Что такое знак и знаковая система. Знаковые системы. Эсперанто и другие языки

Знаковые системы формировались на протяжении всей истории человечества. Это было необходимо не только для того, чтобы накопленные здания могли передаваться из поколения в поколение - по мнению многих антропологов, наука о знаках первоначально зародилась как средство общения между людьми.

Что такое семиотика?

Семиотика представляет собой отрасль знания, которая изучает знаки и знаковые системы. Она возникла на стыке нескольких дисциплин – психологии, биологии, кибернетики, литературы, а также социологии. В составе семиотики выделают три обширные области знания. Это синтактика, семантика, прагматика. Синтактика изучает законы, по которым устроены различные виды знаковых систем, способы устройства, при помощи которых соотносятся различные элементы языка. Предметом изучения семантики является смысл – соотношение между самим знаком и его значением. Прагматика изучает отношения между тем, кто пользуется языком, и самой знаковой системой. Знак – это определенный материальный предмет (а также событие или феномен), который объективно используется для замены другого предмета, его свойства или соотношения между предметами.

Вторичные моделирующие системы

Помимо основных классов знаковых систем, существуют также вторичные моделирующие системы. Иначе их называют «кодами культуры». К этой категории относятся все типы культурных текстов (исключая естественный язык), общественная деятельность, различные модели поведения, традиции, мифы, религиозные поверья. Культурные коды формируются таким же образом, как и естественный язык. Функционируют они по принципу соглашения между членами общества. Соглашения, или коды, известны каждому члену группы.

Развитие психики и овладение знаковой системой

Овладение различными видами знаковых систем – это также критически важный фактор для развития высших психических функций. Семиотические системы позволяют индивиду овладевать общественной культурой, исторически сложившимися приемлемыми способами поведения, социальным опытом. При этом происходит и развитие самосознания. Начинаясь с элементарных ощущений, со временем оно формируется в ряд навыков самовосприятия, составления о себе определенного мнения, личной логики.

Кодирование и декодирование информации

В психологии различные примеры знаковых систем чаще всего изучаются в контексте их соотнесения с познавательными процессами. Большое внимание уделяется нейрофизиологическим особенностям. Но нередко речь как способ передачи информации, обмена знаниями оставляется учеными в стороне. До сих пор для исследователей представляет загадку процесс кодирования с помощью знаковых систем визуальных образов. Мысленный образ кодируется в мозгу говорящего в слова. В мозгу слушающего он декодируется. Те трансформации, которые происходят при этом, остаются неисследованными.

Языковые знаковые системы: примеры

В настоящее время лингвистика является динамично развивающейся отраслью познания. Лингвистический метод применяется во многих науках – к примеру, в этнографии и психоанализе. Всего существует шесть типов знаковых систем. Это естественные системы, иконические, конвенциональные, системы записи, вербальные системы. остановимся на каждом типе более подробно.

Иконические системы

Примером иконических знаковых систем служат архитектура, балет, музыка, невербальный вид коммуникации. Они обычно имеют достаточно сильное эмоциональное насыщение, полны образных компонентов, которые являются частью знака. Изучение различных примеров знаковых систем показывает: ученый должен не только использовать объективные методы, но и самостоятельно моделировать разнообразные примеры эмоций, коммуникативных ситуаций.

Естественные знаки

Эти знаки встречаются в природе и в повседневной жизни. Обычно это определенные вещи или природные феномены, которые указывают на другие предметы. Иначе их еще называют знаками-признаками. Примером знаковых систем, относящихся к естественным, могут быть приметы о погоде, следы зверей. Классической иллюстрацией этой семиотической системы является знак дыма, который свидетельствует о пожаре.

Функциональные знаки

Этот тип знаков также относится к знакам-признакам. Однако, в отличие от естественных, связь функционального знака с тем предметом, который он обозначает, обусловлена определенной функцией, деятельностью людей. К примеру, домашний интерьер в рамках семиотики представляет собой текст, свидетельствующий об уровне благосостояния хозяев дома. Набор книг на книжной полке предоставляет зрителю информацию о вкусах владельца библиотеки, уровне его умственного и нравственного развития. Также функциональным знаком часто могут выступать действия. Например, классный учитель водит пальцем по списку учеников в журнале. Это действие также является функциональным знаком – оно обозначает, что скоро кто-то будет вызван к доске.

Ковенциональные знаки

Этот пример знаковой системы иначе называется условным. Название «конвенциональный» происходит от латинского conventio – «соглашение». Условные знаки служат для того, чтобы обозначать предметы и явления окружающего мира «по условию». Сами они, как правило, имеют очень мало общего с тем, что обозначают. Примеры знаковых систем, относящихся к конвенциональным: сигнал светофора, индексы, картографические знаки, символы (гербы, эмблемы).

Вербальные (речевые) знаковые системы

К этой категории относятся все человеческие языки. Каждый язык имеет исторически сложившуюся основу (так называемый «семиотический базис»). Основной особенностью человеческих языков является то, что каждый из них есть полиструктурной и многоуровневой системой. Система эта способна практически к неограниченному развитию. Знаковая система речи представляет собой богатейшее средство для хранения, обработки и дальнейшей передачи информации.

Знаковые системы

Эта семиотическая категория включает в себя знаковые системы, которые возникают на основе предыдущих групп – вербальных, танца, музыки. Знаковые системы записи являются вторичными по отношению к этим группам. Они возникли с появлением письменности. Без систем записи когнитивная эволюция человека была бы невозможной.

Семиотические опыты в истории

Древнегреческий ученый Платон делил все звуки на категории быстрых, громадных, тонких и округлых. М. В. Ломоносов придерживался мнения, что частое повторение в письменной или устной речи буквы «А» способствует изображению величия, глубины и высоты. Буквы «Е» и «Ю» помогают изобразить ласку, небольшие предметы, нежность. Эти взгляды были изложены в его работе «Краткое руководство к красноречию».

Исследователем И. Н. Гореловым был проведен любопытный опыт. Испытуемых просили охарактеризовать фантастических животных, названных «мамлына» и «жаваруга». Все из участников эксперимента сочли «мамлыну» добрым, кротким и округлым по форме существом. «Жаваруга» была отнесена к категории диких, колючих и злых.

Язык волапюк

На планете существует огромное количество языков, немало и мертвых языков – тех, что вышли из обихода. Несмотря на это, все же находятся те, кто с энтузиазмом изобретает новые. Примеры искусственных знаковых систем – это известный язык эсперанто, предшествовавший ему волапюк, универсалглот, лингва католика, сольресоль и многие другие. Одним из самых сложных является ифкуиль, созданный на основе древних символов. Искусственные языки создавались персоналиями, занятыми в разных сферах. Не всегда это были те, кто работал в профессиях знаковой системы.

Один из самых странных искусственных языков – это волапюк. Идея его изобретения впервые пришла в голову немецкому священнику по имени Мартин Шлейер. Богослужитель утверждал, что мысль о создании искусственного языка была предложена ему самим Господом во сне. Целью создания волапюка было упрощение коммуникации – Шлейер пытался создать простой и универсальный язык. За основу он взял европейские языки – латинский, английский и немецкий. Слова священник пытался создавать всего лишь из одного слога.

Поначалу общественность не проявляла особого интереса к этому искусственному языку. Однако вскоре было создано сообщество, которое начало распространять информацию о новом языке. В итоге на пике своей популярности он насчитывал более ста тысяч носителей.

Язык волапюк многим европейцам казался достаточно странным. Содержащиеся в нем корни слов из разных европейских наречий делали его узнаваемым, однако достаточно смешным. До сегодняшнего времени слово «волапюк» означает бессмыслицу, тарабарщину. Несмотря на это, волапюк был популярен вплоть до того времени, когда в Германии к власти пришли нацисты.

Эсперанто и другие языки

Однако, когда говорят об искусственных языках, в первую очередь вспоминают о языке под названием эсперанто. Создан он был в конце XIX века и процветает до настоящего времени – его носителями являются сотни тысяч человек во всем мире.

Эсперанто не случайно обрел популярность – это очень простой язык, в котором содержится всего лишь 16 правил грамматики. Примечательно, что в них нет ни одного исключения. Слова эсперанто содержат корни различных европейских языков, а также славянские. Особенно он понятен американцам.

Со временем для того, чтобы фраза «искусственные языки» не носила негативного оттенка, их стали называть «плановыми». Непосредственно статус языков получают только те, что имеют достаточное число носителей. Если на искусственном языке говорит только его создатель и пара приятелей, то он называется «лингвопроектом».

К слову, эсперанто, несмотря на широкое распространение, не был первым из плановых языков. Первый был создан аббатисой по имени Хильдегарда Бингенская. Назывался он Lingua Ignota («неведомая речь»). Аббатиса утверждала, что он был ниспослан ей с небес. В этом языке была своя письменность и словарь, в котором расшифровывались тысячи понятий. Искусственные языки создавались и в странах Востока. Например, «бала-ибалан». Его изобрел шейх Мухиеддин, используя в качестве основы персидский, арабский и турецкий.

Двоичная система

Большинство искусственных языков создавались на основе существующих, поэтому двоичная знаковая система, использующая цифры, не относится к средству общения. В ней, как известно, информация записывается при помощи двух цифр – 0 и 1. Когда-то существовали компьютеры и с более сложной системой – троичной. Но двоичная – самая удобная для цифровой техники. В двоичной знаковой системе 1 и 0 обозначают наличие или отсутствие сигнала.

Сольресоль: необычная идея музыканта

В начале девятнадцатого века музыкант Франсуа Сюдр из Франции поделился с обществом необычной идеей: он изобрел искусственный язык, называвшийся сольресоль. Его слова, которых было более двух с половиной тысяч, записывались при помощи нот. В это трудно поверить, однако затея, которая поначалу была просто музыкальной интеллектуальной игрой, стала популярна. Язык сольресоль обрел известность среди современников, ведь ноты являются международными символами.

Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить следующие основные типы знаков:

    естественные;

    функциональные;

    конвенциональные (условные);

    иконические.

Под естественными знаками понимаются вещи и явления природы. Конечно, не все из них выступают как знаки. Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-то другие предметы и рассматривается в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию об этом целом. Естественные знаки – это знаки-признаки. Простейший пример: дым как знак огня.

Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил – все это знаки, которые многое могут сказать тому, кто способен «расшифровывать» их.

Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Например, обнаруженное археологом в кургане оружие – функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин. Обстановка квартиры – комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. Очки – знак слабости зрения; лопата на плече указывает, что человек занимался или собирается заняться земляными работами.

Функциональные знаки – это тоже знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами и не законами природы, а теми функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Ведь эти знаки являются предметами, имеющими какое-то прагматическое назначение. Они создаются человеком для практического использования, а не с целью наделить их знаковой функцией, и могут выступать в качестве знаков только потому, что включены в человеческую деятельность и вследствие этого несут в себе какую-то информацию о ней. Разумеется, для того чтобы извлечь из них эту информацию, требуется иметь какие-то предварительные знания об условиях их применения в человеческой деятельности.

В качестве функциональных знаков могут выступать не только предметы, но и действия людей. Всякий школьник знает: когда учитель начинает водить пальцем по классному журналу – это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать. Совершая непроизвольные и бессознательные телодвижения, человек, как правило, даже не подозревает, что он подает этим знаки, сигнализирующие о его чувствах, эмоциях, намерениях, мыслях.

Функциональные знаки наряду с первичными значениями, связанными с их прагматическими функциями, могут принимать и вторичные значения, которые приписываются им более или менее произвольно (чаще всего – на основе каких-то аналогий). Такие вторичные значения они приобретают, например, во многих суевериях приметах (подкова, прибитая у двери; пустые ведра у идущей навстречу женщины; упавшая со стола ложка или нож – придет женщина или мужчина и т. п.).

Иконические (от греч. eicon – изображение) знаки – это знаки-образы. Их определяющей чертой является сходство с тем, что они обозначают. Это сходство может быть большим или меньшим – от подобия лишь в некотором отношении до изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия всех элементов и отношений).

Иконические знаки – знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы по совместительству с их основными функциями, то для иконических знаков эта функция является главной и основной. Они, как правило, искусственно создаются так, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей, хотя изредка возможно в качестве иконического знака использовать и естественно образовавшийся объект, если он очень похож (случайно или неслучайно) на то, что нам хотелось бы им обозначить.

Иконический знак может быть сходен с обозначаемым предметом по «материалу», из которого они оба состоят. Так, в музыке иногда имитируется рокот волн, гром, автомобильный гудок и т. д. Здесь музыкальные инструменты воспроизводят звуки, которые мы слышим в жизни, в том же «звуковом материале» (в колебаниях воздуха). Однако образы, сходные с обозначаемым предметом, можно создавать и в совершенно ином материале, нежели тот, из которого состоит предмет. Скульптура или портрет на холсте дают нам образ человека, хотя они выполнены в камне или краске. Поэты и писатели с помощью слов вызывают у читателя яркие образы описываемых людей, явлений, событий.

Конвенциональные (условные) знаки – это искусственно созданные знаки. Обычно они имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения является результатом соглашения, договора (слово «конвенциональный» происходит от лат. conventio – соглашение, договор, условие). Конвенциональный знак обозначает определенный предмет не потому, что каким-то образом связан с ним, подобно естественным или функциональным знакам, и не потому, что похож на него, как это свойственно иконическим знакам. Он служит обозначением предмета «по условию» – потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки создаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны.

Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный звонок; красный крест на машине скорой помощи; «зебра» на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.

Существует два основных вида конвенциональных знаков – сигналы и индексы.

Сигналы – знаки извещения или предупреждения. Значение, которое придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, усваивается людьми с детства (например, значение цветов светофора). Значение многих специальных сигналов становится известным только в результате обучения (таковы, например, флажковая сигнализация на флоте и навигационные сигналы).

Индексы – условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Иногда (но не обязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают. Примеры знаков-индексов: показания приборов, картографические знаки, различного рода условные значки в схемах, графиках, профессионально-деловых текстах.

Можно также указать основные типы знаковых систем. К ним относятся вербальные знаковые системы и знаковые системы записи.

Вербальные знаковые системы – важнейшие знаковые системы из созданных людьми знаковых систем: они образуют семиотический базис культуры. Их называют «естественными» , чтобы отличить от искусственных (формализованных) языков.

В мире существует от 2500 до 5000 естественных языков (их точное число установить невозможно, поскольку нет однозначных критериев для отличия разных языков от разных диалектов одного и того же языка). Любой естественный язык – это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему культурному значению.

Можно указать на целый ряд преимуществ языка перед другими знаковыми системами.

Язык экономичен и удобен для пользования. Произнесение звуков членораздельной речи не требует от человека сколько-нибудь заметных затрат энергии, не нуждается в предварительной подготовке каких-либо материальных средств, оставляет свободными руки и при всем этом позволяет передавать за сравнительно малое время достаточно большой объем информации.

Важным достоинством языка является надежность его как средства сохранения и передачи информации. Это достигается благодаря тому, что он, несмотря на свою экономичность, «избыточен», т. е. кодирует информацию в большем количестве знаков, чем это необходимо для ее восприятия. Избыточность дает возможность правильно установить содержание языковых сообщений и избежать ошибок даже тогда, когда в сообщении содержатся пропуски и искажения.

Самая главная особенность языка, отличающая его от всех других знаковых систем, заключается в его специфической структурной организации. Хотя нам так легко и просто объясняться на родном языке, что мы обычно говорим, не задумываясь над тем, как мы это делаем, язык на самом деле далеко не так уж прост. Он представляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую, многоуровневую систему знаков. Базисной структурной единицей является слово. Подобно атомам, слова имеют внутреннюю структуру (корень, суффиксы, приставки и пр.) и строятся из «элементарных частиц»: ими служат звуки – фонемы (которые, строго говоря, не являются знаками, потому что у них самих по себе нет значения). «Атомы»-слова объединяются в «молекулы» – фразы, предложения, высказывания. А из последних складываются тексты – крупные и более или менее цельные «куски» речи. Таким образом, можно выделить четыре основных структурных уровня языка.

Фонетика – звуковая, акустическая сторона языка. Каждый язык имеет свои фонетические особенности – характерные для него фонемы, формы и способы их комбинации, варианты интонаций и др. Число фонем сравнительно невелико: в разных языках оно колеблется от 10 до 80. Если бы язык строился на уровне фонем (т. е. знаками его были бы только фонемы), то он был бы очевидно, очень беден. Но из небольшого количества фонем можно составить необозримое множество комбинаций. Вот почему основными структурными составляющими языка становятся не фонемы, а их комбинации – слова. Только на уровне слов начинают проявляться те достоинства языка, которые делают его главной знаковой системой культуры.

Лексика – словарный фонд языка. Она насчитывает в развитых языках до 400-500 тыс. слов. Однако в повседневном обиходе практически используется лишь малая часть из них. Полное собрание сочинений Пушкина состоит из 600 тыс. слов. При этом в нем содержится 21 тыс. различных слов. Лексическая структура языка очень сложна. Немалую сложность вносит в нее полисемия – многозначность слов.

В современных языках около 80% слов многозначны. Даже такое простое слово, как «стол», имеет в русском языке несколько значений: это и предмет мебели (в этой комнате стоит стол), и питание, пища (в этом санатории прекрасный стол), и отделение в учреждении (справочный стол), и стол переговоров (сесть за стол переговоров можно и без стола!). Разумеется, полисемия затрудняет изучение языка. Но вместе с тем она обогащает нашу речь, насыщает ее добавочным, явно не формулируемым содержанием («подтекстом»).

Грамматика – строй языка, т.е. система форм и способов образования, изменения и употребления слов. Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Отдельные слова сами по себе дают мало возможностей для выражения мыслей. Сколько-нибудь сложные мысли требуют упорядоченного объединения многих слов в целостные высказывания. Смысл предложений зависит не только от слов, из которых они состоят, он в значительной мере определяется грамматикой. Более того, грамматические структуры уже сами по себе выражают существенные черты содержания предложения, так что, понимая их, можно даже при незнании слов понять, о чем идет речь. Русский лингвист Л. В. Щерба демонстрировал эту способность грамматических структур нести в себе информацию знаменитой фразой: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Слова здесь как будто совершенно бессодержательны, но все же грамматика нам подсказывает общий смысл фразы: некое существо женского пола совершило что-то над каким-то существом мужского рода, а потом начало что-то вытворять с его детенышем.

Стилистика – манера оформления речи, характеризуемая принципами отбора и комбинации используемых языковых средств. Современной литературе свойственно многообразие стилей. Разнообразные стилистические формы приобретает язык и в практике общения людей. Стиль может рассматриваться также как речи, которая в большей или меньшей мере отражает уровень образования, род занятий, круг интересов, мироощущение личности.

Важнейшая из знаковых систем записи – письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем относятся также нотная грамота, способы записи танца и т.п. Их особенностью является то, что они возникают на базе других знаковых систем – разговорного языка, музыки, танца, – и вторичны по отношению к ним.

Изобретение знаковых систем записи – одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно большую роль в истории культуры сыграло появление и развитие письменности. Можно без всякого преувеличения сказать, что только ее создание позволило человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники, искусства, права и т. д.

Письменности предшествовало так называемое «предметное письмо» – возникшее еще в первобытном обществе использование предметов для передачи сообщений (например, оливковой ветви как знака мира). К таким способам коммуникации прибегали иногда и в более поздние времена. Однако это была еще только предыстория письменности. Первой стадией ее истории явилось письмо в рисунках (пиктография). Далее возникло идеографическое письмо, в процессе его развития рисунки в нем приобретали все более упрощенный и схематический характер. И наконец, на третьей стадии было создано алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаков, означающих не слова, а составляющие их звуки устной речи.

Появление и развитие письменной речи порождает принципиально новые возможности культурного прогресса. Базисным знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а меньшая и более абстрактная единица – буква. Количество базисных знаков системы при этом уменьшается и становится обозримым. Это ведет к коренным изменениям в логике пользования знаковой системой. Становятся возможными качественно новые способы обработки, восприятия и передачи информации.

Запись создает возможность существенно увеличить словарный состав языка. В племенных бесписьменных языках редко употреблявшиеся слова просто исчезали из социальной памяти, на смену им приходили новые. Словарь таких языков содержал не более 10-15 тыс. слов. В современных же языках на протяжении многовековой истории использования письма происходит накопление слов, и их количество достигает полумиллиона.

С развитием знаковых систем записи неизмеримо возрастает количество циркулирующей в обществе информации. Бесписьменные языки могли обеспечить передачу лишь того объема знаний, который хранился в фольклоре – мифах, устном эпосе, пословицах. Этот объем был ограничен возможностями памяти индивида, выступавшего в роли жреца или сказителя. Письменность позволяет обществу транслировать информацию, количество которой намного превосходит объем памяти отдельного человека. Возникают библиотеки, выполняющие функцию хранилищ знания и делающие его доступным для грядущих поколений. Снимаются временные и пространственные границы общения: становится возможной коммуникация между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное историческое время. Это позволило, например, многое узнать о жизни давно исчезнувших народов – древних египтян, хеттов, инков, восстановить через несколько веков после гибели Римской империи римскую систему права и положить ее в основу европейской юриспруденции.

Одним из важных направлений развития систем записи явилось создание искусственных формализованных языков, играющих большую роль в современной логике и математике, а следовательно, и во всех науках, использующих логико-математический аппарат. Искусственные языки создаются на основе естественных. Их отличает строгая формализация правил построения языковых выражений и алгоритмов перехода от одних выражений к другим.

С точки зрения семиотики основной структурной единицей языка культуры являются знаковые системы.

Знак - это материальный предмет (явление, событие), объективно заменяющий некоторый другой предмет, свойство или отношение и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Выделяют шесть типов знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциальные, вербальные, системы записи.

Под естественными знакомы понимаются веши и явления природы в том случае, когда они указывают на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них. Естественные знаки - это знаки-признаки, например дым - знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, нужно знать, признаком чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию.

Функциональные знаки - это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, а знаками они становятся, потому что включены в человеческую деятельность и несут информацию о ней. Это тоже знаки-признаки, например производственная техника, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, содержащий информацию обо всей технической системе, элементом которой он является, например действия учителя, водящего пальцем по списку учеников в журнале, становятся знаком начинающегося опроса. Функциональные знаки нередко имеют вторичные значения, приписываемые им по аналогии, что особенно хорошо видно в суевериях: подкова - к счастью, женщина с пустыми ведрами - к несчастью и т.д.

Конвенциональные (условные) знаки - искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный звонок. красный крест на машине «скорой иомоши», «зебра» на пешеходном переходе и др. Существует три основных вида конвенциональных знаков - сигналы, индексы и символы.

Сигналы - знаки извещения или предупреждения, например цвета светофора.

Индексы - условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации изрядадругих. Иногда (но необязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают, например показания приборов, условные значки в схемах, на графиках и т.д.

Символы - знаки, не только указывающие на некоторый объект, но и несущие в себе добавочный смысл. Если значения любых других знаков относятся либо к вешам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.), то значения символов указывают на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Примерами символов являются государственные гербы, флаги, гимны - символические знаки достоинства государств.

Вербальные знаковые системы - это разговорные языки, которых в мире насчитывается несколько тысяч. Именно они составляют основу культуры говорящего на нем народа. Однако язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общению.

Естественный язык - это открытая знаковая система. В отличие от искусственных формализованных языков он способен к неограниченному развитию. История развития культуры отражается в истории развития языка. Так, новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике пополняют словарный запас языка (радио, электрон, компьютер и т.д.), а уходящие процессы и явления приводят к устареванию и исчезновению слов (половой - слуга в трактире, криница - родник и т.д.). При этом базисный словарь (слова, обозначающие части тела человека, Солнце, Луну, звезды, простейшие глаголы и числительные до десяти, а также личные местоимения) остается неизменным очень долго, в течение сотен лет.

Знаковые системы записи - письмо, ноты и т.п. - в истории человечества появились довольно поздно. Они возникли на базе других знаковых систем - разговорного языка, музыки и т.д. и вторичны по отношению к ним. Появление и развитие письма сыграло особенно большую роль в истории культуры. Без письма невозможно развитие науки, техники, права и т.д. Появление письма ознаменовало начало цивилизации.

Базовым знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а более объективная и абстрактная единица - буква. Число базисных знаков в системе существенно уменьшается и становится обозримым. Благодаря этому коренным образом изменяется логика использования знаковой системы, становятся возможны качественно новые способы обработки, восприятия и передачи информации.

Запись создает возможность искусственно увеличить словарный состав языка. Если в бесписьменных языках малоупотребительные слова просто исчезают, то запись позволяет накапливать слова. С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы и правила и соответственно создается нормированный литературный язык, обогащаются и совершенствуются способы выражения мысли, передачи ее нюансов. Письменность открыла путь к передаче информации через время и расстояние, позволила сохранять те мысли и идеи, которые не были поняты современниками, но позднее оказались востребованными. Важнейшим шагом в развитии культуры стало появление книгопечатания-тиражирования текстов. Все это создало условия для творчества, массового образования и просвещения народов. Одним из важных направлений развития систем записи является создание искусственных, формальных языков, отличающихся строгой формализацией правил построения; такие языки широко используются в логике, математике, информатике.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

34. Понятие социальной перцепции в структуре общения

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

Знаком явл. предметы, действия и явления, т.е. любые мате-риальные объекты, кот. могут замещать ту или иную реалию. Знак – это двусторонняя единица, носитель соц-ной инфы. Языковой знак – цепочка фонематически расчленённых звуков – означает и понятие за ним закреплённое – означаемое.

Языковые знаки распределяются по трём группам:

1. естественные языки (фонетические);

2. искусственные языки (графически письменный язык, ручная речь глухонемых);

3. знаки, сопряжённые с фонетическим языком (интонация, жесты, мимика, паузы).

Своеобразие языкового знака закл. в том, что это первич-ный неконвенциональный знак, объективно сформировавший-ся в процессе эволюции чел-а и чел-кого общества вообще. Среди других видов знаков, используемых в чел-ком обществе, языковой знак занимает особое место:

1. своей материальной и идеальной природой;

2. своеобразием своего генезиса, т.е. происхождения, эволюции и функционирования;

3. выполняемыми функциями;

4. формой своего существования или выражения;

5. своей ролью в жизни общества и мн. др. признаками.

Осн . свойства знака вообще и языкового знака в частности.

1. заместительная функция (любой знак что-то означает);

2. коммуникативность (любой знак явл. ср-вом общения);

3. социальность (любые знаки возникают и существуют в обществе);

4. системность (любой З. явл. элементом какой-то системы);

5. материальность (любой знак должен быть доступен чувственному восприятию – чувствовать, видеть, ощущать).

Своеобразие языка как знаковой системы закл. в универ-сальности (языковой З. исп-ся во всех сферах чел-кой деят-ти); первичности по отношению к др. знаковым системам; в посто-янном развитии и совершенстве; в полисемантичности.

Виды знаковых систем

Знаки принято отличать от признаков (симптомов). Последние не являются средствами целенаправленной передачи информации кем-то. В них план выражения (означающее, экспонент) и план содержания (означаемое) находятся в причинно-следственной связи (например, лужи воды на земле как свидетельство недавно прошедшего дождя). В собственно знаках, используемых для целенаправленной передачи информации, связь между двумя сторонами не обусловлена природными, причинно-следственными отношениями, а часто подчинена принципу условности (конвенциональности) или же принципу произвольности (арбитрарности). Возможны, однако, как уже отмечалось, многочисленные случаи той или иной мотивировки знаков, допускаемые данной системой.

Люди пользуются множеством разнообразных знаковых систем, которые можно классифицировать прежде всего с учётом канала связи (среды, в которой осуществляется их передача). Так, можно говорить о знаках звуковых (вокальных, аудитивных), зрительных, тактильных и т.д. Люди располагают, помимо звукового языка как основной коммуникативной системы, жестикуляцией, мимикой, фонационными средствами, представляющими собой особое использование голоса, и т.д. В их распоряжении имеются как естественные (спонтанно возникшие), так и искусственные, созданные ими же коммуникативные системы (письмо; сигнализация с помощью технических устройств и прочих средств: светофор, способы обозначения воинских различий и т.п., системы символов в логике, математике, физике, химии, технике, языки типа эсперанто, языки программирования и т.п.). В некоторых ситуациях общения наблюдается одновременная передача знаков разного рода, использование разных сред (мультимедийная коммуникация).

Вопрос

Лингвосемиотика

Семиотика – это наука о знаковых системах в природе и в обществе. Основопол -ком явл. Пирс. Направления в С-ке:

1. биосемиотика (изучает естеств. знаки, кот. функц-ют в животном мире).

2. этносемиотика (изучает знаки, связанные с опред. этно-сом - привычки, обычаи, традиции).

3. лингвосемиотика (ориентирована на изучение естеств. яз-а с его стилистикой и сопутс-щими знаковыми системами).

Знаком явл. предметы, действия и явления, т.е. любые материальные объекты, кот. могут замещать ту или иную реа-лию. Знак – это 2сторонняя ед-ца, носитель соц-ной инфы. Языковой знак – цепочка фонематически расчленённых звуков – означает и понятие за ним закреплённое – означаемое.

1 тип знаков, копии или изображения (иконический). Этот тип знаков сохраняет сходство с обозначаемыми предметами. 2 тип – знаки, признаки или симптомы (индексальный) – несут информацию о предмете, следствие естественной и причинной связи с ним. 3 тип – знаки сигналов – несут информацию по договорённости. 4 тип – знаки-символы – несут информацию о предмете в отвлечении от предмета каких-либо свойств (напр. Голубь – символ мира).

Своеобразие языкового знака закл. в том, что это первичный неконвенциональный знак, объективно сформ-шийся в процес-се эволюции чел-а и чел-кого общества вообще. Среди др. ви-дов знаков, исп-емых в чел-ком обществе, яз-вой знак занимает особое место. Своеобразие яз-а как знаковой системы закл. в универсальности (языковой знак исп-ся во всех сферах чел-кой деят-ти); первичности по отношению к др. знаковым системам; в постоянном развитии и совершенстве; в полисемантичности.

Лингвосемиотика – наука о коммуникативной функции языка. Сущность этой функции состоит в том, что язык является средством передачи говорящим своих мыслей и чувств слушающему. Эта функция осуществляется благодаря знаковой природе языка.

Выявление знаковой природы языка становится возможным, когда язык начинает исследоваться в одном ряду с другими знаковыми системами – азбукой для глухонемых, системой дорожных знаков и т. п. Эти системы изучаются семиотикой – наукой о знаках. Лингвосемиотика занимает промежуточное положение между внутренней лингвистикой и семиотикой. Отсюда и ее двукоренное наименование. Родоначальником современной лингвосемиотики является Ф. де Соссюр.

Основная цель лингвосемиотики – выявление знаковой природы языка. Эта цель может быть достигнута, если языковая система сопоставляется с другими знаковыми системами. Такое сопоставление и позволяет охарактеризовать язык как особую систему знаков.

Выявление своеобразия языка в сравнении с другими знаковыми системами может производиться на разных уровнях:

Физический уровень. С точки зрения физических характеристик знака, а следовательно, и с точки зрения их восприятия органами чувств все системы подразделяются на четыре группы: осязательные, зрительные, слуховые и обонятельные. Зрительными знаками человек пользуется чрезвычайно активно. К зрительным знакам относится и человеческий язык в его письменной форме. В своей устной форме человеческий язык относится к слуховым знаковым системам.

Биологический уровень. Физиологические механизмы речевой деятельности у человека особые. Особенно явно это обнаруживается на отсутствии симметрии между левым и правым полушариями головного мозга. Замечено, что у правшей (у левшей – наоборот) левое полушарие специализировано как речевое (вербальное), а правое – как неречевое (невербальное). Асимметрия мозга отсутствует у животных. Она – анатомо-физиологический результат речевой эволюции человека.

Психологический уровень. Психические основы речевой деятельности человека, бесспорно, намного более сложны, чем аналогичные механизмы какой-либо другой знаковой деятельности у человека или животного. Объяснение простое: человеческий язык представляет собой образование намного более сложное, чем любая другая знаковая система. Если в языке выделяют систему иерархически организованных уровней различных единиц, то состав знаковых единиц, входящих в неязыковые системы знаков, является ограниченным.

Культурологический уровень. Своеобразие языковой системы знаков состоит в том, что она используется во всех сферах культуры, тогда как другие знаки имеют узкие, специальные сферы применения. Универсальное применение языка свидетельствует о намного больших коммуникативных возможностях человеческого языка в сравнении с другими системами знаков.

Языковой знак

Согласно Ф. де Соссюру языковой знак - это не связь вещи и ее названия, а совокупность понятия и акустического образа.

Понятие - это обобщенный, схематичный образ предмета в нашем сознании, наиболее важные и характерные черты данного объекта, как бы определение предмета. Например, стул - это сидение с опорой (ножками или ножкой) и спинкой.

Акустический образ - это звуковой идеальный эквивалент звука в нашем сознании. Когда мы произносим слово про себя, не двигая губами и языком, мы воспроизводим акустический образ реального звука.

Обе эти стороны знака имеют психическую сущность, т.е. идеальны и существуют только в нашем сознании.

Акустический образ по отношению к понятию в некоторой степени материален, так как он связан с реальным звуком.

Доводом в пользу идеальности знака служит то, что мы можем говорить сами с собой не двигая ни губами, ни языком, произносить звуки про себя.

Таким образом, знак - двусторонняя психическая сущность, состоящая из означаемого и означающего.

Понятие - означаемое (фр. signifié)

Акустический образ - означающее (фр. signifiant).

Знаковая теория предполагает 4 компонента процесса обозначения.

В нижеследующем примере участвуют следующие компоненты:

Само реальное, материальное, настоящее дерево, которое мы хотим обозначить знаком;

Идеальное (психическое) понятие как часть знака (обозначаемое);

Идеальный (психический) акустический образ как часть знака (обозначающее);

Материальное воплощение идеального знака: звуки произнесенного слова дерево, буквы, обозначающие слово дерево.1. Денотат (референт) 2. Понятие 3. Акустический 4. Воплощения

[´djεrэvэ] Дерево, Дерево

Деревья могут быть разными, нет двух абсолютно одинаковых берез, произносим слово дерево мы тоже все по-разному (разным тоном, с разным тембром, громко, шепотом и т.д.), пишем также различно (ручкой, карандашом, мелом, разным почерком, на пишущей машинке, компьютере), но двусторонний знак в нашем сознании у всех одинаков, так как он идеален.

Английские лингвисты Чарльз Огден (1889-1957), Айвор Ричардс (1893-1979) в 1923 году в книге «Значение значения» (The Meaning of Meaning) наглядно представили знаковое отношение в виде семантического треугольника (треугольника референции):

Знак (Symbol), т.е слово в естественном языке;

Референт (Referent), т.е. предмет, к которому относится знак;

Отношение, или референция (Reference), т.е. мысль как посредник между символом и референтом, между словом и предметом.

Основание треугольника изображено прерывистой линией. Это означает, что связь между словом и предметом не обязательна, условна, и она невозможна без связи с мыслью и понятием.

Однако знаковое отношение можно выразить и в виде квадрата, если учесть, что второй член треугольника - мысль - может состоять из понятия и коннотата. Понятие - общее для всех носителей данного языка, а коннотат, или коннотация (лат. connotatio - «созначение») - ассоциативное значение, индивидуальное у каждого человека.

Например, «кирпич» у каменщика может ассоциироваться с его с работой, а у пострадавшего прохожего - с перенесенной травмой.

Признаки языкового знака:

1. Условная связь между означаемым и означающим. В самом слове нет указания на предмет.

2. Линейный характер.(Речь имеет продолжительность во времени и пространстве - мы произносим слова последовательно, линейно, букву за буквой.)

3. Изменчивость/не изменчивость. (Изменяемость (вариантность):

б) Означающее остаётся неизменным, а означаемое меняется. Изменение означаемого может привести как к улучшению, так и к ухудшению значения. Например, слово «девка» в XVIII-XIX вв. не имело отрицательной коннотации, сегодня же мы его употребляем в выражениях типа «гулящая девка». Слово «парень» обладало в XVIII-XIX вв. отрицательным уничижительным оттенком; в XX-ом же веке слово «юноша» почти вышло из употребления, его место заняло слово «парень».)

4. Договорённость.

5. Асимметрия: у одного означающего может быть несколько означаемых (как например, в омонимии). Также одно означаемое может иметь несколько означающих. Это явление носит название синонимии.

Свойства (принципы) языкового знака. Отличие языкового знака от других видов знаков

Свойства языкового знака: 1. Языковой знак материален и идеален одновременно; представляет собой единство звуковой оболочки - означающего (формы), и того, что она обозначает - означаемого (содержания). Означающее материально (звук, буквы), означаемое идеально (то, что заложено в нашем метасознании). 2. Языковой знак первичен, знаки других знаковых систем вторичны. 3. Произвольность. 4. Мотивированность - наличие логических связей между означающим и означаемым. 5. Изменяемость (вариантность):

а) Означающее изменяется, а означаемое остаётся неизменным; например, раньше месяц «февраль» назывался «феврарь», с течением времени это название трансформировалось в привычное нам «февраль»; также «чело» - «лоб».

б) Означающее остаётся неизменным, а означаемое меняется. Изменение означаемого может привести как к улучшению, так и к ухудшению значения. Например, слово «девка» в XVIII-XIX вв. не имело отрицательной коннотации, сегодня же мы его употребляем в выражениях типа «гулящая девка». Слово «парень» обладало в XVIII-XIX вв. отрицательным уничижительным оттенком; в XX-ом же веке слово «юноша» почти вышло из употребления, его место заняло слово «парень».

6. Асимметрия: у одного означающего может быть несколько означаемых (как например, в омонимии). Также одно означаемое может иметь несколько означающих. Это явление носит название синонимии.

7. Линейный характер означающего. Речь имеет продолжительность во времени и пространстве - мы произносим слова последовательно, линейно, букву за буквой.

8. Значимость. Значимость можно выявить только в системе, сравнив языковой знак с другими языковыми знаками.

В обществе применяются знаки нескольких типов. Наиболее известны знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы и языковые знаки. Знаки-признаки несут некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о разведенном костре, всплеск на реке - об играющей в ней рыбе, морозный узор на стекле окна - о температуре на улице. Знаки-сигналы несут информацию по условию, по договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (явлениями), о которых они информируют: зеленая ракета может означать начало атаки или начало какого-либо празднества, два камня на берегу показывают место брода, удар в гонг означает окончание работы. Знаки-символы несут информацию о предмете или явлении на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков, осознаваемых в роли представителей всего явления, его сущности; эти свойства и признаки и можно узнать в знаках-символах (рисунок соединенных во взаимном пожатии рук - символ дружбы, голубь - символ мира).

Совершенно особое место в типологии знаков занимают знаки языка.

Языковой знак связывает не вещь и не название, а понятие и акустический образ. Языковыми знаками можно считать только значащие единицы: слово (лексему) и морфему.

Язык - универсальная знаковая система. Он обслуживает человека во всех сферах его жизни и деятельности и потому должен быть способен выразить любое новое содержание, которое понадобится выразить. Искусственные системы - специальные системы с узкими задачами, обслуживающие человека лишь в определенных сферах, в определенных типах ситуаций.

Кроме того, язык - система, по своей внутренней структуре значительно более сложная, чем искусственные системы. Сложность структуры языка проявляется в том, что в языке есть не только ярус, лежащий «выше» знакового, - ярус предложений и свободных (переменных) словосочетаний, но также и ярус, лежащий «ниже» знакового, ярус «незнаков», или «фигур», из которых строятся (и с помощью которых различаются) экспоненты знаков.

ñ Знак - материально-идеальная сущность, посредством которой узнается что-то новое, лежащее за пределами его внешней формы.

ñ Знаковая система - совокупность знаков, образующих единство на основании внутренних отношений между ними и используемых в определенной сфере человеческой деятельности.

ñ Семиотика - наука о знаковых свойствах и знаковых системах. Основатель - Чарльз Сэндерс Пирс (1839-1914).

Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т.е. системами знаков и правил их употребления. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой , или семиологией (от др.греч. sema – знак). Эта междисциплинарная наука возникла на стыке лингвистики, теории информации, психологии, биологии, литературы, социологии. В общей семиотике выделяются три раздела :

ñ синтактика - изучение объективных законов устройства знаковых систем, а также отношения между элементами языка, правилами их образования и сочетания;

ñ семантика - изучение смыслов, т.е. отношений между знаками и значениями, правилами обозначения и понимания;

ñ прагматика - изучение отношения субъектов, использующих знаковую систему, к этой системе, иными словами, отношения между языком и пользователем и правилами употребления языка.

Семиотика культуры - это знаковые средства культуры, а также рассмотрение всех культурных феноменов как текстов. В таком случае исходят из того, что необходимым компонентом любой культуры является информация, которая всегда хранится и передается с помошью знаков, в совокупности составляющих текст. При этом «текстом» называют не только письменные сообщения, но любой артефакт, рассматриваемый как носитель информации. Язык тоже понимается в широком смысле - не только как естественный язык (первичные моделирующие системы), но и как вторичная моделирующая система. Языки культуры называют моделирующими системами, так как именно они выступают теми средствами, с помощью которых человек познает, объясняет и пытается изменить мир вокруг себя.



Знаковые отношения:

ñ вещь, выступающая в качестве знака;

ñ указание на нечто другое;

ñ интерпретация (толкование).

О Ч.С.Пирс: «Знак есть некоторое А, обозначающее некоторый факт или объект В для некоторой интерпретирующей мысли С».

Виды знаков (по Ч.Пирсу):

ñ А сходно с В: иконические знаки (географические карты, схемы, чертежи);

ñ А связано (смежно) с В: индексы (след ноги, стекло с отверстием от пули, указание пальцем на что-л., знаки уличного движения, в языке: местоимения - этот, тот, частицы - вот, наречия - здесь);

ñ А условно связано с В: символы (слова, предложения, математические знаки).

Классификация знаков в семиотике: 2 типа

Иконические знаки - знаки-образы, внешний вид которых отражает облик обозначаемых ими вещей. Как правило, они создаются искусственно, хотя изредка могут использоваться естественные объекты, если они похожи на предмет, который им хотят обозначить. Так, в музыке имитируются гром, морские волны и т.п.; в этом случае знаки схожи с обозначаемыми предметами по материалу. Художественные образы, созданные писателями, художниками или скульпторами, очень точно описывают людей, животных или события, хотя они в большей или меньшей степени условны.

Конвенциональные (условные) знаки - искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный звонок. красный крест на машине «скорой иомоши», «зебра» на пешеходном переходе и др. Существует три основных вида конвенциональных знаков - сигналы, индексы и символы .

Сигналы - знаки извещения или предупреждения, например цвета светофора.

Индексы - условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации изрядадругих. Иногда (но необязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают, например показания приборов, условные значки в схемах, на графиках и т.д.

Символы - знаки, не только указывающие на некоторый объект, но и несущие в себе добавочный смысл. Если значения любых других знаков относятся либо к вешам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.), то значения символов указывают на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Примерами символов являются государственные гербы, флаги, гимны - символические знаки достоинства государств.

Символы имеют не только конвенциональный, но и икониче- ский характер. Означающая сторона символа всегда каким-то образом связана с тем, что она обозначает, имеет с ним какое-то сходство, иногда очень опосредованное, ассоциативное. Например, весы могут быть символом справедливости, так как содержат идею равновесия. В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов: исторические (Бородинское поле как символ славы русского оружия), религиозные (крест, иконы), мифологические (Гея - Земля, Кронос - время и т.д.), идеологические и пропагандистские (программы, конституции, лозунги), нравственные (белый цвет - чистота), художественные (произведения искусства).

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: