Технические достижения второй половины 19 века. Важнейшие технические изобретения XIX века. Машиностроение и промышленность

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Научно-технические изобретения конца 19-начала 20 вв…………………...3

2. Структурные изменения в промышленности………………………………...7

3. Влияние научно-технического прогресса на мировую экономику…………9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

Введение

В конце 19- начале 20 века стремительными темпами происходило развитие производительных сил. В связи с этим в существенной мере увеличился объем мирового промышленного производства. Эти изменения сопровождались стремительным развитием техники, нововведения которой охватывали различные сферы производства, транспорта и быта. Также существенные изменения произошли в технологии организации промышленного производства. В этот период возникло много совершенно новых отраслей, которые не существовали ранее. Также произошли значительные сдвиги в размещении производительных сил, как на международном уровне, так и внутри отдельных государств.

Такое стремительное развитие мировой промышленности было связано с научно-технической революцией конца 19-начала 20 века. Посредством внедрения достижений научно-технического прогресса развитие промышленности в19-20 ст. привело к существенным изменениям условия и образа жизни всего человечества.

Целью написания данной работы является анализ научно-технических достижений конца 19-начала 20 века, а также определение их влияния на мировое экономическое развитие.

При написании данной работы необходимо решить следующие задачи: характеристика научно-технических изобретений конца 19-начала 20 вв.; анализ структурных изменений промышленности конца 19-начала 20 вв.; определение влияния технологического развития на мировую экономику.

Научно-технические изобретения конца 19-начала 20 вв.

В конце 19 века наступила так называемая «Эпоха электричества». Так, если первые машины были созданы мастерами-самоучками, то в этот период все технологические внедрения были тесно взаимосвязаны с наукой. На основе развития электричества была разработана новая энергетическая основа промышленности и транспорта. Так, в 1867г. В. Сименсом было изобретено электромагнитный генератор, с помощью которого путем вращения проводника в магнитном поле можно было получать и вырабатывать электрический ток. В 70гг. 19 века было изобретено динамо-машину, которая использовалась не только как генератор электроэнергии, но и как двигатель, который превращал электрическую энергию в динамическую. В 1883 г. было изобретено Т. Эдисоном первый современный генератор, а в 1891г. он изобрел трансформатор. Благодаря данным изобретениям промышленные предприятия теперь могли размещаться вдали от энергетических баз, а производство электроэнергии было организовано на особых предприятиях – электростанциях. Оборудование машин электродвигателями в значительной мере увеличило скорость станков, что привело к повышению производительности труда и создало предпосылки для последующей автоматизации производственного процесса.


В связи с тем, что потребность в электроэнергии постоянно росла, то возникла необходимость в разработке более мощных, компактных и экономичных двигателях. Так, английским инженером Ч. Парсонсом в 1884 г. было изобретено многоступенчатую паровую турбину, с помощью которой можно было в несколько раз повысить скорость вращения.

Широко использовались двигатели внутреннего сгорания, которые были разработаны немецкими инженерами Даймлером и Бенцом в средине 80 гг.

В 1896г. немецким инженером Р.Дизелем было разработано двигатель внутреннего сгорания с большим коэффициентом полезного действия. Немного позже этот двигатель приспособили к работе на тяжелом жидком топливе, в связи с чем его стали широко применять во всех отраслях промышленности и транспорта. В 1906 г. в США появились тракторы с двигателями внутреннего сгорания. Массовое производство таких тракторов было освоено в период Первой мировой войны.

В этот период одной из основных отраслей являлась электротехника. Так, широкое распространение получило электрическое освещение, что было связано со строительством крупных промышленных предприятий, развитием городов и существенным увеличением производства электроэнергии.

Также широкое развитие получила и такая отрасль электротехники, как техника средств связи. В конце 19 века было усовершенствовано аппаратуру проволочного телеграфа, а к началу 80 гг. 19 века были выполнены работы по конструированию и практическому применению телефонной аппаратуры. Телефонная связь стала быстро распространяться во всех странах мира. Первая телефонная станция была построена в США в 1877 г. , в 1879г. была построенная телефонная станция в Париже, а в 1881 году – в Берлине, Петербурге, Москве, Одессе, Риге и Варшаве.

Одним из основных достижений научно-технической революции было изобретение радио – беспроволочной электросвязи, которая основана на использовании электромагнитных волн. Впервые данные волны были обнаружены немецким физиком Г.Герцем. На практике данную связь применил выдающийся русский ученый А.С. Попов, который 7 мая 1885г. продемонстрировал первый в мире радиоприемник.

В начале 20 века было изобретена еще одна отрасль электротехники – электроника. Так, в 1904г. английский ученый Дж. А. Флеминг изобрел двухэлектродную лампу (диод), которая могла использоваться для преобразования частот электрических колебаний. В 1907г. американским конструктором Ли де Форестом было изобретено трехэлектродную лампу (триод) с помощью которой можно было не только преобразовывать частоту электрических колебаний, но и усиливать слабые колебания.

Так, промышленное применение электрической энергии, строительство электростанций, расширение электрического освещения городов, развитие телефонной связи обусловили быстрое развитие электротехнической промышленности.

Стремительное развитие машиностроения, судостроения, военного производства и железнодорожного транспорта предъявляло спрос на черные металлы. В металлургии начали применятся технические нововведения, а техника металлургии достигла больших успехов. Существенно изменились конструкции и увеличились объемы доменных печей. Были введены новые способы производства стали за счет передела чугуна в конверторе под сильным дутьем.

В 80 гг. 19 века был внедрен электролитический способ получения алюминия, который привел к развитию цветной металлургии. Электролитический метод также использовали для получения меди.

Еще одним из основных направлений научно-технологического прогресса являлся транспорт. Так, в связи с техническим развитием появились новые виды транспорта. Рост объема и скорости перевозок способствовали совершенствованию железнодорожной техники. Было усовершенствовано подвижный состав на железных дорогах: возросла мощность, сила тяги, быстроходность, вес и размеры паровозов и грузоподъемность вагонов. С 1872 г. на железнодорожном транспорте были введены автоматические тормоза, а 1876г. разработана конструкция автоматической сцепки.

В конце 19 века в Германии, России и США проводились эксперименты по введению на железных дорогах электрической тяги. Первая линия электрического городского трамвая открылась в Германии в 1881г. В России строительство трамвайных линий началось с 1892г.

В период научно-технического прогресса конца 19-начала 20 вв. был изобретен новый вид транспорта – автомобильный. Первые автомобили были сконструированы немецкими инженерами К. Бенцем и Г. Даймлером. Промышленное производство автомобилей началось с 90 гг. 19 века. Высокие темпы развития автомобилестроения способствовали строительству шоссейных дорог.

Еще одним новым видом транспорта был воздушный транспорт, решающую роль в развитии которого сыграли самолеты. Первые попытки конструирования самолетов с паровыми двигателями были осуществлены А. Ф. Можайским, К. Адером, Х. Максимом. Широкое распространение авиация получила после установления легких и компактных бензиновых двигателей. Сначала самолеты имели спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле, а потом – для перевозки автомобилей.

В этот период также было организовано химические методы обработки сырья практически во всех отраслях производства. В таких отраслях, как машиностроение, электротехническое производство, текстильная промышленность стали широко использовать химию синтетических волокон.

Научно-технический прогресс конца 19-начала 20 вв. способствовал внедрению многих нововведений для усовершенствования технической сферы легкой, полиграфической и других отраслей промышленности.

19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался. Кому же мы благодарны за те комфортные условия, в которых сейчас живет современное человечество?

Научные открытия 19 века: Физика и электротехника

Джеймс Кларк Максвелл

Ключевой особенностью в развитии науки этого периода времени является широкое применение электричества во всех отраслях производства. И люди уже не могли отказаться от использования электричества, ощутив его существенные преимущества. Много научных открытий 19 века было совершено в этой области физики. В то время ученые начали плотно изучать электромагнитные волны и их влияние на различные материалы. Началось внедрение электричества в медицину.

В 19-м веке в сфере электротехники работали такие известные ученые, как француз Андре-Мари Ампер, два англичанина Майкл Фарадей и Джеймс Кларк Максвелл, американцы Джозеф Генри и Томас Эдисон.

В 1831 году Майкл Фарадей заметил, что если медная проволока движется в магнитном поле, пересекая силовые линии, то в ней возникает электрический ток . Так появилось понятие электромагнитной индукции. Это открытие создало почву для изобретения электродвигателей.

В 1865 году Джеймс Кларк Максвелл разработал электромагнитную теорию света. Он предположил существование электромагнитных волн, посредством которых передается электрическая энергия в пространстве. В 1883 году Генрих Герц доказал существование этих волн. Он также определил, что скорость их распространения — 300 тыс. км/сек. На основе этого открытия Гульельмо Маркони и А. С. Попов создали беспроводный телеграф — радио. Это изобретение стало основой для современных технологий беспроводной передачи информации, радио и телевидения, в том числе всех видов мобильной связи, в основе работы которых лежит принцип передачи данных посредствам электромагнитных волн.

Химия

Д.И. Менделев — учёный, который сделал много научных открытий 19 века

В области химии в 19 веке самым значительным было открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона . На основе этого открытия была разработана таблица химических элементов, которую Менделеев увидел во сне. В соответствии с этой таблицей он предположил, что существуют еще неизвестные тогда химические элементы. Предсказанные химические элементы скандий, галлий и германий впоследствии были открыты в период с 1875 по 1886 гг.

Астрономия

ХІХ ст. было веком становления и стремительного развития еще одной области науки — астрофизики . Астрофизика — это раздел астрономии, который изучает свойства небесных тел. Этот термин появился в середине 60-х годов 19-го века. У истоков ее стоял немецкий профессор Лейпцигского университета астроном Иоганн Карл Фридрих Цёлльнер. Главные методы исследования, используемые в астрофизике — это фотометрия, фотография и спектральный анализ. Одним из изобретателей спектрального анализа является Кирхгоф. Он проводил первые исследования спектра Солнца. В результате этих исследований в 1859 г. ему удалось получить рисунок солнечного спектра и более точно определить химический состав Солнца.

Медицина и Биология

С приходом 19 века наука начинает развиваться с невиданной доселе скоростью . Научных открытий совершается столько, что трудно детально их отследить. Медицина и биология в этом не отстают. Самый значительный вклад в этой области сделали немецкий микробиолог Роберт Кох, французы медик Клод Берна́р и химик-микробиолог Луи Пастер.

Бернар заложил основы эндокринологии — науки о функциях и строении желез внутренней секреции. Луи Пастер стал одним из основоположников иммунологии и микробиологии. В честь этого ученого названа технология пастеризации - это способ термической обработки в основном жидких продуктов. Эта технология применяется для уничтожения вегетативных форм микроорганизмов для увеличения срока хранения пищевых продуктов, например пива и молока.

Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, бациллу сибирской язвы и холерный вибрион . За открытие туберкулезной палочки он был награжден Нобелевской премией.

Компьютеры

Хотя считается, что первый компьютер появился в 20 веке, но уже в XIX веке были построены первые прообразы современных станков с числовым программным управлением. Жозеф Мари Жаккар, французский изобретатель, в 1804 году придумал способ программирования работы ткацкого станка. Суть изобретения состояла в том, что нитью можно было управлять, используя перфокарты с отверстиями в определенных местах, в которых предполагалось нанести нить на ткань.

Машиностроение и промышленность

Уже в начале 19-го века начался постепенный переворот в машиностроении. Оливер Эванс был одним из первых, кто в 1804 году в Филадельфии (США) продемонстрировал автомобиль с паровым двигателем.

В конце 18-го столетия появились и первые токарные станки. Их разрабатывал английский механик Генри Модсли.

С помощью таких станков удалось заменить ручной труд, когда было необходимо производить обработку металла с большой точностью.

В 19 веке был открыт принцип работы теплового двигателя и изобретен двигатель внутреннего сгорания, что послужило толчком к развитию более скоростных средств передвижения : паровозов, пароходов и самоходных машин, которые мы сейчас называем автомобилями.

Также начали развиваться железные дороги. В 1825 году в Англии Георг Стефенсон простроил первую железную дорогу. Она обеспечивала железнодорожную связь городов Стоктон и Дарлингтон. В 1829 проложили ветку, которая связала Ливерпуль и Манчестер . Если в 1840 году общая протяженность железных дорог составляла 7700 км, то к концу 19-го века это уже было 1 080 000 км.

19-й век — это век промышленной революции, век электричества, век железных дорог. Он оказал существенное влияние на культуру и мировоззрение человечества, в корне изменил систему ценностей человека. Появление первых электродвигателей, изобретение телефона и телеграфа, радио и нагревательных приборов, а также лампы накаливания — все эти научные открытия 19 века перевернули жизнь людей того времени.

Переход от мануфактурного к фабричному производству и изобретение конце ХУГЫ ст. парового двигателя сделали развитие технического прогресса в промышленности. Содержание нового этапа технического прогресса, развернувшегося в первой половине XIX в., Заключался в создании машин с помощью машин. Итак, в промышленности одной из главных отраслей стало машиностроение.

Для изготовления машин нужно было много металла, поэтому металлургическая промышленность начала совершенствоваться. Английский инженер Генри Бессемер изобрел для производства чугуна, железа и стали вращающуюся печь — конвертер, а французский инженер Пьер Мартен — печь для изготовления стали высокого качества.

Примером технического прогресса в первой половине XIX в. стали изменения в книгопечатании. В начале века для печати использовали ручной станок. Впоследствии он уступил место механическому, который также постоянно совершенствовали. В 1816 г. в Лондоне печатали 1100 экземпляров газеты «Таймс» в час, а в 1850 г. — уже 10 тысяч.

Основным средством передвижения на суше стали железной дороги. На морских путях пароходы постепенно вытесняли парусники. В 1807 г. состоялось испытание первого парохода Роберта Фулто-на. В начале века в США и Англии появились первые автомобили 3 паровым двигателем. Скорость их движения в Англии ограничивалась 4 км / час.

Паровые машины нашли применение в сельском хозяйстве. В 40-х гг XIX в. в Англии появились первые паровые молотилки, а через некоторое время и паровые плуги. Отсюда они стали распространяться в другие страны.

Начали совершенствоваться и средства связи. Очень быстро распространился изобретен в 1844 американским ученым Сэмюэлом Морзе телеграфный аппарат.

Необходимость развития мировой торговли привела строительство каналов. Самым крупным из них стал Суэцкий канал, строительство которого в 1859 г. начал французский инженер Фердинанд Лессепс. За десять лет строительство было закончено.

Свидетельством успехов новой техники стало строительство железнодорожных тоннелей. В 1843 г. было завершено строительство такого туннеля под Темзой. Начали совершенствоваться конструкции мостов. В 1818 — 1826 годов в Англии инженер Телфорд построил первый железнодорожный навесной мост. Иоганн Реблингов построил в США пять знаменитых цепных мостов. Известный среди них — Бруклинский мост в Нью-Йорке, ширина среднего прогона которого составляет 486 г.

Итак, первая половина XIX в. стала периодом быстрого развертывания технического прогресса, который существенно изменил среду жизни человека. Самым шагом в энергообеспечении промышленного производства и транспорта стало получение электроэнергии в больших масштабах с помощью динамо-машин, первые образцы которых появились в 70-х гг.

Технической событием большого значения стало появление нового класса моторов, которые сконструировали немецкие изобретатели Николаус Отто (1876 г.) и Рудольф Дизель (1897 г.). Эти компактные високоекономич-ни двигатели, работавшие на жидком топливе, быстро нашли применение в первом автомобиле Г. Даймлера и К. Бенца (1886 г., Германия).

Постепенно в обиход людей входят телефон, который изобрел Александер Грейам Белл (1876 г.), фонограф (Томас Алва Эдисон, 1877 г.), радиоприемник (Гульельмо Маркони и Александр Попов, 1895 г.), кино (братья Луи Жан и Огюст люм Регби, 1895 г.), электрическое освещение улиц, цехов, квартир и т.п.. В 1881 г. появился трамвай, а вскоре и метро.

Значительные достижения произошли и в военной технике. В 1883 г. появился пулемет американского инженера X. Максима. Началось создание авиации. Флот получил бронированные корабли с пушками большого калибра и подводные лодки.

Многочисленные изобретения XIX — начала XX века радикально изменили повседневную жизнь людей, особенно в крупных городах. С начала XIX в. в мире начался подлинный переворот в средст-вах связи. Они развивались столь же стремительно, как и транспорт .

Изобретения С. Морзе

В 1837 г. американский художник С. Морзе (1791-1872) изобрёл элек-тромагнитный телеграфный аппарат, а в следующем году разработал специальную азбуку, названную впоследствии его именем, — «азбуку Морзе» — для передачи сообщений. По его инициативе в 1844 г. была построена первая телеграфная линия Вашингтон — Балтимор. В 1850 г. подводный телеграфный кабель соединил Англию с континентальной Европой, а в 1858 г. — с США. Шотландец А.-Г Белл (1847-1922), пере-селившийся в США, изобрёл в 1876 г. телефонный аппарат, впервые представленный на Всемирной выставке в Филадельфии.

Изобретения Т. Эдисона

Особой изобретательностью отличался Томас Алва Эдисон (1847-1931), имевший около 4 тыс. патентов на различные изобре-тения в 35 странах мира. Он усовершенствовал телефон Белла, а в 1877 г. изобрёл прибор для записи и воспроизведения звука — фонограф. На его основе инженер Э. Берлинер изобрёл в 1888 г. граммофон и пластинки к нему, благодаря чему музыка вошла в повсе-дневный быт. Позднее появилась портативная модификация граммо-фона — патефон. В конце XIX в. в США было налажено фабричное производство грампластинок, в 1903 г. появились первые двусторон-ние диски. Эдисон изобрёл в 1879 г. безопасную лампу накаливания и наладил её промышленное производство. Он стал успешным пред-принимателем, заслужил прозвище «короля электричества». К 1882 г. Эдисон владел сетью заводов по производству электролампочек, то-гда же в Нью-Йорке вошла в строй первая электростанция.

Изобретение телеграфа и радио

Итальянец Г. Маркони (1874-1937) в 1897 г. запатентовал в Англии «беспроволочный телеграф», опередив русского инженера А. С. Попова, который раньше него начал эксперименты с радиосвя-зью. В 1901 г. компания Маркони организовала первый радиосеанс через Атлантический океан. В 1909 г. он получил Нобелевскую пре-мию. К этому времени были изобретены диод и триод, позволяв-шие усилить радиосигнал. Электронные радиолампы сделали ра-диоустановки компактными и мобильными.

Изобретение телевидения и кино

Уже в начале XX в. были созданы технические предпосылки для изобретения телевидения и программного оборудования, производились опыты с цветной фотографией. Предшественни-ком современной фотографии был дагерротип, который изобрёл в 1839 г. французский художник и физик Л.-Ж.-М. Дагер (1787-1851). В 1895 г. братья Люмьер провели в Париже первый киносеанс, в 1908 г. на французские экраны вышел игровой фильм «Убийство герцога Гиза». В 1896 г. производство фильмов началось в Нью-Йорке, в 1903 г. был снят первый американский вестерн «Большое ограбление поезда». Центром мировой кино-индустрии стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд, киностудии на территории которого появились в 1909 г. В Голливуде зародилась система «звёзд» и другие отличительные черты американского кинематографа, там были созданы первые фильмы величайшего комического актёра и режиссёра Ч.-С. Чаплина.

Изобретение швейной и пишущей машинок

В 1845 г. американец Э. Хоу изобрёл швейную машину, в 1851 г. И.-М. Зингер усовершенствовал её, и к концу XIX в. швейные машины вошли в повседневный обиход множества домохозяек по всему миру. В 1867 г. в США появилась первая пишущая машинка, а в 1873 г. фирма «Ремингтон» наладила их серийное производство. В 1903 г. началось производство усо-вершенствованной модели «Ундервуд», ставшей самой ходовой маркой пи-шущих машинок в мире. Широкое распространение швейных и пишущих ма-шинок, устройство телефонных сетей и другие изобретения способствовали появлению массовых женских профессий и вовлечению женщин в трудовую деятельность.

Изобретение карманных и наручных часов

С середины XIX в. нача-лось массовое распространение карманных часов; у британских солдат на фронтах Англо-бурской войны появились наручные часы.

Изобретение коммунальных удобств

Изобретение лиф-та, центрального отопления и водоснабжения, газового, а затем электриче-ского освещения совершенно изменили жилищные условия горожан. Материал с сайта

Улучшение оружия

Технический прогресс проявился и в производстве оружия. В 1835 г. американец С. Кольт (1814-1862) запатентовал 6-заряд-ный револьвер, который во время войны с Мексикой был принят на вооружение американской армией. Револьвер Кольта стал са-мым распространённым оружием этого класса, особенно на Западе США. Другой американец, Х.-С. Максим (1840-1916), изобрёл в 1883 г. станковый пулемёт. Первое испытание это грозное оружие прошло в колониальных войнах, которые англичане вели в Афри-ке, а затем пулемёт был принят на вооружение многими армиями мира. На протяжении XIX и в начале XX в. все виды оружия продол-жали совершенствоваться. Помимо обычного появилось химиче-ское оружие. Была создана боевая авиация, в составе флотов появи-лись линейные корабли, миноносцы, подводные лодки. К началу Первой мировой войны человечество создало такие средства ис-требления, которые обрекали его на неминуемо большие жертвы.

Вопросы по этому материалу:


Утвердившейся в Европе в XIX столетии, главной ценностью стали считать научно-технический прогресс. И это не случайно. Как отметил П. Сорокин, «лишь только один XIX в. принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые».

XIX век был воплощением неслыханного технического прогресса, были сделаны научные и технические открытия, которые привели к изменению образа жизни людей: его начало ознаменовалось освоением силы пара, созданием паровых машин и двигателей, которые позволили осуществить промышленный переворот, перейти от мануфактурного производства к промышленному, фабричному. Страны Европы и Северной Америки покрылись сетью железных дорог, что в свою очередь содействовало развитию промышленности и торговли. Начался выпуск первых синтетических материалов, искусственных волокон.

Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины следовали одно за другим. Вслед за открытием Майклом Фарадеем явления электромагнитной дуги, Джеймс Максвелл предпринимает исследование электромагнитных полей, разрабатывает электромагнитную теорию света. Анри Беккерель, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри, изучая явление радиоактивности, поставили под вопрос прежнее понимание закона сохранения энергии.

Физическая наука проделала путь от атомной теории материи Джона Дальтона - к раскрытию сложной структуры атома. После обнаружения Дж. Дж. Томпсоном в 1897 г. первой элементарной частицы электрона последовали планетарные теории строения атома Эрнеста Резерфорда и Нильса Бора. Развиваются междисциплинарные исследования - физическая химия, биохимия, химическая фармакология.

Если сформулированный в 1869 г. Дмитрием Ивановичем Менделеевым периодический закон химических элементов установил зависимость между их атомными весами, то открытие внутреннего строения атома выявило связь между порядковым номером элемента в периодической системе и числом электронов в слоях оболочки атома.

В биологии появляются теории клеточного строения всех организмов Т. Швана, генетической наследственности Грегора Иоганна Менделя, опираясь на которые Август Вейсман и Томас Морган создали основы генетики. Основываясь на исследованиях в области физиологии высшей нервной деятельности, И. П. Павлов разработал теорию условных рефлексов.

Подлинную революцию в науке произвели труды великого ученого-натуралиста Чарльза Дарвина «Происхождение видов» и «Происхождение человека», которые иначе, чем христианское учение, трактовали возникновение мира и человека.

Достижения в области биологии и химии дали мощный толчок развитию медицины. Французский бактериолог Луи Пастер разработал метод предохранительных прививок против бешенства и других заразных болезней, механизм стерилизации и пастеризации различных продуктов, заложил основы учения об иммунитете. Немецкий микробиолог Роберт Кох и его ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита и других болезней, создали против них лекарства. В арсенале врачей появились новые лекарственные препараты и инструменты. Врачи стали применять аспирин и пирамидон, был изобретен стетоскоп, открыты рентгеновские лучи.

XIX век - «машинный век», - и это совершенно правильно, ведь именно тогда началось производство машин с помощью самих машин. От механической прялки «Дженни» человечество шагнуло к первому современному станку из металла, а от него - к автоматическому ткацкому станку Жаккара.

XIX в. называют «эпохой стали», - именно тогда уровень производства стали становится показателем экономической мощи страны. Железо и сталь вытесняют дерево.

Если XVII-XVIII вв. были эпохой ветряных мельниц, то с конца XVIII в. начинается эпоха пара. В 1784 г. Дж. Уатт изобрел паровой двигатель. А уже в 1803 в. появляется первый автомобиль с паровым двигателем. 17 августа 1807 г совершилась пробная поездка парохода Фультона «Клермон», а в 1814 г. появился на свет паровоз Дж. Стеф-фенсона.

Революцию в средствах транспорта дополнило развитие морских сообщений. Благодаря пару плавание перестало зависеть от силы ветра, и преодоление океанического пространства совершалось во все более и более короткие сроки. В конце XIX в. появляется автомобиль Г. Даймлера и К. Бенца, имеющий высокоэкономичный двигатель, работающий на жидком топливе, а в 1903 г. - первый самолет братьев У, и О. Райт. Параллельно шло строительство и совершенствование дорог, мостов, тоннелей, каналов (Суэцкий канал, 1859-1869)

XIX век - это век электричества. После открытия В. В. Петровым явления электрической дуги С. Морзе изобрел электрический телеграф, а А. Бэлл - телефон, а Т. Эдисон - фонограф. Появляются радиоприемники А. С. Попова и Г. Маркони, кинематограф братьев Люмьер. Важным новшеством стало электрическое освещение городов, конка уступала место трамваю. В 1863 г. появилась первая подземная железная дорога «Метрополитен», а к концу века метро функционировало уже в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште, Париже и других городах. Жизнь человека радикально изменилась. Благодаря открытиям и изобретениям техническое господство над пространством, временем и материей выросло безраздельно. Начался небывалый пространственно-временной рост цивилизации - в духовный мир человека входили новые территории и новые пласты прошлого.

Познание раздвинуло свои границы вглубь и вширь. Одновременно возникли и новые способы преодоления времени и пространства - новая техника с ее скоростями, средствами связи способствовала тому, что человек смог вместить в себе больший отрезок космического, любую точку планеты. Вселенная как бы одновременно сузилась и расширилась, все пришли в соприкосновение со всеми. Мир качественно преобразился.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: