Что такое позднее средневековье понятие. Средневековье в европе. Вечный спор официальной науки с альтернативной

Страница 17 из 17

Позднее средневековье. Зарождение капиталистических отношений и конец эпохи средневековья (XIV - XV вв.)

Последний период средневековья, часто называемый “осенью средневековья”, характеризуется прежде всего преодолением феодальной раздробленности и образованием централизованных государств. Произошло это в результате усиления городов и образования союза между городами и королевской властью. Опираясь на финансовые средства городов, короли смогли создать и содержать постоянную наёмную армию для борьбы с непокорными феодалами. Солдаты этих армий служили уже не в силу феодальных обычаев, а за жалование непосредственно королю. Необходимость содержать большие армии повлекла за собой стремление упорядочить и увеличить налоговые поступления, что стало возможным лишь с организацией бюрократического чиновничьего аппарата. У королей появилась мощная опора, они уже могли совершенно иначе вести себя даже с самыми сильными и непокорными вассалами. С появлением в начале XIV века огнестрельного оружия постепенно уменьшаются значение и роль рыцарства. Ни один замок не мог теперь устоять против артиллерии, появление ручного огнестрельного оружия сделало бессмысленным применение лат. Рыцарство теряет монополию на военное дело, главную роль в котором начинает играть пехота, в первую очередь наёмная: сначала швейцарская, потом немецкие ландскнехты.

Произошли изменения и в экономике, и в социальной сфере. Во Франции, например, в течение XIV века практически все крестьяне получили личную свободу, то же самое происходит в Англии и Западной Германии. Естественно, происходило это не без сопротивления феодалов. Многие страны сотрясали крестьянские восстания, например, Жакерия во Франции в 1358 году или восстание Уота Тайлера в Англии в 1381 году.

Огромную роль в общем кризисе феодализма сыграла так называемая “чёрная смерть ” - эпидемия чумы, опустошившая Европу в середине XIV века, а отдельные вспышки ее продолжались в различных странах на протяжении конца XIV и первой половины XV веков. В некоторых местах смертность населения составила не менее 60 %. Уменьшение численности населения привело к уменьшению распаханных площадей и, следовательно, к запустению ряда земель и уменьшению доходов помещиков. Но потребности феодалов росли, поскольку в связи с увеличением активности торговли, в частности с Востоком, появилось много дополнительных соблазнов. Это влекло за собой рост эксплуатации, помещичьи хозяйства начинают втягиваться в рынок. Происходило это разными способами: в Восточной Германии, например, увеличивались оброк и барщина, в Англии многие хозяйства стали специализироваться на разведении овец и в целях увеличения пастбищ сгоняли с земли крестьян, на севере Франции получила распространение аренда.

Проникновение товарно-денежных отношений во все сферы жизни разрушало главную экономическую основу феодализма - натуральное хозяйство, что способствовало дальнейшему развитию кризиса. Одним из способов получения дополнительного дохода для феодалов стало участие в государственных делах, что давало возможность обогащаться за счёт казны, а с укреплением королевской власти и фискальной системы эти возможности увеличивались. В конечном итоге это тоже способствовало централизации власти и означало конец феодальной вольницы.

Столетняя война и Жанна д’Арк. Огромное воздействие на развитие Англии и Франции оказала так называемая Столетняя война (1337 - 1453 гг.), которая, конечно, не велась непрерывно, а представляла собой целый ряд активных военных действий, перемежавшихся мирными передышками. Причиной войны послужил спор из-за графства Фландрии, в экономических связях с городами которой была крайне заинтересована Англия, а поводом - династическая неразбериха во Франции, в результате которой английский король стал претендовать на французскую корону. В ходе войны выяснилось, что рыцарство уже не может претендовать на монополию в военном деле. Более того, небольшие армии англичан, главную роль в которых играли лучники, набранные из крестьян, дважды (при Креси в 1346 году и при Пуатье в 1356 году) наголову разбивали французские рыцарские армии. Одной из причин поражений была крайняя недисциплинированность рыцарей, которая не давала возможности осуществлять планы сражения. Разгром французских рыцарей сильно подорвал их авторитет, как и вообще сословную систему во Франции. Во второй половине XIV века усилиями коннетабля Дюгеклена Франция добивается заметных успехов в войне, применяя новые методы её ведения. Активно используется артиллерия при штурмах крепостей, а главную тяжесть боевых действий выносят на себе наёмные войска. Это не значит, что рыцари перестали воевать, но они теперь составляли лишь часть в вооружённых силах, к тому же среди наёмников оказалось много тех же рыцарей, но организованных по совершенно другому принципу.

В начале XV века Франция оказывается ввергнутой в длительную феодальную войну, в которую не замедлили вмешаться англичане. При этом французский дофин (наследник престола), будущий король Карл VII, лишается большей части своих владений. Казалось, война бесповоротно проиграна, но в этот момент на историческую сцену выходит Жанна д’Арк (ок. 1412 - 1431 гг.), девушка из крестьянской семьи, которая убеждает дофина доверить ей командование войсками. Сумев внушить французским солдатам, что действует с Божьей помощью, она освобождает от осады Орлеан и добивается перелома в ходе военных действий: в течение месяца судьба войны была, по сути, решена, хотя военные действия продолжались ещё более 20 лет. И даже предательство и пленение Жанны не смогли изменить обстановку в пользу англичан. Пожалуй, процесс над ней и последующая казнь принесли англичанам только вред, пробудив у французов желание мести. Бесконечные поражения и унижения Франции возродили национальные чувства, нужен был только центр притяжения, которым и явилась Жанна. Убеждённость в своей правоте, в том, что они борются за правое дело, поскольку Бог не может помогать неправым, а в Жанне видели именно орудие Бога, возродили моральный дух французов, а первые победы дали уверенность в своих силах. Кроме того, можно отметить некоторые новые явления: Жанна сражается и призывает сражаться за “милую Францию”, воспринимая всю страну целиком, что совершенно не характерно для классического феодализма, где люди прежде всего чувствуют себя уроженцами конкретной области, а отнюдь не всей страны. Победа в войне дала мощнейший стимул к развитию процесса централизации Французского королевства, который и завершает сын Карла VII Людовик XI.

Поражение в Столетней войне вызвало кризис в Англии, проявлением которого стала война Алой и Белой роз (1455 - 1485 гг) - феодальная смута, в ходе которой большая часть английской знати просто истребила друг друга, чем облегчила победившему претенденту на престол Генриху VII Ланкастеру укрепить после утверждения на троне королевскую власть.

Процессы централизации проходили и в других странах - Испании и Португалии, где королевская власть укреплялась в борьбе с арабами или маврами, как их называли на Пиренеях. Германия и Италия, в отличие от вышеназванных стран, остались по разным причинам раздробленными. В Германии, например, корона Священной Римской империи, возникшей в 962 году, доставалась отнюдь не по наследству, а в результате выборов, которые проводились среди семи наиболее значительных феодальных властителей страны, никто из которых не был заинтересован в усилении центральной власти. Поэтому в Германии усиливается власть князей, стремящихся укрепить свои владения, но всячески противодействовавших этому процессу в масштабах всей страны. В Италии также множество самых разных владений создавали мощные центробежные силы, кроме того, сохранению раздробленности всячески способствовала политика римских пап, отнюдь не заинтересованных в создании сильного единого итальянского государства, способного составить конкуренцию авторитету и власти римской курии. К тому же слишком часто Италия становилась объектом военной экспансии германских, французских, испанских армий.

Византия в XI-XV веках. В 30-х годах XI века Византия присоединила к себе армянские государства, тем самым ее отдаленные восточные границы оказались слабо защищенными. В это же время на империю обрушились турки - сельджуки. В 1071 году произошло сражение при Манцикерте. В бою был ранен и попал в плен император Византии Роман IV Диоген. Византийское войско потерпело поражение от турок.

После этого сельджуки заняли почти всю Малую Азию, а также Сирию и Палестину - Святую землю. Тогда-то Византия и обратилась за помощью к римскому папе, королям и рыцарям Европы. Императору Алексею I Комнину удалось справиться с наседавшими со всех сторон врагами: отразить натиск норманнов с запада, сельджуков с востока, вместе с воинами Первого крестового похода приступить к отвоеванию византийских владений в Малой Азии.

В течение XII века Византия остается державой, с которой считались как в Европе, так и на Востоке. Она ведет многочисленные войны, пытается вернуть себе Южную Италию, ей подчиняются балканские страны. Но в конце XII века империя слабеет. Поражение от турок при Мириокефалах в 1176 г. в Малой Азии свело на нет все успехи прошлых лет. Затем из-под контроля Константинополя выходят Болгария, Сербия, Венгрия, многие территории в Греции и Малой Азии. В 1204 году пятнадцатитысячное крестоносное войско без большого труда захватило Константинополь. Латинские рыцари грабили дворцы и храмы, жгли иконы и книги, разоряли древние императорские гробницы, переплавляли на медную монету античные скульптуры. Византийская империя перестала существовать. В Константинополе крестоносцы основали свое государство - Латинскую империю. Целых 60 лет столица когда-то могущественного государства жила под гнетом завоевателей. Помимо Латинской империи на территории возникли еще несколько крестоносных государств.

Большинство жителей Константинополя бежали на окраину страны, в Никею. Сюда же перебрались патриарх, представители знати, многие ученые, ремесленники. Возникла Никейская империя, одно из нескольких православных государств, образовавшихся в пределах бывших византийских владений.

Правители Никеи вели долгую борьбу за освобождение Константинополя. Постепенно они захватили почти все земли вокруг него, но взять сам город удалось только в 1261 году. Крестоносцы во главе со своим императором и католиком - патриархом бежали на Запад. Никейский император Михаил VIII Палеолог восстановил Византийскую империю, но времена великой державы навсегда ушли в прошлое. Потомки Михаила VIII Палеолога правили Византией последние 200 лет ее истории. С начала XIV века все силы империи уходили на борьбу за выживание. В это время вырос новый могущественный соперник, ее последний враг - трурки-османы. Государство Палеологов ослабляли и внутренние распри.

Балканские государства также слабели в междоусобицах и бесплодных распрях. Турки расправлялись с ними поодиночке. Распадается сербское государство. Гибнет II Болгарское царство. Ожесточенное сопротивление славянских народов не привело к успеху. В 1389 году произошла кровавая битва на Косовом поле , в ходе которой герою сербского народа Милошу Обиличу удалось даже, пробравшись в турецкий лагерь, убить султана. Но в итоге все равно победили турки.

К середине XV века остались только незначительные византийские владения. В 1452 году приготовления турок к новому штурму византийской столицы стали очевидны. Но западные страны так и не оказали достаточной помощи городу, осада которого началась 2 апреля 1453 года. Константинополь пал 29 мая 1453 года . Константин, последний византийский император, погиб в бою. На этом завершилась многовековая история Византии, а формально - и история Древней Римской империи.

С установлением турецкой власти на Балканах народы полуострова оказались в крайне угнетённом положении, поскольку завоевателей и подчинённых разделяли, кроме этнического происхождения, ещё и религиозные верования. Противостояние “креста и полумесяца” получило дополнительный стимул, и с этого периода начинается бесконечная череда войн европейских христианских стран с турками, причём первые три столетия перевес в этой борьбе чаще всего оказывался на стороне последних.

Вопрос об окончании эпохи средневековья дискуссионен, достаточно часто её продлевают до начала Английской буржуазной революции, иногда завершают эпохой Возрождения, Реформацией, Великими географическими открытиями. Нам представляется, что все эти события относятся уже к периоду Новой истории, поскольку идеи, выдвинутые гуманистами, почва, на которой они смогли вообще появиться, разительно отличаются от принципов и стереотипов средневековья. Это действительно было новым временем, а средние века, на наш взгляд, логично завершать именно процессом сложения централизованных государств. Кроме того, новые идеи не могли бы появиться без развития, и достаточно сильного, капиталистического уклада в городах, а он диаметрально противоположен феодализму как экономическая структура и по основным ценностным установкам.



Оглавление
История Древнего мира и средних веков.
ПРОГРАММА КУРСА
Периодизация мировой истории. Сравнение формационного и цивилизационного подходов к изучению мировой истории

Позднее Средневековье

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Позднее Средневековье
Рубрика (тематическая категория) Политика

Позднему Средневековью предшествовало Высокое Средневековье, а последующий период принято называть Новое время. Историки резко расходятся в определœении верхней границы Позднего Средневековья. В случае если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения.

Около 1300 года, период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315-1317 гᴦ., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населœения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населœения была довершена опустошениями, произведёнными монголо-татарским нашествием и Столетней войной. Для России позднее Средневековье начинается монголо-татарским игом, с окончанием которого на политическую арену выходит Московское царство, а древнерусский народ Высокого Средневековья распадается на русский, украинский, белорусский народы.

Позднее Средневековье - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Позднее Средневековье" 2017, 2018.

  • -

    Аграрный кризис.В XIV-XV вв. Европа вступила в завершающий период эпохи Средневековья, сопровождавшийся кризисом и преобразованием основ средневековой европейской цивилизации. В этот период в Европе происходит ряд явлений, свидетельствующих о начавшемся кризисе.... .


  • - ЕВРОПА И АЗИЯ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

    ГЛАВА 20 ВЕНГРИЯ В X-ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVI в. Образование Венгерского государства. Венгры (мадьяры), принадлежавшие к финно-угорской языковой группе народов, первоначально обитали в предгорьях Южного Урала, позже, объединясь в союз семи племен, кочевали в причерноморских... .


  • - Позднее средневековье в Европе (XVI-XVII вв.)

    Классическое средневековье в Европе (XI-XV вв.) Раннее средневековье в Европе (V-XI вв.) Раннее средневековье в Европе (V-XI вв.) Европа возникает в средние века, отсчет которых начинается с крушения Западной Римской империи и образования на... .


  • - ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ – XIV-XV вв.

    От политической раздробленности к национальным государствам Важнейшим этапом развития средневековой цивилизации Европы в XI-XIII вв. стало формирование современных государств. Национальные государства начали складываться в конце XI-XIII вв., одновременно начинает... .


  • -

    <История средних веков> для ис- торических факультетов государственных университетов охватывает последний период западноевропейского сред- невековья - от великих географических открытий на ру- беже XV-XVI вв. до Вестфальского... .


  • - Позднее средневековье XVI - середина XVII вв.

    ПРЕДИСЛОВИЕ Второй том учебника <История средних веков> для ис- торических факультетов государственных университетов охватывает последний период западноевропейского сред- невековья - от великих географических открытий на ру- беже XV-XVI вв. до Вестфальского...

  • Средневековьем считается период с 5 века до 15 века.

    • 1. Началом средневековья принято считать падение Римской Империи в конце 5 века, некоторые ученые считают началом средневековья возникновение ислама в 7 веке.
    • 2. Концом средневековья принято считать начало эпохи Великих Географических открытий.

    Периодизация средневековья:

    Ранее средневековье (5-11 века)

    В эпоху раннего Средневековья произошло Великое переселение народов. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов. Появились викинги, возникли королевства готов в Италии. Образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Древнерусское государство. Христианство распространялось по всей Европе, также был рост исламского влияния.

    Высокое средневековье (11-14 века)

    Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. В высокое средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавию христианства. Распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Развиваются и богатеют города. Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.

    В Восточной Европе эпоха высокого средневековья ознаменована расцветом Древнерусского государства и появлением на исторической сцене Польши и Великого княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII веке нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

    Позднее средневековье (14 век)

    Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как великий голод 1315-1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведёнными монголо-татарским нашествием и Столетней войной. Для России позднее средневековье начинается монголо-татарским игом, с окончанием которого на политическую арену выходит Русское царство.

    Основные события позднего средневековья:

    Столетняя война (1337-1453. между Англией и Францией)

    Реформация (Массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке, направленное на реформирование церкви в соответствии с её первоначальными канонами)

    Исчезновение цивилизаций майя, ацтеков, инки. Начало колонизации в 15 веке.

    Европа возникает в средние века, отсчет которых начинается с крушения Западной Римской империи и образования на её территории так называемых «варварских» королевств.

    Выделяют три периода средневековья:

    1. Раннее средневековье (V-XI вв.) — период становления европейской цивилизации как синтеза позднеантичного и варварского социальных укладов.

    2. Классическое средневековье (XI-XV вв.) — период, когда Европа становится центром культуры и вырывается вперед по сравнению с Востоком по уровню и темпам социально-экономического и политического развития.

    3. Позднее средневековье (XVI-XVII вв.) — период кризиса феодализма и становления буржуазного общества.

    Период общественной благотворительности охватывает два периода средневековья — раннее и классическое.

    Средневековый Запад родился на развалинах Древнего Рима , переживавшего уже со II в. острый внутриполитический кризис, чертами которого стали:

    1. Разложение рабовладельческой общественной системы.

    2. Кризис идеологии.

    3. Отказ от новых военных походов с целью расширения территории государства и распад единой империи в 395 г. на Западную (с центром в Риме) и Восточную (с центром в Константинополе) Римские империи.

    Последствием падения Западной Римской империи в 476 г. и нашествий варваров стало наступление так называемых «темных веков» (V-VII вв.):

    · общий количественный и качественный регресс и в экономическом, и в политическом плане;

    · забвение достижений римского классического права; упадок системы управления и власти;

    · утрата навыков обработки камня в качестве строительного материала.

    К VIII-IX вв. начинается процесс становления западноевропейской цивилизации с рождением нового феодального порядка:

    · Установление отношений вассалитета среди господствующего классафеодалов. Формирование земельного феода (сеньории - у графов; вотчины - у рыцарей).

    · Закрепощение крестьянства.

    · Рост влияния и роли христианской церкви. С конца IV в. христианская церковь постепенно укрепляет свои позиции, превращаясь в «государство в государстве».

    Основные функции церкви:

    1) религиозная;

    2) политическая (переговоры с варварами);

    3) хозяйственная (распределение продовольствия и милостыни);

    4) социальная (защита слабых и обездоленных);

    5) военная (организация сопротивления варварским набегам);

    6) культурно-просветительная (сохранение римского наследия, латинской грамотности, римского права и т.п.).

    Именно церковь становится основным центром благотворительности и призрения в период раннего и. классического средневековья. Большую роль в жизни христианской церкви играли монашеские ордена — сообщества людей, добровольно обрекающих себя на безбрачие. и отречение от всех благ мира. Как особое учреждение христианское монашество появилось лишь в IV в.


    Классическое средневековье (XI-XV вв.)

    Характерной чертой данного периода стала так называемая аграрная революция и становление национальных европейских государств.

    Прославление бедности стало основным для религиозных литературных памятников раннего средневековья.

    Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли, — подаяние должно было её увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми.

    Нищий выступал в виде средства к «самоочищению».

    Учреждения, где оказывалась помощь:

    · убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельни для слабых и увечных.

    · Первые монастырские больницы отличались крайне низким уровнем лечения и ухода за больными людьми: медицинская подготовка монахов была недостаточной, а лечение «постом и молитвой» редко достигало своей цели. В периоды эпидемий больницы, строившиеся в отсутствие санитарно-гигиенических знаний, при скученности больных превращались в рассадники заразных болезней.

    · Объектом заботы католической церкви стали и бездомные. Открывается особый приют, называвшийся «Домом Господа», где работали как монахи, так и добровольцы из горожан.

    Таким образом, в раннее средневековье церкви принадлежала социальная функция поддержания мира и равновесия в обществе, средствами от содержания неимущих при церквах до требования милостыни в пользу бедняков, потребность в искуплении грехов.

    Экономика Средневекового Запада имела целью обеспечить людям средства к существованию, приобретя характер простого воспроизводства. Дальше этого она не шла.

    Экономическая цель средневекового Запада — создавать необходимое, пропитание, причем в разряд необходимого включается и обязанность подавать милостыню неимущим. Равным образом крестьяне тяжко трудятся на полях, чтобы приобрести пишу, одежду и другие необходимые вещи, должны давать десятины и милостыни.

    Создавалось; общество, составные части которого несли строго определенные функции:

    Светская аристократия обязана была поддерживать достойный образ жизни, растрачивая свои излишки на дарения и милостыни;

    Духовенство тратило часть своих богатств на роскошь, строительство и украшение храмов, на устройство пышных литургий, употребляя остаток на содержание неимущих бедняков;

    Крестьянство было низведено до минимального жизненного уровня вследствие взимания части его продукта сеньорами в форме феодальной ренты и церковью в форме десятины, но также обязано творить милостыню в пользу нищих.

    Средневековый Запад — это прежде всего универсум голода, его терзал страх голода и слишком часто сам голод.

    Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод.

    Причины голода:

    1. Слабость средневековой техники и экономики.

    2. Отсутствие либо утрата умений и навыков в течение длительного времени хранить продукты.

    3. Бессилие государственной власти.

    4. Множество таможенных барьеров - сборов и пошлин на путях перемещения товаров.

    5. Неразвитость транспортной инфраструктуры.

    Начиная с XI века крупные светские и особенно церковные сеньоры, государи, а также города создавали запасы и во время недорода или голода осуществляли экстраординарное распределение этих резервов или пытались даже импортировать продовольствие.

    К открытой системе призрения можно отнести такие мероприятия, как раздача милостыни беднякам и кормление неимущих, закрытой системе — меры по предотвращению спекуляций хлебом, по улучшению севооборота.

    Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания.

    Не оставались чуждыми к делам благотворительности и частные лица.

    Средневековый мир — это мир, постоянно находящийся на грани голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу. В этом корень эпидемий, вызываемых употреблением в пищу непригодных продуктов.

    Младенческая и детская смертность не щадила даже королёвские семьи.

    Среди наиболее распространенных болезней выделялись: туберкулёз , гангрена , чесотка , опухоли, экзема , рожистое воспаление. Болезни, вызванные авитаминозом , а также уродства и нервные болезни.

    На смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни - проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке. Проказа обрекала человека на медленную, мучительную, смерть посредством постепенного отмирания органов, обреченный человек умирал в течение нескольких лет. Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных — лепрозориев, организованных специально учрежденным католической церковью для призрения прокаженных орденом св. Лазаря (отсюда — лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой.

    Наконец, III Латеранский собор 1179 г., разрешив строить на территории лепрозориев часовни и кладбища, предопределил тем самым их превращение в замкнутые миры, откуда больные могли выходить, лишь предварительно расчистив себе дорогу шумом трещоток, рогов или колокольчиков. Главой ордена св. Лазаря мог быть избран также только больной лепрой. Прокаженным запрещалось также посещать мельницы, пекарни, булочные, колодцы и источники (то есть места изготовления и продажи пиши и источники питьевой воды).

    Средневековое общество нуждалось в этих людях: их подавляли, поскольку они представляли опасность, но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалось осознанное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Лепрозории устраивались хотя и за пределами городской стены, но невдалеке от нее.

    Отверженные средневекового общества легко становились жертвами в годы эпидемий и народных бедствий. Прокаженные преследовались по всей Франции, будучи подозреваемыми в отравлении колодцев и источников.

    В число отверженных входили и убогие, калеки. Уродство являлось внешним знаком греховности, а те, кто был поражен физическими недугами, был проклят Богом, а следовательно, и людьми. Церковь могла временно принимать их в своих госпиталях и кормить в дни праздников, а в остальное время убогим оставалось только нищенствовать и бродяжничать. Не случайно слова «бедный», «больной», «бродячий» были синонимами. Сами госпитали чаще всего размешались у мостов, на перевалах, то есть в местах, где обязательно проходили эти скитальцы.

    В середине XIV в. в Европу пришла еще более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти, — чума .

    В условиях повторяющихся эпидемий, именно монастыри превращаются в центры раздачи милостыни. Раздачи милостыни производились в определенные дни, которые были хорошо известны в округе, поэтому нищие преодолевали немалые расстояния от одного города к другому. Не случайно в связи с этим отмечено появление профессиональных братств нищих.

    Церковная благотворительность:

    1) раздачи милостыни;

    2) постоянная помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей;

    3) монастырские госпитали предоставляли ночлег бедствующим паломникам;

    4) «благочестивые банки» оказывали помощь беднякам перед домогательствами ростовщиков;

    5) религиозные братства содержали немощных бедняков;

    6) приходские власти старались поддерживать нуждающихся.

    В XV в. практика концентрации помощи при монастырях стала общераспространенной в большинстве европейских государств.

    В то же время благотворительность играла здесь и негативную роль: обильная милостыня имела деморализующее влияние и возбуждала к безделью. Не случайно в связи с этим отмечаются первые попытки установить светский контроль за деятельностью госпиталей при соединении усилий с духовными властями. В конце XIV в. была создана специальная комиссия, включавшая в свой состав как духовных, так и светских лиц, целью которой стало изучение ситуации в городе, проведение переписи нищих и «недужных» бедняков и устройство для них помещений в госпиталях.

    В то же время частые эпидемии, повлекшие за собою демографическую катастрофу, привели к постепенному изменению по отношению к нищим. Уже во второй половине XIII в. появляются сочинения с первыми нападками против здоровых нищих.

    Отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. Вводятся периодические переписи местных нищих, непостоянные нищие («чужаки») должны были пребывать в городе не более трех дней. Они обязаны были платить те же налоги, что и остальные работающие.

    Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии.

    Изгнанные из общества люди пополняли число бродяг, становясь либо профессиональными нищими либо бандитами.

    Средневековый мир был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства вовсе не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения. Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилизации во многом диктовался необходимостью выживания.

    Позднее средневековье (XVI-XVII вв.)

    Кризис феодализма и становление буржуазного общества. Становление государственной системы благотворительности .

    В XIV-XVI вв. европейская цивилизация вступает в новый этап развития главными чертами которого становятся:

    1) разрушение локальной замкнутости государств и установление межгосударственных отношении;

    2) ослабление диктата традиций и возрастание активности отдельной личности;

    3) торжество рационализма и секуляризация сознания.

    Классическое средневековье. На XIV-XV вв. приходится эпоха Возрождения :

    · гуманизация и индивидуализация общественного сознания;

    · утверждение рыночных отношений;

    · высокая социальная активность и размывание границ сословий;

    · стремление понять и усовершенствовать принципы устройства.

    С начала XVI в. внутри католичкой церкви произошла «реформация », породившая протестантизм .

    В основу протестантизма легли такие идеи:

    · освобождение сферы производства от религиозного давления;

    · духовная санкция на прибыль как цель экономической деятельности человека;

    · ненужность посредников между человеком и Богом;

    · признание веры, а не строгого исполнения обрядов, средством к спасению души.

    Протестантизм одержал победу в Англии, Дании, Швеции, Голландии, Швейцарии, толкнув эти страны на путь буржуазного развития, католицизм же укрепился в Испании, Италии, Польше, Чехии, в конечном итоге затормозив темпы экономического и политического развития этих стран.

    Важнейшими результатами развития западноевропейских стран стали:

    1. Создание абсолютных монархий.

    2. Процесс первоначального накопления капитала и модернизации.

    3. Складывание нового типа человека с новыми критериями ценностей:

    В конце средних веков церковно-монастырская система благотворительности становится все менее регулируемой, появляются толпы профессиональных нищих. Положение ухудшили эпидемии бубонной чумы, обострившие социальные проблемы. Церковь уже не могла самостоятельно заниматься благотворительностью. Возникла потребность в создании новой системы призрения, законодательно регулируемой государством.

    Позднее средневековье (XVI-XVII в.) Кризис общинного призрения в Европе и «охота на ведьм». XVI-XVII вв. стали периодом «охоты на ведьм».

    Идеологической основой для охоты на ведьм стали установки, господствовавшие в период раннего и классического средневековья, о борьбе Бога и дьявола, святых и колдунов.

    Многие судебные преследования ведьм начинались под давлением местного населения, которое требовало расправ над «виновниками» обрушивавшихся на него бедствий: падеж скота, неурожай, внезапные заморозки, смерть ребенка.

    В качестве источников, инициировавших «охоту на ведьм», можно выделить следующие:

    1) Неуверенность крестьянства в завтрашнем дне.

    2) Страх перед смертью и загробными мучениями.

    3) Трансформация образа Сатаны и его приспешников.

    4) Реформа суда и уголовного законодательства.

    Позднее средневековье XVI-XVII вв. Положение изгоев общества (венерические больные, безумцы и нищие).

    На период классического средневековья пришелся размах эпидемий проказы, поразившей в XII-XIV вв. не менее 300-400 тыс. человек. Однако, начиная с XV в. лепрозории приходят в запустение; в XVI в.

    К началу XVI в. лепрозории превратились в богатейших собственников. Королевская власть во Франции на протяжении всего ХVI в. пыталась взять под свой контроль те огромные богатства, какие представляли собою земельные владения и недвижимость лепрозориев, и заняться их перераспределением:

    · «все средства, от сего разыскания полученные, на содержание впавших в нужду дворян и увечных солдат»;

    · закупить пропитание для бедняков.

    Проблема лепрозориев так и не была урегулирована во Франции вплоть до конца XVII в. В 1672 г. Людвиг XIV передал ордену св. Лазаря и кармелитам имущество всех духовно-рыцарских орденов и возложил на них управление всеми лепрозориями королевства.

    Имущество лепрозориев перешло в ведение других больниц и благотворительных учреждений. В Париже имущество было передано Общему госпиталю; в Тулузе - госпиталю для неизлечимо больных.

    Пустовали лепрозории и в Англии. Средства, принадлежавшие этим заведениям, были переданы на нужды бедняков.

    Отступление проказы, только более медленное, наблюдалось и в Германии; точно так же менялись и функции лепрозориев.

    Исчезновение лепры явилось не заслугой тогдашней медицины, это произошло по двум основным причинам:

    · благодаря изоляции больных;

    · вследствие прекращения контактов с восточными очагами инфекции после окончания крестовых походов.

    Роль прокаженного возьмут на себя бедняки, бродяги, венерические больные, уголовные преступники и «повредившиеся в уме».

    Проказа передала эстафету венерическим болезням, вспышка которых стала одним из негативных следствий эпохи Великих географических открытий.

    Венериков изолируют от общества, но одновременно пытаются лечить.

    Основными распространителями венерических болезней стали проститутки и мужчины, прибегавшие к их услугам.

    Отношение к проституции было зачастую двойственным:

    · христианская церковь, клеймя проституток позором, принимает их как необходимое зло: «Уничтожьте проституток и общество погрязнет в распутстве»;

    · время от времени принимались меры по борьбе с проституцией: «…изгнать проституток из Парижа, разрушить все злачные места в столице...»

    Опасность распространения венерических заболеваний привела в XVI в. к ужесточению мер по борьбе с уличной проституцией через организацию публичных домов (борделей). Последние располагались как правило вблизи или по ту сторону городских ворот (за пределами городской черты).

    К началу XVII в, проблема венерических заболеваний отошла на второй план как благодаря изоляции больных, так и вследствие применявшихся методов их лечения и предупреждения. Главной проблемой вскоре становится еще более сложный феномен - безумие.

    С одной стороны безумных изгоняли из городов: города при первом же случае изгоняли умалишенных за пределы своих стен; и они так и скитались по отдаленным деревням

    Уже в XIII в. предпринимались первые попытки выделить различные категории сумасшедших: «неистовые» или «буйные», нуждавшиеся в уходе, а вернее — в заточении в специальных госпиталях; «меланхолики», чьи недуги также имели физическое происхождение, нуждавшиеся скорее в священнике, нежели во враче; «одержимые», которых от недуга мог освободить лишь «экзорцист» (специалист по изгнанию дьявола). В начале XIV в. в английском праве утвердился принцип, что «слабоумный или безумный не отвечает за преступление».

    Умалишенных помещали в больницы, специально предназначенные для этой цели. В некоторых средневековых городах даже отмечено существование специальных отчислений на нужды умалишенных или дарения в их пользу.

    Для «излечения» безумных использовались все те же известные «великие лекарства»: кровопускание, промывание желудка и рвотные средства. Лечебницы для буйно помешанных появились и в других городах Европы.

    На протяжении ХVI-ХVII вв. претерпевает серьезные изменения и отношение к нищенству. В XV в. практика продажи индульгенций - документов об отпущении грехов.

    В таких ycлoвияx нищий обретал в Европе новый облик, неведомый во времена раннего и классического средневековья. Возрождение лишило его мистического ореола праведности: Бедность утратила свой абсолютный смысл, а Милосердие — ту ценность, которую ему придавала помощь Бедности.

    Бродяжничество и нищенство нарушало распределение социальных ролей, создавая зоны, свободные от полицейского надзора, порождая недовольство со стороны обывателей и угрожая общественному порядку.

    В папском эдикте 1561 г. запрещалось просить милостыню на улицах под угрозой наказания, изгнания или отправки на галеры. Политика репрессий сочеталась с усилиями по реорганизации социальной помощи, направленной на поддержку больных и немощных. Все нищие, бродяги и лица без определенных занятий были собраны в одном месте и разделены на категории: больных направили в госпитали, тем, кто был признан трудоспособным, предоставлялась работа. Проявилось стремление изолировать нищих от общества посредством создания своеобразных зон бедности (по типу гетто районов обособленного проживания евреев).

    Политика изоляции нищих разрешила создание под и эгидой Братства Святого Духа особого госпиталя, игравшего роль как убежища, так и работного дома для здоровых нищих.

    При Иннокентии XII (1691-1700) было запрещено и просить милостыню, и подавать ее. Была проведена перепись и составлен список бедняков, нищие были препровождены под вооруженным конвоем в приют. Там они получали работу в зависимости от состояния здоровья: ткачество, шитье обуви и одежды или выделка кожи. Подобные приюты при преемниках Иннокентия были устроены для сирот и стариков. Однако реализация проектов постоянно сталкивалась с нехваткой средств и с административными трудностями.

    Средневековье - это обширный период развития европейского общества, охватывающий 5-15-й века нашей эры. Началась эпоха после падения великой Римской империи, закончилась - началом промышленной революции в Англии. За эти десять веков Европа прошла большой путь развития, характеризующийся великим переселением народов, формированием основных европейских государств и появлением красивейших памятников истории - готических соборов.

    Что характерно для средневекового общества

    Каждая историческая эпоха имеет свои неповторимые черты. Рассматриваемый исторический период не является исключением.

    Эпоха Средневековья - это:

    • аграрная экономика - большинство людей трудились в сфере сельского хозяйства;
    • преобладание деревенского населения над городским (особенно в ранний период);
    • огромная роль церкви;
    • соблюдение христианских заповедей;
    • крестовые походы;
    • феодализм;
    • становление национальных государств;
    • культура: готические соборы, фольклор, поэзия.

    Средневековье - это какие века?

    Эпоха делится на три больших периода:

    • Раннее - 5-10-й вв. н. э.
    • Высокое - 10-14-й вв. н. э.
    • Позднее - 14-15-й (16-й) вв. н. э.

    Вопрос «Средневековье - это какие века?» не имеет однозначного ответа, есть лишь приблизительные цифры - точки зрения той или иной группы историков.

    Три периода серьезно отличаются друг от друга: в самом начале новой эпохи Европа переживала смутное время - время нестабильности и раздробленности, в конце 15-го века сформировалось общество с его характерными культурными и традиционными ценностями.

    Вечный спор официальной науки с альтернативной

    Иногда можно услышать утверждение: «Античность - это средневековье». Образованный человек схватится за голову, услышав такое заблуждение. Официальная наука считает, что Средневековье - это эпоха, начавшаяся после захвата Западной Римской империи варварами в 5-м в. н. э.

    Впрочем, альтернативные историки (Фоменко) не разделяют точку зрения официальной науки. В их кругу можно услышать утверждение: «Античность - это средневековье». Это будет сказано не от незнания, а от другой точки зрения. Кому верить, а кому нет - решать вам. Мы разделяем точку зрения официальной истории.

    Как все началось: крах великой Римской империи

    Захват Рима варварами - это серьезное историческое событие, послужившее началом эпохи

    Империя просуществовала 12 веков, на протяжении этого времени был накоплен бесценный опыт и знания людей, которые канули в Лету после того, как остготов, гуннов и галлов захватили ее западную часть (476 г. н. э.).

    Процесс был постепенным: сначала из-под контроля Рима выходили захваченные провинции, а потом пал центр. Восточная часть империи со столицей в Константинополе (нынешний Стамбул) просуществовала вплоть до 15-го века.

    После захвата и разграбления Рима варварами Европа погрузилась в темные века. Несмотря на значительный откат назад и смуту, племена смогли воссоединиться, создать отдельные государства и неповторимую культуру.

    Раннее средневековье - это эпоха "темных веков": 5-10-й вв. н. э.

    В этот период провинции бывшей Римской империи становились суверенными государствами; вожди гуннов, готов и франков объявляли себя герцогами, графами и прочими серьезными титулами. Удивительно, но люди верили наиболее авторитетным личностям и принимали их власть.

    Как оказалось, племена варваров не были настолько дикими, насколько это можно себе предположить: они имели зачатки государственности и знали на примитивном уровне металлургию.

    Этот период также примечателен тем, что сформировались три сословия:

    • духовенство;
    • дворянство;
    • народ.

    К народу относились крестьяне, ремесленники и купцы. Более 90% людей жили в селах и трудились на полях. Тип ведения хозяйства был аграрным.

    Высокое средневековье - 10-14-й вв. н. э.

    Период расцвета культуры. В первую очередь характеризуется формированием определенного мировоззрения, характерного для средневекового человека. Кругозор расширился: появилось представление о прекрасном, о том, что в бытии есть смысл, а мир прекрасен и гармоничен.

    Огромную роль играла религия - люди почитали Бога, ходили в церковь и старались следовать библейским ценностям.

    Наладилась стабильная торговая связь между Западом и Востоком: торговцы и путешественники возвращались из далеких стран, привозя фарфор, ковры, пряности и новые впечатления об экзотических азиатских странах. Все это способствовало общему повышению образования европейцев.

    Именно в этот период появился образ мужчины-рыцаря, который по сей день является идеалом большинства девушек. Впрочем, тут есть определенные нюансы, показывающие неоднознаность его фигуры. С одной стороны, рыцарь являлся храбрым и отважным воином, присягнувшим епископу на защиту своей страны. При этом был достаточно жесток и беспринципен - только так можно сражаться с ордами диких варваров.

    У него обязательно была "дама сердца", ради которой он сражался. Подытожив, можно сказать, что рыцарь - это весьма противоречивая фигура, состоящая из добродетелей и пороков.

    Позднее средневековье - 14-15-й (16-й) вв. н. э.

    Западные историки считают концом Средних веков открытие Колумбом Америки (12 октября 1492 года). Российские историки придерживаются иного мнения - начала промышленной революции в 16-м веке.

    Осень Средневековья (второе название поздней эпохи) характеризовалась образованием крупных городов. Также происходили масштабные крестьянские восстания - в итоге это сословие стало свободным.

    Европа понесла серьезные человеческие потери из-за эпидемии чумы. Эта болезнь забрала много жизней, население некоторых городов сократилось вдвое.

    Позднее Средневековье - это период логического завершения богатой эпохи европейской истории, длившейся около тысячелетия.

    Столетняя война: образ Жанны Д’Арк

    Позднее Средневековье - это и конфликт между Англией и Францией, длившийся более ста лет.

    Серьезным событием, задавшим вектор развития Европы, была Столетняя Война (1337-1453 гг.). Это была не совсем война и не совсем столетняя. Логичнее данное историческое событие назвать противостоянием между Англией и Францией, иногда переходящим в активную фазу.

    Все началось со спора за Фландрию, когда король Англии стал претендовать на французскую корону. Вначале успех сопутствовал Великобритании: небольшие крестьянские отряды лучников побеждали французских рыцарей. Но потом случилось чудо: родилась Жанна Д"Арк.

    Эта стройная девушка с мужской осанкой была отлично воспитана и с молодости разбиралась в военном деле. Ей удалось духовно объединить французов и дать отпор Англии вследствие двух вещей:

    • она искренне верила в то, что это возможно;
    • она призывала к объединению всех французов перед лицом противника.

    Стала победа Франции, а Жанна Д"Арк вошла в историю как национальная героиня.

    Эпоха Средневековья завершилась процессом сложения большинства европейских государств и формированием европейского общества.

    Итоги эпохи для европейской цивилизации

    Исторический период Средневековья - это тысяча интереснейших лет развития западной цивилизации. Если бы один и тот же человек побывал сперва в начале средних веков, а потом переместился в 15-й век, он бы не узнал одно и то же место, настолько значительными были произошедшие изменения.

    Перечислим кратко основные итоги эпохи Средневековья:

    • появление крупных городов;
    • распространение университетов по территории Европы;
    • принятие христианства большинством европейских жителей;
    • схоластика Аврелия Августина и Фомы Аквинского;
    • неповторимая культура Средневековья - это архитектура, литература и живопись;
    • готовность западноевропейского общества к новому этапу развития.

    Культура средних веков

    Эпоха Средневековья - это в первую очередь характерная культура. Под ней подразумевается широкое понятие, включающее в себя нематериальные и материальные достижения людей той эпохи. К ним можно отнести:

    • архитектуру;
    • литературу;
    • живопись.

    Архитектура

    Именно в эту эпоху были отстроены многие известные европейские соборы. Средневековые мастера создавали архитектурные шедевры в двух характерных стилях: в романском и в готическом.

    Первый зародился в в 11-13-м веках. Это архитектурное направление отличалось строгостью и суровостью. Храмы и замки в романском стиле по сей день вселяют ощущение мрачного Средневековья. К наиболее знаменитым относится Бамбергский собор.

    Литература

    Европейская литература средних веков является симбиозом христианской лирики, античной мысли и народного эпоса. Ни один жанр мировой литературы не сравнится с книгами и балладами, написанными средневековыми писателями.

    Одни рассказы о битвах чего стоят! Часто получался интересный феномен: люди, участвующие в крупных средневековых сражениях (например, битва при Ганстингсе), непроизвольно становились писателями: они были первыми очевидцами произошедших событий.


    Средневековье - это эпоха красивой и рыцарской литературы. Об укладе жизни, обычаях и традициях людей можно узнать из книг писателей.

    Живопись

    Росли города, строились соборы, соответственно, появился и спрос на декоративное украшение зданий. Вначале это касалось крупных городских зданий, а потом и домов зажиточных людей.

    Средневековье - это период становления европейской живописи.

    На большинстве картин изображались известные библейские сюжеты - Дева Мария с младенцем, Вавилонская блудница, «Благовещение» и прочее. Распространились триптихи (три небольших картины в одной) и диптрихи (две картины в одной). Художники расписывали стены капелл, ратуш, рисовали витражи для церквей.

    Средневековая живопись неразрывно связана с христианством и поклонением Деве Марии. Мастера изображали ее по-разному: но можно сказать одно - эти картины удивительны.

    Средневековье - это время между Античностью и Новой Историей. Именно эта эпоха подготовила почву для начала промышленной революции и великих географических открытий.

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: