Поле проверить окончание. Ударные и безударные окончания имён существительных единственного числа. Падежные окончания в фамилиях и названиях

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 4. Правописание окончаний

Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.

4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных

Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

В Кита.., в Коре.., в Германи.., в Заполярь.., в изумлени..

Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).

Особая группа существительных*

-мя
-ия
-ие
-ий

время
партия
знание
гений

Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)

1 склонение
(кроме слов на -ия)

-а (м. р. / ж. р.)

Я (м. р. / ж. р.)

страна
папа
земля
дядя

Стена
(проверочное слово)

2 склонение
(кроме слов на -ий, -ие)

Нулевое оконч. (м. р.)
-о (ср. р.)
-е (ср. р.)

конь
село
поле

Стол
(проверочное слово)

3 склонение

-ь (ж. р.)

мать
мышь

Степь
(проверочное слово)

*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий ).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).

Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).

Помните , что существительные типа сомнение и сомненье , Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).

Помните , что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).



4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.

В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.

Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем ) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им ) с меняющИМся;
беспокоящ...йся матери (какой? - окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем ) на тонущЕМ.

Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.


4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать? );
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь (слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.

При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).

Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).

В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).

Цель урока: познакомить учащихся со способом проверки безударных окончаний имен существительных при помощи проверочных слов для существительных I склонения – «рука» , для существительных II склонения – «плечо» и для существительных III склонения – «грудь; развивать аналитико – синтетическое мышление, устойчивость внимания, речь, память; совершенствовать навыки определения орфограммы в словах и поиска проверочного слова; воспитывать умение четко высказывать свое мнение и умение внимательно выслушивать мнение своих товарищей.

ХОД УРОКА.

1). Организационный вопрос.

2). «Жужжащее» чтение книги по методике Л.В.Зайцева (3 минуты)

3). Минутка чистописания.

На доске слова:

Праз…ник, л…цо, ст…лица, сер…це, ур…жай, ч…нил, с…бака, гр…ной, звез…ный.

Если вы разделите эти слова на три группы, то узнаете, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания.

(буквы «д», «о», «и»)

Давайте вспомним, как проверить безударную гласную в корне слова и как проверить непроизносимую согласную в корне слова и, прежде чем будем выполнять упражнения для минутки чистописания, определим для этих слов проверочные слова.

(дети вспоминают правила и подбирают проверочные слова)

На доске:

Даоаиа

Определите порядок написания букв в этом ряду.

(после каждой буквы написали еще букву «а» строчную)

Сегодня мы еще вернемся к этой букве, а пока пропишите этот ряд, соблюдая правильно соединения букв.

4). Словарная работа.

На доске:

Аллея, пассажир, назад, горизонт, агроном.

Что это за слово?

Какое слово лишнее? Почему?

(лишнее – «горизонт», потому что в нем нет безударной гласной «а»)

Выпишите это слово, выделите безударные гласные, запомните его написание.

Посмотрите внимательно на остальные слова постарайтесь их запомнить.

Стираю слова с доски.

Вспомните и запишите словарное слово – существительное II склонения.

Ребенок у доски записывает:

Пассажир, агроном,

Почему ты решил, что это существительные II склонения?

Вспомните и запишите существительное III склонения.

Следующий ребенок продолжает запись:

Пассажир, агроном, аллея,

Почему ты решил, что это существительное II склонения?

Вспомните и запишите существительное III склонения. (такого существительного нет)

Какое слово осталось не записанным?

Третий ребенок у доски записывает:

Пассажир, агроном, аллея, назад.

К какой части речи относится это слово? (наречие)

5). Новая тема.

Сегодня мы продолжим изучать имя существительное и перед нашей научной лабораторией стоит вопрос….

На доске:

Как проверить безударное окончание имен существительных?

Кто-нибудь из моих научных сотрудников уже знает ответ на этот вопрос?

(нет)

Тогда давайте вместе определим, что же нужно делать, что проверить, как написать безударное окончание существительного, ведь тема нашего сегодняшнего урока так и звучит. Проверка безударных окончаний имен существительных I,II и III склонений.

а). Вместе с ребятами (они в тетради, учитель на доске) склоняются существительные I склонения рука, мама.

В каждом падеже у этих существительных выделяются окончания и определяется ударное оно или безударное.

Затем задаются следующие вопросы:

1. Существительное какого склонения мы изменяли по падежам?

2. Чем отличаются окончания у этих существительных?

3. Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые или разные падежные окончания?

4. Ударные или безударные представляют собой трудность в написании?

5. Какое из этих слов нужно проверять при написании? (мама )

Какое слово будет являться проверочным? (рука )

На доску вывешивается слово «рука» на листе бумаги.

Это слово будет проверочным для существительного I склонения.

б). По аналогии с существительным I склонения «мама» и «рука» склоняем существительные II склонения плечо, озеро.

Определяем по тем же вопросам, что для существительных II склонения проверочным словом будет существительное «плечо».

в) также склоняем существительные III склонения грудь, площадь и определяем, что для существительных IIIсклонения проверочным словом является слово «грудь».

6). Физкультурная минутка.

Если услышите слово с ударным окончанием – присядьте, если с безударным – сделайте наклон вперед.

У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в лагере, из воды, около пристани, в нефте, на склоне.

7). Упражнения для закрепления пройденного материала.

а) На доске:

Ремонт квартир…, подбежал к лошад…, говорили о дел…, урожай с яблон…, светились в неб…, обратился к молодеж…, плыл по речк… .

Используя проверочные слова, попробуйте определить окончания у этих существительных.

б) Самостоятельная работа по карточкам.

8). Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Смогла ли наша научная лаборатория ответить на вопрос урока?

Так как можно проверить безударные окончания имен существительных?

9). Выставление оценок.

10). Запись домашнего задания: стр.85, упражнение №187.


Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.

2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Пример:

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж.

Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение: -и, -ы.

2-е склонение: -а, -я.

3-е склонение: -и.

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы - 1-е склонение.

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -у, -ю.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру - 2-е склонение.

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание -и, в дательном - окончание -е.

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание -и.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение: -у, -ю.

2-е склонение: -а, -я.

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю - 1-е склонение.

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение: -ой(-ей).

2-е склонение: -ом(-ем).

3-е склонение: -ю.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой - 1-е склонение.

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -е.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени - 3-е склонение.

Разобраться в правописании падежных окончаний имён существительных поможет данная статья. Ниже представлены таблицы, в которых показаны примеры для каждого падежа и склонения; таблицы распределены с учётом категории числа называемого предмета. В дополнение ко всему мы расскажем, как правильно писать безударные падежные окончания.

Правописание падежных окончаний имен существительных

Падежные окончания существительных представлены системой окончаний (флексий), указывающих на грамматическое отношение существительных к другим словам в предложениях и словосочетаниях. Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного. Особенности правописания падежных окончаний имен существительных изучаются в 4 классе.

Падежные окончания существительных в единственном числе

Падежные окончания существительных представлены в таблице с примерами:

Падеж I склонение II склонение III склонение
окончания примеры окончания примеры окончания примеры
Именительный -а, -я вода , юноша , земля , -о, -е человек, дом, окно , решение ночь, ложь, дочь
Родительный -ы, -и воды , юноши , земли -а, -я человека , дома , окна , решения ночи , лжи , дочери
Дательный воде , юноше , земле -у, -ю человеку , дому , окну , решению ночи , лжи , дочери
Винительный -у, -ю воду , юношу , землю ,-а, -я, -о, -е человека , дом, окно , решение ночь, ложь, дочь
Творительный -ой (-ою),
-ей (-ею)
водой , юношей , землей -ом, -ем человеком , домом , окном , решением -ью ночью , ложью , дочерью
Предложный о воде , о юноше , о земле -е, -и о человеке , о доме , об окне , о решении о ночи , о лжи , о дочери

Падежные окончания существительных во множественном числе

Падеж I склонение II склонение III склонение
окончания примеры окончания примеры окончания примеры
Именительный -ы, -и горы ,

дороги ,

дяди

-а, -я, -ы, -и озера , столы , кони , ученики степи , печи , лани
Родительный , гор, -ов, -ей, озер, столов , коней , учеников -ей степей , печей , ланей
Дательный -ам, -ям горам ,

дорогам ,

дядям

-ам, -ям озерам , столам , коням , ученикам -ям, -ам степям , печам , ланям
Винительный -ы, -и, горы ,

дороги ,

-а, -я, -ы, -и, ей, -ов озера , столы , коней , учеников -и, -ей степи , печи , ланей
Творительный -ами, -ями горами ,

дорогами ,

дядями

-ами, -ями озерами , столами , конями , учениками -ами, ями степями , печами , ланями
Предложный -ах, -ях о горах ,

о дорогах ,

о дядях

-ах, -ях об озерах , о столах , о конях , об учениках -ах, -ях о степях , о печах , о ланях

Правописание безударных падежных окончаний

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы определиться с безударным окончанием существительного, выполните следующие шаги:

  • Поставьте существительное в форму единственного числа И. п.
  • Определите тип его склонения.
  • Определите нужные окончания существительного по падежам, подставив вместо него соответствующее проверочное слово, как показано на примерах в таблице.
Склонение Проверочное слово Примеры
1 склонение стена корона (стене /короне – Д. п.)
2 склонение стол рыцарь (столу /рыцарю – Д. п.)
3 склонение степь мышь (о степи /о мыши – П.п.)
Особая группа существительных на -мя, -ие, -ия путь (для Р. п., Д. п., П. п.) время (пути /времени – Р. п.)

изумление (о пути /о изумлении – П.п)
Германия (пути /Германии – Д. п.)

Урок на тему: Безударные окончания имен существительных

1). Орг. момент

Прозвенел звонок – начинаем наш урок.

Ребята, какое у вас настроение?

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу и скажите: «Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Если будет трудно, справимся вместе всегда ».

Запись числа

Перед письмом вспомним, как нужно правильно сидеть за партой:

«Сяду прямо, не согнусь, на отлично потружусь»

Откройте тетради, запишите число и классная работа

2.Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

Какое время года хозяйничает сейчас на земле?

Какие ассоциации вызывает это слово? Что представляете?

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Кому принадлежат эти строки? Пушкин

С кем поэт ассоциирует зиму? Как он ее называет?(Волшебницей.)

Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год.

Назовите первую букву слова волшебница.

Какие звуки обозначает буква «в»? Что можете о них рассказать?

в обозначает мягкий согласный звук.

Назовите слоги, в которых буква в обозначает твердый согласный звук.

Напишите красиво эти слоги. (ходить по классу и смотреть кто как пишет и вслух указывать на недостатки, потом одну лучшую тетрадь показать под камерой. Посмотрите, вот у … очень красиво и аккуратно написаны слоги, соблюдены размеры букв, правильно соединены буквы)

3. Словарная работа.

Мы с вами уже сказали, что зима это к…ньки, ин…й , вал…нки, п…льто, с…п…ги, вет…р, м…роз , м…тель.

А что за слова я такие назвала? Почему они называются словарными?

Из данных слов выберите и запишите:

1 вариант: те слова, называющие вещи, которые можно надеть

2 вариант: те слова, которые характеризуют погоду зимой.

А теперь, обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши, будем проверять.

Что написал 1 вариант?, какие буквы вставили?

Что написал 2 вариант? Какие буквы вставили?

Молодцы! Справились почти без ошибок!

4. Сообщение темы и целей урока.

Из земли из избушки

По воде по дороге

На стене на празднике

Из глуши в степи

Чем похожи эти группы слов? (окончаниями е, и)

Чем отличаются группы слов? (в 1 столбике слова с ударными окончаниями

Во 2 столбике с безударными окончаниями)

Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Чему будем учиться на уроке? (Будем проверять безударные гласные в окончании)

Какая цель урока?

Закрепить знания проверки безударных падежных окончаний имен существительных .

5. Работа над темой урока.

Что называется склонением?( Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)

- Сколько склонений в русском языке?

Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры

(Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я.)

Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры

(Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е или –ё.)

Какие существительные относятся к 3 склонению? Приведите примеры

( Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш.)

Вспомните алгоритм правильного написания безударного окончания существительных. Для этого давайте обратимся к учебнику на стр.37

Молодцы! Теперь мы без ошибок выполим следующее упражнение.

Итак, пишем с комментированием на месте.

Задание: вставь окончания, определи склонение и падеж.

без ошибк.., на пароход…, в пол…, около площад…, в росош…, к рощ…

Умнички! Давайте сделаем вывод, как же проверить безударные окончания имен существительных? Что для этого нужно сделать?

6. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали немножко, давайте отдохнем, а потом опять писать начнем.

7. Закрепление.

Закрепим наши знания, выполнив упражнение в рабочей тетради стр. 29, упр 44.

Вам нужно составить и записать по 2 словосочетания из слов каждой группы. Употребите глаголы в форме прошедшего времени ед.числа, в скобках укажите падеж и склонение существительных.

Скажите на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?

По 1му человеку к доске, с комментированием.

Дальше нам предлагают сравнить окончания сущ.2 скл и 3 скл в П.п. Что вы можете сказать? В чем особенность написаний окончаний у существительных 3го скл? Что же нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе окончаний сущ-х 2 и 3 скл?

А теперь разделимся на группы. Каждой группе дам определённое задание, которое, они в течении 5 минут должны выполнить, затем по 1 человеку о группы выступить с правильным ответом у доски.

У каждой группы на столах лежит текст, в котором в словах пропущены окончания.

1ой группе нужно найти и выписать существительные в Р.п.

2ой группе в Д.п.

3ей группе в П.п.

4ой группе в Р.п.

5ой группе в Д.п.

6ой группе в П.п.

Тексты у всех будут разные.

Время истекло, прошу 1ю группу с ответом. (выходит к доске, на слайде подчеркивает слова, и объясняет свой выбор) и т.д.

Итак, скажите мне еще раз, что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных?

Ну и последнее задание, выполнив которое, я узнаю, как точно вы поняли нашу сегодняшнюю тему, научились ли правильно записывать безударные окончания сущ-х.

Перед вами лежат листочки со словами, в которых пропущены окончания существительных, за 2 минуты, вы должны будете как можно больше и правильно вписать этих окончаний.

Время пошло. Время истекло, положили листочки на край стола, в конце урока вы мне их сдадите.

8. Домашнее задание.

Молодцы, вы сегодня все поработали на отлично! Подошло время задать вам домашнее задание.

1. повторить окончания существительных в каждом падеже.

2. учебник стр. 37, повторить алгоритм написания безудар.окончаний сущ.

3. выполнить уп. 64 на стр. 38. Здесь вам нужно воспользоваться повторенными правилами, правильно вписать окончания существительных, определить склонение, падеж и выделить окончания.

9. Итог Урока.

Чтобы подвести итог нашему уроку, я попрошу вас продолжить предложения.

Я сегодня на уроке узнал___________________

Я научился__________________________

Я повторил______________________________

Мне понравилось больше всего___________________

Я работал с______________настроением

Я испытывал затруднения, когда________________

Спасибо вам за урок!

Просмотр содержимого презентации
«безударные окончания имен существительных»





Словарная работа

К…ньки, ин…й, вал…нки, п…льто, с…п…ги, вет…р, м…роз, м…тель .


Словарная работа

К о ньки, ин е й, вал е нки, п а льто, с а п о ги, вет е р, м о роз, м е тель.


Из земли из избушки

Из глуши в постели


По воде по дороге

На стене на празднике


Из земли из избушки

Из глуши в постели

По воде по дороге

На стене на празднике


Тема урока:

Правописание

безударных

падежных окончаний

имен существительных


Склонение имён существительных

1 склонение

1 склонение

Ж.р. + М.р.

2 склонение

2 склонение

М.р. + Ср.р.

3

склонение

3 склонение

Ж.р.










Д омашнее задание

  • Повторить окончания существительных в каждом падеже.
  • Учебник стр. 37 , повторить алгоритм написания безударных окончаний.
  • Упр. 64, стр. 38

Я сегодня на уроке узнал_______________ .

Я научился_______________ .

Я повторил________________ .

Мне понравилось больше всего___________.

Я работал с _____________настроением.

Я испытывал затруднения, когда _________ .


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: