений историзм Пушкина, достигнутый им в «Борисе Годунове», поднимается на еще более высокую ступень, но своим прямым и непосредственным родоначальником все они имеют пушкинскую народную трагедию. Равным образом в «Борисе Годунове», в таких его сценах, как «Корчма на Литовской границе», мы присутствуем при зарождении художественной прозы Пушкина.

В то же время «Борис Годунов» явился первым подлинно реалистическим историко-художественным произведением как русской, так и всей мировой литературы. Пушкин сумел не только дать в нем необыкновенно полную и правдивую картину прошлого, но и так глубоко, как никто из его предшественников и современников, проникнуть «мыслью историка» в общественные отношения изображенной им эпохи, в борьбу социальных сил. Равным образом и по своему духу и по своей форме «Борис Годунов» - трагедия народная, произведение глубоко демократическое.

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ТРАГЕДИИ А. С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»

Трагедию «Борис Годунов» А. С. Пушкин написал в 1825 году. В преддверии декабрьских событий, когда все острее ощущалась нестабильность -политической ситуации в России, он обращается к драматическому моменту отечественной истории, связанному со сменой царствующих династий. На переломе эпох явственнее видны причинно-следственные связи событий, резче проступает сущность народного характера, отчетливее выявляется взаимодействие данности... с объективными законами миропорядка. Смутное время. резко поставило вопрос о царской власти и побудило к сознательным действиям русский народ, поэтому события этого периода интересовали Пушкина-исследователя. Поэт постигал смысл истории. Структура трагедии «Борис Годунов» подчинена этой задаче.

Трагедия состоит их двадцати трех отдельных сцен, каждая из которых может восприниматься независимо от целого. Но это звенья единой цепи истории. Взяв за образец произведения Шекспира, Пушкин пишет драматическую хронику, в основу которой положена жизненная и историческая правда, что подчеркивается датами-подзаголовками. Следуя этой правде, автор с необыкновенной быстротой переносит действия из одного географического пункта в другой, от Москвы к литовской границе, в Краков и Самбор, Новгород-Северский и Севск, постоянно возвращаясь в Москву - исходную точку событий.

В трагедии, как в жизни, переплетены высокое и низкое, трагическое и комическое. Из торжественных кремлевских палат мы попадаем в темную монастырскую келью, из убогой корчмы - в богатые боярские хоромы. Естественное звучание пятистопного «белого» стиха чередуется с простонародной прозой или изысканными рифмованными формами.

Разнообразие действующих лиц и исторических эпизодов придает структуре произведения объемность, многомерность. В этом многообразии проявляется действие различных исторических сил, противоборство которых определяет исход событий и голос каждой из которых необходимо услышать.

«... вослед за патриархом к монастырю пошел и весь народ». Ясно, что без народа не принимаются исторические решения. Но его мнением и его силой распоряжаются другие. Народ - игрушка в руках патриарха, бояр. «Давай народ искусно волновать», - говорит Шуйский.

царя, подготавливает появление Бориса, намечает конфликт между «вчерашним рабом, татарином» Годуновым и знатными боярами, «наследниками варяга», утратившими свое политическое значение: «Уже давно лишились мы уделов, давно царям подручниками служим...» Здесь же показана двойственность в отношениях Годунова с народом. Борис «умел и страхом, и любовью, и славою народ очаровать», но он же «в душе палач». Из разговора князей впервые мы узнаем о преступлении Бориса, «ужасном злодействе» - источнике нравственного конфликта трагедии и предвестии поражения Годунова.

Истинная завязка трагедии - убийство царевича Димитрия, законного престолонаследника, - происходит за временными рамками пьесы. Это то прошлое, которое определяет настоящее. Смерть Бориса - развязка сюжета, но не завершение трагедии, действие которой продолжается и после ее формального окончания. Сюжет произведения внутренне не замкнут, открыт - это лишь один из эпизодов в цепи исторических событий.

В трагедии несколько сюжетных линий, развивающихся в сложном взаимодействии. Рассмотрим некоторые примеры структурных взаимосвязей.

перемены. Все попытки Годунова править мудро, тщетны. Он предчувствует «небесный гром и горе». Предчувствия Бориса оправданны, композиционно подготовлены в пятой сцене, которая происходит в келье Чудова монастыря и где завязывается сюжетная линия самозванца. Здесь усиливается звучание мотива цареубийства и осуждения Бориса, когда выразителем «мнения народного» выступает летописец Пимен, произносящий ключевые слова для понимания причины грядущих бед: «Прогневали мы бога...» Это «мы» распространяет трагическую вину Бориса и на народ, избравший себе в цари преступника. Присутствующая в пятой сцене тень убиенного царевича предвещает поражение Бориса и возвышение Григория. Но здесь же, в пророческом сне, предсказано и падение Отрепьева, которого к трагическому выбору непроизвольно побуждает Пимен.

После сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» начинается развитие действия, толчком которому служит слух о самозванце, распространяющийся постепенно. Патриарх на этот слух реагирует благодушно-спокойно, хозяйка корчмы - равнодушно. Бояре осознают скрытую в нем опасность: «Весть важная! И если до народа она дойдет, то быть грозе великой». На Годунова слух о самозванце производит ошеломляющее впечатление. В этот момент пересекаются сюжетные линии царя и самозванца, который выступает орудием «божьего суда» над Борисом.

В развитии этих линий проявляется симметрия структуры. Первая сцена симметрична последней. Трагедия начинается вступлением на царство Бориса, завершается - вступлением Лжедимитрия. Один из них истинный царь, другой - ложный, но оба они преступники. Царевич Димитрий - жертва Годунова, сын которого становится жертвой самозванца. Круг замкнулся, история повторяется. Первое появление Бориса происходит в четвертой, а самозванца - в пятой сцене, соответственно последний раз они появляются в четвертой и пятой сценах, считая от конца. Борис узнает о самозванце в десятой сцене, а в симметричной ей Лжедимитрий с Курбским переходят границу. В седьмой сцене Годунов пытается заглушить голос совести и говорит о кровавых мальчиках в глазах, а в седьмой от конца его обвинителем выступает юродивый в окружении реальных мальчишек. Этот ряд сопоставлений неисчерпаем.

нечистая совесть не может его «среди мирских печалей успокоить» - Отрепьев переходит литовскую границу. Борис не понимает, почему ему «тринадцать лет... сряду все снилося убитое дитя» - вокруг самозванца группируются противники Годунова. Развитие сюжетной линии Лжедимитрия достигает кульминации в сцене «Ночь. Сад. Фонтан», когда становится ясно, что события совершаются помимо его воли, их не могут остановить даже его явные промахи. Самозванец с ратью переходит границу. А Борису удается последняя попытка остановить возмездие в пятнадцатой сцене «Царская дума», когда патриарх предлагает канонизировать Димитрия, «во Кремль святые мощи перенести». Для царя это равносильно признанию вины. Это кульминация сюжетной линии Бориса. Он не принимает предложения, и в следующей сцене воины Годунова в паническом страхе бегут с поля боя, но гонит их не перевес сил самозванца а «Димитрия воскреснувшее имя». В семнадцатой сцене «Площадь перед собором в Москве» Борису вынесен окончательный приговор. Действие, до этого эпизода развивавшееся стремительно, здесь останавливается. В семнадцатой сцене не происходит развитие сюжета, но она является ключевой в развитии основной мысли трагедии. Все народные настроения, до этого звучавшие разрозненно, выражает юродивый Николка: «Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода - богородица не велит». Действие поворачивается к развязке.

«хранит... провиденье», а Борису больше не помогут ни репрессии, когда «кому язык отрежут, а кому и голову», ни «тщетные победы». Смерть Годунова закономерна как утверждение его окончательного поражения: «Божий суд уж поразил Бориса». Это смерть завершает сюжетные линии царя и самозванца - правосудие свершилось.

«бедствия народны». В последних сценах продолжается развитие линии народа. Раболепные подданные Бориса, плохо разбирающиеся в сути происходящих событий, превращаются в беспощадных бунтовщиков: «Ступай! Вязать Борисова щенка!» Крик несущейся толпы: «Да гибнет род Бориса Годунова!» - не лучше воя: «Будь наш отец, наш царь!» Но в финале народ показан уже не бессмысленной толпой. В изображении народа заключительная сцена зеркально противоположна экспозиционной. В сцене «Девичье поле. Новодевичий монастырь» люди из народа равнодушно делают то, что им приказывают, никак не оценивая происходящие события: «А как нам знать? То ведают бояре, не нам чета». В финале народные голоса выражают разные мнения: одни жалеют детей Бориса, другие их проклинают. Это уже не скопище людей, а каждый наедине со своей совестью. Народная совесть не позволяет кричать здравицу новому царю. Ужаснувшись еще одному жестокому преступлению, «народ безмолвствует». Общий грех, о котором говорил Пимен, осознан. Заключительная сцена экспозиции отозвалась в финале традиции. Народ не хочет брать на душу новый грех. В молчании народа - обреченность Лжедимитрия, и это безмолвие страшнее предсказанного вещим сном смеха. Следующий виток истории происходит вне рамок пьесы.

«Я верую в пророчества пиитов», - говорит в трагедии самозванец. Незамкнутая структура трагедии Пушкина «Борис Годунов», выявляя суть и взаимосвязь процессов истории, не только позволяет глубже понять события XVI-XVII веков, но и побуждает отыскивать нити, протянувшиеся из прошлого к великой смуте XX века.

Драматургия Древней Греции положила начало истории развития этого жанра. Все то, чем мы располагаем сейчас, зародилось в этой колыбели европейской культуры. Поэтому для осознания многих современных театральных тенденций и находок весьма полезно оглянуться назад и вспомнить, с чего начиналось драматическое искусство?

Царь города Фивы, Лай узнает от оракула, что его сын, который должен родиться, убьет его и женится на своей матери – царице Иокастре. Чтобы предотвратить это, Лай приказывает пастуху отнести новорожденного в горы на погибель, в последний момент ему становится жалко младенца и тот передает его местному пастуху, который отдает мальчика бездетному коринфийскому царю Полибу.

Через некоторое время, когда мальчик уже вырос, до него доходят слухи о том, что он приемный. Тогда он отправляется к оракулу, чтобы узнать правду, и тот ему говорит «чей бы ты ни был сын, тебе суждено убить своего отца и жениться на собственной матери». Тогда он в ужасе решает не возвращаться в Коринф и уходит прочь. На перекрестке он встретил колесницу, в которой сидел старик и подгонял лошадей хлыстом. Герой не вовремя посторонился и тот сверху ударил его, за что Эдип ударил старика посохом, и он замертво упал на землю.

Эдип дошел до города Фивы, у которого сидел Сфинкс и загадывал всем проходящим мимо загадку, кто не отгадывал — был убит. Эдип с легкостью отгадал загадку и спас Фивы от Сфинкса. Фиванцы сделали его королем и женили на царице Иокастре.

Через некоторое время на город обрушилась чума. Оракул предсказывает, что спасти город можно, найдя убийцу царя Лая. Эдип в итоге находит убийцу, то есть себя самого. В финале трагедии его мать вешается, а сам герой выкалывает себе глаза.

Жанр произведения

Произведение Софокла «Царь Эдип» относится к жанру античной трагедии. Трагедия характеризуется личным конфликтом, вследствие которого главный герой приходит к потере личных ценностей, необходимых для жизни. Неотъемлемая ее часть – катарсис. Когда читатель пропускает страдания персонажей через себя, это вызывает у него эмоции, возвышающие его над обыденным миром.

В античной трагедии часто показывается контраст счастья и несчастья. Счастливая жизнь наполняется преступлениями, расплатами и наказаниями, таким образом, переходя в несчастную.

Особенность трагедий Софокла в том, что не только главного героя постигают жестокие участи, но и судьбы всех причастных к нему становятся трагичными.

Главной темой античной драматургии является злой рок. И трагедия «Царь Эдип» — ярчайший пример. Судьба господствует над человеком, он лишен свободы воли. Но в трагедии Софокла, герой пытается изменить предначертанное, он не хочет смиряться с предопределением. У него есть своя собственная позиция, но в этом и заключается вся трагедия: бунт против системы жестоко подавляется, ведь он тоже заранее спланирован. Рок, который бунтарь ставит под сомнение, разыгрывает с ним злую шутку, заставив его усомниться в том, что его заставили. Эдип уходит не из родного дома, а из дома приемных родителей. Его уход равносилен бегству от собственной судьбы, которая находит его и на этой траектории. И когда он ослепляет себя, то таким образом тоже выступает против рока, но и этот выпад предсказывается Оракулом.

Злой рок героя: почему Эдипу не повезло?

Царь города Фивы Лай украл и надругался над учеником оракула, который передавал ему знания о мире. Вследствие своего поступка он узнает пророчество, в котором говорится, что он погибнет от руки собственного сына, а его жена выйдет за него замуж. Он принимает решение убить ребенка. Напоминает миф о боге Кроносе, который опасался, что дети могут убить его – и пожирал их, чтобы этого не случилось. Однако Лаю не хватило божественной воли: он не сумел съесть наследника. Так распорядилась судьба, чтобы наказать обидчика предсказателя. Поэтому вся жизнь Эдипа – пример того, как остроумно пошутил злой рок.

Младенец попадает в руки бездетному царю. Бездетность считалась волей богов, и если детей нет, то это наказание и так надо. Получается, сановник страдал бесплодием лишь потому, что должен был приютить игрушку судьбы.

Эдип встречает Сфинкса. Сфинкс появилась задолго до Кроноса. Все божества, существовавшие до Кроноса, соединяют в себе черты разных животных и человека. Она истребляет город, постоянно пожирая горожан за недостаток эрудиции. И когда Эдип разгадывает ее загадку – она погибает, как и было предначертано, а герой уже приписал это на свой счет.

Начало чумы в Фивах – тоже является божественной карой за то, что, по сути, соорудил злой рок, разгулявшись в мире людей.

Никто не страдает понапрасну. Каждому воздается по его поступкам или же по поступкам его предков. Но никто не может миновать своего жребия, бунтовщиков сурово карает десница судьбы. Самое интересное, что это восстание – плод фантазий самих богов. Злой рок изначально управляет тем, кто думает, что обманывает его. Эдип не виноват в своей непокорности, просто на его примере людям решили преподать урок послушания: не перечьте воле вышестоящих, они мудрее и сильнее вас.

Образ Эдипа: характеристика героя

В трагедии Софокла главным героем является правитель Фив – царь Эдип. Он проникается проблемами каждого жителя своего города, искренне переживает за их судьбы и старается во всем им помочь. Он однажды спас город от Сфинкса, и когда граждане страдают от навалившейся на них чумы, народ снова просит спасения у мудрого правителя.

В произведении судьба его оказывается невероятно трагичной, но, несмотря на это, его образ не представляется жалким, а напротив, величественным и монументальным.

Всю жизнь он поступал по морали. Ушел из родного дома, отправившись неизвестно куда, чтобы не исполнять предначертанное злодейство. И в финале он утверждает свое достоинство самонаказанием. Эдип поступает невероятно смело, наказывая себя за преступления, которые совершил неосознанно. Его кара жестока, но символична. Он выкалывает брошью свои глаза и отправляет себя в изгнание, чтобы не находиться рядом с теми, кого он осквернил своими поступками.

Таким образом, герой Софокла – человек соответствующий нравственным законам, стремящийся поступить по морали. Царь, признающий собственные ошибки и готовый нести за них наказание. Его ослепление – метафора автора. Так он хотел показать, что персонаж является слепой игрушкой в руках судьбы, и каждый из нас так же слеп, даже если почитает себя зрячим. Мы не видим будущего, не способны узнать свою судьбу и вмешаться в нее, поэтому все наши действия – жалкие метания слепца, не более. Такова философия того времени.

Однако когда герой слепнет физически, он прозревает духовно. Ему уже нечего терять, все самое страшное произошло, и судьба преподала ему урок: пытаясь узреть незримое, можно и вовсе потерять зрение. После таких испытаний Эдип освобождается от властолюбия, самонадеянности, богоборческих устремлений и уходит из города, жертвуя всем во благо горожан, пытаясь спасти их от чумы. В изгнании его добродетель лишь укрепилась, а мировоззрение обогатилось: теперь он лишен иллюзий, миража, который создавало услужливое зрение под влиянием ослепительных лучей власти. Изгнание в данном случае – путь к свободе, предоставленный судьбой в качестве компенсации за то, что Эдип покрыл долг своего отца.

Человек в трагедии «Царь Эдип»

Автор пишет свое произведение, основой которому послужил миф о Царе Эдипе. Но он пронизывает его тончайшей психологией, и смысл пьесы заключается даже не в роке, а в противостоянии человека судьбе, в самой попытке бунта, обреченной на поражение, но от этого не менее героической. Это настоящая драма, наполненная внутренними конфликтами и конфликтами между людьми. Софокл показывает глубокие чувства персонажей, в его творении ощущается психологизм.

Софокл не строил свое произведение только по мифу об Эдипе, чтобы основной темой не стала исключительно роковая невезучесть главного героя. Вместе с ней он ставит на первый план проблемы общественно-политического характера и внутренние переживания человека. Таким образом, обращая мифологический сюжет в глубокую социальную и философскую драму.

Главной идеей в трагедии Софокла является то, что человек при любых обстоятельствах должен сам отвечать за содеянное. Царь Эдип, после того как узнает правду, не ждет наказания свыше, а сам наказывает себя. Кроме того, автор учит читателя, что любая попытка отклониться от намеченного свыше курса – мираж. Людям не дано свободы воли, за них уже все продумано.

Эдип не колеблется и не сомневается перед принятием решений, поступает сразу и четко по морали. Однако эта принципиальность – тоже дар судьбы, которая уже все рассчитала. Ее не обмануть и не обойти. Можно сказать, что она наградила героя добродетельными качествами. В этом и проявляется некая справедливость рока по отношению к людям.

Душевное равновесие человека в трагедии Софокла полностью соответствует жанру, в котором исполнено произведение: оно колеблется на острие конфликта и, в конце концов, рушится.

Эдип и Прометей Эсхила – что общего?

Трагедия Эсхила «Прометей прикованный» повествует о титане, который украл с Олимпа огонь и принёс его людям, за что Зевс наказывает его, приковав к горной скале.

Взойдя на Олимп, Боги боялись быть свергнутыми (как в своё время они свергли титанов), а Прометей является мудрым провидцем. И когда он сказал, что Зевса свергнет его сын, слуги повелителя Олимпа начали угрожать ему, выпытывая тайну, а Прометей гордо молчал. Кроме того, он украл огонь и дал его людям, вооружив их. То есть, пророчество получило наглядное воплощение. За это главный из богов приковывает его к скале на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень.

Прометей, так же как и Эдип, зная судьбу, идёт наперекор ей, он также горд и имеет свою позицию. Им обоим не суждено ее преодолеть, однако сам бунт выглядит смело и внушительно. Также оба героя жертвуют собой ради людей: Прометей крадет огонь, зная об ожидающей его за это каре, а Эсхил выкалывает себе глаза и уходит в изгнание, бросая власть и богатства ради своего города.

Судьба героев Эсхила и Софокла одинаково трагична. Однако Прометей знает свою судьбу и идет к ней навстречу, а Эсхил, напротив, пытается убежать от нее, но в финале осознает тщетность попыток и принимает свой крест, сохраняя достоинство.

Структура и композиция трагедии

Композиционно трагедия состоит из нескольких частей. Открывается произведение прологов – на город обрушивается мор, гибнут люди, скот, посевы. Аполлон приказывает найти убийцу предыдущего царя, и действующий царь Эдип клянется найти его во что бы то ни стало. Пророк Тиресий отказывается говорить имя убийцы, и когда Эдип обвиняет во всем его, то оракул вынужден открыть истину. В этот момент чувствуется напряжение и гнев правителя.

Во втором эпизоде напряжение не снижается. Следует диалог с Креонтом, который возмущен: «Нам честного лишь время обнаружит. Довольно дня, чтоб подлого узнать».

Приход Иокастры и рассказ об убийстве царя Лая от руки неизвестного, вносят смятение в душу Эдипа.

В свою очередь он сам рассказывает свою историю до его прихода к власти. Он не забыл об убийстве на перекрестке и сейчас вспоминает это с еще большей тревогой. Тут же герой узнает, что он не является родным сыном коринфийского царя.

Высшей точки напряжение достигает с приходом пастуха, который говорит о том, что он не убивал младенца, и тогда все становится ясно.

Композицию трагедии заключают три больших монолога Эдипа, в которых нет того прежнего человека, считавшего себя спасителем города, он предстает несчастным человеком, искупающим свою вину тяжелыми страданиями. Внутренне он перерождается и становится мудрее.

Проблематика пьесы

  1. Основной проблемой трагедии является проблема судьбы и свободы человеческого выбора. Жителей древней Греции очень тревожила тема рока, так как они считали, что свободы у них нет, они являются игрушками в руках богов, их судьба предопределена. И срок их жизни зависел от Мойр, которые определяют, отмеряют и отрезают нить жизни. Софокл же вносит полемику в свое произведение: наделяет главного героя гордостью и несогласием со своей судьбой. Эсхил не собирается смиренно ожидать удары судьбы, он борется с ней.
  2. Также в пьесе затронуты социально-политические проблемы. Отличие Эдипа от его отца Лая в том, что он – справедливый правитель, который, не задумываясь, приносит в жертву свою любовь, дом и себя самого ради счастья граждан. Однако хороший царь неизменно несет на себе ярмо, унаследованное от плохого, принявшее в античной трагедии форму проклятья. Последствия от бездумного и жестокого правления Лая его сыну удалось перебороть только ценой собственной жертвы. Такова цена равновесия.
  3. Горе обрушивается на Эдипа с момента, как ему открывается правда. И тогда автор говорит о проблеме философского характера — проблеме неведения. Автор противопоставляет знание богов незнанию простого человека.
  4. Действия трагедии разворачиваются в обществе, в котором убийство кровных родственников и инцест сопровождаются жесточайшей карой и сулят бедствие не только тому, кто совершил это, но и городу в целом. Так что, деяния Эдипа, несмотря на фактическую безвинность, не могли оставаться безнаказанными и поэтому город страдает от мора. Проблема справедливости в этом случае стоит довольно остро: почему за деяния одного страдают все?
  5. Несмотря на всю трагичность жизни Эдипа, в конце он наделяется духовной свободой, которую он обретает, проявляя мужество против ударов судьбы. Поэтому ощущается проблема оценки жизненного опыта: стоит ли свобода таких жертв? Автор полагал, что ответ положительный.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Фауст» имеет сложную построение. Композиционно произведение делится на две большие по объему части (первая — 25 сцен, вторая — 5 действий). События первой части произведения происходят в средневековой Германии, а во второй части временные и пространственные границы сюжета расширяются и развиваются параллельно в средневековье и античности, между которыми свободно передвигаются главные герои произведения. Сквозным мотивом, сочетающий в композиционную целостность все отдельные сцены произведения, является мотив странствий Фауста, сопровождаемого Мефистофелем.

  • Большой и качественный

Яркая особенность композиционного построения «Фауста» — его вступительная часть, которая состоит из трех отдельных сцен, является завязкой последующих сюжетных линий произведения. Введение. Первая сцена вступления называется «Посвящение» и содержит лирическое обращение к друзьям молодости, с которыми Гете был связан, когда начинал писать «Фауста», и каким он благодарит за поддержку. Вторая сцена — «Пролог в театре» — передает разговор директора театра. Поэта и комедийный актер, которые выражают различные взгляды на назначение искусства. их диспут характеризует эстетические принципы Гете, но еще не имеет прямой связи с содержанием «Фауста». Его сюжетная завязка происходит в третьей сцене — «Пролог на небе», где между Господом и дьяволом по имени Мефисто-Фель возникает спор относительно ценностей, которые определяют человеческое существо, смысл человеческой жизни, содержание духовных стремлений человека.

Сюжетные перипетии трагедии Фауст

Если Господь видит в человеке «божественное создание», которое стремится путем обуздания животных инстинктов своего естества познать мир, его высшие, духовные ценности, то Мефистофель, наоборот, относится к человеку пренебрежительно и считает движущей силой ее поступков и деяний низкие животные инстинкты, которые обнаруживают себя в пренебрежении духовными и нравственными ценностями в угоду плотским утехам и наслаждениям. Мефистофель предлагает Богу паре: он докажет ничтожность человеческой природы и, как вознаграждение, получит душу соблазненной греховными деяниями человека. Объектом этого морального эксперимента выбрана врача и ученого Фауста, в моральной твердости которого и интеллектуальной способности противостоять потенциальным соблазнам дьявола Господь вполне уверен.

Произведение «Борис Годунов» посвящено тяжелым взаимоотношениям обычного народа и царя. Именно данная поэма являлась переломным моментов в творчестве Пушкина. Она символизирует, в своем роде, переход от лирик к историческому реализму.

Сюжет произведения построен на описании Смутного времени, в которое правил Борис Годунов. Пушкин за основу для своего легендарного произведения брал материалы, которые содержались в «Истории государства Российского». Эти материалы были написаны известным русским историком Карамзиным. Пушкин пытался донести свой собственный замысел о всех восстаниях, которые происходили в то время.

Вся поэма разделена на двадцать три сцены. Эти сцены по временному промежутку охватывают целых шесть лет, во время правления Годунова. Все герои произведения Пушкина « Борис Годунов» разделены на группы. Все группы представляют собой известных исторических личностей, вымышленных персонажей и людей того времени, которые никак не повлияли на историю. В общем, персонажи там были на любой вкус.

Вся поэма была написана в жанре трагедии. В ней раскрывались основы духовной гибели русского народа. Весь ужас, который происходил в смутное время.

Сам Борис Годунов изображён в произведении как человек трагичный и несчастный. Он готов был пойти на все, чтобы добиться своей цели. Ему не чужды были заговоры, интриги и сплетни, которые он распускал. Люди не доверяли ему и не хотели, чтобы такой человек управлял Россией. Однако, автор описывает Годунова как довольно умного мужчину, он все-таки старался сделать что-то положительное для России. Годунов мечтал поднять страну с колен.

Такой образ, как Григорий Отрепьев полное противопоставление Борису Годунову. Он изображен в поэме, как смелый, веселый, решительный авантюрист. Он привлекал народ своей простотой, позитивом и жизнелюбием. Люди верили ему и думали, что он является настоящим сыном Ивана Грозного – Дмитрием.

Это произведение отличается от других творений Пушкина. Ведь оно больше подойдет для того, чтобы его показывали в театре, а не просто читали и перечитывали. Здесь неважно то, что говорят герои, а важно то, что они делают. Для того, чтобы понять сущность многих персонажей, нужно увидеть их действия, жесты и мимику. Только так можно понять душевные переживания героев, узнать их лучше. « Борис Годунов» - историческая драма, которая действительно описывает важные события для России. Смутное время оставило черный отпечаток на дальнейшем будущем великой державы.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

    Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

  • Анализ произведения Гробовщик Пушкина

    Данная повесть является первой из цикла пяти «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанных Александром Сергеевичем Пушкиным осенью 1830, проведенной в его поместье в Большом Болдино. Главный герой

  • Сочинение описание по картине Репки Водитель Валя

    Передо мной интересная задача – рассмотреть картину «Водитель Валя». Конечно, легко обмануться – подумать, что Валя – мужчина, раз водитель.

  • Независимо от того, кем является человек и какого он возраста, у каждого в судьбе был период, когда каждое действие было под контролем родителей, дед мороз был настоящим, а чудеса зачастую сбывались.

  • Образ и характеристика Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Михайло Семёнович Собакевич - один из помещиков поэмы Гоголя "Мёртвые души", к которому направился главный герой. После посещения Ноздрёва Чичиков направляется к Собакевичу.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: